За время десятилетнего участия Киреевского в оптинском издательстве (1846–1856) было издано 26 наименований книги брошюр, в том числе: 1. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского (с присовокуплением предисловий на книги Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и спостником старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве). М., 1846. (Вышло в самом начале 1847 года в количестве 6 тыс. экз.) 2. Сборник переводов, сделанных старцем Паисием, главным образом о молитве и трезвении (из Григория Паламы, Марка Исповедника Галатийского, Мелетия Галисийского, Иоанна Златоуста) под названием «Восторгнутые класы в пищу души» (М., 1849). 3. Преподобный Нил Сорский. Предание о жительстве скитском. М., 1849. 4. Письма Георгия, затворника Задонского. 1–е изд. М., 1850. 5. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1851 (на славян. яз.; 1862 – на рус. яз.). 6. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. М., 1852 (на славян, яз.). 7. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1852. 8. Преподобный Феодор Студит. Огласительные поучения. М., 1852 (на славян, яз.; 1883 – на рус. яз.). 9. Преподобный Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню и Слово постническое. М., 1853 (на славян, яз.). 10. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 1854 (на славян, яз., но гражданским шрифтом). 11. Преподобный авва Фалассий. Главы о любви. М., 1855 (в рус. пер.). 12. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. М., 1855 (в рус. пер.). 13. Преподобный авва Дорофей. Душеполезные поучения. М., 1856 (в рус. пер.). 14. Житие преподобного Симеона Нового Богослова, составленное преподобным Никитой Стифатом. М., 1856 (в рус. пер.). 15. Жизнь святого Досифея и два поучения преподобного аввы Дорофея. М., 1856. Список достаточно красноречив. За десять лет была дана целая аскетическая библиотека. Это десятилетие было, очевидно, вообще самым интенсивным для оптинского издательства: если в течение его было издано 23 наименования, то почти до конца столетия, а именно до 1898 года, было издано еще только 43 наименования[ 42 ].

http://bogoslov.ru/article/6192466

Платон Ив. Капустин. Из профессоров тобольской Семинарии, бакалавр философии с марта 1842 года. В 1844 году перемещен на класс математики. Дмитрий Григор. Левицкий. Из бакалавров греческого языка, бакалавр философии с 1844 года. Преподавал опытную психологию и нравственную философию. В 1854 году возведен в звание экстраординарного профессора и в том же году рукоположен во священника с причислением к московскому Вознесенскому девичьему монастырю. Скончался в 1856 году. Ипполит Мих. Богословский-Платонов. Бакалавр по классу логики и истории философии средней и новой с 1844 года. Выбыл в 1850 году и поступил во священника церкви Успения-на Могильцах. Скончался 15 декабря 1870 года протоиерем церкви св. Троицы на Арбате. Василий Иванович Лебедев. Бакалавр логики и истории философии с 1850 года. Выбыл в 1856 году. Скончался в 1863 году в сане священника церкви Николая чудотворца Заяицкого. Был одним из редакторов Душеполезного Чтения. Виктор Дмитр. Кудрявцев-Платонов. Из бакалавров библейской истории и греческого языка, бакалавр философии с 1854 года на место протоиерея Голубинского. Предмет чтений – метафизика и история древней философии, а с 1870 логика и метафизика. В 1858 году возведен в звание ординарного профессора. В течение 1861 года был преподавателем философских наук Государю Наследнику престола, в. Князю Николаю Александровичу. С 1873 года доктор богословия. Филарет Александр. Сергиевский. Из бакалавров библейской истории и греческого языка бакалавр логики и истории средней и новой философии с октября 1856 до декабря 1857 года. Потом перемещен на богословский класс. Николай Никол. Световидов-Платонов. Бакалавр опытной психологии и нравственной философии с 1856 года. Выбыл в 1860 году. Ныне священник при церкви благовещения, на Тверской. Василий Никиф. Потапов. Бакалавр логики и истории новой философии с 1858 года; с 1864 года экстраординарный профессор. С 1870 года преподает историю древней и новой философии. Петр Макар. Хупотский. Бакалавр опытной психологии и нравственной философии с 1860. Оставил службу при Академии в 1865 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Предание о жительстве скитском. М., 1849. 4 . Письма Георгия, затворника Задонского . 1–е изд. М., 1850. 5 . Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. М., 1851 (на славян. яз.; 1862 – на рус. яз.). 6 . Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. М., 1852 (на славян, яз.). 7 . Преподобный Симеон Новый Богослов . Слова. М., 1852. 8 . Преподобный Феодор Студит . Огласительные поучения. М., 1852 (на славян, яз.; 1883 – на рус. яз.). 9 . Преподобный Максим Исповедник . Толкование на молитву Господню и Слово постническое. М., 1853 (на славян, яз.). 10 . Преподобный Исаак Сирин . Слова подвижнические. М., 1854 (на славян, яз., но гражданским шрифтом). 11 . Преподобный авва Фалассий . Главы о любви. М., 1855 (в рус. пер.). 12 . Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. М., 1855 (в рус. пер.). 13 . Преподобный авва Дорофей . Душеполезные поучения. М., 1856 (в рус. пер.). 14 . Житие преподобного Симеона Нового Богослова , составленное преподобным Никитой Стифатом . М., 1856 (в рус. пер.). 15 . Жизнь святого Досифея и два поучения преподобного аввы Дорофея . М., 1856. Список достаточно красноречив. За десять лет была дана целая аскетическая библиотека. Это десятилетие было, очевидно, вообще самым интенсивным для оптинского издательства: если в течение его было издано 23 наименования, то почти до конца столетия, а именно до 1898 года, было издано еще только 43 наименования 42 . В одной записи «Летописи скита» за 1857 год об И.В. Киреевском говорится как о «благодетеле обители нашей». А в июне 1856 года помещены две записи, его касающиеся. От 20–го числа такая: «Была в скиту служба – заупокойная обедня по душе преставльшегося 12–го числа сего месяца в С. – Петербурге от холеры белевского помещика Ивана Васильевича Киреевского , известного по своей обширной учености и благонамеренному ее направлению к пользе общей… Главным стремлением его ученых занятий в последнее время была задача показать исходную точку германской философии и возможность примирения философии как науки с православною религиею».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/o...

