LXX и слав. евр. слово хуцот передано неточно: ξδους, " исход»; отчего мысль ст. 34 явилась затемненной). На этих условиях был заключен договор, и Венадад был отпущен. Легкомысленный поступок Ахава в отношении Венадада, как некогда подобное же отношение Саула к Агагу, царю амаликитян ( 1Цар.15:9–11 ), немедленно нашло осуждение со стороны пророчества, именно одного «из сынов пророческих», бене-небиим (И. Флавий отождествляет с пророком Михеем гл. XXII). «Сыны пророческие» (ср. блаженный Феодорит, вопр. 6 на 4 Цар), выступающие особенно при пророках Илии и Елисея ( 4Цар.2:3,5,7,15,4:1,38,5:22,6:1,9:1 ; ср. Ам.7:14 ), но, по предположению, ведущие начало еще от пророка Самуила ( 1Цар.10:5,19:20–24 ), составляли общества – как из юношей, так и из людей женатых ( 4Цар.4:1 ), для целей религиозного назидания и воспитания (изучения закона, искусства свящ. пения, упражнений для религиозного вдохновения) под руководством какого-либо известного пророка: подчиненные их отношения к нему выражались названием «сыны» (пророк – руководитель – именовался «отцом» ( 4Цар.2:11–12 )). Умножение обществ этих «сынов пророческих» (называемых, также, не вполне точно, впрочем, пророческими школами или орденами) в пору распространения идолослужения в Израильском царстве свидетельствует, что главной задачей этих обществ или союзов пророческих была борьба за целость религии Иеговы от приражения язычества, насаждение в народе истинно теократического духа. Но вместе с тем «сыны пророческие», как и сами пророки, были самыми верными стражами истинного блага своей родной страны; в таком качестве выступает некоторый сын пророческий и здесь, ст. 35–42. Смысл и цель употребленного им символического действия (принятие на себя ран, ст. 35, 37) и символической же речи его к Ахаву (ст. 39–40) аналогичны известному обличению Давида пророком Нафаном ( 2Цар.12:1–12 ): в обоих случаях пророки употребляют символы и притчи, «чтобы слышащие слова сии, не зная, что произносят приговор сами на себя, судили справедливо» (блаженный Феодорит, вопр. 64). Символическое действие (ст. 37) и приточная речь (ст. 39–40) раскрываются пророком, ст. 42: Ахав отпустил на свободу Венадада, подпавшего Божиему заклятию («херем»), не воспользовался победой для того, чтобы навсегда ослабить и обезвредить для Израиля Сирию; этим он решил гибель не свою только (ср. 3Цар.22:35 ), но и всего Израиля. Этот пророческий приговор сильно смутил Ахава (ст. 43). Судьба эпизодически введенного в рассказ другого сына пророческого (ст. 35–36) и по характеру и по смыслу напоминает судьбу иудейского пророка в Вефиле ( 3Цар.13:21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

22 Например, гаозвет аллуф неурега, вет берит елогега шахéха, – оставила друга юности своей и забыла завет Бога своего (Пр. 2:17). Рифут тег и лешареха вешикку леацмотеха, – это будет целебно для тела твоего и питательно для костей твоих (3:8); подобное в 6:3–5. Здесь, кроме созвучия, есть игра в 3-м стихе. ср. 9:5. 26 Например, в других Ветхозаветных книгах действующие лица почти везде жрецы, часто упоминается о законах жертвенных и семейных, сравнения берутся от предметов, употребляемых в жертвах, как то от елея, помазания (например, в псалмах). В книге Иова не говорится ни о законах писанных, ни о жертвах, какие известны из законодательства Моисеева. 28 Яхах судиться, юкахот судебное доказательство; но в других писаниях первое слово значит – обличать, второе обличение; понятие же судиться выражается словом дин. Слова – тора в книге Иова совсем не встречается. По книге Иова дочери Иова получают наследство вместе со своими братьями (42:15), тогда как они не могли быть наследницами по закону Моисея, если имели братьев. Конечно, есть также понятия, сходные с Моисеевыми, например, говорится о взымании залогов с бедных, как о тяжком преступлении, строго запрещаемом и в законе Моисеевом. Но не должно представлять, что Моисей ввел совершенно новые законы. Общий состав его был новый, но между частными постановлениями многие могли перейти из обычаев Патриархальных. 