Воспоминания паломников о Глинской пустыни (1942—61) Содержание Возрождение монашеской жизни в Глинской пустыни с 1942 г. до ее нового разгрома в 1961 г. теперь воспринимается, как краткая, но необычайно яркая вспышка во всем, что с этим связано ощутима тайна Божьего домостроительства, тайна древнего подвижничества. Составлявшие в то время собор старцев отцы Серафим, Серафим и Андроник предстают теперь не подобиями патериковых персонажей а новым, самобытным — по обстоятельствам нашего времени — и, при этом, вневременным живым патериком. Это, всегда новое вино подлинного подвижничества во Христе, дано было не только для того, чтобы напоить исстрадавшихся от духовной жажды тогда, но и послужить образцом в нынешнем воссоздании русских монастырей. В этой книге собраны воспоминания людей, в разной среде соприкоснувшихся с Глинской, но, несомненно, оказавшихся в ней неслучайно, воспринявших ее свет, и живших, и живущих им долгие годы. Глинская пустынь возникла в XVI веке в Курской губернии (теперь эта территория относится к Сумской области) на месте явления чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Явилась она на сосне, около которой поселился сначала один пустынножитель, потом к нему присоединились и другие. Впоследствии Глинская пустынь принадлежала разным монастырям, но даже получив самостоятельность, не выделялась среди других обителей до тех пор, пока в 1817 году не послан был туда из Софрониевой пустыни игумен Филарет (Данилевский). Прибыв в обитель, он нашел лишь несколько ветхих строений и 25 человек братии. Вдохновленный примером и учением Паисия Величковского, игумен Филарет стал поистине возобновителем и духовным основателем той обители, которая прославилась своим старчеством и широкой благотворительностью. Уже к концу XIX века в Глинской пустыни было 5 храмов (2 из них в скитах), 4 домовых церкви, 15 корпусов для насельников монастыря, 8 — при гостинице для богомольцев, трапезная, прачечная, больница с аптекой и многочисленные хозяйственные постройки (в том числе 4 водяных мельницы). Был при обители и Дом трудолюбия, где обучали до 50 мальчиков, преимущественно сирот. Насельников в обители было около 400. Почти все, что составляло внешнюю славу обители, было снесено революционным смерчем. К 1942 году, когда на руинах прежнего великолепия снова затеплилась иноческая жизнь. Глинская пустынь имела лишь 1 домовый храм в здании больницы и «архиерейский» корпус. Самым замечательным в истории обители было то, что ее иноки сумели пронести через все лишения и испытания страшных десятилетий и вернуть обители не славу былого благоустройства, а дух истинного подвижничества, старчества и служения миру. Это позволяет существование Глинской пустыни в краткий период — с 1942 до 1961, когда снова ее закрыли, — принять как явление необычайной духовной силы, центром которого были старцы. |
Сосновка. Богородице-Рождественская Глинская Пустынь. Монастырь. Действует. ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1557. Ссылки: Адрес: Украина, Сумская область, Шосткинский район, с. Сосновка Координаты: 51.601693, 34.080126 Проезд: Добираться до Глинской пустыни на общественном транспорте не очень удобно, но можно. «Воротами» в Глинскую пустынь станет город Глухов, где есть авто- и железнодорожный вокзалы. Затем местный автобус на Сосновку. Остановка «Глинская пустынь». Путешествуя по святым местам на автомобиле, вы также ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Добираться до Глинской пустыни на общественном транспорте не очень удобно, но можно. «Воротами» в Глинскую пустынь станет город Глухов, где есть авто- и железнодорожный вокзалы. Затем местный автобус на Сосновку. Остановка «Глинская пустынь». Путешествуя по святым местам на автомобиле, вы также не минуете Глухова. Он находится вблизи трассы М-02 (украинская нумерация) или Е-101 (европейская нумерация). Едете ли вы со стороны границы с Россией или из Киева — вам все равно придется двигаться по этой трассе. Итак, смело поворачивайте с нее на Глухов, проезжайте город и выезжайте в направлении Сосновки и Шалыгина (дорога Т-2502). Указатели, направляющие путника к Глинской пустыни, на дороге тоже имеются, так что не заблудитесь. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1-й пол. XVI в. в этих местах находился дремучий лес, на деревьях которого пчеловоды ставили борти (ульи); однажды днем бортники увидели на сосне сияющую икону Божией Матери. Сотворив молитву и возвратившись домой, они рассказали о чуде родным и соседям. С той поры многие из мирян и иноков приходили сюда для молитв, пили воду из источника, вытекавшего из-под корня заветной сосны. На некоторое время здесь поселился инок-пустынножитель, который воздвиг часовню. Когда часовня была готова, в ней поместили икону, снятую с дерева по указанию настоятеля одного из соседних монастырей. Утром следующего дня чудотворный образ вновь стоял на сосне. Настоятель велел совершить вторичное перенесение иконы, однако и в 3-й день святыня явилась на прежнем месте. Не подумав о том, что новые чудеса указывают на преждевременность перенесения иконы, настоятель распорядился срубить сосну и еще раз поставить образ в часовне. В тот же день настоятеля посетила болезнь, от которой он вскоре преставился. После этих событий прежний источник иссяк, а в 2 км на запад открылся новый. По мере распространения известий об исцелениях, явленных через икону Божией Матери в «бортном угодье», сюда пришли новые иноки, привлекаемые благодатью святыни и уединенным расположением леса. В кон. XVI в. мирянин Фома Милонов с товарищами поставил здесь деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Смотри в Евангелие – «А больше нигде правды не будет!..» О колымском узнике из Глинской пустыни преп. Андронике (Лукаше) 21.09.2023 3182 Время на чтение 46 минут 9/22 сентября - Собор Глинских святых Состоявшийся 29 ноября - 2 декабря 2017 г. Архиерейский Собор РПЦ, наряду с прочими определениями, благословил общецерковное почитание ряда местночтимых подвижников благочестия, в том числе причисленных ранее к лику святых Синодом УПЦ МП Глинских старцев. Память Собора преподобных отцев Глинских определено совершать 9/22 сентября (на следующий день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы - престольного праздника Глинской обители). Эта публикация посвящена одному из старцев - преподобноисповеднику АНДРОНИКУ (Лукашу), который второй свой срок отбывал на Колыме. Документальных подробностей об этом периоде жизни, к сожалению, нет: личное дело Лукаша, как сообщил в письме автору начальник Информационного центра УМВД России по Магаданской области - " уничтожено в 1955 году, в соответствии с нормативными документами МВД СССР тех лет " , а потому " предоставить информацию о его нахождении в лагерных пунктах Магаданской области не представляется возможным " . Материал подготовлен на основе текстов, указанных в библиографической справке. В заснеженный день 13 апреля 2013 года тысячи магаданцев встречали мощи преподобного Андроника, колымского исповедника, который «вернулся» через 65 лет на землю, где отбывал в лагерях отпущенные на его долю страдания... Представитель УПЦ МП зачитал северянам приветственное слово главы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополита Киевского и всея Украины Владимира (+2014): «...Ныне все мы являемся свидетелями великого торжества. По просьбе Преосвященного епископа Иоанна, согласно нашему и Патриаршему благословению в богоспасаемый град Магадан для постоянного пребывания и молитвенного поклонения верующих приносится честная часть святых мощей известного старца, подвизавшегося в Глинской пустыни, - преподобного Андроника исповедника...» |
