Непременной принадлежностью «К. е. в.» с 80-х гг. XIX в. была духовная поэзия. Авторами мн. стихов являлись местные священнослужители и воспитанники духовных школ, из них наиболее талантливым был свящ. А. П. Яхонтов, стихи которого посмертно опубликовал свящ. Я. Тимофеев (Памяти давно почившего//1913. 39. С. 765-768; 40. С. 784-789; 41. С. 806-811); в 1910-1916 гг. часто печатались стихи барона А. Н. Гиллессема, в большинстве своем подписанные «А. Г.» или «А. Н. Г.». В качестве приложения к «К. е. в.» выходил «Курский миссионерский листок» (1913. 1-4, под редакцией епархиального миссионера Г. В. Щелчкова); издавались книги и брошюры о мон-рях епархии: «Глинская Рождество-Богородицкая пустынь» (1886), «Волынская пустынь Рыльского Николаевского монастыря» (1888), «Материалы для истории Курской епархии» (1888-1891, 1904-1905) архим. Анатолия (Ключарёва) , частично извлеченные из его бумаг после смерти Щелчкова; о знаменитых подвижниках: «Жизнеописание старца Филарета, возобновителя Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни, Курской епархии» (1892), «Краткое описание жизни и подвигов Глинской пустыни старца иеросхим. Макария» (1893), «Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота» (1893), «Сказание о жизни… старца схиархим. Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни» (1909), составленные иером. Иасоном (Чумаченко); «Образцы святоотеческой проповеди» (1898-1899), «Исторический очерк г. Рыльска в политическом и церковно-административном отношении» Сенаторского (1907), «Указы» свт. Иоасафа (Горленко) (1908, 1910), а также офиц. публикации, прилагавшиеся к офиц. или неофиц. частям: правила поведения для учеников ДУ, статистические сведения по епархии, отчеты церковных школ, отд-ния Палестинского об-ва, епархиального свечного завода, братства прп. Феодосия Печерского, журналы съездов духовенства и т. п. В 1918 г. в качестве продолжения «К. е. в.» («год изд. 48-й») стал публиковаться ж. «Курский епархиальный вестник: (Издание духовенства и мирян Курской епархии)», последний известный 29 вышел 17 авг. 1918 г.; редактором офиц. части был Сенаторский, а неофициальной - свящ. Л. Е. Иваницкий. В янв.-июле 1919 г. издавался «Вестник Курского епархиального совета: Официальная часть» 1-4, ред. Иваницкий). В 1923 г. обновленческое Епархиальное управление выпустило 1-й номер (за янв.-апр.) ж. «Голос православного христианина: Орган независимой церковно-общественной мысли» (ред. Иваницкий).

