41 . Аврелий Пруденций Клемент. Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе 1887, XXXIX, 2, 191–221: XL. 3, 17–107; 4, 330–352:1888, XLI, 2, 410 (416)–515; XLII, 3, 177–190; 1889, XLIII, 2, 359–433; XLIV, 3, 240–259; 1890, XLV, 1, 3–62. 41а. Тоже. Отдельный оттиск. Москва, 1889 (1890). Стр. 414–209. Сочинение на степень доктора богословия. Рец. 1) Проф. В. Д. Кудрявцев (по присуждению Макариевской премии в Академии. Журналы Совета Московской Духовной Академии 1890 года. Москва, 1890 (1891), 20–22. 2) Проф. В. О. Ключевский и доц. А. В. Мартынов (по присуждению степени доктора богословия). Ibid. 312–335. 3) Журнал М-ва Народ. Просв. 1890, 5, отд. II, 216–217 (Кн. новости). 4) Проф. И.В. Помяловский (Рецензии сочинений, удостоенных Св. Синодом премий Митр. Макария в текущем году). Христ. Чтение 1892, II, 9–10, 352–362. 42 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия студента 44–го курса Моск. Дух. Академии Александра Охотина, Толкование св. Амвросия Медиоланского на книгу Бытия. Журналы Совета Московской Духовной Академии 1889 года. Москва, 1889 (1890), 170–171. —16— 43 . Отзывы о сочинениях: а) на степень кандидата богословия студента 45-го курса Алексея Корсаковского, «Исповедь» блаж. Августина, как материал для характеристики самого Августина и его времени. Журналы Совета Московской Духовной Академии 1890 года. Москва, 1890 (1891), 75–76; б) на степень магистра богословия Петра Гурьева, Феодор, епископ Мопсуестский. Москва, 1890. Ibid. 340–342. 44 . Гимны Святого Амвросия Медиоланского . (Латинский текст и стихотворный русский перевод, со введением). Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе 1891, XLVIII, 4, 417–449. 45 . О происхождении гимна Те Deum laudamus (Тебе Бога хвалим). Ibid. 1891, XLVIII, 4. 450–460. 46 . Жизнь Святого Павлина Нольского. Душеполезное Чтение 1891. II, 7. 336–343; 8, 455–462; III, 10, 232–242. 47 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия студента 46–го курса Алексея Смирнова, Отношение сочинения Св. Амвросия Медиоланского De officiis ministrorum к сочинению Цицерона De officiis. Журналы Совета Московской Духовной Академии 1891 года. Москва, 1891, 214–215.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

45–51 изданной от Св. Синода книжки: Пятидесятилетие (1839 – 1889) воссоединения с Православною Церковью Западно-русских униатов. Соборные деяния и пр. Спб. 1889. Срав. здесь же на стр. 52 письмо епископа Брестского Антония (Зубко) к графу Н. А. Протасову от 25 окт. 1838 года. 48 При этом разумеются правила Карфагенского собора касательно обращающихся в православие из донатистов. См. Правила 57, 68, 79, 80, особенно же 103 и дал., 112 и др. К такой снисходительности святитель взывал, как мы помним, еще в 1834 году, в составленной им инструкции, под заглавием: «Мысли и советы» и пр. 49 Опасения предусмотрительного святителя, высказанные в этом и предшествующем пунктах, в значительной мере благоприятно разрешились при воссоединении униатов. О семь см. Записки Иосифа I, 116 –119. 52 Собрание мн. и отз. Филар. по учебн. и церк.– госуд. вопрос., изд. архиеписк. Твер. Саввою. II, 446–451. Спб. 1885. 53 Текст акта можно видеть в упомянутой раньше книжке: Пятидесятилетие (1839–1889) воссоединения с православною церковью западно-русских униатов. Соборные деяния, и пр. стр. 4–7. Спб. 1889. 67 Чтения в Общ. люб. дух. просв. 1870 г. кн. XII, стр. 37 «Материалов для биографии Филарета». В 1842 году Иосиф Семашко в Москве рассказывал при Филарете, что папа, раздраженный отступлением от него униатских архиереев, торжественно проклял их, во время униатских архиереев, торжественно проклял их, во время литургии, пред самым освящением святых даров». См. в Русск. Архиве за 1881 г. т. II, стр. 104. 