29 Писатель слышит рев пустынных зверей (4 гл.), ему коротко известны степи (24 гл. 39:13–18) , онагр и дикий осёл (11:12; 39:5,6), ветр палящий (15:2), наступление дня, страшное для разбойников ночных (38:12,13,15). Вспомните о бедуинах! 30 В книге Иова содержатся притчи и изречения сильные, но без загадочности и подобий, как у Соломона. Таковы изречения Аравийских писателей. 31 У него изображаются троглодиты, жители пещер Идумейских (24:7,8), серный дождь служит образом разрушения; ему известен Иордан (40:18). Ср. замечания, выше изложенный, о ручьях, текущих с гор, о караванах Феманских и проч. 32 Он говорит об употреблении вина в семействах богачей и о пирах (1:18), о скотоводстве (24:2,5–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Четвертая речь Елиуя (гл. 36–37). Мысль, высказанную в конце предыдущей речи, он продолжает развивать. Господь посаждает с царями на престоле праведников, а если и наказывает их, то для исправления. Нечестивые непременно гибнут лютой смертью , а послушного бедняка Бог спасает от беды. Иова Бог тоже спас бы от беды, если бы он не вызывал на себя осуждение своими оправданиями. Он должен страшиться страшного суда Божия, к которому позваны будут все люди. В ту ночь (во время суда) ясно для всех будет Божие правосудие. Но можно и теперь видеть, как Божий гнев поражает нечестивых, хотя величие дел Божиих скрывает от нас совершенное разумение Его мудрости в мироправлении (22–26 ст.). Для примера, Елиуй указывает на величественные явления грозы и дождя и в них видит исполнителей непостижимых велений Божиих, наказывающих, или милующих обитателей земли, Обличения Елиуя разнятся от обличений Иова первых. трех друзей. Он разбирает догматические суждения Иова, указывая в них действительные погрешности; тогда как другие собеседники обличали Иова в страшных преступлениях нравственных. Объясняя действия правосудия Божия, Елиуй глубже других собеседников смотрит назначение наказаний, видя в них педагогические меры милостивого Вседержителя. Но он, как и прочие друзья, держался того неправильного мнения, что страдания людей, особенно чрезвычайные, всегда суть выражения гнева Божия. Чутким молодым сердцем он разгадал отчасти тайну милостивого суда Божия в грозных явлениях и первый почувствовал в приближающейся грозе присутствие Божие. Речи Господа (гл. 38–42:6). Когда окончил свои речи Елиуй, сквозь бурю и облака раздается голос Иеговы, повелевающий приготовиться Иову к ответу на вопросы Творца. Речь Бога в форме вопросительной имела в виду обличение усилий разума человеческого в недосягаемой для него сфере разума Божественного и утверждение колеблемой сомнениями ума веры чрез уяснение для того же ума спасительных действий промысла, являющихся в гармонии стихий и живых существ мира. Господь указывает Иову на дивные действия мирообразования, чудные законы, теперь царящие в мире, на непроницаемые бездны и глубины океанов и на неизмеримые пространства поднебесной, откуда по мановению Божию являются свет и мрак. Во всех явлениях этих видны действия благого промысла Божия. Далее Господь указывает Иову на явления снега, града, грозы, дождя и росы, которые в руках Промыслителя служат или для наказания врагов, или для орошения земли, чтобы возбудить к жизни зародыши трав. Далее указывает на гармоническую связь звездных миров и на их таинственное влияние на землю, на разумное управление облаками, их водами и молниями. В этих явлениях Иов должен видеть высшую, руководящую силу Божия промысла и, сознавая бессилие свое пред этими явлениями, прибегать к защите Вседержителя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

