– Ред. 1042 Боне Георгиев был «небезызвестен» благодаря своему участию в убийстве болгарского премьер-министра С. Стамболова 3 июля 1895 г. Очевидно, уже ранее, вместе с известным болгарским террористом Наумом Тюфекчиевым имел отношение к неудачному покушению на Стамболова в 1891 г. В результате был убит по ошибке министр финансов Христо Бельчев. Н. Тюфекчиев скончался под пыткой в заключении, а другие участники теракта успели эмигрировать из Болгарии: Б. Георгиев бежал в Афины, где и познакомился с архимандритом Михаилом, поступив на службу при русской посольской церкви. После отставки Стамболова в 1894 г. Б. Георгиев вернулся в Болгарию, где принял участие в очередном заговоре против опального министра. После убийства Стамболова в 1895 г. его убийцы Николай Тюфекчиев (брат Наума Тюфекчиева), Цветанов и Георгиев были арестованы, но вскоре выпущены на свободу. – Ред. 1043 Мартиниан (Муратовский Михаил Семенович; 1820–1898), архиепископ Таврический и Симферопольский. В 1842 г. окончил Казанскую духовную семинарию и определен учителем в Свияжское духовное училище. 13 июля 1845 г. пострижен в монашество, а 5 августа рукоположен во иеродиакона. 3 марта 1846 г. рукоположен во иеромонаха. 1853 г. – смотритель Свияжского духовного училища. С 25 июля 1856 г. – настоятель Свияжской Макарьевской пустыни. С 19 июля 1861 г. – настоятель Иркутского Вознесенского монастыря в сане архимандрита. 9 февраля 1869 г. хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии. С 17 октября 1877 г. – епископ Камчатский, Курильский и Благовещенский. В этом же году заложил первый в епархии храм в честь Святителя Иннокентия Иркутского при братской трапезе Корсунского монастыря. С 11 мая 1885 г. – епископ Таврический и Симферопольский. 14 мая 1896 г. возведен в сан архиепископа. С 19 января 1897 г. уволен на покой с местожительством в Херсонском монастыре. Автор переводов на корейский и гольдский языки Евангелия, избранных псалмов, литургии и Священной истории. – Ред. 1044 Письма преосвященного Михаила//Таврический церковно-общественный вестник.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Серпуховской Владычний монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы древняя обитель, основанная около 13 г. свт. Алексием и его учеником свт. Варлаамом по повелению Самой Владычицы Небесной (отсюда название монастыря) явившейся обоим святым. Несколько веков монастырь был мужским, но после запустения и упадка в к. XVIII в. был превращен в 1806 г. в женский. После революции монастырь был закрыт, в 1995 г. возвращен Церкви. Распятие Спасителя обычно изображается с «предстоящими» перед Ним Матерью Божией, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом и Иосифом Аримафейским. Светилен (тропарь после канона), который трижды поется на утрени в первые четыре дня Страстной седмицы. Лития — в буквальном смысле слова: усиленное моление. В некоторых случаях совершается вне храма и соединяется с молебным пением и крестным ходом. На всенощном бдении совершается в праздники, включает благословение хлебов, пшеницы, вина и елея. Чин совершается на середине храма, у столика с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые приносятся сюда во время пения специальных стихир. Особый род литии установлен для поминовения усопших, тогда лития совершается как отдельная служба. Опера М.