http://pravenc.ru/text/2462321.html

Его Преосвященству, Преосвященнейшему Евстратию, Епископу Сумскому и Ахтырскому Довожу до сведения Вашего Преосвященства, что иеромонах Полиевкт Гришкин, несмотря на свои престарелые годы и сердечную болезнь, зарекомендовал себя послушным и трудолюбивым старцем, участвуя в физическом труде и в отправлении церковных треб. Настоятель Глинской пустыни архимандрит Серафим Амелин От настоятеля Глинской пустыни архимандрита Серафима Амелина Сумская обл. Заявление Прошу Вашего разрешения о постройке нового здания размером 18x8 метр, для устройства пекарни, кухни и столовой для нужд братии Глинской пустыни и подвального помещения под зданием для хранения овощей и продуктов. Постройка этого здания вызывается необходимостью устройства пекарни и кухни в безопасном месте в пожарном отношении от 2-х этажного здания, где в настоящее время помещаются пекарня и кухня. Столовая же должна быть переведена из подвального темного тесного помещения и находиться вместе с кухней. Постройка здания под столовую, кухню и пекарню значительно улучшила бы жилищные условия престарелых больных братьев Глинской пустыни, проживающих в 2-х этажном здании. Материалы для постройки (бутовой камень, цемент, известь, дерево и пр.) уже заготовлены, а возведение здания будет производиться силами и средствами самих братьев Глинской пустыни. Постройка будет произведена в соответствии с требованием санитарно-пожарных и технических правил, согласно прилагаемым планам. Убедительно прошу Вас от имени всех братьев Глинской пустыни разрешить указанную постройку; надеемся, что наша просьба будет удовлетворена и Глинская пустынь будет иметь нормальные и здоровые условия для проживания братьев общины. Настоятель Глинской пустыни Арх. Серафим Амелин 1955 г. 103 Уполномоченному по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Сумской области Семену Петровичу Гриненко Ввиду того, что жилое помещение для братии Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни недостаточное для насельников ее и братия живет в крайней стесненности, помещаясь по нескольку человек в одной келлии, у нас возникла острая нужда в постройке нового жилого помещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наивысшим проявлением монашества является старчество. О деле и служении старца преподобный Феодор Студит говорит: «Жизнь человеческая есть море, по которому мы, как корабль какой, в тело это войдя, мысленно плывем и плывем непрестанно – день и ночь, в непогоду и бурю, и море то бедственно, и не только бедственно, но и длинно, соразмерно с длительностью нашей жизни; и в нем столько страшных бурных волнений вздымается духами злобы, столько пиратов – демонов нападает, потопить нас покушаясь, что и сказать нельзя» (Добротолюбие. Т. 4. Гл. 308). «Но держать в руках кормило и бодро вести корабль среди подводных камней, отмелей и бурь, и иметь постоянно очи обращенными на небо, присматриваться к звездам правды и по ним направлять плавание, доставить корабль безопасно в пристанище спасения – в том дело и служение стоящего у кормила руководителя» (Добротолюбие. Т. 4. Гл. 36) . Сущность и вся сила старчества заключается в завете между старцем и учеником, по которому пред лицом Бога духовный отец-старец берет на себя дело руководства души ученика ко спасению, а ученик безбоязненно всего себя душою и телом предает наставнику. «Как железо кузнецу предаю себя тебе, святейший отче, в повиновение» (Лествица. 4:23), – говорит послушник Исидор своему старцу. «Если соблюдешь мою заповедь, как Божию, исповедаю, что отвечаю за тебя в день оный, в который Бог будет судить тайны человеков», – отвечает вопрошающему преподобный Варсонофий Великий (ответ 58). Таким образом от ученика требуется полнейшее предание себя, отречение от своей воли, мыслей, желаний (см.: Лествица. 4:3). А на обязанности старца ляжет принятие, очищение и совершенствование души ученика, в ее спасении, ответ за нее пред судом Божиим. Таков завет между учеником и старцем . Обращая свой взор в прошлое, просматривая жития подвижников благочестия, мы находим описания многих Глинских старцев, рассказывающие о святости их жизни. Тем не менее до 2008 года не было ни одного канонизированного святого из данной обители, хотя Глинских старцев очень почитали и молитвенно обращались к ним за помощью и решением духовных вопросов. 8 мая 2008 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви были причислены к лику святых 13 старцев Глинского монастыря . В основном это молитвенники, которые подвизались в обители и прославились в XIX–XX столетиях. Чин прославления Божиих угодников состоялся 16 августа 2008 года. В Собор канонизированных тогда преподобных отцов Глинских вошел и преподобный Серафим (Амелин). А 25 марта 2009 года Синодом Украинской Православной Церкви было принято решение о канонизации еще троих Глинских подвижников, подвизавшихся в XX столетии . К лику святых были причислены преподобные Глинской Рождества-Богородицкой пустыни:

