Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ (Ключарёв Андрей; ок. 1827-10.07.1886), архим., церковный историк, краевед. Род. в семье причетника. В 1850 г. окончил Курскую ДС, рукоположен во священника и получил назначение в с. Сула Курской губ. В 1859-1863 гг., после смерти жены и детей, учился в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия. С 1863 г. преподавал Свящ. Писание в Курской ДС, с 1868 г. - нравственное и догматическое богословие, евр. язык. В 1864 г. принял монашество с именем А. В 1873 г. на съезде духовенства избран смотрителем Рыльского ДУ, в 1876 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим рыльским во имя свт. Николая мон-рем . С 1879 г. настоятель этого мон-ря, благочинный мон-рей и пустыней Курской епархии. А. много лет собирал и изучал материалы по церковной истории Курской епархии. Нек-рые исследования А. (в основном описания мон-рей) были помещены в «Курских ЕВ» . После смерти А. остались архив с множеством неопубликованных материалов и ценная историко-археологическая б-ка. Соч.: Белгород и его святыня//Курские ЕВ. 1871. 7-9, 11, 14, 15, 17, 19; 1872. 3, 12, 17, 19; 1873. 2, 3; Упраздненные монастыри//Там же. 1873. 10, 12; Рыльское духовное училище//Там же. 1874. 17-19, 21, 22; К истории Рыльского духовного училища//Там же. 1880. 12, 15-17; Историко-статистическое описание Обоянского Богородицко-Знаменского монастыря//Там же. 1882. 4-12; Белгород и его святыня: Николаевский мон-рь//Там же. 1883. 1-7; Настоятели Белгородского Николаевского монастыря//Там же. 1883. 11-16; Упраздненные монастыри: Коренная Николаевская мужская пустынь//Там же. 1884. 18, 19; Упраздненные монастыри//Там же. 1884. 21-24; К истории монастырей - упраздненного Белоградско-Николаевского и существующего доныне Обоянского Знаменского//Там же. 1885. 11, 12, 14; Рождество-Богородицкая пустынь//Там же. 1886. Прил. 8-17, 19, 20; Глинская Рождество-Богородицкая пустынь//Там же. 1886. Прил. 5, 6, 13-17, 19, 20. Лит.: Архимандрит Анатолий: Некролог//Курские ЕВ. 1886. 15. С. 728-730. О. Э. Петруня Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ДИМИТРИЙ (Григорьев Доримедонт Григорьевич; 1798 - 1882), архим., настоятель задонского в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря

http://pravenc.ru/text/114992.html

Н. Самойлов уделяет этому богатому событиями времени лишь одну страницу 179 , автор книги «Софрониева и Глинская пустыни» – еще меньше 180 . Более подробно описывает указанный период архимандрит Анатолий (Ключаров). Но в своем исследовании он использовал лишь один документ – «Прошение Путивльского Молченского монастыря игумена Моисея с братиею об отдаче по-прежнему Молченскому монастырю Глинскую пустынь со всеми угодьями, которою завладел Киевский архиерей собою» (1729 г.). Поэтому его анализ отличается неполнотой, а иногда и неточностями. Автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891) лишь кратко повторяет (на с. 23–25) анализ архимандрита Анатолия. Более подробные сведения об истории Глинской пустыни в XVIII веке содержатся в архивных документах того периода, которые нам удалось обнаружить в ЦГИА СССР и ЦГАДА СССР. В начале XVIII века Глинская пустынь по-прежнему была приписана к Путивльскому Молченскому монастырю. Но затем получила относительную самостоятельность благодаря тому, что 13 декабря 1703 г. император Петр I пожаловал Крупецкую волость со всеми землями, лесами, селами и деревнями украинскому гетману И. С. Мазепе 181 . Преследуя свои политические цели (гетман стремился отделить Украину от России), Мазепа в том же 1703 г. передал Крупецкую волость, а вместе с ней и Глинскую пустынь со всеми угодьями в ведение Киевской епархии 182 , хотя Глинская пустынь и не была отделена указом от Путивльского монастыря. В донесении Киевского архиепископа Варлаама Ванатовича, направленном в Св. Синод в 1730 году, сказано: «Мазепа, видя церковь пусту с давних лет стоящу… испросил у Преосвященнейшего митрополита Киевского Варлаама Ясинского благословение собраться на том пустом месте» 183 монахам, и с того времени обитель Глинская была «поручена в досмотр и правление Петропавловского Глуховского монастыря игумену Мелетию Трофимовичу 184 ближайшего ради расстоянья» 185 . Сказанное в донесении о будто бы пустой Глинской церкви, стоящей на пустом месте, совершенно неверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

