09(22)04.1936 18(31)08.1937 Александр Агриков в/у ДМИТРОВСКАЯ 28.07(10.08)2001 20.08(02.09)2001 ДМИТРОВСКАЯ 20.08(02.09)2001 Александр Анисимов СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 12(25)11.1923 КУЙБЫШЕВСКАЯ, обн. 12(25)11.1924 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 12(25)11.1924 27.11(10.12)1924 КИРОВСКАЯ, обн. 07(20)02.1925 19.02(04.03)1925 КУЙБЫШЕВСКАЯ, обн., паки 19.02(04.03)1925 17(30)03.1932 Александр Богданов МУРОМСКАЯ 12.02.1889 28.03.1892 КРАСНОЯРСКАЯ 28.03.1892 30.04.1894 ТАМБОВСКАЯ 30.04.1894 11.09.1898 Александр Боярский-Сегенюк ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ, обн. 22.02(07.03)1936 Александр Бялозор ТАГАНРОГСКАЯ, обн. 29.10(11.11)1922 09.1923 ТАГАНРОГСКАЯ 1930(?) БАРНАУЛЬСКАЯ 08.1930 ТАГАНРОГСКАЯ, паки 08.1931 03.1932 в/у ДОНСКАЯ 08.1931 03.1932 КРУТИЦКАЯ, обн. 23.04(06.05)1923 ЛОНДОНСКАЯ И ВСЕЯ ЕВРОПЫ, обн. в/у МОСКОВСКАЯ, обн. МОСКОВСКАЯ, обн. 23.09(06.10)1941 21.11(04.12)1941 «МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ ПАТРИАРХАТ», обн. 21.11(04.12)1941 12.1941 МОСКОВСКАЯ, обн., паки 26.07(08.08)1946 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ, обн. 02(15)04.1923 02(15)06.1923 в/у НОВОСИБИРСКАЯ, обн. 28.05(10.06)1923 19.08(01.09)1923 АЛТАЙСКАЯ, обн. 19.08(01.09)1923 ОМСКАЯ, обн. КЛИНСКАЯ, обн. 08.1928 10.1929 АЛЕКСАНДРОВСКАЯ, обн. 10.1929 КЛИНСКАЯ, обн., паки ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ, обн. 03.1935 23.09(06.10)1937 ЖИТОМИРСКАЯ 07(20)01.1947 30.11(13.12)1949 Александр Витол ЕРСИКСКАЯ 1939(?) Александр Воецкий СЫЗРАНСКАЯ, обн. 01(14)05.1923 03(16)01.1924 в/у УЛЬЯНОВСКАЯ, обн. 01(14)05.1923 28.01(10.02)1924 ПОЛТОРАЦКАЯ, обн. 03(16)01.1924 23.12.1924 (05.01.1925) Александр Гладышев МУРОМСКАЯ, обн. (1938) Александр Головин СТАРИЦКАЯ 27.07.1903 31.10.1908 ОРЛОВСКАЯ 31.10.1908 31.12.1910 КАЛУЖСКАЯ 31.12.1910 25.06.1912 Александр Добрынин КОВНЕНСКАЯ 21.11.1860 14.08.1868 МИНСКАЯ 14.08.1868 25.04.1877 ДОНСКАЯ 25.04.1877 23.05.1879 ВИЛЬНЮССКАЯ 23.05.1879 28.04.1885 Александр Закке-Заккис ОСТРОЖСКАЯ 21.11.1883 03.06.1890 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 03.06.1890 16.04.1893 ВИТЕБСКАЯ 03.09.1893 27.07.1899 Александр Знаменский КУСТАНАЙСКАЯ, обн. КУСТАНАЙСКАЯ, обн., паки Александр Иноземцев

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр (Головин Александр), еп.Калужский и Боровский Родился 25.VIII.1844 в семье священника с.Мясоедова Тульской губернии. В 1866 году окончил Тульскую Духовную семинарию. 4.VI.1866 рукоположен во священника Успенской церкви Тульской губернии, где состоял законоучителем сельского народного училища. В 1880 году переведен в Тулу. 27·ΧΙ·1890 пострижен в монашество. В 1896 окончил СПБ Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1896 году по окончании Академии был командирован в Абиссинию с отрядом Красного Креста. В 1897 году был назначен настоятелем Троицкого Калягина монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1899 году назначен начальником Иерусалимской Духовной Миссии. В 1900 году избран действительным членом Палестинского Общества. 27·VII.1903 хиротонисан во епископа Старицкого, вик.Тверской епархии. Хиротония совершена в Тверском кафедральном соборе. 30.X.1908 – еп.Орловский и Севский. 31.ΧII.1910 – епископ Калужский и Боровский. 25.VI.1912 по слабости здоровья уволен на покой с оставлением в должности настоятеля Воскресенского монастыря. Скончался 4.II.1916 года от артериосклероза. Похоронен в летнем храме этого же монастыря в приделе св.