Под его руководством сформировалось «новое поколение опытных подвижников, многие из которых стяжали глубокое смирение, кротость, милосердие и даже получили от Бога духовные дары прозрения, исцеления, назидания ближних. Число таких подвижников возрастало из поколения в поколение. Память о них сохранялась и по смерти, их имена передавались из уст в уста» 16 . Такими, например, были преподобные старцы Илиодор (Голованицкий), Феодот (Левченко), Архипп (Шестаков), Макарий (Шаров), Евфимий (Любимченко), Иннокентий (Степанов) и многие другие. Духовный путь преподобного Филарета начался с чудесного исцеления в юности: «Фома внезапно заболел тяжкой болезнью, едва в состоянии был ходить. Между тем в Екатеринодар пришли из Киева знакомые ему лаврские послушники. Они сердечно разделяли скорбь больного и советовали ему дать обещание сходить в Киев на поклонение Божией Матери и преподобным отцам Печерским. Страждущий отвечал: “Я с радостью пошел бы в Киев, если бы молитвами Богородицы и преподобных отцов хотя сколько-нибудь оправился”. На следующее утро он почувствовал большое облегчение, а вскоре совсем выздоровел. Должно быть, велика была вера и искренно обещание его! В чудесном исцелении он усматривал волю Божию, отклоняющую его от семейной жизни и призывающую к иночеству. Посему, исполняя обещание, он пошел в Киев служить ради Бога своим исцелителям» 17 . В дальнейшем сам преподобный Филарет совершал многократные исцеления. По молитвам преподобному Филарету исцеления совершались и после его кончины. Приведем лишь некоторые примеры. «Монахиня Аркадия (Белгородского монастыря), лично знавшая игумена Филарета, передавала, что один крестьянин, сильно страдавший головною болью, приехал на монастырскую мельницу. Там в то время был отец Филарет, он взял больного за голову двумя пальцами, и болезни как не бывало. Известен и такой случай. Как-то утром игумен неожиданно выехал с келейником в имение болящего К.Д. Хрущова. По приезде отец Филарет сказал больному: «Константин Дмитриевич, позвольте нам у вас отслужить молебен с водоосвящением, а потом побеседовать с вами». Согласие было дано с величайшим удовольствием. Отец Филарет с келейником поставили свою икону (список с Глинской явленной чудотворной иконы Рождества Богородицы) и начали молебен с акафистом Божией Матери. При окроплении святою водою больной немедленно выздоровел, поблагодарил авву, сел к столу и долго разговаривал со старцем, открывая ему свою душу. После того он стал посещать Глинскую пустынь и почти до смерти считался ее великим благодетелем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7. «Спасо-Преображенский монастырь - православный мужской монастырь, г. Новгород-Северский, УПЦ...» Один из древнейших на Руси. Некоторое время в обители служил архимандритом святитель Дмитрий Ростовский. Монастырь поднят из руин в 1990-е годы без помощи как Фанара, так и Турции в целом. 8. «Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл., сейчас в ведении УПЦ...» Обитель находится в древнем Путивле, не в Глухове. Отчего ошибка - понятно: планы новоцерковников - наполеоновские. Обитель глубоко связана со средневековым Московским царством: царь Борис Годунов одарил монастырь новыми владениями. В монастыре была резиденция Лжедмитрия I, который и возвёл собор Рождества Богородицы, давший имя монастырю. 9. «Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь в с. Сосновка Сумской области, УПЦ. Ставропигиальный мужской монастырь в паре километров от границы с РФ...» Указание на близость к РФ - как слюна, капающая из ноздрей взбесившегося быка. Кураторам новоцерковников очень бы хотелось заполучить мощи Глинских старцев. В ХХ веке монахи Глинской пустыни покинули свою намоленную обитель. Они прославились в горах Кавказа, в Грузии, в Почаеве... Наверняка и сейчас уйдут, если власти решатся понуждать их признать новоцерковников ПЦУ. Губа у рейдеров не дура. То же можно сказать и о других святынях православия, на которые, судя по перечню, зарятся Варфоломей и Порошенко. Это: 10. «Кресто-Воздвиженский женский монастырь, г. Полтава, УПЦ...» Монастырь на горе помнит бесславное бегство с Руси евроинтегратора Карла XII... 11. «Свято-Ильинский мужской монастырь в Одессе, УПЦ...» Основан в 1884 году для оказания помощи паломникам, следующим через Одессу на Афон и в Палестину (получение загранпаспортов, пристанище). Главные святыни: чудотворная икона Божией Матери " Млекопитательница " , крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня, левая стопа святого апостола Андрея Первозванного. 12. «Свято-Пантелеймоновский мужской монастырь, Одесса, УПЦ...» Да, губа не дура! Тут уже и слов нет!