8 поднимая вверх руки свои. Этот жест означает хвалу Господу (ср. Пс. 62,4 ). аминь, аминь. Этими словами народ выражает свою сопричастность произнесенной Ездрой хвале Богу. поклонялись и повергались. Букв.: «преклонить колена» и «повергаться ниц». 8:7–8 Закон не просто читался, но и разъяснялся, дабы народ правильно его усвоил. Согласно учению о Священном Писании, все необходимое для спасения с очевидностью выражено в Библии, что, однако, не исключает необходимости толкования его людьми, особенно в этой области сведущими ( Езд. 7,6–10 ). 8 Неемия... Ездра... левиты. В честь такого случая между всеми руководителями народа установилось согласие. день сей свят... не печальтесь. Призыв объясняется не тем, что печаль несовместима со святостью того или иного дня ( Лев. 23,26–32 ; Ис. 6,3–5 ), а тем, что праздник Кущей специально определен как дни радости и веселья ( Лев. 23,40 ; Втор. 16,13–15 ). 8 у кого ничего не приготовлено. Т.е. имущие должны поделиться с неимущими (ср. Пс. 21,26 ; 1Кор. 11,17–34 ). 8 жили в кущах. Это делалось в воспоминание о жизни в пустыне после вызволения из египетского рабства и перед вхождением в землю обетованную ( Лев. 23,42.43 ). в седьмом месяце, в праздник. Т.е. в праздник Кущей ( Лев. 23,37–40 ). Глава 9 9 собрались все сыны Израилевы. Ср. 8,1, где народ собрался для слушания закона; теперь же он собирается для того, чтобы, согласно закону, исповедаться в своих грехах (ст. 3). 9 во грехах своих и в преступлениях отцов своих. См. ком. к Езд. 9,7 . 9 закона Господа Бога. См. 8,1 и ком. Принявший закон должен исповедаться в грехах и поклониться Богу. 9:5–37 В этой хвалебной молитве, которую левиты (ст. 4 и 5) обращают к Богу от имени всего народа, Он превозносится как Творец (ст. 6), Искупитель (ст. 7–12), Законодатель и Законоблюститель, Спаситель и Судия (ст. 13–31). Превознося Бога, левиты молят Его не оставить Своим вниманием страдания народа (ст. 32–37), предшествовавшие возобновлению завета (9,38 10,39 и ком.). 9:7–8 Народ благодарит Бога за избрание Авраама и дарование ему завета обетования (Быт., гл. 12; 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В знамение этого, Иеремия, находившийся в темнице ( Иер.32:1–2 ) должен был по всей формальности купить часть поля и беречь купчую, чтобы народ видел, что он верит в будущее спасение страны ( Иер.32:7–15 ). Иеремия сам чувствует сомнение, так как Иерусалим вскорости должен поддаться вавилонянам ( Иер.32:16–25 ), но Господь повторяет снова обетования. Господь возвратит из плена свой народ, с которым Он заключил вечный свой союз, и откроет на нем свои милости ( Иер.32:26–41 ). Тогда снова будут покупать поля ( Иер.32:42–44 ). Таким образом Господь возвратит в отечество свой народ, над которым теперь совершается суд гнева, и очистит его от всех грехов ( Иер.33:1–9 ). Опустошенная страна зацветет тогда благословениями Господа, из дома Давидова произойдет тот, Который называется: Господь праведен наш и оснует вечное царство ( Иер.33:10–18 ); вечно будет существовать завет с Давидом, Авраамом, Исааком и Иаковом и за глубоким падением настоящего последует вечное воскресение для избранных ( Иер.33:19–26 ). 4 . Последние попытки к обращению Израиля пред наступлением суда гл. 34–38. Так как народ противодействует всем божественным попыткам к обращению его; то ничего не остается наконец больше, как совершить только над ним суд. К такому суду побуждает: 1) поведение народа в отношении к закону Господню. Когда неприятельское войско осадило город и Седекия не знал уже, что и делать ( Иер.34:1–5 ), народ пришел в себя и постарался изгладить свой древний грех , отпустивши на свободу противозаконно удержанных в неволе рабов; но скоро он раскаялся в этом своем поступке, и прежнее его раскаяние в своих грехах так было непрочно, что получившие свободу рабы снова были закрепощены. Узы, которых они не разрешили теперь, Господь сам разрешит, истребивши неприятельским мечем господ и рабов и предавши опустошению Иерусалим и города иудейские ( Иер.34:6–22 ). Но еще больше противозаконное поведение Израиля открывается из сравнения его с рихавитами. Рихавиты, потомки Ионадава ( 4Цар.10:15,23 ), кочующее племя, происходившее от древних Кенеев ( Суд.1:15 ; 1Пар.2:55 ) и жившее в одной из пограничных с Палестиною области, во время вторжения в Палестину халдеев, убежали в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