http://pravoslavie.ru/101009.html

Радостное умножение братии последовало в 1886 году, когда в монастырь приехали одиннадцать иноков из Свято-Михайловской Закубанской пустыни, а в 1894 году на берега величественного Иссык-Кульского озера решили отправиться с не менее грандиозного Ладожского озера, с острова Валаама, восемь иноков во главе с игуменом Севастианом, принеся с собой дух Валаамской обители. Несколько лет спустя, уже в начале XX столетия, в монастырь были приглашены из прославленной старцами Рождество- Богородицкой Глинской пустыни Курской епархии несколько иноков, в числе которых были монахи Серафим (Богословский), Феогност и Анатолий. Известно, что они вели высокоподвижническую жизнь и были образованными иноками. Кроме того, отец Серафим был наделен иконописным талантом и имел прекрасный певческий голос, отец Анатолий был замечательным певчим и незаурядным регентом, отец Феогност имел хорошие административные способности. В Свято-Троицком монастыре глинские иноки сблизились с монахами Пахомием и Ираклием. Сейчас, когда минуло почти столетие, не представляется возможным с точностью установить биографические данные казахстанских подвижников, забыты многие события того времени. Достоверно известно лишь то, что к 1909 году монахи Серафим и Анатолий были призваны в кафедральный город Верный, где удостоились получить священный сан и несли свое служение в Успенской церкви Туркестанского архиерейского дома, за которое в 1912 г. они оба были награждены правом ношения набедренника. В 1916 году иеромонах Анатолий управлял архиерейским хором в Вознесенском кафедральном соборе Верного. Но городская суета тяготила глинских монахов, и в свободное от несения седмичных служб время они удалялись в горное урочище Медео, где ими был устроен скит на сопке Мохнатой. Монах Ираклий и иеромонахи Пахомий и Феогност оставались в Иссык-Кульском монастыре до 1916 года, где последний в этом же году был утвержден в должности благочинного и помощника духовника мирян. Летом 1916 года в Семиречье началось восстание киргизов, они напали на Иссык-Кульский монастырь.

http://azbyka.ru/fiction/krest-na-krasno...

— Успенская церковь (ставропигиальная Церковь Успения Пресвятой Богородицы), Львов, под юрисдикцией УАПЦ. Построена в 1591-1629 гг. Успенским братством. Сейчас — один из главных памятников архитектуры в стиле итальянского Ренессанса. — Манявский скит (Манявский Кресто-Воздвиженский мужской монастырь) с. Манява, Ивано-Франковская обл, УПЦ КП. Основан в 1611 году — но действующий монастырь открыт лишь в 1990-х. Скит известен «Блаженным камнем» — по преданиям, место молитвы и очищения (на самом деле, это ниша в скале размером 10Х3 метра, в котором в древности жили монахи). — Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, г. Корец, Ровенская обл, РПЦ. Известен святынями: Корецкой иконой Божией Матери «Споручница грешных», Плащаница Успения Божией Матери, написанная на кипарисе, Плащаница Спасителя, список Почаевской иконы Божией Матери, икона Божией Матери «Скоропослушница», «Геронтисса» и др. иконы, а также крест с частицей Креста Господня и частицами мощей святых. — Спасо-Преображенский монастырь — православный мужской монастырь, г. Новгород-Северский, УПЦ. Предположительно, построен в XVI-XVIII вв., по преданиям — один из древнейших в Киевской Руси. Восстановлен и отреставрирован в 1990-е. Главная святыня чудотворная икона Божией Матери «Спасительница утопающих» («Леньковская»). — Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл., сейчас в ведении УПЦ. Построен в XVII—XIX вв., главная святыня — Молченская икона Божией Матери. — Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь в с. Сосновка Сумской области, УПЦ. Ставропигиальный мужской монастырь в паре километров от границы с РФ. Исторически сложилось, что его монахи живут по чиноположению Афонской горы. — Кресто-Воздвиженский женский монастырь, г. Полтава, УПЦ. Основан в 1650 году, в мае 1709-го был резиденцией Карла XII. На колокольне, имитирующей лаврскую в Киеве, находилась стенописная чудотворная икона Скорбящей Богоматери «Упование всех концов земли». — Свято-Ильинский мужской монастырь в Одессе, УПЦ. Основан в 1884 году для оказания помощи паломникам через Одессу на Афон и в Палестину (помощь в получении загранпаспортов, пристанище и т.п.) Главные святыни: чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», крестовидная часть древа Животворящего Креста Господня, левая стопа святого апостола Андрея Первозванного.

