Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Мартирий Глинский. Литография. XIX в. (Кириченко Матфей; 1800 (1801 ?), слобода Басовка Фатежского у. Курской губ.- 5.04. 1865, Глинская Рождество-Богородицкая пуст. Путивльского у. Курской губ.), прп., Глинский (пам. 5 апр. и 9 сент. в Соборе Глинских святых), мон. Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Жизнеописание М. составил в 1906 г. и опубликовал в 1910 г. наместник курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря игум. Иасон. С 1863 г. он проживал в Глинской обители и общался с преподобным ( Иасон, игум. 1910). М. род. в семье благочестивых мещан, впосл. его родной брат служил управляющим богатого помещичьего имения. В 1831 г. Матфей поступил в Глинскую пуст., 4 июня 1835 г. был зачислен в указные послушники, 24 июня 1840 г. настоятелем игум. Филаретом (Данилевским) пострижен в монашество с именем Мартирий. Проходил различные послушания, в частности в братской поварне под началом старца мон. прп. Феодота (Левченко) . По воспоминаниям иноков, никогда не произносил «праздных слов» и во время монастырских трудов, подражая прп. Спиридону , Киево-Печерскому просфорнику, читал псалмы, в итоге выучил всю Псалтирь наизусть. Затем М. в течение 10 лет нес послушание на т. н. Дальней монастырской мельнице. Отличался крайним аскетизмом. Однажды провел без пищи 15 дней, совершая чтение Псалтири и проч. молитвенное правило. Ключник, заведовавший в мон-ре продуктами, заметил, что М. продолжительное время не является в обитель за провизией. Когда преподобный наконец пришел за едой, ключник спросил его, почему он так долго не являлся, на что старец кратко ответил: «Далеко ходить». Впосл. М. признавался своему другу, что «более этой меры» (15 дней) поститься уже «невозможно» ( Иоанн (Маслов), схиархим. 1997. С. 272). Строгий к себе, М. скрывал свои подвиги, был прост в общении и отличался братолюбием. На Дальней мельнице он пек блины с конопляным маслом и медом для глинских насельников, к-рых радушно приглашал к себе «на утешение». Однажды М. позвал на мельницу своего друга прп. Илиодора (Голованицкого) . Схиархим. Илиодор вспоминал, как, подойдя к домику М., услышал «гласное чтение Псалтири» и увидел, что преподобный «смотрит в пылающую печь и при этом читает громко псалом». «Не желая прерывать чтения,- вспоминал старец Илиодор,- я остановился и поджидал окончания, на последних словах он вынул сковородку из печи, сбросил блин и продолжал чтения славословия». При этом М. трижды «помазывал сковородку и наливал тесто, продолжая славословие» (Там же. С. 273).

http://pravenc.ru/text/2562462.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор преподобных старцев Глинских. Икона. XXI в. (Степанов Иаков Фирсович; 1824, Старооскольский у. Курской губ.- 17.09.1888, Глинская пуст. Путивльского у. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 9 сент.), архим., настоятель Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пуст. Род. в семье потомственных дворян, окончил Старооскольское уездное уч-ще. В 1845 г. поступил в Глинскую пуст., исполнял послушания письмоводителя и библиотекаря. Отличался необыкновенной памятью, спустя десятки лет мог дословно цитировать целые страницы текста, однажды прочитанного им. Окормлялся у старца прп. Илиодора (Голованицкого) , пользовался советами иеросхим. Макария (Шарова) . 7 авг. 1854 г. принял монашеский постриг, 10 июня 1855 г. рукоположен во диакона, 23 сент. 1856 г.- во иерея, 30 сент. 1861 г. награжден набедренником. По преданию, в 1861 г. иеросхим. Макарий предсказал игуменское служение И. в беседе с одной из посетительниц: «Этот будет игуменом. Хотя он и молод, но будет мудрым старцем» (Краткое описание жизни и подвигов старца иеросхим. Макария. Курск, 1893. С. 41). В мае 1862 г. И. был избран настоятелем Глинской пуст., 2 авг. 1862 г. еп. Курским и Белгородским Сергием (Ляпидевским) возведен в сан игумена. По инициативе И. в пустыни был реконструирован и значительно расширен Богородице-Рождественский собор, построены корпус для пасечников на 10 келий, 2-этажный каменный корпус с мезонином на 29 келий (на гостином дворе), 2-этажная больница с аптекой и сушильней для лекарственных трав. Больница обеспечивала иноков и богомольцев стационарным и амбулаторным лечением. Ежегодно в ней лечилось ок. 160 чел., не считая жителей близлежащих селений. Заболевшие женщины получали медицинскую помощь в странноприимнице. За труды по благоустройству мон-ря 3 окт. 1864 г. И. была объявлена «признательность» епархиального начальства с внесением в его послужной список (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 2), 10 мая 1869 г. награжден золотым наперсным крестом, 29 апр. 1873 г.- палицей.

