В субботу 18 октября 1958 года в день памяти великих Московских святителей  подвижник отошел ко Господу. В воскресенье вечером игумен Феоген (Таран) совершил заупокойное всенощное бдение. В понедельник 20 октября на погребение великого старца прибыл епископ Степанаванский Зиновий (Мажуга). Погребение совершили при огромном стечении священнослужителей, иноков и богомольцев, глубоко почитавших о. Серафима. У южной стены храма, возле алтаря, гроб был опущен в могилу. И после смерти старец не оставил своих духовных чад. После закрытия обители в 1961 году при перезахоронении усопших старцев от храма на общее кладбище, были обретены нетленные мощи схиархимандрита Серафима. 16 августа 2008 в Глинской Рождество-Богородицкой пустыни состоялось прославление в лике святых преподобных старцев Глинских, в этот день был причислен к лику святых и схиархимандрит Серафим(Амелин). (Память Собора прп. Глинских старцев – 9/22 сентября.) Величание Ублажаем вас, преподобнии отцы наши Глинстии, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов. Собор преподобных старцев Глинских: 13 Глинских старцев. 1 . Преподобный Филарет – игумен Филарет (Данилевский) , настоятель (1817–1841); 2 . Преподобный Иннокентий – архимандрит Иннокентий (Степанов), настоятель (1862–1888); 3 . Преподобный Иоанникий – схиархимандрит Иоанникий (Гомолко), настоятель (1888–1912); 4 . Преподобный Серафим – схиархимандрит Серафим (Амелин), настоятель (1943– 1958); 5 . Преподобный Илиодор – схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) (1795–1879); 6 . Преподобный Василий – иеросхимонах Василий (Кишкин; † 1831); 7 . Преподобный Макарий – иеросхимонах Макарий (Шаров; 1801–1864); 8 . Преподобный Евфимий – схимонах Евфимий (Любимченко; 1795–1866); 9 . Преподобный Лука – схимонах Лука (Швец; † 1898); 10 . Преподобный Феодот – монах Феодот (Левченко; † 1859); 11 . Преподобный Архипп – схимонах Архипп (Шестаков; † 1896); 12 . Преподобный Досифей – монах Досифей (Колченков), благоговейный († 1874); 13 . Преподобный Мартирий – монах Мартирий (Кириченко; † 1865).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В книге «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891) сказано, что иеромонах Пахомий ездил в Киев разведывать: «по яким крепостям оная пустынь до Катедры (кафедры. – А.И.) Киевской приписана». Но это лишь было ему велено в указе от Варлаама (Ванатовича) 41 , сведений же о том, что он действительно ездил в Киев, не сохранилось. Литература Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 86–87. Анатолий (Ключарев), архимандрит. Материалы для истории Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1886. (Приложения). С. 64. Архивные документы Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему ко оному монастырю Глинской пустыни со всеми угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою//ЦГИА, ф. 796, оп. 10, д. 448, л. 25–25об., 93об. ИЕРОМОНАХ АРСЕНИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1764–1767) Впервые упоминание о настоятеле Глинской пустыни Арсении встречается в описи Глинской пустыни 1764 г. По данным этой описи, в Глинской пустыни в 1764 г. было 23 насельника: строитель монах Арсений, 2 иеромонаха, 5 монахов и 15 послушников 42 . Отец Арсений был одновременно экономом архиерейского дома епископа Севского Тихона. Известно, что в 1766 г. строитель Арсений был уже иеромонахом. Он управлял Глинской пустынью до 1767 г. Литература Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. С. 10. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 87. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649. Архивные документы Опись, учиненная имеющейся в Севском уезде Крупецкой волости приписной к Путивльскому Молченскому монастырю Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни//ЦГАДА, ф. 280, оп. 3, д. 154. ИЕРОМОНАХ СЕБАСТИАН, НАСТОЯТЕЛЬ (1767–1768) Иеромонах Севастиан был определен настоятелем Глинской пустыни в 1767 году. Этот подвижник не более одного года сочетал свою духовносозерцательную жизнь с попечением о жизни обители. В 1768 году он удалился на безмолвие в Площанскую пустынь. Литература

