ТОМ II АРХИМАНДРИТ ИННОКЕНТИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1862–1888) (Память 17 сентября ст. ст./30 сентября нов. ст.) Цит. по кн.: Краткий очерк жизни архимандрита Иннокентия, настоятеля Глинской пустыни. Издание Глинской Рождество-Богородицкой пустыни.Киев, 1906. " Если мир весь во зле 509 , – Тот блажен на земле, Кто оставил все в мире для Бога; В ком воскресло все вновь, Все проникла любовь; Тому здесь только на небо дорога» 510 . Любвеобильный архимандрит Иннокентий (в миру дворянин Старооскольского уезда Курской губернии Яков Фирсович Степанов) поступил в Глинскую пустынь в 1845 году и был под духовным руководством известных Глинских старцев. По своим блестящим способностям, тихому нраву и усердию ко благочестию он обратил на себя внимание монастырского начальства и скоро занял должности письмоводителя и библиотекаря обители. Имея под руками обильный источник святоотеческой мудрости, он сумел почерпнуть оттуда воду живую и ею потом во имя любви обильно напоять приходящих к нему. Этому много способствовала отличная память. Стоило о. Иннокентию что-либо раз прочитать внимательно, и он спустя десяток лет мог буквально цитировать целые страницы прочитанного. В должности письмоводителя и поверенного монастыря, отец Иннокентий был правой рукой трех настоятелей Глинской пустыни: Евстратия (†1855), Авксентия (†1857) и Иоасафа (†862) и прекрасно ознакомился с многотрудными и разнообразными обязанностями аввы большого общежительного монастыря. Потому ему вполне по достоинству в 1862 году вручен был настоятельский посох. В должности настоятеля первой и главной заботой о. Иннокентия был соборный храм, перестройка которого началась еще при игумене Евстратии. Обширный храм, почти весь заново переделанный, требовал внутренней отделки. При неусыпных заботах о. Иннокентия она была закончена в два года и храм освящен в сентябре В 1870 году по инициативе о. Иннокентия Глинская пустынь с торгов приобрела казенные Сеймские мельницы, которые были в самом жалком состоянии. Только один амбар мог работать. Отец Иннокентий не устрашился громадных расходов на возобновление. При мельницах устраивалось подворье, приобреталась нужная земля, заводилось хозяйство. Отец Иннокентий сам неутомимо трудился над посадкой деревьев. Ему усердно помогали братия и его почитатели из мирян. Господь благословлял все благие начинания. Это видно было в особом чудесном знамении. На другой год по посадке молодые сосны весной зацвели какими-то необыкновенно красивыми цветами. Отец Андрей, показывая их батюшке, сказал: «Никогда этого не видел». Отец Иннокентий перекрестился и ответил: «Я тоже никогда этого не видал». Чудный цвет на соснах был две недели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Глинское братство на Иверской земле Возрожденная во время Второй мировой войны Глинская Рождество-Богородицкая пустынь стала преемницей и продолжательницей традиций знаменитого Оптинского монастыря. Здесь дивными цветами процвело то духовное предание монашества, которое золотой нитью тянулось от Фиваиды к Афону, от Афона через преподобного Паисия Величковского к Валахии, оттуда – в Россию, в скиты брянских лесов и в Оптину. Это предание называется старчеством. В обителях, хранивших духовную традицию старчества, главным делом считались не внешние подвиги, а отречение своей воли и совершенное послушание старцу. Дерзаем сказать, что старец являлся для монахов тенью Бога на земле; монах должен был принести в жертву то, чем согрешил Адам: волю, которая у нашего праотца склонилась к греху, рассудок, который некогда был обманут змеем, душевные чувства, которые в фантастических образах представили первому человеку, что он может быть независимым от Бога, даже больше – равным Ему. Монах отдает старцу свою волю, и этим исцеляется язва своеволия, которая непрестанно источает гной, отравляющий духовные силы человека; он отказывается верить своему уму, он говорит своим помыслам: «Вы лжете», и так ум его становится свободным от внутренних противоречий, от мысленной борьбы, от фантасмагории образов и может без труда сочетаться со словами молитвы. Ум отдавшего себя в послушание становится световидным. Наша праматерь залюбовалась чудным деревом, она была пленена желанием узнать вкус его плода, очарована своей собственной фантазией и словами демона. Теперь монах приносит в жертву свои чувства и влечения, он не верит им, он говорит себе: «Вы хотите обольстить меня ложным призраком правды. Если я вижу белый цвет, то я не поверю своим глазам, пока старец не скажет, что это белый; если я увижу черный цвет, то не поверю, пока старец не подтвердит это. Есть только два полюса моей жизни: один – это истинное добро, всецелое послушание старцу; второй – это ложь и грех , вера самому себе. Слова старца – свет, в котором отразился вечный небесный свет. Мои помыслы – тьма, в которой отразилась тьма ада».

