Не менее ясно указывает на век Исайи политическое состояние царств языческих и иудейского. В Ис.43:3 считаются могущественными и богатыми самостоятельными государствами: Египет, Эфиопия, Савея. Такими они были в век Исайи. Египет и Эфиопия находились в союзе ( Ис.45:14 ), каковой был исключительно в век Исайи ( Ис.18:2, 7 ). Многие народы вели войну с иудеями ( Ис.41:11–12; 42:25 ), что немыслимо во время плена. Кроме того, подлинность 40–66 глав доказывается ясными историческими свидетельствами. Приводимый во 2Пар.36 гл. и 1Езд. 1 -й гл. указ Кира об освобождении иудеев из вавилонского плена ясно напоминает пророчество Исайи о Кире. Кир в своем указе считает себя избранником Божиим, покорившим своей власти все народы при помощи Божией, и восстановителем Иерусалимского храма. Такое представление о Кире встречается в 44 и 45 главах книги пророка Исайи. Самому Киру и его придворным, составителям указа, вероятно, было известно пророчество Исайи, как свидетельствует Иосиф Флавий (Древн. XI, 1–2). Оно, конечно, не могло бы иметь такого значения и не было бы известно, если бы составлено было при Кире, а тем более, если бы оно появилось по возвращении из плена. Премудрый Сирах точно и ясно говорит, что при Езекии был пророк Исайя, верный во всех видениях, возвративший солнце, утешавший сетующих на Сионе и предвозвестивший последние времена ( Сир.48:22–25 ). Здесь приводится пророчество Исайи, заимствованное из Ис.61:1–3 . Вслед за Сирахом позднейшие иудейские историки признают подлинность этого отдела. Иосиф Флавий, как уже сказано, свидетельствует, что Кир дал свободу иудеям, потому что знал о себе пророчество Исайи (Древн. XI, 1. 2). Вслед за Флавием позднейшие иудеи, ортодоксальные и сектанты (караимы), признавали подлинною всю книгу пророка Исайи. В глазах христианских богословов подлинность рассматриваемых речей Исайи подтверждается свидетельствами Господа Иисуса Христа и Евангелистов. В Назаретской синагоге Иисус Христос, прочитав из книги пророка Исайи: Дух Господень на мне, его же ради помаза мя ( Ис.61:1–3 ), сказал, что эти слова исполнились на Нем (Иисусе Христе) ( Лк.4:18–19 ). Евангелист Матфей прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи – 42:1–3 ­­ Мф.12:18–20 . Евангелист Иоанн, по поводу неверия иудеев в Иисуса Христа, замечает: да сбудется слово Исайи пророка: Господи, кто верова слуху нашему и мышца Господня кому открыся? ( Ис.53 ­­ Ин.12:38 ). Также точно диакон Филипп прилагает к Иисусу Христу пророчество Исайи 53 гл. ( Деян.8:32–35 . Ср. Рим.10:13–12 ­­ Ис.65:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

37. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 С. 173-182. 38. Constamelos D.J. The Human Being: A Mask or a Person? Online Publication by Miriobiblos Library, 39. Прп. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. Кн 3 Гл. 15. 40. Прп. Анастасий Синаит. Путеводитель//ЖМП, 1993. С. 75. 41. Деяния Вселенских соборов. Т. 4. М. 1996. С. 222. 42. Там же. С. 38. 43. Прп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 2. Гл. 22. 44. Прп. Иоанн Дамаскин. О свойствах двух природ во едином Христе//Творения. М., 1994. С. 102. II. Состояние человека по грехопадении 1. Грехопадение Живя в своем блаженнейшем и прекрасном жилище - раю, человек имел только добрые и соответствующие божественному замыслу силы и проявления души, но, имея свободную личную волю, не был еще окончательно утвержден в добре. Для " упражнения свободы " ему была дана заповедь не вкушать плодов лишь от одного дерева в раю: древа познания. Это упражнение свободы состояло в том, что человек добровольно и непринужденно выбирал жизнь в согласии с волей Божией и, произвольно избирая добродетель, был бы уже непоколебимо утвержден в добре благодатью Диавол, желая погубить человека, в качестве орудия соблазна использует змия, который, как уже говорилось, был, видимо, очень красивым животным и " его плавные движения радовали глаз " . Беседуя через змия с Евою, диавол соблазняет ее вкусить от запрещенного дерева. Она делает это и привлекает к тому же Адама. Грехопадение Адама и Евы оказывается целым комплексом греховных деяний: это и гордость (стать Богом помимо Бога), и неверие (не поверить Богу), и отступничество от Бога и переход на сторону Его врага, и неблагодарность Богу за все Его милости и щедроты. Блаженный Августин называет грехопадение Адама " неизъяснимым " отступничеством, поскольку в природе человека не было никакой предпосылки, даже, можно сказать, никакой возможности падения, и все же - его свободная личность избирает зло. Личность избирает противное своей природе и желает противное своей природной воле! За этим следует впадение в противоестественное состояние.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1131...

