Выходит в свет первое полное собрание трудов и писем епископа Михаила (Грибановского) 28 марта 2011 г. 19:18 В рамках книжной серии «Русская богословская библиотека» выходит в свет первое полное комментированное собрание трудов и писем епископа Михаила (Грибановского) (1856–1898) «Сочинения, письма, жизнеописание». Епископ Михаил (Грибановский) (1856–1898), глубокий и оригинальный мыслитель, до сих пор, к сожалению, мало известен современному читателю. Владыка Михаил принадлежал к тому новому поколению русских богословов, которое сформировалось в 1880-х годах XIX столетия, усвоив, с одной стороны, достижения современной (западной и русской) философии, а с другой — провозгласив решительный «возврат к отцам». Будучи человеком глубокой молитвенно-созерцательной жизни, он мало принимал участие в церковно-общественной деятельности той эпохи, но в известном смысле дал скрытый импульс многим важным процессам, приведшим в конечном счете к Собору 1917-1918 гг. В книгу вошли все опубликованные до революции сочинения и письма владыки (из неопубликованного к числу наиболее значительных утрат на сегодня следует отнести кандидатскую диссертацию владыки Михаила о Гераклите и его дневники), а также весьма подробное «Жизнеописание», составленное его другом и почитателем А.И. Леонтьевым. Кроме того, в приложениях помещены воспоминания и отклики на кончину владыки Михаила и некоторые статьи и проповеди митрополита Антония (Храповицкого), относящиеся ко времени знакомства и дружбы двух выдающихся иерархов. Открывают издание статьи доктора исторических наук Н.Н. Лисового и кандидата богословия священника Павла Хондзинского, посвященные жизни и наследию епископа Михаила. Следует отметить, что выходившие до сих пор переиздания отдельных его трудов и переписки в новейшее время никогда не комментировались и в лучшем случае воспроизводили лишь дореволюционный комментарий, составленный упомянутым выше А.И. Леонтьевым. В настоящем издании его комментарии практически полностью сохранены, уточнены и значительно дополнены Н.Н. Лисовым и редактором настоящего издания Ж.П. Григорьевой. Специально для настоящего издания кандидатом богословия В.П. Легой прокомментированы философско-богословские аспекты сочинений владыки Михаила «Истина бытия Божия» и «Лекции по введению в круг богословских наук». Епископ Михаил (Грибановский): Сочинения, письма, жизнеописание/Сост.: Н.Н. Лисовой, свящ. Павел Хондзинский. Русская богословская библиотека. LXIV. M.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. — 862 с. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1439600.ht...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Исследователи и комментаторы Нового Завета Григорий (Лебедев), еп. – см. также ИУ. 229. Басин И. В. Аскеза любви: Экзегеза епископа-мученика Григория (Лебедева): [Докл. на конф. «Осень святой Руси: святость и духовность в России во время кризиса и гонений». Бозе (Италия), 16–19 сент. 1998]//Страницы. 1998. Т 3. 4. С. 552–557. Михаил (Грибановский) , еп. – см. также 1399. 230. Симон (Новиков), архиеп. Рязанский и Касимовский. Епископ Михаил (Грибановский) (1856–1898)//АиО. 1998. 1(15). С. 20–31. Библейская история и археология 231. Августин (Никитин) , архим. Русская библейская археология в Палестине//Мб. 1998. Вып. 5. С. 102–111. Публ. отрывка из текста, полностью изданного в 232. 232. Августин (Никитин) , архим. Русская библейская археология в Палестине//БТ. 1999. Сб. 35. С. 64–91. 233. Бибиков М. В . Реликвии Святой Земли: прошлое и настоящее//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 191–199. 234. Деопик Д. В. Некоторые проблемы курса библейской археологии Ветхого Завета и истории Святой Земли//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 100–109. 235. Каледа Г. А., прот. Туринская плащаница – предмет пререканий//АиО. 1994. 2. С. 61–82. 236. Лаевская Э. Л. Художественные памятники древности и библейское сказание о допотопном мире и Потопе//МБ. 1997. Вып. 4. С. 102–111. 