http://pravoslavie.ru/118224.html

Арх.: Письмо игум. Глинской пуст. Исайи Д. М. Струкову об иконописной мастерской в мон-ре. 1891 г.//РГИА. Ф. 695. Оп. 1. Д. 155; Ведомость о настоятелях и настоятельницах мон-рей. 1910 г.//Там же. Ф. 796. Оп. 191. Ч. 1: Канцелярия Синода. 1 отд. Д. 5. Л. 80; О назначении иером. Исайи настоятелем Глинской пуст. с возведением в сан игумена. 1888 г.//Там же. Оп. 169. Д. 185. Л. 5 об.; О продаже недвижимого имущества, принадлежащего Глинской Рождество-Богородицкой пуст.//Там же. Оп. 170. Д. 1372; По представлению преосв. Курского об испрошении высочайшего соизволения на изменение воли вдовы штабс-ротмистра Е. Мовчан, завещавшей постройки, возведенные на арендованной земле, в пользу Глинской пуст. и укреплении означенного имущества за поименованной пустынью//Там же. Оп. 182. Д. 4269; О замещении должности настоятеля Глинской Рождество-Богородицкой пуст. Курской епархии. 1912 г.//Там же. Оп. 194. Л. 1399; Письма к митр. Флавиану (Городецкому) Питирима, еп. Курского, о делах Курской епархии//Там же. Оп. 205. Д. 737. Л. 10-10 об.; Списки настоятелей и настоятельниц мон-рей с краткими биогр. сведениями за 1900-1903 гг.//Там же. Оп. 445. Д. 521; Исайя, игум. Глинской Богородицкой пуст. Письма к о. Исаакию (Антимонову)//РГБ. ОР. Ф. 213. К. 68. Ед. хр. 45; Письмо от А. А. Нахласа, об обращении иудеев в христианство. 1893 г.//Там же. К. 103. Ед. хр. 105; Краткий отчет из приходно-расходной книги Глинской пустыни за 1903 год//ГАКО. Ф. 20. Оп. 2. Д. 420; Окладной лист и доклад настоятеля Глинской пуст. об уплате земских повинностей//Там же. Д. 426; Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пуст. за 1885 г.//Там же. Оп. 3. Д. 89; Послужные списки о настоятеле, монашествующих и послушниках указных и неуказных Глинской пуст. и Путивльской Молченской Софрониевой пуст. 1892 г.//Там же. Д. 109; Послужной список Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пуст. настоятеля с братией. 1911 г.//Там же. Д. 174. Л. 7 об.- 10; Ведомость описная и перечневая монахов и послушников Глинской Богородицкой пуст. за 1894 г.//Там же. Д. 408; Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пуст. за 1899 г., за 1910 г.//ГАСО. Ф. 454. Оп. 1. Д. 1, 2.