http://ruskline.ru/opp/2018/dekabr/30/sp...

В 1920 году он был рукоположен в рясофорные монахи в Глинской Рождество-Богородицкой пустыни и принял имя Андроник. Он по-прежнему выполнял послушание на мельнице. В 1922 году, когда упразднили обитель, монах Андроник переехал в Путивль, где к тому времени поселилась его мать. Епископ Павлин, викарий Курской епархии, взял монаха Андроника к себе в келейники, и он переехал в Курск. Там он был посвящен в сан иеродиакона, хотя, по своему смирению, отказывался от этой чести. Через некоторое время иеродиакон Андроник вместе с епископом Павлином переехал в город Пермь. ...В 1923 году в Курске он был арестован, осужден и приговорен к 5 годам ссылки на Колыму. Старец Андроник рассказывал: «Однажды в храме подошла ко мне какая-то женщина и со слезами говорила, что все церкви закрыты, колокола перестали звонить, а я сказал: «Бог даст, и зазвонят», – за эти слова сослали меня на Колыму». В ссылке отец Андроник служил санитаром в тюремной больнице. Он ухаживал за больными с искренним состраданием и любовью, сам мыл их. Все его любили, а сосланные узбеки даже звали «мамой». После освобождения раньше срока по амнистии он вернулся к епископу Павлину, у которого он был келейником. В 1926 году был рукоположен в сан иеромонаха в московском храме Вознесения в Сокольниках епископом Павлином (Крошечкиным), а через год в 1927 году, в связи с серьезным заболеванием, – пострижен в схиму с сохра¬нением прежнего имени в честь преподобного Андроника Московского. Однажды в лагерь привезли едва живого архиепископа Назария , который вскоре скончался. Отец Андроник в то время был санитаром и чем только мог, помогал другим. Повязав на шею полотенце, на котором углем начертал крест, что и заменило епитрахиль, он совершил отпевание почившего, предал его тело земле, похоронив архипастыря в отдельном гробу. За это в 1936 году Патриаршим Местоблюстителем Блаженнейшим Митрополитом Сергием отец Андроник был награжден наперсным крестом. После освобождения его взял в работники начальник лагеря. В 1944 году начальник получил назначение в Новосибирск. Вместе с его семьей туда переехал и отец Андроник. В этой семье отец Андроник был как родной, хозяева его любили. Он готовил им обед, ухаживал за огородом и животными, растил и воспитывал детей. Замечательным фактом смирения отца Андроника является то, что он жил в сарае со скотиной. Там он отгородил себе маленькое место для краткого отдыха, несмотря на уговоры хозяев жить в доме, где ему выделили отдельную комнату. Один Бог был свидетелем тех подвигов, которые старец совершал в своем сарайчике. Когда он узнал, что Глинская пустынь вновь открыта, то приложил все усилия, чтобы вернуться в родную обитель. Это произошло в 1948 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глубокие по своему содержанию, согретые чувством религиозного воодушевления и пастырской любви, эти труды являются лучшим отображением святой жизни схиархимандрита Иоанна (Маслова) , продолжают великое христианское дело, которому он посвятил земную жизнь, – дело спасения людей. «В память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ) «Истинные монахи из глубины своего уединения светят миру простым образом богоугодного жития своего и живым действенным словом спасительной истины». Глинский игумен Филарет Предисловие Русская Православная Церковь во все века бережно хранила и умножала письменные источники о жизни святых отцов. Жизнь святых отцов, их подвиги всегда основывались на святом Евангелии, на исполнении заповедей Христовых. Поэтому жития святых являются верным руководством в духовной жизни. Каждый христианин, изучая их, может найти и примеры для подражания, и спасительное врачевство для своих недугов 1 . Однако это подражание должно быть осторожным и только по благословению опытных в духовной жизни старцев. Так, епископ Игнатий (Брянчанинов) , характеризуя богоугодную жизнь аввы Виссариона, подчеркивает: «Подвиг аввы Виссариона принадлежит к исключительным родам подвигов, на поприще которых возводятся Промыслом Божиим редкие, которым самопроизвольное подражание без особенного призвания (и контроля – А.