Преподобный Филарет (1777–1841) При старце Филарете (Данилевском) глухая, малоизвестная, бедная заурядная Глинская обитель начала славиться по всей России. Ее стали посещать не одни простые богомольцы, но и высокопоставленные особы. Настоятель отец Филарет радостно принимал паломников, всем давая спасительные наставления. В отеческих беседах его высказывалось много духовной опытности. Архимандрит Пимен в своих «Воспоминаниях» называет отца Филарета «одним из самых искусных и лучших настоятелей; его уважали не только (простые) монашествующие, но и самые иерархи». Старца Филарета знали многие великие подвижники. Он был знаком со святителями Филаретом (Дроздовым) и Антонием Воронежским. Глубокую любовь о Христе питал к нему преподобный Серафим Саровский . Случалось, что просивших благословения на вступление в монастырь преподобный Серафим посылал к старцу Филарету, указывая на Глинскую обитель, как на великую школу иноческой жизни. Известен, например, такой случай. Некто Авксентий, живший в Глинской пустыни, по малодушию своему и некоторым другим обстоятельствам, оставил монастырь и пришел в Саров к преподобному Серафиму. Тот, никогда не видав его и не зная, называл его по имени и, не ожидая вопроса с его стороны, сказал, чтобы он возвратился в Глинскую обитель. Но Авксентий решился идти во всякий другой монастырь, только не в тот, какой указывал ему святой старец. Провидя мысль Авксентия, преподобный Серафим сказал: «Нет на земле места, где бы тебя не посетил гнев Божий, кроме Глинской, – иди, тебя примут». Авксентий послушался и, принятый старцем Филаретом, через полгода трудовой и послушливой жизни, мирно отошел к Господу, предузнав и предсказав свою кончину. Так смотрел великий подвижник на обитель Глинскую, под мудро-отеческим управлением отца Филарета. Старец Филарет в свою очередь не мог не почитать великого Саровского подвижника. Уже одно то, что он удостоился видеть душу его, со славой возносимую ангелами на небо, показывает нам близкое взаимное духовное общение этих святых. Отец Филарет многим рассказывал о своем видении. Это было так. Ночью 2 января 1833 года после утрени, стоя на крыльце своей кельи, старец увидел сияние на небе и чью-то душу, ангелами с пением возносимую на небо. Долго смотрел он на это чудное видение, подозвал к себе некоторых братьев, тут случившихся, указал им на необыкновенный свет и, подумав, сказал: «Вот как отходят души праведных! Ныне в Сарове почил отец Серафим». Видеть сияние сподобились только отчасти двое из братьев. После узнали, что точно в ту самую ночь скончался преподобный Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Валерий Николаевич Лялин " decoding="" title="" Валерий Николаевич Лялин (1928–2010) родился в семье студентов, провёл своё детство в Иваново-Вознесенске, где его воспитывали бабушка и дедушка. Юность писателя прошла в урагане войны 1941–45 гг. В результате ранения он потерял ногу, а после войны пережил тяжёлый духовный кризис. Прийти к христианской вере ему помог святитель Лука (Войно-Ясенецкий) , подаривший ему Библию и наставивший на путь Христов . Окончив медицинский институт, Валерий Лялин работал сельским врачом в Крыму, в Закарпатье и в Грузии, где окормлялся у старцев монахов – выходцев из знаменитой Глинской пустыни , а также общался с монахами-пустынниками из Абхазии. Вернувшись в Петербург, был благословлён в псаломщики и клиросные певчии архиепископом Тихвинском Мелитоном. Писал православную прозу и сотрудничал с «Православным радио Санкт-Петербурга». Его рассказы отличаются тем ценным опытом духовной жизни, который обретался автором в непростые десятилетия богоотступничества и преследования верующих людей. Возвращаясь мысленно в прошлое, я вижу себя юным, но больным и изнуренным тяжелыми годами военного лихолетья. Была поздняя пора 1946 года. С моря дули холодные штормовые ветры, срывавшие с тополей последнюю листву. Моросящий дождь и туманная дымка говорили о том, что теплые солнечные денечки уже отошли надолго. Походив по мокрому прибрежному песку и устав от тяжких глухих ударов морского прибоя, я направился в город, центр которого находился на высоком холме. Чтобы сократить путь, я пошел через старое заброшенное кладбище, где хоронили приезжих чахоточных страдальцев, искавших у моря исцеления. Одна черная надгробная плита привлекла мое внимание странной надписью. Начиналась она таким обращением: «Комья земли!..» После этого изливалась тоскующая душа матери, похоронившей здесь своего сына. С тех пор прошло более полувека, но в моей памяти все еще стоит этот вопль: «Комья земли!..» Кладбище, моросящий дождь и крикливое кружение чаек…