Заимствуем несколько собственных слов св. Отцев, из их писаний, сюда относящихся. Василий Великий говорит: «что с каждым из верных есть Ангел, который как детоводитель и пастырь управляет его жизнью, против сего никто не будет спорить, помня слова Господа, сказавшего: не презрите единаго малых сих, яко Ангели их выну видят лице Отца Моего Небеснаго ( Мф. 18:10 ); и Псалмопевец говорит: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его» ( Пс. 33:8 ) 31 . Подобные места – в Беседах Василия Вел. на Псал. 33 32 ,48 33 , и в творениях Ефрема Сирина 34 и Григория Богослова 35 . Иоанн Златоустый , в изъяснении послания к Колоссянам, говорит: «Прежде Ангелы были по числу народов, а ныне по числу верующих. Откуда это известно? Слушай, что Христос говорит: блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо, яко Ангел их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного ( Мф. 18:10 ). Знай же, что каждый из верных имеет Ангела; да и каждый из древних праведников имел Ангела» 36 . Подобные места в изъяснениях того же Отца на посл. к Евреям 1 гл. 37 , 9 гл. 38 , Деян. Апостольских 12 гл. 39 Амвросий Медиоланский , возбуждая верных к борьбе против похотей плотских, в ободрение напоминает страшливым: «Бог посылает Своих Ангелов для охранения и для вспомоществования тем, которым усвоено право на наследие обещанных благ в жизни небесной» 40 . Подобные внушения встречаются в слове Амвросия против Авксентия 41 . Св. Анастасий Синаит, к изъяснению ( Быт. 1:22 ) присовокупляет несколько таких слов о наших хранителях: «Тем, которые получили крещение и возлетают на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, пекущиеся о них и содействующие им в просвещении… В сем уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы Хранители у всякого, кто верует в Него» 42 . Подобные выражения выражаются у древнего Писателя ответов на вопросы о вере православной 43 , у Феодорита 44 , у Кирилла Александрийского 45 , у Илария Пиктавийского 46 , у Феодора Студита 47 , у Феофилакта 48 и у многих позднейших. Следуя таким внушениям Отцев, никто, конечно, не затруднится повторить с полным убеждением, что нам собственно даруются Ангелы Хранители вскоре по рождении, и что служение наших Ангелов Хранителей начинается со времени нашего возрождения в купели крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

«Пленные турки объявили нам открыто, что, когда сражение под Александрополем сильно разгорелось, и весь русский отряд был введен в дело, турки увидели сходящую с неба светлую Жену, держащую знамя в руке и сопровождаемую двумя воинами. Свет от Нее был столь ярок, что подобен был солнечному сиянию, и никакой глаз не мог выдержать его. Это явление навело ужас в рядах сражающихся и было причиною того, что турки, видя явное заступление Бога за Русь, обратились все в бегство и проиграли сражение. «Русские этого явления не видали. Божиим Промыслом о том свидетельствовали иноплеменные враги наши. Турки уверяют, что в армии их все это видели с ужасом и все о том знают, но начальство их, под опасением смертной казни, запретило о том говорить и старалось затмить это событие. «Русские военноначальники, поздравляя с победою, столь блистательною, главного начальника, воздали славу Богу, Который один мог дать нам победу над врагом, ожесточенным мусульманским фанатизмом, в силах, много превосходящих наши, так что по человеческим соображениям трудно было ожидать столь блистательного успеха. «Из некоторых частных писем из армии узнали мы радостное для христиан событие, что многие турки после того громогласно исповедали Христа, просили крещения и запечатлели мученическою кровью признание все просвещающего Света – Христа». («Цер. Вед». изд. при св. Синоде 1892 г., 46). Октябрь месяц. 