иеромонах Иасон Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Источник Приступая к краткому “сказанию о жизни блаженной памяти старца схи-Архимандрита Илиодора”, я считаю своими долгом объяснить, каким образом и по каким побудительным причинам составлено мною это “сказание“. Старец схи-Архимандрит Илиодор подвизался в иночества 65-ть лет. Своею опытностию, добродетельною жизнью и духовными дарованьями он известен был далеко и за пределами обители, в которой подвизался. Многие и из монашествующей братии, и из мирян обращались к старцу за советами, пользовались его назидательными беседами и потому для них память его очень дорога. Прожив при нем 16 лет, я имел к нему самые близкие духовные отношенья, как к своему духовному и восприёмному от св. Евангелия отцу. Часто я ему прислуживал и пользовался его любовью, посему я имел возможность видеть текущие достохвальные его подвиги и дела и слышать из его уст о прошедших. Имея к нему полное доверие и любовь, я старался напечатлеть в своей памяти все его деяния и все то, что мне довелось не раз слышать от него. Опасаясь, что с течением времени многое может изгладиться из моей памяти, я еще при жизни старца, не мудрствуя лукаво, начал записывать для себя то, что мне казалось в каком-нибудь отношении замечательным. Признаюсь, что делал это я секретно от старца, опасаясь, чтобы они не узнал; в противном случае он по своему смирению, думаю, приказал бы мне уничтожить мои записки. Такими образом у меня составилось довольно материала, неподлежащего для меня никакому сомнению. После смерти старца некоторые из его учеников и почитателей, узнав, что я записывал рассказы старца Илиодора, обратились ко мне с просьбою о том, чтобы я поделился с ними тем, что имею и что для них может быть дорогим напоминанием о старце. Исполняя желание собратий, я решился в простоте сердца издать сию книжку, в которую входит только часть находящегося у меня материала, причем я предполагаю, если будет угодно Господу, составить и более подробное „сказание‘ в котором имеют быть помещены его наставления, советы и другие подробности его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Борьба с помыслами, искушениями, грехом и врагом спасения Если человек увлечен мирской суетой до забвения о духовных предметах, то, хотя он и слышит или читает слово Божие, но не может вместить его (в таком случае сердце его бывает подобно наполненному сосуду, который, пока не освободится от того, что содержит в себе, не может вместить ничего нового), а поэтому и остается без плода. Глинский патерик Борьба с помыслами Согласно определению преподобного Симеона Нового Богослова (†1021), «греховные помыслы – это стена, отделяющая человека от Бога ». Общение с Богом становится возможным лишь после разрушения этой преграды (375). Допущение злых – греховных – помыслов ведет к нарушению единения с Богом – Источником Святости, Жизни. Кроме того, мысленный грех обычно «служит импульсом к греховным действиям» (109). Но человек может и согласиться с ним, может и отвергнуть. Исходя из сего, иеромонах Варсонофий (духовник Глинской пустыни в начале двадцатых годов XIX века) указывал: «Последователю Христову необходимо противиться порочным помыслам и не допускать их в свое сердце» (109). Борьба с греховными помыслами – подвиг трудный, ибо речь идет о противостоянии самой злой силе, внушающей их (109). Старец Макарий (XIX в.) говорил: «Наука наук и искусство искусств состоит в умении управляться со зловредными помыслами» (420). Глинские старцы раскрывали это «умение» – указывали действенные средства для успешной борьбы с недобрыми помыслами. На