Новгородская. Антониевская на Черных озерках (1375), Антониев на Боженке-Храминогорский (1376), Аргамаков-Георгиевский (1378), Арсениев-Рождество-Богородицкий (1379), Благовещенский-Устюженский (1398), Богородицкий-Успенский-Новгородский (1423), Борисоглебский с Загзенья или с Гзени (1452), Варлаамиев-Строиловский (1462), Введенский с Мояты (1475), Верендовский-Николаевский (1483), Водский-Спасский или Спасо-Преображенский (1490), Воскресенский-Людинский на Мячине (1540), Воскресенский-Плотинский с Красного поля (1542), Бицкий (1552), Двунадесяти-Апостолов-Чудинцовский (1574), Зарецкий-Рождественский (1605), Иоанно-Предтечев-Струпинский (1651), Карихов или Кириков-Леонтиевский (1665), Коломецкий-Троицкий (1686), Короцкий-По­кровский (1689), Кушникова (1708), Молвотицкий-Рождество-Предтеченский (1752), Невская (1757), Николаевская-Пиросская (1770), Николаевская в Судбищах на Шексне (1772), Николаевский-Варлаамиев (1786), Николаевский в Воротниках (1790), Николаевский-Глинский (1792), Николаевский на Голыневе (1793), Николаевский-Едровский (1798), Николаевский с Клинска-Тесовский (1804), Николаевский-Ковженский (1805), Николаевский-Кречев (1809), Николаевский-Кушеверский (1810), Николаевский на Лятке (1813), Николаевский в Моркиничах (1816), Николаевский-Обадский (1818), Николаевский-Сопинский (1823), Николаевский на Холопьем городке (1830), Николаевский-Чудинцовский или конец Легосци улицы (1831), Ореховский (1854), Павлов-Варежский (1857), Петропавловский-Белозер­ский (1872), Петропавловский-Старорусский (1873), Покровский-Пустошский (1908), Покровский-Шухтовский (1914), Предтечевская-Кленовская (1918), Предтечевская-Северская (1919), Преображенская-Рублева с Переходы (1931), Пятницкий-Козмодемьянский (1956), Рождественский-Богородицкий-Устюженский (1975), Рождествен­ский с Никитины улицы (1976), Рождество-Богородицкий в Передках (1988), Селифонтова (2004), Сергиев-Старорусский (2008), Середокорытный-Стефановский (2010), Серемская (2011), Спасо-Преображенский на Пшевже (2050), Спасо-Рождественский (2052), Сплавский-Симеоновский (2089), Сытинский (2100), Троицкий-Видогодский (2127), Троицкий в Танищах (2151), Успенский-Демянский (2173), Успенский-Тесовский (2194), Усть-Волмский-Рождество-Пречистенский (2199), Шилов или Щилов-Покровский (2231).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Данная работа, по существу, является первым специальным исследованием, посвященным Глинской пустыни, в котором на основании разрозненного по многим литературным и архивным источникам материала рассмотрены ее место, роль и значение среди других русских православных монастырей. Впервые обоснованы время возникновения обители и происхождение ее названия, рассмотрена просветительная, благотворительная и патриотическая деятельность монастыря за весь период его существования, освещена история и преемственность старческого окормления в обители, раскрыта духовная связь Глинской пустыни с Оптиной. Практическое значение исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут быть использованы в церковно-исторической науке, в последующих исследованиях, посвященных жизни православных русских монастырей и подвижников благочестия русских обителей в XVI-XX вв. Материалы данной диссертации о Глинской пустыни, например устав обители, примеры ее благотворительной и просветительной деятельности и т. д., могут быть использованы вновь открываемыми и возобновляющими свою деятельность монастырями. На протяжении всей учебно-педагогической деятельности в Московских духовных школах с 1961 по 1985 г. автор этого исследования использовал материалы о Глинской пустыни и ее старцах схиархимандритах Серафиме (Амелине), Андронике (Лукаше) , Серафиме (Романцове) , иеросхимонахе Гаврииле (Тюшине), схиигумене Николае (Хондареве) и других в беседах с преподавателями и студентами с точки зрения исторической, духовно-просветительной, воспитательной и пастырской деятельности. ВВЕДЕНИЕ Деятельность Глинской Рождество-Богородицкой пустыни примечательна в различных аспектах: в духовном, историческом, социально-экономическом, просветительном и других. Вполне естественно, что она привлекала внимание многих исследователей. Они сознавали высоту внутреннего строя Глинской пустыни, с благоговением изучали и описывали эту обитель, так как малейшее знакомство с жизнью и деятельностью Глинских старцев порождает в душе исследователя стремление глубже изучить и определить значение пустыни в истории Русской Церкви. К настоящему времени существует несколько отдельных исследований, посвященных Глинской пустыни, и большое число справочных изданий о монастырях России, содержащих краткие сведения о ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

