Глинская пустынь как центр духовного просвещения и возрождения старчества (1942–1961) Глава X После закрытия Глинской пустыни некоторые из иноков перешли в другие монастыри 1504 (но вскоре и те были закрыты) 1505 , другие служили на приходах. Но так как действующих храмов оставалось очень мало, то большинство иноков вынуждено было жить в миру, занимаясь различными ремеслами. Иеромонахи при этом совершали богослужения и требы на дому. Почти все монашествующие Глинской пустыни побывали в 30–40-е годы в ссылке или в лагерях. Но навык подчинять свою волю воле старца, постоянно наблюдать за собой, сдерживать свои порывы даровал Глинским инокам ту духовную целенаправленность, силу воли и мужество, которые помогли им не только выдержать тяжелые испытания, но и духовно возрасти после закрытия обители. До 1928 года на территории Глинской пустыни находился детский городок. Затем там была организована сельскохозяйственная артель, которую в 1934 году реорганизовали в колхоз «Красный Октябрь» (село Сосновка). В 1935 году вместо колхоза была создана МТС, а в 1936 году – промкомбинат по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря, просуществовавший до Великой Отечественной войны 1506 . Летом 1941 года Сумская область, к которой с 1938 года относилась территория обители, была захвачена немцами, а в 1942 году Глинская пустынь вновь была открыта 1507 . Возобновителем Глинской пустыни стал ее прежний настоятель – архимандрит Нектарий (в миру Николай Нуждин). После закрытия Глинской пустыни ему удалось сохранить незначительную часть имущества монастыря. По Промыслу Божию он не был ни арестован, ни сослан, а жил в Путивле, в затворе, в подвигах строгого поста, богомыслия и усиленной молитвы. Тайно принимал он духовных детей на исповедь; каждую ночь неопустительно служил литургию. Нельзя было без чувства глубокого умиления присутствовать при совершаемых им богослужениях. Дух молитвы, почивавший на нем, переливался, казалось, в сердца предстоящих, и все находили особое духовное утешение в том, чтобы молиться вместе с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Предисловие Глинская Рождество-Богородицкая пустынь в ряду обителей на св. Руси занимает одно из видных мест по своему благоустройству, по плодам духовной жизни иночествующих в ней и по некоторому историческому значению. Связанная своим обновлением и благоустроением с древнейшей Молченской Софрониевой пустынью, она успела впитать в себя те начала духовной жизни, которые были восприняты этою последнею от матери древнейших обителей на Руси – Киево-Печерской лавры, а еще более от средоточия православного монашества св. Горы Афонской и притом под животворным воздействием предания и заветов св. старца Паисия Величковского ». «Живым звеном, связующим Глинскую пустынь с обителью Софрониевой и Киево-Печерской лаврой, сближающим ее с Афонским иночеством и с заветами старца Паисия, был игумен Филарет, прошедший первую школу иночества в Киево-Печерской лавре, а затем в Софрониевой пустыни, под руководством лучших отцов, из которых архимандрит Феодосий, настоятель Софрониевой пустыни, был некогда другом и собеседником знаменитого Паисия, имея одного с ним старца – схимонаха Василия. «Строгий устав Афонский, трудовая жизнь братии и высота духовных дарований некоторых из подвижников способствовали особенному уважению народа к Глинской обители. Стекаясь сюда со всех сторон, он ищет в ней и благодатного освящения чрез чудотворный образ Божией Матери, и духовного утешения и назидания от старцев, отличающихся духовной опытностью, прозорливостью и святостью жизни. Имена этих лиц передаются из уст в уста, память о них сохраняется и после их смерти» 1 . Очерк современного состояния Глинской пустыни предлагается бывшим в пустыни для воспоминания. а не бывшим – для ознакомления с нею. Часть 1-я. Святыни, скиты и подвижники I. Описание местности Глинской пустыни. Глинская общежительная пустынь Путивльского уезда Курской губернии и епархии основана в XVI столетии 2 , на месте явления в «Глинском» бортном ухожье 3 чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. От имени Глинского ухожья и самая пустынь стала называться Глинскою 4 . Она находится в 160-ти верстах от своего губернского города и в 40-ка верстах от городов Путивля и Рыльска той же Курской губернии. Ближайший к обители город Глухов, Черниговской губернии 5 , расположен в 12-ти верстах и узкоколейный путь: Ворожба – Михайловский хутор Московско-Киево-Воронежской железной дороги – в 7-ми верстах 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глинская пустынь в середине XIX века: ее старцы и духовное развитие (1841–1861) Глава V После кончины игумена Филарета братия Глинской пустыни представила на усмотрение правящего архипастыря двух кандидатов на должность настоятеля: духовника Порфирия и благочинного Феодосия. Однако Преосвященный Илиодор «нашел достойнейшим по заслугам» 812 настоятеля Хотмыжского Знаменского монастыря, также ученика игумена Филарета – о. Евстратия. 