1 Настоятельствовал с 1817 г. по день смерти — 31 марта 1841 г.; погребен в соборном храме Глинской пустыни. Жизнеописание его продается в книжной лавке той же обители. 2 Утвержден Святейшим Синодом в 1821 г. 3 Монастыри эти следующие: Святогорский — Харьковской губ., Белгородский — Курской губ., Бузулукский — Самарской губ., Щегловский — близ г. Тулы, Борисовская женская пустынь — Курской губ. и иные монастыри, преимущественно женские, в Уфимской, Оренбургской и других губерниях. 4 Надо полагать высокопреосвященного Михаила, митрополита С.-Петербургского, и архиепископа Филарета, потом митрополита Московского, которые, лично «познав духовную опытность Игумена Филарета, возлюбили его, как присного о Господе» (Рукописное описание Глинской пустыни, современное о. Филарету). 5 С требованием обращаться по следующему адресу: в г. Глухов, Чернигов, губ., настоятелю Глинской пустыни. Цена книжки 10 коп. При выписке 50 или более экз. обычная уступка. 6 Буквальное выражение о. Филарета в поучении на славянском языке. Это и все последующие примечания — от переводчика. 7 У о. Филарета по-славянски «не противясь приражению» с объяснением, что под этим следует понимать «искушение». Буквальный смысл сих слов, как их принято понимать, тут не имеет места. Искушению от диавола следует противиться, бороться. Мы перевели: «Не противясь изменяющимся обстоятельствам и скорбностям иноческого жития». Это те же искушения или испытания, только посылаемые от Бога, что и видно из нижеследующего. 8 По учению св. Григория Синаита, всякий подвиг телесный и духовный, не сопровождаемый болезненностью и не требующий труда, не приносит плода. Царствие Божие нудится и нуждницы восхищают е (Мф. 11:12). «Многие много лет трудились, но ради безболезненности этой были чужды чистоты и не причастны Духа Святого, как отвергшие лютость болезней» (Письмо о духовной жизни епископа Феофана. М., 1897. С. 188). 9 Надобно разуметь старца-руководителя в жизни духовной или духовника и настоятеля. 10 Рубрики сделаны переводчиком. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Интервью с Блаженнейшим Католикосом-Патриархом всея Грузии Илией II 06.03.2007 360 Прежде всего, я хочу выразить свою большую радость по поводу пребывания в стенах Московской духовной академии. Здесь я провел восемь лет, и каждый угол, каждый камень мне очень дорог и знаком. Это были самые светлые годы моей жизни. Ваше Святейшество, совсем недавно вышел том " Православной Энциклопедии " , в основном посвященный Грузии и Грузинской Православной Церкви. Стало ли это значительным событием для православной науки в Грузии? Что касается тринадцатого тома " Православной Энциклопедии " - это выдающееся явление, конечно, как и все издание Энциклопедии. Я считаю, что это событие несет очень много для сближения наших народов и наших Церквей. Над этим томом работали многие выдающиеся ученые Грузии и России, это тоже сблизило нас. Конечно, там есть свои недостатки, и я думаю, что эта энциклопедия имеет настолько большое значение, что в скором времени потребуется новое издание, и тогда можно будет исправить вкравшиеся неточности. В советское время, когда закрывались монастыри, их насельники зачастую находили пристанище в лоне Грузинской Православной Церкви. Скажите, какие плоды принесло это соприкосновение различных духовных традиций? Грузия действительно сыграла очень важную роль в то тяжелое время, когда закрывались монастыри. Это был период пребывания на кафедре Святейшего Блаженнейшего Калистрата Католикоса-Патриарха Всея Грузии. Он с удовольствием принимал монахов из России. Особенно ярко это проявилось на примере Глинской пустыни. Отец Зиновий (Мажуга), еще будучи иеромонахом, уехал из Глинской пустыни после ее закрытия в Грузию, здесь он получил все свои церковные награды, был рукоположен в сан епископа, а потом стал митрополитом Тетрицкаройским. Также из Глинской пустыни перебрались в Грузию схиархимандриты Серафим, Андроник, Виталий, архимандрит Модест и другие старцы монастыря. Здесь они находились под покровом Божией Матери и под покровом Святейшего Патриарха Грузинского. Они, конечно, тоже влияли на духовную жизнь Грузии. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Иоанн (Маслов), схиархим. Фотография. 80-е - нач. 90-х гг XX в. (Маслов Иван Сергеевич; 6.01.1932, дер. Потаповка, ныне Сумской обл., Украина - 29.07.1991, г. Загорск, ныне Сергиев Посад Московской обл.), схиархим., духовный писатель, церковный историк. Род. в крестьянской семье. Брат деда насельник Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иером. Гавриил (Маслов) предсказал, что в семье будет еще один монах. С детства Иван посещал Глинскую пуст. В 1950-1952 гг. служил в армии, где тяжело заболел. В 1954 г. настоятель Глинской пуст. схиархим. Серафим (Амелин) благословил Маслова проживать в обители. В 1955 г. был принят в братство; проходил послушание письмоводителя, пел на клиросе, работал в столярной мастерской, в аптеке. 8 окт. 1957 г. по благословению схиархим. Серафима пострижен в монашество с именем Иоанн в честь ап. Иоанна Богослова. По словам И., схиархим. Серафим после кончины в 1958 г. не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его. Духовным отцом И. стал старец Глинской пуст. схиархим. Андроник (Лукаш) . После закрытия обители в 1961 г. И. по благословению старца поступил в МДС. В апр. 1962 г. в московском соборе Богоявления в Елохове был рукоположен во диакона, 31 марта 1963 г.- во иерея. 1 сент. 1963 г. назначен помощником ризничего Покровского академического храма, 1 окт. того же года - ризничим Троице-Сергиевой лавры . В 1965 г. окончил МДС, в 1969 г.- МДА, защитил канд. дис. «Иеросхимонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие». В апр. 1967 г. И. был возведен в сан игумена, в 1973 г.- в сан архимандрита. После окончания МДА оставлен профессорским стипендиатом, в 1970 г. защитил стипендиатский отчет на тему: «Христос Спаситель - основатель новозаветного пастырства». С 1969 г. преподавал пастырское богословие и практическое руководство для пастырей в МДА, с 1974 г.- литургику в МДС. В дек. 1972 г. утвержден доцентом МДА. В 1983 г. защитил магист. дис. «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении». И. был духовником мн. преподавателей и студентов Московских духовных школ, а также многочисленных посетителей лавры. У И. исповедовался ректор МДАиС прот. Константин Ружицкий , его близкими духовными чадами были игум. Марк (Лозинский) , архим. Симон (Новиков ; впосл. митрополит Рязанский), Сливенский митр. Иоанникий (Неделчев) , Полоцкий архиеп. Феодосий (Бильченко) и др. Почитатели И. верят в его прозорливость. |
Слева направо: архимандрит Модест (Гамов), митрополит Зиновий (Мажуга), схиархимандрит Серафим (Романцов), схиигумен Андроник (Лукаш) ЖМП 4 апрель 2014 / 29 апреля 2014 г. Святые старцы Глинской пустыни Революцией в Рождества Богородицы Глинской пустыни, расположенной в Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы, было разрушено почти всё. Схимитрополит Серафим (Мажуга), схиархимандриты Андроник (Лукаш), Серафим (Романцов) и Серафим (Амелин) и другие старцы прошли через множество испытаний: изгнание из обители, лишения и мытарства в советских лагерях. Но, несмотря на все трудности, на многочисленные расколы в обществе и Церкви, глинские подвижники своим поведением и служением подавали личный пример, как правильно жить и молиться. Дорога в пустынь Отрок Захария Мажуга, ставший спустя многие годы митрополитом Зиновием и за два года до смерти принявший схиму под именем Серафим, после смерти родителей жил в семье своей двоюродной сестры Параскевы. В это время он часто тайно бегал в монастырь и был уже знаком с некоторыми насельниками. Поскольку семья, в которой он жил, была бедной, вскоре его отдали обучаться в пошивочную мастерскую при Глинской пустыни. А в 1912 году 16-летним юношей он был зачислен в Глинскую пустынь послушником. Юноша