Села Васильевки, Васильевская, дер. Мелитопольск. у. Села Каховки, Покровская, кам. Днепр. у. Заложена и построена полковником Дмитрием Матвеевичем Куликовским, которого тело покоится в Корейском единоверческом монастыре. Вместе с церковью, как видно из дела о построении ее, обселена и слобода Каховка на Таврической степи, против Берислава, близь речки Конской, вероятно по способности к тому сего места. Ныне сие место обсыпалось песком так, что церковь , по удалении от неё слободы, и по упразднении господского дома, остается уединенною; однако поддерживается в приличном состоянии. Села Рогачика, Александро-Невская, дер. Днепр. у. Слобода сия принадлежала тогда тайному советнику, князю Александру Алексеевичу Куракину, и, по его желанию, преосвященный Амвросий архиепископ соизволил выдать подвижный антиминс в имевшуюся тогда в Рогачике часовню, в которой посему и совершалась литургия; а притом построилась и церковь каменная, по грамоте архиепископа Платона, выданной в 1806 году. 1792 год Села Каир, Вознесенская, дер. Днепр. у. До 1792 года была в Кайрах часовня. В сем же году она обращена во временную церковь с выдачею антиминса и с дозволением приискать священника из выходцев Подольских. Села Салы, Знаменская, дер. Симферопольск. у. Города Севастополя, Петро-Павловская, кам. Симфероп. у. В 1844 году церковь эта перестроена вновь, в лучшем архитектурном виде. Села Казачьих-лагерей, Покровская, дер. Днепр. у. До 1792 года была в Казачьих-лагерях часовня. В сем же году она обращена во временную церковь , с выдачею антиминса и с дозволением приискать священника из выходцев Подольских. Села Водяного, Николаевская, дерев. Днепр. у. До 1792 года в селе Водяном находилась часовня. В сем же году архиепископ Амвросий соизволил выдать в оную антиминс, и часовня преобразовалась в церковь , которая вероятно обветшала и упразднена; ибо в Водяном с 1832 года существует уже церковь новая, деревянная же. 1793 год Города Карасу-базара, Николаевская, кам. Города Симферополя, Константино-Еленовская. Церковь сия, как самая первая и единственная в Симферополе, по завоевании Крыма, находилась в тесном татарском домике, купленном за 30 рублей, и существовала до 1808 года. В сем году построена и освящена особая церковь , а Константино-Еленовская чрез то упразднена, с перенесением ее иконостаса в кладбищенскую Симферопольскую церковь, которую построить благословение тогда же дано было. 1794 год

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

Развитие диалога между двумя этими богословами отображено в девяти письмах прп. Никодима к Дорофею (от 15 июня 1791 г., 5 января 1792 г., 8 мая 1792 г., 17 сентября 1792 г., 20 января 1793 г., 16 апреля 1793 г., 16 августа 1793 г., 30 сентября 1793 г. и 30 ноября 1793 г.), а также в двух письмах Дорофея к Никодиму (от 16 октября 1791 г. и 4 июля 1792 г.). И хотя, к сожалению, до нас не дошли другие письма из переписки, но они, как нам кажется, не могли бы существенно повлиять на сложившееся у нас представление о ходе событий, которое излагаем далее. 1 . Весной 1791 г. Агапий вновь отправляется в Константинополь в надежде, что найдет там, как он полагал, книгу не только «рассмотренную... но и переписанную». Прошло уже около полугода с того момента, как Дорофею вручили «Пидалион» для рецензирования. В Константинополе Агапий видит, что рецензент книги трудится над ее исправлением, причем он так увлечен этой работой, что отодвинул все прочее на второй план. Тогда Агапий понимает, что положение дел не соответствует его надеждам издать книгу как можно скорее, поскольку он убеждается в настороженности рецензента. «Кипучая ревность» Дорофея «к общеполезному делу» была направлена противоположно стремлениям Агапия. Кроме