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. С. 10. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 87. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649. ИЕРОМОНАХ ГАИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1768–1773) Около пяти лет настоятелем Глинской пустыни был иеромонах Гаий. При нем в 1769 г. в обители полностью сгорел зимний деревянный храм Святителя Николая Чудотворца, колокольня и архив монастыря. Удалось спасти лишь церковную утварь и иконостас. В обители тогда оставалась лишь деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в которой и совершалось богослужение. В 1770 г. была заложена каменная двухэтажная церковь Рождества Пресвятой Богородицы 43 . Все заботы, связанные с началом строительства этого соборного храма, взял на себя строитель Гаий, который нес неусыпное попечение об успехе этого святого дела, его трудами начавшегося. Однако по Промыслу Божию ему не суждено было увидеть окончание этого строительства. В 1773 г. иеромонах Гаий был назначен настоятелем Николаевского Одрина монастыря, но спустя три месяца после этого мирно скончался в Глинской пустыни в том же 1773 г. До последних дней жизни он ревностно заботился о благоустройстве обители, сооружении храма. Об этом свидетельствует и завещание отца Гаия, по которому он оставил все свое небольшое имущество на построение каменной церкви в Глинской пустыни. Литература Указ Севской Духовной консистории строителю Глинской пустыни Гаию//Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 26, 87. Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. СПб., 1836. С. 11–12. Софрониева и Глинская пустыни. [Б.м., б.г.] С. 19. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649. ИЕРОМОНАХ СОФРОНИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1774–1777; 1774, 1779–1786) В 1774 г. настоятелем Глинской пустыни был назначен иеромонах Софроний (Хижняков) 44 . До перевода в Глинскую пустынь он с 1770 г. исполнял должность настоятеля Софрониевой Молченской пустыни, братия которой любила и почитала его 45 . По указу епископа Севского и Брянского 29 октября 1774 г. о. Софроний освящал зимний придел (во имя Святителя Николая) строившегося в Глинской пустыни храма Рождества Пресвятой Богородицы 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Так как усадьба наша мала по своим размерам, где могли бы мы построить новый жилой дом, поэтому просим Вашего разрешения на постройку второго этажа под жилое помещение строящегося деревянного здания. Преосвященнейший Епископ Евстратий Сумский и Ахтырский в вопросе о надстройке второго этажа строящегося здания принципиально не возражает. Настоятель Глинской Рождество- Богородицкой пустыни архимандрит Серафим Амелин 15 августа 1956 г. Председателю Президиума Верховного Совета СССР т. К.Е. Ворошилову Мы, настоятель Глинской пустыни (монастыря) Серафим Амелин и братия, просим Вас о том, чтобы возвратили нам бывшую чайную нашего монастыря, которая и находится на территории нашего монастыря. В настоящее время это здание по неизвестным нам причинам занимают колхозники и неколхозники колхоза им. Калинина Сосновского сельсовета. Мы, братия Глинского монастыря – преклонных лет старцы, – занимаемся своим трудом и молимся. Монастырь наш находится на территории Сосновского сельсовета Шалыгинского района, Сумской области, Украинской ССР. Здание в настоящее время приведено в безобразное состояние, но мы своим трудом и с Божией помощью приведем в порядок. Настоятель Глинской пустыни (монастыря) Амелин С. Д. 29 июля 1956 г. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Евстратию, епископу Сумскому и Ахтырскому От духовного Собора монастыря Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни. Прошение Духовный Собор монастыря Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни в составе: ее настоятеля архимандрита Серафима, казначея иеромонаха Модеста, благочинного схиигумена Андроника и духовника иеросхимонаха Серафима, – учитывая большую нужду монастыря в иеродиаконах, постановили обратиться к Вашему Преосвященству с прошением о рукоположении в сан иеродиакона инока Петра Мищенко и инока Анатолия Печенева с предварительным постригом их в мантию. 1. Инок Петр Степанович Мищенко (рождения 1930 года) известен нам в течение б лет. До своего пребывания в армии инок Петр (будучи послушником) нес послушание на кухне, пекарне и общих работах, а по возвращении из армии он трудится в кладовой и выполняет различные монастырские поручения. Все возлагаемые на него послушания он исполняет с усердием. За годы пребывания в обители он зарекомендовал себя глубоко религиозным человеком, стремящимся к монашеству, искренно любящим свой монастырь. Он обладает хорошим музыкальным слухом и голосом, прекрасный чтец и певец, знаком с церковным уставом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Молитва 2-я Преблагословенная Дева Марие, Царице небесе и земли, Твоему чудотворному образу припадающе, умильно