Марии Магдалины. Кроткий, сердечный, любвеобильный архипастырь непрестанно о всех молившийся и как пастырь добрый готов был «душу свою положить за овцы своя». Обозревая деятельность Владыки Александра в различных местах его служения, мы не найдем многообразных и шумных ее проявлений. По свойственным ему качествам натуры, его работа стремилась проникать, по выражению апостола, в красоте кроткого и молчаливого духа (I Петра, III, 4). Духовное пастырское воздействие, нравственное влияние на личность окружающих – вот что всегда была главнейшим предметом его архипастырских попечений. Таким он был, когда служил приходским священником в гор. Туле, или когда состоял духовником Александро-Невской Лавры, или когда путешествовал с отрядом Красного Креста в Абиссинию, или когда, наконец, был начальником Русской Миссии в Иерусалиме, таким оставался и на архиерейских кафедрах. Идея внутреннего, сокровенного делания, идея чисто пастырского воздействия на людей всегда и везде была его главным одушевляющим началом и налагала определенный отпечаток на его деятельность, как церковного администратора и иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глафира Ивановна — см. Ремизова Г. И. Гоголь Николай Васильевич (1809–1852) — писатель — 289 Голицын, граф — один из рода Голицыных, похороненных в московском Донском монастыре — 289 Голицын Дмитрий Михайлович (? –1895) — князь; член Совета Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 268 Голицына Варвара Николаевна, княгиня — 227 Головачев Николай Михайлович, моряк, благотворитель — 210 Головин Александр Васильевич (1821–1886) — министр Народного просвещения (1861–1866), член Государственного совета — 159 Голубинский — возможно: Дмитрий Федорович (1832–1903) — профессор Московской Духовной академии (с 1864 г.) или Евгений Евстигнеевич (1834–1912) — профессор русской истории в Московской Духовной академии (с 1870 г.); историк русской церкви, академик — 312 Гопер, полковник — 246 Гоппе Герман Дмитриевич (1836–1885) — владелец издательства, выпускавший петербургский ежегодник «Всеобщий календарь» (1867–1900), получивший название от его имени — 110 Горбунов, знакомый отца Николая — 294 Горский Иван Александрович (? –1886) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); позже — священник петербургского Троицкого собора, протоиерей (с 1879 г.) и настоятель (с 1882 г.) Покровско–Коломенской церкви в Петербурге — 140, 172 Горталов Гавриил Иванович (1820–1885) — товарищ председателя Казанского Братства Святого Гурия; председатель Казанского комитета попечительства о бедных; действительный статский советник (см.: Товарищеский обед Гавриилу Ивановичу Горталову. Казань, 1883) — 297, 299, 301 Горталов Коля, гимназист, сын Г. И. Горталова — 297, 301 Горчаков Михаил Иванович (1838–1910) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1861); псаломщик православной церкви в Штутгарте (1862–1864); в 1866 г. окончил юридический факультет Санкт–Петербургского университета, профессор государственного права университета (с 1871 г.); состоял также законоучителем многих учебных заведений; протоиерей (с 1881 г.) (см.: Бенешевич В. Н. И. Горчаков//Журнал Министерства народного просвещения. 1911. 3) — 190

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Об Иисусовой молитве см. также беседу от 19 июня 1911 г. 106 Чудесное сновидение, виденное послушником Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря 11 октября 1908 года. Репринт изд. Подворья в Москве Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря, 1995. 119 Кроме сохранившихся фотографий известны также портреты кисти оптинского иеромонаха Даниила (Болотова). См. беседу от 26 декабря. 124 Причислен к лику святых в 1988 г.//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков, 15 ноября. 140 Франклин Бенджамен (1706–1790), американский просветитель, государственный деятель и ученый, создавший свою систему морального самосовершенствования. 143 В 1911 г. Калужским епархиальным архиереем был еп. Александр (Головин), но преп. Варсонофий говорит, видимо, о его предшественнике, епископе Вениамине (Муратовском), который 31 декабря 1910 г. был переведен на Симбирскую кафедру. 