1677 О Сербиновиче напечатан в январской книжке Прав. Обоз. 1878 г. (стр. 112, прим. 6) такой анекдот. Некто Романович, совоспитанник Сербиновича по школе, идя однажды с известным археологом Н.П. Сахаровым по Невскому проспекту, зашел в Казанский собор и увидел стоящего на коленях пред иконою Богоматери К.С. Подойдя сзади, положил руку на плечо Сербиновичу и сказал ему: «как ты смеешь здесь молиться? разве мы не вместе в коллегии иезуитов давали клятву оставаться навсегда верными Римской церкви?» С ужасом отпрыгнул от него Сербинович. 1678 Помещица Волкова, живущая на самой границе уездов Велижского Витебской губ. и Поречьевского Смоленской, рассказывала мне в 1872 г., при посещении мною церквей Велижского уезда, что преосвящ. Василий, будучи хорошо знаком с ее отцом, принимавшим некогда в казну принадлежавшие униатскому духовенству имения, посещал его и жил по неделе, занимаясь перетасовкой духовенства Велижского уезда, как воссоединенного еще в конце прошедшего столетия и искренно преданного православии за сие использовавшегося расположением своего архипастыря-униата. По поводу этой перетасовки духовенства рассказывали мне следующий анекдот. Однажды преосвященный Василий, бывший на экзамене в Полоцком кадетском корпусе (впоследствии – гимназии), спросил одного воспитанника: «кто в России кочующие народы?» – тот отвечал: «цыгане, священники«… Видно, что мальчик нередко видал священников, переселяющихся из одного места в другое со всем имуществом. 1681 Здесь должно заметить, что тот же прот. Копаевич в 1866 г. о том же духовенстве Лепельского уезда делает, как увидим далее, совсем иной отзыв. 1693 Многократно случалось, что преосвящ. Лужинский, в воскресные и праздничные дни отправляясь из загородной дачи в город на служение, брал с собою племянницу Терезу Глазко и, подъехавши к кафедр. собору, сам останавливался здесь, а ее в той же карете отправлял далее, к костелу. 1695 См. в Памятной кн. Витебск. губ. на 1865 г. статью иером. Сергия: «Витебский Марков Св. Троицкий мужеский монастырь». Статья эта в распространенным виде перепечатана в Полоцких Епархиальных Ведомостях 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если бы преосвященный Лужинский был истинный служитель православной церкви и верный сын отечества, то он и сам не делал бы у себя в доме, во время последнего польского мятежа, списков так называемого польского катехизиса 1491 и не распространял бы их в обществе (сообщено архим. Тихоном) и племяннице своей Глазко не позволял бы участвовать в революционных собраниях Дроздовской, а ее мужа не допустил бы до острога за участие в мятеже. В делах епархиального управления преосв. Василий руководствовался более личными соображениями или, вернее, произволом, нежели правилами соборными и консисторским уставом. Бывали случаи, что, когда ему показывали при докладе о делах ту или другую статью закона, он, вырывая из рук докладчика книгу законов, клал под себя, приговаривая: «вот у меня где ваши законы». К такому попиранию законов церковных Лужинский поощрялся без сомнения излишнею снисходительностью к нему, как воссоединенному епископу, со стороны Обер-Прокурора графа Протасова и тесною дружбою с ближайшим орудием Протасова, директором его канцелярии К.С. Сербиновичем, воспитанником тех же иезуитских (Продолжение следует) . Протоколы заседаний [=Журналы] Совета Московской Духовной Академии за 1899 год//Богословский вестник 1900. Т. 2. 6. С. 289–320 (5-я пагин.) (Продолжение). —289— Чулкова Павла, присл. из Смоленской сем. Студенского Аркадия, вол. из Пензенской сем. Лучинина Льва, вол. из Вифанской сем. 25 . Фигуровского Ивана, присл. из Томской сем. Рижского Константина, вол. из Тамбовской сем. Линькова Александра, вол. из Вологодской сем. Высотского Павла, присл. из Орловской сем. Кудрявцева Михаила, вол. из Тульской сем. 30 . Лепехина Николая, вол. из Московской сем. Арефьева Ивана, присл. из Пермской сем. Смирнова Александра , вол. из Костромской сем. Кесарийского Ивана, вол. из Костромской сем. Знаменского Василия, вол. из Московской сем. 35 . Воронова Николая, вол. из Костромской сем. Соловьева Николая, вол. из Московской сем. Кудинова Павла, присл. из Московской сем. Успенского Михаила, вол. из Тамбовской сем. Анисимова Петра, вол. из Симбирской сем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