По окончании Крымской войны (1853-1856) с целью подготовки кадров и сохранения российского присутствия на море К. Н. содействовал возобновлению плавания российских кораблей в Средиземном м. (1856), затем - организации кругосветных экспедиций. Своей главной задачей К. Н. считал замену парусного флота броненосным и паровым. В целях духовно-нравственного воспитания моряков было начато строительство храмов в местах постоянного базирования русских кораблей за границей, а также устройство церквей на больших кораблях. Так, в 1858-1859 гг. был построен храм во имя свт. Николая и вмц. Александры в Ницце; рядом, в бухте Вильфранш, стояли рус. корабли. В 1852-1855 гг. по инициативе К. Н. был перестроен собор ап. Андрея Первозванного в Кронштадте. Ключарем собора был прот. Константин Петрович Несвицкий, бывш. благочинный церквей Гдовского у. С.-Петербургской губ., где находилось имение вел. князя. В 1855 г. на дочери Несвицкого Елизавете Константиновне (1829-1909) женился свящ. св. прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев) , ставший клириком Андреевского собора. По условиям Парижского трактата 1856 г. Россия не имела права иметь военный флот на Чёрном м. С целью сохранения кадров военного флота, создания условий развития внешней и внутренней торговли на юге России было создано Российское общество пароходства и торговли. Оно также занималось перевозкой рус. паломников на Св. землю. В нояб. 1856 г. К. Н. отправил на Восток чиновника Морского мин-ва Мансурова для написания популярного «Путеводителя ко св. местам». Вернувшись, Мансуров представил проект инфраструктуры рус. богомолья, к-рый и был взят за основу при создании гос. программы поддержки рус. паломничества на Св. земле. В 1858 г. для обсуждения этой программы под председательством К. Н. был создан Палестинский комитет. Путеводитель Мансурова был напечатан в 1858 г. в С.-Петербурге в типографии Морского мин-ва под названием «Православные поклонники в Палестине». В 1859 г. К. Н. совершил плавание с рус. военной эскадрой по Средиземному м. В апр.-мае того же года он вместе с женой и со старшим сыном Николаем, первым из членов Российского императорского дома, посетил Св. землю, где его сопровождал Иерусалимский патриарх Кирилл II . Августейшие паломники побывали в Вифлееме, храме Гроба Господня, Гефсиманском саду и на Елеонской горе. В память об этом визите тур. султан Абдул-Меджид I передал в дар России участок земли к северо-западу от Иерусалима. Тогда же Александр II выделил средства для начала строительства здания возобновленной в 1857 г. Русской Духовной миссии в Иерусалиме .