http://azbyka.ru/way/moj-put-ko-hristu/

С.В. Нестеров Архимандрит Макарий и его духовные наставники Будучи человеком духовным, преподобный Макарий испытывал потребность в руководстве со стороны людей духовно опытных. В годы обучения в академии таким руководителем был для него архимандрит Филарет (Дроздов) , в Екатеринославе – старец Ливерий, в Глинской пустыни – старец Филарет. После окончания Михаилом Глухаревым академии пути ученика и наставника разошлись, но любовь и уважение друг к другу они сохранили на всю жизнь. Их переписка свидетельствует о том, что дружбе этой не были помехой ни расстояния, ни годы, ни разница в возрасте (святитель Филарет был старше на девять лет) и положении. Из писем митрополита Филарета видно, что он, полюбив студента Михаила Глухарева, навсегда сохранил привязанность к нему и впоследствии не раз выручал его и ограждал от опасностей, которым он подвергался из-за своей необычайной пылкости и энергичности характера. Святитель наставлял своего воспитанника и советовался с ним, ходатайствовал в Святейшем – Синоде о нуждах Алтайской миссии и о ее начальнике. В одном из писем архимандрит Макарий писал преосвященному Филарету следующее: «Знаю, что если я не погиб совсем на этом, по большей части скользком пути, то Вы, милостивейший о Господе Пастырь и Отец мой, покрывали, ограждали, хранили меня, и помогали благодатиею Божиею» С. 147]. Митрополит Филарет живо участвовал в делах основанной его учеником миссии: наряду с молитвенной поддержкой помогал ему советом 153 и нравственным влиянием, своим положением и связями. Святитель был ходатаем по делам Алтайской миссии в столице: подыскивал для нее благотворителей, находил сотрудников, присылал литературу, утварь, пожертвования. Его письмо от 2 марта 1834 года, например, оттеняет такие черты характера архимандрита Макария, как терпимость к людям разных взглядов и положения, а также его практичность, выражавшуюся в стремлении из всего извлекать пользу для дела миссии. Московский архипастырь убеждает своего бывшего ученика отказаться от мысли привлечь себе в помощь проживавших в Тобольске декабристов 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Священник Лев Аршакян: Вдруг я понял, что смерти нет ОБ НЛО, смерти и том, что России переводчиков для слепоглухих сосчитать по пальцам, а в Израиле — даже театр есть 13 ноября, 2014 ОБ НЛО, смерти и том, что России переводчиков для слепоглухих сосчитать по пальцам, а в Израиле — даже театр есть Клирик Казанского храма в Пучково священник Лев Аршакян был крещен в детстве, но воцерковился только в 40 лет, а священником стал в 55. Но еще до принятия сана он познакомился с известным слепоглухим философом Сергеем Сироткиным и вплотную занялся помощью слепоглухим. В интервью «Правмиру» отец Лев рассказал об этой проблеме, а также о своей жизни и духовных поисках. Священник Лев Аршакян родился в 1955 году в Тбилиси. В 1975-1977 гг. служил в армии, в 1983 году окончил Рязанский радиотехнический институт, вернулся в Тбилиси, работал в телеателье. В начале 1990-х переехал в Подмосковье. Воцерковлялся в Казанском храме в Пучково. С 1998 года занимается помощью слепоглухим. В 2008 году окончил ПСТГУ, в 2010 рукоположен в диаконы и священники. Служит в Казанском храме в Пучково. Женат, имеет дочь, сына и двух внуков.  Не раз видел Патриарха Илию, но меня это мало трогало  – Отец Лев, вы родились и выросли в Тбилиси. Больше ли там было религиозной свободы в советское время, чем в России, других республиках? – Наверное, больше. Вернее, не свободы больше, а притеснений меньше. Неслучайно, когда при Хрущеве начались очередные гонения на верующих, многие спасались и подвизались именно в Грузии. Например, в ограде храма Александра Невского в Тбилиси похоронены владыка Зиновий, уже прославленный Украинской Церковью, и архимандрит Виталий. Это старцы из Глинской пустыни. Сначала они подвизались в горах Абхазии, а потом служили в самом Тбилиси. Рядом с телеателье, в котором я работал уже после института, было много разных церквей: внизу – православный храм, чуть выше – синагога, слева – армянская церковь, еще левее – мечеть. Прямо как в Иерусалиме все соединено было в Тбилиси! Не просто так одна треть благодати была принесена в Грузию. Знаете эту историю, наверное?

http://pravmir.ru/svyashhennik-lev-arsha...

