Иеромонах Алипий (Устимук) пришел сюда, когда ему исполнился 21 год. Точнее, приехал из родного города Киева, куда он, отслужив в рядах Советской армии, вернулся и раздумывал о дальнейшем выборе жизненного пути. Его духовником был отец Исаия (Каравай) – духовно сильный и бескомпромиссный человек, «неудобный монах», которому Господь судил подвизаться и в Глинской пустыни до ее закрытия в 1961 году, и в горах Кавказа, (где отшельник, совершенствовался в непрестанной молитве), и в Почаевской лавре, и в открывшейся в 1988 году Киево-Печерской лавре. Именно в Киево-Печерской лавре и состоялся тот судьбоносный для демобилизовавшегося солдата разговор. Беседовали с ним двое: духовник лавры и отец Исаия, приглашенный архиепископом (в будущем схимитрополитом Ювеналием (Тарасовым)) поднимать Курскую Коренную пустынь из руин и уже приступивший к послушанию наместника монастыря. Духовник лавры по-простому сказал молодому человеку: «Ты бы съездил и посмотрел, что там». Молодой человек купил билет до Курска (это было в феврале 1990 года), а когда добрался до самой пустыни, то, по его признанию, почувствовал, что это место может стать его родным домом. Господь такую мысль на сердце положил, несмотря на то, что вокруг всё выглядело печально. «Тогда тут было болото. Часто шли дожди, мы утопали в болотной жиже, – продолжил рассказ отец Алипий. – Но какой был духовный расцвет! В единственном на то время монастыре в епархии владыка Ювеналий собрал монахов, к чьим именам органично присоединяется слово " старец " . Это – как я уже говорил – и приснопоминаемый схиархимандрит Исаия (Каравай). Это и приснопоминаемый архимандрит Ипполит (Халин), в течение 17 лет подвизавшийся на Афоне, где он, к слову сказать, жил в келье преподобного Силуана Афонского и молитвенно обращался к еще непрославленному святому за помощью. Это кроткий, смиренный сердцем иеросхимонах Иоанн (Бузов), который прежде служил в сане диакона в Никольском храме поселка Ракитное Белгородской области вместе со старцем, имевшим всероссийскую известность – архимандритом Серафимом (Тяпочкиным). После кончины отца Иоанна и погребения его на холме в ограде Курской Коренной пустыни к нему на могилку, как и при его земной жизни, идут и едут отовсюду люди, просят его молитвенного предстательства… У истоков духовного возрождения монастыря стояли и известный подвижник благочестия архимандрит Кронид (Демин) из Орла, тоже уже отошедший в вечность, и нынешний настоятель Оранского Богородицкого монастыря в Нижегородской епархии игумен Нектарий (Марченко), которому недавно исполнилось 80 лет».