возрастании духовной жизни братства Глинской пустыни свидетельствует стремление других подвижников попасть в эту святую обитель. По сравнению с 1764 г. число монашествующих Глинской пустыни удвоилось, а число послушников возросло до 20. В 1784–1785 гг. в монастыре было уже 35 насельников 53 . Иеромонах Софроний тщательно заботился о благочинии богослужения. При нем в обители в числе братии было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, церковные службы стали отличаться большей торжественностью и стройностью, что увеличивало приток богомольцев в монастырь. Происходившие во время его настоятельства исцеления от Чудотворной иконы также влекли в обитель множество богомольцев. Впоследствии многие из этих чудес были записаны Глинским игуменом Филаретом (Данилевским) . Ревностно потрудившись на благо Глинской пустыни почти 10 лет, иеромонах Софроний мирно скончался в обители в 1786 году 54 . Литература Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 87–88. Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. С. 12. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649–650. Софрониева и Глинская пустыни. С. 19. Чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы Пустынно-Глинская. Очерк явления иконы и описание чудес от нее происшедших. Одесса, 1907. С. 30. Историко-статистическое описание Молченской ... пустыни. С. 118. Памятная книжка Курской губернии на 1860 г. Курск, 1860. С. 96. Архивные документы Рапорт о действительном исполнении указа в доставлении сведений о колодниках, содержащихся в монастырях//ГАБО, ф. 494, оп. 1, д. 2, л. 12. Рапорт Севского епископа Кирилла о назначении игуменов в Путивльский Молченский, Рыльский монастыри и Софрониеву пустынь//ЦГИА, ф. 796, оп. 58, д. 384, л. 1–2. Кальковка слободки Шутовки, Сучкиной тож, владение Богородицкой Глинской пустыни иеромонаха Софрония с братиею//ЦГАДА, ф. 1317, оп. 1, д. 939. Алфавит хранящимся в чертежном архиве планам с книгами Курской губернии Путивльского уезда; Б-20. Богородицкая Глинская пустынь//ЦГАДА, ф. 1354, оп. 219, 4.1. Б-20.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Это опровергают сохранившиеся документы Глинской пустыни. Настоятель обители игумен Филарет (Данилевский) писал в своем прошении императору Николаю I, что в Глинской пустыни «повсюду под лесом песчаник» 97 . Путивльские дворяне, обращаясь к министру духовных дел и народного просвещения князю А. Н. Голицыну, сообщали, что «земля, на которой лес в окружности Глинской пустыни произрастает, есть пещаная» 98 . Министр государственных имуществ в отношении к обер-прокурору Св. Синода писал: «Земля (принадлежащая Глинской пустыни. – А. И.) большей частью песчаная» 99 . То же подтверждает и автор данной работы, бывший насельником Глинской пустыни. Разумеется, это не исключает наличия здесь в какой-то степени и глинистой почвы. В межевом документе 1784 года, хранившемся до 1922 года в архиве Глинской пустыни, упоминается лог Глинище и меловой колодезь 100 . Однако эти частности не могли послужить