Адрес: Россия, Смоленская область, Вязьма, Нагорный пер., 1 Телефон: +7 (48131) 4-17-30 , факс: 8 (48131) 4-16-61 Подробнее... Преображенский храм (Вязьма) [ править править код ] На небольшом холме, к востоку от исторического центра древнего города Вязьмы, Смоленской области сохранился небольшой Спасо-Преображенский храм. В нем были крещены два святых Русской Православной Церкви: преподобный Макарий (Глухарев; 1792-1847) и мученик Иоанн (Попов; 1867-1938) . Издревле через это место проходил торговый тракт, соединявший восточную Русь с Западом, позже ставший называться Старой Смоленской дорогой. По преданию, еще до 1404 года, когда Вязьма на долгие годы была включена в состав Литовского княжества, здесь стоял Спасо-Преображенский Верхний или Вышний мужской монастырь «на посаде». Обитель славилась своими чтимыми иконами, имевшими богатые золотые и серебряные оклады. В 1594 году Преображенскому монастырю принадлежала в Пригородном стане пустошь Луг Ильинский на Прудищах, при настоятеле игумене Иакове. Адрес храма : 215110, Смоленская область, г. Вязьма, пер. Страховой, 4 Телефон: +7 (48131) 4-19-38 Подробнее... Введенский храм (Вязьма) [ править править код ] В старые добрые времена на холме в пригороде Вязьмы стояли две деревянные церкви: одна во имя Введения, вторая во имя Богоявления, упомянутые в писцовых книгах за 1627 год. В 1748-1749 годах местные прихожане скинулись, вяземские купцы подкинули денег, и вместо двух деревянных храмов в селе построили один, но каменный, да ещё и двухэтажный. Престол на первом этаже был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а на втором этаже — престол во имя Богоявления Господня. В 1762 году к храму пристроили колокольню. В память об этом год постройки можно видеть на стене колокольни, он хорошо различим. На стене храма дата ровно на век позже — 1862 год. Разумеется, не просто так. К середине XIX Вязьма изрядно разрослась, храм оказался в наиболее зажиточной части города и стал тесен. Поэтому в 1862 году к храму с северной стороны был пристроен двухэтажный каменный придел с престолами в честь святителя Тихона Задонского и преподобного Тихона Калужского.

http://azbyka.ru/palomnik/Смоленская_обл...

В 2012 г. мемориальная доска с барельефом святого была отлита из металла по проекту художника С.М. Исакова, а в ноябре 2014 г. – укреплена на фасаде здания. Текст мемориальной доски, утвержденный Преосвященнейшим Максимом (Дмитриевым), епископом Барнаульским и Алтайским, гласит: «Свет Христов просвещает всех. В сем граде 29 августа 1830 года начал свое миссионерское служение основатель Алтайской духовной миссии архимандрит Макарий (Глухарев). 1792–1847 г.г.». Несколько лет подряд в здании бывшего катехизаторского училища занимаются учащиеся Бийской православной школы (до декабря 2012 г. – гимназии) во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. И это не случайно. Именно Иоанн Кронштадтский неоднократно направлял свою лепту на строительство здания, благоукрашение миссионерского храма, духовно укреплял молитвой и словом бийских архиереев в нелегком деле их архипастырского миссионерского служения. В 2009 г. по заказу Администрации города Бийска создан проект благоустройства территории архиерейского подворья. Сегодня Бийское архиерейское подворье с Музеем истории Алтайской духовной миссии – популярное место познавательного и паломнического туризма. Тысячи людей ежегодно идут и едут сюда, чтобы лучше узнать историю православия на Алтае, укрепиться в вере, поклониться святыням, побывать в архиерейском доме, где жил молитвенник земли Русской святитель Макарий (Невский). В Казанской церкви находится обретенная в 1998 г. одна из главных святынь миссии – старинная афонского письма икона святого великомученика Пантелеимона, небесного покровителя Алтая. Самое важное и назидательное для нас сегодня – имена подвижников, молитвами и трудами которых создавалось Бийское архиерейское подворье – оплот православной веры и духовности. Это насельники подворья: Преосвященнейшие епископы Бийские – Владимир (Петров), святитель Макарий (Невский), Владимир (Синьковский), Мефодий (Герасимов), Сергий (Петров), Макарий (Павлов), архиепископ Иннокентий (Соколов), монашествующая братия архиерейского дома, священно- и церковнослужители, строители, учителя церковных школ, прихожане святых храмов.