После санитарных советов Валентин Феликсович возвращался домой только к вечеру и сразу же ехал в больницу оперировать. «…В маленькой участковой больнице на десять коек я стал широко оперировать и скоро приобрел такую славу, что ко мне пошли больные со всех сторон, и из других уездов Курской губернии, и соседней, Орловской»,- вспоминает свои будни святитель. В то время была широко распространена трахома глаз, лишавшая зрения тысячи людей. Валентин Феликсович возвращал им возможность видеть. В своей автобиографии он приводит по этому поводу следующий курьезный случай: «…молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления».Сам святитель так подвел итог своей работы в любажской больнице: «Чрезмерная слава сделала мое положение в Любаже невыносимым. Мне приходилось принимать амбулаторных больных, приезжавших во множестве, и оперировать в больнице с девяти часов утра до вечера, разъезжать по довольно большому участку и по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки микроскопических препаратов для своих статей, и скоро не стало хватать для огромной работы и моих молодых сил».В период работы в Курской области (с 1905 по 1908 год) хирург Войно-Ясенецкий выполнил более 1500 сложнейших операций, обобщил ряд хирургических случаев и опубликовал свои первые научные статьи: «Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома», а также «Ретроградное ущемление при грыже кишечной петли». В 1907 году Валентин Феликсович был переведен в Фатеж, где заведовал более крупной больницей на 60 коек, и проработал там недолго. Именно в Фатеже в семье родился первенец - сын Михаил. Известно, что в это время святитель посещал глинскую Рождество-Богородицкую и Коренную общежительную пустынь, где имел долгие беседы с настоятелем пустыни игуменом Исаией. Настоятель показывал ему монастырскую больницу, аптеку с запасом медикаментов и хирургических инструментов.Из Фатежа Войно-Ясенецкие переехали в начале 1908 года на Украину в город Золотоношу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1223...

Впоследствии отец Василий совершил «большой подвиг странствования». Он жил в Свенском, затем Рыхловском монастыре, «оттуда предпринял нечто вроде миссионерского пути и прошел до Дона, был в Ливнах, Задонске, Воронеже», был также начальником Кременецкого монастыря. «Отец Василий оставался в каждом монастыре столько времени, сколько нужно было для водворения там строгого устава». Наконец, он вернулся в Коренную пустынь, а в 1816 г., стремясь к безмолвию, перешел в Глинскую. Здесь вместе с братией он молился Матери Божией о даровании обители духовно опытного настоятеля. По молитвам старцев в 1817 г. настоятелем Глинской пустыни был назначен известный подвижник отец Филарет (Данилевский) . С радостью встретил отец Василий старца Филарета и всячески содействовал ему «в деле духовного руководства и введения строгого Афонского устава». Один из купцов, посещавших Глинскую пустынь, рассказывал: «Однажды по домашним обстоятельствам я был у отца Василия в келии. После продолжительной беседы старец повел меня к своему ученику в пустыньку, где была пасека и несколько колодок меду. Пустынник, пожелав нас угостить, предложил свежего меду. Старец Василий, в свою очередь, просил меня откушать меду. Я сказал ему: “Прости, батюшка, по болезни желудка я не могу есть меду”. Старец приподнялся со своего места; помолясь Богу, благословил мед и приказал мне, отложив всякое сомнение, есть мед и сам со мной вкушал. Что же из этого вышло? Вместо болезни я почувствовал в своем желудке большое облегчение и с того времени, по молитвам старца отца Василия, стал совершенно здоров» 20 . Литература Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 121–124. