82 . Волошинский Я. Я. Описание древних русских монет, принадлежавших Минц-кабинету имп. Университета св. Владимира, из числа найденных близ Нежина в мае месяце 1852 г. Киев, 1853. 83 . Востоков А. X. О словенской рукописи XI в., содержащей перевод творений святого Григория Богослова /Библиографические листы, изданные П. Кеппеном. СПб., 1825. 7/Материалы для истории просвещения в России, собираемые П. Кеппеном. СПб., 1826. 2. С. 86–91; То же/Учен. зап. имп. АН Отд-ния рус. яз. и словесности. СПб., 1856. Кн. 2. Вып. 2. С. 75–80. 84 . Востоков А. X. Описание Евгениевских рукописей/Учен. зап. имп. АН Отд-ния рус. яз. и словесности. СПб., 1856. Кн. 2. Вып. 2. С. 59– 74. 85 . Востоков А. X. Описание Новгородской Софийской Минеи XI в./Там же. С. 126–128. 86 . Востоков А. X. Описания рукописей Академической библиотеки: Стихирарь месячный XI в./Там же. С. 121–126. 87 . Востоков А. X. Описания рукописей, помещенных в Библиографических листах: Супрасльская рукопись XI в./Там же. С. 80–91. 88 . Востоков А. X. Описание русских и славянских рукописей Румянцев-ского музеума. СПб., 1842. 89 . Гильфердинг А. Неизданное свидетельство современника о Владимире Святом и Болеславе Храбром/Русская беседа. М., 1856. Кн. 1. Отд. 2. С. 1–34; То же. М., 1856 ) . 90 . Горский А. В. О сношениях Русской Церкви со святогорскими обителями до XVIII столетия/Прибавления к творениям святых отец. М., 1848. Т. 6. Кн. 1. С. 129–169. 91 . Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. М., 1855–1917. 3 отд. Отд. 1: Священное Писание. М., 1855. Отд. 2: Писания святых отцов. М., 1858–1859. 2 т. Т. 1: Толкования Священного Писания. М., 1858. Т. 2: Писания догматические и духовно-нравственные. М., 1859. 92 . Грамота новгородского князя Всеволода/Русские достопамятное Общество истории и древностей российских. М., 1815. Ч. 1. С. 76–81. 93 . Греческие лицевые Четьи-Минеи Х в. византийского императора Василия Македонянина/Христианские древности и археология: 1862/Под ред. В. А. Прохорова. СПб., 1863. Кн. 4. С. 10–11.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Лебедев Иван,родился около 1850 г.; Вифанская духовная семинария (1864–1870 гг.). Отец:Гавриил Стефанов, священник;Московская губерния, Коломенский уезд, село Малоалексеевское, Ильинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 30 об.). Лебедев Иван, родился около 1842 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Петр Михайлов († до 1860 г.), дьячок; Московская губерния, Можайский уезд, село Сокольниково, Христорождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 21 об.). Лебедев Илья, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец:Андрей Иоаннов, священник; Московская губерния, Серпуховский уезд, село Вихорна, Богородице-рождественская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 32 об.). Лебедев Константин, родился около 1840 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Феодор Николаев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, погост Георгиевский, что при Озере, Георгиевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 16 об., 17 об.). Лебедев Михаил, родился около 1839 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец:Алексей Андреев, пономарь; Московская губерния, Московский уезд, село Павшино, Николаевская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 20 об.). Лебедев Николай, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец:Иоанн Иоаннов, священник; Московская губерния, Клинский уезд, погост Лазаревский, Лазаревская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 8 об.). Лебедев Павел, родился около 1843 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1864 гг.). Отец:Феодор Васильев, дьячек; Московская губерния, Богородский уезд, село Душеново, Тихвинская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 25 об.). Лебедев Павел, родился около 1844 г.; Вифанская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец:Петр Васильев, священник; Московская губерния, Клинский уезд, село Борщево, Вознесенская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1759, л. 1 об.). Лебедев Петр, родился около 1841 г.; Вифанская духовная семинария (1856–1864 гг.). Отец:Иван Ильин, пономарь; Московская губерния, Можайский уезд, Можайск, Иоакиманская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 1516, л. 23 об.).