http://sobory.ru/article/?object=58948

Ученики старца Паисия Величковского уже в конце его жизни, а особенно после кончины старца, перешли в Россию. Вокруг них также вскоре собрались близкие по духовному направлению ученики. Так в России образовались духовные центры старческого делания в различных обителях трех областей: северной, центральной и южной. К северным обителям относят: Соловки (иеромонах Феофан (Половцов, 1739 (?–1818)), Валаам (иеросхимонах Клеопа (Антонов, ок. 1816)), Свирский монастырь (схимонах Феодор (1756–1822)), Александро-Невскую лавру (митрополит Гавриил (Петров, 1730–1801)), архимандрит Феофан (Соколов , 1752–1832)). К центральным обителям относят: московские монастыри Новоспасский (иеромонахи Филарет (Пуляшкин, в схиме Феодор, 1758–1842) и архимандрит Александр (Подгорычани, 1758–1845)) и Симонов (архимандрит Игнатий, монахи Павел и Арсений), Введенскую пустынь Владимирской епархии (иеромонах Клеопа, после 1778), Оптину пустынь Калужской губернии, Пешношский монастырь (игумен Макарий (Брюшков 1811)), Брянский Свенский монастырь и связанных с ним рославльских пустынножителей (иеросхимонахи Афанасий Степанов, Зосима, Василиск, схимонах Афанасий Охлопков и другие), Площанскую пустынь (схимонах Афанасий (Захаров, 1825)). Южную ветвь русского старчества, ведущего свое начало от святого старца Паисия, проследим более детально. «На непосредственных учеников святого Паисия на юге России и шестим: монах Герасим, постриженник старца Паисия, по выходе и Россию живший в Софрониевой пустыни Курской губернии; в Екатеринославской епархии подвизался иеросхимонах Ливерий, скончавшийся в глубокой старости в 1824 году». Старец Ливерий, «человек святой жизни, ученик знаменитого Паисия Величковского », имел своим учеником инспектора Екатеринославской духовной семинарии ученого инока Макария (Глухарева, 1792–1847), впоследствии знаменитого начальника Алтайской миссии. Впоследствии отец Макарий Глухарев, блистательно окончивший Петербургскую духовную академию, хорошо изучивший языки: греческий, латинский, еврейский, немецкий и французский, – магистр богословия, бывший ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, профессор богословских наук, в сане архимандрита переходит в бедную, глухую Глинскую пустынь, под духовное руководство «благочестивого наставника и опытного в духовной аскетической жизни старца Филарета».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди окончивших Санкт-Петербургскую академию в эти ранние годы самым вдохновенным выразителем и проповедником новых настроений был Макарий Глухарев, один из самых замечательных людей той эпохи (1792–1847). В академии Глухарев был под всецелым влиянием Филарета, — «отдал свою волю ректору Филарету, ничего не делал и не начинал без его совета и благословения, и почти ежедневно исповедовал ему свои помыслы». Эта духовная связь между наставником и учеником осталась навсегда. Глухарев был человек исключительной впечатлительности, но всецело обращенный вовнутрь, действовать в обыденной обстановке ему было трудно. В академии он много читал мистических книг, Арндта больше всего, — из них усвоил учение о возрождении и обновлении внутреннего человека, озаряемого от Святого Духа. Был однажды и у Татариновой, но, испуганный, бежал… По окончании академии был он послан наставником в Екатеринославль. Здесь он встретился с местным епископом, Иовом Потемкиным, постриженником Молдавских старцев, и через него сблизился с двумя монахами из Молдавии, о. Ливерием и о. Калинником. Под этими влияниями Глухарев решил принять постриг. В этот период жизни он весь был в искании и беспокойстве. Вскоре его перевели ректором в Костромскую семинарию, но он мучительно тяготился не только