70 Вовремя соборного заседания в Полоцке 12 февраля 1839 года Михаил был вице-председателем Литовской Консистории и соборным протоиереем. Того же 1839 года с 8 сентября он уже был викарным епископом Пинским, в 1840 г. Брестским, а с 1848 и по 1868 г. Минским. 71 Сам Иосиф Семашко говорит, что эти путешествия воссоединенных архиереев предпринимаемы были ими между прочим для того, чтобы за время их отрастить волосы на голове и бороде и чрез то еще более быть подобными древлеправославным архиереям, тем самым подавая пример и подчиненному духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С. 103–128. (Первое семестровое сочинение на 1-м курсе для профессора психологии Александра П. Смирнова ); Разбор учения Гартмана об Абсолютном как «бесконечном»//ВиР. 1888. 20. С. 368–380; 21. С. 414–431; 24. С. 544–580 (1-й курс, для профессора литургики В. Д. Кудрявцева–Платонова); Путешествие евреев из Египта в землю обетованную (физико-географический очерк)//ЧОЛДП. 1889. 1. С. 47–76; 2. С. 124–140; 3. С. 258–274; 4. С. 323–345 (1-й курс, для профессора библейской истории Андрея П. Смирнова ); О значении надписания псалмов Lamnazzeach//Там же. 1889. 12. С. 567–601 (начало семестрового сочинения на 2-м курсе для профессора еврейского языка и библейской археологии П. И. Горского-Платонова ); Преображение Господне (критико-экзегетический очерк)//ПО. 1888. 8. С. 639–692; 10. С. 193–230 (3-й курс, для профессора Св. Писания Нового Завета М. Д. Муретова ); Происхождение, сущность и значение монархианства (по поводу взглядов Адольфа Гарнака на монархианское движение)//ЧОЛДП. 1889. 9. С. 184–256 (3-й курс, для профессора общей церковной истории А. П. Лебедева ). 336 Глубоковский Η. Η. Преосвященный Иоанн (Кратиров). Бывший епископ Саратовский, ректор С.-Петербургской духовной академии (1895–1899 гг.)//ХЧ. 1909. 3. С. 439. 337 ЧОЛДП. 1892. 2. С. 358–424. Впоследствии на его основе Глубоковский подготовил статьи для Русского биографического словаря (Т. 1. 1897. Стб. 637–644) и ПБЭ (Т. X. СПб., 1909. Стб. 41–60). 338 РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 29. Л. 71 об. Глубоковский цитирует письмо Знаменского от 2 июня 1892 г. в своей записной книжке. 339 Московские ведомости. 1888. 240, 19 мая (рец. П. Е. Астафьева); Там же. 1889. 158. 10 июня (рец. о. И. И. Соловьева) и др. В записной книжке Глубоковского в числе лиц, которым он подарил свои первые статьи, кроме его учителей по МДА ( А. П. Лебедева , В. Д. Кудрявцева) указаны издатель «Московских ведомостей» В. А. Грингмут, С. А. Петровский , издатель «Русского обозрения» кн. Д. Н. Церетели и др. (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 34. Л. 41–46). 340 РГИА.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вашего Преосвященства нижайшею послушницею Е.Ушакова. 5 Левшин, с 1770–1775 г. архиеп. Тверский, потом архиеп. и митрополит Московский, † 11 ноября 1812 г. 6 Глаголевский, с 1814–1819 г. архиеп. Тверский; потом митр. Московский, † митр. Новгородским 17 января 1843 г. 9 Речь напечатана в книге: Речи, говоренные в разное время Саввою, Архиепископом Тверским и Кашинским в продолжение тридцатипятилетнего служения его в епископском сане. Тверь, 1892, стр.81–82. 18 Тверская д. Семин, открыта 16 февр. 1739 г. См. Ист. Тверск. Сем. Вл. Колосова, стр. 49, Тверь, 1889 г., и Тверск. Еп. Вед. за 1882 г. 22 Верещагине, † архиеп. Ярославским 23 января 1800 г., о нем см. «Сборник писем дух. лиц XVIII в. к архиеп. Арсению» изд. преосв. Саввы, Тверь, 1893 г. 29 Более подробные сведения о сем училищ см. в Твер. Епарх. Вед. 1877 г. 15, стр. 301 и сл., и 1878 г. 17 , стр. 375. 