поводом к названию местности Глинской пустынью. Мы вполне согласны с доводами автора книги «Глинская Рождество-Богородицкая пустынь» (М., 1891) о том, что, если бы название Глинской пустыни произошло от существительного «глина», «получились бы названия: глиняный, глинный, глинковский, глинищный, что видим в следующих названиях: Неглинная часть Москвы, Глинковская церковь в Вологде и др., так что этим словом опровергается и ссылка на межевой документ, в котором упоминается лог Глинище» 101 . Наиболее достоверным является предположение о том, что «название обители дано по фамилии известных князей Глинских, имевших поместья вблизи пустыни» 102 , владевших, вероятно, и этой местностью. Впервые эта точка зрения была высказана в основанном на первоисточниках, документально подтвержденном описании Глинской пустыни, представленном в Курскую Духовную Консисторию в 1854 году протоиереем М. П. Архангельским 103 . Его мнение разделяли: неизвестный автор книги «Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь» (М., 1891) 104 ; И. Платонов, описывавший пребывание Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы в городе Глухове в 1879 году 105 ; Е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Ф. 696. Оп. 205. Д. 639. Л. 16 об.; Портреты начальствующих и других лиц монашествующего духовенства, 1870-1905 гг.: В Бозе почивший Глинской пуст. архим. Иннокентий. Хромолитогр. Е. И. Фесенко//Там же. Ф. 735. Оп. 2. Д. 59. Л. 8; По донесениям духовных консисторий сведения, кем были управляемы мон-ри в 1863 г.//Там же. Ф. 796. Оп. 145. Д. 238; По предложению обер-прокурора Свят. Синода об испрошении высочайшего соизволения на приобретение Глинской Богородицкой пуст. Курской епархии Сеймских казенных мельниц. 1869 г.//Там же. Оп. 150. Д. 1479; По вопросу, возбужденному настоятелем Глинской Богородицкой пуст. о том, какие док-ты следует получить названному мон-рю по содержанию водяной мукомольной мельницы//Там же. Оп. 157. Д. 1657; О назначении иером. Исайи настоятелем Глинской пустыни с возведением в сан игумена. 1888 г.//Там же. Оп. 169. Д. 185; Отчет о состоянии Курской епархии за 1877 г.//Там же. Оп. 442. Д. 738. Л. 9 об.; Ювеналий (Половцев), архиеп. Письма к Исаакию (Антимонову). 1862-1865 гг.//РГБ ОР. Ф. 213. К. 73. Ед. хр. 16. Л. 7; Илиодор [Голованицкий], архим. Глинской пуст. Письма к Тимковским Варваре и Серафиме//Там же. К. 103. Ед. хр. 93. Л. 93; Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пуст. за 1885 г.//ГАКО. Ф. 20. Оп. 3. Д. 89. Лит.: Силин А., свящ. Некролог: [Отец архим. Иннокентий, настоятель Глинской пуст.]//Курские ЕВ. 1888. 40. С. 654-655; Краткий очерк жизни архим. Иннокентия, настоятеля Глинской пуст. К., 1906; ЖПодв. Сент. С. 207-217; Иоанн (Маслов), схиархим. Глинская пуст. М., 1992. С. 35-37; он же. Глинский патерик. М., 1997. С. 225-228; он же. Глинская пуст.: История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX вв. М., 20072. С. 303-332. Н. В. Маслов Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп.