управлением, но и самим преподаванием. При первой же возможности Макарий оставил службу и ушел жить в Печерскую лавру, потом в Глинский монастырь, бывший в то время одним из очагов созерцательного возрождения, — здесь он много читал, под руководством старца Филарета, и переводил — блаженного Августина Исповедь, Лествицу, беседы Григория Великого, огласительные слова Феодора Студита. «Это школа Христова, эта одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти надлежит умалиться до Христова младенчества…» Переводил Макарий и с французского, — творения Терезы Испанской, [ 56 ] собирался переводить Паскаля… К иным исповеданиям он всегда относился с пытливым благожелательством. В Екатеринославе молился с «духовными христианами» (молоканами), и нашел, что свет Божия озарения сияет и в их теплой вере. Квакеры, путешествовавшие по России в 1819-м году, Грелье и Аллен, посетили его в Екатеринославле, с вводным письмом от Филарета, и нашли с ним много общего, душевную близость. Впоследствии Макарий мечтал построить в Москве храм с тремя отделами — для православных, католиков и лютеран…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Среди окончивших Санкт-Петербургскую академию в эти ранние годы самым вдохновенным выразителем и проповедником новых настроений был Макарий Глухарев, один из самых замечательных людей той эпохи (1792–1847). В академии Глухарев был под всецелым влиянием Филарета, – «отдал свою волю ректору Филарету, ничего не делал и не начинал без его совета и благословения, и почти ежедневно исповедовал ему свои помыслы». Эта духовная связь между наставником и учеником осталась навсегда. Глухарев был человек исключительной впечатлительности, но всецело обращенный вовнутрь, действовать в обыденной обстановке ему было трудно. В академии он много читал мистических книг, Арндта больше всего, – из них усвоил учение о возрождении и обновлении внутреннего человека, озаряемого от Святого Духа. Был однажды и у Татариновой, но, испуганный, бежал… По окончании академии был он послан наставником в Екатеринославль. Здесь он встретился с местным епископом, Иовом Потемкиным, постриженником Молдавских старцев, и через него сблизился с двумя монахами из Молдавии, о. Ливерием и о. Калинником. Под этими влияниями Глухарев решил принять постриг. В этот период жизни он весь был в искании и беспокойстве. Вскоре его перевели ректором в Костромскую семинарию, но он мучительно тяготился не только управлением, но и самим преподаванием. При первой же возможности Макарий оставил службу и ушел жить в Печерскую лавру, потом в Глинский монастырь, бывший в то время одним из очагов созерцательного возрождения, – здесь он много читал, под руководством старца Филарета, и переводил – блаженного Августина Исповедь, Лествицу, беседы Григория Великого , огласительные слова Феодора Студита . «Это школа Христова, эта одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти надлежит умалиться до Христова младенчества..». Переводил Макарий и с французского, – творения Терезы Испанской, 56 собирался переводить Паскаля... К иным исповеданиям он всегда относился с пытливым благожелательством. В Екатеринославе молился с «духовными христианами» (молоканами), и нашел, что свет Божия озарения сияет и в их теплой вере. Квакеры, путешествовавшие по России в 1819-м году, Грелье и Аллен, посетили его в Екатеринославле, с вводным письмом от Филарета, и нашли с ним много общего, душевную близость. Впоследствии Макарий мечтал построить в Москве храм с тремя отделами – для православных, католиков и лютеран...