http://pravenc.ru/text/2057096.html

Розанов Петр, родился около 1838 г.; Вифанская духовная семинария (1854–1862 гг.). Отец:Павел Иоаннов, дьячок; Московская губерния, Звенигородский уезд, заштатный город Воскресенск, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 17 об.). Розанов Петр, родился около 1845 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Иоанн Васильев, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Ивановское, Предтечевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 3 об.). Руднев Михаил, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец:Алексей Феодоров, бывший пономарь; Московская губерния, Клинский уезд, село Шестаково, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 23 об.). Румянцев Алексей, родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Феодор Петров, дьячок; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Пересветово, Радосте-скорбященская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 21 об.). Русинов Александр, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Николай Егоров, священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Иоакиманская, что на Якиманке, церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 31 об.). Русинов Феодор, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Николай Егоров, священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Иоакиманская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 1 об.). Самарин Павел, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец:Петр Космин, дьячок; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Минеево, Воскресенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 32 об.). Сахаров Иван, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Максим Тимофеев, пономарь; Московская губерния, Коломенский уезд, село Малино, Успенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 15 об.). Сахаров Иван, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Алексеев († до 1860 г.), диакон; Московская губерния, Подольский уезд, село Одинцово, Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 17 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

Поздно. Довольно. Апреля 1-го 1856. Сегодня, апреля 2, был у меня Министр Императорского двора. Между разговорами он упомянул о множестве древних икон в оружейной палате и в дворцовом хранилище. Я сказал, что любопытно было бы пересмотреть их, не окажется ли между нами образцевых для иконописания. Он обещал способствовать сему. Что вы о сем думаете? 1097 Секретно. Прочитайте прилагаемую переписку 113 и, возвращая, скажите ваше мнение, правду ли я писал. Теперь мне возражают, что есть гербы Константинопольских Императоров, держимые Ангелами. Апреля 4-го 1856. 1098 Отцу наместнику и братии целование сорадовавия о воскресшем Господе. Христос воскресе. Да приближится Он к вам, призываемый вашею молитвою и верою, и да подает вам мир, как подал ученикам Своим, не якоже мир дает, но якоже Он благодатию Своею действует. Благодарю за ваше слово сорадования к моей мерности. Апреля 15-го 1856. Образ Спасителя в Успенском соборе я не помню. Какого он времени? Если не очень нового: хорошо снять уменьшенный список с него; а иначе, с образа Спасителя седящего на престоле, какой в Троицком соборе. Но хорошо бы показать рисунки обоих, не слишком заботливо отделанные, чтобы не было лишнего труда. Древний образ Божией Матери в короне я и не ожидал: но думал, что найдется из средних времен. Также желаю видеть рисунки икон, о которых вы писали. Четки, по научении о. Александра, и по благословению о. Феодота устроенные, а по благословению вашему ко мне посланные от отрока получил я в неделю ваий, и на другой день пошел с ними на водоосвящение к миротворению, а потом в четверг и к освящению мира. Отроку посылаю псалтарь. 1099 Отцу наместнику и братии мир от Господа. Рисунки икон хороши. Риз не надобно, а оклады по полям. Желаю знать продолжение происшествия с турками. Остается ли битый, и сохраняет ли намерение быть христианином. Если остается: попекитесь о нем. Думаю, будет трудность со стороны языка. Имейте в мыслях, не случилось бы в начале мая высоких гостей. С горестию· читал я первые страницы письма Агафангела. Когда же дошел до рассказов о французах, и о прочем: то мне стало скучно, и я спросил: когда же он будет говорить о своих делах? Наконец, он говорит, что смотрит за пищею больных, и почти только. Не напишите ли ему, что нам гораздо более желательно знать, исповедует ли он больных, причащает ли Святых Тайн, беседует ли с ними о душе, предлагает ли им иметь терпение и безропотное послушание воле Божией, приемлют ли они слова утешения, и тем доставляют ли ему утешение и ободрение в его подвиге?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