http://pravenc.ru/text/389627.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Крюков Иоанн Семенович; 20.09.1795, Курск - 11.08.1867, Святогорская Успенская пуст.), прп. (пам. 11 авг. и 19 июля - в Соборе Курских святых), иеросхим., затворник Святогорский. Первое жизнеописание И. было составлено и опубликовано в 1874 г. А. Ф. Ковалевским на основе рассказов самого затворника, а также свидетельств близко знавших его святогорских насельников, в т. ч. иером. Софрония (Смирнова; 1828-1921). В 1876 г. прот. Григорий Дюков дополнил книгу Ковалевского своими материалами. Род. в небогатой мещанской семье. В детстве дружил с Семеном Мошниным (племянником прп. Серафима Саровского ), рассказы к-рого о подвижнической жизни дяди повлияли на стремление мальчика к монашеской жизни. В 1804 г. был отдан мастеру для обучения изготовлению печных изразцов. Кротко терпел от печника суровое обращение и побои. В 1810 г. Крюков перешел к др. мастеру, затем служил приказчиком у торговцев. По настоянию родителей женился. Поступив в большую артель к мастеру изразцового ремесла, вскоре стал одним из лучших специалистов, получал в год 600 р. Через 8 лет Крюков открыл свою фабрику изразцовых лепных печей и др. подобных изделий; исполнял значительные подряды, имел хороший доход, владел постоялыми дворами, гостиницей. После кончины супруги и отца, будучи бездетным, решил принять постриг. Мать, поселившаяся у замужней дочери, благословила сына медным литым крестом, к-рый он всю жизнь носил на груди на тяжелой железной цепи. Из толстого «шинного» железа изготовил вериги (пояс и наплечники). Получив в Курском мещанском об-ве увольнительную бумагу и простив прежних заказчиков-должников, в кон. июня 1833 г. Крюков отправился в Киево-Печерскую лавру , а затем вместе с неск. курскими богомольцами и родной сестрой - в Глинскую в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустынь 26 авг. 1833 г. по благословению игум. прп. Филарета (Данилевского) поступил в обитель, нес послушание помощника гостинника, помогал перекладывать печи в зимней церкви пустыни, клал печи в кельях братии, служил в братской трапезной.

http://pravenc.ru/text/469023.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРГИЗСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ основана в 1881 г. в ведении Томской и Асиновской епархии; первоначально подчинялась начальнику Алтайской духовной миссии и действовала на территории совр. Восточно-Казахстанской обл. В 1895 г. отделилась от Алтайской миссии и перешла в подчинение Омской епархии, распространив свою деятельность на Семипалатинскую и Акмолинскую области. С 1896-1897 гг. сотрудники К. д. м. служили в Оренбургской епархии, открытой в 1894 г. и действовавшей в Тургайской обл. Предыстория учреждения К. д. м. В XVII-XVIII вв. киргизы (так в Российской империи в XIX - нач. XX в. называли казахов) кочевали в степных областях от р. Урал до зап. предгорий Алтая. С 1730 г. начался процесс постепенного вхождения этого тюркского по происхождению народа в состав Российского гос-ва. Во 2-й пол. XVIII в. среди них распространился ислам суннитского толка. 24 дек. 1828 г. в указе Святейшего Синода архиеп. Тобольскому и Сибирскому Евгению (Казанцеву) предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799 г. Архиеп. Евгений предполагал организовать 2 миссии: на севере - для остяков (совр. ханты) и вогулов (совр. манси), на юге - для киргизов (совр. казахи), калмыков и алеутов Алтая, а также для черновых татар (старое название сев. групп народов Алтая). Насельник Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пустыни иером. прп. Макарий (Глухарёв ; впосл. архимандрит) был готов занять эту должность и проповедовать в Киргизской степи, мотивируя свое согласие тем, что климат этой местности более подходил для его слабого здоровья. В 1829 г. в С.-Петербург прибыли представители киргизов и среди прочего подали прошение о том, чтобы «мечетей и школ у них не заводить, ахунов и указных мулл не определять и позволить им не отдавать детей учиться в школы» (Алтайская церк. миссия. 1865. С. 52). Возможно, киргизы т. о. пытались высказать свое нерасположение к исламу, и соответствующие решения российского правительства могли бы оградить их от ислам.