15 апреля 1841 года архипастырь назначил его настоятелем Глинской пустыни 813 «как способнейшего для занятия таковой должности» 814 . При этом о. Евстратию был «вручен игуменский посох за отлично усердное прохождение настоятельской должности по Хотмыжскому монастырю» 815 . Назначение о. Евстратия на должность настоятеля Глинской пустыни совершилось по предсказанию игумена Филарета, который незадолго до своей кончины на вопрос духовника Порфирия (Мамчича), «кого он назначает своим преемником», ответил: «Тебя бы, но рясы мои для тебя длинны, а Евстратию годятся» 816 . О жизни игумена Евстратия в литературных источниках содержатся лишь лаконичные отрывочные сведения, но их существенно дополняют архивные документы обители, которые и позволили автору данной работы впервые составить жизнеописание этого Глинского настоятеля. Игумен Евстратий родился в 1788 году в семье казанских купцов 817 . Его мирское имя ни в литературных источниках, ни в архивных документах не указано. Однако известно, что во время настоятельства о. Евстратия, так же как и при игумене Филарете, усердными благотворителями обители были казанские купцы Яковлевы 818 . Один из них, купец 2-й гильдии Ефим Яковлев, пожертвовал Глинской пустыни Казанскую икону Божией Матери в серебряной позолоченной ризе; парчовую ризу с бархатным оплечьем, шитую золотом и серебром, стихарь и парчу 819 . По всей вероятности, это и был будущий игумен Евстратий, поскольку в «Историческом описании Глинской Богородицкой пустыни…» Н. Самойлов пишет, что «серебряная позолоченная риза на образ Казанской Божией Матери устроена усердием иеродиакона Глинской пустыни Евстратия» 820 . На основании послужного списка игумена Евстратия можно заключить, что во время составления «Исторического описания…» он действительно был иеродиаконом обители 821 . Сведения о времени его поступления в Глинскую пустынь не сохранились. В послужных списках указано лишь, что в монашество он был пострижен в Глинской пустыни 14 февраля 1825 года 822 игуменом Филаретом 823 , во иеродиакона рукоположен 18 декабря 1832 года, во иеромонаха – 25 февраля 1836 года 824 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Закрыть itemscope itemtype="" > Смотри в Евангелие – «А больше нигде правды не будет!..» О колымском узнике из Глинской пустыни преп. Андронике (Лукаше) 21.09.2023 3182 Время на чтение 46 минут 9/22 сентября - Собор Глинских святых Состоявшийся 29 ноября - 2 декабря 2017 г. Архиерейский Собор РПЦ, наряду с прочими определениями, благословил общецерковное почитание ряда местночтимых подвижников благочестия, в том числе причисленных ранее к лику святых Синодом УПЦ МП Глинских старцев. Память Собора преподобных отцев Глинских определено совершать 9/22 сентября (на следующий день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы - престольного праздника Глинской обители). Эта публикация посвящена одному из старцев - преподобноисповеднику АНДРОНИКУ (Лукашу), который второй свой срок отбывал на Колыме. Документальных подробностей об этом периоде жизни, к сожалению, нет: личное дело Лукаша, как сообщил в письме автору начальник Информационного центра УМВД России по Магаданской области - " уничтожено в 1955 году, в соответствии с нормативными документами МВД СССР тех лет " , а потому " предоставить информацию о его нахождении в лагерных пунктах Магаданской области не представляется возможным " . Материал подготовлен на основе текстов, указанных в библиографической справке. В заснеженный день 13 апреля 2013 года тысячи магаданцев встречали мощи преподобного Андроника, колымского исповедника, который «вернулся» через 65 лет на землю, где отбывал в лагерях отпущенные на его долю страдания... Представитель УПЦ МП зачитал северянам приветственное слово главы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополита Киевского и всея Украины Владимира (+2014): «...Ныне все мы являемся свидетелями великого торжества. По просьбе Преосвященного епископа Иоанна, согласно нашему и Патриаршему благословению в богоспасаемый град Магадан для постоянного пребывания и молитвенного поклонения верующих приносится честная часть святых мощей известного старца, подвизавшегося в Глинской пустыни, - преподобного Андроника исповедника...»