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСЕНТИЙ († февр. 1857 г., Глинская пуст.), игум., настоятель Глинской Рождество-Богородицкой пуст. Был казначеем пустыни при игум. Евстратии (Яковлеве) в 1854-1855 гг., затем был избран и назначен настоятелем (9 окт. 1855). В сане игумена упоминается с апр. 1856 г. При А. в Глинской пуст. продолжалась перестройка собора Рождества Пресв. Богородицы, где проводились работы по внутренней отделке храма. А. построил двухэтажный деревянный корпус на 8 келий, настоятельский корпус перекрыл железом, на экономическом дворе устроил новый флигель с кладовой. Особое внимание уделял А. устроению духовной жизни братии, отличаясь при этом и необыкновенным милосердием. Он говорил, что если даже язычники, движимые естественным законом, проявляют милосердие к нуждающимся, то христианина тем более должно подвигнуть к этому не только родство естественное, так как все имели одного праотца Адама, но и родство духовное, и более всего имя Христово. Он так организовал благотворительную деятельность обители, оказывал столь щедрую помощь нуждающимся, что архиеп. Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков) в епархиальном отчете за 1856 г. писал: «Христианский долг призрения бедных среди всех обителей Курской епархии особенно исполняется в Глинской пустыни». Многогранной была и патриотическая деятельность насельников Глинской пуст. при А. Во время Крымской войны многие из них, руководствуясь глубоким чувством патриотизма и голосом гражданской совести, добровольно шли на фронт, остальные усиливали свои горячие молитвы к Богу, оказывали материальную поддержку воинам, семьям погибших, утешали скорбящих своими проповедями. В период настоятельства А. в 1856 г. по прошению граждан г. Глухова имп. Александр II утвердил совершение ежегодного крестного хода с Глинской Чудотворной иконой Рождества Пресв. Богородицы из Глинской пуст. в Глухов на время с 19 по 2 авг. Погребен А. под Успенским храмом Глинской пуст. Арх.: Главная опись церковного и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2727; Отчет о состоянии Курской епархии за 1856 г.//Там же. Ф. 796. Оп. 442. Д. 3. Л. 8-9; Илиодор, архим. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре)//ОР РГБ. Ф. 213. К. 109. Ед. хр. 93. Л. 26об.; Послужные списки настоятеля с братией Глинской Богородицкой пустыни за 1885 г.//ГАКО. Ф. 20. Оп. 3 л. Д. 89. Л. 4об.; Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках указных и неуказных Глинской Богородицкой пустыни и Путивльской Молченской Софрониевой пустыни за 1892 г.//ГАКО. Ф. 20. Оп. 3 л. Д. 109. Л. 12об., 24.