31 Выпуски 1-й, вышел в 1876 г., в 2-й, в 1877 г., и 3-й, в 1879 г. Позднее вышли вып. 4-й, в 1882 г., и 5-й, в 1885 г. 33 Название «Отроч» объясняют тем, что монастырь этот основан Григорием-отроком, т. е. придворными слугою В. Князя Тверского. Примеч. Автора Хроники. 45 С 1873 г с перемещением еп. Старицкого Антония (Николаевского) на Енисейскую кафедру, кафедра викария Тверского была вакантною до 1883 г., когда на нее назначен был Антоний Державин († еп. Псковским 3 Сентября 1893 г.). 47 Попов, с 7 марта 1836 по 3 мая того же года еписк. Старицкий, впоследствии архиеп. Рязанский, † на покое 25 сентября 1877 г. 53 Начальница женской гимназии, потом, с 1891 г., игуменья Знаменского женского монастыря в г. Осташков. 63 16 февраля 1889 г. Сведения о нем и его трудах в составленном проф. И. Н. Корсунским очерке: «Протоиерей С. К. Смирнов, бывший ректор Московской Духовной Академии, М. 1889, и в журнале Прибавления к твор. св. отцов за 1889 г. 67 Дмитрий Николаевич, Харьковский губернатор, † 15 Января 1879 г., см. о нем т. V Хроники по указателю. 80 Архимандрит Антоний, впоследствии архим. Троицкого Калязинского монастыря, † в 1898 г., в мире назывался Аристотель, из окончивших курс Семинарии. Так как в числе святых нет имени: Аристотель, то он именины свои праздновал в неделю Всех Святых. Прим. автора Хроники.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

510 При совместной жизни духовенств, для молодых клириков легко могла устраиваться и школа, где они могли получить подготовку к высшим степеням духовной иерархии, а вместе с ними учились и другие, посторонние, мальчики. IV, 492. 517 Стоглав. Гл. 25: «да и о том их святители истязают с великим запрещением, почему мало умеют грамоте, и они ответы чинят: мы де учимся у своих отцов, или у своих мастеров, а инде де нам учиться не где, колько отцы наши и мастеры умеют, потому и нас учат, а отцы их и мастеры сами потому же мало умеют и силы в божественном писании не знают, да и учиться им негде». 519 Instr. Рас. Osn. art. V § 31: «cujusmodi (т. е. exerc. rolig.) annexa habentur insmimumio consistoriorum, ministeriorum tam scholasticorum quam ecclesiasmicorum, jus patronatus aliaque similia». 523 Для этой цели определено в нынешнем году ввести преподавание сельского хозяйства в церковно-учительских школах и учительских курсах с тем, чтобы выходящие оттуда учителя в состоянии были преподавать сельскохозяйственные знания в церковно-приходских школах. См. в «Церковных Ведомостях» 41 за 1889 г. Определение Св. Синода от 13–20 сентября этого года. 527 Высочайшим утверждением 28 мая 1888 г. Правила об уездных отдельных епархиальных училищных советах в «Церковных Ведомостях» за 1888 г. 27. С введением в 1889 году института земских начальников, последние должны занимать место членов в уездных отдельных епархиальных училищных советов, вместо непременного члена и мирового посредника. 532 Высочайшим утверждением Мнение государственного совета 19 декабря 1888 г., см. «Церковные Ведомости» 1889, 8. 533 I, 451 и сл. Никольский. Анафематствование, совершаемое в первую неделю Великого поста. СПб, 1879. Исправление богослужебных книг при патриархе Филарете в «Правосл. Собеседнике» за 1862, II и III; митр. Макарий. Патриарх Никон в деле исправления церковных книг и обрядов (Прибавления к творениям св. отцов. Ч. XXIX). См. также его «Историю русской церкви», в особенности и XII тома; Бердников. Дополнение к курсу церковного права. Казань, 1889. Стр. 370 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Богородицы скорбящим радости», XVII века. За декабрь 1890 г. 19 декабря было обыкновенное заседание