159 Жизнеописания отечественных подвижников Благочестия XVIII–XIX веков, 25 мая. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1993–1999. 160 О степенях молитвы Иисусовой см.: Душеполезные поучения преподобных старцев Оптинских. Изд. Введенской Оптиной Пустыни. Ч. 1. С.457. 162 Схимонах Иларион. «На горах Кавказа. Беседы двух старцев-пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец через молитву Иисусу Христу, или Духовная деятельность современных пустынножителей». Баталпашинск, 1907; М, 1911; Киев, 1912. Преп. Варсонофий любил перечитывать эту книгу и часто рекомендовал ее своим чадам. В дальнейшем, подчиняясь указанию Св. Синода от 1913 г., он говорил: «Вот дело-то какое выходит. Оказывается, есть там неправильности. Помни, сила не в слове, не в имени, а в Самом Христе именуемом. Вот оно что; оказывается, предисловие этой книги все бы выкинуть надо, но сама по себе книга хорошая!» В Оптиной Пустыни, хотя и читали эту книгу, но свое отношение к ней высказывали довольно сдержанно. Вот, например, отзыв о. Анатолия (Потапова), одного из последних великих Оптинских старцев: «Я читал ее и находил в ней перлы молитвы Иисусовой, когда узнал, что Св. Синод признал в ней еретическое, я по своей прямолинейности, из послушания, как сын Православной Церкви, все выписки, сделанные из этой книги, перечеркнул. Хорошо ведь об Иисусовой молитве и у епископа Игнатия».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

765 Арсений (Изотов Алексей Федорович; 1823–1909), архимандрит, впоследствии епископ. Настоятель Русской посольской церкви в Константинополе (1885–1893). Настоятель московского Симонова монастыря (1893). В 1894 г., после кончины архимандрита Антонина (Капустина) , был прислан принять дела и временно управлять Русской Духовной Миссией в Иерусалиме. По возвращении в Россию, 8 февраля 1895 г. хиротонисан во епископа Сухумского. В 1905 г. уволен на покой, согласно прошению. Скончался в Тверском Желтиковом монастыре. 767 Архимандрит Леонид (Кавелин; 1822–1891), начальник РДМ в 1863–1865 гг. См. о нем выше, примеч. 139 к документу 73. 769 В 1894 г., в связи с кончиной архимандрита Антонина, Яковлева назначают исполняющим обязанности генконсула в Иерусалиме – с конкретным заданием выяснить и уладить дела о земельной собственности покойного. «17 мая я уезжаю в Святой Град управлять генеральным консульством, – пишет Яковлев в письме к В.Н. Хитрово от 11 мая. – Не могу сказать, чтобы это мне было особенно приятно. Разобрать дело о наследстве отца Антонина нелегко. Боюсь ответственности. Больше всего, однако, я боюсь, что не угожу Его Высочеству, , по какому-нибудь вопросу. В этом отношении пост генерального консула в Иерусалиме труден. Арсеньева Его Высочество хорошо знает и имеет к нему полное доверие, меня же он знает гораздо менее» (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 540. Л. 93). В ходе затянувшейся иерусалимской командировки (май 1894 – август 1895) Яковлев выполнил работу не только по документации наследия Антонина, но и по инвентаризации всех земельных участков Русской Палестины, доныне остающейся образцом Историко-юридического исследования. См. ниже документы в разделе «Земельные владения РДМ». 770 Александр (Головин Александр Митрофанович; 1844–1916), епископ. Родился в семье священника с. Мясоедова Тульской губернии. Окончил Тульскую духовную семинарию (1866), С.-Петербургскую Духовную Академию (1896). В том же году был командирован в Абиссинию с отрядом Красного Креста. Назначен настоятелем Троицкого Калязина монастыря с возведением в сан архимандрита (1897). Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с 17 мая 1899 г. (прибыл в Иерусалим в июле 1899) до 26 февраля 1903 г. (выехал 17 июня 1903). Епископ Старицкий, викарий Тверской епархии (27 июля 1903), епископ Орловский и Севский (1908), Калужский и Боровский (1910). В 1912 г. уволен на покой, с назначением на должность настоятеля Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Около 1758 г. Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии Художеств, затем с 1779 г. преподавал в портретном классе Академии Художеств. За портреты архитектора А.Ф.Кокоринова (1769) и откупщика Н.А.Сеземова (1770), представленные на выставке в Академии художеств в 1770 г., Левицкому было присвоено звание академика. В 1770-е гг. Левицкий по заказу Екатерины II создал серию портретов воспитанниц Смольного института. Изображенные танцующими, музицирующими, разыгрывающими пастораль в театральных костюмах, юные смолянки пленяют обаянием молодости, естественностью грации и чувств. В 1780-е гг. Левицкий создал блестящие по выразительности исполнения работы – портреты светской красавицы Урсулы Мнишек (1782), итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци (1783), портрет-аллегория Екатерина II – законодательница в храме Правосудия (1783), портрет дочери Агаши в русском костюме (1785) и другие. В поздние годы Левицкий написал портреты И.И.Дмитриева, А.С.Протасовой, Я.И.Билибина, отмеченные яркой выразительностью. После 1800 г. полуослепший художник почти не работал. Д.Г.Левицкий скончался в 1822 г. в Петербурге. Также сегодня мы вспоминаем театрального художника А.Я.Головина (1863-1930). Александр Яковлевич Головин родился 17 февраля 1863 г. в Москве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, сначала на архитектурном отделении, потом на живописном, в классах И.М.Прянишникова, В.Е.Маковского и В.Д.Поленова. Усовершенствовал мастерство в Париже. В 1890-е гг. Головин участвовал в деятельности абрамцевского кружка, где работал с майоликой и деревом. Помимо этого, Головин был членом объединения «Мир искусства», занимался дизайном интерьеров, мебели. Вместе с другом К.А.Коровиным оформлял российский павильон на Всемирной выставке в Париже 1900 г. и гостиницы «Метрополь» в Москве (майоликовый фриз) в 1900-03 гг. В 1912 г. Головин избран действительным членом Академии художеств. Головин наиболее известен как театральный художник. В 1900 г. к нему пришел первый успех в Большом театре, где он оформил оперы «Ледяной дом» и «Псковитянка». Помимо этого, Головин создавал колоритные пейзажи и натюрморты, создавал книжные иллюстрации, занимался станковой живописью и графикой.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/17/de...

(Оптинский архив. 1912 г.) 4 Послушница Елена Шамонина 517 – Маргарите Федоровне 518 , духовной дочери старца Варсонофия. Головин 519 , 15 апреля 1913 г. Маргарита Федоровна! Посылаю Вам карточку батюшки Варсонофия. Думаю, что и до вас уже дошла весть о кончине Батюшки. Опишу, что знаю об обстоятельствах, сопровождавших ее. Батюшка заболел в последний раз 13-го марта, но прихварывал и раньше: перед Рождеством, перед Крещением, незадолго до Сретения, перед масляной. В келлии, где он скончался, над его койкой есть трогательная надпись, сделанная по его просьбе келейником: «С 13-го марта ничего не пил и не ел, т. е. сегодня 27 марта, пятнадцатые сутки». Так он и до конца ничего не пил и не ел, только ежедневно приобщался Святых Таин, и то с трудом, так что последние дни, слишком слабый, чтобы говорить, кончиками пальцев показывал, как мало нужно давать ему Причастия. Что за болезнь у него была – никто достоверно не знает. Приезжали, было, вызванные стараниями духовных детей доктора из Москвы, приезжал и хирург, но Старец никого не пустил на глаза: «Если Богу угодно, чтобы я умер – умру». Но по всем признакам думается, не было ли у него рака желудка. Все время был в сознании, интересовался, кто из духовных детей приехал, даже иных вызывал к себе, но был так слаб, что последние заветы свои говорил келейнику на ухо, а тот вслух уже повторял присутствующим. Много говорил еле слышным голосом. Часто спрашивал келейников: «Вы меня понимаете?» Позже, поверив, что они понимают его, стал говорить о блаженстве Рая, но все отдельными фразами. 