Архимандрит Паисий, настоятель Высокогорской Чуркинской пустыни (Память 19 июля). О. архимандрит Паисий, в мире Петр Димитриевич Сипченко, родился в 1801 или 1802 году в местечке Новой Водолаге, Валковского уезда, Харьковской губернии, и происходил из войсковых обывателей. Простое семейство, в котором он увидел свет Божий, и сравнительная малочисленность школ того времени лишили его возможности получить правильное школьное образование. Тем не менее, в доме родителей он научился грамоте и полюбил книгу. Родители его впоследствии записались в купеческое сословие г. Валков, и юному Петру, без сомнения, пришлось делить труды своих родителей по торговле. Но не торговля была его призванием. Замечательно умный и способный от природы, Петр, под влиянием, вероятно, прочитанных им житий святых Божиих, при своем глубоко религиозном настроении и увлекающемся темпераменте, решился вступить в монастырь. По всему югу славилась тогда подвижническим направлением своих иноков Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь, (находящаяся в Путивольском уезде, Курской губернии). Сюда-то в 1828 г. пришел этот искатель монашеских подвигов и, принятый в число братства ее, с усердием и ревностью начал проходить здесь все, возлагавшиеся на него, послушания. В описываемое нами время здесь настоятельствовал богомудрый подвижник, строитель и впоследствии игумен, старец о. Филарет, поставивший обитель на такую высоту нравственного совершенства, что знаменитый архимандрит Макарий (Глухарев), основатель Алтайской миссии, проведший несколько лет в Глинской пустыни и бывший свидетелем жизни и деяний о. Филарета и его братии, в одном из своих писем выражается так: «обитель о. Филарета, говорит он, – это одна из светлых точек в земном мире, это – школа Христова, в которую, дабы войти, должно умалиться до Христова младенчества». Прожив в Глинской пустыни два года, он, вследствие неведомых нам причин и обстоятельств, очутился на только что упомянутом распутьи. В это время, как светлое солнце сиял в Сарове своими чудесами и благодатными дарами преподобный Серафим.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возникновение Глинской пустыни и ее Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Днесь, благовернии людие, осеняемии святым Богоматери образом, во умилении глаголем: Владычице, помози рабом Твоим в напастех, скорбех и болезнех, обременены бо грехми многими, и избави ны от всякаго зла, молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша. Тропарь Глинской иконе Богородицы. Глас 4-й Глава I Прежде чем раскрывать вопрос о возникновении Глинской Рождество-Богородицкой пустыни, следует дать о ней некоторые общие сведения. В большинстве литературных источников XIX – начала ХХ века о Глинской пустыни сообщается лаконично, что эта обитель находится в 160 верстах от губернского и епархиального города Курска, в 40 верстах от Путивля и Рыльска и в 12 верстах от города Глухова Черниговской губернии (ныне Сумской области Украины. – А. И.). Расположена пустынь 75 на правом берегу реки Обесты, недалеко от впадения ее в реку Клевень, на красивой равнине. Возникновение обители связано с явлением на этом месте Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Обретение иконы относится к началу (первой половине) XVI века 76 . В тот период эта местность входила в состав Крупецкой волости и была покрыта дремучим лесом, где пчеловоды ставили на деревьях ульи (борти). Поэтому лес, в котором явилась икона, назывался «бортным ухожьем». В это время наша страна была истерзана монголо-татарским владычеством, а также междоусобицами русских князей. Кроме того, постоянные войны, различного рода житейские невзгоды, неурожаи, повсеместные эпидемии болезней, часто возникавшие пожары побуждали многих людей к мысли о суетности мирской жизни. По этой причине они уходили в безлюдные места, глухие лесные массивы и там находили приют, успокоение в непрестанном богоугождении, в трудах. Здесь, в суровых условиях дикой природы, они, наедине с Богом, проводили большую часть времени в молитвенных подвигах, очищая свою душу и преодолевая свои греховные страсти и пороки, ради достижения вечного блаженства. Пища у них была самая простая. Они питались обычно ягодами, грибами, травой, кореньями, а также медом, который пчелы откладывали в дуплах многих деревьев 