http://pravenc.ru/text/389627.html

В храмах и монастырях К. и Г. е. находятся чудотворные иконы Божией Матери: Молченская (см. Иверская икона Божией Матери ) — в путивльском Рождество-Богородицком монастыре и в Софрониевой пустыни, Путивльская — в Преображенском соборе в Путивле, Дубовичская — в Преображенском храме в г. Кролевце, Воргольская в кафедральном Вознесенском соборе в Конотопе, Глинская «Рождества Пресв. Богородицы» икона (Пустынно-Глинская) и Нерукотворный образ Спасителя — в Глинской пуст. Ежегодно совершаются крестные ходы: из путивльского Преображенского собора — в Молченский монастырь с Молченской иконой Божией Матери (7 мая), из «Городка» (детинца летописного Путивля и места явления Путивльской иконы) — в городской собор (15 мая), из Глинской пуст.— в кафедральный Анастасиевский собор Глухова с Пустынно-Глинской иконой в память избавления Глухова от холеры в 1848 г. (1 авг.). Архиереи: еп. Пантелеимон (Романовский; 22 июня — 29 дек. 1993), архиеп. Ионафан (Елецких; 29 дек. 1993 —27 авг. 1995, с 1994 в сане архиепископа), еп. Анатолий (Гладкий; 27 авг. 1995 —30 марта 1999), еп. Иннокентий (Шестопаль; 30 марта 1999 — 8 мая 2008), архиеп. Лука (Коваленко; 8 мая 2008 —23 дек. 2010), еп. Иосиф (Масленников; 23 дек. 2010 — 20 июля 2012), еп. Роман (Кимович; с 22 июля 2012). Монастыри Действующие: Молченская Софрониева пуст. (мужская, в с. Нов. Слобода Путивльского р-на, основана в XV в. (?), впервые упом. в документах в 1591, закрыта в 1921, возобновлена в 2001), путивльский Молченский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в Путивле, основан в 1-й четв. XVII в. как мужской, закрыт в 1925, возобновлен в 1992 как мужской, с 1997 женский), Глинская в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. (мужской, в с. Сосновка Глуховского р-на, основана в сер. XVII в., закрыта в 1922, возобновлена в 1942, вновь закрыта в 1961, вновь возрождена в 1994, с 1996 ставропигиальная). Упраздненные: путивльский в честь Преображения Господня (мужской, в Путивле, существовал в XIII в., упразднен в нач. XVII в.), путивльский Свято-Духов Новодевичий (женский, в Путивле, упом.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

Глинская Пустынь тесно связана с Путивльским Молченским Рождества Пресвятой Богородицы Печерским монастырем, основанным иноками Молченской Рождество-Богородицкой Печерской Пустыни, от которой получил свое название. В конце XVI века, когда Молченская Пустынь пострадала от набегов татар, началось активное строительство Путивльского Молченского монастыря. В 1605 году, после разорения Молченской пустыни поляками, монахи этой обители оставили ее и переселились в Путивльский Молченский монастырь. С начала XVI века и до 1648 года Глинская Пустынь накопила немалый духовный опыт пустынножительства, богатые духовные традиции. Путивльские иноки владели угодьями Глинской Пустыни с 1643 года, но более 40 лет не совершали в этой обители Богослужений. В начале XVIII века в Глинской обители укрепилось материальное благосостояние. Пустынь владела многими землями, имела богатое монастырское хозяйство, в котором подвизались множество иноков. Духовная жизнь в Глинской Пустыни возрастала и привлекала множество богомольцев. Видя подъем духа братии этой обители, они стремились помочь ей в строительстве нового каменного храма. В мае 1781 года двухэтажная каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая была освящена. В храме Глинской Пустыни и его приделах иконостасы были деревянные, резные, позолоченные, иконы украшены серебряными ризами и венцами, половина церковных сосудов также были серебряными. Посреди храма Рождества Пресвятой Богородицы и Николаевского придела помещались паникадила. В конце XVIII и начале XIX вв. соборный храм с приделами и колокольня были покрыты черным сибирским железом. Во владении Глинской Пустыни рос лес строевой и дровяной. К строевому лесу относились дуб, береза, клен, сосна, который был пригоден " для строевого и корабельного поделия " . Вдоль сенных покосов - лес ореховый, ольховый, лозовый и ракитовый. В лесах водились медведи, волки, лисы, горностаи, лоси, дикие козы, зайцы, белки. На пахотных землях сеяли рожь, овес, гречиху. Землями Глинской Пустыни пользовались иноки и черкасы - вольные крестьяне, жившие в принадлежавшей обители слободке Шутовке. Крестьяне занимались хлебопашеством, женщины, кроме полевой работы, пряли лен, шерсть, поскань, ткали холсты и сукно для своего обихода и на продажу. Рядом с Пустынью иноками был устроен пруд, в котором поставили мучную мельницу. Обитель по-прежнему владела рыбным хозяйством: в реке и заливах иноки и крестьяне ловили судаков, лещей, головлей, а в озере - щук, окуней, плотву, ершей. Близ пустыни была устроена пасека. Кроме меда здесь собирали воск для изготовления свечей. Более того, за период 1764-1785 гг. иноки во главе с настоятелем благоустроили обитель: возвели первый каменный храм и обнесли пустынь с северной и восточной стороны каменной оградой, на углу которой была построена каменная башня, а в нем кладовая для хранения церковных денежных сборов. Кроме того, построили еще 4 новых здания.

