В случае же расправ с духовенством, описываемых Валентиновым, крестьяне проявляли поразительную безучастность. «Водной из станиц Кубанской области в ночь под Пасху (когда в храме должно было быть битком народу. – С. Л.) был во время богослужения замучен священник Пригоровский: ему выкололи глаза, отрезали уши и нос и размозжили голову… Священника монастыря Марии Магдалины Григория Никольского, приобщавшего молящихся во время литургии, вывели из церкви… и после всяческих издевательств убили выстрелом из револьвера в рот, который заставили его открыть при криках: “мы тебя приобщаем”» (с. 37). Священника Александра Подольского «прежде чем убить, долго водили по станице, глумились и били, а затем зарубили за селом на свалочном месте. Один из прихожан, пришедший его похоронить, был тут же убит пьяными красноармейцами» (с. 43). Один из прихожан! А где же остальные? Ведь в случае массового возмущения народа большевики были бы вынуждены отступить. Известен случай, когда «население и приход настойчиво ходатайствовали об освобождении архиепископа Митрофана из-под ареста. Наконец его повели в здание судебных установлений и здесь объявили постановление военно-революционного суда о признании его ни в чем не виновным. При этом председатель военно-революционного суда объявил, между прочим, Митрофану, что революционная власть убедилась, что народ его любит… Эта любовь народа и боязнь народного гнева заставляли в то время советскую власть воздерживаться от каких-либо репрессивных мер» (с. 34–35). Однако свидетельства о сопротивлении религиозным гонениям мы находим только применительно к городам, особенно таким крупным пролетарским центрам, как Петроград и Москва. «В пятницу (17 марта) к церкви на Сенной площади подъехал автомобиль с вооруженными красноармейцами и комиссарами для изъятия церковных ценностей. Об этом узнала толпа, бывшая на рынке, и народом было принято решение защищать храм от ограбления. Комиссар упорствовал в своем намерении. Толпа бросилась на него и избила. Это послужило поводом к оцеплению Сенной площади курсантами и конной милицией. Раздались выстрелы вверх, но толпа не расходилась, и коммунистам на этот раз пришлось отказаться от своего намерения ограбить церковь … 28 марта во Владимирском соборе два комиссара, пытавшиеся насильно ворваться в церковь , двери которой были заперты, были убиты на месте разъяренной толпой. Сопровождавшие их красные солдаты разбежались» (с. 56–57).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видимо, за образец заказчики взяли русский иконостас, но местные мастера внесли в него привычные для себя элементы резьбы и архитектурные детали. Так, царские и боковые врата имеют характерные украинские проемы со срезанными наискось углами. Виноградная лоза, а также другие орнаменты, украшающие колонки и рамы икон, типичны для украинского искусства этого времени. Нам думается, что выбор такой на первый взгляд «сухой», однообразной композиции иконостаса диктовался не только вкусами заказчиков, но и характером интерьера, его лаконичными прямоугольными формами. К сожалению, его живопись либо переписана, либо скрыта копотью, отчего сказать о ней что-либо определенное пока нельзя. Из ювелирных изделий, хранящихся в Спасо-Преображенском соборе, заслуживает внимания серебряная люстра работы данцигского мастера — дар Петра I собору. Ее нижний шар украшен прорезным ажурным орнаментом, имеющим прямые аналогии с орнаментами украинских ювелирных изделий. Не исключена возможность, что данцигскому ювелиру вместе с заказом был направлен и «абрис», то есть чертеж, проект люстры, исполненный кем-либо из украинских граверов. В храме имеется, кроме того, несколько икон разного времени, заслуживающих внимания. Одна из них - «Богоматерь Умиление», судя по всему, относится ко второй половине или, быть может, даже к концу XVII в. Это, безусловно, икона местной работы; Богоматерь с крупными чертами лица женщины из народа с нежностью прильнула щекой к младенцу. Энергичной кистью очерчены ее большие глаза, довольно большой нос и широкий подбородок. Живопись до предела лаконична. Черный контур выразителен. «Обмирщая» образ Богоматери, мастер возвеличивал образ простой женщины, воспевал материнскую любовь, ее чарующую нежность и жертвенность. Григорий Никонович Логвин «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль». Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Храм трёхпрестольный: центральный - Преображенский, северный - Введенский, южный - Архангело-Михайловский --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=14222