237. Марковин В. Библия и Кавказ: К возобновлению интерпретации источника//МБ. 2000. Вып. 7. С. 106–112. Анализ археологии и топонимики Кавказа с точки зрения возможных пересечений с библ. данными. Позиция автора – отрицательная. 238 . [Рец. на кн.:] Мерперт Н. Я. Очерки археологии библейских стран. М.: ББИ, 2000. 336 с.//Страницы. 2000. Т. 5. 2. С. 309. 239. Успенская Л. А. Еще о Туринской плащанице: [Рец. на кн.: Stevenson K. E., Habermas G. R. La vérité sur le Suaire de Turin. Paris, 1981 (Стивенсон К., Хабермас Г. Истина о Туринской плащанице); англ. вариант: Verdict on the Shroud. Michigan, 1981]//ВРЗЕПЭ. 1985. 114. С. 219–224. См. также 2547, 2578, 2580, 2581, 2873, 2874. Библейские общества, конференции и учреждения Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Русские богословы ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист КАРТРАЙТ Томас (ок. 1535 - 1603), один из основоположников пуританизма; религ. писатель, богослов, полемист, проповедник КАССИАН (Безобразов Сергей Сергеевич; 1892-1965), еп. Катанский в юрисдикции К-польского Патриархата, ректор Свято-Сергиевского богословского ин-та в Париже, богослов, экзегет, переводчик НЗ КЛИТИН Александр Михайлович (1860 - ок. 1919), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист

http://pravenc.ru/rubrics/122396.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКОЛАЙ (Зиоров Михаил Захарович; 1851-1915), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) ОНУФРИЙ (Парусов Андрей Федорович; 1816-1894), бывш. старообрядческий еп. Браиловский, в 1865 г. присоединился к Русской Церкви на началах единоверия

http://pravenc.ru/rubrics/121796_7.html

Труды: Речь, произнесенная перед защитой диссертации на степень магистра богословия: «Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Истина бытия Божия», 3 апреля 1888 года. (Магистерская диссертация). СПБ, 1888, «Христ.Чтен.», 1888, т.1, стр.727. Из писем к о. прот. А.К.Смирнопуло за время с 1887 по 1896 гг. «Христ.Чтен.» 1898, m.II, стр.689. «Над Евангелием». СПБ, 1896, uзд.III. Полтава, 1911, СПБ, 1911. Отзыв на труд С.Р. см. " Христ.Чтен.» 1898, m.II, стр.752. «Над Евангелием». «Воскресная ночь». СПБ, 1898. «Лекция по введению в круг богословских наук». Казань, 1899. Письма (архп. Михаила Грибановского к нынешнему архиепископу Волынскому Антонию (Храповицкому) . Симферополь, 1910. Литература: «Церк. Вед.» 1894·, 29, стр.271. -«- 1895, 49, стр.431. -»- 1896, 19–20, стр.163. -«- 1897, 4, стр.25. «Приб. к «ЦВ» 1898, 36, стр.1342. -»- 1898, 41, стр.1528. «Церк. Вестн.” 1891, 8, стр.113. «Русск. Архив» 1916, KH.I, стр.162, 163, 165–167. -«- 1916, кн.4, стр.361, 368. «Изв. Каз. Еп.» 1887, 10, стр.238. -»- 1899, 9, стр.430, Некролог. «Прав. Собес.» 1899, январь, стр.68. Булгаков, стр.1410, 1414. БЭС m.II, стб.1548. НЭС m.XXVI, стб.727 и дополн. m.II, стр.195. «Михаил Преосв. Грибановский, архп. Таврический и Симферопольский». 1856–1698. (Биографический очерк с портретом и автографом почившего архиепископа). Полтава, 1911.· Впечатления от давно прочитанной книги «Над Евангелием». Сведения взяты из мемуаров В.А.Поссе: «Пережитое и продуманное», стр.52. Ленинград, Гос. Изд. «Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1898 год " стр.102–103. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 550, стр.84. «ЖМП» 1958, 12, стр.47–53 (фото). Archim. Simon, Bischof Michail Gribanowski, in: StdO 1970,5, 61–64. Fairy von Lilienfeld, Hierarchen und Starzen (Berlin 1966), S.167–180. K.Chr. Felmy, Predigt im orthodoxen Rußland (Göttingen 1972), S. 195. Werke: Pis " ma Episkopa Michaila Tavrieskogo (o. Antoniju Chrapovickomu), in: Nadeda, vyp. 7 (1980)150–205.