Алексей Лукаш, впоследствии старец Андроник, впервые переступил порог Глинской обители в 1906 году. Братия произвели на него сильное впечатление. Впоследствии он вспоминал: «Овеяло меня великой радостью, дух мой встревожился, и умом я с воздыханиями обратился к Царице Небесной, прося принять меня в число равноангельских иноков, которое Она стяжала к непрестанному славословию Сына Своего. Дал Матери Божией таинственное обещание служить Ей, всё переносить, терпеть до конца своих дней, после чего ощутил радость на сердце и надежду на Ее милосердие». Об отце Серафиме (Романцове), который по скромности своей мало что о себе рассказывал, известно немного: в святом крещении он получил имя Иоанн, а по окончании церковноприходской школы и смерти родителей в 1910 году тоже поселился в Глинской пустыни. |
Монахи Виталий и Кассиан В пустыне на Барганах я встретился с двумя молодыми монахами Виталием12 и Кассианом. Духовным отцом их был схиархимандрит Серафим (Романцов), духовник Глинской обители. При общении с этими двумя монахами мне казалось, что передо мной встает картина из юности преподобного Сергия, когда они вместе с братом Стефаном строили келии в дремучем лесу. Монах Виталий встретил всех земным поклоном, с такой радостью, как будто увидел самых близких друзей после разлуки. Мы провели этот вечер в беседе; при этом отец Виталий сказал: «Когда к нам приходят гости, то ради их трудов мы начинаем молитву позже, но уже на следующий день не изменяем своего молитвенного правила». А правило у этих двух монахов было поистине подвижническим: они вычитывали все службы, совершавшиеся по уставу в Глинской пустыни, и, кроме того, ежедневно прочитывали всю Псалтирь. Спали они не раздеваясь, как солдаты в походе. Монах Кассиан (тогда Всеволод) был неустанным тружеником. Обладая большой физической силой, он носил из города продукты для старых и немощных пустынников, обрабатывал им огороды, помогал заготовлять дрова и чинить келии, которые особенно повреждались во время снегопада. Монахи в шутку называли его «директором пустыни». После смерти старцев, живших в пустыне, он остался самым старым насельником этого нерукотворного монастыря. Отец Кассиан рассказывал: «Однажды на меня напала тяжелая тоска, которую я не мог побороть. Бес говорил мне через помыслы: игумен Серафим забыл о тебе и не чувствует, как тебе тяжело, перемени духовного отца. В это время из Сухуми приходит монах и передает мне сверток от отца Серафима. Там оказалась книга об Иисусовой молитве в издании Валаамского монастыря, которую я давно желал иметь. После этого уныние как рукой сняло». Монах Кассиан почувствовал, как старец любит его, а мысль оставить старца была искушением от врага. Когда я вспоминаю о монахе Кассиане, мне представляется глубоко вросший корнями в землю дуб, который не могли сломать бури. Другой монах, Виталий,– человек с необыкновенными дарованиями, к сожалению, вскоре оставил пустыню и своего духовного отца. Старец глубоко скорбел о своем любимом ученике. Он знал, что перемена духовника не проходит для духовной жизни бесследно. Монах, покинувший старца, похож на дерево, вырванное из земли без корней и затем посаженное в другом месте. Если даже у ствола вырастут новые корни, то они будут не такими, как прежние, а слабыми и хилыми, они не смогут глубоко врасти в почву и поить своим соком ветви и листья дерева. Он знал о духовной потере этого монаха и поэтому скорбел о нем. |