И. Глинки (1836). Ошибка памяти: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), который, видимо, здесь имеется в виду, умер в 1912 г. Ктитор — церковный староста. Авторы книг, купленных м. Амвросией: архиепископ Филарет (Гумилевский , 1805–1866) и епископ Михаил (Грибановский , 1856–1898). Архиеп. Филарет — богослов и историк церкви, был епископом Рижским, Харьковским и Ахтырским, с 1859 г. архиеп. Черниговский и Нежинский. Возможно, речь идет о его книге «Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа». Ч. 1–2. М., 1857 (2е изд., СПб, 1864). Еп. Михаил — духовный писатель, магистр Петербургской Духовной Академии. Был епископом Прилукским, Каширским, Таврическим и Симферопольским (с 1897 г.). Его книга, упомянутая м. Амвросией, — «Над Евангелием». Б.м., 1896 (3е изд, 1911). Замойский Андрей (1800–1874) — польский политический деятель, играл важную роль в польских восстаниях 1831 и 1862 гг.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Слово Божие читается, истолковывается и понимается в Церкви, под Главой-Христом. Впрочем, чтение Писания — только приготовление к непосредственному поучению от Самого Господа (такая встреча человека с Богом лицом к Лицу происходит прежде всего в непрестанной Иисусовой молитве). И все же духовное видение рождается из ежедневного чтения или слушания Слова Божия и повторения в течение всего дня какого-либо одного, особенно запавшего в душу текста. Но как читать? Общий совет Феофана — читать Слово Божие ежедневно. «Читать дневные зачала из Евангелия и Апостола лучше, чем по своему порядку, — с толкованием еще лучше, — а с приложением собственного рассуждения, для применения читаемого к себе, и еще лучше. Верх же лучшества в сем деле есть, если будете записывать, когда пошлет Бог или особенно ясно узреть какую истину, или особенно глубоко восчувствовать что» 44 . В письмах к некоей юной особе святой также говорит о ведении дневника: «Заведите тетрадь и записывайте в нее мысли, какие породятся при чтении Евангелия и других книг, — в таком порядке: Господь говорит в Евангелии то и то; из этого видно, что нам надобно поступать так и так; для меня это исполнимо в таких-то и таких-то случаях; буду так делать; помоги, Господи! Труд этот небольшой, а сколько от него пользы?! Делайте же так. Мысль будет изостряться и окрыляться. Дух, движущийся в Писании, будет переходить в ваше сердце и оживлять его. А это елей на раны!» 45 . Как и Игнатий Брянчанинов, Феофан, ссылаясь на преподобного Пахомия Великого , говорит о пользе заучивания Евангелия наизусть. При этом Феофан дает несколько правил: к Священному Писанию приступать с молитвой, связывать каждое речение Христа со всей суммой наших верований, не оставлять слова Евангелия голым знанием, но стремиться все полученное применять в жизни, не делать хорошее знание Священного Писания поводом для хвастовства или осуждения других людей. В отличие от многих духовных учителей, о которых выше шла речь, святитель Феофан очень мало говорит о Святом Духе в связи с Библией. Чтение Слова Божия — просвещение ума, подготовка к исповеди, общее руководство на пути спасения, но Дух Святой подается человеку в Евхаристии и молитве, а Писание лишь готовит христианина к той встрече, которая уже не требует детоводителя. Надо полагать, что здесь сказывается рационалистическая школа (восходящая к средневековой латинской схоластике), сформировавшая не одного только Феофана, но и большинство русских богословов XIX века. Епископ Таврический Михаил (Грибановский) (1856–1898)

http://azbyka.ru/chtenie-svyashhennogo-p...