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

П. Сырку Перечень печатных сочинений епископа Порфирия 1847 1 .Указатель актов, хранящихся в обителях св. горы Афонской. Журн. Мин. Народн. Просв. 1847, ч. 55, стр. 24–74 (июль), 169–200 (август), с приложением. Указатель переведен на немецкий язык И. Миллером и напечатан в Slavische Bibliothek, oder Beiträge zur slavischen Philologie und Geschichte. Herausgegeb. von Fr. Miclosich. I B. Wien. 1851, стр. 147–199. Ср. Muralt Essai de Chronographie byzantine. St.-Pétersb. 1855; t. I-II. B le et Genève. 1871–1873; Gass Zur Geschichte der Athos Klöster. Giessen. 1865, стр. 5–46; Langlois, во введении к географии Птолемея: Géographie de Ptolemée. Reproduct. photolithographique du manuscrit grec du monastère de Vatopédi au mont Athos. Paris. 1867, стр. 34–96; Флоринский, Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П.И. Севастьянова. Спб. 1880, стр. 14. 1848 2 . Описание монастырей афонских в 1845–6 годах. Журн. Мин. Нар. Просв. (1848), ч. 58, стр. 55–101 (май), 111–166 (июнь). 3 . Синайский полуостров. Спб. 1848. Журн. Мин. Нар. Просв. 1848, ч. 60 11), стр. 137–170. 1855 4 . Рас-эль-Айнские водометные колодцы у города Тира. Отрывок из путешествия по Святой Земле. Литературн. Прибавл. к Ж. Μ. Н. Пр. 1855, 3, стр. 68–85. 5 . Отрывки из путешествий в Египетские обители (преподобного Антония Великого и Павла Фивейского). Статья первая в вторая. Спб. 1855. Литературные прибавления к Ж. Μ. Н. Пр. 1855 г., 1 (стр. 5–24) и 2 (стр. 31–62). 1856 6 . Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 г. С 8-ю рисунками, вырезанными на пальмовом дереве. Спб. 1856. 7 . Второе путешествие в Синайский монастырь в 1850 г. С 2-мя картинами Синая, вырезанными на дереве. Спб. 1856. Известия Акад. Наук по отдел. русск. яз. и сл., V, стт. 371–375. 8 . Путешествие по Египту и в монастыри святого Антония Великого и преподобного Павла Фивейского, в 1850 году. С 8-ю рисунками, чертежами и надписями, вырезанными на пальмовом дереве. Спб. 1856. Рецензии на все три книги: Сын Отечества 1857 г., 3, стр. 67; Отечествен. Записки 1857, 5 (т. 112), отд. 2, стр. 10–20, и И. Березина в Ж. М. Н. Пр. ч. 93 (1857, 3), стр. 141–150.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Кипарисовый гроб был положен в дубовый, обложенный изнутри свинцовыми листами. 5 сент. 1877 г. над погребением Н. освящена придельная ц. во имя прп. Нила Столобенского. На гробнице Н. имелась надпись: «Здесь почиет архиепископ Нил,/Известно Богу - он праведно жил,/Трудился святителем под 40 лет,/Труд его знает ученейший свет./В град Ярославль, великий и славный,/Позвал владыку Бог вседержавный;/И долго владыка здесь Богу служил,/И здесь же владыка сном смертным почил...» ( Здравомыслов. Словарь иерархов//РНБ ОР. Ф. 102. 436. Л. 79 об.). К 2018 г. захоронение Н. на территории совр. Ярославского гос. историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, вероятно, сохранилось, однако точное место его погребения никак не обозначено. Н. являлся почетным членом КазДА (1844), Русского археологического об-ва (1852), Африканского ин-та в Париже (1853), Московского об-ва испытателей природы (1856), Казанского ун-та (1856), Русского географического об-ва (1857), С.-Петербургского ун-та (избран 27 янв. 1869). Награжден орденами св. Анны 2-й степени (1835) и 1-й степени (апр. 1838), св. кн. Владимира 2-й степени большого креста (10 апр. 1842), панагией с драгоценными камнями (5 апр. 1847), орденом св. блгв. кн. Александра Невского (30 марта 1852), панагией, украшенной алмазами, за участие в коронации (26 авг. 1856), алмазным крестом для ношения на клобуке (5 мая 1858), бронзовым наперсным крестом в память о Крымской войне (1853-1856), золотой коронационной медалью, большой серебряной медалью в память воссоединения униатов с правосл. Церковью, большой серебряной медалью по случаю освящения Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге в 1858 г., серебряной медалью с изображением имп. Александра I по случаю восстановления памятника-часовни на Бородинском поле. Н. С. Лесков назвал Н. прототипом главного героя своего рассказа «На краю света» ( Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. М.; Л., 1957. Т. 6. С. 89). Соч.: О бесноватых, упоминаемых в Евангелии//Некоторые упражнения студентов СПбДА 6-го учеб.