До 1812 года главнокомандующим в Москве был граф Гудович, фельдмаршал Иван Васильевич, недолго, — я думаю, года три; а тут вдруг назначили графа Ростопчина. Я его часто видала у Архаровых, где он проводил иногда целые вечера. Он был довольно высок ростом, мужествен, но лицом очень некрасив; лицо плоское с выдавшимися скулами, глаза навыкате, нос широкий, немного приплюснутый, вздернутый, — словом, видно было, что он происходил от татарского предка, и нужды нет, что давно его пращур прибыл в Россию откуда-то (кажется, он сказывал, что из Крыма), а так вот и видно было, что татарского происхождения; волосы редкие и немного; маленькие полоской бакенбарды, губы тонкие и очень сжатые, зубы широкие, небольшой подбородок и большой назад закинутый лоб. Но как по лицу он был некрасив, так по всей наружности было что-то очень важное, приветливое и отменно благородное. На вид ему было лет пятьдесят, но, говорят, ему их не было; он был несколько старообраз и очень близорук: читает, бывало, под носом держит книгу. Хотя род Ростопчиных и настоящий дворянский и древний род, но до Федора Васильевича не был ни знатен, ни богат: отец его был просто майор; мать — урожденная Крюкова. Каким манером, не знаю, Федор Васильевич попал к гатчинскому двору и был у великого князя Павла Петровича камергером. По восшествии его на престол был тотчас переименован в военные чины генерал-адъютантом, и в эти четыре года царствования Павла он сделался действительным тайным советником, получил Александра Невского и Андрея, был сделан графом, и, кроме того, его отец, находившийся в отставке, из майора сделан действительным статским советником и награжден Анненскою лентой; в день коронования император пожаловал Федору Васильевичу имение в 500 душ в Орле. Пред вступлением на престол Александра Павловича граф Ростопчин был уволен от службы, но при Александре он опять вступил в службу и в 1812 году был сделан московским главнокомандующим. Его жена, графиня Екатерина Петровна, урожденная Протасова, была племянница известной в свое время камер-фрейлины Анны Степановны Протасовой, приятельницы императрицы Екатерины, которая ее с ее четырьмя племянницами пожаловала графским титулом. Анна Степановна Протасова по своей матери была в близком родстве с Орловыми. Анисья Никитична Орлова, сестра Ивана Никитича и Григория Никитича, была замужем за сенатором Степаном Федоровичем Протасовым, потому, вероятно, и попала в случай: ее мать и отец известного любимца Григорья Григорьевича Орлова были родные брат и сестра.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