того, рецензент нес ответственность перед патриархом и членами Патриаршего Синода, поэтому он полагал, что устранение погрешностей и недочетов, допущенных в книге, составляет его прерогативу, тем более что прп. Никодим уже сообщил ему, что работал над книгой поспешно. Одновременно преподобный уступил ему право вносить требующиеся исправления в книгу, желая разделить с редактором даже свои авторские права на нее. На этой ранней стадии исправления «Пидалиона» все трое согласились сотрудничать друг с другом ради улучшения текста и достижения возможного его совершенства, какого только в силах достичь человек. Они смотрели на это как на дело всех троих. А значит, «два друга» и составителя, о которых было сказано, превратились бы в троих, как это видно и из сообщения Дорофея: «Может быть, в скором времени рецензирование будет закончено, и одна книга станет достоянием троих, а вы признаете уместными мои исправления в неверно истолкованных правилах, чтобы и ради этого все считали троих за одну душу и чтобы Обещавший быть посреди двоих или троих, собранных во имя Его, пребывал вместе с нами». Однако впоследствии Дорофей, может быть из-за возникших разногласий, перестал интересоваться вопросом авторства и обходил его молчанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

2 . Рапорт архиепископа Никифора о получении указа о назначении его на Астраханскую кафедру, 31 декабря 1786 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 67. Д. 534. Л. 124. 3 . Указ о назначении монастыря архиепископу Никифору, 19 июня 1792 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 73. Д. 235. Л. 1. 4 . Прошение архиепископа Никифора о предоставлении ему в управление московского монастыря вместо переславского, 9 сентября 1792 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 73. Д. 235. Л. 29–29 об. 5 . Указ о предоставлении архиепископу Никифору в управление Московского Данилова монастыря вместо переславского, 29 сентября 1792 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 73. Д. 235. Л. 38–38 об. 6 . Рапорт братии Данилова монастыря о кончине архиепископа Никифора, 31 мая 1800 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 81. Д. 313. Л. 1. 7 . Два письма архиепископа Никифора к князю Г. А. Потемкину, от 14 мая и от 18 июня 1784 г.//ОР РНБ. Ф.   588 (Погодинские автографы). Оп. 3. Д. 333. Л. 444, 449–449 об. 8 . Два письма: к администратору Славянской и Херсонской епархии архимандриту Феоктисту, от сентября 1777 г., и к Н. Н. Бантыш-Каменскому, 1796–1800 гг.//ГААО. Ф. 857 («Петровское общество исследователей Астраханского края», 1872–1917 гг.). Оп. 1 доп. Д. 2 («Выписки из царских указов, жалованных Астраханской епархии и ее епископам», на 50 л.). Л. 47–50. «Петровское общество исследователей Астраханского края» создано в 1872 г. по инициативе преподавателя Астраханской духовной семинарии Н. Леонтьева в связи с двухсотлетним юбилием Петра I. Общество занималось всестронним изучением истории, этнографии, экономики Астраханского края, истории Астраханской епархии и существовало до 1917 г. В фонде Общества хранятся рукописи работ его членов и других краеведов, имеется несколько дел с копиями документов XVII-XVIII вв. (в том числе указанные копии писем архиепископа Никифора). 9 . Три указа Астраханской Духовной Консистории по резолюции архиепископа Никифора: 1 сентября 1790 г. и 29 мая 1791 г. (о введении катехизиса); 17 сентября 1790 г. (о расходных книгах)//ГААО. Ф. 294. Оп. 2. Д. 5. Л. 21, 21 об., 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Церковь в селе Рыбацком, как видно из указа преосвященного Никодима, епископа с.