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Элементы собственной биографии, введенные в рассказ и художественно преображенные писателем, придали самому произведению и образу главного героя особую задушевность. Рассказ, исполненный „красивого лиризма“, высоко оценил Бунин: „Архиерей“ написан изумительно. Только тот, кто занимается сам литературой и сам испытал эти адские мучения, может постигнуть всю красоту этого произведения». Не только Бунин, но Толстой и Куприн относили этот рассказ к лучшим произведениям Чехова. Уже в 1902 году первых читателей «Архиерея» интересовало, кто явился прототипом главного героя. Многие читатели стали свидетелями того, как чеховское выражение «не ндравится мне это» быстро перешло из «Архиерея» в обиход широкой публики, впрочем, как и прозвище собаки? «Синтаксис». Мемуаристы спорили, какого именно архиерея Чехов описал в своем рассказе. Ответ можно найти у того же Бунина, сообщившего Б. Зайцеву: «В «Архиерее» он (Чехов) слил черты одного таврического архиерея со своими собственными?». По мнению Бунина, Чехов, имел в виду известного в свое время церковного публициста Михаила Грибановского . В качестве прототипа другого действующего лица в рассказе – отца Сисоя – послужил отец Ананий, монах из соседней с Мелиховым монастырем Давидовой пустыни. Отметим, что некоторые исследователи чеховского наследия считают, что едва ли можно говорить об использовании какого-либо конкретного и единственного прототипа для образа главного героя. Биографические и психологические моменты в жизни героя рассказа могли быть навеяны писателю различными источниками. Не вступая в спор с литературоведами, расскажем о прототипе, которого назвал в свое время Бунин, – епископе Таврическом и Симферопольском Михаиле (Грибановском) (18561898). Его имя принадлежит к числу драгоценных имен отечественного богословия. Он был одним из наиболее авторитетных мыслителей и деятелей Русской Православной Церкви второй половины XIX века. Родился Михаил Михайлович 2 ноября 1856 года в г. Елатьме Тамбовской губернии в семье протоиерея, благочинного городских церквей. Мальчик унаследовал слабое здоровье, сочетавшееся с недюжинным дарованием: он почти самостоятельно обучился грамоте и с жадностью поглощал жития святых и русскую классическую литературу. В 1872 году по окончании Тамбовского духовного училища он учился в семинарии, где интересовался поиском истины в науке и философии, овладел немецким языком. В 1880 году Михаил поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на церковно-историческое отделение, а через три года принял монашество. Через год иеродиакона Михаила уже в сане иеромонаха утвердили в должности приват-доцента. Он стал преподавателем Основного богословия в Академии, а позже его назначили инспектором Академии. Он подготовил кандидатскую диссертацию «Религиозно-философское мировоззрение философа Гераклита», а в 1887 году магистерскую – «Истина бытия Божия. Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

50. Мануил (Лемешевский), митр. Михаил (Грибановский Михаил Михайлович), еп. Таврический и Симферопольский// Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы (включительно). Erlangen, 1986. Т. 4. С. 381–384. 51. Михаил (Грибановский) //Полный православный богословский энциклопедический словарь: Богослов, энциклопедический словарь («Богословская энциклопедия») содержит в себе объяснение всех касающихся Св. Правосл. Церкви, ее учения и жизни понятий по вопросам богословского, философского, литургического, церковно-практического и исторического характера и составлен на основании лучших исследований специалистов по этим отраслям богословского знания. В 2 т. Репринт, изд. М., 1992. Т. 2. Стб. 1578. 52. Михаил, в миру Михаил Михайлович Грибановский//Христианство: Энцикл. словарь. М., 1995. Т. 2. С 137. 53. Басин И.В. Епископ Таврический Михаил (Грибановский) (1856–1898)//Басин И.В. Чтение Священного Писания: Уроки святых, подвижников, духовных учителей Русской Церкви. М.: О-во друзей Священ. Писания, 1996. С. 57–59. 54. Симон (Новиков), архиеп. Епископ Михаил Грибановский (1856–1898)//Альфа и омега. 1998. 1 (15). С. 20–31. 55. Пшенева И.А., Филимонов СБ. Епископ Таврический Михаил (Грибановский) на страницах Полного собрания сочинений и писем А.П. Чехова: Опыт источниковедческого прочтения//Культура народов Причерноморья. Симферополь, 2001. 25. С. 51–54. 56. Пшенева И.А., Филимонов СБ. Кто автор книги о епископе Таврическом Михаиле (Грибановском) ?: История одного раритет, изд.