http://pravenc.ru/text/1840155.html

Молитва «Выше терпения, выше всех добродетелей, богомудрый старец (иеросхимонах Илиодор, †1895) ставил молитву, через которую можно испросить себе у Бога всякие дары Божественной благодати» Глинский патерик В Глинской пустыни первостепенное значение придавалось молитве – и домашней (келейной), и, тем более, церковной. Молитвенный подвиг строился по образцу строгого Устава Святой Афонской Горы (54, 567). Согласно ему, неопустительно совершались все богослужения, непрерывно читалась Псалтирь, «совершались постриги в монашество и в великую схиму» (569). Понятие о молитве Святитель Московский Филарет (Дроздов , †1867) в своём Пространном Христианском Катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви даёт такое определение молитвы: «Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу». Принимая это определение, глинские старцы наполняют его духовным содержанием. «Молитва, – по слову их, – есть дыхание души... Душа посредством молитвы дышит святым, таинственным воздухом» (658). Молитва – это « пластырь 3 , врачующий язвы греховные, и орудие, которым побеждаются враги плотские и бесплотные» (178). Для всякого человека молитва «есть источник жизни» (182). Духовная сущность молитвы, – «возношение ума и сердца человека к Богу» – открывает для спасающегося возможность постоянно в ней упражняться (549). Какая должна быть молитва Молитва должна возноситься от смиренного сердца . Именно смирение способно проникнуть через облака ( Сир.35:17 ). Отсутствие его при молитве «есть признак уклонения в ложное направление, признак самообольщения, прелести или бесплодия» (658). Бог слышал молитвы смиренного старца Архиппа (†1896). Вот пример: один послушник попросил старца помолиться о том, чтобы увидеть во сне загробную участь еще живых родных. Старец помолился, – и послушник увидел своих отца и мать, «веселящихся в каком-то красивом доме». Но бабушка предстала его взору мрачная. Выслушав сон, старец «велел 40 дней молиться за бабушку, а бабушке на 40 дней затвориться и поститься, чтобы избежать участи грешных за гробом» (450).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

монах Константин К читателям Автор предлагаемых «Бесед» – монах-пустынник, начавший свой монашеский путь в одной из пустынь Кавказа более 30 лет назад. Первым его духовным руководителем был глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов, †1976, г. Сухуми), окормлявший после закрытия монастыря пустынную братию и потому считавшийся «старцем пустыни». После смерти о.Серафима автор пользовался духовным попечением воспитанника и преемника глинских старцев – схиархимандрита Виталия (Сидоренко, †1992, г.Тбилиси). Данные вопросы-ответы представляют собой фрагменты бесед с монашествующими и мирянами о насущных вопросах духовной жизни. Заданы они были автору в разное время, но на протяжении ряда лет, по понятным причинам, носили сугубо личный характер. Начиная с 1998 года, по старческому и архиерейскому благословению ответы автора частным лицам постепенно начинают приобретать общедоступную форму. Первые «Беседы» увидели свет в 2000 году в стенах Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря, на страницах православного альманаха «Задонский Паломник». В 2004 году милостью Божией и попечением преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого, вышла в свет первая брошюра, посвященная главному христианскому деланию – молитве. Со временем работа была значительно исправлена и дополнена. Автором были учтены замечания и пожелания боголюбивых читателей. Однако, предоставляя «Беседы» широкой аудитории, автор, как и прежде, счел необходимым сделать следующее замечание. Все те советы, которые читатель найдет в этой книге, должны быть употребляемы благоразумно. Практическое их применение возможно лишь в совете с духовником или же в том случае, когда человек по каким-либо причинам не имеет духовного руководства и потому вынужден пользоваться «словом Божиим из книг, а не из живых уст» (как говорит о том святитель Игнатий Брянчанинов) . В связи с этим, при подготовке книги к печати, автор высказал пожелание, чтобы в предисловии к «Беседам» была процитирована следующая его фраза, адресованная в свое время некой инокине:

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/beseda...