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Разделы портала «Азбука веры» ( 21  голос:  4.4 из  5) I. Сердце пустыни Отец пустыни Старец Таврион начал служить в Спасо–Преображенской пустыньке под Елгавой в Латвии 7 марта 1969 года. Господь дал ему великую благодатную силу для служения людям. Господь как бы сказал: «Вот, Я испытал его верность Мне и не нашел в нем никакой неправды. Он верен Мне до крови. Вы увидите сами. Возле него многие спасутся». Верности вере отец Таврион учился у своих духовных наставников по Глинской пустыни, в братство которой он вступил пятнадцатилетним юношей, и от епископов и священников катакомбной Церкви. Двадцать семь лет провел старец в тюрьмах и ссылке за веру, был сильно притесняем властями, служа на приходах Пермской, Уфимской, Ярославской епархий. Но он не осквернил себя угодничеством властям, ибо всегда исполнял веление Духа. Скромная Спасо–Преображенская пустынька стала одним из главных духовных центров Русской Православной Церкви. Если в Троице–Сергиевой лавре и в других знаменитых обителях паломников привлекали святыни, то Пустынька, не имея таковых (мироточивые иконы появились в ней совсем недавно), привлекала тем, что она была живой Церковью, где царил дух любви и служения друг другу. Отец Таврион явился истинным воссоздателем общинной жизни, практиком евхаристического возрождения. Он развивал то живое начало церковной традиции, которое в страданиях и муках сохранила катакомбная церковь. Он не надеялся на хорошие времена (таких у христиан не бывает), не прятался в страхе за свою жизнь, а смело и мужественно исповедовал Христа и приобщал к вере, вводил в Церковь всех жаждущих. Он любил говорить народу: «С Богом потерь нет». Его жажда творить нового человека во Христе встретилась с жаждой веры и истины у тех, кто сопротивлялся духу лжи и распада. Лицом к лицу он был поставлен с пустыней нашей жизни, рожденной безверием и отступничеством от истины. Если тоталитарные власти стремились уничтожить личность, превратить Церковь в институт культа, то о. Таврион видел свою миссию в борьбе за образ человека, за личность, за возрождение христианства. Видя неспособность собратьев ответить на живые запросы современной души, он взял их немощи на себя и трудился за них. Но вместо благодарности за свои труды он получал от некоторых из них осуждение и ярлыки — «католик», «обновленец».

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

С. Девятова Скачать epub pdf Преподобный Серафим (Амелин) (1874–1958)     В XIX веке Глинская пустынь по числу духоносных старцев и их подвигам сравнивалась с Оптиной пустынью.  Преподобный Серафим (Амелин)  был последователем великих старцев Глинской пустыни. С его именем связано возрождение духовной жизни обители в ХХ веке. (Глинскую пустынь закрывали  дважды: в 1922 году и в 1961  году.) Отец Серафим (в миру Симеон Дмитриевич) родился в крестьянской семье 21 июля 1874 года в деревне Соломино Фатежского уезда Курской губернии. Благочестивы родители сумели с детских лет привить свои детям любовь к Богу и ближним. Родной дядя Симеона (о. Нил) подвизался в Глинской пустыни. Симеон и его старший брат Тихон, также стали послушниками Глинской пустыни. Когда в 1893 году, сразу после смерти матери, Симеон ушёл в монастырь, отец был очень недоволен, но позже смягчился, приехав навестить сына, сказал ему: «Раз ушел в монахи, так уж и живи, не уходи отсюда». В монастыре Симеон, как и все, сначала трудился на общих послушаниях, ежедневно ходил на откровение помыслов к старцам, обучался подвигам поста и молитвы, читал творения святых отцов. В 1899 году послушник Симеон был пострижен в рясофор, а 28 ноября 1904 года – в мантию с именем Серафим. В 1913 году монах Серафим был рукоположен во иеродиакона, а в 1917 году – во иеромонаха, в этом же году его назначили исполнять должность ризничего в обители. Во время революции он тайно принял схиму с тем же именем Серафим. Настоятель обители архимандрит Нектарий, видя духовную зрелость отца Серафима, назначил его в ноябре 1919 года казначеем обители. В 1920 году иеромонах  Серафим он был награжден наперсным крестом за усердное исполнение послушания. После закрытия Глинской пустыни отец Серафим жил в селе Ковенки Шалыгинского района Курской (после 1938 г. Сумской) области, занимался столярно-слесарными работами, а с 1941 года стал служить в Ильинской церкви села Ковенки. Многие верущие приходили к нему за советом и получали духовную поддержку. В Глинскую пустынь подвижник вернулся в 1942 году, активно участвовал  в  восстановлении обители. Своей кротостью и любовью он всех привлекал к себе, многие приходили к нему на откровение помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С. Девятова Скачать epub pdf Схимонахиня Феодосия (1917–2007) Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в  апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит  подвижницу.  Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей.  Матушка тайно молилась и помогала многим людям. Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964),  преподобного  Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002),   со схиархимандритом  Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом  Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.) Прислушивался к духовным советам  схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила  эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом  вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери  (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним.  Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания. У Леонтия  и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц,  назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный.  Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Схиархимандрит Иоанн (Маслов) известен как выдающийся подвиж­ник, духоносный пастырь, богослов, просветитель, писатель и педагог-нравоучитель. Родился Иван Сергеевич Маслов 6 января 1932 года в деревне Потаповка Глуховского уезда в семье, строго державшейся христианских обычаев и нравов. Уже в детстве проявилось одно из основных свойств его души – все самое трудное брать на себя, полагать душу свою за ближних. Брат деда – известный подвижник Глинской Рождества Пресвятой Богородицы пустыни иеромонах Гавриил (Маслов) – предсказал, что Иван будет монахом. Иван с детства посещал Глинскую пустынь. Когда ему исполнилось 22 года, настоятель Глинской пустыни преподобный Серафим (Амелин) благословил его жить в обители, затем в 1954 году принял в братство, дал послушание письмоводителя, всегда с любовью и вниманием относился к нему. 8 октября 1957 года по благословению настоятеля он был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Духовным отцом его стал известный Глинский старец, благочинный Глинской пустыни -преподобный Андроник (Лукаш) . Преподобный Серафим (Амелин) в послужном списке писал об отце Иоанне: «Монах Иоанн (Маслов) отличается исключительным смирением и кротостью». Отец Иоанн рассказы­вал, как преподобный Серафим (Амелин) после своей кончины (в 1958 г.) не раз являлся ему во сне в полном облачении и наставлял его. После закрытия монастыря в 1961 г. по благословению старца Андроника отец Иоанн поступил в Московскую духовную семинарию. 4 апреля 1962 г. был рукоположен во иеродиакона, 31 марта 1963 г. – во иеромонаха, 1 сентября 1963 г. назначен помощником ризничего Академического храма, 1 октября 1963 г. – ризничим. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, вспоминая отца Иоанна в семинарские годы, пишет, что он был «молодой по возрасту, но по духу старец. Имел дух старческий, как у старцев Глинской пустыни». В 1965 г отец Иоанн окончил Московскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию, в 1969 г окончил МДА, защитив канди­датскую диссертацию по теме «Иеромонах Амвросий Оптинский (Гренков) и его эпистолярное наследие».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

ТОМ III АРХИМАНДРИТ НЕКТАРИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ ГЛИНСКОЙ ПУСТЫНИ (1912–1922; 1942–1943) Архимандрит Нектарий (в миру Николай Нуждин) родился в 1863 г. в городе Рыбинске Ярославской губернии в семье мещан 976 . Шестнадцатилетним юношей он поступил в Глинскую пустынь. Сначала молодой послушник проходил различные общие послушания, которые назначаются новоначальным: на мойке, в кухне, в хлебопекарне, затем был записчиком в храме 977 . Благодаря хорошему голосу и примерной жизни впоследствии его назначили канонархом на клирос и одновременно на послушание в живописной мастерской 978 . В 1887 г. Николай был пострижен в рясофор 979 . Трудясь неленостно и внимательно, он своей кротостью и