История выражения illabi animae – от «Энеиды» (III, 89) до «Суммы теологии» – заслуживает специального исследования. 65 Ср. Exp. in Io., Cus., f. 100 vb , ll. 6–8, где Мейстер Экхарт отождествляет мрак с intimum: Esto in altis, in altissimis, in celis, in medio, in intimis, scilicet in caligine et nebula, quia «lux» deus «in tenebris lucet» [Да будет в вышних, в превысших, в небесах, в средних странах, в глубинах, то есть во мраке и тьме, ибо свет – Бог – во тьме светит. В других местах объясняется, что мрак, о котором говорится в книге Исхода, означает lucem superexcellentem et intellectum nostrum reverberantem et caligare facientem [свет всепревосходящий и заставляющий наш ум трепетать и помрачаться] (Exp. in Exod., Cus., f. 55 vb , ll. 51–53), или abscondita dei [сокровенная Божия] (там же, f. 42 ra , l. 48). 66 Prol. gener. in Opus tripart., LW I, p. 38, n. 12; p. 156, n. 11–12. – Prol. in Opuspropos. [«Предисловие к „Книге утверждений“»], там же, р. 41, n. I. 67 Cus., f. 159 va , ll. 5–19. – Экхарт добавляет (ll. 19–20): De hiis quasi omnibus in psalmo: „sit splendor domini nostri super nos et opera manuum nostrarum“, etc. [Почти обо всех сих сказано в псалме: И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших... Этот стих (17 псалма 89) очень близок к Пс. 4:7 , который у Мейстера Экхарта, как и у св. Фомы, применяется обычно к свету действующего разума. Таким образом, сокровенный тайник, где «Бог действует в разумных днях вечности», должен иметь место в тварном разуме. 68 Псевдо-Августиновский текст, который Мейстер Экхарт имеет здесь в виду, как и в латинской проповеди Cuius est imago hec et superscriptio [Чий образ сей и написание?] – Мф. 22:20 (см. следующее примечание), – это может быть XXXIV гл. Liber de spiritu et anima [«Книга о духе и душе»] (PL 40, col. 804). 69 Эта латинская проповедь, на которую ссылается здесь Мейстер Экхарт, дополняет процитированное нами место. Воспроизводим этот еще не изданный текст по Cus., f. 160 vb , l. 49 – f. 161 ra , l. 2: Cuius est imago hec et superscriptio? Mat. 22, 20. Huic qui[dem] respondet idem apostolus, Colos. 1, 15: «imago dei invisibilis, primogenitus omnis creature». Nota duo. Primo, quod imago, secundum Augustinum, ibique querenda est ubi anima vere lux est, non extinctum ex contagione ad corpus. Item, ubi nichil habens figuram huius mundi admittitur. Item, ubi superius in anima, ubi vertex anime nectitur lumini angelico... Adhuc, circa primum, nota, quod nichil ibi ingreditur ubi imago est, nisi solus deus et virtus, secundum aliquos, sola theologica quam operatur deus. Ezech. I [=44, 1]: «vidi portam in domo domini clausam». «Dei invisibilis», Io. 1, 18: «deum nemo vidit umquam». «Nemo», nullus homo. Exod. 3, 33, 20: non videbit me homo et vivet. «Umquam»: non enim in tempore, cuius differentia est li umquam. Sequitur: unigenitus quidem in sinu patris, ipse enarravit.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

16. Протестанты, несмотря на то, что Библия описывает множество различных материальных святынь и что святыни всегда были как в древнем Израиле, так и в Церкви, категорически отвергают все святыни и само богословское понятие «материальная святыня» (см. гл. 1). 17. Протестанты не почитают Крест и поносят его, называя мерзким орудием убийства Спасителя, несмотря на то, что Библия (см. гл. 2, абз. 14–39) и Церковь изначала (см. гл. 2, абз. 41–54) совершенно иначе относятся ко Кресту, да и сами протестанты, противореча своему же учению, своеобразно почитают Крест, особенно в последние годы (см. гл. 2, абз. 59–79). 18. Протестанты, вопреки Св. Писанию (см. гл. 3, абз. 8–10), учению древней Церкви (см. гл. 3, абз. 87–95) и собственной практике (см. гл. 3, абз. 4–5), отвергают иконы (и их почитание), считая образы лжебогов и образы Христа и Его святых одним и тем же – идолами, безбожно смешивая святое с нечестивым, подпадая тем самым, как иконоборцы, под анафему Седьмого Вселенского Собора. 