церковно-археологического Общества, на котором поставлены были вопросы для внесения в программу занятий IX археологического съезда в Вильне в 1893 году и членом Общества В. 3. Завитневичем сделано сообщение: «К вопросу о происхождении названия и о местоположении Киевской Церкви Святой Богородицы Пирогощи». В течение декабря последовали следующие поступления в Церковно-археологическое Общество, музей и библиотеку его: А) От Императорской Археологической Комиссии – 68 серебряных русских, польских и шведских монет XVII в., обломок серебряной бусы и стеклянная буса, найденная в м. Белой Церкви, Киевской губ., крестьянским мальчиком Василием Горобцом. Б) От Православного Палестинского Общества «Православный Палестинский Сборник»: Выпуск 22 – «Прогулка по Палестине. 1889. А.П. Якубовича, – выпуск 26 – «Описание свв. мест» безымянного, конца XIV века, с предисловием А. И. Пападопуло-Керамевса , в переводе Г.С. Дестуниса; выпуск 29 – «Описание в стихах иерусалимских господских чудес и достопримечательностей», составленное ефесским протинотарием Пердикой, XIV века, с предисловием Пападопуло-Керамевса и в переводе Дестуниса; выпуск 30 – «Описание Турецкой империи», составленное русским, бывшим в плену у турок во второй половине XVII века, под редакцией П.А. Сырку. С.-Петербург. 1890 г. В) От Далматского Археологического музея, Bulletino сего музея за 1890 год, 10. Г) От Историко-Филологического Общества при Императорском Новороссийском Университете – «Летопись» сего Общества, выпуск I, Одесса, 1890 г.. Д) От действительного члена, преосвященного Мелетия, Епископа Якутского и Вилюйского: 1) «отчёт о состоянии и деятельности Забайкальской духовной миссии в 1888 году». Иркутск, 1889 г.; 2) «Христианское имя Ермака», Нерчинск, 1889 г.; 3) «Лекция о буддизме», читанная 19 декабря 1888 г. А.И. Подгорбунским, Иркутск, 1889 г. 8-о. Е) От действительного члена, наместника Троице-Сергиевой Лавры, архимандрита Леонида: «Четыре беседы Кесария или вопросы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Тем более, следовательно, должны быть ценимы труды честного двадцатипятилетнего служения учебно-воспитательному делу, ибо в них, в этих трудах, мы должны видеть высшее проявление достоинства человеческой личности, приобретенного путем долгой и непорочной службы на пользу духовного образования. Воспитательная деятельность и притом на пространстве нескольких поколений, – это такого рода подвиг, который аналогичен с подвигами высшего самоотвержения христианского. В существе дела здесь нет преувеличения. Дело в том, что тернистый путь, который выпадает на долю скромных тружеников на поприще воспитания и обучения духовного юношества, еще более становится тернистым, когда их благие цели и стремления истолковываются в дурную сторону, когда в противовес их гуманным мерам стараются противопоставить маску наружного только исполнения их добрых советов и указаний, не понимая, или скорее, не желая понять того, что воспитатель или администратор быть может всю свою душу вложил в свою направленную к добру деятельность. Одним словом, – на основании собственного педагогического опыта каждый здравомыслящий человек необходимо должен прийти к заключению, что направлять волю массы к добру гораздо труднее, чем а priori теоретически рассуждать об этом предмете. В 1889 г. кончается 30 летняя педагогическая деятельность о. Протоиерея Хераскова и начинается новая чисто пастырская: 27 января 1889 г., согласно прошению, он был уволен от должности Ректора Владимирской семинарии и, согласно прошению же, Высокопреосвященнейшим Феогностом, бывшим тогда Архиепископом Владимирским, – определяется (16 мая 1889 г.) настоятелем Суздальского Богородице-Рождественского собора. Ему вместе с тем поручаются обязанности: Благочинного градских и некоторых сельских церквей, Наблюдателя церковно-приходских школ Суздальского уезда, Председателя Суздальского уездного отделения епархиального училищного совета и члена Суздальского уездного училищного совета. В звании Настоятеля собора он весьма много способствовал благоукрашению величественного Суздальского собора, замечательного по своей древности и святыням (в нем почивают мощи святителей Феодора и Иоанна).