благонравием скоро привлек к себе внимание настоятеля и был назначен келейником игумена Исаии (Гомолко), впоследствии схиархимандрита Иоанникия 980 – «строгого ревнителя правил церковных и жизни иноческой» 981 . Под руководством такого опытного наставника Николай прошел строгую школу духовного делания. В 1894 г., после того как он потрудился в обители почти пятнадцать лет, он был пострижен игуменом Исаией в монашество с именем Нектарий 982 , в 1898 г. – рукоположен во иеродиакона, а в 1901 г. – во иеромонаха. Затем проходил чредное священнослужение и трудился в живописной мастерской. В мае 1904 г. о. Нектарий был командирован для исполнения священнических обязанностей в 271-й Льговский полк, где в 1906 г. был награжден набедренником. В августе того же года возвратился в обитель 983 . В декабре 1912 г. о. Нектарий указом Святейшего Синода был утвержден настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена 984 . Он стал достойным преемником богомудрых Глинских настоятелей. Отец Нектарий продолжил строительство новых зданий в монастыре. При нем в обители было построено четыре братских корпуса, начато строительство прачечной и гостиницы. Монастырское хозяйство, как и прежде, было образцовым. Землевладение пустыни, оставаясь самым большим в епархии, приносило наибольший доход. Но главное, чем, как и в прежние годы, славилась обитель, – это высокодуховная жизнь ее иноков. Строгий Афонский устав соблюдался при игумене Нектарии столь же ревностно, как и при его предшественниках. В духовной жизни пустыни главное место занимало старчество. По свидетельству схиархимандрита Андроника (Лукаша) , при игумене Нектарии были великие старцы: иеромонахи Феоктист (Бородин), Софроний (Юденков), Иулиан (Гагарин), монах Герасим (Рунский). Старчествовал и сам отец Нектарий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Лука Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.) (Швец Леонтий; 1838(?) г., Сумский у. Харьковской губ.- 1.05. 1898, Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст.), прп. Глинский (пам. 1 мая и 9 сент. в Соборе преподобных отцов Глинских), схим., старец Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Род. в семье временнообязанных крестьян, в 1864 г., при игум. прп. Иннокентии (Степанове) , поступил в Глинскую пуст., до 1879 г. пользовался наставлениями старца иеросхим. Илиодора (Голованицкого) . В 1869 г. Л. Швец был пострижен в рясофор, 15 марта 1875 г. игум. Иннокентием - в монашество с именем Лонгин. Проходил послушание на братской кухне, с 1866 г.- на хлебопекарне, старшим смотрителем к-рой служил с 1869 г. В послужном списке братии за 1885 г. отмечено, что Лонгин «качеств хороших и усерден» (ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Л. 27 об.- 28). Обычно он с вечера растворял закваску для хлеба, перед утреней «подбирал» ее, после чтения шестопсалмия вместе с др. иноками месил тесто. На богослужениях в соборе Лонгин неизменно становился на хорах так, чтобы сосредоточиться на молитве и не видеть богомольцев, стоящих внизу. В келии изготовлял деревянные ложки, но затем оставил это занятие. Настольной книгой подвижника был том творений прп. Симеона Нового Богослова. До 1888 г., когда настоятель игум. Исаия (схиархим. Иоанникий (Гомолко) ) ввел в Глинской пуст. строгие уставные правила, насельникам дозволялось ходить на откровение помыслов и к братскому духовнику, и к любому из старцев. Трудясь старшим смотрителем пекарни, Лонгин стал для братии не только непосредственным руководителем, но и духовным наставником. Он требовал от новоначальных иноков строгого послушания, порой даже провоцировал, вызывая их гнев и ропот, чтобы потом обличить эти страсти. При этом Л. защищал нерадивых монахов, покрывая их согрешения. Так, когда о. Алексия, трудившегося в просфорне, собирались отчислить из мон-ря за некие проступки, Лонгин ходатайствовал перед игум. Иннокентием: «У меня братии на пекарне недостает, благословите с просфорни брата Алексия». Преподобный отличался щедростью, с бедными послушниками делился чаем и сахаром, отпускаемыми ему настоятелем. Деньги, которые присылали родственники и земляки, Лонгин раздавал нуждающимся, странникам. Особая дружба связывала Лонгина с прп. Архиппом (Шестаковым) - юродивым старцем, который трудился в пекарне с 1852 г., но отказывался руководить остальными.