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

Н.В. Маслов Часть I. Жизнеописания глинских старцев и характеристика их трудов Игумен Филарет (†1841), настоятель Глинской пустыни Игумен Филарет (Данилевский) , выдающийся настоятель Глинской пустыни, явился своеобразным живым звеном, связывающим Глинскую пустынь с Киево-Печерской Лаврой и Софрониевой пустынью, а через них с Афонским иночеством и заветами преподобного старца Паисия Величковского . 18 Отец Филарет по праву именуется духовным возродителем и возобновителем Глинской пустыни, поскольку им введено здесь множество духовных и внешних преобразований. Святость жизни игумена Филарета, его духовная сила особенно укрепили то огромное влияние, которое оказывала в течение почти четырех веков эта обитель на историю нашей страны, духовно-нравственную жизнь народа и в целом на русскую культуру. К настоящему времени составлено несколько жизнеописаний отца Филарета. Первое рукописное жизнеописание отца Филарета было составлено в 1829 г. известным учеником игумена Филарета преподобным Макарием (Глухаревым), впоследствии начальником Алтайской духовной миссии. Это жизнеописание хранилось в архиве Глинской пустыни еще в начале XX века, однако не сохранилось до наших дней. Второе жизнеописание игумена Филарета было составлено его учениками сразу же после кончины старца в 1841 г. С некоторыми сокращениями было издано в 1856 году («Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб., 1856»), а в исправленном и дополненном виде – в 1892 году («Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. Курск. 1892»). В 1905 г. опубликовано третье издание жизнеописания отца Филарета, составленное глинским иноком Михаилом Кузьминым. (Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Одесса, 1905). В конце XX века глинский подвижник схиархимандрит Иоанн (Маслов) на основе богатого архивного материала составил наиболее полное жизнеописание отца Филарета. 19 Особое внимание в этом жизнеописании уделено характеристике отца Филарета как возродителя истинного духовного руководства в Глинской пустыни, учредителя старчества, защитника чистоты Православия, автора книг и нот.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

1 Настоятельствовал с 1817 г. по день смерти — 31 марта 1841 г.; погребен в соборном храме Глинской пустыни. Жизнеописание его продается в книжной лавке той же обители. 2 Утвержден Святейшим Синодом в 1821 г. 3 Монастыри эти следующие: Святогорский — Харьковской губ., Белгородский — Курской губ., Бузулукский — Самарской губ., Щегловский — близ г. Тулы, Борисовская женская пустынь — Курской губ. и иные монастыри, преимущественно женские, в Уфимской, Оренбургской и других губерниях. 4 Надо полагать высокопреосвященного Михаила, митрополита С.-Петербургского, и архиепископа Филарета, потом митрополита Московского, которые, лично «познав духовную опытность Игумена Филарета, возлюбили его, как присного о Господе» (Рукописное описание Глинской пустыни, современное о. Филарету). 5 С требованием обращаться по следующему адресу: в г. Глухов, Чернигов, губ., настоятелю Глинской пустыни. Цена книжки 10 коп. При выписке 50 или более экз. обычная уступка. 6 Буквальное выражение о. Филарета в поучении на славянском языке. Это и все последующие примечания — от переводчика. 7 У о. Филарета по-славянски «не противясь приражению» с объяснением, что под этим следует понимать «искушение». Буквальный смысл сих слов, как их принято понимать, тут не имеет места. Искушению от диавола следует противиться, бороться. Мы перевели: «Не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития». Это те же искушения или испытания, только посылаемые от Бога, что и видно из нижеследующего. 8 По учению св. Григория Синаита, всякий подвиг телесный и духовный, не сопровождаемый болезненностью и не требующий труда, не приносит плода. Царствие Божие нудится и нуждницы восхищают е (Мф. 11:12). «Многие много лет трудились, но ради безболезненности этой были чужды чистоты и не причастны Духа Святого, как отвергшие лютость болезней» (Письмо о духовной жизни епископа Феофана. М., 1897. С. 188). 9 Надобно разуметь старца-руководителя в жизни духовной или духовника и настоятеля. 10 Рубрики сделаны переводчиком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2987...