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Другая яркая личность XIX века, по мнению Флоровского, – это преподобный Макарий (Глухарев) (1792–1847), апостол Алтая. Он основал Алтайскую миссию. В его бытность начальником миссии было крещено 675 взрослых алтайцев и более тысячи детей. Занимался не только христианским просвещением, но и образованием местного населения. Его миссия помогала людям материально, оказывала лечебную и другую помощь. Вот как свидетельствовал о преподобном Макарии Флоровский: «Среди окончивших Санкт-Петербургскую академию в эти ранние годы самым вдохновенным выразителем и проповедником новых настроений был Макарий Глухарев, один из самых замечательных людей той эпохи. В академии Глухарев был под всецелым влиянием Филарета – отдал свою волю ректору Филарету, ничего не делал и не начинал без его совета и благословения и почти ежедневно исповедовал ему свои помыслы. Эта духовная связь между наставником и учеником осталась навсегда» [Пути, 1991, 187]. «Миссия была для Макария подлинным апостольским подвигом. Он вложил в него весь свой пыл, все напряжение души своей… Свои общие мысли о миссионерском деле Макарий изложил в особой записке “Мысли о способах к успешнейшему распространению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе” (1839). Своих сотрудников Макарий хотел познакомить с системой Ланкастерских школ, с основами медицинского ухода, с правилами сельского хозяйства. Созерцательная мечтательность не убивала в Макарии жизненной трезвости» [Пути, 1991, 188-189]. Изучая миссионерскую деятельность в Российской империи, отец Георгий отмечает, что «история Алтайской миссии при Макарии – это один из самых героических и святых эпизодов в нашей истории» [Пути, 1991, 189]. Именно в миссии на Алтае у преподобного возникла идея перевода Библии на русский язык, что, по сути, есть дело миссионерское. «Среди апостольских трудов у Макария родилась новая мысль, охватившая его со всей исключительностью страсти. Это был план библейского перевода… Уже в 1834 году Макарий через митр. Филарета представил в Синод записку “О потребности для российской церкви преложения всей Библии с оригинальных текстов на современный русский язык”. Филарет скрыл это письмо, чтобы укрыть “романтического миссионера” от гнева и кары высших властей, считавших благовременным переводить Писание на языки полудиких и вовсе диких инородцев, но никак не на русский» [Пути, 1991, 189].

http://bogoslov.ru/article/6194377

273. Путинцев Михаил, протоиерей. Воспоминания о первом алтайском миссионере, архимандрите Макарии//Томские Епархиальные Ведомости. 1882. 15. Отд. неофициальный. С. 432–436. (То же. Душеполезное Чтение. 1889. Ч. 3, X. С. 243–248.) 274. Пясецкий Г.М. Исторические очерки города Болхова и его святыни//Орловские Епархиальные Ведомости. 1875. 17. С. 1097–1113. (То же. Орел, 1875.) 275. Рассказ Макария Глухарева о переезде его из Екатеринославля в Кострому/Предисл. К. Харламповича //Русский Архив. 1904. Кн. 1, вып. 1. С. 51–69. (То же. Томские Епархиальные Ведомости. 1904. Миссионерск. отд. 8. С. 1–12; 11. С. 1–8.) 276. Речь в день юбилейного празднования по случаю исполнившегося пятидесятилетия со дня кончины основателя Алтайской миссии, архимандрита Макария, 18 мая 1897 года. Преосвященного Макария, епископа Томского и Барнаульского//Томские Епархиальные Ведомости. 1897. 12. Отд. неофициальный. С. 1–9. (То же. О христианской жизни и воспитании... Сергиев Посад, 1914. Вып. V. С. 168–173.) 277. Речь высокопреосвященнейшего Иннокентия, митрополита Московского, произнесенная при открытии в Москве Православного миссионерского общества 25 января 1870 года//Сборник сведений о православных миссиях... М., 1872. Кн. 1. С. 14–16. 278. Речь, сказанная на торжественном собрании по случаю столетнего юбилея со дня рождения основателя Алтайской духовной миссии архимандрита Макария, 8 ноября 1892 года. Преосвященнейшего Макария, епископа Томского и Семипалатинского//Томские Епархиальные Ведомости. 