глаголем: призри милостиво на рабы Твоя и Твоим всесильным ходатайством ниспосли комуждо потребная: вся верныя чада святыя церкви спаси, неверныя обрати, заблудшия на путь правый настави, старость и слабость сил поддержи, юных в вере святой возрасти, мужей ко благу направи; грешников к покаянию приведи и всех христиан мольбы услыши; болящия уврачуй, скорби утоли, путешествующим спутешествуй. Ты веси, Всемилостивая, яко немощни, яко грешни, яко озлобляеми и достойни прещения Божия; обаче буди нам на помощь, да ни коим грехом самолюбия, соблазна и диавольскаго прельщения прогневаем Бога. Тя имамы предстательницу, Юже не отринет Господь, аще бо восхощеши, вся даровати нам можеши, яко благодатный источник верно поющих Тя и превозносящих преславное Твое рождество. Избави, Владычице, грехопадений и бед всех благочестно призывающих Святое Имя Твое и поклоняющихся честному образу Твоему, Ты бо молитвами Своими, беззакония наша туне очищающи. Темже Тебе припадаем и паки вопием: отжени от нас всякаго врага и супостата, всякия напасти и губительныя поветрия, молитвами Своими подающи дожди благовременны и земли обильное плодоприношение; вложи в сердца наша страх Божественный ко исполнению заповедей Господних, да вси в христианской любви, благочестии и чистоте благоденственно, тихо и мирно поживем во спасение душ наших, во благо ближних и во славу Господа. Ему бо, яко Творцу, Промыслителю и Спасителю нашему всякая подобает слава, честь и поклонение ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Посвящается 150-летию со дня блаженной кончины приснопамятного настоятеля и возобновителя Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской (ныне Сумской) епархии игумена Филарета (1777 – 31 марта 1841) Предисловие В течение почти четырех веков одно из важных мест среди православных духовных обителей занимала Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии. Глинская обитель с момента своего возникновения была средоточием церковной жизни. Пустынь славилась строгостью истинно подвижнического устава, высотой духовной жизни своих насельников, особой силой религиозно-нравственного воздействия на народ, для которого всегда была «идеалом христианского богослужения и местом духовного подвига» 1 . Это отмечали многие иерархи Русской Православной Церкви, считая Глинскую пустынь истинной школой монашеского делания, «школой Христовой» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни схимонах Евфимий/Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. Труды иеросхимонаха Максима (Кузьмина) Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е доп. и вновь перераб., ил. Одесса, 1905. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская. Очерк явления иконы и описание чудес, от нее происшедших. Одесса, 1907. Эпистолярное наследие монаха Петра (Лешенко). Эпистолярное наследие схиархимандрита Илиодора (Голованицкого). Эпистолярное наследие иеросхимонаха Макария (Шарова). Эпистолярное наследие схиархимандрита Серафима (Романцова) . Эпистолярное наследие схиархимандрита Андроника (Лукаша) . Труды схиархимандрита Иоанна (Маслова) 1. Отдельно изданные произведения схиархимандрита Иоанна (Маслова) Глинская пустынь. М.,1992. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. М.,1994. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993. Избранные изречения старца Амвросия Оптинского , извлеченные из разных источников. М., 1996. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 2000. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Магистерская диссертация. Статьи разных лет. М.,1993. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Статьи разных лет. М., 1995. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . М., 1996. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . М., 2000. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . М., 2003. Глинский патерик. М., 1997. Лекции по пастырскому богословию. М., 2001. Лекции по литургике. М., 2002. Избранные письма и проповеди. М., 2004. Избранные статьи. М.,1993. Выпуски 1–7. Избранные статьи. М.,1995. Выпуск 2. Не поднимет народ на народ меча. Избранные статьи. М., 1996. Выпуск 3. Церковь Христова – место спасения человека. Статьи разных лет. 1997. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси. 2000. Без тайны Рождества Христова – нет смысла жизни на земле. М., 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«В начале XX века архиереи Курской епархии свидетельствовали, что “старчество, как духовный институт, издавна существует в Глинской пустыни и оказывает благотворное влияние не только на братию, но и на богомольцев. Подавая пример доброй нравственности, старцы руководят неопытных в духовной жизни и вразумляют заблуждающихся. Благодаря их влиянию и строгому надзору братия усердно ревнует о своем спасении” 6 . В обители были не один-два, а много старцев, известных своей прозорливостью и святостью. Воспитанные ими иноки отличались духовной опытностью и строгостью жизни» 7 . Поэтому именно из Глинской пустыни очень часто направляли иеромонахов на начальствующие должности в другие обители для утверждения там истинной монашеской жизни. Только в начале XX века более тридцати Глинских иноков 8 были назначены настоятелями в другие обители, причем не только в центральных, но и в самых отдаленных уголках страны (в том числе в Московской, Курской, Орловской, Харьковской, Черниговской, Якутской, Иркутской, Астраханской, Самарской, Кишиневской и других епархиях). Из Глинского братства вышли и известные миссионеры: преподобный Макарий (Глухарев) – просветитель Алтая, основатель Алтайской православной духовной миссии; иеромонах Иларион, впоследствии архимандрит, в 1861–1868 гг. – миссионер Квихпахской миссии в Америке; иеромонах Тихон (Ростовский) – подвижник Русской миссии в Иерусалиме; иеромонах Иродион – благочинный православных приходов во Франции; игумен Порфирий – настоятель Троицкой миссии Туркестанской епархии» 9 . «Преподобномученники Серафим (Богословский, †1921), Феогност (†1921) и Анатолий (†1930) в начале XX столетия были приглашены из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии в Свято-Троицкий Иссык-Кульский монастырь Туркестанской епархии, служили также в г. Верный (ныне г. Алматы). Ныне на месте мученической кончины преподобномученников Серафима и Феогноста – Серафимо-Феогностовская мужская пустынь, в 30 км от города Алматы, в Аксайском ущелье. Причислены к лику святых Новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 г. Память – 29 июля/11 августа и на Собор новомучеников и исповедников Российских» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ныне в Коренной пустыне четыре каменные церкви: 1) Соб. Рождества Богородицы, существующая с 1597 года; при ней придел Рождества Иоанна Предтечи, позднейшего устроения. 2) Михаила Архангела, построенная в царствование Бориса Феодоровича Годунова. 3) Живоносного Источника, над колодцем, на том самом месте, где обретен вышеозначенный образ; построена в 1597 году. 4) Архангела Михаила и Великомученицы Параскевы, нареченной Пятницы; устроена при Царе Борисе Феодоровиче Годунове. – При этой пустыне бывает на 9 неделе после Пасхи значительная ярмарка, известная под именем Коренной – и в это время приносится с крестным ходом из Курска и самая явленная икона, которая здесь пребывает до 12 сентября в церкви Живоносного Источника, где к самому колодцу, находящемуся ныне внутри храма, сделана в недавнем времени архимандритом Паисием, превосходнейшая, по образу своего построения, лестница. Этот крестный ход учрежден в 1618 году. ГЛИНСКАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ пуст. муж. в Путивльском уезде, между небольших речек Обесты и Клевени, среди леса. Здесь три церкви из коих: 1) Соб. Рождества Богородицы; 2) Иверской Божией Матери, над вратами, построена около 1832 года. О времени основания пустыни ничего неизвестно. МОЛЧАНСКАЯ пуст. муж. в 20 верстах от уездного города Путивля, при большом болоте, называемом Молче, где в 1635 году явилась икона Божией Матери, находящаяся ныне в самом Путивле, в Молчанском Печерском монастыре. Пустынь эта когда именно основана, сведений нет; а известно только, что в 1583 году она уже существовала, и при нашествии татар на город Путивль, в нач. XVII века, была разорена; после чего более 20 лет находилась в совершенном запустении. Около 1630 года она возобновлена, с построением новой каменной церкви Рождества Богородицы; а в 1653, по прошению жителей города Путивля указом царя Алексея Михайловича, и штат иноков в ней учрежден, но с зависимостью от Молчанского Печерского монастыря. Когда же, в 1656 году, Преподобный Софроний вступил сюда в число братства, то пустынь эта, по прошению его, сделана самостоятельной, а св. Софроний Строителем ее – и с тех пор она получила название Софрониевой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Но не могли эти светочи долго оставаться под спудом. Весть о их подвигах быстро распространялась и привлекала немало почитателей, многие из которых оставались с ними на жительство 78 . Так постепенно создавались монастыри, к