Аннотация Начавшееся в наши дни возрождение Оптиной пустыни, духовного центра, широко известного не только в России, но и за ее пределами – привлекло особенное внимание к той духовной традиции, которая в свое время выделила Оптину из чреды российских монастырей. Эта традиция – старчество. Никогда не угасавшее, но временами как будто скрывавшееся с горизонта общественной жизни, старчество просияло в Оптиной XIX-haчaлa XX веков в лице ее великих старцев: Льва, Макария, Амвросия, Анатолия, Варсонофия, Нектария и вновь, казалось, исчезло. Валаам, Глинская пустынь и немногие другие уцелевшие в России обители незаметно для внешнего взора хранили отеческие предания, и, когда, по Промыслу Божию, пришло время – старчество вновь появляется в поле зрения современников. Автор этой книги – схиархимандрит Иоанн (Маслов) , человек редких дарований духовных, с юности был призван Богом к высшему служению в той самой Глинской пустыни, где старческое руководство и послушание духоносному старцу были фундаментом и стержнем монашеской жизни. С закрытием Глинской пустыни (в 1961 г.) он продолжил свой иноческий путь в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. «Отеческие писания читаются деяниями» – это наставление святых отцов архимандрит Иоанн применил на деле и с помощью Божией раскрыл в себе то «богатство некрадомое», которое поставило его во главе словесного стада проповедником и учителем, духовником и подвижником, духоносным пастырем и молитвенником о чадах церковных. Предисловие Начавшееся в наши дни возрождение Оптиной пустыни, духовного центра, широко известного не только в России, но и за ее пределами – привлекло особенное внимание к той духовной традиции, которая в свое время выделила Оптину из чреды российских монастырей. Эта традиция – старчество. Никогда не угасавшее, но временами как будто скрывавшееся с горизонта общественной жизни, старчество просияло в Оптиной XIX – начала XX веков в лице ее великих старцев: Льва, Макария, Амвросия, Анатолия, Варсонофия, Нектария и вновь, казалось, исчезло. |
Разделы портала «Азбука веры» ( 21 голос: 4.4 из 5) I. Сердце пустыни Отец пустыни Старец Таврион начал служить в Спасо–Преображенской пустыньке под Елгавой в Латвии 7 марта 1969 года. Господь дал ему великую благодатную силу для служения людям. Господь как бы сказал: «Вот, Я испытал его верность Мне и не нашел в нем никакой неправды. Он верен Мне до крови. Вы увидите сами. Возле него многие спасутся». Верности вере отец Таврион учился у своих духовных наставников по Глинской пустыни, в братство которой он вступил пятнадцатилетним юношей, и от епископов и священников катакомбной Церкви. Двадцать семь лет провел старец в тюрьмах и ссылке за веру, был сильно притесняем властями, служа на приходах Пермской, Уфимской, Ярославской епархий. Но он не осквернил себя угодничеством властям, ибо всегда исполнял веление Духа. Скромная Спасо–Преображенская пустынька стала одним из главных духовных центров Русской Православной Церкви. Если в Троице–Сергиевой лавре и в других знаменитых обителях паломников привлекали святыни, то Пустынька, не имея таковых (мироточивые иконы появились в ней совсем недавно), привлекала тем, что она была живой Церковью, где царил дух любви и служения друг другу. Отец Таврион явился истинным воссоздателем общинной жизни, практиком евхаристического возрождения. Он развивал то живое начало церковной традиции, которое в страданиях и муках сохранила катакомбная церковь. Он не надеялся на хорошие времена (таких у христиан не бывает), не прятался в страхе за свою жизнь, а смело и мужественно исповедовал Христа и приобщал к вере, вводил в Церковь всех жаждущих. Он любил говорить народу: «С Богом потерь нет». Его жажда творить нового человека во Христе встретилась с жаждой веры и истины у тех, кто сопротивлялся духу лжи и распада. Лицом к лицу он был поставлен с пустыней нашей жизни, рожденной безверием и отступничеством от истины. Если тоталитарные власти стремились уничтожить личность, превратить Церковь в институт культа, то о. Таврион видел свою миссию в борьбе за образ человека, за личность, за возрождение христианства. Видя неспособность собратьев ответить на живые запросы современной души, он взял их немощи на себя и трудился за них. Но вместо благодарности за свои труды он получал от некоторых из них осуждение и ярлыки — «католик», «обновленец». |
| |