-петербургского, существует с 1744 г., каменная, сперва одноэтажная, освященная 12 января 1744 г. священно иереем Федором Дубенским. Верхний этаж ее, как видно из надписи на серебряном запрестольном подсвечнике, надстроен около 1792 г. и освящен 21 июля 1792 г. Нижний этаж распространен боковыми каменными приделами, освященными 29 января 1865 г. Нижний этаж, как видно из указа С.-петербургского духовного правления от 30 октября 1742 г. за 889, построен на сборную сумму, а верхний, по преданию, на сумму, выданную из придворной царскосельской конторы. Боковые приделы его построены, по указу с.-петербургской духовной консистории от 26 июля 1861 г. за 4466, на церковную сумму, при пособии кирпичных заводчиков здешнего прихода, крестьян села Рыбацкого и деревни Усть-Славянки. Заводчики пожертвовали 105 000 штук кирпича, а крестьяне дали, из общественных сумм, 2 635 руб.; были и посторонние благотворители. Всех денег на эту постройку с отделкою среднего храма употреблено 14 235 руб. 34 коп., не считая кирпича. О нижнем этаже известно, что он распространен вследствие тесноты прежнего храма, ощущавшейся особенно в большие праздники. Боковые приделы, начатые в 1862 г. и оконченные в 1864 г., строились по плану епархиального архитектора Григория Ивановича Карпова. Возобновленный средний храм и боковые приделы освящены благочинным, " фарфоровской церкви " настоятелем, протоиереем Иваном Никифоровичем Погоняловым. Имеющиеся в архиве планы и фасады храма сняты с натуры в 1824 г. помощником архитектора Александровской мануфактуры Агафоновым. До нынешнего каменного храма, здесь, по преданию, существовал храм деревянный. Он стоял по правую сторону нынешнего храма. От него остались две, вероятно от иконостаса, иконы высотою в 1 арш. и шириною в 13 верш. На месте престола этой церкви поставлен кирпичный памятник, который в 1862 г. при постройке боковых приделов заменен другим, из сердобольского гранита. Храм деревянный разобран при постройке верхнего храма в 1792 г.

http://sobory.ru/article/?object=35576

По поводу этого мыта, обжалованного Луцкими мещанами, в той же описи сделано постановление: «в Млынове и в Оршичине пани Якубовой-Монтовтовичевой мыта и весового не брать» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 74, 84, 108, 129 и 140). Ещё оно упоминается в акте от 6 июня 1580 года по делу о развратной жизни пани Анны Ивановны Монтовтовны, жены пана Павла Згличинского, в числе имений которой упоминается – Коблин, Млынов и Липа. Ещё оно упоминается в акте от 19 марта 1582 года в инвентаре имений – Конюхов, Млынова, Кут, Деречина и Завидова, с перечислением крестьян, их повинностей и даней (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 111). Местечко Млынов – старинное поселение. Король Александр дал Млынов и Пекалов (Пакалов) Москвитянину Бобру. Бобр умер бездетным, и король Сигизмунд I привилегией от 1508 г. даровал эти поселения Кременецкому наместнику Якову Михайловичу Монтовту, с обязательством давать по 3 службы с Млынова и 1 с Пекалова. Ныне Млыновом владеют Ходкевичи. В 1789 г. король Станислав-Август в м. Млынове, при его владельцах, Иосифе и Александре Ходкевичах, учредил ярмарки на св. Николая, Св. Троицу, св. Илии и Преображение Господне. 400 Викарными священниками при этой церкви были: 1) иерей Прокопий Лысаковский, викарий церкви Муравицкой (с 13 августа 1790 г.); 2) иерей Тарасий Лысаковский, викарий церкви Муравицкой и Коммендор Млынова (с 28 генваря 1791 г.); 3) иерей Прокопий Лысаковский, викарий цекви Муравицкой (с 16 февраля 1792 года); 4) иерей Василий Антошевич, Комментор церкви Муравицкой (с 22 июля 1792 года по 9 марта 1797 года). Визититороми и благочинными этой церкви были: 1) Пётр Грабовецкий, канонник кафедральный и декан Луцкий (с 29 генваря 1785 года); 2) X. И. Бродович, декан Луцкий (с 6 марта 1792 года); 3) священник Симеон Новомлынский из Муравицы (с 1 генваря 1804 года); 4) иерей Варфоломей Галятовский из с. Боремца (с 10 декабря 1808 года); 5) иерей Иоанн Лучинский из с. Малых-Дорогостай (с 23 декабря 1815 года); 6) священник Стефан Боговский из с. Аршичина (с 1836 года); 7) протоиерей Василий Моссаковекий из м.