Таким образам вера в предустановленный порядок всех явлений мира и исторических событий приводила к убеждению в возможности предведения и предсказания имеющих совершиться фактов 467 . Отсюда именно возникла попытка разделить всю историю жизни мира на известные правильные периоды времени, на которые должны падать те или другие события; так, в книге Еноха (Ен. 93:1–10 и 91:12–17) вся история мира делится на десять седьмин, в книге Ездры на 12 частей ( 3Ездр. 14:11 ); то же самое мы встречаем в Заветах 12 патриархов, где исторические события заключаются в строго определенные рамки седьмин и юбилеев (Зав. Симеона гл. 16–17). При таком взгляде на историю естественно должно было возникнуть убеждение, что и день Мессии падает на строго определенный момент времени: «Всевышний, отвечает архангел Иеремиил на вопрос Ездры о времени избавления Израиля, на весах взвесил век сей, и мерою измерил времена, и числом исчислил часы, и не подвинет и не ускорит (наступления дней избавления) до тех пор, пока не исполнится определенная мера» ( 3Ездр. 4:36–37 ). 468 Времена Мессии так точно определены в намерении Божием, что наступление их не может по-видимому замедлиться никакими обстоятельствами; автор 3 кн. Ездры в одном месте прямо отрицает даже ту мысль, так часто выражаемую в иудейских памятниках, что грехи Израиля влияют на замедление дня пришествия Мессии ( 3Ездр. 4:38–42 ). Самое предопределение Божие о времени пришествия Мессии и конца мира обусловливается однако, по мнению псевдо-Ездры, особыми причинами, от вечности предусмотренными в намерении Божием: пока не выполнены эти условия, не может последовать и конец мира. Одним из таких условий является наполнение до определенной меры тех затворов или хранилищ, в которых пребывают по смерти души праведных. На вопрос Ездры о времени кончины века ангел отвечал: «не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих, говоря: доколе таким образом будем мы надеяться и когда плод нашего возмездия? На это отвечал Иеремипл архангел: когда исполнится число подобных вам 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

«Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» ( Притч. 30, 8 ). Хорошенько берегите себя. Не полагайтесь на свое мастерство. Не вкладывайте все ваши заботы и попечения в рукоделье и чувственные вещи этого мира, ибо станете тогда ненавистны Богу и нечисты [в очах Его], как говорит премудрый Нил. Этот святой, аллегорически толкуя то место в Писании, где Бог говорит о нечистых животных: «Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах... и все ходящие на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле... нечисты для вас» ( Лев.11:27,42 ), далее он отмечает, что ходящие на лапах – это те, кто возлагает надежду на свои руки и мастерство; тот, кто ходит на четырех ногах, – это прилепившийся умом к чувственным вещам, а многоножные – те, кто держится за чувственное, обнимая его всеми частями своего тела: «Ходит же на руках, кто на них опирается и на них возлагает всю надежду; ходит на четырех, кто, предавшись делам чувственным, ими занимает непрестанно владычественный ум, а многоножен, кто отовсюду окружен телесным» (Слово подвижническое. Гл. 14). Сирах тоже обличает ремесленников за то, что те руководствуются во всем, полагаясь на силу и ловкость своих рук: «Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле» ( Сир.38:36 ). Мастера поступают нечестиво, полагаясь только на свои руки Ну и где теперь эти безумные ремесленники, которые, полностью полагаясь на свои руки, довольно часто подносят их к устам, целуют и перед всеми хвастаются, приговаривая: «Пусть всегда мои руки будут здоровы. Ведь они кормят меня и обеспечивают мое благополучие». О, как это скверно и безумно! Кто так поступает, тот показывает, что служит и поклоняется не Богу, а самому себе и своим рукам. Таким образом они чтят не Бога и Христа, а человека и его руки. Это сущее нечестие и величайший грех ! Потому Иов считает себя проклятым в том случае, если бы дерзнул поступить подобным образом: «Целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы от Бога Всевышнего» ( Иов.31:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Гл. 33. Утверждать же, что они туда переселяются в наказание, повело бы к слишком большим нелепостям. Гл. 34. Осмеяние учения Симона волхва. Гл. 35. Карпократ принимает