Ко мне тогда приходил корейский пастор, протестант, и предлагал вместе построить медицинский центр. Мол, обеспечим деньгами. Даже согласился, чтоб иконы висели. Спрашиваю: «А не стану ли я тем бревном, которым разобьют ворота, а потом выкинут? Там же всё будет ваше. Можете дать гарантию, что позже ничего не изменится?» «Нет, не могу, у меня ж начальство…» В другой раз предлагали участвовать в глянцевом журнале. Чтоб на обложке православный батюшка, а внутри статьи баптистов… За десять лет на Сахалине многое изменилось. Построены десятки храмов, открыт Духовно-просветительский центр, много воскресных школ, в них тысячи детей, слышишь их голоса и радуешься. Как владыка медведя напугал Так сложилось, что архиерейское служение у меня то на Дальнем Востоке России, то почти на самом Севере. И всюду своя экзотика. На Сахалине памятных мест мало, а в Архангельской области с избытком: самый богатый в России заповедник деревянного зодчества! Иногда бывали забавные случаи. Поехал как-то весной в один из дальних сахалинских приходов. Погода хорошая, солнышко. Иду по лесу и вижу: впереди огромный пень. Подхожу ближе, и вдруг этот «пень» поднимается, и я оказываюсь нос к носу с рыжим головастым медведем! Смотрю на него, а он на меня. Шерсть у него на холке дыбится, в глазах страх. Я стою. Он вдруг рявкнул, отпрыгнул и рванул в чащу. Почему дела спорятся Самая большая радость для меня от служения. Быть с Богом это не как в песне «Любовь нечаянно нагрянет…» Благодать нужно привлекать. Покаянием, смирением, любовью и молитвой, которую святой Серафим называл «царицей добродетелей». А главные молитвы на Божественной литургии . После каждой службы на душе огромная радость, и с нею дела спорятся. 5 фактов о владыке Данииле В миру Александр Григорьевич Доровских, родился в 1960 году в Воронеже, в рабочей семье с крестьянско-казацкими корнями. В семье было трое сыновей, и все стали монахами: братья владыки епископ Тихон и игумен Серафим. В Троице-Сергиевой лавре монах Даниил за четыре года прошёл путь от послушника до архимандрита.

http://azbyka.ru/way/vladyka-daniil-pris...

Конечно, важней, а в чём эта важность? А в том, что Он Воскрес, Он хотел их убедить, что Он не дух, а именно Воскресший в теле, их Учитель, для этого показывал и Свои пробитые гвоздями руки, ноги и копием рёбра, предоставил возможность Фоме это ощутить, чтобы они в этом убедились, чтобы они стали первыми свидетелями того, что Он воскрес. Вот это важно. Вот это принципиально ново – никогда ещё Бог не становился человеком, ни в какой религиозной системе, хотя каждая религиозная система каким-то образом препарирует человеческую интуицию, и какие-то указания имеются. Например, учение о троице есть даже в китайской философии, если угодно, кто будет изучать, обязательно на это наткнётся. А Вергилий, римский поэт, говорил, что спасение миру придёт от младенца. Кто ему шепнул, в каком сне он увидел, как у него сложились эти стихи? Это тайна. Сегодня день рождения Ивана Алексеевича Бунина; многое из того, что он говорил в своей поэзии и даже прозе, явилось совершенно пророческими словами о нас с вами и о нашей жизни. Это у поэтов бывает, потому что поэзия – вещь духовная, недаром Церковь имеет трёх богословов: Иоанна Богослова, Григория Богослова, Симеона Нового Богослова. По самому тексту Евангелия Иоанн Богослов – наиболее поэтичный автор. А уж Григорий и Симеон – поэты, настоящие и выдающиеся, и до сих пор Церковь молится словами Григория и его божественные гимны стали нашим богослужением. Так в поэзии часто бывает, такое предвосхищение, пророчество, и недаром, что самый любимый из поэтов древности – это царь Давид, который аккомпанировал себе на струнном инструменте. Эти псалмы, которые также являются основой нашего богослужения, стали его частью, и в них тоже сколько угодно есть пророчеств о Христе, вплоть до того, какие слова Господь скажет, умирая на кресте. Как всякое пророчество – это чудо, и это чудо поэзии царя Давида. Поэтому, конечно, мы можем отдельно рассматривать нравственные учения Христа. Вообще, западный школьный подход в этом и заключается, чтобы изучить предмет, его сначала расчленяют, потом отдельно изучают каждую часть, что отражается, допустим, на медицине, и это приводит к тому, что мы не встретим сейчас врача в нашей европейской медицинской традиции, который лечит пациента – один лечит глаза, другой лечит нос, третий – печень, и так далее: каждый специалист по своему.