Скачать epub pdf Об о. Таврионе написано не очень много воспоминаний, хотя в последние годы его жизни в Спасо-Преображенскую пустыньку под Елгавой, где он служил духовником обители, ездили тысячи людей. Начало его жизни было простым, повторяющим известные многим житийные мотивы. Ещё ребенком он, шестой сын в многодетной украинской семье, тайком ушёл в Глинскую пустынь и не хотел возвращаться, несмотря на уговоры родных, которых очень любил. Его отправили домой, и какое-то время он учился в учительской семинарии. Но упорное стремление в обитель не оставляло его, и мать с отцом уступили: в пятнадцать лет Тихон Батозский стал послушником. Несколько раз его призывали в армию. Во время Первой мировой войны он служил в Латвии, где потом окончится его земной путь. В 1920 году его, как и других монахов пустыни, советские власти пытались мобилизовать для отбывания воинской повинности. С этим вторым призывом, закончившимся тем, что «по выяснении отношения к воинской службе» Тихона отпустили, связан один из знаменательных эпизодов его жизни. На обратном пути в обитель молодой послушник потерял много сил. На просьбу «истомившегося от пути и голода» о хлебе встречные отвечали «горьким укором»: на Украине был голод. К концу третьего дня Тихон наконец увидел стены родной обители, куда стремился всей душой. Но добраться туда оказалось невозможно: путь преграждала разлившаяся река, ещё не освободившаяся ото льда. Не в силах согласиться с тем, чтобы, пройдя такой длинный путь, почти у стен монастыря остановиться до утра, он, несмотря на предостережения окружающих, заткнул кое-как дыры в нашедшейся на берегу лодке и отправился на другой берег. Посредине реки лодка попала в водоворот, перевернулась и затонула. «Я очутился среди моря бушующей воды, которая понесла меня до конца промоины с быстротою спущенной стрелы, – писал он спустя годы в письменном свидетельстве об этом явлении Божьей силы в обстоятельствах по-человечески безнадежных. – Схватившись за край льда, я пытался взобраться на него...

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Скачать epub pdf Приложение к статье «Таинство послушания» Часть 1. Все, о чем говорит в «Таинстве послушания» отец Рафаил, безусловно, верно, его высказывания аксиоматичны. Послушание превратилось в наши дни едва ли не в самую забытую и пренебрегаемую добродетель. И слова автора многих могут отрезвить, многим дадут возможность задуматься: имеют ли они послушание (или хотя бы стремление к нему), и если нет, то действительно ли оно «невозможно» или же это всего лишь ложь изворотливого самолюбия? Но в то же время нельзя оставить без внимания один очень серьезный момент. Каждый человек пишет, говорит, учит из своего (именно из своего !) опыта. Суть учения может быть неоспоримой. Но существует такой важнейший фактор, как обстоятельства, которые, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова) , не изменяя сущности, оказывают тем не менее «на сущность существенное влияние» 270 . Это в том числе и те обстоятельства, в которых сложился как духовная личность пишущий, и те, в которых находятся читающие. О людях, с которыми поддерживал духовную связь отец Рафаил, в среде которых находился, чьими советами и чьим опытом пользовался, благодаря которым формировался как священник и монах, мы можем узнать из его уже известной и пользующейся большой популярностью книги «Тайна спасения». В их числе и замечательный святитель митрополит Зиновий (в схиме – Серафим; [Мажуга]), и знаменитый духовник Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Романцов), и почитаемый Псково-Печерский старец схиигумен Савва (Остапенко) , и такие удивительные, хотя практически никому доселе в России не ведомые грузинские подвижники, как архимандриты Парфений (Апциаури) и Гавриил (Уркетадзе), схимонахи Авраам (Чхеидзе) и Гавриил (Булискерия), и многие другие. С этими старцами отец Рафаил общался, говорил, «дышал одним воздухом»; их жизнь во многом и его жизнь. Абсолютное же большинство из нас – как людей, приходящих сегодня в Церковь , так и людей, избравших для себя иноческий путь (особенно людей молодых),– подобного общения совершенно лишено. Мы живем, мы сформировались или формируемся совершенно в иных условиях, иной среде. Трудно было тем, на кого давил пресс атеистического режима, но тем, кто живет сегодня, осмелимся сказать, еще труднее. Грех, как говорит сам отец Рафаил, существовал всегда, но была и добродетель, ее чистые и светлые образцы, была любовь, было, наконец, человеческое тепло. А мы живем в мире, где это тепло и любовь с умножением беззакония оскудели до чрезвычайности 271 , так что от нас требуется в полном смысле этого слова подвиг, чтобы с помощью Божией самим сохранить их в своем сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Содержание От издателей Путь к святыне Схиигумен Савва Католикос-Патриарх