http://pravenc.ru/text/62808.html

Ювеналий (Половцев Иван Андреевич), архп. Виленский и Литовский Родился 21 октября 1826 года в гор.Ораниенбауме Петербургской губернии. Окончил Михайловскую артиллерийскую академию и состоял на военной службе. Однако в его нежной душе таились такие нравственно-религиозные задатки, которые совершенно не гармонировали с его блестящим светским положением. Религиозный с самых юных лет, он постоянно «ходил пред Богом» и мечтал о скромной келии отшельника. Его стремлений к монашеству не могли поколебать даже насмешки его товарищей-артиллеристов, которые вышучивали его религиозность и в насмешку сулили ему белый клобук. Даже его мать (лютеранка по вероисповеданию, женщина умная и влиятельная в высшем Петербургском обществе) должна была уступить желаниям своего сына, – блестящего офицера, когда он после своей тяжелой болезни, решительно заявил о своем намерении принять монашество. 15 марта 1847 года в возрасте 21-го года он поступил послушником в Оптину пустынь. 29 апреля 1855 года пострижен в монашество. II июля 1857 года рукоположен во иеромонаха и 22 октября назначен вместе с иером. Леонидом (Кавелином) сотрудником в Иерусалимскую миссию под начальство еп. Кирилла (Наумова) . 10окт.1861г. по возвращении в Россию возведен в сан игумена и назначен настоятелем Глинской Рождества Богородицкой пустыни Курской епархии. 8 мая 1862 года назначен настоятелем Коренной Рождества Богородицкой пустыни, а 15 августа возведен в сан архимандрита. 21 дек.1867 г. назначен наместником Александро-Киевской Лавры. 26 июня 1871г. уволен по болезни на покой в Оптину пустынь Калужской епархии. 21 мая 1884 года назначен наместником Киево-Печерской Лавры. 25 октября 1892 года хиротонисан во епископа Балахнинского, вик.Нижегородской епархии. Хиротонию совершали: митрополит Киевский Иоанникий, архп.Холмско-Варшавский Флавиан и епископы: Гурий, Герман, Антоний, Никандр и Николай. С 3 сент.1893 года еп.Курский и Белгородский. 7 марта 1898 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Литовским и Виленским.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Arhiva Prticele din moatele ocrotitorilor cereti ai Kazahstanului au fost transmise în dar Eparhiei de Australia a Bisericii Ruse din Strintate 9 februarie 2012 19:36 По благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра храму Новомучеников и исповедников Российских г. Сиднея переданы частицы мощей преподобномучеников Серафима и Феогноста, небесных покровителей Казахстана. В епархиальном управлении Австралийской и Новозеландской епархии Русской Православной Церкви Заграницей ключаря Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты протоиерея Александра Суворова принял Первоиерарх РПЦЗ митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион . По окончании встречи протоиерей Александр Суворов передал частицы мощей и икону преподобномучеников Серафима и Феогноста в дар сиднейскому храму от Митрополичьего округа в Республике Казахстан. В 1882 году на берегу озера Иссык-Куль был основан мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь. В начале ХХ столетия в обитель из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни переселились несколько иноков, в числе которых были монахи Серафим и Феогност. Будущий преподобномученик Серафим, в миру Александр Богословский, родился в городе Глухове в 1870-е годы. Еще в детстве узнав от благочестивой матери об ожидающей его мученической кончине, Александр в юношеском возрасте удалился в Глинскую пустынь. Около 1909 года монах Серафим был призван в кафедральный город Верный (ныне г. Алма-Ата), где принял священный сан и нес служение в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома, а также духовно окормлял основанную незадолго до того Иверско-Серафимовскую женскую обитель. После прихода в марте 1918 года к власти большевиков и расстрела епископа Пимена (Белоликова) монахи ушли из Верного в горы и в 8-ми верстах от города, в урочище Медео, создали скит на сопке Мохнатой. Иеромонах Серафим обустроил в нем церковь, вырытую в склоне горы. Позже этот скит был отдан ими монахиням, а братия решила искать более уединенного места. Такое место они нашли на горе Кызыл-Жар, где ими были поставлены кельи и вырыты пещеры. Духовником скита был иеромонах Серафим.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2007099...

Αρχεο Митрополит Липецкий Никон: Дело духовного просвещения святителя Тихона Задонского мы всегда стараемся продолжать 26 Αυγοστου 2014 τος 17:54 26 августа — день памяти святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца, крупнейшего православного религиозного просветителя и писателя XVIII века, автора множества посланий, среди которых есть наставления родителям и детям, учителям и семинаристам. В интервью порталу «Приходы» митрополит Липецкий и Задонский Никон рассказывает о жизни Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря и о пребывающих в обители мощах святителя Тихона Задонского. — Владыка, как у Вас получается, возглавляя Липецкую митрополию, до мелочей вникать в жизнь монастыря? — Это получается легко и естественно. Задонский мужской монастырь — мой родной дом и мое детище, насельники монастыря — мои дети, здесь я постоянно живу, отсюда езжу в Липецк и во все города и села нашей епархии для совершения богослужений и для участия в других мероприятиях. Нередко я обхожу территорию монастыря, осматриваю все, общаюсь с братией и насельниками на всех послушаниях. Старшие в трапезной, пекарне, просфорне, типографии, в монастырских лавках, на складах, на строительных и полевых работах, на монастырской ферме и на прочих объектах без труда могут встретиться со мной, рассказать о возникающих проблемах, посоветоваться, получить благословение. Все происходит на ходу, как в большой семье: в процессе жизни и общения детей и родителей. — А какое место в Вашей жизни занимает святитель Тихон? — Святитель Тихон — не только образец праведника для меня и для всех русских людей. Он незримо присутствует рядом и очень живо, с необыкновенной силой помогает в моем служении. Незримое присутствие его окрыляет и вдохновляет нас непрестанно. Святитель Тихон стал важнейшим покровителем моей жизни вместе со старцами Глинской пустыни — преподобным схимитрополитом Серафимом (Зиновием Мажугой) и схиархимандритом Виталием (Сидоренко). Жизнь и учение этих великих старцев, духовным сыном которых Господь сподобил меня быть, стали основой всей моей жизни. Что-то сродное в них было и со святителем Тихоном, наверное, как и у всех святых. Я видел их жизнь, слышал слова, отношение ко всему…