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Павел Пономарев 13 окт. 1785 перев. из Симонова, а 14 янв. 1786 – в Новоспасский. Аполлос Байбаков 1786 перев. из Заиконоспасского, а 5 июня 1788 хирот. в еписк. Орловского. Платон Любарский 21 июня 1788 перев. из Свияжского Богородицкого, а 31 мар. 1792 – в Донской. Нектарий Чернявский в 1792 перев. из Саввина Сторожевского, но, не быв, † 2 апр. Варлаам Головин 13 апр. 1792 перев. из Псково-Печерского, а 17 янв. 1799 перев. в Новоспасский. Иороним Поняцкий 17 янв. 1799 перев. из Нижегородского Печерского; † 4 июня 1802. Гедеон Ильин 19 июля 1802 перев. из Нижегородского Печерского, а 20 авг. 1805 хирот. в еписк. Вятского. Мельхиседек Минервин 25 сент. 1805 перев. из Лужецкого; † 29 июня 1813. Иона Павинский 31 дек. 1813 произведён из придворных протоиереев, а 22 июля 1817 хирот. в еписк. Орловского. Филарет Амфитеатров 28 июля 1817 перев. из Иосифова, а 1 июня 1819 хирот. в еписк. Калужского. Афанасий Телятьев 30 окт. 1819 перев. из Псковского Спасо-Елиазарова, а 10 мар. 1821 хирот. в викария Московского. Аполлос Алексеевский 7 мар. 1821 перев. из Московского Богоявленского, а 19 февр. 1837 – в Новоспасский. Арсений Нагибин 19 февр. 1837 перев. из Московского Богоявленского; в 1838 перев. в Новоголутвин, но в мнтре не был; † 27 апр. 1843. Агапит , бывший еписк. Томский, управлял с 18 дек. 1843, а 26 мар. 1851 перев. в Новоспасский. Мельхиседек Сокольников 26 мар.1851 перев. из Симонова; † 6 янв. 1852. Климент в 1852 перев. из Казанского Спасо-Преображенского; в 1856 уволен на покой. Амфилохий Казанский 1856 перев. из Ростовского Борисоглебского; в мае 1860 отставлен; с 1870 архим. Даниилова. Дионисий 25 мая 1860 перев. из Задонского, а в янв. 1862 – в Елецкий Троицкий. Антоний Радонежский , бывший еписк. Оренбургский, в мае 1862; 11 мая 1866 уволен на новой в Трегуляев мнтрь. Пётр Екатериневский , бывший еписк. Якутский, с 1867; 4 апр. 1869 перев. в Уфу. Леонид Кавелин , 1869, из Константинополя. 4 Симонов, на краю Москвы, основан св. Феодором, племянником св. Сергия Радонежского, около 1370 г. Ставропигиальный. [II, 357; VI, 98.] Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обо всем этом императрица немедленно поставила в известность Павла Петровича. Однако умолчала о том, что поселила ?заблудшую душу? в предварительно отремонтированном дворце Екатеринентале, равно как и о миллионном состоянии Алексея, которое пыталась спасти. Писала Екатерина без всяких сентиментов, отчужденно (?Бобринский промотался?), по-канцелярски строго и лаконично, об опеке - особенно подробно, желая внушить цесаревичу, что Алексей де-юре человек не самостоятельный и, следовательно, де-факто для Павла не опасный. Так Бобринский надолго застрял в Эстляндии в ожидании вожделенного 1792 года. Кстати, почему-то именно в 1792 году, не раньше и не позже, императрица поспешила ?наладить дело, близкое моему сердцу?8. У Амалии-Фредерики, принцессы Баденской, были две дочери: Луиза-Мария-Августа 13 лет и Фредерика-Доротея-Вильгельмина 11 лет. А у русской монархини - любимый внук Александр. Ему едва исполнилось 14 лет, но это не помешало Августейшей бабушке начать приготовления к его женитьбе. Нас здесь, впрочем, интересует не бракосочетание Александра, а нечто другое. Обратимся к ?Инструкции?, написанной в мае 1792 года собственноручно Государыней и адресованной ее полномочному посланнику во Франкфурте-на-Майне графу Н.