http://sobory.ru/article/?object=13951

Матерь Божия, желавшая прославить это место, не оставила Своего покровительства и не лишила людей благодатной помощи. Промыслом Божиим целебный источник снова открылся в другом месте, в двух километрах на запад, и снова, как и прежде, толпы народа устремились к нему, где от воды этого живоносного источника получали исцеление. Этот источник существует доныне и привлекает к себе множество паломников. Многочисленные факты чудес от Чудотворной иконы и источника были собраны в Глинской пустыни в «дело архива 255» и параграфе сороковом рукописного описания Глинской пустыни 1829 года 89 . Когда о многих чудесах исцелений слух дошел до Путивльского Молченского монастыря, расположенного в сорока верстах от места явления иконы, то настоятель благословил некоторым монахам поселиться около этой святыни. Так, под осенением Чудотворного образа Богоматери собирались сюда монашествующие, положившие тем самым начало основания Глинской Рождество-Богородицкой пустыни в том же XVI столетии 90 . Иноков привлекала прежде всего великая святыня, а также месторасположение обители в уединенном лесном массиве, способствующее монашеским подвигам. В конце XVI столетия благочестивый житель Крупецкой волости Фома Милонов с товарищами своими построил здесь деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы 91 . Относительно названия пустыни «Глинская» существуют два различных мнения. Одни исследователи считали, что горшечники добывали в этой местности глину, другие – что название монастыря происходит от фамилии князей Глинских. Первая точка зрения впервые была высказана архимандритом Амвросием в «Истории Российской иерархии» 92 , а затем, без дополнительного исследования, лишь повторена Н. Самойловым 93 , автором «Очерка современного состояния обители» 94 и автором монографии «Православные русские обители» 95 . Архимандрит Анатолий (Ключаров) также присоединяется к этому мнению, считая, что название «Глинская» соответствует «местной глинистой почве» 96 . Однако трудно согласиться с тем, что в этой местности гончары добывали глину для своего ремесла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

И. общался с оптинскими подвижниками прп. Львом (Леонидом) (Наголкиным), прп. Макарием (Ивановым) , прп. Моисеем (Путиловым) и особенно близко - с прп. Амвросием (Гренковым) , к-рого называл «святым мужем и делателем умной молитвы». Старец Амвросий писал своей духовной дочери: «Отец Илиодор посоветует тебе всегда полезное как опытный духовный муж». Прп. Амвросий многим советовал посетить Глинскую пуст., передавал с паломниками книги глинскому подвижнику. Духовное единение старцев раскрывается в совете прп. Амвросия сестрам севского во имя Святой Троицы монастыря : «К о. Илиодору в Глинскую пустынь можете писать и можете принимать его мнения и советы, остальных же, коих мнения все врозь… принимать нельзя» (см.: Там же. С. 277-278). Письма И. сохранились только в б-ке скита Оптиной пуст., что свидетельствует о благоговейном почитании в этой обители памяти глинского подвижника. Впервые письма И. инокиням севского во имя Св. Троицы мон-ря были обнаружены схиархим. Иоанном (Масловым) в архиве Оптиной пуст., находящемся в ОР РГБ. Схиархим. Иоанн, исследовав эпистолярное наследие старца, реконструировал учение И. о спасении в монографии (см.: Там же). Осенью 1874 г. из-за болезни И. переселился в монастырь. Похоронен с левой стороны от входа в Успенскую ц. Глинской пуст. К июлю 2009 г. мощи И. находились в Никольском соборе пустыни в отдельной раке. 16 авг. 2008 г. в Глинской пуст. состоялись торжества прославления И. в лике святых. Соч.: Письмо к Варваре и Серафиме, монахиням. 1863 г., марта 1-го//РГБ ОР. Ф. 213. К. 103. Ед. хр. 92; Письма к Тимковским: Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре). 185(7)-1873 гг.//Там же. Ед. хр. 93. Арх.: Об увольнении в Иерусалим проживающего в Глинской Богородицкой пуст. Курской епархии архим. Иоанникия. 1849-1850 гг.//РГИА. Ф. 796. Оп. 130. Д. 1158. Л. 1-1 об.; Главная опись церк. и ризничего имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой муж. общежит. пуст., составленная в 1854 г.//Там же. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2727. Л. 80, 109-109 об.; Портреты начальствующих и других лиц монашествующего духовенства. 1870-1905 гг.//Там же. Ф. 835. Оп. 4. Д. 59. Л. 6; Амвросий (Гренков), прп. Наставления и письма//РГБ ОР. Ф. 213. К. 50. Ед. хр. 1. Л. 16 об.; он же. Письма к Варваре и Серафиме, монахиням (Тимковским), 1862-1871 гг.//Там же. К. 54. Ед. хр. 5. Л. 112 об., 126-126 об.