Мелхиседек III Митрополит Димитрий Мтацминда Залог вечной радости Монастырь Святой Ольги Нечаянная радость Чудо святого Георгия Путь Первосвятителя Отец Георгий Пусть живые будут милостивы к мертвым Схимонах Авраам Архимандрит Парфений Глинское братство на Иверской земле Митрополит Зиновий Схиархимандрит Андроник Схиархимандрит Серафим Монах Иероним На пороге пустыни Венец пустынного лета Схиигумен Георгий Поля невидимых сражений Монах Иларион Прельщенный подвижник Монахи Виталий и Кассиан Схимонах Ефрем Скорые помощники Мертвое село Монахиня Ангелина Встреча в Барганах Монахиня Акиндина Беседа об Иисусовой молитве О четках Молись и надейся Встреча в Самтавро Когда время не властно Сидящая Анастасия Люба-юродивая Лидия О плодах своеволия «Не прикасайтесь к помазанным Моим…» Упавшая звездочка Трагедия одной души Судьба Левана Странная встреча О смерти Кто защитит мертвых от живых? О детях Не навреди! О лжи как об искушении на духовном пути Зарубки в пути Изречения отцов Когда я думаю о прошлом Примечания     От издателей Земная жизнь человека подобна странствию – пути, который суждено ему совершить во времени от рождения до последнего вздоха перед порогом вечности. По-разному каждый из нас распоряжается отпущенным ему сроком. Зачастую бывает и так, что человеку кажется, будто сама эпоха и обстоятельства берут в свой плен его жизнь и с непреодолимой силой воздействуют на его выбор, поступки и слова, – так что ему уже невозможно вернуться на стези своей совести. Но каждому на пути Господь обязательно посылает Встречу, благодаря которой пусть на краткий миг мы входим в иное пространство – в пространство духовной реальности. Всего несколько слов, обращенных к нам человеком внимательной молитвенной жизни, или даже просто его присутствие, а порой лишь прикосновение к покрытому патиной камню забытой миром святыни вдруг со всей ясностью открывают перед нами смысл человеческого существования – быть с Богом – и обращают наш ум к вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Содержание Предисловие    Свято почивший игумен Филарет считался одним из самых лучших современных ему настоятелей. Он, лично известный императорам Александру Благословенному и Николаю I, в 1821—1825 гг. в Петербурге прославился как поборник православия.    В истории русского монашества, между знаменитыми подвижниками девятнадцатого столетия, займет он не последнее место. Отец Филарет был живым звеном, связывающим Глинскую с Софрониевой пустынью и Киево-Печерской лаврой, а через них с Афонским иночеством и заветами известного старца Паисия (Величковского). Ибо первую иноческую школу он прошел в двух последних обителях под руководством лучших отцов, из которых архимандрит Феодосий некогда сам был другом и собеседником отца Паисия, имея одного с ним старца схимонаха Василия. Проникнутый страхом Божиим и покорный воле руководящих, отец Филарет укрепил свою волю к постоянным подвигам, воспитал любовь к строгому благочинию и труду, и вместе с живой верою в помощь Божию приобрел богатый опыт в духовном руководстве и управлении другими. По общему желанию братии он был назначен настоятелем Глинской пустыни, где создал целую эпоху и по всей справедливости назван возобновителем и духовным возродителем вверенной ему обители.    В должности настоятеля о. Филарет продолжал усиленно трудиться. Личным примером высокой подвижнической жизни, кротким словом наставления, проникнутым мудростью святых отцов, и неусыпным попечением об исполнении написанного им монастырского Устава, он в духовных чадах своих сумел воплотить истинно иноческие добродетели и тем положить прочное начало Глинскому общежитию, повлиявшему на развитие других монастырей, которые при своем основании или возобновлении заимствовали Глинский устав, а мужские обители, кроме того, и братию. Та же ревность по Бозе, та же духовная попечительность о спасении братии побудили о. Филарета из строго выбранных выдержек аскетических творений святых отцов составить довольно пространное поучение «Новопостриженному монаху», в котором объясняется важное значение обетов и духовного преуспеяния вообще. Поучение отцом Филаретом было представлено на рассмотрение в Святейший Синод, признано вполне полезным и «по желанию высоких особ духовных» в 1824 г. отпечатано по-славянски в С.-Петербургской синодальной типографии, с рассылкою по 10-ти экземпляров в каждый монастырь. В настоящее время поучение «Новопостриженному» можно считать редкостью, но оно не утратило важного значения для иноков: в нем всякий монах найдет много полезных святоотеческих наставлений. Это побудило нас в 1897 г. издать поучение «Новопостриженному монаху» в русском переводе, предпослав ему другое краткое поучение того же приснопамятного старца, говоренное им новоначальным перед постригом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2987...