//Таврида православная. Симферополь, 2001. 8 (67). С. 16–17. 57. Мень А., прот. Михаил (Михаил Михайлович Грибановский), епископ//Мень А., прот. Библиологический словарь. Т.2. К–П. СПб.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 214–215. 58. Пшенева И.А. Епископ Таврический Михаил (Грибановский) – выдающийся богослов и философ//Крымский республиканский музей. II Таврические чтения, посвященные 80-летию Центрального музея Тавриды. Симферополь, 2002. С. 63–67. 59. Пшенева И.А., Филимонов СБ. Епископ Таврический Михаил (Грибановский) на страницах Полного собрания сочинений и писем А.П. Чехова//Таврида православная. Симферополь, 2002. 1 (72). С. 18–19; 2 (73). С. 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

40. Последние дни жизни, кончина и погребение преосвященного Михаила, епископа Таврического и Симферопольского//Таврические епархиальные ведомости. 1898. 18. С. 1200–1209 (ч. неофиц.). 41. Последние дни жизни и кончина Преосвященнейшего Михаила, епископа Таврического и Симферопольского//Полтавские епархиальные ведомости. 1898. 29. С. 1041–1047 (ч. неофиц.). – Перепечатка из «Таврических епархиальных ведомостей». 42. Преосвященный Михаил (Грибановский) , епископ Таврический и Симферопольский (1856–1898): Биогр. очерк (с портр. и автографом почившего епископа). – Полтава, 1911. – 136 с. 43. Щукин С. Н., свящ. Из воспоминаний об А. П. Чехове/С.Щ.//Русская мысль. 1911. Кн. 10. С. 37–61 (2-я паг.). – То же (с сокр.)//Ярославские епархиальные ведомости. 1912. 28. 44. Михаил (Грибановский) //Полный православный богословский энциклопедический словарь: Богослов, энциклопедический словарь («Богословская энциклопедия») содержит в себе объяснение всех касающихся Св. Правосл. Церкви, ее учения и жизни понятий по вопросам богословского, философского, литургического, церковно-практического и исторического характера и составлен на основании лучших исследований специалистов по этим отраслям богословского знания. В 2 т. М., 1913. Т. 2. Стб. 1578. 45. Победоносцев К.П. [О епископе Михаиле (Грибановском) ]//Русский архив. 1916. Кн. 1, 1/3. С. 162, 163, 166, 167; Кн. 2, 4. С. 361, 368. – В публ.: Письма К.П. Победоносцева преосвященному Илариону, архиепископу Полтавскому/Сообщ. прот. С. Петровский . После 1917 года 46. Теплое В. Памяти преосвященного Михаила, епископа Таврического и Симферопольского: (К 60-летию кончины)//Журнал Московской Патриархии. 1958. 12. С. 47–54. 47. Чехов в воспоминаниях современников. 2-е изд., доп. М., 1954. С. 540–546; А.П. Чехов в воспоминаниях современников. М., 1960. С. 453–467. 48. Духовное завещание епископа Михаила Таврического и Симферопольского//Надежда. 1980. Вып. 7. С. 203–204. 49. Кончина преосвященного епископа Михаила//Надежда. 1980. Вып. 7. С. 204–205.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

Во всем хотел он быть одинаково осведомленным. Но особенно его любовью из наук пользовалась астрономия. С какою радостью углублялся он в изучение звездного мира, с каким восторгом часами созерцал он, особенно в безлунные ночи, красоты неба. Но и жизнь человеческая привлекала его не менее законов природы и открытий научных. Литературу классическую и современную русскую знал он, как немногие, особенно же любил Достоевского. В литературе, как в зеркале, изучал он живого человека. Проницательный ум его, верно направленный познанием Бога, обогащенный солидными знаниями по разнообразным отраслям наук, изощренный самостоятельным философским мышлением и научной работой, всегда подсказывал ему разумное, ясное решение по многообразным жизненным вопросам. В наше тяжелое время безверия как нужны нам такие верующие просвещенные люди, как они освещают наш темный жизненный путь! Многому научил нас, много, много любви зажег в наших сердцах этот человек! Да будет ему Царство Небесное!» А. Л. 1106 Александр Иванович Леонтьев – друг и жизнеописатель епископа Михаила (Грибановского) В 1898 году в Симферополе скончался епископ Таврический и Симферопольский Михаил (Грибановский) , один из наиболее авторитетных мыслителей