22-й день. Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери Еванг. от Лук., зач. 54-е и 58-е, гл. X, 38–42, XI, 27–28 ст. 192 1. Происхождение праздника в честь Казанской иконы Пресвятые Богородицы, 22 октября В православной русской церкви существуют два праздника в честь Казанской иконы пресвятыя Богородицы: один 8-го июля, а другой 22-го октября. По происхождению своему праздники эти отечественные, русские. Они не известны ни греческой церкви, ни православным чужестранным церквам славянских племен. На Руси оба эти праздника, особенно праздник 22-го октября, весьма почитаются. Чудотворная Казанская икона Богоматери явилась в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

36 Позднейшие сказания производили христианство Уйгуров от трёх волхвов, проходивших на поклонение родившемуся Иисусу Христу, которые будто были волхвы уйгурские, – у Ассемани ibid. p. 470 и 503. 38 Армянские историки: Commestabularius Armeniae и Гайтон у Ассемани p. 470 и 503; Рубруквис, гл. XVII и XXVI. 40 Рубруквис в одном примере даёт знать, что великий хан Мангу более доверял врачебному искусству Несториан, чем языческих волхвов, – гл. XXXVIII. 41 Иоанн де-Плано-Карпини, итальянский монах того же францисканского ордена, что и Рубруквис, был посылаем папой Иннокентием к великому хану Гуюку с той целью, чтобы отвратить его от мысли о завоевании Европы и попытаться обратить его в христианство. Ехав через нашу Россию, он прибыл к Гуюку 22 Июля 1246 года и после четырёхмесячного без десяти дней пребывания при нём, причём видел торжественное провозглашение его великим ханом, отправился назад 13 Ноября того же года. (Лучшее издание его сочинения: Relation des Mongols ou Tatares – там же, где и Рубруквиса. Есть два русских перевода: принадлежащий неизвестному А. М., напечатанный в 1795 году, и Языкова, 1825 года, читаемый в 1 томе предпринятого было последним издания: „Собрание путешествий к Татарам и другим восточным народам в XIII, XIV и XV столетиях”). 42 Носивший титул Ван-хана, откуда у несторианских миссионеров явился знаменитый в средние века на Западе presbyter Iohannes rex (ибо Ван, иначе Ован, было принято за собственное имя Иоанн, а хан, каган, было принято за одно и то же с сирским кагана, что значит священник). 43 По монгольскому историку конца XIII – начала XIV века Рашид-Эддину, Чингисхан взял из четырёх дочерей брата Ван-ханова Ржаханьбо – одну за себя, другую – за старшего сына Джучи, и третью, последующую мать Мангу и Хубилая, за младшего сына Тули. (Полагают, или, по крайней мере, полагали, что Оготай имел жену христианку и что Гуюк был его сыном именно от последней, см. у Ассемани ibid. p. 103 и 408. Но из Рашид-Эддина видно, что это неправда: он не говорит, чтобы Оготай имел жену из дома Ван-ханова, а о матери Гуюковой Туракине ясно говорит, что она была из племени Меркитов, предполагать у которого христианство не существует никаких оснований).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Карф Собор при сщмч. Киприане соборно утверждает принцип акривии и икономии в Церкви. Акривию устанавливает Карфагенский Собор на основе богословского принципа, изложенного в правиле Собора: «никто не может быть крещен вне Кафолической Церкви, ибо Крещение — одно и единственное, и оно существует только в Кафолической Церкви». Одновременно, Карфагенский Собор устанавливает икономию при определенных условиях, относительно обращающихся от ереси к Церкви, и не получивших крещения в