http://pravenc.ru/text/577946.html

Известный духовный писатель, богослов и иконописец. В 1857 г. А. под псевдонимом Авдий Востоков издал историко-политический труд «Об отношении Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду» (за этот труд 2 дек. 1859 удостоен степени д-ра богословия), в 1848 г.- собрание бесед по догматике «Вера, Надежда и Любовь» (в изд. 18542 помещены 10 гравюр, исполненных автором). Писал иконы для устроенной им домовой церкви в Гербовецком мон-ре и для др. храмов Могилёвской епархии. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 161. Соч.: Возношение мыслей и сердца к Богу. К., 1845; Об иконописании. СПб., 1845, 18672; Вера, Надежда и Любовь. СПб., 1848. 2 т.; Об отношении Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду. СПб., 1857 [под псевд.: Авдий Востоков]; Слова и беседы на праздничные воскресные дни и по разным случаям. СПб., 1853-1866. 5 ч.; Послание к почтеннейшим мнимым старообрядцам Спасовой Гомельской слободы//ХЧ. 1855. Ч. 1. С. 92-99; Покаянные воздыхания. Кишинев, 18612; Наставления приходского священника, приемлющим святые Таинства. СПб., 1864; Старческие воспоминания виденного, слышанного и читанного о происшествиях, совершившихся в зап. обл. России и в Царстве Польском с 1793 г. по наст. время//Вестн. Юго-Зап. и Зап. России. 1864. Т. 3. Февр. Отд. 2. С. 45-76; Март. С. 113-137; Катехизические собеседования с детьми. СПб., 1864; Досуги архиеп. Анатолия. СПб., 1868; Глинская Рождество-Богородицкая пустынь. Курск, 1886. Лит.: Мацеевич Л. С. К биографии архиеп. Анатолия Мартыновского//ТКДА. 1883. 11. С. 496-534; Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиеп. Могилевский, и его литературные труды. К., 1889; Памяць: Гicm.-дakyм. xpohika Mariлeba. Mihck, 1998. С. 88; Кузменка М. enapxiя ад далучэння да Pacii i да 1918 1999. И. А. Пушкин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Молчанов Алексей Васильевич; 1853– 1914), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии, духовный писатель, проповедник, автор статей по богословским вопросам

http://pravenc.ru/text/115000.html

Преподаватель Екатеринодарской духовной семинарии иерей Евгений Игнатов представил доклад «Наставник святителя Феофана Затворника в Орловской семинарии Городецкий Николай Иванович, будущий митрополит Киевский и Галицкий Платон». Член Историко-родословного общества и Русского генеалогического общества А.Е. Лукьянова выступила с докладом «К портрету Преосвященного Иеремии Соловьева», преподаватель Российской академии живописи и ваяния Ильи Глазунова, доктор филологических наук В.В. Каширина — с докладом «Монахиня Серафима (Поливанова) — духовное чадо преподобного Амвросия Оптинского и святителя Феофана Затворника». После перерыва работа чтений продолжилась научными сообщениями молодых исследователей: студентов первого курса магистратуры Калужской духовной семинарии Виктора Ремезова («Анализ духовно-нравственного состояния русского общества второй половины ΧIΧ века по письмам святителя Феофана Затворника»), Олега Исакова («Таинство покаяния в понимании святителя Феофана Затворника»), Яна Есина («Компаративистика антропологических концепций в трудах святителя Феофана и П.С. Авсенева»), Михаила Киреева («Глинская Рождество-Богородицкая пустынь и святитель Феофан Затворник»). Также в ходе чтений были представлены: совместный обзор четвертого тома «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского» заведующего кафедрой богословия и библеистики Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии, кандидата философских наук А.В. Абрамова и студента семинарии Артема Доценко, доклад студента Российского православного университета св. Иоанна Богослова Михаила Чеснокова «Учение святителя Феофана Затворника о ценности духовной жизни как вызов времени российскому обществу ΧIΧ века». Темой сообщения студента Калужской духовной семинарии Владислава Балога стала «Жизнь в монастыре: актуализация взглядов святителя Феофана в современном мире», студента Екатеринодарской духовной семинарии Сергея Старостенко — «Описание архивных рукописей и источника перевода «Митерикона» святителя Феофана Затворника».

http://patriarchia.ru/db/text/5852220.ht...