713 Высочайше утвержденное 18-го декабря 1835 г. постановление Секретного Комитета от 3-го дек. этого года (К.Ο.П. 23283). 723 К.Ο.П. 23161. По объяснению гражданского губернатора, Мирский был известен, как поборник либерализма, а не религии. Выходка же его имела в виду возбудить других помещиков против распоряжений правительства. 736 По донесении пр.Василием об этом факте и по докладе его об.-прокурором, Государь написал: «Виновного судить военным судом». Суд постановил: «Вменив ему в наказание содержание под арестом и в течение девяти месяцев, для вящего восчувствования его вины отдать его в солдаты». ( Кол.1837 г. 66). 738 Кол. 87, 1840 г. Казарин боялся, что риза эта достанется православным в случае обращения церкви в православную. 742 Дьяков, «человек весьма справедливый и строгий, и своершенноо противоположный вашим Виленским властям. Поляков гоняет гораздо более, нежели кн.Хованский» – писал 23-го июня 1836 г. пр.Смарагд архим.Платону (Арх.Пожарского монастыря). 752 Действительно, некоторые помещики тотчас, по получении предписания пр.Василия о высылке ему монстранций и пр., забрали их из церквей, заявив, что они были приобретены на их счет. Пр.Василий предписал после этого деканам, чтобы они в тех случаях, когда монстранции не будут выдаваться добровольно, отбирали их при помощи полиции. Иные же помещики, как Дриссенский уездный предводитель дворянства Глазко, Лопатинский и другие, пытались откупать их у униатских церквей. Но пр.Василий не соглашался и на это (П.Д.К. 1836 г. 6). 765 П.Д.К. 561. Нач. 22-го ноября 1845 г. Ср. 286, 1835 г. Наблюдение за учениками было поручено инспектору семинарии: предметы преподавались особыми учителями. Учебники по св.истории и катехизису были выписаны из Московской синодальной конторы, буквари – из книгохранилища Комиссии духовных училищ, а устав изучался практически 62, 1835 г.). Из дальнейшей судьбы этого училища нам известно, что в августе 1845 г. пр.Василием, вследствие ходатайства семинарского правления, оно было перемещено в Полоцкий Богоявленский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Борисоглебский монастырь, искони православный, в 1596 г. обращен был в унию; но вскоре владельцами: имений сего монастыря, Корсками, он снова возвращен был в православие; а в 1618 г. пресловутый гонитель православие архиеп. полоцкий Иосафат Кунцевич, силою отнял у православных этот монастыре населил его униатскими монахами. С 1654 г., по случаю завоевания Полоцка царем Алексеем Михайловичем, Борисоглебский монастырь опять стал православным; а в 1686 г., с Полоцка Польше, он снова сделался достоянием униатских монахов – Базилиан, и был управляем сначчала архимандритами, а затем, так как Бориисоглебский монастырь был имениями богаче всех других монастырей полоцкой епархии, Полоцкие архиепископы испрашивали для себя у польских королей привиллегию на звание архимандрита этого монастыря. И это продолжалось до присоединения Белоруссии к Российской империи, т. е. до 1772 г. – С этого времени снова настоятелями монастырей были архимандриты, а с 1822 г даже иеромонахи 558 . В 1834 г., по указу бывшей униатской коллегии, Борисоглебский монастырь поступил в ведение Оршанского униатского епископа Василия Лужинского и состоял в его распоряжении по 1842 г., до передачи принадлежаших сему монастырю населенных имений в казну. – Здесь