учение о переселении душ для того, чтобы поддержать свою атомистическую теорию. Гл. 36. Половое отличие души принимают одновременно с своим возникновением. Гл. 37. Рождение и детство человека, которые язычники ставят в зависимость и под покровительство многих божеств, находятся под надзором ангелов. Душа растет вместе с телом, но ее рост заключается только в развитии сил. Гл. 38. Говорится о развитии души и влиянии на нее телесного питания. Гл. 39. Дьявол с самого возникновения души становится ее спутником. Гл. 40. Каким образом тело и душа различаются по отношению к греху. Тело не является местом нахождения злого начала. Гл. 41. Сила и влияние первородного греха на человеческую душу. Гл. 42. Вопросы о смерти и сне касаются учения о душе. Гл. 43. Мнение философов относительно сна. Естественность этого явления. Сон является прообразом смерти и воскресения- Гл. 44. Так называемый случай с Гермотимом. Гл. 45. О снах и их возникновении. Гл. 46. Об исполнениях снов и их значениях. Гл. 47. Сны очень часто являются следствием влияния демонов. Некоторые посылаются от Бога, другие возникают вследствие причин естественных. Гл. 48. На происхождение снов действуют также и телесные условия. Гл. 49. Имеют ли все люди сны. Гл. 50. О смерти. Все люди подвержены ей. Заблуждение еретика Менандра. Гл. 51. В теле после смерти не остается никакой части души. Гл. 52. Смерть, как естественная, так и ускоренная, не свойственна природе человеческой, но является следствием греха. Гл. 53. Когда душевные силы в период умирания достаточно слабеют, на это не нужно смотреть, как на потухание души, но причина сего заключается в болезни. Гл. 54. О том, куда приходит душа тотчас после смерти. Гл. 55. Души отходят в преисподняя земли, где и остаются до страшного суда; только души мучеников тотчас же попадают в рай. Гл. 56. О воззрениях древних, которые учили, что души не могут попасть в подземное царство раньше, чем трупы не будут погребены.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Гл.33: Примирение с Исавом. Пребывание в Ханаане. Гл.34: Обесчещение Дины. Мщение братьев её, Симеона и Левия, при помощи лукавства. Гл.35: Переселение Иакова в Вефиль по повелению Божию. Смерть Деворы. Подтверждение Богом Иакову нового имени Израиль, данного Им ему и благословение его. Смерть Рахили в родах сына Вениамина. Бесчестный поступок Рувима. Сыновья Иакова. Смерть Исаака. Гл.36: Потомство Исава, он же Едом. Гл.37: Юность Иосифа, сына Иакова (Израиля); виденные им сны; он продан братьями, обманувшими отца; скорбь Иакова. Гл.38: Брак Иуды и его дети. Блудодейство Фамари. Гл.39: Иосиф в Египте; его верность и целомудрие; он заключен в темницу. Гл.40: Сновидения заключенных в темницу двух придворных: они истолковываются Иосифом и исполняются. Гл.41: Сновидения фараона, царя Египетского; истолкование их Иосифом и его совет; возвышение Иосифа; его сыновья. Гл.42: Прибытие братьев Иосифа в Египет; суровый прием их Иосифом; серебро в мешках с хлебом, возвращение их домой. Гл.43: Вениамин с ними, вторичное прибытие их в Египет, ласковый прием Иосифа. Гл.44: С помощью хитрости Иосиф возвращает к себе братьев своих, отправившихся в обратный путь. Гл.45: Иосиф открывается братьям своим и зовет отца своего в Египет. Гл.46: Прибытие Иакова в Египет со всем родом своим. Гл.47: Представление фараону Иакова и пяти сыновей его, благосклонность фараона к ним и поселение в земле Гесем, в лучшей её части, Раамсес. Голод в Египте; вся земля покупается фараоном и отдается жителям в пользование. Клятва Иосифа отцу. Гл.48: Иосиф у одра умирающего отца; Иаков объявляет последнюю волю свою относительно сыновей Иосифа, Ефрема и Манассии и благословляет их. Гл.49: Завещание Иакова сыновьям своим, его кончина. Гл.50: Похороны Иакова. Милость Иосифа к братьям своим. Кончина Иосифа. Вторая книга Мойсеева: Исход Гл.1: Размножение сынов Израилевых в Египте; притеснение их; повеление царя убивать младенцев мужеского пола. Гл.2: Рождение Моисея и его чудесное спасение. Убиение им египтянина, его бегство и пребывание в земле Мадиамской.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