http://pravoslavie.ru/117277.html

прот. Александр Чесноков, З. Чесноков Предисловие Вспомнить теперь о Глинской пустыни, ее старцах не просто своевременно, но и совершенно необходимо. Мы говорим о возрождении духовности, всюду слышим и читаем об ном, не всегда четко представляя, что включает в себя данное понятие. Говоря о духовном возрождении, необходимо обратить внимание на те бесценные духовные сокровища, которые были им приняты от святых отцов и ревностно сберегались в иноческих обителях. Одно из таких сокровищ – старчество. Всемирно известны Оптинские старцы, но не будем забывать, что Русская земля богата и другими обителями, хранившими духовный опыт старчества, который следует внимательно изучать. К ним, без всякого сомнения, принадлежит и Глинская пустынь. Мы попытались кратко изложить историю ее создания, собрать отдельные факты из жизни обители, исторические свидетельства известных лиц, чтобы понять старчество в действии. Вез подвига воздержания, то есть самоограничения, без навыка внимать тому, что творится в душе, и без умения бороться со всем, что душе вредит, невозможна духовная жизнь. Вез соприкосновении с конкретными примерами трудно понять это, поэтому нам хотелось бы не столько рассказать о прошлом славной обители, сколько показать, как это прошлое в лице тех старцев, которые пережили революцию и все, что она принесла, не только уцелело выжило (как остаток Израиля или малое стадо, по слову Евангелия), но и сохранило свою духовную силу. Нам надо знать, что же было той закваской, которая, по Евангелию, способна подготовить тесто к превращению в хлеб. Разрозненные, распыленные духовные силы нашего народа могут окрепнуть, объединить людей в единое стадо, имеющее во главе Единого Пастыря, если духовные основы будут на своем – первом – месте. Понять это, надеемся, помогут собранные нами сведения, исторически разделенные на два периода: от основания до закрытия пустыни в 1922 году ног 1942 года, когда вновь затеплились лампады в единственном уцелевшем больничном храме, до 1961 года, когда новая «оттепель» опять погасила их. Второй период почти не отражен в литературе. Можно сказать, что данная книга – первая попытка собрать воспоминания паломников, насельников монастыря и тех, кто общался со старцами, потому что, казалось бы, незначительные факты, мелкие детали из их жизни важны для того, чтобы увидеть духовную, внутреннюю, сокровенную красоту иного – иноческого – жития и тяжесть подвига старческого окормления множества людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ТОМ II АРХИМАНДРИТ ИННОКЕНТИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1862–1888) (Память 17 сентября ст. ст./30 сентября нов. ст.) Цит. по кн.: Краткий очерк жизни архимандрита Иннокентия, настоятеля Глинской пустыни. Издание Глинской Рождество-Богородицкой пустыни.Киев, 1906. " Если мир весь во зле 509 , – Тот блажен на земле, Кто оставил все в мире для Бога; В ком воскресло все вновь, Все проникла любовь; Тому здесь только на небо дорога» 510 . Любвеобильный архимандрит Иннокентий (в миру дворянин Старооскольского уезда Курской губернии Яков Фирсович Степанов) поступил в Глинскую пустынь в 1845 году и был под духовным руководством известных Глинских старцев. По своим блестящим способностям, тихому нраву и усердию ко благочестию он обратил на себя внимание монастырского начальства и скоро занял должности письмоводителя и библиотекаря обители. Имея под руками обильный источник святоотеческой мудрости, он сумел почерпнуть оттуда воду живую и ею потом во имя любви обильно напоять приходящих к нему. Этому много способствовала отличная память. Стоило о. Иннокентию что-либо раз прочитать внимательно, и он спустя десяток лет мог буквально цитировать целые страницы прочитанного. В должности письмоводителя и поверенного монастыря, отец Иннокентий был правой рукой трех настоятелей Глинской пустыни: Евстратия (†1855), Авксентия (†1857) и Иоасафа (†862) и прекрасно ознакомился с многотрудными и разнообразными обязанностями аввы большого общежительного монастыря. Потому ему вполне по достоинству в 1862 году вручен был настоятельский посох. В должности настоятеля первой и главной заботой о. Иннокентия был соборный храм, перестройка которого началась еще при игумене Евстратии. Обширный храм, почти весь заново переделанный, требовал внутренней отделки. При неусыпных заботах о. Иннокентия она была закончена в два года и храм освящен в сентябре В 1870 году по инициативе о. Иннокентия Глинская пустынь с торгов приобрела казенные Сеймские мельницы, которые были в самом жалком состоянии. Только один амбар мог работать. Отец Иннокентий не устрашился громадных расходов на возобновление. При мельницах устраивалось подворье, приобреталась нужная земля, заводилось хозяйство. Отец Иннокентий сам неутомимо трудился над посадкой деревьев. Ему усердно помогали братия и его почитатели из мирян. Господь благословлял все благие начинания. Это видно было в особом чудесном знамении. На другой год по посадке молодые сосны весной зацвели какими-то необыкновенно красивыми цветами. Отец Андрей, показывая их батюшке, сказал: «Никогда этого не видел». Отец Иннокентий перекрестился и ответил: «Я тоже никогда этого не видал». Чудный цвет на соснах был две недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕВКИЙ († до 1503), прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), основатель Левкиева в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни ЛЕОНИД († 1549), прп., Пошехонский, Ярославский, основатель пустыни в честь Успения Пресв. Богородицы (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЛОНГИН (Логгин) (XIII-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, вратарь, Трудолюбивый, в Дальних пещерах почивающий (пам. 16 окт., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЛУКА (Швец Леонтий; 1838(?) г. - 1898), схим., старец, прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских) МАКАРИЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 17 сент.), чудотворный образ, святыня Макариева Унженского во имя Святой Троицы монастыря МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (XIII-XIV вв.?), прп. (пам. 19 янв., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), Киево-Печерский, диакон, в Дальних пещерах почивающий