с ним жила и воспитывалась под его бдительным надзором его мнимая племянница Тереза, и отсюда, полного курса в Полоцком польском пансионе, она поспешила вследствие особенных нравственных причин, выйти в замужество за польского помещика Глазко, принявши в то-же время, с соизволения своего высокого патрона, римско-католическую веру. С 1847 по 1859-й г., за неимением на лицо монашествующих лиц, Борисоглебским монастырем заведывал, с употреблением разумеется, в свою пользу монастырских доходов, протоиерей Полоцкого Софийского собора Андрей Юркевич женатый, как известно, на родной племяннице архиепископа Лужинского. В летнее время, в настоятельских обширных, но безобразных по архитектуре, покоях, обитало обыкновенно многочисленное семейство Юркевича; и здесь нередко собирались веселые компании гостей обоего пола и давались пирушки с музыкою и танцами. – И это продолжалось даже до 1865 г. «В настоящее время (т. е. в 1865 г.), замечает в своей статье о Борисоглебском монастыре г. Сементовский, в Борисоглбском монастыре, и в монастырском доме, кроме временно помещающегося там семейства прот. Юркевича, живет вдовый священник в качестве управляющего монастырскою фермою» 559 . В начале 1866 г., при удалении архиеп. Василия от управления Полоцкою епархиею, он произвел эконома своего архиерейского дома иеромонаха Тихона в сан игумена и определил настоятелем Борисоглебовского монастыря. При игумене Тихоне было два послушника – и вот на этот раз все братство древнего Борисоглебского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Бывший архиерей витебский Василий в душе, как говорят, остался униатом. В Динабурге православные задумали построить церковь и собрали сумму. Когда им дано позволение начать стройку, архиерей Василий прислал для производства работ подрядчика – своего родственника (Глазко или Реута), который потом за что-то был сослан в Сибирь.. Храм вышел хорош, но угрожает падением»... —383— 1866 г. Помянутый выше Η.Н. Новиков (окружный инспектор народных училищ) препроводил ко мне из Вильны при письме от 24-го июля выдержку из письма к нему А.В. Рачинского 1286 ; при чем сообщил, что г. Рачинский был некогда нашим консулом в Молдавии, затем мировым посредником в двух западных губерниях, а в 1866 г. состоял в распоряжении попечителя Виленского учебного округа. Летом 1866 г. Рачинский, по поручению попечителя округа, ездил в витебскую губернию для археологических и археографических разысканий. И вот что он, между прочим, сообщал о витебской губернии и полоцкой епархии г. Новикову: «Что скажете вы о православно-русском монастыре, в котором, в благословенное 1866-е лето, божественная служба совершается по униатским книгам 1761 г., изданным в Почаеве, при полном отсутствии круга православно-русского Московской, Киевской или иной печати, и когда, по сознанию самого настоятеля, 16 сентября отправляется на ряду служба блаженномученику Иосафату Кунцевичу 1287 ... Над клиросом повешено огромное изображение распятого Спасителя, со креста правою рукою дающего благословение преклоненному перед ним Базилиану в орденской одежде... В ризнице древнее во весь рост изображение Иосафата Кунцевича; в одной руке у него пылающее сердце с пальмовою ветвью, а в другой – чаша с мученическою кровью; лик и вбитый в чело бердыш 1288 слабо закрашены и по обе стороны разделенная надпись: «Св. Василий Великий ». В этом же монастыре до весны настоящего года хранился в ризнице ковчег с локтевою частью руки Иосафата Кунцевича. Предметы эти взяты в консисторию и ныне там хранятся, ожидая разрешения нового преосвященного.... На горнем месте главного алтаря, в углублении каменной стены, найдена надпись углем следующего содержания: «1837 г. ноября 4 дня сюда вставлено (sic!) бу-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Штатного содержания для полоцкой семинарии