См.: Брокгауз–Ефрон. Т. X. С. 925. 566 Катков Михаил Никифорович (1818–1887) – влиятельный публицист, издатель газеты «Московские ведомости» (с 1863 г.) и журнала «Русский вестник» (с 1856 г.). – Ред. 567 50-летие служения митрополита Исидора (Никольского) в епископском сане отмечалось 11 ноября 1884 г. Академия отметила юбилей изданием: Сердечный привет. Сборник статей, изданных С -Петербургской духовной академией в память пятидесятилетия святительского служения высокопреосвященнейшего Исидора. СПб., 1884. – Ред. 568 Сильвестр (Малеванский Стефан Васильевич; 1827–1908), архимандрит. Родом из Волынской губернии, окончил Киевскую ДА, был в ней профессором, инспектором и, наконец, ректором. С 1885 г. епископ Каневский, викарий Киевского митрополита. (С 1906 г. на покое. – Ред.) Доктор богословия, замечательный ученый богослов-догматист; несмотря на потерю зрения, он написал много капитальных трудов, сделавших его имя славным даже и за границей; его «Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Святом Духе» переведен на немецкий и итальянский языки; не менее известны и следующие его труды; «Ответ православного на схему старокатоликов о Пресвятой Деве», «Ответ православного на схему старокатоликов о добрых делах», «Учение о Церкви в первые три века христианства», «Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере», «Историческое развитие новейшего пантеизма как доказательство его несостоятельности», «Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов». Но самым капитальным трудом преосвященного Сильвестра, давшим ему неоспоримое право занять выдающееся место среди русских богословов, является пятитомный его «Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов», печатавшийся, когда Сильвестр был уже совершенно слеп; говорят, что западноевропейские богословы так интересовались этим трудом маститого ученого, что выписывали его себе еще в корректурных листах. – Изд. 569 Палладий (Ганкевич Павел Феодорович; 1823–1893), епископ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Из более близкого к нам времени, XIX века, дошло до нас описание жизни старцев-отшельников на острове Валаам, которое дает убедительные примеры разных характеров и темпераментов. Приведем два примера. Один отшельник выбрал для своей жизни северную сторону острова, на берегу тенистой бухты, заросшей вековыми соснами, куда никогда не пробивались солнечные лучи. Он питался лишь сухарями и ключевой водой, не общался с паломниками, соблюдая обет молчания, ходил в темной одежде, которую никогда не менял. Другой избрал для своего скита южную бухту, окруженную светлыми березами, расчистил кусочек земли, развел огород, построил ульи, любил пить чай с медом и охотно принимал и угощал паломников. Летом он носил белый подрясник, был очень опрятен, весел, жизнерадостен, любил петь высоким голосом молитвы. Паломники, покидая его бухту, долго еще слышали воспеваемые его звонким тенором гимны, прославляющие Богоматерь: «О Тебе радуется Благодатная, всякая тварь», «Не имамы иныя помощи» и др. Примечательно, что в соборном сознании руководства монастыря на острове оба эти отшельника почитались как достойные «равного почитания». Теперь рассмотрим, как эти мысли древних отцов и подвижников отразились в трудах богословов XIX века. Епископ Таврический Михаил (Грибановский ; 1856–1898), широко образованный иерарх, стоявший на уровне современного ему развития биологии и психологии различал четыре «течения» (сферы) внутренней жизни человека: 1) сфера материальной и чувственной жизни, где люди стихийно несутся и движутся, находятся во взаимной жестокой борьбе (здесь «соматический» и «витальный» слой отнесены к одной сфере); 2) сфера умственной жизни со своими законами и свойствами соединяет людей единством разума; законы эти подвержены постоянному изменению и диалектическому отрицанию предшествующих последующими; 3) сфера «высших человеческих симпатий» и сострадания (то, что современная психология называет «высшими социальными проявлениями»), «их горячая струя в истории согревает людей и составляет из них живой общественный организм»; 4) сфера свободной веры: здесь – «лучи духовного Солнца, дающего всем жизнь и теплоту, ибо мы Им живем, движемся и существуем ( Деян. 17:28 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Могут быть названы здесь: а) «Учение о нравственном законе Божием» («Хр. Чт.» 1854 г.), б) Ф. Голубинского «О благодарности к Богу» (Прибавл. к творен, св. Отцов 1854 г.), в) его же: аа) «О смирении», бб) «Жизнь веры», вв) «О тщеславии» (ibid. 1854 г.); г) «День святой жизни или ответ на вопрос: как мне жить свято»? (Правосл. Собеседн. 