http://pravenc.ru/rubrics/123220_5.html

Новоселье. Воскресенская пустынь. Церковь Бориса и Глеба. Борисоглебская церковь Карта и ближайшие объекты Ярославская область. Село Новоселье. Воскресенская пустынь Феодоровского монастыря. К западу от Феодоровского монастыря, верстах в 4-х от него, недалеко от усадьбы Ботик, где хранятся остатки флотилии Петра I, усилиями игуменьи Евгении в конце XIX века была построена Воскресенская пустынь. «В 1888 году, февраля 1-го дня, произведен ввод во владение пожертвованной Феодоровскому монастырю купцом Василием Борисовичем Глинским земли при сельце Воскресенском (в советское время переименованном в Новоселье) с пустошами». Смежная с пустынью земля была позднее пожертвована монастырю московским купцом В.И. Моховым. Сохранилась записка В.Б. Глинского датированная 1889 годом и составленная от лица упомянутого благотворителя, несомненно, при участии самой игуменьи Феодоровского монастыря Евгении, поскольку исправления и добавления в текст вносились ее рукой: « В память ознаменования чудесного спасения жизни Его Императорского Величества Императора Александра Александровича и Его Августейшего Семейства, в истекшем 1888 г. 17 октября, я желаю устроить храм во имя святого благоверного великого князя Владимира в местности Переславского уезда, местечко называется Воскресенское». Напомним читателям, что Всесвятская пустынь при станции Берендеево была организована по тому же поводу. Возможно, что это же событие вдохновило энергичную игуменью и на создание Алексеевской пустыни. Полученная земля пустовала около года, пока не появился новый повод обратиться к епархиальному начальству с просьбой о строительстве храма. Видимо, помимо гипнотического дара склонения благотворителей на щедрые пожертвования, Евгения была еще и тонким политиком, потому как все ее просьбы в итоге получали одобрение церковного начальства, а идеи воплощение. Храм Святых мучеников Бориса и Глеба в Алексеевской пустыни был построен на средства купца Владимира Борисовича Глинского «для вечного поминовения» его отца по проекту выдающегося исследователя и знатока древней русской архитектуры академика Владимира Васильевича Суслова.

http://sobory.ru/article/?object=07069

«От отца Ипполита никто не уйдет без духовного плода» К 90-летию со дня рождения архимандрита Ипполита (Халина) Иеромонах Игнатий (Матюхин) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви Архимандрит Ипполит (Халин; 1928–2002), – один из великих старцев нашего времени, преемник традиций Глинской пустыни и Псково-Печерского монастыря, прошедший духовную школу Афона. В 1966 году он оказался в числе первых монахов из России, возродивших жизнь Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Святой Горе. С 1991 года до дня своей кончины архимандрит Ипполит был настоятелем восстановленного им из руин Рыльского Свято-Николаевского монастыря, основал скиты и монастыри на Курской земле и в Осетии. Воспоминаниями о своем духовном отце поделился иеромонах Игнатий (Матюхин), бывший насельник Рыльской обители, ныне – духовник основанного отцом Ипполитом Большегнеушевского Казанского женского монастыря (Курская митрополия). Расскажите, пожалуйста, как произошла Ваша первая встреча с отцом Ипполитом? Воспоминания об отце Ипполите, нашем дорогом и любимом, – самые яркие и глубинные. Он незабвенно вошел в нашу жизнь, в сердца многих людей. Мы и сейчас ощущаем его близость к нам, причем не мечтательную, а самую настоящую – бытийную. Батюшка по-прежнему таинственно общается с нами. Старцы имеют дар учительства, ограждают от опасностей, направляют на спасительный путь жизни, и после кончины они не оставляют своих чад. Я попытаюсь раскрыть облик батюшки, то, что я увидел и понял, живя рядом с ним. До встречи с отцом Ипполитом у меня был опыт общения с известными духовниками. В 1994 году я – послушник Глинской пустыни ездил к разным старцам, чтобы получить благословение на монашество, узнать, есть ли на то воля Божия. Мне сказали, что в Рыльске живет бывший глинский монах отец Ипполит, и у него обязательно надо взять благословение. Я поехал и услышал от батюшки: «Отец, иди-иди в монашество, да-да, надо». Отец Игнатий, опишите подвижничество архимандрита Ипполита.