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. М., 2007. С. 133. Преподобный Макарий (Шаров) (1801–1894) благочинный Глинской пустыни Память 9/22 сентября К числу светильников Глинской пустыни принадлежит старец иеросхимонах Макарий 21 . Он прославился как старец-духовник, имевший многочисленных духовных чад. Высокая духовная жизнь старца была известна по всей России, за советом к нему обращались не только монашествующие, богомольцы, но и многие архипастыри. Ему являлся ангел Божий, были и другие благодатные видения. «При жизни преподобный Макарий известен был многочисленными исцелениями, которые продолжаются и после его смерти. Приснопамятный старец скончался в 1864 году, но память о нем живет доныне и, благодаря происходящим от мощей его исцелениям, постепенно распространяется» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Боголепова пустынь . Упразднённая и в приходскую церковь обращённая. Находилась в Московской Губернии в Клинском уезде, расстоянием от города Клина в 31 версте. Богородицкая Аркадиева пустынь См. Аркадиева Богородицкая. Богородицкая Верхъязвенская Успенская пустынь См. Верхъязвенская Богородицкая Успенская. Богородицкая Владимирская Чугуевская пустынь См. Чугуевская Богородицкая Владимирская. Богородицкая Воротиловская пустынь См. Воротиловская Богородицкая. Богородицкая Глинская пустынь См. Глинская Богородицкая. Богородицкая Дунилова пустынь См. Дунилова Богородицкая. Богородицкая Жадовская пустынь См. Жадовская Богородицкая. Богородицкая Княжая Успенская пустынь См. Княжая Богородицкая Успенская. Богородицкая Негренская пустынь См. Негренская Богородицкая. Богородицкая Площанская пустынь См. Площанская Богородицкая. Богородицкая Словенская пустынь См. Словенская Богородицкая. Богородицкая Или Богородская Теплогорская пустынь См. Теплогорская Богородицкая. Богородицкая Устьнедумская пустынь См. Устьнедумская Богородицкая. Богородицкая Шеринская пустынь См. Шеринская Богородицкая. Богородицкий Бобренев монастырь См. Бобренев Богородицкий Рождественский. Богородицкий Владимирский монастырь Девичий, упразднённый. Находился в городе Владимире, что на Клязьме, и принадлежал к Синодальной области. Богородицкий Владимирский Переславский монастырь Девичий, в 1764 году упразднённый. Находился внутри города Переславля Залеского, почему и назывался Переславским, а Богородицким и Владимирским по главной церкви. Строения в монастыре сем до 1740 года были все деревянные, а в 1740 году, мещанин Филипп Фадеев, сын Угрюмов, вместо деревянной церкви во имя Владимирской Божьей Матери построил каменную в то же наименование, спустя после сего несколько времени построил ещё и другую во имя св. благоверного Князя Александра Невского, также и ограду каменную. Прибавление из VI тома Богородицкий Галицкий монастырь Мужской. В нём жил Преп. Григорий Пелшмский (см. Описание Лопотова монастыря). Богородицкий Елецкий монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

294 Указ Севской Духовной Консистории строителю Глинской пустыни Гаию. Цит. по кн.: Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 26. 299 Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 11. Софрониева и Глинская пустынь. С. 2. 305 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87. Чудотворная икона… С. 30. Историко-статистическое описание Молченской… пустыни… С. 118. Списки иерархов и настоятелей… С. 649. 307 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87. Н. Самойлов и П. Строев называют этого настоятеля «Арсакий» (Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 12. Списки иерархов и настоятелей… С. 649), однако автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» ссылается в своем труде на архив обители («Дела о настоятелях Глинской пустыни»), поэтому мы придерживаемся в данном случае его точки зрения. 308 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 87. Списки иерархов и настоятелей… С. 649. 309 Об епитимийцах см., например, «Ведомость о посланных в Путивльский Молченский монастырь и в Богородицкую Глинскую пустынь на указные епитимии за 1776 год» (ГАБО, ф. 494, оп. 1, д. 2, л. 12). 312 Софрониева и Глинская пустыни. С. 2. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 27. Историческое описание Глинской Богородицкой пустыни… Ч. I. С. 12. 314 ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 39, л. 1. Ссылка здесь дана на «Описную церковную книгу Глинской пустыни за 1802 год». Однако в этой книге сведения приводятся сначала по описям 1789 и 1795 гг., а затем описаны вновь поступившие к 1802 г. церковная утварь, книги и облачения. 