1892. 22. Отд. неофициальный. С. 1–6. (То же. О христианской жизни и воспитании... Сергиев Посад, 1914. Вып. V. С. 163–167.) 279. С.В.В. [Священник Василий Вербицкий.] Начало Алтайской миссии//Миссионер. 1875. 16. С. 122–124. 280. Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля Болховского Троицкого Оптина монастыря отца архимандрита Макария Глухарева. Орел, 1897. 281. Скворцов Вл. Архимандрит Макарий, основатель Алтайской миссии: (К пятидесятилетию со дня его кончины (1792–1847 гг.))//Странник. 1897. Т. 3, 8, отд. I. С. 501–518; Т. 3, 9, отд. I. С. 63–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

384 Иоанн Федорович Щукин, священник церкви Рождества Христова в пос. Крохино Белозерского у. Новгородской епархии. 385 За чтение Псалтири на русском языке в общем заседании богослужебного отдела 3 ноября 1917 г. выступал также врач В.П. Клевезаль, делегат от Рязанской епархии (Отдел, Протоколы. 226). 386 См.: Ильинский П. (1917–18). Название «Лепта» носили два сборника духовных стихов и песнопений. Первый был составлен и издан начальником Алтайской миссии архимандритом Макарием (Глухаревым, 1792–1847): Лепта. В пользу церковной Алтайской миссии. М., 1847. В его состав вошли 17 песнопений, часть из них – с нотами. Среди оригинальных стихов, вероятно, принадлежащих самому Макарию, в сборнике содержатся и переводы древних латинских литургических песнопений Dies irae (под названием «Песнь о последнем суде Христовом») и Stabat Mater dolorosa («Плач Богородицы»). Другой, весьма популярный в начале XX в. сборник 33 народных духовных стихов издан митрополитом Макарием (Невским , 1835–1926) в бытность его миссионером на Алтае. См., напр. 5-е издание: Лепта вторая [Сост. Макарий, еп. Томский]. Томск, 1911. 391 Интересны в этой связи наблюдения одного из членов Собора о той эволюции, которую в ходе соборной работы пережили его собратья: «Каждая группа вначале пыталась устраивать свои частные собрания, намечать план тактики и работы, пыталась пропагандировать свою идеологию. Но когда пришлось членам Собора стать вплотную к деловой работе, оказалось, что у всех одна великая цель – служение Церкви Божией, у всех полное единство догматического веропонимания, есть несогласие лишь в понимании задач церковного устроения. Горячее желание послужить миру церковному, спасению родины, взаимное уважение ослабило остроту этого несогласия, открыло возможность не парламентским только большинством подчинять волю одних другим, а путем долгих, иногда очень скорбных переживаний приходить к единодушному решению» (В стенах церковного Собора//Забайкальские ЕВ. Чита, 1918. 1–3. СС. 37–38. 392 Мы подробно останавливаемся на всех этапах дальнейшего обсуждения данного дела на Соборе ввиду разноречивых трактовок этого вопроса в исследовательской литературе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

…письмо И.В. Киреевского к отцу Макарию… посвященное… награждению старца вторым крестом… – В письме от 9 июля 1854 г. И.В. Киреевский поздравлял о. Макария с получением не второго, а первого наперсного креста от Святейшего Синода, что было вто время редкой наградой для иеромонаха (См.: ОР РГБ. Ф. 214. 361. Л. 208–209; опубл.: Письма И. В. Киреевского оптинскому старцу Макарию//Символ. 1987. 17. С. 150). «По неизреченной благости Божией вступили в новый год благодушно». – ОР РГБ. Ф. 214. 360. Л. 64. Николай (Соколов; 11851) – епископ Калужский с 1834 г.; ранее епископ Дмитровский, викарий Московской епархии (1831–1834). C. 277….Герцен… писал в своем дневнике: «Был на днях у Елагиной, матери если не Гракхов, то Киреевских». – Ср.: «Ее называли матерью Гракхов» (Воспоминания М.