ежегодно ассигнуется на 120 человек казеннокоштных воспитанников, да 2000 р. с. отпускается правительством, по милости главного начальника северо-западного края. Воспи- —414— 1866 г. танников же на казенном содержании, с давнего уже времени, обыкновенно бывает не более 80-ти человек; следовательно, на каждого из них на содержание пищею и одеждою приходится 110 р. Как подумаешь, что на того же духовного воспитанника, но только уездного училища, ассигнуется всего 40 р. и что содержание его разве одеждою очень немногим чем хуже содержания воспитанника семинарии, то и кажется, что было бы гораздо лучше, если бы хозяйственная часть по семинарии была поручена особой из градского духовенства комиссии, состоящей из трех, или даже и пяти членов. Хорошо было бы, если бы избрание членов комиссии и эконома семинарии было представлено самим воспитанникам (!), или, по крайней мере, духовенству. Члены Полоцкой д. консистории уродились в родню толсты, да, может быть, не в родню просты; одним словом они, по выражению их же патрона, архиеп. Василия, олухи, болваны. Избрать таких лиц в означенные должности архиеп. Василий, конечно, имел свои причины, которые, надеемся, при новом владыке не будут существовать, и потому желательно было бы, чтобы для чести и пользы правительства и полоцкой епархии духовенства избраны были в члены консистории другие лица. Жена члена консистории, витебского градского благочинного, протоиерея Голембиовского никогда не бывает в православной церкви, а постоянно посещает римско-католические костелы, где и исповедуется у ксендзов. Тоже самое должно сказать о родной племяннице архиеп. Василия Терезе Глазко. Это всем в Витебске известно и имеет своего рода влияние, если не на всех, так, по крайней мере, на простонародье. Следовало бы предупредить нового Полоцкого и Витебского владыку, чтобы он при приеме имущества архиерейского дома и кафедрального собора отнюдь не руководствовался теми описями, которые ему будут предъявлены, а имел бы в виду описи прежних лет и непременно приходо-расходные книги за всё время управления епархиею архиеп. Василия.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1963 См. о сем и вообще об основании и устроении обители в книге Житие и подвиги блаженной памяти старца схимонаха Зосимы. Издание 2-е Москва, 1889. 1964 См. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения, 1873 год, ч. III, стр. 86–89 «Материалов для истории русской церкви». 1965 См. эти письма в Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения, 1876 год, ч. III, стр. 116–121 «Материалов для истории русской церкви». 1966 Эти правила напечатаны в Душеполезном Чтение, за 1871 год ч. III, стр. 96–107 «Известий и Заметок». 1967 Раньше нежели построен был какой бы то ни было храм в Одигитриеве, сестры общежития ходили к церковным службам в соседнюю приходскую Церковь села Рыжкова, потом, согласно завету старца Зосимы, в самой обители над гробом старца, в пол года был построен (на средства того же С. Л. Лепешкина, после им же распространенный и благоукрашепный) храм во имя Святой Троицы, а за тем в 1852 году и храм во имя Одигитрии над вратами обители. См. упомянутое Житие Зосимы, стр. 198 и далее. Москва, 1889. 1973 Так, например, в городе Верее был некогда монастырь, разоренный в 1812 году французами, но близ него были народные гулянья. См. Житие отца Зосимы, стр. 179. Москва, 1889 1974 Скончался он в Сименовом монастыре в 1812 году. Срав некоторые подробности о нем и Василиске в Письмах Филарета к А. Н. Муравьеву, (писавшему жития российских святых), стр. 374. Подробнее же о том см. в упомянутом Житии Зосимы стр. 30 и далее, Москва. 1889. 