http://pravenc.ru/text/389285.html

Однако материалы, содержащие сведения о владениях и хозяйстве Глинской пустыни в период генерального размежевания земель 319 , свидетельствуют о том, что до 1789 года обитель была достаточно обеспечена. Межевание земель Глинской пустыни проводил в июле 1784 года путивльский землемер прапорщик Антон Касков. Особый интерес представляют составленные им полевая записка о ходе межевания 320 , экономические примечания 321 и специальный геометрический план 322 Глинской пустыни, содержащие подробные сведения об обители и ее владениях; на этих документах сохранилась подпись настоятеля Глинской пустыни иеромонаха Софрония (Хижнякова). В 1784 г. в имении монастыря состояло: пашенной земли 580 десятин 323 300 саж. (632,3 га), сенных покосов 500 десятин 2200 саж. (546 га), леса строевого и дровяного 1154 десятин 577 саж. (1258,1 га), неудобной земли 55 десятин 590 саж. (60,2 га), в том числе: под болотом 19 десятин 1080 саж., под проселочными дорогами 5 десятин 200 саж., под поселением 24 десятины 861 саж. (26,6 га) Всего земли 2314 десятин 2128 саж. Во владении пустыни состояла тогда земля, пожалованная как князем А. Д. Меншиковым, так и другими благотворителями 325 . Сокращение землевладения Глинской обители по сравнению с 1764 годом было вызвано, по-видимому, началом секуляризационной правительственной политики в Курском наместничестве. Уменьшились (более чем в три раза) площади, занимаемые лесом, пахотные же земли сократились незначительно. Однако по сравнению с другими монастырями землевладение Глинской пустыни по-прежнему оставалось достаточно обширным. Например, оно было почти в три раза больше землевладения Софрониевой пустыни, которая владела тогда лишь немногим более 800 десятин земли 326 . Путивльский Молченский монастырь по штатам 1764 года был отнесен к 3-му классу и к 1784 году был вовсе лишен всех своих вотчин 327 , так же как и Коренная Рождество-Богородицкая пустынь, расположенная недалеко от Курска 328 . Во владении Глинской пустыни лес рос строевой и дровяной. Строевой лес: дубовый, березовый, кленовый, сосновый (высотой «от 7 до 10 сажен») был пригоден «для строевого и корабельного поделия» 329 . Вдоль сенных покосов – лес ореховый, ольховый, лозовый и ракитовый. В лесах водились медведи, волки, лисы, горностаи, лоси, дикие козы, белки, зайцы; из птиц больше всего было ласточек 330 . На пахотных землях сеяли, как правило, рожь, овес, гречиху 331 . Землями Глинской пустыни пользовались иноки и черкасы 332 – вольные крестьяне, жившие в принадлежавшей обители слободке Шутовке. Крестьяне занимались хлебопашеством, женщины, кроме полевой работы, пряли лен, шерсть, поскань, ткали холсты и сукно «для своего обихода и на продажу» 333 . Эти люди пользовались всем необходимым в своей духовной жизни и хозяйственной деятельности от монастыря. Об улучшении их благосостояния свидетельствует то, что по сравнению с 1764 годом число дворов в слободке удвоилось и теперь в 60 дворах числилось «душ мужских – 202, женских – 204» 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010