1855–1856 гг.); д) проф. М. А Голубева «О христианской любви к ближним» («Христ. Чт.» 1856 г.) (это – «отрывок из сочинения» «Обозрение посланий св. ап. Павла к Коринфянам»: см. у И. А. Чистовича цит. соч. от 1857 г., стр. 312); е) «О высоком звании и долге христианина» («Хр. Чт.» 1856 г.); ж) «Небрежение о благодати» (ibid., 1856 г ), з) «О бордствовании над собою в общественной жизни» (ibid. 1856 г.), и) «Несчастные люди» (1856 г. ibid.), i) «Внезапные перемены в жизни» (ibid. 1856 г.), к) «Старое и новое время» (ib. 1856 г.), л) «Не должно прилепляться к земным благам» («Правосл. Собес.» 1856 г,), м) «О любви к Богу, испытуемой скорбью Его» (Прибавл. к творец, св. Отцов. 1856 г.), н) «Вера – основание истиннной нравственности» («Прав. Собес.» 1857 г. Об этой статье еп. Иоанна Смол, выше уже упоминалось в нашем очерке, где именно о нем шла речь); о) «О начале христианской жизни» («Хр. Чт.» 1858 г.); п) «Часы благоговейных размышлений христианина, содержание в себе размышления и беседы о разных предметах христианского ведения и о нравственности» (1858 г.) р) архиеп. Евсевия «О христианской надежде и любви» (1858 г., Москва), с) «О молитве Господней» (1859 г., Спб.), т) И. Гапонова «Мысли христианина о надежде на милосердие Божие, при размышлении о Боге, как Творце и Промыслителе всего видимого и невидимого, по учению православной церкви» (1860 г., Харьк.); у) Е. Е. Голубинского «Об образе действования православных государей греко-римских в. IV- VI вв. в пользу церкви против еретиков и раскольников» (1860 г., Москва) и друг. (см. их перечень, напр., у С. К. Смирнова в цит. соч. от 1879 г.: § о «печатных трудах» лиц, служивших в М. Д. Акад. в разсматрив. нами время; см. и у др.). Из этих и подобных им статей и книг (дальнейшее перечисление которых излишне) одни – более или менее близко подходят к прямому содержанию науки нравственного богословия «а-е», «н», «о», «р» и пр.), другие – нет,– одни до известной степени претендуют на научный характер «д» а особ, «у» и пр.), другие писаны, повидимому, более для назидания читателей, нежели с целью выяснить тот или иной вопрос вполне научно (за что, конечно, мы и не думаем их сколько-нибудь упрекать, становясь на точку зрения обставлявших их условий), – одни – сравнительно подробнее «г», «н», «п» и все дальнейш. и др.), иные – короче и т. д. Делу развития науки Нравственного Богословия у нас в России эти статьи и книги, впрочем, не содействовали, да они, по-видимому, и не стремились к этому (за исключением разве «н» и отчасти других некоторых).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

26. Иеромонах Филарет, 1856–1869†. По исключении из высшего отделения Шацкого духовного училища определен в число братства Тамбовской епархии Шацкого Николаевского Чернеева монастыря 15 ноября 1843 года. Посвящен в стихарь в 1844 году. Пострижен в монашество 12 апреля 1853 года, а 28 августа того же года рукоположен во иеродиакона. В число братства Сретенского монастыря определен 12 января 1856 года в возрасте 34 лет. Исправлял священнослужение и клиросное пение. 28 июля 1861 года посвящен в иеромонаха. Умер 7 марта 1869 года от апоплексии, похоронен в Покровском монастыре. 27. Иеродиакон Аарон (Лаврентьев), 1856–1861†. Послушник Андрей Лаврентьев. Из московских мещан. По увольнении от общества определен в число послушников Сретенского монастыря 12 января 1856 года в возрасте 53 лет. Исправлял должность свечника. В монашество пострижен 9 марта 1860 года. Во иеродиакона рукоположен 10 августа 1861 года. Умер в 1861 году. 28. Послушник Федор Львов Родионов, 1856†. Из дворян. Перемышльского помещика, дворянина Льва Иванова Родионова, сын, родился 10 мая 1831 года, холост, имения за ним никакого не состоит, и отцом он в монашеское звание уволен . Обучался в пяти классах Калужской губернской гимназии и уволен по слабому здоровью, согласно прошению отца. Определен в число послушников Сретенского монастыря 17 февраля 1856 года в возрасте 25 лет. Читал и пел на клиросе. Умер в 1856 году. 29. Послушник Александр Антонов Щербинин , 1856–1861. Из тульских мещан. Обучался в доме родителей чтению и письму. По увольнении от общества в число послушников Сретенского монастыря определен 12 ноября 1856 года в возрасте 21 года. Исправлял послушание при монастырской часовне. 6 ноября 1859 года разрешено путешествие в Иерусалим, для поклонения Гробу Господню, и по святым местам Афонской горы сроком на один год . 30. Диакон Александр Казанский, 1858–1864. По исключении из низшего отделения Московской семинарии поступил в митрополичий певческий хор в 1850 году, а 31 мая 1856 года произведен Коломенского уезда к Воскресенской церкви села Волович в диакона.