П.Румянцеву9. Из документа видно, что Амалия Баденская соглашалась не только прислать своих малолетних дочерей в Россию на попечение Екатерины, но и оставить их - обеих! - здесь навсегда, и потому о ?перемене вероисповедания? говорится как о деле давно решенном. А ведь бабушка и внук еще не видели даже портретов девушек, не то что их самих. Более того, Амалию настойчиво убеждают: независимо от выбора Александра вместе с невестой Екатерина и ее сестру постарается ?устроить в свое время?. Такое впечатление, что императрице необходимо не столько женить Великого князя, сколько заполучить и вторую Баденскую принцессу, которая ?не лишится возможности устроиться, как приличествует ее рождению?. Екатерина будто боится, как бы не приглянувшуюся Александру девушку не потребовали назад домой, и в самом конце ?Инструкции? еще раз заверяет: жить сестры будут в ее дворце, ?из которого одна, как я надеюсь, не уйдет, а другая - не иначе, как прилично выйдя замуж?.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

В том же стиле были построены церкви Богоявления в с. Губареве (1800), Рождества Богородицы в с. Шестакове (1800), Рождества Христова в с. Малышеве (1801), Вознесения в с. Коршеве (1818) и др. Мотивы барочного декора еще использовали в 90-х гг. XVIII в., напр. в Троицких церквах в с. Боровом (1792-1794) и с. Ст. Ольшанка (1790-1805). Изредка возводили кубические одноглавые церкви, перекрытые лотковыми сводами, как, напр., Вознесенская в с. Аношкине (1784) и Никольская в Землянске (ныне село, 1794), а также Успенский собор в Борисоглебске (1792, не сохр.), принадлежавшем Тамбовской епархии. Успенская церковь в Воронеже. Кон. XVII в., 1803 г. (колокольня). Фотография. 2005 г. Успенская церковь в Воронеже. Кон. XVII в., 1803 г. (колокольня). Фотография. 2005 г. С распространением форм зрелого классицизма совпало сооружение новых высоких колоколен при более ранних церквах. Так, при воронежской Покровской ц. (1791-1792) возвели при участии каменных дел мастера М. С. Турчанинова 3-ярусную колокольню с ордерным декором, верхним ярусом в виде ротонды с прямоугольными проемами, низким куполом и шпилем, по-видимому послужившую образцом для колоколен Никольской ц. в Землянске (сохр. в измененном виде), Никольского собора в Боброве (не сохр.), Архангельской ц. в с. Алешки (1856), Успенской ц. в Воронеже (1803, добавлен низкий подкупольный ярус с полуциркульными проемами), в свою очередь ставшую прототипом для звонниц Архангельской ц. в с. Рыкань и Благовещенской ц. в с. Лосеве Павловского у. В прибрежной части Воронежа выделялась колокольня ц. ап. Иоанна Богослова (1799-1807, не сохр.) с оригинальным завершением в виде высокого восьмерика с арками звона и круглыми проемами-резонаторами. Суровый и вместе с тем изысканный внешний вид имела колокольня Петропавловской (Крестовоздвиженской) ц. (1805, не сохр.): высокий прямоугольный объем, почти без ордерного декора, с крупным рустом и чередованием арочных проемов разной формы и величины. В 1-й трети XIX в. было выстроено ок. 200 храмов в стиле классицизма с различными объемно-планировочными решениями.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Села Короткого, Покровская, кам. Тираспольск. у. Построена Запорожским полковником Бурмасом, плетневая, камышом крытая и существовала до 1814 года. В сем году заложена нынешняя каменная; жители при ней Молдаване, Малороссияне и часть была прежде раскольников некрасовцев. Села Ясиноваго, Покровская, кам. Тираспольск. у. Села Вале-Гоцулуя, Николаевская, кам. Ананьевск. у. Прежде этой церкви были тут еще две, одна после другой, и уничтожены. Селение существовало еще при Турках и жили тут Молдаване. 