Закрыть itemscope itemtype="" > Интервью с Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II 06.03.2007 360 Прежде всего, я хочу выразить свою большую радость по поводу пребывания в стенах Московской духовной академии. Здесь я провел восемь лет, и каждый угол, каждый камень мне очень дорог и знаком. Это были самые светлые годы моей жизни. Ваше Святейшество, совсем недавно вышел том " Православной Энциклопедии " , в основном посвященный Грузии и Грузинской Православной Церкви. Стало ли это значительным событием для православной науки в Грузии? Что касается тринадцатого тома " Православной Энциклопедии " - это выдающееся явление, конечно, как и все издание Энциклопедии. Я считаю, что это событие несет очень много для сближения наших народов и наших Церквей. Над этим томом работали многие выдающиеся ученые Грузии и России, это тоже сблизило нас. Конечно, там есть свои недостатки, и я думаю, что эта энциклопедия имеет настолько большое значение, что в скором времени потребуется новое издание, и тогда можно будет исправить вкравшиеся неточности. В советское время, когда закрывались монастыри, их насельники зачастую находили пристанище в лоне Грузинской Православной Церкви. Скажите, какие плоды принесло это соприкосновение различных духовных традиций? Грузия действительно сыграла очень важную роль в то тяжелое время, когда закрывались монастыри. Это был период пребывания на кафедре Святейшего Блаженнейшего Калистрата Католикоса-Патриарха Всея Грузии. Он с удовольствием принимал монахов из России. Особенно ярко это проявилось на примере Глинской пустыни. Отец Зиновий (Мажуга), еще будучи иеромонахом, уехал из Глинской пустыни после ее закрытия в Грузию, здесь он получил все свои церковные награды, был рукоположен в сан епископа, а потом стал митрополитом Тетрицкаройским. Также из Глинской пустыни перебрались в Грузию схиархимандриты Серафим, Андроник, Виталий, архимандрит Модест и другие старцы монастыря. Здесь они находились под покровом Божией Матери и под покровом Святейшего Патриарха Грузинского. Они, конечно, тоже влияли на духовную жизнь Грузии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Н.В. Маслов Письма настоятеля Глинской Пустыни игумена Ювеналия (Половцева) Игумен Ювеналий (в миру Иван Андреевич Половцев) родился 21 октября 1824 г. в семье дворян. В 1847 г. в чине подпоручика оставил военную службу и поступил в Оптину пустынь. 29 апреля 1855 г. пострижен в монашество с именем Ювеналий. 8 ноября 1856 г. рукоположен во иеродиакона, 11 июля 1857 г. – во иеромонаха. Епископ Курский и Белоградский Сергий (Ляпидевский) , зная благочестивый образ жизни иеромонаха Ювеналия в Оптиной пустыни, в октябре 1861 г. просил Святейший Синод о назначении его настоятелем Глинской пустыни. Возведенный в сан игумена, отец Ювеналий был тепло встречен в Глинской пустыни. Однако уже 8 мая 1862 г. он был назначен настоятелем Курской Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. В Коренной пустыни отец Ювеналий не только закончил начатые его предшественниками постройки, но и обновил обитель в смысле духовном. 15 августа 1862 г. игумен Ювеналий был возведен в сан архимандрита. 21 декабря 1867 г. архимандрит Ювеналий назначается наместником Александро-Невской Лавры. Однако в 1875 г. по слабости здоровья он оставляет управление Лаврой и возвращается в Оптину пустынь, где занимается переводом богословских книг. 21 мая 1884 г. назначен наместником Киево-Печерской Лавры, а 25 октября 1892 г. – епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии. 3 января 1893 г. переведен на Курскую кафедру. Будучи управляющим Курской епархией, Преосвященный Ювеналий неоднократно посещал Глинскую пустынь, ее богомудрых старцев, беседовал с ними. 7 мая 1898 г. владыка Ювеналий был назначен архиепископом Литовским и Виленским и настоятелем Виленского Свято-Духова монастыря. Он ревностно заботился об охранении Православия во вверенной ему епархии. Скончался архиепископ Ювеналий 12 апреля 1904 г. Письма к митрополиту Сергию (Ляпидевскому) 2 М.С.О.н.Г.И.Х.Б.н.п.н. 3 Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Благосклонное писание Ваше от 20-го февраля я имел честь получить. Приказание Ваше относительно покупки книг и доведения оной до сведения Преосвященнаго Исидора будет исполнено немедленно. Книги составят большой тюк; не в силах будучи взять его с собою, думаю отправить эту посылку с транспортом, через контору компании «Надежда», прямо в Курск, на имя Вашего Высокопреосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