первое место в борьбе становится откровение помыслов – исповедание их. «Постоянная готовность человека решительно пресекать греховные мысли в самом их зародыше, – учит старец Варсонофий (первая половина XIX в.), – чистосердечное их исповедание могут привести к полной победе над искусителем» (109. С: 377). Представляя систему воспитания новоначальных иеросхимонахом Софронием (†1911), Патерик повествует: «Он приучал их быть откровенными с ним не только в делах, но и в помыслах. Такая откровенность и близость отношений не допускала учеников до грубых погрешностей. Нелегко бывало новоначальному иноку открывать помыслы своему наставнику. Отец Софроний объяснял, что враг часто возбуждает у новоначальных чувство ложного стыда и тем самым препятствует чистосердечному исповеданию своих помыслов старцу. При таком состоянии иноку необходимо приложить усилие к откровенности, после чего она постепенно станет его добрым навыком и раз от раза он будет открывать свои помыслы непринужденно. Старец убеждал, что без откровения помыслов иноку очень трудно будет устроить свою духовную жизнь. Он опытно знал, что иноки, приучившие себя к откровению, со временем бывают способны помогать ближним в их смущениях» (541).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Закрыть itemscope itemtype="" > Светлой памяти Валерия Николаевича Лялина (7.12.1928 - 7.10.2010) 08.10.2010 2717 7 октября отошел ко Господу Валерий Николаевич Лялин - один из талантливейших писателей нашего времени. Под его пером возродился забытый жанр душеспасительной литературы - рассказ-притча. Валерий Николаевич был мастером и повествовательного изложения. Особую любовь читателя приобрели рассказы в эфире «Православного радио Санкт-Петербурга» и в записи на дисках в исполнении автора. Здесь раскрылся другой дар Валерия Николаевича - дар сказителя-рассказчика. Потеряв во время войны ногу, Валерий Николаевич был почти лишен общения в писательской среде, долгие годы оставаясь в четырех стенах, посещаемый немногими друзьями... Однако Господь послал ему множество истинных друзей и почитателей: тысячи радиослушателей, тысячи читателей, не ведавших о недуге писателя, но горячо любивших его слово... Слушатели представляли себе убеленного сединами старца у микрофона в радиостудии... но он там никогда не был. В студию привозились кассеты, записанные на дому... Первые рассказы, вышедшие в православной печати в конце девяностых стали открытием для читающей публики. «Я - писатель из молодых, отточил своё перо на восьмом десятке лет», - горько шутил Лялин. Что же... - такова была эпоха. Книги Валерия Николаевича «Последняя надежда» (2000), «Нечаянная радость» (2004), «Птицы небесные» (2005), «Куда ведут дороги» (2007) и другие многократно переиздавались, найдя себе живой отклик не только в православной, но и в самой широкой аудитории. Секрет таланта писателя прост - это духовный опыт. Опыт старца, прошедшего двадцатый век вместе со своим народом... Наставления свт. Луки (Войно-Ясенецкого), окормление в Глинской Пустыни, служба земским врачом... благодать Святой Руси, которую Валерий Николаевич Лялин успел восприять и запечатлеть на страницах своих книг. Он не любил вопросов о своей персоне: «Вся моя биография - в моих рассказах». Действительно - цикл «По святым местам», «За старцем не пропадёшь», «Хроника одной зимы в Теберде», «Нечаянная радость», «Под солнцем Феодосии» и многие другие - это рассказы притчи, рассказы- покаяния. «Вся моя биография - в моих рассказах» - это воистину так, даже и тогда, когда писатель излагает явно иные судьбы - ибо иных, чужих судеб в его духовной биографии не было.