ЦВ 17 (390) сентябрь 2008 /  14 сентября 2008 г. «Не знаете, какого вы духа...» Рейс 956 Тбилиси-Москва авиакомпании S7 8 августа оказался последним, связывающим две страны. Так получилось, что у нас с супругой был куплен билет именно на этот рейс. Мы возвращались в Москву после восьми дней, проведенных в Грузии. Последнее, что мы видели из окна самолета до того, как он набрал высоту — купол кафедрального Троицкого собора «Самеба». Глядя на золото, теряющееся в облаках, я думал: что же будет с этой землей, с замечательными людьми, которые живут здесь, в этой Богом благословенной стране, где мы видели столько бескорыстной любви и доброты? Мы вспоминали Тбилиси, горы, храмы, монастыри, а главное — удивительных людей, которыми Бог благословил эту землю. Мы вспоминали Литургию, за которой мы молились со Святейшим Патриархом Илией. Наших прихожан — Лию, Офелию, посла Грузии в Испании Зураба Пололикашвили. Его духовника — архимандрита Шио (Габричидзе), наместника монастыря Шавнабада недалеко от Тбилиси. «Одна из главных добродетелей — это мужество. К примеру, женщина принимает решение родить много детей — это мужество. Вы решили приехать в Грузию — это тоже мужество...» — сказал нам отец Шио. Неужели он знал, что случится через несколько дней? Ни разу за все время пребывания в Грузии нам не довелось столкнуться с русофобией. Никто не останавливал нас на улице, требую предъявить Тбилисскую регистрацию в паспорте. К кому бы я ни обращался на русском языке, в священнической одежде или в мирской, — приятно удивляло доброе, гостеприимное отношение незнакомых людей. «Если кто-нибудь из них прилетит в Москву, сможет ли он рассчитывать на такую же доброту и внимание?» — думал я. В церковных кругах прием был особенно теплым; ведь духовная связь между народами не прерывалась никогда. В последние десятилетия советской эпохи Грузия стала вторым домом для многих носителей духовной традиции Глинской пустыни, сам Патриарх Илия принимал постриг от русского старца-епископа Зиновия (Мажуга). Перед нами открывались двери храмов и монастырей, раскрывались человеческие сердца. «К нам приехали наши братья из России!»

http://e-vestnik.ru/analytics/ne_znaete_...

Глинская пустынь во второй половине XVIII – начале XIX века (1764–1817) Глава III Во второй половине XVIII века огромное влияние на жизнь всех русских монастырей оказала проводимая Екатериной II политика секуляризации 279 монастырских земель, то есть передача их из духовного ведомства в ведение государственного светского учреждения – Коллегии экономии. По узаконению от 20 февраля и «Духовным штатам» от 26 февраля 1764 года у монастырей были отобраны их вотчины, а на содержание обителей назначены штатные оклады по трем классам. Безвотчинные монастыри либо упразднялись, либо были оставлены «на своем содержании» (за штатом). В результате секуляризации произошло огромное сокращение числа монастырей и монашествующих. По итогам 1764 года из 954 монастырей более половины (569) были упразднены, за штатом оставались 161 280 . Попытки выступлений против секуляризации отдельных представителей духовенства, например Арсения Мацеевича , были обречены на провал 281 . В 1786 году узаконение 1764 года распространилось на Малороссию, а в 1788 году – на Харьковскую, Воронежскую, Екатеринославскую губернии и Курское наместничество. (Курское наместничество было учреждено в 1779 году, и Глинская пустынь вошла в состав его Путивльского уезда 282 .) До сих пор исследователи истории Глинской пустыни считали всю вторую половину XVIII и начало XIX века временем упадка материального благосостояния обители 283 , когда положение ее было плачевным 284 . Однако обнаруженные нами документы 285 с полным основанием позволяют разделить этот период еще на два: предсекуляризационный (1764–1788) – период не только достатка, но даже некоторого улучшения благосостояния обители, и послесекуляризационный (1789–1817) – период действительно резкого ухудшения материального положения Глинской пустыни и сокращения числа ее насельников. Однако упадок коснулся лишь хозяйственной, но никак не духовной жизни обители, которая никогда не ослабевала, а, напротив, непрерывно возрастала. Как для первого, так и для второго периода характерна частая смена настоятелей (сведения обо всех настоятелях Глинской пустыни сохранились, начиная с 1764 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010