http://pravenc.ru/text/2577625.html

Время прибытия в Верный первых переселенцев в 1855 году нужно считать временем основанием Больше-Алматинской станицы, т. к. по их же свидетельству, они застали на том месте, где в дальнейшем разрослась станица, только колышки, указывавшие места для постройки домов. В этом году были воздвигнуты первые станичные постройки между рекой Алматы и укреплением Верный. По воспоминаниям Больше-Алматинских казаков, начальство окружило первую партию переселенцев самой трогательной заботой: еще до выступления из Семипалатинска было дано распоряжение о выделении переселенцам на месте сенокосов, охраняемых от потравы, с тем, чтобы по прибытии на место, скот их был обеспечен кормом на зиму. На казенный счет были выписаны и розданы переселенцам земледельческие орудия. Вместе с переселенцами прибыл и первый священник – клирик Томской епархии Евтихий Вышеславцев. Все распоряжения он получал от Семипалатинского духовного правления, хотя зависимость эта, при опасных и неудобных путях сообщения с Семипалатинском, чувствовалась мало. Фактическим начальством являлся для священника начальник Заилийского отряда, да проживавший первое время в Копале благочинный. В 1856 году в Большой Алматинской станице выстроен молитвенный дом (архитекторы: Леонард Александровский и Цезарь Гумницкий), обращенный 14 ноября 1858 года в церковь в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любви и Софии. Первую литургию здесь отслужил священник Евтихий Вышеславский с двумя причетниками. Судя по рисункам П. Кошарова, который сопровождал путешественника и исследователя Семиреченского края П. П. Семенова-Тяньшанского в 1857 году, это была одноэтажная деревянная постройка, прямоугольная в плане, с возвышением над центральной частью. В то же время – летом 1855 года – в Верный со своей резиденцией из Капала переехал пристав Большой орды майор Перемышельский. В 1856 году 3 ноября образовано управление Начальника Алатавского округа и киргиз Большой Орды. На летом и осенью 1856 года в Верный прибыла новая переселенческая партия, основавшая по соседству с Большой станицей Малую страницу. Затем возникла Татарская слободка, в которой поселились татарские купцы и ремесленники. Одновременно стали приезжать переселенцы для основания новых станиц. В 1855 году образовались станицы: Лепсинская и Урджарская, в 1856 году выселки: Илийский и Коксуйский, в 1858 году Сарканский, Карабулакский, Надеждинский и станица Софийская, а в 1860 году выселок Любавинский. Основали их сибирские казаки из Омского, Тарского, Убинского, Шульбинского, Ишимского и других округов. Всего, с 1847 года до учреждения в 1867 году Туркестанского генерал-губернаторства, было устроено 14 станиц и выселков с казачьим населением до 15.000 душ обоего пола.