преподобный Андроник Глинский (Лукаш) (12.02.1889–21.03.1974) Нравственно-аскетические труды преподобный Андроник Глинский (Лукаш) Схиархимандрит, старец Глинской пустыни. В миру Алексий († 21 марта 1974 г.). Родился в крестьянской семье в с. Лука близ Лохвицы на Полтавщине (1889). В Глинскую пустынь пришел в 1905-1906 гг. В 1915 г. был призван на фронт, затем оказался в плену, где провел 3,5 года; наученный старцами принимать все испытания с верой в Промысл Божий, он в смирении переносил тяжелые условия плена, а впоследствии вспоминал: " Мы землю копали: всё равно ведь нужно трудиться, - и чудеса Божии сопутствовали нам " . В 1918 г. Алексий вернулся в обитель и стал нести послушание на мельнице, затем был назначен экономом, в 1920 г. принял постриг в рясофор, а в 1921 г. - в мантию (с именем Андроник). При закрытии пустыни (1922) он был рукоположен в иеродиакона и стал келейником викария Курской епархии епископа сщмч. Павлина (Крошечкина). Однажды в храме к о. Андронику подошла женщина, которая со слезами посетовала о закрытии храмов и молчании колоколов. " Бог даст, и зазвонят " , - ответил подвижник, за что вскоре был арестован и сослан на 5 лет в лагерь на Колыме. В лагере о. Андроник работал санитаром тюремной больницы (где ссыльные узбеки называли его " мамой " ). Освобожденный досрочно, он вновь стал келейником у владыки Павлина, в 1926 г. был рукоположен в иеромонаха. В 1927 г. был пострижен в схиму в связи с тяжелой болезнью. В кон. 1930-х гг. о. Андроника арестовали, требуя дать показания против владыки Павлина. Один из работников НКВД сильно ударил инока, и тот, упав без сознания, пришел в себя лишь в тюремной больнице (на вопрос, что случилось, он смиренно отвечал: шел на допрос, упал и ударился о камень). В другой раз о. Андроника привели в помещение с раскаленной печью и приказали влезть на нее; подвижник скромно спросил, нужно ли разуваться, и издевательство отменили. 3-м испытанием стало содержание на холоде в одном белье. Предложенных бумаг о. Андроник так и не подписал, говоря: " Я неграмотный.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

Библиография Авель, иеромонах. Общежительная Саровская пустынь и достопамятные иноки, в ней подвизавшиеся. М., 1853; 4-е изд. 1884. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Собрание писем к монашествующим. Сергиев Посад, 1908–1909. 2 т.; также см. «Душеполезное чтение» 1892–1893. (Есть также современные репринтные издания.) Антоний (Путилов), игумен. Письма к разным лицам. М., 1869. Арсений (Жадановский) , епископ. Воспоминания. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1995. Белгородский старец схиархимандрит Григорий (Давыдов). Сост. священник Сергий Клюйко. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1997. Белгородский старец архимандрит Серафим (Тяпочкин). Сост. иеродиакон Софроний (Макрицкий). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1999. Большаков С. Н. На высотах духа. М.: 1993. Боровскова-Майкова. Нил Сорский и Паисий Величковский . Сборник в честь С. Ф. Платонова. СПб., 1911. Буланов И. Старец Гефсиманского скита иеросхимонах отец Варнава. Строитель Выкшинского Иверского женского монастыря. СПб., 1906. Валаамский монастырь и его подвижники. 3-е изд. СПб., 1903. Варсонофий Оптинский , преподобный. Духовное наследие. СвятоТроицкая Сергиева лавра, 1998. Герасим (Добросердов) , архимандрит. Краткий очерк жизни настоятеля Введенской Оптиной пустыни, о. архимандрита Моисея . СПб., 1865. Григорий, архимандрит. Первоначальник и основатель Белобережской пустыни схимонах Симон/«Душеполезное чтение». 1896. 6. Григорий (Борисоглебский) , архимандрит. Сказание о жизни оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1893. Добронравов В. Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни. Владимир, 1908. Жизнеописание игумена Филарета, настоятеля Глинской Богородицкой общежительной пустыни. СПб., 1856. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. Жизнеописание настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря, игумена Антония. М., 1870. Жизнеописание старца Оптиной пустыни, иеросхимонаха Илариона. Калуга, 1897. Житие старца Серафима Саровской обители, иеромонаха, пустынножителя и затворника. 2-е изд. СПб., 1863, 1884; 4-е изд. Муром, 1893. (Есть также современные репринтные издания.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010