http://pravoslavie.ru/67954.html

В тот же период времени, в 1854–1856 годах, переделан и возобновлен, еще с начала XVIII века существовавший, придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северовосточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юговосточной стороне храма также на хорах. Этот последний построен в 1856 году на средства Татианы Дмитриевны Слепцовой. Придел во имя великомученицы Варвары, по возобновлению освящен 3 декабря 1855 года, а придел в честь Казанской иконы Божией Матери 28 июля 1856 года игуменом Николаевского Староладожского монастыря Аполлосом. Все, произведенные в 1854–1856 году, работы внутри Успенской церкви, вместе и с устройством трех иконостасов, стоили 4555 рублей. Расход этот покрыт частью монастырскими средствами, а часть пожертвованиями различных благотворителей. 207 Благовещенская придельная церковь , существовавшая уже в начала XVlII века нераздельно с Успенской и имевшая в 1761 году 8 сажен длины и не более 2 сажен ширины, постепенно распространена до того, что в настоящее время имеет 13 саж. длины и 4 саж. 1 арш. ширины. Первую значительную пристройку к ней, как мы видели, сделала игуменья Евпраксия, пристроившая в 1802 году к Благовещенской церкви паперть; а потом переделала и распространила до настоящих размеров и покрыла листовым железом Благовещенскую церковь игуменья Феврония в 1831–1833 годах. Внутри Благовещенская церковь до 1831 года, т. е. до капитальной перестройки её при игуменье Февронии, оставалась в том же виде, с тем же иконостасом, какой мы застали в ней и описали под 1761 годом в истории монастыря. Но совершив капитальную перестройку Благовещенской церкви, игуменья Феврония нашла, что прежний иконостас для перестроенной церкви не годится, и потому 30 января 1833 года просила преосвященного митрополита Серафима о разрешении поставить иконостас, соответственный храму, по новому, представленному ей, рисунку. Испрашиваемое разрешение дано 31 января того же года. В 1856 году в Благовещенской церкви оказался необходимым большой ремонт. От сырости, постоянно державшейся в церкви, вследствие дурной вентиляции под нижними полами, полы в ней совершенно сгнили, иконостас закоптел и расклеился. Игуменья Дионисия потому просила (29 сентября 1856 года за 114) преосвященного Платона, епископа Ревельского, устроить новый пол из материала, заготовленного в 1855 году из монастырского лесного участка, и заменить старый иконостас новым. Этот новый иконостас, по отобранным игумений ценам, должен был стоить до 475 рублей; расход по устройству его предполагалось покрыть частью пожертвованиями благотворителей, частью монастырскими суммами. Но потом игуменья донесла Консистории, (10 декабря 1856 года за 143), что «иконостас жертвуется в означенную церковь купцом Никифором Никитиным». В 1856 году были построены в церкви новые полы; а в октябре 1857 года был уже готов и 24 октября освидетельствован и иконостас. 208

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