которым русские люди относились с особым благоговением, считая их высшим идеалом на земле: «Свет инокам ангелы, – говорили обыкновенно, – свет же мирянам иноки» 79 . С возрастанием числа общежительных монастырей уменьшалось и количество иноков-отшельников. Н. Сперанский, характеризуя виды подвижничества, пишет о том, что «стремление к уединенным подвигам овладевает благочестивыми русскими людьми с XIV в. и продолжается до XVI в., после чего оно быстро уменьшается…» 80 . Возникновение Глинской Рождество-Богородицкой пустыни относится к началу XVI столетия, по времени явления Чудотворной иконы Рождества Божией Матери в «бортном ухожье» 81 . Именно в этот период Царица Небесная явлением Своей Чудотворной иконы укрепила безмолвствовавших в тишине лесной отшельников-подвижников, а через них и весь народ, в истинах отечественной православной веры, и притом промыслительно было явление Глинской иконы Богоматери, так как эта местность находилась на границе двух княжеств – Московского и Литовского, между которыми нередко возникали конфликты 82 . Явление Чудотворной иконы Богоматери – это свидетельство Ее любви к людям одной православной веры, но живших в двух княжествах; это Ее призыв к объединению народа, братской любви во Христе. Обретение этого Чудотворного образа Богоматери происходило при следующих обстоятельствах. Однажды в дремучем лесу на одной из сосен пчеловоды днем увидели икону Рождества Пресвятой Богородицы, сияющую чудесным светом. Они в страхе Божием помолились перед ней и, возвратившись домой, рассказали жителям об этом чудесном явлении иконы, о ее необыкновенном сиянии. С тех пор многие стали притекать к новоявленной иконе и получали благодатную помощь Царицы Небесной. Из-под корня сосны, на которой была обретена икона Богоматери, истекал источник целебной воды 83 . Приведем здесь краткое описание Чудотворной иконы. Высота ее 4 ½ вершка (20 см) 84 , ширина 3 ¾ вершка (16,7 см). Она состоит из трех изображений, отделенных друг от друга особыми очертаниями: св. праведного Иоакима, св. праведной Анны (на одре в полусидячем положении) и Младенца – Пресвятой Девы на руках у жены 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

13 старцев: 1 . Преподобный Филарет (Данилевский) – игумен, настоятель (1817–1841); 2 . Преподобный Иннокентий (Степанов) – архимандрит, настоятель (1862–1888); 1 . Преподобный Иоанникий (Гомолко) – схиархимандрит, настоятель (1888–1912); 4 . Преподобный Серафим (Амелин), схиархимандрит – настоятель (1943–1958); 3 . Преподобный Илиодор (Голованицкий, 1795–1879) – схиархимандрит; 6 . Преподобный Василий (Кишкин) – иеросхимонах; 7 . Преподобный Макарий (Шаров; 1801–1864) – иеросхимонах; 8 . Преподобный Евфимий (Любимченко; 1795–1866) – схимонах; 9 . Преподобный Лука – схимонах Лука (Швец; ок. 1838–1898); 10 . Преподобный Феодот (Левченко; t 1859) – монах; 1 1. Преподобный Архипп (Шестаков; ок. 1825–1896) – схимонах; 12 . Преподобный Досифей благоговейный (Колченков, 1874) – монах; 13 . Преподобный Мартирий (Кириченко; ок. 1800–1865) – монах. 25 марта 2009 года Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о канонизации еще троих Глинских подвижников, подвизавшихся в XX столетии. К лику святых были причислены преподобные Глинской Рождества-Богородицкой пустыни: 14 . Преподобный Серафим (Мажуга, 1896–1985) – схимитрополит; 15 . Преподобный Андроник (Лукаш , 1889–1974) – схиархимандрит; 16 . Преподобный Серафим (Романцов, 1885–1976) – схиархимандрит. Чин прославления этих подвижников состоялся 21 августа 2010 года за Божественной литургией в монастыре Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (село Сосновка Глуховского района Сумской области). Все они подвизались в обители до ее закрытия в 1922 году. Затем, после открытия обители в 1943 году, преподобный Андроник (благочинный) и преподобный Серафим (духовник) вернулись в монастырь и пробыли в нем до его закрытия в 1961 году, а митрополит Зиновий продолжил свое сначала старческое, а затем и архипастырское служение в Грузии, но постоянно помогал и оказывал содействие Глинским старцам, которые подвизались в горах и самой Глинской пустыни. Его приход в честь благоверного князя Александра Невского в Тбилиси, где он подвизался более тридцати пяти лет, называли островком Глинской пустыни. После упразднения Глинской пустыни в 1960-е годы он собрал вокруг себя почти всех Глинских старцев и писал, что «всегда молится и призывает благословение на всех Глинских и сам просил их молитв».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010