И. 2 ) Божия воспрещено» 3 . О необходимости правильного восприятия житий святых пишет и святой Григорий Двоеслов : «Внимающий повествованиям о жизни святых отцов получает от сего двоякую пользу: во-первых, примеры их жизни, как людей, предваривших нас на пути ко спасению, возбуждают любовь к будущей жизни; во-вторых, если кто дотоле привык видеть в себе какие-нибудь добродетели, то смирится, когда познает, что подвиги святых были выше» 4 . Особенно процветали подвигами праведников иноческие обители. Так например, издавна славилась святостью жизни своих насельников знаменитая Глинская Рождество-Богородицкая пустынь, основанная еще в XVI веке недалеко от Путивля (в 160 верстах от Курска) на месте явления Чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Из местночтимых святынь в монастыре имелся присланный всероссийским молитвенником Святым праведным протоиереем Иоанном Кронштадтским им самим освященный образ Феодоровской Божией Матери со следующей надписью: " В Семиреченскую область в Святотроицкий монастырь в благословение жертвую сию икону. Протоиерей Иоанн Сергиев из Кронштадта 4 января 1896 года " . Также в монастыре находилась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, и особенно большое стечение богомольцев (до 5.000 человек) в монастырь стекалось 26 июня - в день празднования этой иконы. В 1905 году в монастырь были приглашены из прославленной старцами Рождество-Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии иеромонах Порфирий, возведенный Туркестанским Преосвященным в сан игумена и назначенный наместником монастыря, и несколько послушников, в числе которых были будущие иеромонахи Феогност (Пивоваров), Серафим (Богословский) и Анатолий (Смирнов). Двое последних недолго оставались в монастыре, и были призваны преосвященнейшим Димитрием (Абашидзе), епископом Туркестанским и Ташкентским в кафедральный город Верный, где приняли священный сан и подвизались в горных ущельях близ города. Туда же в 1916 году, уже после разорения Иссык-Кульского монастыря восставшими киргизами, пришел иеромонах Феогност. В то же время в монастыре подвизались монах (впоследствии иеромонах) Пахомий (Русин) и монах Ириней (Мотях), впоследствии принявший схиму с именем Ираклий. Посетивший в 1908 году Иссык-Кульский монастырь преосвященный епископ Димитрий пишет следующие впечатления о нем: «Религиозно-нравственная жизнь в монастыре стоит на такой высоте, которая доступна простецу-простолюдину, теперь почти исключительно наполняющему наши русские монастыри; она трезва, трудолюбива, строго монашеская. За отчетные 1908-1909 годы ни один монах не был судим за какие-либо проступки против благоповедения. Да и в обществе нет никаких нареканий по отношению к монастырю и его насельникам. Причиною, почему в монастыре идет нормальная жизнь, служит, по моему мнению, с одной стороны, то, что насельниками его являются простецы, которых еще не коснулась грязная жизнь, а с другой, что монастырь удален не только от города, но и от селений, что ограждает его от тлетворного влияния развратной жизни. Твердо нравственной жизни в монастыре способствует и то обстоятельство, что почти всем насельникам монастыря приходится добывать себе пропитание тяжелым трудом, - заниматься даже хлебопашеством или не менее трудными работами... Помимо земледелия монастырь занимается пчеловодством, скотоводством, отчасти ремеслами, но не для сбыта, а для себя.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/29/...