Православной Церкви, ибо «Господь, по милосердию своему, силен даровать им прощение и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишить даров Церкви Своей» (акты Карфагенского Собора, Письмо к Юбаяну) Иван 2 октября 2018, 22:42 Принятие Правила свмч. Киприана церковным сознанием подтверждается тем, что оно включено в «Синтагму в четырнадцати титулах» (титул 12, гл. 14), которая была «Кормчей книгой» Константинопольского Патриархата (550-600 гг.). Но самым важным является то, что его утвердил Пято-Шестой (Трулльский) собор (692 г.) своим 2-м правилом, придав ему таким образом вселенский авторитет, а также Седьмой Вселенский собор в 1-м правиле, в котором говорится о правилах Поместных соборов, которые были утверждены шестью Вселенскими соборами. Также Правило свмч. Киприана содержится в «Номоканоне» св. Фотия Великого (883 г.), который является переизданием «Синтагмы в четырнадцати титулах». Иван 2 октября 2018, 22:40 Эта позиция, что «крещение» еретиков недействительно и не содержит спасительной божественной благодати, была принята тремя Поместными соборами Сев. Африки, созванными свмч. Киприаном: осенью 255 г. (31 епископ), весной 256 г. (71 епископ) и в сентябре 256 г. (85 епископов). Правило Собора 255 г. было утверждено двумя последующими соборами (весной и в сентябре 256 г.) и называется Правилом Карфагенского собора или Правилом свмч. Киприана. Иван 2 октября 2018, 22:38 В 256 году в Карфагенской Церкви прошло два собора посвященных вопросу крещения еретиков. Оба собора вынесли одинаковое решение. Осенний Собор 256 года о котором пишет автор происходил в сентябре и его акты, протокол соборного заседания и правило (кстати, получившее вселенский авторитет) сохранились.

http://pravoslavie.ru/116132.html

37) Сырная и первая седм. В.П. восхваляют св. пост. Очень много об ожидании суда и о приготовлении к нему в службах 2-й седмицы. А хорошо бы осмыслить, какая общая идея сей (2-й) седмицы; как назвать ее, какая мысль ее (таких конкретно ….) (17/II 31) 38) «Сей Божественного и невечернего света свет» есть насколько (еще сынов света среди святых)! Пост-то ведь светотворный. А в каком отношении Ст. Григорий сын света? (14/III 32) (Ст. Григорий – делатель молитвы, созерцатель, зритель умного (духовного) света. У него сильные моменты безмолвия. У других сильные мометы духовного возвышения, обожения (как особенно у Симеона Нового Богослова , Григория Синаита , а Григорий Палама – этот учит о явлении в результате аскезы, без держания – несозданного света Божия. И, таким образом, в его эпоху именно, совершенно естественно была установлена память его, ближайшего Святого, который учит, что за воздержание, пост люди сподобляются света, преобщению Божественного света. (27/II-33) 39) Какие стихиры (…)! (понед. 3 седмицы, 24/II 31) 40) «Время делания, часть торжества: кто премудр убо во един день приобрети вся веки» – дивно! (16/III 32, вторн. 3 седм) 41) Замечателен мученический утренник стихиры четверга 4 седм. (7 гл)! Замечателен и очень целен (в стихах 7 гл. он не раз указан утром, утро субб.). Мученичные интересны для изучения и м.б. соотнесения друг с другом; они очень много почерпнуты из творений Св. Василия Великого (8/II 32) 42) Стихиры Благовещенья – как их любил Б. о. Герман. Значит, чуткая душа его была. (22/III 30) 43) Замечательны каноны на повечери пятницы о воскрешении Лазаря и канон утра Н. Вайи. 44) Дни страстной седмицы – каждый в отдельности, единственные. Беречь и собирать их (лучшие моменты) (В.среда, 18/IV 29) 45) «Службу светлости да совершает» – служение светлое, богослужение церковное, ка просвящающее, творящее причастником света божественного (30 г.) 46) Трипеснецы повечерия представляются мне более полными настроения, а утренни более богословскими. Косма – художник и оратор, Иоанн Дамаскин – Богослов, а Св. Андрей Критский – переучивает. (34 г.) Замечателен канон на повечерии В. Среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