41 собрал. Иосиф напоминает мудрого муравья из Притч. 6,6–11 (20,4). 41:51 Оба имени воздают хвалу Господу: первое за то, что Бог сохранил Иосифа, а второе за то, что Бог благословил его (49,9 и ком.). 41 плодовитым. См. 17,6.20; 28,3; 48,4; Пс. 105,23.24 . 41 из всех стран. Спасение многих зависело от одного потомка патриархов, представлявшего собой прообраз Христа. Глава 42 42:1–38 В этом разделе описывается, как осуществились сны Иосифа, и дается ответ на слова братьев: «...увидим, что будет из его снов» (37,20 и ком.). 42 что вы смотрите? Букв.: «переглядываетесь». 42 Вениамина... не послал. Младший брат Иосифа занял его место в сердце отца (37,3). Забота братьев о Вениамине и отце говорит о произошедшей в них духовной перемене. 42 поклонились ему. Сами того не подозревая, братья исполнили то, что было явлено Иосифу во сне (37,5). 42 показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово. Незамедлительное прощение не смогло бы привести к духовному исцелению братьев Иосифа. Путь к примирению (гл. 45) был труден и тернист. 42 они не узнали его. Иосиф превратился из отрока во взрослого мужчину (41,46), преисполненного величием египетского властителя (41,14.41 43), который для разговора с братьями обращался к переводчику (ст. 23). 42 дети одного человека. Они были членами одной семьи, а не соглядатаями враждебных соседей ( Чис. 13,2 ). 42 нет. Настойчивое обвинение Иосифа, ввергнувшее беззащитных братьев в отчаяние, было необходимой уловкой с целью выведать у них информацию (43,7). Только получив ее, Иосиф смог предпринять следующий шаг. 42 Они сказали. Братья думали, что подробности сделают их рассказ более правдоподобным. 42 клянусь жизнью фараона. В древности люди клялись жизнью своего царя ( 2Цар. 15,21 ) или господина, которому служили. 42:18–20 останетесь живы... чтобы не умереть вам. Иосиф предлагает им выбор между жизнью и смертью. 42 ибо я боюсь Бога. В каждом человеке живет сознание необходимости накормить голодного и помочь беззащитному (20,11 и ком.). 42 мы наказываемся. Несмотря на вопиющую несправедливость обвинения, братья восприняли Иосифа как орудие Божия правосудия, считая все происходящее наказанием за совершенное преступление против брата и признавая тем самым свою вину. Не осознав этого, они не смогли бы стать причастниками завета Божия (см. 44,16 и ком.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Гл. 38. Причина выделения христианства в число недозволенных религий не обоснована ничем. Гл. 39. Ближайшие указания на это, почерпнутые из собраний, богослужений, образа мыслей и организации христианского общества. Гл. 40. Что всеобщие бедствия посылаются богами из гнева на христиан, простая выдумка, как показывает история. В действительности виновна всеобщая греховность, в особенности со стороны язычников. Надо благодарить еще христиан за то, что эти бедствия не становятся еще более тягостными. Гл. 41. Что касается до того, что христиане являются также страдающими существами при общественных бедствиях на ряду с язычниками, то причина этого заключается в теперешнем мировом строе, который Бог не нарушает из одного благорасположения к праведникам. Гл. 42. Безосновательна жалоба на то, что христиане нисколько не стараются о всеобщем благе, и что они бесполезные члены человеческого общества. Гл. 43. Продолжение рассуждения. Гл. 44. Среди христиан нет преступников. Гл. 45. Христианство для своих приверженцев заключает нравственное побуждение к добродетельному образу жизни. Гл. 46. Христианство не новый род философского учения, но божественное учение и стоит выше всякой философии. Гл. 47. Многочисленные философские взгляды не более, как выкраденные из книг св. Писания и искаженные учения. Гл. 43. Краткая апология учения о воскресении. Гл. 49. Если даже наконец учение христианства и не одобряют, то все-таки нет никаких причин преследовать это учение, но следует относиться к нему с терпимостью, как к каждой философской секте. Гл. 50. Даже и по своей стойкости христиане превосходят философов. Похвала и заслуги мученичества. I Если Вам, власти римской империи 53 , не угодно допускать христиан к защите их дела перед трибуналом, где вы сидите на самом возвышенном месте города для публичного отправления суда; если вы из боязни или стыда отрицаете право каждого обвиняемого отвечать своему обвинителю; если наконец, как это недавно случилось, неприязненные отношения к этой секте и домашние пересуды препятствуют всякой судебной защите, то пусть истина дойдет до внешних ушей хотя тайным путем при помощи безмолвных букв 54 !