317 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 27. В известных нам документах храм Вознесения на втором этаже церкви Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в «Описи церковного имущества Глинской пустыни за 1817 год» (РГАДА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 207. Жизнеописание игумена Филарета… С. 57). 319 Генеральное размежевание земель проводилось в России в последней трети XVIII – начале XIX в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Глинская пустынь: Очерк современного состояния обители: В 2-х частях: (С видом монастыря и портретами замечательных подвижников). Одесса, 1901. 84 с. (Ч. 1. С. 1–54. Ч. II. С. 55–82). То же. Одесса, 1904. 82 с. Глинская пустынь: Очерк современного состояния обители. 3-е изд. Курск, 1912. 69 с. (Ч. 1. С. 5–47. Ч. II. С. 48–69). [Рецензия]: И. С-ский//Курские епархиальные ведомости. 1912. 26. С. 646–651. Глинская Рождество-Богородицкая заштатная (с 1764 г.) мужская пустынь//Православные монастыри Российской Империи (мужские и женские). Т 2. [Б. м.], 1909. С. 349–352. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь: (Курской губернии, Путивльского уезда): (С картинами). Изд. Глинской пустыни. М., 1891. [Рецензия]: Библиографическая заметка//Курские епархиальные ведомости. 1892. 7. С. 101–108. Глинская Рождество-Богородицкая пустынь/Архимандрит Анатолий//Курские епархиальные ведомости. 1886. 5–6. С. 8–17; 8. С. 17–24; 9. С. 25–32; 10. С. 33–40; 11. С. 41–48; 13. С. 57–64; 15. С. 73–80; 17. С. 89–96. Глинская Рождество-Богородицкая пустынь, в Путивльском уезде//Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. СПб., 1909. С. 268–270. Глинские Богородицкие книжки: Объявление об изданиях Глинских Богородицких книжек//Курские епархиальные ведомости. 1893. 23. С. 514–520. Глуховщина: Исторический очерк. Глухов, 1966. Машинописный текст. Шалыгино. На укр. яз. Заявление дворянки Харьковской губернии Парасковьи Гавриловны Цыцерской настоятелю Глинской Богородицко-Рождественской пустыни игумену Исаии [об исцелении]//Курские епархиальные ведомости. 1893. 30. С. 673–675. Иоанн (Маслов) архимандрит. Глинский Патерик. Московская Духовная Академия. Загорск: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1970. 324 с. Машинописный текст. [Находится в библиотеке Московской Духовной Академии]. Иоанн (Маслов) , архимандрит. Глинский Патерик. Т. 1–3. 2-я ред. Машинописный текст. Иоанн (Маслов) , архимандрит. Глинская пустынь//Туристские новости. 1991. 13–14 (65–66), 2–15 апреля. С. 4. (Паломничество в России).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

954 О жизни о. Иоасафа, так же как и о его предшественнике, известно немного. По-видимому, он поступил в Глинскую пустынь еще при игумене Филарете. На прошении братии Глинской пустыни 1837 года о наделении обители землей стоит подпись иеродиакона Иоасафа. (РГИА, ф. 796, оп. 118, д. 1202, л. 2 об.). Возможно, именно он и стал впоследствии настоятелем обители. 955 Рапорт настоятеля Глинской пустыни с братиею архиепископу Курскому и Белгородскому, 1857 г. июля 31 дня//Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 60–62. 958 Глинский старец схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) писал о благодетеле Глинской пустыни К. Д. Хрущове: «Это человек добрый и благодетельствует многим» (РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93, л. 102 об.). 959 ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 408, л. 4. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 44. 960 Ближний мужской скит…//Православные монастыри Российской империи (мужские и женские). М., 1908. С. 352. Глинская Рождество-Богородицкая пустынь в Путивльском уезде//Православные русские обители… СПб., 1909. С. 269. 968 Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. С. 47–48. Глинская пустынь. Ч. I. С. 13. 969 РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 57, л. 6. В Глинскую обитель, где сияли иноческими добродетелями старцы, присылались для исправления епитимийцы и лица, нуждавшиеся в нравственном назидании и увещании. Так, в 1860–1861 годах в Глинской пустыни находились «для вразумления два рядовых Кавказской армии, присланные по указу Св. Синода от 30 марта 1860 года» (РГИА, ф. 796, оп. 442, д. 57, л. 8 об.). 970 Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря/Архим. Анатолий//Курские епархиальные ведомости. 1882. 11. С. 570. 973 Там же, л. 2. Указ Преосвященному Курскому был послан 11 ноября 1861 года (Там же, л. 3 об.). 