484 Если при этом есть очень важные отделения Луки, которых недостает у Маркиона, Лук. 1. 2 . гл. 3, 2–4, 30. 13, 1–9. 29–35, 15, 11–32; 18, 31–34. 19, 29–40. 20, 9–18. 37. 38. и 22, 35.–38. 42–44. и в этих отделениях наши все три Евангелия согласны: то и сие, как и очевидно искаженное начало Маркионова евангелия, служит немаловажным свидетельством того, что евангелие Маркиона не могло быть древнейшим независимым евангелием. 485 В самом деле, тот обнаруживает недостаток или исторического смысла или психологического такта, кто сопоставляет канонические Евангелия относительно их внешнего исторического авторитета с неканоническими, или относительно их внутренних свойств – с апокрифическими. Дух апокрифических и канонических Евангелий так различен, что те и другие не могли произойти из одного и того же источника. И история наших канонических Евангелий, засвидетельствованная весьма определенными и недвусмысленными словами достоверных древних учителей Церкви, по которым они были в общем употреблении в Церкви во 2-м столетии; а с другой стороны совершенно темная история неканонических евангелий показывает, что один и тот же источник для этих двух классов Евангелий не может быть признан. Если несмотря на это с течением времени вновь возникла гипотеза, что канонические Евангелия произошли после неканонических и из неканонических во 2-м и даже к концу 2-го столетия (как будто Климент, Ириней, Тертуллиан и вся вселенская Церковь , свидетельствующая о канонических Евангелиях, могла, без всякого противоречия, вообразить и признать, что за 10–20 лет назад явившиеся книги суть книги за 100 лет ранее написанные апостолами!), и что канонические и апокрифические Евангелия обязаны своим происхождением одному и тому же духу любящего прикрасы предания, только в разной степени: то эта гипотеза уже сама на себя произносит суд. 486 Что выше (§ 8. IV) было замечено о всех новозаветных Писаниях вообще, то же еще более нужно заметить о их историческом основании – Евангелиях. 488 По свидетельству Иеронима Comm. in Matth. Орр. Т. IV, P. I. p. 3 ed. Mart n ep. ad Algasiam 1. c. p. 197.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Ища святоотеческих авторитетов для опровержения «дерзновенной мысли» м. Сергия о «случайности» Боговоплощения, вызванного падением человека, о. C. Булгаков ссылается «на распространенное святоотеческое мнение, что Бог имел разные средства спасти человека, но избрал именно Боговоплощение» (с. 39, прим. 2). За цитатами из Отцов он отсылает к м. Макарию (Догматическое богословие т. II, с. 17, 19). На с. 17 не находим ни одного текста. На с. 19 конец большой цитаты из Дамаскина (Изложение православной веры, III, гл. 1, начало которой на с. 18 (не указанной о. С. Булгаковым ), содержит следующие недвусмысленные слова: «Когда человек был побежден, Бог не другого кого делает победителем мучителя, и не силою похищает человека у смерти; но кого некогда смерть поработила себе грехом, того Благий и Правосудный снова сделал победителем и, что казалось весьма трудным, спас подобное подобным». То же и на с. 22 (также не указанной о. С. Булгаковым ), цитируется св. Иоанн Дамаскин : «Он сделался человеком для того, чтобы побежденное победило» (III, гл. 18), т. е. вочеловечение