http://pravoslavie.ru/113649.html

Предисловие письма блаженной памяти о. схиархимандрита Серафима к игумении Лебединского монастыря Евфалии (†1962) и другим сестрам Письма духовника глинской пустыни схиархимандрита Серафима (РОманцова)     В книге представлены некоторые письма духовника Глинской пустыни схиархимандрита Серафима (Романцова , 1885–1976) окормлявшимся у него монахиням Красногорского и Лебединского монастырей (ныне Черкасская епархия). После закрытия в 1961 г. Лебединского монастыря насельницы его вместе с игуменией перешли в Красногорский монастырь, где продолжали духовное общение с о. Серафимом. Это был период усиления гонений на Церковь , когда руководитель атеистического государства Никита Хрущев обещал «показать последнего попа по телевизору». И, казалось бы, о какой духовной жизни, тем более в монастыре, могла идти речь. Однако письма отца Серафима свидетельствуют о непрерывности проповеди Христовой веры и святоотеческой традиции старчества. И сегодня, ког­да современному христианину приходится преодолевать множество искушений от мира сего, эти письма так же актуальны, так же утешают, наставляют и укрепля­ют на пути к Горнему Отчеству. Настоящий сборник посвящен 30-летней годовщине блаженной кончины схиархимандрита Серафима (Романцова) и 10-летней годов­щине со дня упокоения приснопоминаемой игумении Августы (Тараниной), в своей духовной жизни руководствовавшейся наставлениями о. Серафима. Предисловие Большинство из тех, кто знал о. Серафима, посещали Глинскую пустынь в период ее наибольшей известности – 50–60-е годы, вплоть до второго ее закрытия в 1961 г. Кто бывал в Глинской пустыне, не мог не знать о. Серафима. Едва переступив порог обители, паломник направлялся к о. Серафиму, и тот определял, где ему поселиться. Он знал всё и всех. К нему шли «на совет», на исповедь, если позволяли время и силы – за благословением потрудиться. Он вместе с отцом настоятелем, тоже отцом Серафимом, и о. Андроником составлял «совет старцев», который решал все дела обители. Время трудное, вопросов много, большинство насельников уже преклонных лет, за плечами многих годы разорения, высылки, ссылки, скитаний... Как могли старцы решать все духовные и административные вопросы, всё терпеть, всем управлять, всех содержать и при этом еще принимать всё более возрастающий поток богомольцев? Почему люди тянулись в обитель, где не осталось почти ничего из былого величия? Люди спешили к старцам, живым носителям того мирного духа, который примирял с трудностями жизни, укреплял веру, очищал душу, вызывал раскаяние и жажду обновления. Чтобы хотя бы немного представить себе, как выковывались такие души, к которым спешили народные толпы, необходимо познакомиться с краткой биографией о. Серафима.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Glinsk...

Преподобный Серафим (Амелин) (1874–1958) Великий старец Серафим (Амелин) был истинным последователем богомудрых настоятелей Глинской пустыни. Именно ему во многом обязана обитель своим духовным расцветом и внешним благоустройством. При нем прославилась Глинская пустынь святыми старцами – духовными руководителями иноков и мирян к вечному спасению. С 1919 года отец Серафим нес ответственную и особенно тяжелую в те тревожные годы должность казначея, в которой он подвизался до закрытия монастыря, будучи во всех делах «правой рукой» настоятеля. За усердное исполнение своего послушания в 1920 году он был награжден наперсным крестом. После закрытия обители старец Серафим жил в селе Ковенки Шалыгинского района Курской (а после 1938 года – Сумской) области, занимался столярно-слесарной работой. Еще во время революции он тайно принял схиму с тем же именем Серафим. Став схимником, отец Серафим как бы совсем ушел от внешнего мира в свой внутренний, сердечный мир, обретая там Бога. Поразительно было его дарование жить среди мира внутренне по-отшельнически. Отец Серафим был свидетелем трагедии Глинской пустыни. Он видел, как избивали монахов, уничтожали скиты, храмы, изымали ценности, оскверняли могилы. Он и сам пережил изгнание, арест, ссылку, издевательства. Но Господь сохранил его жизнь и здоровье до глубокой старости, словно бы для того, чтобы сподобить восстанавливать святую обитель, пусть не в полном объеме, хотя бы «размером с ноготь», чтобы видеть, знать, что в ней снова затеплились лампады, снова творится молитва. Это все было предсказано старцем Архиппом перед смертью в 1896 году и передано келейнику Аристоклию: «Вы еще много лет проживете и перенесете много горя, окажетесь не однажды в тюрьме, но все-таки скончаетесь в Глинском монастыре, который к тому времени не будет как этот, большой, но станет таким», – и указывал при этом на ноготь мизинца. После разрушения зданий, разграбления имущества, оставался нетронутым один лишь новый лазарет, который приспособили под жилье; храм превратили в клуб. Когда же в 1941 году началась война, то новые «хозяева» покинули территорию монастыря. Вскоре сюда вернулись двенадцать монахов с архимандритом Нектарием, которые до того жили уединенно в близлежащих лесах и деревнях; они вернулись в свой поруганный дом. Правда, отец Нектарий вскоре тяжело заболел и спустя несколько недель мирно преставился, завещав наместничество старшему из отцов, которым по жребию и стал отец Серафим, возведенный потом в сан игумена.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Постриг Алексей Лукаш – один из последних Глинских старцев. Будущий архимандрит родился 12 февраля 1889 года в бедной многодетной крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу, работал волостным кучером. Эта работа дала возможность Алексею обрести первые навыки молитвенного делания. В пути, когда он ехал по разным поручениям начальства, Алексей любил погружаться в молитву, в тот мир, «где непрестанно славится Имя Божие». Однажды на пути он повстречал странника, который побывал во многих святых местах. Его рассказы пробудили в Алексее внутреннее стремление к монашескому служению, которое у него постепенно зрело уже давно, с самых юных лет. Взяв благословение у матери и втайне от отца, который был бы однозначно против такого выбора сына, в 1906 году, семнадцати лет отроду, Алексей уходит в монастырь Глинской пустыни. Первая мировая Из всех послушников обители Алексей отличался особым прилежанием к послушанию и трудолюбию. На это сразу обратили внимание опытные Глинские подвижники. Но духовный путь монашеского восхождения прервала начавшаяся в 1914 году Первая мировая война. Глинская обитель отправляет на фронт семьдесят пять послушников, среди которых оказался и Алексей. В первом же бою взвод, где он служил, попал в окружение и большинство солдат были взяты в плен и перевезены в Австрию. Пленных почти не кормили и давали очень тяжелую работу. Они строили дороги, копали глубокие канавы под канализации. Многие пленные тогда умерли от истощения. В плену Алексей пробыл три с половиной года. Первый арест По окончании войны ему удалось вернуться в родную обитель, но революционное лихолетье дошло и до стен Глинской пустыни. В 1922 году монастырь был закрыт, имущество разграблено, а в помещениях обители был размещен детский городок имени Ленина. К тому времени Алексей уже был пострижен в монашество с именем Андроник. После закрытия монастыря, он трудится чернорабочим на мельнице, а в 1925 году становится помощником епископа Курского Павлина, будущего новомученика, который рукополагает его в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. В 1929 году следует первый арест и заключение в Сиблаг, где отец Андроник будет находиться до 1935 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Lukas...