Н.В. Маслов Письма монаха Петра (Лешенко) Отец Петр (Лешенко) родился 21 декабря 1820 года в бедной благочестивой семье в селе Дунайце Глуховского уезда Черниговской губернии. Более 20 лет прослужил в армии. Выйдя в отставку, в декабре 1861 года поступил в число братии Глинской пустыни. 1 октября 1864 года по личному благословению Преосвященного Сергия, епископа Курского и Белгородского, за ревность к послушанию был пострижен в рясофор. Тогда же или в скором времени отца Петра назначили уставщиком левого клироса. В этой должности он пробыл 30 лет. Церковный устав отец Петр знал на память, он сам был живым ходячим уставом: на любой вопрос, касающийся богослужения, мог ответить сразу. Прямой своей обязанностью считал не допускать нарушений уставов церковного и Глинского. Вся жизнь отца Петра была непрерывным служением Богу. До утрени он не спал; с первым полночным ударом колокола спешил, даже бежал, в храм на утреню, боясь пропустить начало богослужения, которое выстаивал всегда до конца и слушал его с полным вниманием, иногда умилялся до слез. Жизнь подвижника была укором для небрегущих о спасении. Такие нередко очень грубо оскорбляли отца Петра; но ради будущих воздаяний и, считая себя, как грешника, достойным и большего оскорбления, старец все терпел молча. В последний год жизни от слабости он иногда падал на клиросе, но по-прежнему понуждал себя на подвиги. В четверг Светлой седмицы он в последний раз был на повечерии в храме. На другой день его пособоровали, в субботу после утрени причастили – больному сделалось легче, он принял постриг в мантию без перемены имени. Во время обетов от умиления плакал. В 8 часов утра 14 апреля 1898 года, во вторник Фоминой недели, сидя в кресле, со священными словами псалмов на устах, без всякой муки, тихо, незаметно отец Петр перешел в вечность. Христос посреди нас, всегда был, есть и будет! Возмогай брат о Господе и в державе крепости Его. Облекись во вся оружия Божия, как святой апостол Павел повелевает. Мужайся и крепися, подвизайся и борися и о мне грешном молися. Господь скоро да поможет тебе, помилует тебя и исполнит желание сердца твоего. Получив от тебя письмо, узнал твою печаль и весьма горько о тебе заплакал. От истинной моей к тебе любви я весьма усердно желал и старался исполнить прошение сердца твоего и утешить тебя в горести. Ходил к отцу игумену и усердно просил о тебе, давал ему твое письмо, но никак не мог упросить его, а только узнал, что он еще любит и жалеет тебя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.В. Маслов Письма схиархимандрита Андроника (Лукаша) 17 Схиархимандрит Андроник (в миру Алексей Андреевич Лукаш), маститый старец, великий молитвенник и смиренный труженик на ниве Христовой, родился 12 февраля 1889 г. в селе Луппа Лохвицкого уезда Полтавской губернии. В 1905 г. поступил в Глинскую пустынь. В 1921 г. принял монашеский постриг с именем Андроник. Глубоко переживал закрытие монастыря. Своей строгой иноческой жизнью обратил на себя внимание епископа Павлина (Крошечкина), Курского викария, который взял его себе в келейники и в 1922 г. рукоположил во иеродиакона. В 1923 г. был сослан на Колыму на 5 лет. По амнистии вернулся из ссылки раньше срока. В 1926 г. рукоположен в сан иеромонаха. Через год, во время тяжелой болезни, пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. В 1939 г. во второй раз был осужден. В 1948 г. вернулся в Глинскую пустынь. Был назначен благочинным и ризничим монастыря. 5 мая 1955 г. возведен в сан схиигумена. Велик был духовный авторитет старца Андроника. Не только братия, но и сам настоятель обители архимандрит Серафим (Амелин) исповедовались у него. После вторичного закрытия обители в 1961 г. переселился в Тбилиси под непосредственное попечение бывшего насельника Глинской пустыни митрополита Тетрицкаройского Зиновия (Мажуги), который очень любил и почитал старца. В Грузии продолжил свое старческое служение. Совершал богослужения и исповедовал в тбилисском храме святого Александра Невского. Тесна была духовная связь отца Андроника со всеми Глинскими иноками, которые часто писали ему и навещали его. В 1963 г. митрополит Зиновий возвел отца Андроника в сан архимандрита. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) преставился ко Господу в Тбилиси 21 марта 1974 г. Прах отца Андроника предал земле митрополит Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим. Благословение Господне почиет в сердцах ваших, мои никогда незабвенные духовные дети и отцы: М., И., Н. и Н. Прошу я вас помолитесь за меня болящего. Сколько есть моих сил, всегда днем и ночью я вас поминаю во своих грешных молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.