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/09/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я прорастал к Христианству, как былинка через асфальт» Памяти писателя Валерия Лялина 07.10.2020 1550 Время на чтение 5 минут 7 октября исполняется 10 лет со дня кончины православного прозаика Валерия Николаевича Лялина (1927–2010). Валерия Лялина хорошо помнят петербуржцы: писатель жил и творил в городе на Неве, здесь выходили его книги, на местном радио не раз звучал его голос. Однако его литературное наследие не ограничивается региональными рамками, оно обрело всероссийский масштаб. Напомним вехи удивительного пути этого художника слова. Лялин принадлежал к роду праведному: его прадедом был ивановский купец Матвей Сурин, строитель храмов и богаделен, раздавший свое богатство и ставший пустынножителем ради спасения души. Валерий родился в семье студентов, детство провел в Иваново-Вознесенске с бабушкой, затем переехал в Ленинг рад. С приходом войны отец ушел на фронт, а мальчик вместе с матерью эвакуировался на Кавказ, затем на Волгу. Вот как произошло первое прикосновение юной души к Божественному свету: «Когда мне было 20 лет от роду, — вспоминал Валерий Николаевич, — мне в руки впервые попало Евангелие. Я тогда жил в Крыму, снимал комнатку у добрых стариков, а когда приболел, хозяин и принёс мне эту Святую книгу». Позже свое обращение Лялин описал в рассказе «Мой путь ко Христу»: «К принятию христианства я шёл очень тяжело и долго. Я прорастал к нему через пласты сомнений, атеизма и всеобщего отрицания Бога. Я прорастал к нему, как прорастает к свету былинка через слои асфальта». Принял святое крещение, скитался по стране, жил в Феодосии, Керчи. Свое призвание юноша видел в помощи болящим людям, поступил в Крымский медицинский институт, работал сельским врачом в Крыму, Закарпатье, Южной Осетии. Но стремление к высотам духа не оставляло Валерия. Он встречался со старцами — выходцами из Глинской пустыни, беседовал с монахами-пустынниками в Абхазии и Казахстане. Эта духовная школа помогла впоследствии обрести писателю слово, несущее жизненную правду, Христову любовь, сострадание, милосердие.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/07/ya...

Митрополит Зиновий (Мажуга) Еще в 20-е годы, после первого разгрома Глинской пустыни, по Промыслу Божию, в Грузию приехал один из глинских монахов — Зиновий (Мажуга). Он получил рукоположение в иеромонахи в Драндском монастыре, который тогда не был закрыт, затем жил в пустыне за Сухуми, около греческого села Георгиевка, и стяжал большую любовь и уважение местных жителей. Я несколько отступлю в сторону, чтобы рассказать об одном эпизоде. В 70-х годах этот глинский монах, в то время уже митрополит, Зиновий приехал из Тбилиси на несколько дней в Сухуми. О его приезде стало известно жителям Георгиевки. Некоторые из стариков знали его лично, а другие слышали о нем по рассказам. Они пришли к владыке Зиновию и просили его посетить Георгиевку. Владыка Зиновий согласился. По случаю его приезда в селе устроили праздник. На улицу вынесли столы и скамьи для трапезы. Греки приводили к нему своих детей, чтобы он благословлял их. Владыка Зиновий побывал на том месте, где раньше была его пустынька. Он вспоминал, что некоторое время жил в лесу в шалаше, а один раз ему даже пришлось ночевать в дупле огромного дерева. Был такой случай. Однажды председатель сельсовета Георгиевки вызвал монаха Зиновия и сказал: «На мое имя из центра поступило распоряжение арестовать тебя». Тот ответил: «Я не прописан в селе, поэтому вы не отвечаете за мое местонахождение». Председатель сказал: «Я знаю об этом. И вызвал тебя, чтобы предупредить. Наверно, за тобой придут сегодня ночью. А теперь поступай как знаешь. Но помни, что я тебе ничего не говорил». Надо было скрываться. Зиновий рассказал, что его ищут, одной греческой семье, особенно близкой к нему. Отец этого семейства решился проводить его в уединенное место в глухом лесу, где он должен будет скрываться несколько недель, до тех пор пока не минует опасность. Обычно аресты производились кампаниями: набирали по плану определенное число людей, а затем наступала пауза до следующей кампании, вернее, охоты за людьми, как за зверями. Монах Зиновий быстро собрался.