27-го (или 25-го, не помню верно) марта, в дополнение к прежде сделанному завещанию, продиктовал следующие строки, записанные на отдельном листке почтовой бумаги: «Еще завещаваю именем Господа Иисуса Христа не предавать тела моего погребению до тех пор, пока не обнаружатся явные признаки смерти, – всем известно, какие это признаки. Грешный архимандрит Варсонофий». Последние три слова подписаны собственноручно, но почерк сильно изменился: трудные буквы, точно детская рука.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В результате «системообразующий» тип довоенного офицера – потомственный военный, носящий погоны с десятилетнего возраста, пришедший в училище из кадетского корпуса и воспитанный в духе безграничной преданности престолу и отечеству, – практически исчез. В кавалерии, артиллерии и инженерных войсках, а также на флоте положение было лучше. Во-первых, вследствие относительно меньших потерь в этих родах войск, и, во-вторых, потому что соответствующие училища все годы войны комплектовались в наибольшей степени выпускниками кадетских корпусов. Однако эти рода войск, все вместе взятые, составляли крайне незначительную часть армии. В своих работах С.В. Волков констатирует, что к 1917 году офицерский корпус, в общем, соответствовал сословному составу населения страны. Однако этот сословный характер выражался в конкретной численности. И если до войны (1912 г.) 53,6% офицеров (в пехоте – 44,3) происходили из дворян, 25,7 – из мещан и крестьян, 13,6 – из почетных граждан, 3,6 – из духовенства и 3,5 – из купцов, то, как уже отмечалось, иная картина наблюдалась среди офицеров военного времени. Так, генерал Н.Н. Головин свидетельствовал, что из 1000 прапорщиков, прошедших школы усовершенствования в его армии (7-й) около 700 происходило из крестьян, 260 из мещан, рабочих и купцов и только 40 из дворян. Такое соотношение подтверждают и послужные списки выпускников военных училищ и школ прапорщиков военного времени. По ним нетрудно убедиться, что доля дворян никогда не достигала 10%, а доля выходцев из крестьян и мещан постоянно росла, никогда не опускаясь ниже 60-70% (это при том, что большинство прапорщиков было произведено в 1916–1917 гг.). Приблизительно такие же цифры приводят и другие исследователи Гражданской войны (см., напр.: Галин В.В. Тенденции: Интервенция и Гражданская война. М., 2004). Генерал А.И. Деникин в своих мемуарах высказывался об участниках войны так: «Офицерский корпус к этому времени включал в себя всех образованных людей в России, поскольку практически все лица, имевшие образование в объеме гимназии, реального училища и им равных учебных заведений и годные по состоянию здоровья были произведены в офицеры» (Деникин А.И. Очерки русской смуты. Крушение власти и армии. Мн., 2002). Кроме того, в составе офицерского корпуса оказалось несколько десятков тысяч людей с более низким уровнем образования. К тому же после февральского переворота были отменены всякие ограничения, касавшиеся иудаистов и по вероисповедному принципу. А.И. Деникин также отмечает, что в условиях военного времени свою социальную специфику офицерский корпус утратил. Его качественный уровень катастрофически упал: прапорщики запаса и абсолютное большинство офицеров ускоренного производства были по своей сути совсем не военными людьми, а производимые из унтер-офицеров, имея неплохую практическую подготовку и опыт войны, не обладали ни достаточным образованием, ни офицерской идеологией и понятиями.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/06/be...