В. Маслов Письма схиархимандрита Иоанна (Маслова) Схиархимандрит Иоанн (в миру Иван Сергеевич Маслов) вошел в историю Русской Православной Церкви как выдающийся духовный пастырь, богослов и педагог. Родился в 1932 г. В 1955 г. принят в число братии Глинской пустыни. В 1957 г. пострижен в монашество. Нес послушание письмописца, трудился в столярной мастерской, делал свечи, был заведующим аптекой и одновременно клиросным. После закрытия монастыря в 1961 г. поступил в Московскую Духовную семинарию, по окончании которой продолжил образование в Московской Духовной академии. Еще в годы учебы ему было вверено духовное окормление прихожан, студентов и преподавателей. По окончании Академии около четверти века преподавал в Московских Духовных школах Пастырское богословие и Литургику. Почти 20 лет был ризничим Академического храма. В 1962 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1963 г. – в сан иеромонаха. В 1967 г. возведен в сан игумена, в 1973 г. – в сан архимандрита. Получил звание доцента Московской Духовной академии и ученую степень магистра богословия. Отец Иоанн обладал многими благодатными дарами (рассудительности, прозорливости, исцеления и другими). Приняв на себя подвиг старчества, он воспитал тысячи духовных чад, стекавшихся к нему с разных концов страны и из-за рубежа. Последние годы перед кончиной отец Иоанн (Маслов) был духовником Свято-Успенского Жировицкого монастыря в Белоруссии. Благодаря его трудам возродилась духовно-нравственная жизнь обители и наладилась ее хозяйственная деятельность. До самой кончины отец Иоанн отдавал все свои силы служению Богу и ближним. Несмотря на тяжелую болезнь сердца, которая в последний год земной жизни приковала его к постели, он продолжал принимать духовных чад и работать над богословскими трудами. 29 июля 1991 г. отец Иоанн преставился ко Господу в Сергиевом Посаде. По своему смирению никому не открывал, что принял схиму. Об этом стало известно лишь после его кончины. Святейший Патриарх Алексий II отмечает, что схиархимандрит Иоанн (Маслов) «принадлежал к тем редким, исключительным людям, которые замечательно соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие, ясновидящую мудрость и глубокую непоколебимую веру». «Его духовность, – указывает Предстоятель Русской Православной Церкви, – так же, как и при жизни, привлекает к старцу многих людей, которые всегда будут тянуться к этой величайшей личности».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Незлобие и неосуждение Как мы можем ждать от Господа прощения, которого не заслужили, когда сами ближних не прощаем? Неверен наш суд о людях: они исправляются, а мы можем пасть... Надо молиться за тех, кто нас обидел; когда нас обижают – это щеточки, счищающие нашу гордость. Нельзя осуждать. Господь не велел одного оправдывать, а другого судить. «Свеча Богу. Московский старец – протоиерей Василий Серебренников» Слова, приведенные в эпиграфе, были сказаны весьма почитаемым московским старцем протоиереем Василием Серебренниковым в последние годы его жизни (†1996). Этими словами начинается данное краткое сообщение, ибо в них, как в фокусе, отразилось то, что нашло своё раскрытие в Глинском патерике приснопамятного отца Иоанна (Маслова) , с которым московский старец встречался в Глинской пустыни, беседовал, о чём и оставил свои записи. Незлобие Незлобие на оскорбителя, как и непамятозлобие определяется в Глинском патерике в свете святоотеческого богословия: «Непамятозлобие есть признак истинного покаяния, ... ибо Богу угоден тот, кто, делая добро, страдает несправедливо ( 1Пет.2:19–20 ), и блажен тот терпеливец, который может в уничижении хвалиться высотой своей ( Иак.1:9 )» (440). Мудрость в нашем отношении к тем, кто нас обижает, заключается не только в том, «чтобы знать истину в естественной последовательности, но и в том, чтобы от обижающих нас переносить зло, как своё собственное. Оставшиеся с одним первым знанием возносились гордостью, а достигшие второго стяжали смиренномудрие» (440). Главное в незлобии – прощение и прощение чистосердечное, от всего сердца, с полным изгнанием из сердца обиды. Схимонах Марк (†1893) для того, чтобы убедить своего ученика в необходимости такого прощения обидчика и, более того, даже молиться за него, рассказывал следующее из своей духовной жизни. Приведу дословно: «Несколько лет тому назад я был сильно обижен одним братом. Видя в нём действие врага спасения, стал со слезами молиться Богу, чтобы мне без гнева перенести обиду и не впасть в злопамятование, а обидчика во имя любви простить.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010