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Иов и его друзья составляли общество верующих вне церкви ветхозаветной, в потомстве Авраама. Писатель, время и цель написания книги. По всей вероятности, историческую запись событий и бесед сделал сам Иов, так как ему лучше, чем кому-либо другому, известны были и памятны его разговоры с друзьями и речи Господа к нему, и он сам желал, чтобы его страдания и исповедание веры были записаны для будущих потомков. Эту запись самого Иова обработал в художественное священное произведение кто-либо из богодухновенных писателей Еврейских. Есть мнение, и очень основательное, что такую художественную обработку записи Иова дал Соломон. Целью написания этой книги было показать, что несоответствие распределения счастия и несчастия на земле с нравственным достоинством человека зависит от козней сатаны, но при этом не нарушается действий промысла Божия о спасении верующих, так что страдания, попускаемые Богом, ведут самих праведников к совершенству, а чрез них являют славу Божию в мире. Разделение книги. Сначала в книге (гл. 1–2) идет исторический пролог, в котором писатель рисует три картины. Первая изображает благочестие Иова, его семейное счастие и довольство жизнью, как награду за праведность. Во второй картине изображается суд Божий об Иове на небе пред ангелами и сатаной. Сатана клевещет на Иова, выставляя небескорыстным его благочестие и косвенно бросает тень на правильность суда Божия об Иове. Чтобы доказать правильность суда Божия и искреннее благочестие Иова, Господь попускает диаволу подвергнуть Иова испытанию чрез бедствия и страдания. В третьей картине изображаются ужасные бедствия, неожиданно постигшие Иова. За историческим прологом, следуют беседы Иова с друзьями и речи Елиуя и Бога (гл.3–42, 6). Так как ни Иов, ни его друзья не знали истинной причины бедствий Иова, то вступают в богословское исследование вопроса об отношении земных благ к нравственному достоинству человека. Три друга Иова: – Елифаз, Валдад и Софар три раза вступают в беседу с Иовом, и он на каждую их речь отвечает своей речью. Открывается беседа по поводу проклятия Иовом дня своего рождения (гл. 3), и первым начинает говорить старший из друзей – Елифаз (гл. 4 и 5), за ним говорит Валдад (гл. 8) и, наконец, Софар (11 гл.). Во вторую беседу порядок речей тот же, а в третью беседу не произносит речи только Софар, зато Иов, не прерываемый никем, после краткого ответа Валдаду, произносит в защиту своей праведности две возвышенно поэтических речи. (Гл. 27–31). Далее следуют четыре речи Елиуя. (Гл. 32–37) и, наконец, две речи Господа. (Гл. 38– 42, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

1087 Дав ему много подарков, они обещали быть ему верными и покорными. — По замечанию Р. Бухнера (Т. 2. С. 76. Прим. 1), это по меньшей мере преувеличено. 1088 ...когда Герменегильд, как мы сказали выше, находился в ссоре с отцом... — См. kh.V. гл. 38. 1089 ...и отсиживался с женой в каком-то испанском городе... — В Севилье (в древности Испала). 1090 ...полагаясь но помощь императора и Мирона, короля Галисии... — См. кн. V, гл. 41. 1091 ...в крепости Оссер, гд е в церкви были чудесные источники... — См. кн. V, гл. 17. 1092 ...он уничтожи л противника и предал крепость огню , как я об э том уже упоминал. — См. кн. V, гл. 38, где об этом событии, несмотря на ссылку Григория Турского рассказано по-другому. 1093 ...на супруге с воего тестя... — Т.е. на вдове короля Мирона. 1094 Жену же его он не сумел отнять у греков. — Ингунду. См. кн. VI, гл. 40 и прим. 154 к кн. VI. 1095 Саранча, вылетев... из Карпитанской провинции, которую она всю опустошила... — См.кн. VI, гл.33. 1096 ...наступили сентябрьские календы... — 1 сентября. 1097 ...к королю Хильперику прибыло от готов великое посольство... — Чтобы увезти в Испанию дочь короля Хильперика Ригунту, просватанную за младшего сына Леовигильда, короля вестготов. См. кн. VI, гл. 18. 34 и прим. 78 к кн. VI. 1098 ...плач в Париже стоял такой, что его можно было сравнить с плачем египетским. — По библейскому сказанию, Моисей, не добившись от фараона разрешения удалиться из Египта израильтянам, находившиеся там в плену, наслал на Египет десять казней. Из них последняя была самая гибельная: убиение всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона до первенца узника, и всего первородного из скота. В стране стоял стон и плач, ибо смерть не пощадила ни одной египетской семьи. (См.: Исх.. 12:29 — 30). 1099 Мать ее... — Т. е. королева Фредегонда. 1100 ...король приказал ни чего не давать из казны для этого путешествия... — Право постоя и продовольствия также сохранилось во Франкском государстве с римских времен. Население обязано было предоставлять королевским должностным лицам и их свите во время их передвижения по стране по служебных делам лошадей и продовольствие в соответствии с определенными нормами. Григорий Турский в двух местах говорит о злоупотреблениях королевских чиновников и членов королевских семей (кн. VI, гл. 45; кн. VIII, гл. 42). Право постоя и продовольствия очень часто превращалось в настоящий разбой, так как проезжавшие через те или иные области королевские чиновники занимались, по существу, грабежом и после себя ничего не оставляли. (См.: Фюстель де Куланж Н. Д. История общественного строя древней Франции. СПб.. 1901. Т. 3. С. 324 — 326).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3145...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010