http://pravoslavie.ru/36355.html

8 Нектарий Надеждин, магистр Киевской академии. С 1856 по 1859 проходил должность ректора Новгородской и Петербургской семинарии и потом Петербургской академии. С 1859 г. епископ Выборгский. С 1860 г. епископ Нижегородский. С 1869 г. архиеп. Харьковский. Скончался 1874 г. 9 Платон Фивейский . По окончании курса в 1834 г. в Московской духовной академии назначен бакалавром церковного красноречия в той же академии. С 1841 г. по 1856 г. занимал должность ректора в четырех семинариях: Казанской, Орловской, Тамбовской, Владимирской. В 1856 г. посвящен в епископа Старорусского, викария Новгородской митрополии. В 1857 г. назначен епископом Костромским. Скончался в 1877 году. 12 Рус. Архив 1892 г. 2 стр. 219. Такую же радость по этому поводу высказывал и епископ Нижегородский Нектарий, думая, что новый порядок может повести к решению всеми епископами дел законодательных и административных в церкви (из писем преосвящ. Нектария к архиеп. Платону). 14 Святитель Филарет предвидел много затруднений к созванию собора. «Покойный владыка, писал наместник лавры Антоний, желал осуществления этой мысли (о соборе), но и высказывал большие затруднения по многим частям и нравственным и материальным». Очерк жизни архим. Антония П.С. Казанского стр. 82. 16 Иоанникий Горский, магистр Петербургской академии. С 1838 г. по 1855 занимал должности инспектора Киевской семинарии и академии, ректора Ярославской и Петербургской семинарий. В 1855 г. посвящен во епископа старорусского; с 1856 г. епископ Саратовский, с 1860 г Архиепископ Варшавский. Скончался в 1877 г. 18 Никодим Казанцев с 1854 г. еп. Чебоксарский, викарий Казанской епархии, 1861 г. епископ Енисейский, в 1870 г. уволен на покой в Перервинский монастырь. Скончался в 1874 г. 19 Преосвященный Никодим, подобно некоторым другим иерархам, был недоволен церковными преобразованиями шестидесятых годов. В письмах его архиепископу Костромскому Платону – мрачный взгляд на современное положение дел церковных, немало тревог и опасений, иногда напрасных, преждевременных. Впрочем, порицая современные ему преобразования, он сознавал, что он отчасти отдает дань возрасту. «Правда, старикам нравится старое, писал он. Митрополит Евгений так и умер ненавидя новое тогдашнее образование, в котором мы с Вами выросли, оно однако не очень худо и, кажется, немножко получше старого Евгениевского».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ VII († 13.03.1872), патриарх К-польский (21 сент. 1855 - 1 июля 1860). До Патриаршества был митрополитом Эноса (с мая 1831) и Амасии (с марта 1847). На К-польский престол вступил 21 сент. 1855 г. (в нек-рых исследованиях указана дата 24 сент.). Особое внимание К. уделял образованию и борьбе с инославной пропагандой. Пользуясь покровительством зап. держав, католич. и протестант. миссионеры открывали школы, благотворительные учреждения, бесплатно распространяли книги. К. принимал меры против их прозелитической деятельности: посылал афонских монахов в Кассандрийскую и Иерисскую епархии (1856) и иерокириксов в Ханью, Ретимнон и Ираклион (1860); кроме того, на Крит был отправлен патриарший экзарх с целью расследовать причины, побудившие неск. семейств перейти в католичество. К. содействовал распространению среди духовенства и верующих соч. «Кириакодромион» архиеп. Никифора (Феотокиса), новое издание к-рого вышло в 1856 г. на средства П. Зосимаса. С целью противодействия инославной пропаганде К-польская Православная Церковь (КПЦ) в 1856 г. опубликовала общий устав для правосл. греч. школ, основанный на следующих принципах: в этих школах должны преподавать только верующие и благонадежные учителя; в них следовало методически правильно преподавать греч. язык; во всех школах установить единый порядок обучения и воспитания учеников. Богословская школа на о-ве Халки получила в 1857 г. новый (3-й по счету) устав. Вступив на престол, К. дал распоряжение Свящ. Киноту Св. Горы Афон отправить на обучение в эту школу 20 молодых иноков. В 1856 г. послание с требованием прислать по одному воспитаннику для Халкинской школы было отправлено 39 митрополитам Фракии, Македонии, Болгарии и Эпира; из Сербии, Валахии и Молдавии вызвали по 2 воспитанника. К. увеличил взносы епархиальных архиереев в пользу Халкинской школы. 9 окт. 1855 г. патриарх запретил Пелагонийскому митр. Венедикту отдавать в аренду светским лицам приходские церкви.