— А какое место в Вашей жизни занимает святитель Тихон? — Святитель Тихон — не только образец праведника для меня и для всех русских людей. Он незримо присутствует рядом и очень живо, с необыкновенной силой помогает в моем служении. Незримое присутствие его окрыляет и вдохновляет нас непрестанно. Святитель Тихон стал важнейшим покровителем моей жизни вместе со старцами Глинской пустыни — преподобным схимитрополитом Серафимом (Зиновием Мажугой) и схиархимандритом Виталием (Сидоренко). Жизнь и учение этих великих старцев, духовным сыном которых Господь сподобил меня быть, стали основой всей моей жизни. Что-то сродное в них было и со святителем Тихоном, наверное, как и у всех святых. Я видел их жизнь, слышал слова, отношение ко всему… К отцу Виталию я попал в 20 лет и не смог от него уйти. Он был бессребреником. У него келейницей была мать Мария, игумения; она ухаживала за ним, повсюду за ним ходила… и прятала от него вещи, потому что он все раздавал, куда бы ни шел, причем то, что на нем было в тот момент, — тоже, вплоть до носков. За ним толпа бегала… Он был такой любвеобильный, что с ним не хотелось расставаться. Так же и святитель Тихон — ведь милостыня была его любимым делом, он сам не свой был, если в какой-то день не мог кого-нибудь облагодетельствовать, а чем больше отдавал, тем больше радовался. А со схимитрополитом Серафимом я был знаком 11 лет. Когда умер владыка, он пять дней лежал в Александро-Невском храме в Тбилиси, все это время мы практически не спали и не ели, были словно оглушенные — такая благодать была от его тела, что не было ни печали, ни скорби, мы ходили и общались, будто бы во сне. А когда я встретился со святителем Тихоном, то как будто попал в родной дом. И его дело милосердия, помощи обездоленным, духовного просвещения мы всегда стараемся продолжать. Наш монастырь опекает две общеобразовательные школы, школу глухонемых, центр «Надежда», где находятся дети, чьи родители лишены родительских прав, и другие «трудные» дети. Наши насельники приходят к ним и преподают там круглый год. Это светские учреждения, но с ними тесно сотрудничают наши иеромонахи, монахи и монахини, дети приходят целыми классами причащаться. Организовываем разные поездки, концерты — в общем, монастырь помогает. Школам глухонемых, слабовидящих мы помогаем также и продуктами.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3710503...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010