штукатурка на стенах Успенской церкви от купола и до низу исправлена, окрашена клеевою краскою и по местам украшена стенною живописью. Плитный ветхий пол и в алтаре, и в самой церкви заменен деревянным. В тот же период времени в 1854 – 1856 гг. переделан и возобновлен еще с начала XVIII в. существовавший придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. Этот последний построен в 1856 г. на средства Татьяны Дмитриевны Слепцовой. Придел во имя великомученицы Варвары по возобновлении освящен 3 декабря 1855 г., а придел в честь Казанской иконы Божией Матери 28 июля 1856 г. игуменом Николаевского Староладожского монастыря Аполлосом. Все произведенные в 1854 – 1856 гг. работы внутри Успенской церкви вместе с устройством трех иконостасов стоили 4555 рублей. Расход этот покрыт частью монастырскими средствами, а частью пожертвованиями различных благотворителей. В 1856 г. в Благовещенской церкви оказался необходим большой ремонт. От сырости, постоянно державшейся в церкви, вследствие дурной вентиляции под нижними полами, полы в ней совершенно сгнили, иконостас закоптел и расклеился. Игуменья Дионисия потому просила 29 сентября 1856 г. преосвященного Платона, епископа Ревельского, устроить новый пол из материала, заготовленного в 1855 г. из монастырского лесного участка, и заменить старый иконостас новым. Этот новый иконостас должен был стоить до 475 рублей; расход по устройству его предполагалось покрыть частью пожертвованиями благотворителей, частью монастырскими суммами, но потом игуменья донесла Консистории, (10 декабря 1856 г. за 143), что «иконостас жертвуется в означенную церковь купцом Никифором Никитиным». В 1856 г. были построены в церкви новые полы; во время перестройки Благовещенской церкви в 1831 – 1833 гг. в июле 1832 г. престол чрезвычайно обветшалый и бессрочный снят, потом 23 августа 1833 г. освящен новый престол.

http://sobory.ru/article/?object=00124

сем.), магистр спб. ак. 1855 г., из наставников рижской сем. перемещен в спб. в янв. 1856 г. на физику и греч. яз., но в мае назначен бакалавром обличительного богословия в спб. академии. Ныне доктор богословия и ординарный профессор академии по русской гражд. истории. 36) Федор Ив. Брандт, курляндский уроженец, утвержден в звании учителя немецкого яз. с. петербургским университетом. В янв. 1856 г. определен в семинарии на немецкий язык, без предоставления прав гражданской службы. Вскоре поступил учителем и в 5-ю гимназию; из семинарии вышел в сент. 1868 г. 37) Иван Вас. Толмачев (харьк. сем.), магистр спб. ак. 1855 г., назначен на класс гражд. пет. с авг. 1856 г., но тогда же переведен на физику и греч. яз. в низш. и средн. отд., потом греч. и лат. яз. в низш. отделении. В дек. 1858 г. назначен свящ. церкви при русской миссии в Стокгольме. Ныне протоиерей при церкви Зимнего дворца. Около 15 лет состоял членом Духовно-учебного комитета. 38) Феогност Лебедев 2-й (твер. сем.), иеромонах, магистр спб. акад. 1S53 г, из ректоров Кирилловского дух. училища, в авг. 1856 г. назначен профессором гражд. истории и истории раскола, с пастырскими наставлениями по части обличения раскола (в высш. отд.); преподавал также катехизическое учение и богослужебные книги; исправлял должность помощника инспектора семинарии. С ноября 1856 г. исправлял должность ректора ал. невского училища. В ноябре 1857 г. инспектора новг. семинарии. Впоследствии епископ астраханский (с 1870 г.), потом подольский, а ныне Владимирский и суздальский. 39) Алексей Дим. Малов (из тамб. сем. перемещен в спб. для изучения живописи); в 1853 г. получил от академии художеств звание неклассного художника. В семинарии окончил курс в 1855 г., а в дек. 1856 г. определен преподавателем живописи и иконописания. † 1864 г. 40) Владимир Ив. Ловягин (твер. сем.), магистр спб. акад. (1851 г.) чрез 2 года училищной службы; из профессоров и помощников инспектора новг. сем. перемещен в дек. 1856 г. на словесность и св. Писание. С ноября 1859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010