В. Беэр. ОР РГБ. Ф. 99. Карт. 15. 51. Л. 22 об.). Попова Елизавета Ивановна (f 1876), дочь московского поэта, издателя и книгопродавца Ивана Васильевича Попова; была дружна с семьями Елагиных, Киреевских, Аксаковых, Хомяковых. В воспоминаниях Марии Васильевны Елагиной… о ней говорится, что она была очень богомольная… – О М.В. Беэр (урожд. Елагиной) и ее воспоминаниях см.: Фудель С. И. Славянофильство и Церковь //Наст. изд. С. 195. С. 278. Макарий (Глухарев; 1792–1847) – архимандрит, миссионер на Алтае (1830–1843), настоятель Волховского монастыря Орловской губ. (1843–1847); переводчик Ветхого Завета с еврейского на русский язык (опубл. посмертно, 1860– 1867). Единственная работа, напечатанная полностью при жизни С.И. Фуделя . Первая публикация под псевдонимом: Уд ел о в Ф. И. Об о. Павле Флоренском. Париж: YMCA-Press, 1972. Второе, посмертное издание выпущено тем же издательством в 1988 г. с указанием настоящего имени автора. Текст парижского издания перепеч. в кн.: П.А. Флоренский: Pro et contra. Личность и творчество Павла Флоренского в оценке русских мыслителей и исследователей/Сост., вступ. ст., примеч. и библиогр. К.Г. Исупова. СПб.: РХГИ, 1996 (2-е изд., испр. и доп. – 2001). Заглавие работы объясняют следующие слова из книги «У стен Церкви» (Наст, изд. Т. 1. С. 142):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

1 Архимандрит Макарий (Глухарев), 1792–1847, ученый-богослов, основатель Алтайской духовной миссии, в 2000 году причислен к лику святых Алтайской епархии. 3 Никольский А. Леонид, архиепископ Ярославский и Ростовский. – Русский биографический словарь. Т. 10. С. 207. 4 Благово Д.Д. Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Николо- Угрешского монастыря. – Дзержинский, 1998. С. 97–98. 5 Куманин Петр Иванович – звенигородский купец, часто приезжавший помолиться на Угрешу. Он пожертвовал на нужды монастыря в общей сложности около 120000 рублей. Скончался 26 мая 1865 года и был похоронен в склепе под алтарем Петропавловской церкви. 7 Благово Д.Д. Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Никольского Угрешского монастыря – Дзержинский, 1998. С. 247. 11 Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского Угрешского мужского монастыря. – Издание Свято-Никольского Угрешского монастыря, 2004. С. 221. 12 Благово Д.Д. Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Никольского Угрешского монастыря. – Дзержинский, 1998. С. 370–371. 13 Подворье на Лубянке было приобретено монастырем у прежних владельцев Лаврентьевых в 1870 году. 14 Подворье на углу Маросейки и Лубянской площади находилось во владении монастыря еще в 1737 году. 16 Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского Угрешского мужского монастыря. – Издание Свято-Никольского Угрешского монастыря, 2004. С. 294–295. 17 Игумен Николай (Гавриил Тимофеевич Масленников) родился в 1806 году в семье мещан в г. Вязьме Смоленской губернии, 20 января 1833 года поступил в Козельскую Оптину пустынь. 17 марта 1835 года он был по собственному прошению переведен в Николо-Угрешский монастырь, где пострижен 11 сентября 1837 года, в 1838 году переведен в Новгородский Юрьевский монастырь на должность ризничего (РГАДА, ф. 1205, оп. 1, ед. хр. 88). 19 Благово Д.Д. Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Свято-Никольского Угрешского монастыря. – Дзержинский, 1998. С. 407. 23 Письма архиепископа Леонида были напечатаны в 1877 году в «Чтениях Императорского Общества Истории и Древностей Российских» и отчасти в книге Д.Д. Благово «Архимандрит Пимен. Биографический очерк настоятеля Николаевского Угрешского монастыря».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Krasnop...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010