Он приехал в Петербург устраивать свои дела, но они еще больше запутались. Головин был весьма беден, а на его попечении находились старушка мать и две сестры. В отчаянии он шел по улицам Петербурга, и, хотя он был человеком верующим, в его душу стала закрадываться мысль броситься в Неву. В этот момент перед ним предстала какая-то незнакомка, поразившая его своим видом и отчасти напоминавшая бедную монахиню. «Что ты такой грустный? – спросила она. – Иди на Смоленское кладбище, отслужи панихиду по Ксении, и все успокоится». После этих слов незнакомка стала невидима. Головин исполнил совет таинственной монахини, и его дела неожиданно устроились наилучшим образом. Он радостный вернулся домой в Гродно. Позднейшие, в 1912–1913 годах, заявления о молитвенной помощи святой блаженной Ксении – Келейница М. И. Сергеева (из г. Елабуги Вятской губ.) в своем письме, от 5 октября 1912 года, на имя настоятеля храма на Смоленском кладбище между прочим пишет: «В нашей местности память рабы Божией Ксении особенно чтится народом, так как весьма многие лица, страдавшие различного рода болезнями, после молитвенного обращения за помощью к рабе Божией Ксении получали удивительные исцеления. Так, на моих глазах одна женщина из селения Старые Сарали, разбитая параличом и пять месяцев не способная встать на ноги, лишь только письменно обратилась с просьбой отслужить панихиду по рабе Божией Ксении и помолиться на ее могиле о своем исцелении, тотчас же, еще ранее получения ответа, что ее просьба исполнена, почувствовала облегчение в своей болезни, встала на ноги и в настоящее время чувствует себя здоровой». Госпожа А. Смелова (Пермской губ.), от 11 января 1913 года, между прочим пишет: «А у всех моих родных не так давно было столь много горя и разного рода болезней, что мы не знали, что и делать. В это время совершенно случайно мы узнали о многократных случаях чудесного проявления молитвенной помощи от рабы Божией Ксении и тотчас же решили обратиться к ней с молитвою. Собрали мы, по силе возможности, копеечки и послали их в часовню рабы Божией Ксении с усердной просьбой отслужить по блаженной панихиду и помолиться о смягчении нашего горя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1890-1892 гг. настоятелем Н. В. м. был еп. Христофор (Смирнов), его преемником стал архим. Андрей (Садовский; до 1898), много сделавший для хозяйственного развития обители. Последующими настоятелями мон-ря были в 1898-1904 гг. архим. Владимир (Филантропов ; впосл. епископ), в 1904-1905 гг.- архим. сщмч. Серафим (Чичагов ; впосл. митрополит). С 1905 (за исключением 1911-1912) Н. В. м. возглавляли управляющие на правах настоятеля: архиеп. Иустин (Охотин ; 1905-1907), еп. сщмч. Тихон (Никаноров ; 1907-1911), еп. сщмч. Иона (Лазарев ; наместник 1911-1912), еп. Александр (Головин ; 1912-1916), еп. Трифон (Туркестанов ; 1916-1918; впосл. митрополит), архиеп. Иоаким (Левитский ; 1918) и еп. Палладий (Добронравов; 1919). По свидетельству биографа патриарха Никона И. Шушерина, в кон. 50-х гг. XVI в. в Н. В. м. проживало ок. 1 тыс. монахов, бельцов и работников. Монастырские документы XVIII - нач. XX вв. дают следующие сведения о численности братии обители: 52 монашествующих в 1762 г., 24 - в 1788 г., 24 - в 1799 г., 18 - в 1818 г., 25 - в 1829 г., 27 - в 1836-1837 гг., 21 - в 1875 г., 33 - в 1906 г., 29 монашествующих - в 1909 г. Хозяйство и материальное обеспечение монастыря С самого возникновения Н. В. м. вошел в сформированную патриархом Никоном для 3 основанных им обителей (наряду с Н. В. м.- Валдайский Иверский монастырь и Кий-Островский Крестный Онежский мужской монастырь ) и управлявшуюся им самим вотчину. До опалы в 1658 г. Никон мог свободно приобретать земли для своих мон-рей (это оформлялось обычно как акт обмена, т. к. купля была запрещена законом), приписывать к ним вотчины более мелких мон-рей, жаловать подворья в Москве. На 3 патриарших мон-ря работали 17 тыс. крестьян, к-рые обрабатывали «монастырскую» пашню, платили натуральные и денежные оброки, привлекались к строительным работам. Царь Алексей Михайлович пожаловал на нужды монастырского строительства патриарха соляные варницы в Ст. Руссе и ежегодный доход в 2 тыс. р. от соляных варниц в Усолье Камском. Пошлины собирались с торжков, проходивших в с. Середа (Стратилатская) Волоцкого у. и в с. Пятница Дмитровского у., а также с лавок в Китай-городе в Москве, Твери и Холмогорах. Поступали доходы от рыбных промыслов на Беломорье (р. Поной, оз. Лахта), на Валдае (оз. Велье) и др.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010