http://pravenc.ru/text/1840375.html

Пусть между священными памятниками, на всяком шагу у вас являющимися, не чужда будет и святыня ново-возвращённой Православно Литовской церкви! К сему прилагаю две литографии моего портрета, из которых прошу одну принять на память для себя, а другую передать отцу ректору академии. С душевным уважением к вашим достоинствам и к вашим заслугам имею честь быть. Слова, сказанные мне Государем Императором, с видимым душевным участием, во время представления после коронации, то есть, в 27-й день августа 1856 года. Г. «От души благодарю вас за всё ваше служение. Надеюсь, что вы оное такими же образом и напредь продолжать будете. Вы знаете, как ценил заслуги ваши мой родитель – и я им отдаю полную справедливость». Я. «Сохраните же, Ваше Величество, меня в Вашем сердце, как Ваш Родитель». – Государь: «Непременно». Обер-прокурору Св. Синода Карасевскому, 27 августа 1856 года. В настоящий 27-й день августа, при поздравлении Государя Императора и Государыни Императрицы, поднесены Их Величествам соборне две святые иконы от синодальных членов и прочего духовенства. Препровождая при сем и от себя лично иконы Спасителя нашего Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, покорнейше прошу Ваше Превосходительство представить оные Их Императорским Величествам, как знаки верноподданнического моего душевного пожелания: да благословит Всевышний ново-венчанных и святым миром помазанных Царя и Царицу во всех Их благих начинаниях – да благословит Их, и драгоценных чад Их, и весь Царский Дом Их! Обер-прокурору Св. Синода Карасевскому, 3 сентября 1856 года. Вашему Превосходительству известно, что Государь Император в последнее представление изволил меня спрашивать: когда я отправляюсь? и на мой ответ, когда Ваше Величество позволите, сказал: это от вас зависит. Недоумевая: не следует ли мне считать эти слова действительным, дозволением отправиться в епархию? и даже прилично ли мне оставаться долее в Москве? – покорнейше прошу Ваше Превосходительство разрешить это моё недоумение. Обер-прокурору Св. Синода графу Александру Петровичу Толстому, 22 ноября 1856 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В продолжение служения наместника архимандрита Антония число братии Лавры значительно увеличилось ищущими доброго монашеского руководства; благоустройство церковное, духовно-нравственное и хозяйственное возвышено; учреждены две больницы для своих и посторонних (в пример общеполезности которых можно представить, что в прошедшем 1855 году в лаврской больнице лечимы были 71 военнослужащий и заболевших на походе и трое пленных турок 32 ); заведено училище для бедных детей разного звания, училище иконописания и разные рукоделия, служащие братии к доброму провождению времени и к пользе; образовано общежительное отделение Лавры под именем Гефсиманского скита, при покровительстве Преподобного Сергия возрастающее с доброю надеждою. Все сие обязывает меня предстательствовать, чтобы по случаю совершения двадцатипятилетия служения наместника архимандрита Антония с отличным достоинством представлен он был во Всемилостивейшее Его Императорского Величества благоволение. За шесть лет перед сим он сопричислен к ордену Святого Владимира третьей степени. Были примеры, что наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Товия и симоновский архимандрит Герасим сопричислены были к сему ордену во второй степени. Или же другой соответственный достоинству род награды может состоять в благословении Святейшего Синода архимандриту Антонию: вместо наперсного креста употреблять панагию – по примеру донского архимандрита. Покорнейше прошу Ваше Величество предложить о сем Святейшему Синоду на его благорассмотрение и споспешествовать моему предстательству. Для чего и послужной список архимандрита Антония при сем прилагается. Март 16-го 1856 г.» (35). 4 сентября 1856 года обер-прокурор Святейшего Синода А.И. Карасевский сообщил архимандриту Антонию о передаче панагии (36, л. 4). Архимандрит Антоний «получил 18 сентября 1856 года, в память минувшей войны 1853–1856 годов, высочайше установленный на владимирской ленте бронзовый наперсный крест и 20 сентября – другой крест, пожалованный Ея Императорским Величеством государыней императрицей Марией Александровной в память пребывания Их Величеств в Лавре» (36, л. 3 об., 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

семинарии, в 1850 г. пожалован епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской митрополии; в 1856 г. переведен в Вологду. Преосв. Виталий Щепетев (5-го курса), из ректоров С.-Петербургской академии, в 1837 г. рукоположен в епископа Дмитровского, викария Московской митрополии, в 1842 г. переведен на епархию в Кострому, где и скончался на покое в 1846 году. Преосв. Арсений Москвин (5-го курса), с 1832 г. епископ Тамбовский, с 1841 г. архиепископ Подольский, с 1848 г. Варшавский, управляющий и Волынской епархией. Преосв. Феодотий Озеров (5-го курса), в 1837 г., из ректоров Рязанской семинарии, назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской митрополии; в 1852 г. переведен в Симбирскую епархию; в 1856 г. пожалован архиепископом. Преосв. Евгений Добротворский (6-го курса), скончался епископом Винницким, викарием Подольским, в 1841 г. Преосв. Исидор Никольский (6-го курса), из ректоров Московской семинарии, с 1834 г. епископ Дмитровский, викарий Московской митрополии, с 1837 г. епископ Полоцкий, с 1840 г. Могилевский; в 1841 г. возведен в сан архиепископа. В настоящее время митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, член св. Синода и председательствующий Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Преосв. Афанасий Соколов (6-го курса), из ректоров С.-Петербургской семинарии, с 1841 г. епископ Томский, с 1853 г. архиепископ Иркутский, с 1856 г. Казанский. Преосв. Елпидифор Бенедиктов (6-го курса), из ректоров Воронежской семинарии, с 1842 г. епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии, с 1-го марта по 6 ноября 1848 г. Харьковский, потом Подольский, с 1851 г. Вятский. Преосв. Нил Исакович (6-го курса), с 1835 г. епископ Вятский, с 1838 г. Иркутский; в 1840 г. пожалован архиепископом; в 1853 г. переведен в Ярославль. Преосв. Феогност Лебедев (7-го курса), из ректоров С.-Петербургской семинарии, с 1848 г. епископ Острогожский, викарий Воронежской епархии, с 1852 г. Вологодский, с 1856 г. Тобольский и Сибирский. Преосв. Платон Городецкий (7-го курса), из настоятелей Виленского Свято-Духова монастыря, в 1843 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010