Память Собора преподобных отцов Глинских постановили совершать 9 сентября (22 сентября по н. ст.), на следующий день после празднования Рождества Пресвятой Богородицы – престольного праздника Глинской обители. В данной книге мы ограничимся кратким описанием истории Глинской пустыни и попытаемся как можно подробнее описать жизнь и духовный подвиг старцев, подвизавшихся в XX веке. Для этого мы расскажем о старчестве, духовничестве, учитывая опыт святых отцов Церкви. Авторы выражают благодарность Гущину Юрию Васильевичу за помощь в организации сбора материалов для данной книги. Введение Глинская Рождество-Богородицкая пустынь в ряду обителей на св. Руси занимала одно из видных мест по своему благоустройству, по плодам духовной жизни иночествующих в ней, по своему историческому значению», а главное, она знаменита своим старчеством, являющим Глинскую линию русского подвижничества. «Связанная своим обновлением и благоустроением с древнейшей Молченской Софрониевой пустынью, она успела впитать в себя те начала духовной жизни, которые были восприняты этой последней от матери древнейших обителей Руси – Киево-Печерской лавры, а еще более от средоточия православного монашества Св. Горы Афонской и притом под животворным воздействием предания и заветов святого старца Паисия Величковского », восстановителя старчества и распространителя его в России. Родившись в Полтаве в 1722 году, Паисий ушел тринадцатилетним юношей в Любицкий монастырь на Днепре, затем пожил некоторое время в Медведовской обители, Киевской лавре и провел три года в молдавских скитах, где его руководителями были богомудрые старцы. Свое подвижническое и послушническое образование Паисий закончил на Афоне. Вернувшись во Влахию, он основал общежи тельный монастырь в Дрогомирне, где многими трудами и слезами возобновил «древний монашеский единодушный чин» и немало потрудился над переводом творений святых отцов-подвижников. Умер святой Паисий настоятелем монастыря в Нямце (Румыния) в возрасте 72 лет в 1794 году. В основу монастырской жизни старец Паисий положил старчество. «Он с великим трудом собрал на Афоне и перевел с греческого языка на славянский творения аскетических писателей, в которых содержится учение о монашеском житии вообще, и в особенности о духовном отношении к старцам. Вместе с тем в Нямецком и других подчиненных ему молдавских монастырях он показал применение этого учения на деле».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 1895 года Киргизская миссия отделилась от Алтайской, подчинившись Омскому епископу. В 1898 году миссия обрела центр в Семипалатинске и организовала несколько миссионерских станов. Деятельность священников-миссионеров состояла из путешествий по аулам с проповедью Евангелия на казахском языке, строительстве храмов миссии, устроении школ для детей, преподавание в которых велось на казахском и русском языках. Активная деятельность Киргизской миссии продолжалась до 1917 года и была остановлена при новой атеистической власти. Особую роль в жизни Православной Церкви в Центральной Азии было суждено сыграть монашеству. В Туркестанской епархии было образовано три монастыря: Свято-Троицкий мужской монастырь на берегу озера Иссык-Куль, Свято-Никольский женский монастырь под Ташкентом и Верненский Серафимо-Иверский женский монастырь. Решение о создании особого миссионерского монастыря на берегу озера Иссык-Куль было принято в 1881 году на основании докладной записки епископа Александра (Кульчицкого), который считал, что основное назначение монастыря должно заключаться в приобщении местного населения к российской цивилизации. Монастырь освятили в честь Святой Троицы, так как приезд епископа Александра на Иссык-Куль совпал с этим праздником. Большим испытанием для насельников монастыря стало землетрясение 1889 года, которое разрушило все постройки. В начале 90-х годов XIX века монастырь стал отстраиваться заново. Из Рождество-Богородицкой Глинской пустыни в обитель переселились несколько иноков, в числе которых были монахи — будущие преподобномученики Серафим (Богословский) и Феогност (Пивоваров). Митрополит Владимир (Иким) , нынешний глава Омской митрополии , в своей фундаментальной работе, посвященной истории христианства в Центральной Азии «По стопам апостола Фомы», рассказывая о монастырской деятельности, пишет: «Перед революцией в Иссык-Кульском монастыре подвизалось около восьмидесяти человек братии. При обители существовал приют, в котором воспитывались 36 мальчиков-сирот, для них была устроена школа, где преподавали образованные иноки. Обитель уже не нуждалась в пожертвованиях со стороны, а сама осуществляла благотворительную деятельность, так как вела обширное хозяйство».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3037643...