http://pravoslavie.ru/67036.html

Нижний конец креста, опираясь на линию рта, сообщает нам о рожденном от Отца Сыне – о Логосе. Именно рот является тем органом, который необходим для произнесения слова. Большую горизонтальную перекладину, приходящуюся на глаза, по смыслу можно соотнести со Святым Духом: это призвание свыше быть духовидцем Пресвятой Троицы. Иисус Христос есть Бог, явленный зримо, познаваемый в Духе Святом. А видевший Сына, видел и Отца (см.: Ин. 14: 9). В Православии духовный человек есть тайнозритель незримого. Потому, взирая на икону, мы убеждаемся, что глаза не просто главная деталь лика, а духовный орган. Такую мысль с легкостью можно отыскать в популярной литературе об иконописи. Поскольку человек сотворен Богом в ангельском достоинстве и поскольку в «телесных частях» святитель Дионисий Ареопагит находит образы небесных сил, то будет, наверное, правильным обратиться к его трактату «О небесной иерархии». Согласно святителю, «способность зрения указывает на чистейшую устремленность ввысь, к божественным светам, а также на нежное, мягкое, не враждебное, но быстрое, чистое и открытое, чуждое страданию приятие богоначальных озарений» . Эта мысль фактически подтверждает все вышесказанное. Возможно, кому-нибудь покажется неточным совпадение косой перекладины с линией носа; нос ведь первый «поставщик» воздуха в легкие, без него нормальное дыхание невозможно. Однако заметим, что диагональ во многих культурах, в том числе и христианской, символизирует движение и вообще динамику. А дыхание и есть движение, сама жизнь. «Из персти и дыхания создан человек», – говорит святитель Григорий Богослов . Творец вдыхает в нас жизнь, угасает же она через считанные минуты после потери дыхания. Протопресвитер Иоанн Мейендорф связывает «дыхание» с сотворением человека по образу Божию: «Бог “вдунул в лице его дыхание жизни” (Быт. 2: 7). Это “дыхание” жизни Божией, отождествляемое со Святым Духом на основании текста Септуагинты, и есть то, что делает человека “образом Божиим”» . И, напротив, не случайно в народе «безносой» называли смерть.

http://pravoslavie.ru/1401.html

– Ну что вы! Я начинающий фотограф, едва ли у меня что-то получится, – застеснялся мой собеседник, протягивая визитку. Как оказалось, это был генеральный директор крупного завода – одного из ключевых спонсоров праздника, ставшего подлинным фестивалем русской культуры в Башкирии... Михаил Чванов особенно акцентирует мое внимание на том, что многие башкиры и татары тоже с большой радостью принимают участие в Аксаковских днях. " Наш праздник – не только русский, но подлинно евразийский. И одним из первых евразийцев, хотя этого наименования тогда не существовало, несомненно, был Сергей Аксаков " ... Первый – уфимский – " аксаковский день " сменил день белебеевский. Этот район Башкирии, пограничный с Оренбуржьем, славен тем, что у Аксаковых здесь было сразу несколько имений, в одном из которых – Надеждине – сегодня открыт Аксаковский историко-культурный центр. Поблизости недавно открыли памятник Сергею Тимофеевичу работы известного белорусского скульптора – народного художника Республики Беларусь Ивана Миско. Его творение уже стало главной достопримечательностью района. К памятнику приезжают молодожены в надежде перенять аксаковские семейные традиции. Правда, не обходится без суеверий, люди полюбили тереть " на удачу " бронзовый нос борзой, уютно примостившейся рядом со своим знаменитым хозяином. В возрожденную же рядом Димитриевскую церковь, где Аксаков крестил своих детей, народ ходит, увы, куда реже. И даже недавно поставленный на Нефтекамскую и Белебеевскую кафедру епископ Амвросий, отслуживший 22 сентября заупокойную литию по Аксаковым, так и не смог собрать полный храм. Но все же нельзя сказать, что жители Башкирии забывают свои традиции. Множество фольклорных праздников, проходящих в рамках Аксаковских дней, – тому подтверждение. Русские и украинские, татарские и башкирские, чувашские и марийские коллективы показали себя на столь высоком уровне, что до сих пор в ушах звучат зачастую непонятные слова их дивных песен. Особенно запомнилась композиция " Аленький цветочек " самарского казака-старовера Павла Коровина. Этот человек мечтает разбить в Самаре, где губернатором и предводителем дворянства долгое время был один из сыновей Аксакова – Григорий Сергеевич, Аксаковский сквер. Хочется верить, у казака все получится, ведь именно его усилиями в Самаре уже возведен памятник Чехову. Тем более что есть у Коровина и земляки-единомышленники – представители Администрации Борского района Самарской области, где в этом году, впервые за всю историю Аксаковских дней, 30 сентября состоялось продолжение праздника.