1792 год Села Широкого, Покровская, дер. Бобр. у. Когда основана неизвестно; но освящена действительно 1792 года; ее теперь уже нет, а существует вместо оной другая, каменная, построенная в 1833 году. Города Бобринца, Николаевская, дер. Заложена по благословению викарного епископа Иова, управлявшего тогда Екатеринославскою епархиею. Бобринец с 1833 года назначен уездным городом. До заложения же церкви и до устроения оной, с 1786 года вечерни, утрени и часы отправлялись в доме, на сию потребность от прочих отделенном. Села Аджамки, Покровская, дер. Бобр. у. Здесь прежде жили поселенные Пикинеры. Теперь тут же щедротами ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА сооружена другая, новая пятиглавая церковь , по случаю начатия войны, в 1828 г., с Турцией. Села Федоровки, Георгиевская, дер. Бобр. у. Федоровка была станицею Бугских Козаков. В ней до 1792 года находилась часовня, в сем-же году обращенная во временную церковь . С 1812 года в Федоровке церковь существует каменная; селение же принадлежит Новороссийскому военному поселению в именуется «Новою Одессой». Села Касперо-Николаевки, Димитриевская, кам. Херсонск. у. Ныне тут существует вновь построенная в 1817 году каменная церковь . Живут отчасти Молдаване, коих сюда переселение относится ко времени присоединения Очаковской области. Села Троицкого, Троицкая, кам. Ананьевск. у. В Троицком живут ныне Великороссияне и Малороссияне, которые сказывают, «что еще в 1786 году здесь застали пустырь, который потом заселили». Ныне в Троицком церковь каменная, построенная в 1818 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

с 22.11.1844 архиепископ с 19.04.1853 по 17.07.1860 на покое; 08.08.1872 бывший архиепископ Иркутский и Нерчинский с 29.08.1860 по 06.10.1882 на покое; 21.02.1883 Иаков (Кроткое), епископ Муромский викарий Владимирской епархии с июля по декабрь 1882 временно управлял бывший епископ Острожский, викарий Волынской епархии с 06.10.1882 14.05.1885 бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 07.06.1885 по 21.11.1892 архиепископ Владимирский и Суздальский; 20.11.1904 Павел (Вильчинский), епископ бывший епископ Астраханский и Енотаевский с 21.11.1892 по 19.12.1892 епископ Астраханский и Енотаевский; 04.06.1908 бывший епископ Чигиринский викарий Киевской епархии с 19.12.1892 по 17.07.1893 епископ Тульский и Белевский; 10.04.1904 Сведения Амвросий (Серебренников), архиепископ Екатеринославский и Херсонский местоблюститель с 22.12.1789 13.10.1792 (убит) Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии бывший епископ Аккерманский (Белградский) и Бендерский с 11.02.1792 по 10.05.1793 митрополит Екатеринославский и Херсонеса Таврического, с сохранением титула экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии Викарии Молдовлахийской митрополии Аккерманский (Белградский) и Бендерский епископ Имена Сведения Гавриил (Банулеско-Бодони), епископ рукоположен с 26.12.1791 по 11.02.1792 митрополит Молдовлахийский с титулом экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии Бендерский и Аккерманский епископ Имена Сведения Димитрий (Сулима), епископ рукоположен c l6.06.1811 по 18.06.1821 архиепископ Кишинёвский и Хотинский Московская См. митрополиты и патриархи всея Руси (992–1700) Московская и Владимирская С 1742 года. Кафедра в Москве Имена Сведения Иосиф (Волчанский), архиепископ бывший епископ Мстиславский, Оршанский и Могилёвский с 01.09.1742 10.06.1745 Платон (Малиновский) архиепископ Сарский и Подонский архиепископ с 10.06.1745 по 05.04.1748 временно управлял с 05.04.1748 по 16.05.1748 архиепископ Московский и Владимирский переименован архиепископ Московский и Севский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010