Заботами настоятеля о внутреннем и внешнем устроении обители быстро умножалось число братии. В 1943 г. в пустыни было уже не менее 25 человек. Восстановив обитель, собрав братию и учредив старчество, о. Нектарий почувствовал свой близкий исход. Передав управление монастырем иеросхимонаху Серафиму (Амелину), он всецело посвятил себя приготовлению к переходу в вечную жизнь. Тихо угасал много потрудившийся старец, но не переставал поучать братию, особенно заповедуя полное послушание настоятелю и ежедневное откровение помыслов старцу. Точная дата кончины архимандрита Нектария неизвестна 992 , но в списке монахов Глинской пустыни на 6 апреля 1944 г. он уже не значится 993 . Старец был похоронен у южной стены Крестовоздвиженской церкви 994 . Литература Церковные ведомости. 1912. 50. С. 465. Курский адрес-календарь. Курск, 1915. С. 339. Там же, 1916. С. 249. Курские епархиальные ведомости. 1913. 22–23. С. 327; 1914. 17. С. 258; 1916. 13–14. С. 151. Архивные документы Послужные списки настоятеля, монашествующих и послушников Глинской Богородицкой общежительной пустыни за 1885 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89. Сводный послужной список настоятеля, монахов и послушников Глинской Богородицкой и Путивльской Молченской Софрониевой пустыней за 1892 г.//Там же, д. 109, л. 52. Послужные списки монашествующих Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1899 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 32. По ходатайству Курского преосвященного об увольнении схиархимандрита Иоанникия от должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни//ЦГИА, ф. 796, оп. 194, д. 1164, л. 7 об. О замещении должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Курской епархии//Там же, д. 1399, л. 1–2. Сведения о монастырях по епархиям за 1913 г.//Там же, ф. 797, оп. 83, отд. II, ст. 3, д. 315. Сведения о монастырях по епархиям за 1915 г.//Там же, оп. 85, отд. II, ст. 3, д. 389, л. 85. О перемещении архимандрита Адриана из Таврической епархии в Глинскую пустынь//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 191. Дело о назначении архимандрита Глинской пустыни Адриана в действующую армию//Там же, д. 192.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Слева направо: Схиархимандрит Серафим (Романцов), схиархимандрит Серафим (Амелин), схиархимандрит Андроник (Лукаш) Отец Андроник всю жизнь хранил в своем сердце память о Глинской пустыни. Уже спустя годы после второго закрытия обители он писал своему духовному сыну, поздравляя его с праздником Рождества Пресвятой Богородицы и с преддверием Воздвижения Креста Христова: «Это наши престольные праздники» с. 157]. Старец называет эти праздники престольными, потому что Глинская пустынь называлась Рождества-Богородицкой, и там был большой Крестовоздвиженский храм. До конца своих дней старец сохранял духовное единство со своими собратьями по Глинской пустыни и по возможности навещал их. Из писем старца мы знаем, что он регулярно навещал отца Серафима (Романцова) с. 156], ныне прославленного в лике святых с. 76]. Митрополит Исидор (Кириченко) неплохо знал всех трех старцев: «Господь сподобил меня с ними общаться, исповедоваться и просить их святых молитв. Будучи уже на приходе священником-иеромонахом, если испытывал какие-то трудности — пишу письмо, и их молитвами Господь укреплял, и я неоднократно ездил в Тбилиси и в Сухуми к отцу Серафиму один раз» Всю жизнь батюшка хранил в своей