http://patriarchia.ru/gr/db/text/4531151...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Серафим Верненский (Богословский), прмч. - житие С целью распространения Православной веры в Туркестанском крае и духовного просвещения азиатских кочевников, Святитель Туркестанской кафедры Преосвященный Епископ Александр (Кульчицкий) вознамерился зажечь на берегах Иссык-Кульского озера миссионерскую путеводную звезду. В 1882 году он приступил к освящению избранного места и водрузил деревянный крест там, где предположено было основать мужской Свято-Троицкий миссионерский монастырь. Первые насельники монастыря приложили много трудов для возведения монастырских стен и зданий и устроения хозяйства, терпя недоброжелательное отношенье кочующих племён, оборачивающееся нередко открытым нападением на послушников и потравой монастырских пастбищ. Умножение братии последовало в 1886 году, когда в монастырь приехали 11 иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни, а в 1894 году на берега величественного Иссык-Кульского озера решили отправиться с острова Валаам восемь иноков во глав с игуменом Севастианом, неся с собой дух Валаамской обители. Несколько лет спустя, уже в начале ХХ-го столетия, в монастырь были приглашены из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии несколько иноков, в числе которых были монахи Серафим, Феогност и Анатолий. Известно, что они были образованные иноки, ведущие высокую подвижническую жизнь. Кроме того, отец Серафим был наделён иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певцом и незаурядным регентом, отец Феогност имел хорошие административные способности. В Свято-Троицком монастыре Глинские иноки сблизились с монахами Пахомием и Ираклием. Сейчас, когда минуло почти столетие, не представляется возможным с точностью установить биографические данные Казахстанских подвижников и фактическую сторону описываемых событий. Достоверно известно лишь то, что к 1909 году монахи Серафим и Анатолий были призваны в кафедральный город Верный, где удостоились получить священный сан и несли своё служение в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома, за которое в 1912 году были удостоены права ношения набедренника. Также они духовно окормляли недавно основанную Иверско-Серафимовскую женскую обитель.

http://pravicon.com/info-3342

ПРАВОСЛАВНЫЕ ВЫСТАВКИ . ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ (Елена Максимова). 14.01.2013 23:55:44 Священник Георгий Максимов На рубеже XIX – ХХ вв. во всем мире наступил настоящий выставочный бум. В России, Европе, Америке проходят промышленные, сельскохозяйственные, ремесленные, художественные выставки. Некоторые монастыри и мастерские участвуют в них и даже получают награды,  в т.ч. международные. Но единственная специальная церковная выставка  состоялась  в 1904 году в обширных залах Таврического дворца. Ее устроило Общество попечения об улучшении быта питомцев Императорского воспитательного дома. Эта выставка имела две основных цели: познакомить посетителей с характером работ, производимых в монастырях и мастерских и собрать средства для несчастных детей, лишенных семьи.  Экспозиция состояла из нескольких разделов:  монастырских работ,  церковной утвари и живописи, исторического и торгово-промышленного. К участию в выставке приглашались все русские монастыри и многие откликнулись: раздел монастырских работ собрал 78 монастырей. Большую часть составляли женские обители, но представительна была и группа мужских монастырей: Валаамский Свято-Преображенский и  Свято-Троицкий Александра-Свирского монастыри, Глинская Рождество-Богородицкая пустынь, Почаевская Свято-Успенская Лавра, Артемиев Веркольский монастырь и др. Многие русские монастыри в то время  имели свои иконописные, ремесленные мастерские, занимались хлебопашеством, держали скот,  разводили рыбу. Одним словом, полностью обеспечивали не только себя, но и многочисленных паломников. На выставке они представили работы инокинь  по живописи и всевозможным женским рукоделиям: иконы,  картины, церковные вещи, шитые шелком и золотом, вышивки, ковры и т.д. Мужские монастыри прислали киоты, резные кресты, изделия из кипариса,  кожи, бронзы, кости. В разделе церковной утвари  приняли участие производители церковной утвари и всех предметов, относящихся к внутреннему благолепию храмов, в их числе несколько выдающихся русских фирм: Московская Синодальная типография, Московский Епархиальный свечной завод, Торгово-промышленное товарищество П.И. Оловяшникова,  Гатчинский завод Лаврова и др.  В историческом разделе  были  представлены коллекции старинных предметов (церковная утварь, иконы, кресты, переплеты книг и шитье, монастырские принадлежности иноков).