http://religare.ru/2_97080.html

Рим, недовольный холодным отношением Маврикия к Западной церкви, с радостью приветствовал Фоку. Римский папа Григорий Великий написал ему восторженное письмо: «Да радуется весь народ империи, глубоко опечаленный до сего дня, твоим великим деяниям! Да радуется каждый свободе, наконец возвращенной под скипетром благочестивого императора!» Персия, наоборот, расценила переворот как личную обиду: убитый Фокой Маврикий был другом персидского царя Хосрова, которого император спас от смерти, когда тот еще царевичем был вынужден бежать из Персии. Хосров использовал это убийство как удобный повод для вторжения и объявил Византии новую войну, едва не погубившую империю. В это время снова возник болезненный для Церкви вопрос о войне. Перед лицом опасности Фока, остро нуждавшийся в солдатах, попросил собор епископов объявить мучеником всякого, кто пойдет в армию и будет убит. Кто – то тут же вспомнил 13 – е правило Василия Великого , запрещавшее причащаться в течение трех лет всем, кто убивал на войне, за «нечистые руки». С другой стороны, некоторые епископы и священники заявили, что сами участвовали в сражениях и убивали: за это, по их мнению, надо не наказывать, а награждать. Им указали на 43 – е правило Василия Великого , по которому таким священникам следовало запретить служение в Церкви. Но многие сочли его излишней и ненужной строгостью, и вопрос так и повис в воздухе. Жестокость Фоки в конце концов стоила ему трона. Во время праздника, проходившего на ипподроме, люди начали обвинять его в пьянстве. «Опять засовывал свой нос в кувшин! Опять потерял разум!» – кричали из толпы. Фока ответил на это с обычной свирепостью: по его приказу недовольные были живыми зашиты в мешки и брошены в море. Терпение народа лопнуло; вспыхнул бунт, который поддержал полководец Ираклий, и Фока был свергнут. Конец его правления оказался таким же жестоким, как начало. «Ираклий приказал сначала отсечь Фоке руки и ноги, а потом живым резать на куски; тайные члены отсечь и привязать к копьям». В заключение ему отсекли голову и обезображенный труп сожгли на так называемом «бычачьем рынке». Ни о каком христианском погребении бывшего императора не было и речи. Война с Персией