памяти наставления дореволюционных Глинских старцев и часто писал в своих письмах: «старцы нас учили…». Тетрадка По свидетельствам духовных чад, отец Андроник любил читать Священное Писание и творения святых отцов. Часто в беседах с духовными чадами он цитировал примеры и поучения из этих книг. Сам он к чтению таких творений относился очень внимательно и вел тетрадку, в которой записывал самые нужные и полезные святоотеческие поучения на разные случаи жизни. Старец не просто записывал на бумагу евангельские заповеди, но слагал их в своем сердце, держал их в своем уме и жил, руководствуясь ими. Кроме этого, преподобный Андроник размножал эти записи и раздавал своим духовным чадам. Нам удалось найти одну из таких тетрадей, которая называется «Наставления батюшки, собранные им из Святоотеческих творений и Священного Писания». В нее вошли не только собственные высказывания старца, но и многочисленные наставления святых отцов, и новозаветные и богослужебные тексты. Старец работал над ней в период с 1950 по 1956 годы.

http://pravmir.ru/uroki-prepodobnogo-and...

В 1833 г. , во время эпидемии в г. Уфе, монахиня Уфимского монастыря Евгения видела отца Филарета окропляющим святой водою стены их обители. При этом старец говорил: «Не бойтесь. Господь сохранит обитель вашу от губительной язвы». Игумения того монастыря Филарета писала в Глинскую пустынь, что после того все больные выздоровели, и вновь никто не заболел. Один инок Киево-Печерской лавры, полагавший начало монашеской жизни в Глинской пустыни при старце Филарете, долго и безнадежно болел. Он горячо молился об исцелении чудотворцам печерским. В одну ночь видит сонм святых, между ними старца Филарета. Кто-то говорит: «Ты Глинский – молись Филарету, яко да исцелееши». Болящий последовал доброму совету. Проснувшись, инок почувствовал себя настолько здоровым, что мог ходить и кое-что делать, а через несколько дней совершенно выздоровел» 18 . Литература Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинский патерик. М., 1997. С. 53–71. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит, Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI–XX веках. М., 2007. С. 150–171. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинская пустынь. М., 1992. С. 23–24. Н.В. Маслов, Православное учение о спасении по трудам Глинских старцев, М., 2005. С. 17–40. Преподобный Василий Кишкин (1745–1831) Память 9/22 сентября «Старец иеромонах Василий 19 (в миру Владимир Тимофеевич Кишкин), широко известный подвижник, в семилетнем возрасте поступил в Саровскую обитель. Затем подвизался в Киево-Печерской Лавре, из которой перешел в Миропольскую обитель Харьковской губернии Сумского уезда. В 1764 г. он переселился в Коренную пустынь Курской епархии. После 1780 г. со своими учениками несколько лет жил на Святой Афонской Горе, затем в Нямецком монастыре в Молдавии. Он стал одним из последователей преподобного Паисия (Величковского) . Вернувшись в Россию около 1800 г., отец Василий как носитель идей старца Паисия оказал помощь многим монастырям в их духовном устроении. В 1800 г. старец Василий поселился в Белобережской пустыни и был ее настоятелем до 1804 г. Эта обитель стала одним из центров духовного движения, возникшего в России под влиянием идей преподобного Паисия. При отце Василии в Белобережской пустыни подвизался будущий Оптинский старец Лев (Наголкин) ,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010