и деятелей Русской Православной Церкви 2-й половины XIX века. В 1911 году в Полтаве, 13 лет спустя после кончины архипастыря, вышла книга «Преосвященный Михаил (Грибановский) , епископ Таврический и Симферопольский (1856–1898). Биографический очерк (с портретом и автографом почившего епископа)». Книга эта является наиболее полным жизнеописанием преосвященного Михаила. Автор книги (скромно именующий себя составителем), следуя традиции древнерусских книжников, скрыл свое имя; на титульном листе указаны литеры: А. Л. В результате на протяжении вот уже почти века книга эта значится в каталогах библиотек как книга неизвестного автора. Мы использовали метод анализа содержания книги и других источников информации и сопоставления полученных данных для атрибуции авторства. Попытка, как представляется, увенчалась успехом. Впрочем, предлагаем судить об этом читателю. То, что автором книги был человек, близко знавший епископа Михаила (Грибановского) , становится понятным уже с первых ее страниц. В разделе «Вместо предисловия» «составитель» пишет: «Для лиц, близких к почившему, имевших счастье знать его, беседовать с ним, пользоваться его духовным руководительством остается утешать себя сознанием, что хотя маленькая частица его жизни здесь, на земле, имела отношение к их собственной. В то же время для них дорога должна быть каждая строчка его письменного слова, рисующая его привлекательный духовный образ. В этих видах и предпринято редакцией новое, дополненное издание сборника его статей «Над Евангелием», издана часть его писем, имеется в виду отпечатать его дневники, записи и заметки». 1107 Как видим, автор книги, во-первых, близко знал епископа Михаила, во-вторых, имел доступ к его личному архиву, в-третьих, принимал участие в публикации части его материалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

В их взглядах, в их одеждах и даже в окружающих их вещах чувствуется долговременная устойчивость жизни. Почему так внезапно обрушилась эта выглядящая совершенно незыблемой в своих основах жизнь? Где и как зародился тайный хаос, поглотивший ее? Сколько бы ответов ни предлагалось, ни один не кажется исчерпывающим. Но нечто дано понять, вглядываясь внимательнее в жизнь тех, кто тайный хаос своей души сумел тогда обуздать и высветлить невечерним светом Христа. 28 См.: С. Щ. [Щукин С. Н.. свящ.] Из воспоминаний об А. П. Чехове. Русская мысль. 1911. 10; см. то же в сокр.: Ярославские епархиальные ведомости. 1912. .N° 28. См.: «Из воспоминаний об А.П. Чехове (отрывок)», наст. изд. 30 «...Довольно сказать тебе только то, что когда я начал читать Пушкину первые главы из «Мертвых душ», в том виде, как они были прежде, то Пушкин, который всегда смеялся при моем чтении (он же был охотник до смеха), начал понемногу становиться все сумрачней, сумрачней, а наконец сделался совершенно мрачен. Когда же чтенье кончилось, он произнес голосом тоски: «Боже, как грустна наша Россия!» Меня это изумило. Пушкин, который так знал Россию, не заметил, что все это карикатура и моя собственная выдумка» (Гоголь Н. В. Собр. соч. М., 1978. Т. 6. С. 259). 31 «Чехов понимал красоту и смысл обряда, любил иное в церковной форме... Ему нравилось еще, когда огонек лампадки теплился где-нибудь на кладбище» (Щукин С. Н.. свящ. Из воспоминаний об А. П. Чехове. Ярославские епархиальные ведомости. 1912. 28. С. 540). 32 Михаил (Грибановский), архим. Над Евангелием. Полтава, 1911. С. 223–224. См.: «Над Евангелием XXX», наст. изд. 33 Леонтьев А. И. Под инициалами А. Л. он издал жизнеописание Владыки (Преосвященный Михаил (Грибановский) , епископ Таврический и Симферопольский (1856–1898). Полтава, 1911. Далее в прим. указ. ссылки наст. изд.). Это наиболее подробное и полное жизнеописание Михаила Грибановского . Ссылки на него неизбежны для всякого вникающего в историю жизни еп. Михаила еще и потому, что только здесь сохранились обширные выписки из его дневников и записных книжек.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gribano...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010