В руководстве миллетов все большую роль играли богатые и влиятельные миряне, входящие в состав формируемых адм. советов своих общин. Крымская война (1853-1856) и 2-й период Танзимата В 50-х гг. XIX в. произошло новое обострение «Восточного вопроса», кульминацией к-рого стала Крымская война. Стремление российского имп. Николая I добиться полного вывода Молдавии и Валахии из-под контроля О. и. и распространить российское влияние на Балканах также и к югу от Дуная встретило жесткое противодействие со стороны Великобритании и Франции. В результате войны, завершившейся Парижским мирным договором (1856), О. и., формально будучи в числе победителей, оказалась в еще большей политической зависимости от Великобритании и Франции, к-рые требовали углубления реформ в сфере статуса немусульман. Султанский хатт-и хумаюн 1856 г., изданный под давлением англ. и франц. дипломатии, подчеркивал равноправие мусульман и немусульман в О. и.: христианам и иудеям гарантировалась свобода вероисповедания, позволялось строить культовые сооружения и школы без особого разрешения властей в местах компактного проживания, а также поступать на гос. службу наравне с мусульманами. С 1856 г. прекратилось взимание джизьи с немусульман. При этом за освобождение их от призыва на военную службу вводился особый налог (бедел-и аскери). Введение в действие принципов хатт-и хумаюна вызвало противоречивую реакцию в османском обществе: мн. христиане восприняли дарованное султаном равноправие с мусульманами как факт признания Османским гос-вом превосходства христианства над исламом. Среди мусульм. большинства населения тем временем распространялись тревожные слухи о нежелании христиан повиноваться властям и о возможных новых интервенциях европ. держав. В 1860 г. в горном Ливане произошел Друзско-маронитский конфликт , в ходе к-рого мн. марониты погибли и стали беженцами, спасаясь от резни. На фоне этих событий отказ христиан Дамаска от выплаты налога за освобождение от военной службы стал причиной антихрист. погрома, в ходе к-рого погибло от 5 до 20 тыс.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

4 Сентября 1856 г. В Августе 1856 года Преосвященный Филарет представил в Св. Синод «чин присяги архиерейския» с своими исправлениями, за что получил благодарность Св. Синода 90 . Вышеозначенный чин, исправленный Митрополитом Филаретом, Св. Синод одобрил к церковному употреблению, о чем и был составлен проект определения, посланный Преосвященному Филарету для прочтения. Возвращая этот проект, Преосвященный Филарет писал исправляющему должность обер-прокурора Св. Синода А. И. Карасевскому: В проекте резолюции о исправленном Архиерейском исповедании и обещании сомнительного не представляется. Но дабы для Государя Императора яснее видна была причина сделанного исправления, не угодно ли будет Вашему Превосходительству в докладной записке Вашей упомянуть, что 1) в прежнем акте опущена была важная по содержанию своему часть, именно: обстоятельное изложение догмата о Пресвятой Троице, которое в греческом чиноположении есть; и 2) что прибавлены чуждые церковному акту и, по нынешнему состоянию законов, не относящиеся к исполнению архиерея, каково есть обязательство об отсылке к гражданскому суду в колтунах, босых и в рубашках ходящих. Вашего Превосходительства покорнейший слуга Филарет М. Московский . 4 Сентября 1856 г. Дело Канц. Об.-Прокур. 1856 г. II отд. 2 ст. 57. 120. Мнение Митрополита Филарета об отпуске леса для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 17 Мая 1857 г. В Феврале 1857 г. Обер-Прокурором Св. Синода графом А. П. Толстым была получена поданная Государю записка следующего содержания: «обитель преподобного Сергия имеет крайнюю нужду в лесной даче, из которой бы хозяйственным образом можно заготовлять дрова для отопления, чем без затруднений могла бы древняя оная обитель поддерживаться в своем благоустроении. Есть близ Лавры лес, сверх наделения крестьян, в двух дачах: 1-я Московской губернии Дмитровского уезда, так называемая, запасная роща в урочищах Копнине и Олфанове. Всей земли под лесом и покосами 1176-ть десятин 1989-ть кв. сажен; 2-я Владимирской губернии Александровского уезда отхожие пустоши, – а) Тарбеевские десятины и б) Роганиха 728 десятин 1056 кв. сажен. А всего 1905-ть десятин 615 кв. сажен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