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В году от Рождества Спасителева 1889-м и месяца января 2-го числа. Из трех вышеназванных кандидатов избран митрополитом Пентапольским Нектарий Кефалас, в преемники ранее умершему Нилу из Галлиполи, который был Пентапольским не должным образом 78 . Архиепископ бывший Керкирский Антоний Архиепископ Синайский Порфирий». Хиротония состоялась в каирском кафедральном соборе Святителя Николая в воскресенье 15 января 1889 года (день этот чудесным образом совпал с датой крещения и диаконской хиротонии святого). Приводим текст «Деяния хиротонии»: «Сегодня, 15 января года от Рождества Спасителя 1889-го, в день воскресный, на основании вышеприведенной памятной записи мы, в сослужении двух архиепископов, бывшего Керкирского Антония и Синайского Порфирия, посвятили за нашим патриаршим богослужением бывшего во иеромонахах архимандрита Нектария в митрополита некогда просиявшей митрополии Пентапольской, каковое патриаршее наше деяние внесено нами в сей Священный Кодекс на вечное свидетельство. Папа и Патриарх Александрийский Софроний». В ответ на законный вопрос, почему в избрании и хиротонии святого Нектария участвовали иерархи других поместных Церквей, поясним, что в Александрийском Патриархате архиерейский Синод как таковой не действовал и Патриарх единолично отвечал за избрание подчиненных ему иерархов. А к моменту избрания митрополита Пентапольского Софроний в течение трех месяцев был в прямом смысле единственным действующим иерархом Алексавдрийской Церкви (митрополит Киринийский Спиридон умер в сентябре 1876 года, митрополит Фиваидский Матфей – в ноябре 1888-го, а митрополит Ливийский Игнатий с 12 августа 1888 года находился в ссылке). Заметим еще, что Церковь Александрийская, паству которой составляли всего несколько десятков тысяч греков, располагала крайне ограниченными средствами и вдобавок не вполне оправилась от последствий недавнего раскола. Именно поэтому Патриарх Софроний заботился о привлечении образованных и способных архиереев, выдвигая их без лишних формальностей и не ожидая взамен притязаний с их стороны. Весьма показателен в этом смысле пример двух епископов – Ксанфупольского (впоследствии митрополита Ливийского) и Лернийского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

В 1881 г. численность Казанской общины составляла уже более 260 сестер. Для их проживания и деятельности имелось 13 корпусов, большинство из которых были деревянными, некоторые выстроены из кирпича. В одном из корпусов была устроена безмездная больница на 8 кроватей, в двух располагались иконописная школа, ковровое и башмачное заведения. Община уже владела 505 десятинами земли в разных местах, в том числе 70 десятинами с дровяным лесом. 14 ноября 1881 г. община была преобразована в женский общежительный монастырь, а через два месяца, 14 января 1882 г., Досифея была возведена в сан игуменьи. В первой половине 1880-х г.г. к каменной часовне 1852 г. постройки, в которой находилась местночтимая Казанская икона Божией Матери, был пристроен алтарь, возведена колокольня, часовня была преобразована в загородную церковь монастыря. Рядом с ней сохранялась старая деревянная часовня XVIII в. Над источником возвели сень. Главным благодетелем Казанского монастыря был Ефрем Никифорович Сивохин. В 1883–1888 г.