975 Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий/Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. С. 10. 979 Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий/Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. С. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1885 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 89. О назначении иеромонаха Исаии настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена. 1888 г.//РГИА, ф. 796, оп. 169, д. 185. О продаже недвижимого имущества, принадлежащего Глинской Рождество-Богородицкой пустыни. 1889 г.//РГИА, ф. 796, оп. 170, д. 1372. Письмо игумена Глинской пустыни Исаии Дмитрию Михайловичу Струкову об иконописной мастерской в монастыре. 1891 г.//РГИА, ф. 695, оп. 1, д. 155. Филимонов Д.Д. Материалы для биографии основателя Алтайской миссии архимандрита Макария (М. Я. Глухарева)//РГБ, ф. 178, 3003.1. Сочинения архимандрита Макария (М. Я. Глухарева)//РГБ, ф. 178, 3003.2–3003.4. Формулярные списки монашествующих и послушников Козельской Введенской Оптиной пустыни. 1890–1906 гг.//РГБ, ф. 213, к. 1, ед. хр. 3. О принятии Глинской Рождество-Богородицкой пустынью земли, жертвуемой крестьянином Антоном Алюшкиным Косминым. 1891 г.//РГИА, ф. 796, оп. 172, д. 1544. Сводный послужной список настоятеля, монахов и послушников Глинской Богородицкой и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней. 1892 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 3 л, д. 109. Исаия, игумен Глинской Богородицкой пустыни Путивльского уезда Курской губернии. Письма Исаакию (Антимонову). 1893–1894 гг.//РГБ, ф. 213, к. 68, ед. хр. 45. Исаия, игумен, настоятель Глинской пустыни. Письмо от Александра Алексеевича Нахласа об обращении иудеев в Христианство . 1893 г.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 105. Ведомость описная и перечневая монахов и послушников Глинской Богородицкой пустыни за 1894 г.//ГАКО, ф. 20, оп. 2, д. 408. Симон (Титов Симеон), игумен, живущий на покое в Глинской пустыни. 1895 г.//РГИА, ф. 796, оп. 439, д. 817. Прошение Глинской Рождество-Богородицкой пустыни иеромонаха Марина в Московскую Синодальную контору о переводе его в Московскую Синодальную 12 Апостолов Церковь . Окт.-дек. 1895 г.//РГАДА, ф. 1183, оп. 1, д. 141. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Братия пребывала в сердечной горести о разлуке со смиренномудрым и любвеобильным отцом, молитвенником, преданным Богу и Церкви, который жил не для себя, а для Бога и для других, и явил пример истинно монашеских подвигов, высоких духовных дарований. Великим утешением для братии было то, что и после смерти глубокочтимый старец не оставил своих чад. Так, он неоднократно в облачении являлся во сне одному ревностному молодому Глинскому монаху, поучал его, как надо жить в монашестве, учил умеренности в подвиге. После закрытия обители в 1961 г., при перезахоронении усопших старцев от храма на общее братское кладбище, были обретены нетленные мощи схиархимандрита Серафима. Даже облачение и гроб святого старца не были повреждены тлением 1033 . Придут времена, может быть, Господь и прославит Своего угодника. Литература Памяти митрополита Зиновия. ЖМП. 1985. 6. С. 60. Архивные документы Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 90. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 г.//Там же, д. 2, л. 49. Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1918 г.//Там же, д. 3, л. 20. Сводный послужной список и ведомость о настоятеле, монашествующих и послушниках Путивльской Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни за 1911 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174. Дело о посвящении монахов Глинской пустыни во иеродиаконы 14–18 июля 1917 г.//Там же, д. 256, л. 1. Послужные и формулярные списки монахов Курской епархии за 1919–1920 гг.//Там же, ф. 750, оп. 2л, д. 6, л. 40. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1944 г.//ГАСО, ф. Р 2196, оп. 12, д. 6. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1954 г.//Там же, д. 34, л. 10–10 об. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1955 г.//Там же, д. 37, л. 9– 11,16. Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1956 г.//Там же, д. 43, л. 3–4, 8–9,12. Материалы о закрытии монастыря Глинская пустынь//Там же, д. 55, л. 105.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010