Слова ставится в связь с падением «побежденного» Адама. А св. Афанасий Великий раскрывает икономический смысл Боговоплощения: «Бог, и совершенно не приходя в мир, мог только сказать слово, и таким образом разрешить клятву. Но должно смотреть на то, что полезно людям, а не о том думать, что вообще возможно для Бога» 42 . За подтверждением своей мысли, что Боговоплощение должно было бы совершиться неизбежно, даже если бы человек не пал, о. С. Булгаков пытается обратиться к авторитету св. Иринея Лионского : «Из отцов Церкви определенно высказывается в пользу той мысли, что Боговоплощение совершилось бы и безотносительно падению человека, св. Ириней, еп. Лионский: «хотя в прежние времена было сказано, что человек создан по образу Божию, но это не было доказано самым делом, ибо еще не было видимо Слово, по образу которого создан человек, поэтому он легко утратил и подобие. Когда же Слово Божие сделалось плотию, оно подтвердило и то, и другое, ибо и истинно показало образ, Само сделавшись тем, что было Его образом, и прочно восстановило подобие, делая человека через видимое Слово сподобным невидимому Отцу» (С. Haer., V, 16, 2). «Логос должен стать тем, что мы, затем чтобы мы стали тем, чем Он» (V, 21, 3) 43 . Ввиду решительности обоих противоположных суждений у читателя неизбежно становится вопрос: кто же здесь «православен»: св. Ириней или м. С. ?» (с. 38–39, прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Добавьте возможность взаимодействия через ВТБ! Хочется пожертвовать а нет возмодности. 25.06.2022 - 21:49 передачи 25.06.22 в 19.00 и в 21.00 : Что же вы, дорогие, такие драгоценные передачи выпускаете, когда все на службе, а повтор в воскресенье утром. Хорошо бы, выпускать в эфире еще раз. 23.06.2022 - 22:19 Отзыв Передача о семье в 21.00, 23.06.22 : Большое Вам спасибо за такую хорошую передачу о семье! Отличная идея сделать такую нужную передачу о семейных ценностях и при этом живую и современную. Семьи образуют молодые люди. Поэтому было очень интересно послушать такого замечательного священника, который сам является молодым многодетным отцом. 14.06.2022 - 11:42 Благодарю за эфиры. : Дорогие сотрудники " Радонежа " ! С днем Святого Духа всех вас! Мира душевного, радости, мужества! Благодарим Виктора Саулкина за передачу " Читать Пушкина до победы! " Сколько интересного И нового узнали мы! И как злободневно прозвучало это слово о нашем поэте именно сейчас... И про летчика Баташева вы начале передачи было рассказано как будто это вступление к главной теме - о поэте, который в сложнейших ситуациях умел видеть и понимать главное, без поспешного осуждения. Дай Бог здоровья всем вам и благодатного лета! Ольга К. 28.05.2022 - 08:38 Молитва о мире по соглашению : Здравствуйте, уважаемая редакция! В ежедневной молитве о мире по соглашению, которая нынче читается в эфире, произносятся такие слова: " ... благодатию твоею власть предержащих ко всякому благу наставь " . По правилам, следует говорить: " власти предержащие " , поскольку речь о властях, а не о предержащих её, то есть: " власти предержащие (или властей предержащих, или власть предержащую) ... наставь " . Особенно учитывая цитату из послания Апостола Павла к Римлянам (13 гл. 1 ст.): " Всяка душа властем предержащым да повинуется " . Простите великодушно, но следует скорее сделать перезапись данной молитвы, потому что это место вносит какую-то дисгармонию во весь текст и будет очень заметно для понимающих. Примите мои извинения за нескромность. Страницы Добавить комментарий

http://radonezh.ru/kontakt

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010