Преподобный Серафим (Романцов) прошел школу послушания старцу в Глинской пустыни. Его духовником был иеромонах Аристоклий (Ветер), научивший его ежедневному исповеданию помыслов и внимательности ко всем движениям своего сердца 4 . Отец Аристоклий научал молодых иноков, вверенных ему в духовное руководство, вниманию к внутренней жизни и умению исповедовать помыслы 5 . Духовник пустынножителей    Озеро Амткел, Абхазия      На протяжении долгих лет отец Серафим исполнял послушание духовника Рождества-Богородицкой Глинской пустыни, а после очередного ее закрытия подвизался в горах Абхазии, духовно окормлял монахов-пустынников, которые во время гонений на Церковь Христову бежали в Абхазию и поселялись близ озера Амткел, образовав монашескую общину. Отец Серафим (Романцов) был игуменом монахов и добрым наставником в нелегком монашеском пути 6 . Пустынники строили деревянные домики с несколькими келлиями, расчищали лес и на образовавшейся поляне разводили огород. Собирали ягоды и каштаны. Основную пищу составляли толченые сухари. Из белого хлеба благодетели пустынников сушили сухари, а затем толкли их в ступе. Получалась как бы мелкая крупа. Можно было сварить несколько очищенных картофелин, затем бросить горсть толченых сухарей в кипящую воду, налить постного масла – и обед готов! На зиму сушили также шиповник и листья брусники, которые употребляли как чай. Жили пустынники или как скитяне – по три-четыре человека, – или как отшельники. О пребывании отца Серафима в Сухуми архимандрит Рафаил (Карелин) вспоминает: «Чтобы не привлекать к себе внимания, старец по городу ходил в мирской одежде. Уполномоченный по делам религии Лагвелава как-то сказал: “Зачем отец Серафим ходит в мирской одежде? У нас в Абхазии уважают старых людей, его никто не обидит”. Но, наверно, старец по своему смирению хотел быть незамеченным» 7 . Свою священническую одежду он маскировал не потому, что стеснялся своего вида, но для того, чтобы беречь мир тех, у кого останавливался, чтобы люди потом не переживали нареканий родственников или соседей.

http://pravoslavie.ru/82277.html

Таким образом, влияние Глинской пустыни распространилось не только по всей России, но и далеко за ее пределами. «Благодаря старческому окормлению в Глинской пустыни воспитался целый сонм выдающихся подвижников. Здесь были и великие молитвенники, и строгие постники, и юродивые, и беспрекословные послушники. Они были удостоены дарований Святого Духа: прозрения, предсказания, исцелений и т. д. Жизнеописания только наиболее известных Глинских подвижников включены в трехтомный Глинский патерик» 11 , составленный Глинским старцем схиархимандритом Иоанном (Масловым) . К настоящему времени в лике святых прославлены многие Глинские подвижники. Глинские старцы прославились и как чудотворцы, исцеляющие своими молитвами от телесных и душевных недугов многих обращающихся к ним. Эта книга рассказывает о тех благодатных Глинских старцах, которые особенно прославились чудесами исцелений. Преподобный Филарет (Данилевский) (1777–1841) настоятель и возобновитель Глинской пустыни Память 9/22 сентября «Выдающийся подвижник XIX века настоятель игумен Филарет 12 был своеобразным живым звеном, связывающим Глинскую пустынь с Киево-Печерской Лаврой, а через них с Афонским иночеством и заветами известного старца, преподобного Паисия (Величковского) . Игумен Филарет был лично известен императорам Александру I и Николаю I, в 1821–1825 гг. в Петербурге прославился как поборник Православия, выступая против еретических лжеучений и защищая устои монашеской жизни. Преподобный Филарет (Данилевский) Настоятель Глинской пустыни. Литография. Петербург. Литограф А. Радцих, 1856 г. Святость жизни преподобного Филарета, его духовная сила особенно укрепили то огромное влияние, которое оказывала в течение почти пяти веков эта обитель на историю нашей страны, духовно-нравственную жизнь народа и в целом на русскую культуру» 13 . Преподобный Филарет составил и ввел в обители Устав по чиноположению Святой Афонской Горы. Позднее этот Устав заимствовали многие другие монастыри в России и за рубежом. Преподобного Филарета называли в XIX веке «одним из самых искусных и лучших настоятелей, его уважали не только простые монашествующие, но и выдающиеся иерархи» 14 , такие, как святители Филарет Московский и Антоний Воронежский. «Его знал и питал к нему большую любовь во Христе преподобный Серафим Саровский , который просивших благословление на вступление в монастырь часто направлял к преподобному Филарету, указывая на его обитель как на великую школу иноческой жизни» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010