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

72, 7 Блаженный ответил ему и сказал: «да, это невидимое творение моего Бога». «Сеется в слабости и восстает в силе, сеется в порче и восстает во здравии». «И плачем будут плакать те, которые бросают свое семя, что толкуется бедствиями, скорбями и страданиями, раз мы переносим их за Бога. Но когда поспеет жатва, мы соберем снопы радости, веселия и утехи». Тогда царь сказал: «бейте его по голове!». И сказал он блаженному: «это ли радость твоя, о которой ты говорил мне?». И святой сказал ему: «да, вот это – моя радость. Если земледелец не потеет и не терпит зноя солнца, то он не может хвалиться своим хлебом». Царь сказал: «в таком случате тебе надлежит потеть в настоящее время и томиться». И вот он приказал, чтобы доставили уксус и натр, и чтобы святой был брошен на затылок, голова его вогнана в тиски и крепко завязана; чтобы взяли камышевые трубки и вдунули в его нос соль и натр, растворенные в уксусе, впуская в его ноздри. И это было исполнено. И он приказал, чтобы доставили мешок и наполнили его пеплом из очага и всунули его голову в этот мешок, a отверстие мешка завязали вокруг его шеи, чтобы он не дышал, а когда он начинал дышать, то он вбирал пепел в нос. И оставил его в таком истязании шесть дней. А после этого велел, чтобы представили его ему и отвязали мешок от шеи. Тогда царь сказал ему: «откуда пришел ты? Я думаю, ты пришел из царства, о котором ты говорил нам». Григорий сказал: «да, из царства, о котором говорил я тебе, пришел я. Ныне Бог мой сподобил меня на истязания за Его имя. И поистине уготовил Он мне царство, которое не гибнет, по причине этой золы уготовил Он мне вечные цветы и взамен уксуса – непреходящее веселие». 74, 8 75, 4 Тогда царь исполнился гнева и велел повесить его и чистить железною скребницею с обоих его боков. И наполнилось пространство, где истязали блаженного, кровью от его крови. Тогда он сказал святому: «покоришься ли мне теперь и сотворишь угодное мне, о, Григорий?». Блаженный ответил ему и сказал: «я соблюдаю завет моего Бога, которому выучился я с детства, – Того Бога, Который может избавить меня от всякого несчастия и печали. А ты, так как не знаешь Его, потому велишь поступать со мною с угрозою, чтобы я удалился от своего благочестия и любви ко Христу и пребыл в вечном мучении». Тогда царь сказал ему: «где твой Бог ? Пусть Он придет теперь и избавит тебя из моих рук!».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Василий понял, о чём речь, сбегал к подводе, которую вывел на берег солдат, вынул из заветного схрона икону, укутанную войлочной полстью и холстиной. Над Волковым сгрудились лица однополчан, но он искал одного человека, досадовал, что не находил: — Василий… Вася… Люди расступились — Василий склонился над умирающим товарищем. Лицо Волкова становилось мертвенно-бледным, нос заострился, губы вело. Хотел что-то сказать, а не мог, силы оставляли. — Дай… гляну, — наконец, разжались губы. Василий открыл икону, приподнял голову товарища. — Ты, Силантьич, вот чего… не помирай. Как мы без тебя? — Держись, Григорий. — Христос с тобой… — говорили однополчане, и Волков старался каждому улыбнуться, каждому заглянуть в глаза, но боли уже мутили рассудок. — Не помру, мужики, — потянулся всем телом Волков, вроде как встать хотел. Застонал, но не сморщился. Махнул ладонью: давал понять, что ему надо остаться наедине с Василием. Люди отошли. Волков смотрел на чистое распахнутое небо. Василий ждал, однако показывал глазами солдатам своего взвода, чтобы торопили санитаров. Но санитаров так и не отыскали поблизости: все трое находились на противоположном берегу, а понтоны ещё не были стянуты. Солдатам уже было понятно, что везти Волкова на подводе — напрасно: только измучат человека, а так он спокойнее опочиет. — Помираю, Вася, — шепнул Волков. — Слушай, родной: тебе передаю Богородицу. Береги. — Сберегу, Григорий Силантьевич. Не умирайте! — А умирать, не умирать, малой, — не нам решать. Видать, час мой пришёл. Береги лик. Она спасёт и тебя, и всех вас. Понял ли? — Понял, Григорий Силантьевич… Сейчас фельдшер подбежит. Вон, уже понтон стянули, народ хлынул на наш берег. Не умирайте! — Не надо фельдшара. — Помолчал, подзакатившимися глазами отчаянно цеплялся за небо. — Ты, Вася, живи. Хорошо живи. Крепко живи. Людям и Господу служи. Знаешь, как хорошо может и должон жить православный? — Знаю. Я об этом думаю. А если не знаю чего по молодости, так догадаюсь. Вон, Григорий Силантьевич, фельдшера идут. Крепитесь.

http://azbyka.ru/fiction/rodovaya-zemlya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010