19. Протестанты, вопреки учению Библии (см. гл. 4, абз. 9–18, 32–37, 43–49), всей древней Церкви (см. гл. 4, абз. 19–31, 38–42, 53–75) и даже собственной практике (см. гл. 4, абз. 93–97) отвергают молитвенное общение небесной и земной Церкви: молитвы Ангелов и святых о живущих на земле, молитвы к Ангелам и святым и молитвы за упокой. 20. Протестанты, вопреки Св. Писанию (см. гл. 5, абз. 10–20) и единогласному учению древней Церкви (см. гл. 5, абз. 25–41) богохульствуют, говоря, что Дева Мария не является Приснодевой и кроме Христа имела других детей от Иосифа, подпадая тем самим под анафему Церкви (см. гл. 5, абз. 65). 21. Протестанты, вопреки Библии (см. гл. 5, абз. 79–84), учению всей древней Церкви (см. гл. 5, абз. 86–101) и просто здравому смыслу (см. гл. 5, абз. 104) отказываются называть Деву Марию Богородицей. 22. Протестанты утверждают, что для спасения не нужны добрые дела и таинства Церкви, и что человек спасается лишь верой, ложно определяемой как «признание Христа Своим личным Спасителем» (см. гл. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

II. Nлaч Иова (проклятие дня своего рождения), 3 гл. III Nepboe собеседование с друзьями, 4–14 глл. 1. 4–5 глл. первая речь Елифаза; 2. 6–7 глл. ответ Иова; 3. 8 гл. первая речь Вилдада; 4. 9–10 глл. ответ Иова; 5. 11 гл. первая речь Софара; 6. 12–14 глл. ответ Иова. IV. Второе собеседование с друзьями, 15–21 глл. 1. 15 гл. вторая речь Елифаза; 2. 16–17 глл. ответ Иова; 3. 18 гл. вторая речь Вилдада; 4. 19 гл. ответ Иова; 5. 20 гл. вторая речь Софара; 6. 21 гл. ответ Иова. V. Третье собеседование с друзьями 22–26 глл. 1. 22 гл. третья речь Елифаза; 2. 23–24 глл. ответ Иова; 3. 25 гл. третья речь Вилдада; 4. 26 гл. ответ Иова. VI. Две речи Иова в защиту своей праведности 27–31 глл. VII. Речь Елиуя (о предупреждающих и очищающих наказаниях) 32–37 глл. VIII. Речь Господа к Иову (две части). 1. 38–39 гл.; 2. 40–42:6. IX. Эпилог 42:7–17. К главе 2 Свт. Василий Великий ч. 1, с. 180–181]. «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Строители домов, возводя в высоту огромные здания и основания полагают соразмерно высоте. И кораблестроители, приготовляя корабль к поднятию больших грузов, укрепляют подводную часть, соображаясь с тяжестью нагружаемых товаров Но что значат основание в доме, подводная часть в корабле, такую же силу, кажется мне, имеет и это краткое предисловие в отношении к целому составу псалмов. Поскольку псалмопевец, с продолжением слова, намерен увещевать ко многому такому, что трудно и исполнено бесчисленных подвигов и усилий; то он и подвижникам благочестия предварительно указывает на блаженный конец, чтобы мы в чаянии уготованных нам благ беспечально переносили скорби настоящей жизни. Так и для путешественников, идущих по негладкому и неудобопроходимому пути, облегчается труд ожидаемым ими удобным пристанищем; и купцов отважно пускаться в море заставляет желание приобрести товары; и для земледельцев делает неприметными труды надежда плодородия. Посему и общий Наставник в жизни, великий Учитель, Дух истины, премудро и благоискусно предложил наперед награды, чтобы мы, простирая взор далее тех трудов, которые под руками, поспешали мыслию насладиться вечными благами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