http://radonezh.ru/analytics/pravoslavny...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛИНСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ (ставропигиальная УПЦ), находится в с. Сосновка Глуховского р-на Сумской обл. (Украина). Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Литография XIX в. Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пустынь. Литография XIX в. По преданию, зафиксированному в 1-й пол. XIX в. прп. Филаретом (Данилевским) (Ист. описание Глинской Богородицкой пуст. СПб., 1835), Г. п. основана на месте явления в 1-й пол. XVI в. местным пчельникам на сосне чудотворной Глинской Рождества Пресв. Богородицы иконы . Вскоре, вероятно, насельниками Молченской Софрониевой пуст. была построена часовня. В кон. XVI в. житель Крупецкой вол. Фома Милонов с товарищами построил на месте явления иконы деревянную ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Возможно, в XVII в. при храме селились пустынники, в т. ч. постриженики путивльского Молченского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря , к-рый, согласно Межевой книге на земли в Крупецкой вол. 1685 г. (РГАДА. Ф. 1255. Оп. 4. Д. 23), с 1648 г. владел «Глинским ухожьем». Грамотой царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1693 г. подтверждалось право Путивльской обители на земли Глинского ухожья Севского у. Крупецкой вол. Грамотой патриарха Иоакима 1689 г. игум. Феодосию иеромонахи путивльского Молченского мон-ря обязывались регулярно служить в Глинской Богородице-Рождественской ц. XVIII в. Когда 13 дек. 1703 г. Петр I пожаловал Крупецкую вол. гетману И. С. Мазепе , Г. п. отошла Киевской митрополии. Ок. 1704-1706 гг. по благословению Киевского митр. Варлаама (Ясинского) она была приписана к Бутыринскому Петропавловскому мон-рю Глуховского у. Черниговской губ., а в 1708 г., после измены Мазепы, пожалована кн. А. Д. Меншикову, к-рый стал благотворителем обители. Он отдал Г. п. ок. 5 тыс. га земли, построил кельи и деревянную ц. в честь Вознесения Господня (1724). В донесении 1730 г. Киевского архиеп. Варлаама (Ванатовича) в Святейший Синод сказано, что Г. п. благодаря дару «князя Меншикова стала обширнейшей» (РГИА. Ф. 796. Оп. 10. Д. 448). Указами имп. Анны Иоанновны и Синода от 11 окт. 1731 г. Г. п. вошла в подчинение Синодальной области и приписана к путивльскому Молченскому мон-рю, в 1764 г. стала самостоятельной, заштатной. Братия

http://pravenc.ru/text/165143.html

1 Начало «Симфонии» было опубликовано в журнале «Вышенский паломник» (Рязань, 1996–2001 гг.). 4 С XVII в. в течение четырех веков важное место среди православных обителей занимала Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь Курской епархии. Она была одной из тех редких на Руси обителей, в которой старческое окормление было утверждено Уставом. Впоследствии Глинский устав, составленный по образцу Афонского, полностью или частично был заимствован многими русскими монастырями. 5 Здесь и далее использованы книги: Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в ХУ1-ХХ веках. М., Издательский отдел Московского Патриархата, 1994; Маслов Н.В. Благодатный старец. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) . М., Издательство Московской Патриархии, 2000; Магистр богословия Московской Духовной Академии архимандрит Георгий (Тертышников)/Сост. прот. Сергий Правдолюбов . М., Святитель Киприан, 1998). 6 Возобновителем Глинской пустыни в 1942 году был ее прежний настоятель – архимандрит Нектарий (Нуждин). Он восстановил обитель, собрал братию, вновь ввел истинно подвижнический Устав, учредил старчество. Почувствовав свой близкий исход, отец Нектарий передал управление монастырем иеросхимонаху Серафиму (Амелину, впоследствии схиархимандриту). 7 Бывшие иноки Глинской пустыни до начала 50-х годов составляли почти половину насельников вновь открытого монастыря. Благодаря их высокой духовной настроенности, верности древним традициям обители в Глинской пустыни строжайше соблюдались все монашеские обеты. Несмотря на то что почти две трети насельников были в те годы старше 60 лет, немощные телесно, но сильные духовно, они своей молитвенно-трудовой иноческой жизнью восстановили и благоустроили Глинскую пустынь. Их высокая духовная целенаправленность была результатом старческого окормления. Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского. Изд. 2-е. - М., " ДАРЪ " , 2008. - 640 с. I8BN 978-5-485-00165-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010