г. на собственные средства Ефрема и Неонилы Сивохиных была построена колокольня с часами и храмом святого преподобного Ефрема Сирина и святой мученицы Неонилы. Предположительно, автором колокольни является А. С. Каминский. Всего Ефрем Никифорович пожертвовал на обитель свыше 150 тысяч рублей, а также приобрел для нее Греческую икону и ковчежец со святыми мощами. Древняя греческая Боголюбская икона (также Андроникова икона), купленная Е. Н. Сивохиным за 17 тысяч рублей, была торжественно доставлена в Вышний Волочек из Петербурга 1 мая 1885 г. Её встречали уездные и городские власти, губернатор Сомов, множество народа. С тех пор каждый год 1 мая из всех вышневолоцких храмов устраивался крестный ход в Казанский монастырь. Ефрем Никифорович Сивохин не дожил до завершения устройства больничного корпуса и богадельни. Он скончался 5 февраля 1889 г. и был погребен в каменном склепе, устроенном под колокольней. Его супруга Неонила Афанасьевна жила после смерти мужа в обители и была похоронена рядом с ним. Больничный корпус был достроен в год смерти Е. Н. Сивохина и освящен 28 октября 1889 г., храм в лечебнице освящен в 1890 г. во имя пророка Илии и святого великомученика Пантелеймона. В 1889 г. было завершено строительство нового настоятельского корпуса. Тогда же возведена часовня над монастырским колодцем.

http://sobory.ru/article/?object=00313

203. Соколов А. О внешнем виде Иисуса Христа//Ст., 204. Соколов Д., свящ. Искупитель рода человеческого ГОСПОДЬ Иисус Христос: Исторический очерк. — СПб., 1863. 205. Соколов С., свящ. Почему мы должны верить в Иисуса Христа как Бога? — СПб., 1910. 206. Сокольский П. Иисус Христос — основатель пастырства//ПБЭ, т. VI. СПб., 1905. 207. Соллертинский С. Пастырство Христа Спасителя. — М., 1889. 208. Соловьев Вл. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы жизни//Соч. Вл. Соловьева, т. III. 209. Его же. История и будущность теократии//Соч. Вл. Соловьева, т. IV. 210. Струженцев М. О пастырстве Христа Спасителя. — М., 1899. 211. Тареев М. М. Основы христианства: т. 1-3. — Серг. Посад, 1908. 212. Титлинов Б. Царство Божие по Евангелию//Ст., 213. Его же. «Христианство» гр. Л. Н. Толстого и христианство Евангелия. — СПб., 1907. 214. Тома А. Иисус Христос и Апостолы/Пер. с нем. — Серг. Посад. 1913. 215. Тренч Док., архиеп. Толкование притчей Господа нашего Иисуса Христа/Пер. с англ. — СПб., 1888. 216. Троицкий Ф. И. Нагорная беседа Иисуса Христа (Матф. V — VII). — Казань, 1889. 217. Трубецкой С. Учение о Логосе в его историческом развитии. — М., 1906. 218. Турчанинов П., прот. Беседы о личности Иисуса Христа. — Харьков, 1914. 219. Ульгорн Г. Новая заповедь Христова о любви и христианская благотворительность в древней Церкви/Пер. с нем. — СПб., 1900. 220. Фаворов Н. А. Публичные лекции о вере в Иисуса Христа, против рационализма. — Киев, 1865. 221. Федотов Г. П. Социальное значение христианства. — Париж, 1933. 222. Фриц Ф. Иисус Христос/Пер. с франц. — Тула, 1889. 223. Хитров М. Подлинный лик Спасителя. — М., 1894. 224. Шафф Ф. Иисус Христос — чудо истории/Пер. с нем. — СПб., 1906. 225. Шикопп Ю. Апологические беседы о Личности Иисуса Христа/Пер. с нем. — СПб., 1870. 226. Шилтов Б., д-р медицины. Мысли о Богочеловеке. — Харьков, 1904. 227. Шкановский А. К уяснению учения о самоуничижении Господа нашего Иисуса Христа. — Киев, 1910. 228. Штейде И. Христос и христианство в отзывах нехристиан, Неверов и полуверов//Ст., 1903

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010