http://pravoslavie.ru/38151.html

Настоящая статья представляет, дополнительную главу к очерку «Архимандрит Макарий Глухарев», (Хр. Чтение 1895 г., кн. 9. 10 и 11). Настоящая статья представляет перечень трудов архимандрита Макария в связи с историей их написания и издания во свет. Расположен он в хронологическом, насколько это оказалось возможном порядке. Опущены только студенческие работы о. Макария, хранящиеся в библиотеке московской духовной академии, как написанные на заданные темы и притом еще не изученные его биографами. 1 . Поминовение преосвященного Иова, архиепископа Екатеринославского. Так озаглавленное нами произведение архим. Макария 1 найдено нами среди бумаг его в библиотеке казанской духовной семинарии и напечатано в «Письмах архим. Макария» (Казань, 1805), на стр. 28–39. Написано оно в Костроме между 28 марта 1823 г., днем смерти архиеп. Иова, и 15 января 1824 г., когда было послано в Екатеринослав Гр. Т. Мизку при письме с этой датой, помещенной на первой странице рукописи. Так как оно не закончено, то его нужно придвинуть ко второму хронологическому показанию, но нельзя не отметить, что оно написано в два срока, так как поправки в некоторых местах сделаны чернилами другого оттенка. – «Поминовение преосв. Иова» изложено в форме; исповеди автора, напоминающей по тону «Confessiones» блаж. Августина, которыми о. Макарий усердно занимался еще в Екатеринославе и который затем переводил на русский язык. Оно представляет потому богатый материал для истории личной жизни автора, его нравственного развития с первых обнаружений сознания и отношения его как к археип. Иову, так и к духовнику его и своему – иеросхим. Ливерию, – отношений, положивших глубокий отпечаток на самый характер его. Те эпизоды столкновений Макария с архиеп. Иовом, о которых рассказывают вслед за свящ. Герболинским 2 его биографы, при свете «Поминовения» получают иное освещение. Получает также беспристрастное освещение личности архиеп. Иова и скромного о. Ливерия. Полагаем, что это «Поминовение» и есть та исповедь или те воспоминания о жизни Макария, начиная с 10-тилетнего возраста, который он, по словам Д.Д. Филимонова 3 , написал для настоятеля Глинской пустыни Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

К епископу Владимиру К преосвящ. Владимиру (Ужинскому), епископу Курскому (1822−1831), потом архиепископу Черниговскому (до 1836 г.) и Казанскому (до 1848 г; † 1855 г.), архим. Макарий писал впервые из Глинской пустыни Курской епархии, прося его, как Епархиального Архиерея, ходатайствовать перед Св. Синодом об отправлении его в Сибирь в миссионеры. Затем, через 11 лет, архим. Макарий поручал вниманию его, тогда Казанского архиепископа, своего казанского благодетеля почетного гражданина г. Казани П. Л. Крупеникова. Два первых письма перепечатываются из книги П. В. Птохова: «Архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии» (М., 1899 г.), стр. 39−42, нашедшего их в деле Синодального архива 1829 г., 417. Третье печатается по оригиналу, сохранившемуся в доме Н. П. Крупеникова в Казани. 58 Повергаясь мысленно к стопам Вашим, милостивейший Архипастырь, всенижайше прошу исходатайствовать в Св. Синоде установленным порядком, перемещение меня в Иркутскую епархию. Ибо самым темпераментом своим, будучи понуждаем искать, согласной с моими склонностями, деятельности, обретаю желание служить, как Господь повелит, и поможет тем о Христе братиям моим, которые в 1825 году из общежительных монастырей Великой России отправлены в Иркутскую епархию, для проповедания слова Божия народам языческим. 261 Посему всенижайше прошу Ваше Высокопреосвященство представить сие желание Св. Синоду, да соизволят перевести меня в ведение Иркутского Архиепископа, не лишив меня, если возможно, того пособия и содержания, которое получаю доселе по благодетельному снисхождению комиссии Духовных Училищ 262 , дабы Его Высокопреосвященство архиепископ Иркутский соизволил употребить меня на служение означенным братиям в деле проповедания Евангелия народам языческим, если усмотрит во мне какую-либо к тому способность, или в противном случае позволить мне в том Иркутской епархии монастыре, который будет избран мною, жить, как живу в Глинской Пустыни. Если возможно