(4) Особое внимание обращает на себя функция мудрости в перикопах о мудрости, содержащихся в больших частях книги: если в части I (ср. 4:11–19; 14:20–15:10) и II (гл. 24) мудрость выступает как лицо, т.е. как говорящее и действующее «я», то после гл. 24 (или уже в 24:30–34) ее место занимает личность учителя мудрости как ее посредника (ср. 38:24–39:11; 39:12–35). Лишь в заключительной поэме (51:13–20) вновь выступает женщина Премудрость. Специфической чертой II и III частей является также непосредственная связь между присутствующей в творении мудростью с историей Израиля, что изображается как великий путь мудрости в ареталогической гл. 24 (Бог – космос – Израиль – Сион – Храм – Тора), а затем иллюстрируется и дополняется в части III в двукратном прославлении власти Божией в творении (42:15–43:33), истории Израиля (44–49) и культовом изображении (гл. 50). Как показывает введение к хвале отцам 44:1–15, образ и идеал сведущего в Писании мудреца (38:24–39:11) становятся живым продолжением деятельности великих исторических фигур. (5) Однако большее значение, чем точное, логическое общее членение, имеет (согласно Liesen) многократно отраженное в центральных текстах, понятиях и образах двоякое движение: с одной стороны, сообщение мудрости мудрецу в связи со страхом Божиим и изучением Торы, и, с другой стороны, передача этой полноты тем, кто обучается мудрости (напр., 6:35 слл.; 14:20–15:10; 24:1–22, 23–31, 32 слл.; 38:34cd–39:11 и 39:12–35, а также развитие в прологе переводчика). 2. Возникновение Рассматривая становление книги, мы должны принимать во внимание литературные, исторические и историко-богословские данные. Различные наблюдения говорят о том, что процесс становления этой большой по объему книги был длительным. 2.1 Литературный процесс становления (1) Уже сложная история текста с краткими и пространными версиями говорит в пользу того, что книга росла и складывалась в течение долгого времени. (2) Крупные замкнутые композиции могли возникать первоначально как самостоятельные единицы; помимо перикоп о мудрости, это, вероятно, 15:11–18:14; 38:24–39:11; 39:12–35; 42:15–43:33; 44:1–49:16; 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

С. 307. …на седьмую версту, милости просим! — На седьмой версте от Петербурга, в Удельной, находилась больница для умалишенных. 125 С. 308. «Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» — Начало гл. 11 Евангелия от Иоанна (до стиха 46). В Евангелии, принадлежавшем Достоевскому, текст этой главы размечен его рукой, цитируемые отрывки помечены римскими цифрами: II, III, IV, V. Текст Евангелия здесь и далее Достоевский цитирует неточно. 126 С. 308. « И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии — даст тебе бог». — Евангелие от Иоанна, гл. 11, ст. 19–22. В принадлежавшем Достоевскому экземпляре Евангелия этот текст отчеркнут им черными чернилами. 127 С. 308–309. «Иисус говорит ей — сын божий, грядущий в мир». — Евангелие от Иоанна, гл. 11, ст. 23–28. Стих «Я есмь воскресение и жизнь» подчеркнут Достоевским в его экземпляре Евангелия карандашом и выделен особо в тексте романа. Стих «Веришь ли сему?» отчеркнут Достоевским черными чернилами, стихи 25–27 отмечены знаком NB. 128 С. 309. Дочли до 32-го стиха. — До текста Евангелия: «Мария же пришедши…». Весь отрывок от 32-го до 38-го стиха помечен Достоевским в его экземпляре Евангелия цифрой III. 129 С. 309. «Иисус же, опять скорбя — ибо четыре дни, как он во гробе» . — Стихи 38–40. В Евангелии, принадлежавшем писателю, подчеркнуты слова: «как он во гробе». Весь текст от стиха 38 до 41 отмечен римской цифрой IV; дальнейший текст, от слов «Иисус же возвел очи…» (ст. 42–44), — римской цифрой V и на полях отмечен знаком NB. Слова «четыре дни» в рассказе о мертвом Лазаре, подчеркнутые Достоевским, символизируют также и состояние Раскольникова: чтение Евангелия происходит на четвертый день после убийства ростовщицы. Но надо отметить и другое: Достоевский, вспоминая о годах каторги, писал: «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу» (письмо к M. M. Достоевскому, 6 ноября 1854 г.). Нравственное воскресение, подобное воскресению Лазаря из мертвых, должно совершиться и с Раскольниковым. 130 С. 310 …за чтением вечной книги. — Это определение перекликается с эпитетом «вечное Евангелие», встречающимся в тексте Нового завета (см.: Откровение св. Иоанна Богослова, гл. 14, ст. 6). В книге, принадлежавшей Достоевскому, указанные слова отмечены знаком NB и подчеркнуты. 131

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010