гистр Московской духовной академии, профессор Вифанской семинарии по кафедре словесности и потом Московской по кафедре Священного писания, после протоиерей Московской Смоленской, на Арбате, церкви, († 1888); Илья Косицын, окончивший курс в 1852 г., затем магистр Московской духовной академии и преподаватель сначала Тульской семинарии по кафедре словесности и потом преподаватель Вифанской семинарии по кафедре Логики, Психологии и Патристики, после протоиерей Московской Успенской, на Покровке, церкви (†); Николай Фаворский, окончивший курс в 1852 г., потом протоиерей при Клементьевской, в Сергиевом посаде, церкви. Сергей Модестов, окончивший курс в 1852 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Московской Ермолаевской на Садовой, церкви; Алексей Некрасов, окончивший курс в 1854 г., затем магистр Московской духовной академии и профессор словесности в Московской семинарии, после протоиерей Московского казанского собора, член духовной консистории и заведующий свечным епархиальным заводом; Александр Лебедев , окончивший курс в 1854 г., затем магистр Московской духовной академии, после протоиерей Казанского собора в Петербурге и член Учебного комитета при Св. Синоде († 1898); Иван Левитский, окончивший курс в 1854 г., в монашестве с именем Иосифа, архимандрит и ризничий патриаршей ризницы, Высокопетровского монастыря и после духовник на Афонской горе в монастыре св. Пантелеймона; Парфений Репловский, окончивший курс в 1856 г., затем магистр Московской духовной академии, потом диакон придворной церкви в Штутгардте и после доцент Киевской духовной академии († 1870); Петр Леонардов, окончивший курс в 1856 г., затем магистр Московской духовной академии, потом профессор сначала Калужской семинарии по классу Гражданской Истории, потом Вифанской по классу словесности, после настоятель церкви Дорогомиловского кладбища; Михаил Невский, окончивший курс в 1856 г., затем кандидат Московской духовной академии, после протоиерей Космодамиановской, в Шубине, церкви, потом Богородице- Рождественской, на Бутырках, церкви; Василий Руднев, окончивший курс в 1856 г., после протоиерей Московской

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сильвестр (Цветков) епископ, рукоположен с 27.12.1821 † 29.10.1823 Моисей (Богданов-Платонов) епископ, рукоположен со 2.03.1824 по 28.11.1827 еп. Вологодский и Великоустюжский Игнатий (Семенов) епископ, рукоположен с 26.02.1828 по 22.05.1828 еп. Олонецкий и Петрозаводский Тимофей (Котляров) епископ, рукоположен с 7.10.1828 по 24.02.1834 еп. Смоленский и Дорогобужский Анастасий (Ключарев) епископ, рукоположен с 13.05.1834 по 22.05.1837 еп. Екатеринославский и Таганрогский Феодотий (Озеров) епископ, рукоположен с 11.06.1837 по 7.08.1842 еп. Симбирский и Сызранский Иустин (Михайлов) епископ, бывший еп. Винницкий, викарий Подольской епархии с 27.07.1842 по 14.11.1842 еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии Леонид (Зарецкий) епископ, рукоположен с 10.01.1843 по 25.02.1850 еп. Костромской и Галичский Нафанаил (Савченко) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 25.02.1850 по 19.12.1850 еп. Полтавский и Переяславский Антоний (Шокотов) епископ, бывший еп. Вольский, викарий Саратовской епархии с 19.12.1850 по 27.08.1853 еп. Оренбургский и Уфимский Антоний (Павлинский) епископ, бывший еп. Острогожский, викарий Воронежской епархии с 3.10.1853 по 8.12.1854 еп. Архангельский и Холмогорский Иоанникий (Горский) епископ, рукоположен с 16.01.1855 по 15.04.1856 еп. Саратовский и Царицынский Платон (Фивейский) епископ, рукоположен с 24.05.1856 по 31.07.1856 еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии Евфимий (Беликов) епископ, рукоположен со 2.12.1856 по 29.08.1860 еп. Саратовский и Царицынский Феофилакт (Губин) епископ, рукоположен со 2.10.1860 по 1.12.1862 еп. Кавказский и Черноморский Герасим (Добросердов) епископ, свт., рукоположен с 10.03.1863 по 13.01.1864 еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии Аполлос (Беляев) епископ, рукоположен с 16.02.1864 по 22.02.1866 еп. Ладожский, викарий Санкт-Петербургской епархии Серафим (Протопопов) епископ, рукоположен с 10.04.1866 по 14.04.1869 еп. Смоленский и Дорогобужский Феоктист (Попов) епископ, рукоположен

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010