то, чтоб и я был отправлен в Иркутск, как означенные монахи, с подорожною по казенной надобности и с прогонными деньгами из казны; то всепокорнейше прошу исходатайствовать для меня сие милостивое вспоможение. Если же сие невозможно, то ограничиваюсь прошением надлежащего свидетельства из Духовной Белградской консистории, с которым бы мне можно было в Иркутск отправиться, и паки с глубочайшей благодарностью повергаюсь к стопам Вашим, святительского благословения и решения сему, желанно и прошению всенижайше испрашивая, и притом донести осмеливаюсь, что прежние опыты обещают мне укрепление сил от путешествия столь дальнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

К генерал-губернатору западной Сибири Ниже помещаемое письмо архим. Макария к Его Высокопревосходительству, вероятно, было адресовано генерал-губернатору западной Сибири (каковым тогда был H. С. Сулима). За это, кроме титула адресата, говорит характер, заключающейся в письме, просьбы. Но, по-видимому, письмо это не было послано.·Только этим можно объяснить местонахождение его в библиотеке Казанской дух. семинарии. Притом же архим. Макарию через несколько лет опять пришлось устраивать судьбу своего костромского друга, с которым он разлучился в Глинской пустыни, и вновь неожиданно встретился в Тобольске (см. выше, стр. 2, 100, 239, и ниже письмо 174). 164 Ваше Высокопревосходительство милостивейший Государь. Милосердие Божье ищет прицепиться к самой малости в человеке, чтобы его помиловать. И плат, омоченный слезами покаяния, уничтожал тяжесть грехов целой жизни, проведенной в беззаконных наслаждениях чувственности. Будьте же милосерды, Спаситель глаголет, как милосерд Отец Ваш небесный. Ваше Высокопревосходительство, долг признательности и самой службы, побуждает меня ходатайствовать пред Вашим Высокопревосходительством за одного поселенца, имеющего жену, так же как и он, ссыльную. Будучи сосланы за бродяжничество, они по сей причине лишаются права на Монаршую милость, открывшуюся для поселенцев, при случае посещения Сибири Великим Князем и Российского Престола Наследником. 502 Но Ваше Превосходительство можете, если восхочете, принять в милосердое уважение следующие особенности. Во-первых, сии поселенцы никогда не были злодеями, и не наказаны. Во-вторых, они люди честные, трезвые, трудолюбивые, и находясь в Сибири десять лет уже, под судом никогда не были. В-третьих, они прежде находились в Тобольской Губернии, но после переселились в Бийский Округ Томской Губернии с тем намерением, чтобы церковной миссии здешней делать услуги, и в продолжении шести лет услуживали ей с отличным усердием, ревностью и верностью. Милостивейший Государь, умоляю Ваше Превосходительство, хотя по сей последней особенности, сотворить милость поселенцам Ивану Савельеву и Марье Афанасьевой, находящимся в Найминском селении Бийского Округа Смоленской волости. Если Ваше Высокопревосходительство даруете им вожделенную свободу возвратиться в Россию, и жить везде, где для них будет благопотребно, кроме родины их в губерниях Костромской и Смоленской, то и они будут по гроб свой, воссылать ко Всевышнему благодарения о здравии и спасении Вашем моления, а для меня сей успех будет самым приятным и обязательным благополучием. Всепокорнейше прошу Ваше Высокопревосходительство удостоить снисходительного ответа сие письмо, которое предаю воле Божьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Протоиерей Лев Махно. Фото священника Игоря Палкина. ЖМП 6 июнь 2021 /  7 июля 2021 г. 13:00 Человек Церкви: протоиерей Лев Махно Нью-Йорк, Париж и Москва не могли задержать этого священника дольше, чем на время церковных командировок. В незнакомый ему город Тулу протоиерей Лев Махно приехал когда-то по послушанию своему духовнику, ныне прославленному в лике святых схиархимандриту Андронику (Лукашу), старцу Глинской пустыни. «Слова духовника всегда были законом, у меня и  в мыслях не было где-то еще остаться. В Тулу значит в Тулу», — вспоминает отец Лев.  