http://pravenc.ru/text/2110792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Макарий Глинский. Икона. 2013 г. (Глинская пуст.) (Шаров Матвей Терентьевич; 1802 (1801?), г. Ефремов Тульской губ.- 21.02.1864, Глинская пуст. Курской губ.), прп. Глинский (пам. 21 февр.), иеросхим. Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни . Первое жизнеописание М. (Краткое описание жизни. 1893) составлено на основе воспоминаний иноков Глинской пуст. и неск. писем старца. Род. в богатой мещанской семье, имел 2 братьев и сестру. С детства отличался набожностью. В 1828 г. поступил в Глинскую пуст., находился под рук. игум. прп. Филарета (Данилевского) . Первоначально Матвей трудился на монастырской пасеке, в 1830 г.- на братской кухне, с 1831 г. исполнял послушание ключника (заведующего пищевыми припасами), с 1838 г.- помощника ризничего. 16 дек. 1833 г. игум. Филаретом был пострижен в монашество с именем в честь прп. Макария Великого, 23 окт. 1837 г. по настоянию игумена рукоположен в сан диакона, 28 февр. 1839 г.- в сан иерея. С 1842 г. по инициативе благотворителей Т. Б. и А. М. Потёмкиных в Харьковской губ. восстанавливалась Святогорская пуст. (см. Святогорская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра ), в к-рую в 1844 г. перевели часть глинской братии, в т. ч. благочинного иером. Амфилохия (Скубырина; впосл. иеросхим. Анатолий). В том же году насельники единодушно избрали М. благочинным Глинской обители. Согласно жизнеописанию, преподобный, стремясь сохранить мир среди монахов, «разделял свою любовь на две равные части». С одной стороны, беспрекословно исполнял приказания настоятеля (1841-1855) игум. Евстратия (Яковлева), а с другой - умел разрешать конфликты в повседневной жизни насельников, покрывая любовью их недостатки. Исполнял чужие послушания, порой самые тяжелые: напр., неоднократно по ночам тайно месил хлеб в хлебопекарне. 7 июня 1846 г. за отличное служение в должности благочинного М. был награжден набедренником. 18 июня 1848 г. М.

http://pravenc.ru/text/2561320.html

Роман Голованов Скачать epub pdf Мой духовный дедушка Роман Голованов, ведущий телеканала «Спас» Он говорил молчанием. И это молчание было исполнено благодати Святого Духа. Старец Ипполит всегда ждал будто бы тебя. Сидел в своей стасидии или бродил с посохом по монастырю. Смиренный. Тихий. Приезжает к батюшке в Рыльск человек с онкологией. Врачи говорят, жить осталось три-четыре месяца. А возвращается через год в московскую больницу исцеленным. Его называют Серафимом Саровским наших дней. Кстати, отец Ипполит родился в двадцати километрах от деревни Серафима Саровского в Курской области. Два будущих старца – Прохор Мошнин и Сережа Халин – ходили по одним дорогам, пасли коров на одних лугах, молились в одних храмах. Жили, чтобы показать мятущейся русской душе путь к Богу. Семнадцать лет трудился на Святой Горе. Выполнял послушание Силуана Афонского . Унаследовал его дух и материнское сердце. Отец Ипполит застал закат русского старчества в Глинской пустыне и в Печорах. А потом вернулся на родную землю, чтобы восстанавливать Рыльский монастырь. Здесь происходили самые невероятные чудеса исцелений. Речь даже не про больные почки и селезенки. Через старца Господь являл главное чудо – преображение людей. Выдергивал их из мира. Прошлая жизнь оставалась за воротами монастыря. Наркоманы бросали героин. Режиссер стала игуменьей. Борец – иеромонахом. Батюшка готовил духовное войско. Не иначе. Старец видел, у кого на лбу светятся «золотые крестики». Помогал подготовиться к духовным испытаниям. Слава про «старца с Афона» полетела по всей России. Десятки автобусов поехали в Рыльск при его жизни. Онкология. СПИД. Алкоголизм. Наркомания. С чем только не шли к батюшке. Господь поставил его принимать на себя человеческое горе. Страшно представить, но старец Ипполит знал про людей все. Господь открывал ему тайники человеческого сердца. Это был крест батюшки. Он видел, какие страдания ждут человека впереди. И понимал, что оградить от беды не сможет – только будет молиться за него. Отец Ипполит скрывал свою прозорливость. Никому не навязывал свои советы. Молчал, пока не спросят. Он мечтал уйти в затвор. Но батюшка понимал, как русскому человеку нужен земной помощник. Тот, который выслушает. Поплачет вместе с ним. Помолится за него. Он всегда помнил, как его – послушника Сергия – в келье Глинской пустыни исцелил духовник Андроник (Лукаш) . Как молодому человеку тогда было плохо от невообразимой температуры, как он задыхался от кашля. И что испытала его душа, когда Господь явил чудо, и он исцеленным вышел из кельи на третий день…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010