PDF-bepcuя. Всегда непростое решение поступить не по своей воле, но по воле духовного отца оборачивается для любого человека удивительными дарами, которые он за свое послушание получает от Бога. Для отца Льва таким даром стала возможность делать то, что другие не могли себе даже представить ни в советское, ни в новое время. Восстановление храмов Тулы, в том числе древнейшего из них, в самые непростые девяностые годы, устройство церковной жизни и возрождение общин после десятилетий советской власти — за пятьдесят семь лет трудов на Тульской земле было совершено так много всего, что современному священнику сложно даже представить себе весь объем этого служения. Но самым главным делом его жизни, даже скорее самой этой жизнью, стала для отца Льва работа с детьми. Кажется, он не выходил из созданной им Тульской православной классической гимназии десять лет, каждый день допоздна занимаясь вместе со своей покойной уже супругой Ольгой воссозданием незнакомого для того времени вида образования — классического, восходящего в своих основах к дореволюционной российской системе обучения. За почти тридцать лет существования школа выпустила огромное количество молодых людей, имеющих высокий уровень знаний, который позволил им поступить в лучшие университеты в России и за рубежом. Но для священника важнее не эрудиция гимназистов, а устроение их внутреннего мира, развитие духовно-нравственных ориентиров. Как из ребенка вырастить верующего человека, как не превратить выпускника православной школы в юного фарисея? В беседе с отцом Львом мы не услышали каких-то определенных рецептов, надежных методик и выверенных принципов преподавания. Самым главным для работы в школе, по мнению священнослужителя и педагога, является личный пример и простота в общении. «Ребенок — как воск, его можно лепить. Но не нужно играть в священника перед детьми, они этого не поймут», — говорит отец Лев. И даже при наличии у него трех наградных крестов он не смотрится памятником самому себе среди окружающих его учеников, видно, что ему нравится быть среди них и с ними, а школьники на это отвечают ему — а значит и Церкви — взаимностью.

http://e-vestnik.ru/analytics/chelovek_t...

Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской пустыни игумена Нектария (Нуждина) Архимандрит Нектарий (в миру Николай Нуждин) родился в 1863 г. в городе Рыбинске Ярославской губернии в семье мещан. Шестнадцатилетним юношей поступил в Глинскую пустынь. В 1894 г. пострижен в монашество, в 1898 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1901 г. – во иеромонаха. В декабре 1912 г. указом Святейшего Синода утвержден настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена. Стал достойным преемником богомудрых Глинских настоятелей. Строгий Афонский устав соблюдался при игумене Нектарии столь же ревностно, как и при его предшественниках. В духовной жизни пустыни главное место занимало старчество. Старчествовал и сам отец Нектарий. Отец Нектарий руководил деятельностью Глинской пустыни вплоть до ее закрытия в 1922 г. В 1918 г. возведен в сан архимандрита. После закрытия обители ему удалось сохранить незначительную часть имущества монастыря. По Промыслу Божию он не был ни арестован, ни сослан, а жил в Путивле, в затворе, в подвигах строгого поста, богомыслия и молитвы. Тайно принимал духовных детей на исповедь, каждую ночь неопустительно служил Литургию. При первой же возможности архимандрит Нектарий приехал в обитель с целью ее возрождения. Почти без средств, надеясь только на Бога и на помощь благотворителей, от Него посылаемую, принялся архимандрит Нектарий за восстановление пустыни. Главное внимание он уделял возрождению духовных традиций монастыря. Архимандрит Нектарий восстановил истинно подвижнический, составленный по образцу Афонского, устав Глинской пустыни. Точная дата кончины архимандрита Нектария неизвестна, но в списке монахов Глинской пустыни на 6 апреля 1944 г. он уже не значится. Старец был похоронен у южной стены Крестовоздвиженской церкви. В Курскую Духовную Консисторию Настоятеля Глинской пустыни игумена Нектария с братиею Рапорт Почтительнейше имеем честь донести Духовной Консистории, что к перемещению в действующую армию временно проживающего на покое в Глинской пустыни священноархимандрита Адриана препятствий не встречается. Церковные богослужения о. архимандрит посещал и усердно проповедывал слово Божие и ни в чем предосудительном замечен не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010