1975 Отец Зосима, по обычаю прежних времен, с юности служил в военной службе См. Житие его издание 1889 года. 1976 Подробнее о том см. в упомянутом житии Зосимы, стр. 77 и далее (из 1889 года). Особое житие Василиска издано в Москве в 1849 году. Срав. также статьи архимандрита Леонида (Кавелина) , под заглавием: Последние русские пустынножители в Домашней беседе за 1862 год выпуск 21–23. 1977 В Прежний Николаевский мужской Туринский монастырь сей опустел после упразднения в 1764 году. 1978 Эта страсть возгорелась именно в той самой вдове, которая впервые своими «усиленными просьбами» побудила отца Зосиму принять ее с её дочерью девицею под его духовное руководство. Она и сделалась потом первою начальницею общежития в Туринске, по удалении оттуда Зосимы с оставшимися ему верными сестрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОРЕНБУРГСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Оренбургской епархии, разрешенное 1 сент. 1872 г. указом Святейшего Синода 1708 по ходатайству еп. Митрофана (Вицинского), поданному 12 нояб. 1871 г. Инициатором создания журнала был секретарь Оренбургской духовной консистории И. И. Евфимовский-Мировицкий. «О. е. в.» выходили в Оренбурге с 1 янв. 1873 по 31 марта 1917 г.: в 1873-1906 гг.- 2 раза в месяц, в 1907-1916 гг.- еженедельно, в 1917 г. вышло 12 номеров. Журнал имел общую годовую пагинацию, с 1 за 1873 г. по 2 за 1889 г. пагинация официальной и неофициальной частей была совместной, а затем раздельной. Редакторами офиц. части были прот. Василий Ольшанский (1873. 1-20), секретарь консистории Евфимовский-Мировицкий (1873. 21 - 1875. 4), прот. Стефан Семёнов (1875. 5 - 1881. 14; с 3 за 1880 совм. с прот. Н. Сперанским), смотритель ДУ прот. Николай Сперанский (1880. 3 - 1883), ректор ДС прот. Феодор Дмитровский (1884-1889. 2), член консистории свящ. Геннадий Никольский (1889. 3 - 1892. 18; с 3 за 1889 по 24 за 1891 совм. с секретарем консистории Н. Е. Томашевским), секретарь консистории В. А. Александровский (1892. 19 - 1896. 2), преподаватель духовной семинарии С. С. Никольский (1896. 3 - 1911. 9), прот. Александр Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), секретарь консистории Х. Ф. Говядовский (1914. 26/27 - 1916. 39/40), ректор ДС архим. Варлаам (Новгородский ; впосл. епископ Соликамский; 1916. 41/42 - 1917. 1/2, и. о. редактора), и. о. секретаря консистории И. И. Архангельский (1917. 3/4 - 11/12). Редакторами неофиц. части были Евфимовский-Мировицкий (1873. 1-20), прот. С. Семёнов (1873. 21 - 1881. 14; с 3 за 1880 совместно со Сперанским), прот. Н. Сперанский (1880. 3 - 1883), прот. Ф. Дмитровский (1884-1889. 2), преподаватель семинарии Н. П. Израильский (1889. 3 - 1895), С. С. Никольский (1896-1911. 9), прот. А. Архангельский (1911. 10 - 1914. 25), свящ. Феодор Борнуков (1914. 26/27 - 1915. 10/11), еп. Серафим (Александров ; впосл. митрополит Казанский; 1915. 12 - 1916. 11/12, и. о. редактора), Говядовский (1916. 13/14 - 39/40, временно и. о. редактора), архим. Варлаам (Новгородский; 1916. 41/42 - 1917. 9/10), последний номер (1917. 11/12) за редактора подписал инспектор семинарии Н. М. Чернавский. С 1896 г. по воле еп. Николая (Адоратского) изданием «О. е. в.» заведовал редакционный комитет в составе председателя, редактора, казначея и корректора.

http://pravenc.ru/text/2581505.html

Синод от 15/22 января 1888 года за 84 определил: «Разрешить оные рукописи (акафисты) к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самих рукописях исправлениями». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 26 января 1888 года за 393 264 . 98 Акафист св. благоверному великому князю Георгию, Владимирскому чудотворцу 19 сентября 1888 года в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет советом Православного братства святого благоверного и великого князя Александра Невского была представлена рукопись – акафист св. благоверному и великому князю Георгию, Владимирскому чудотворцу, составленный ввиду предстоявшего 4 марта 1889 года празднования во Владимире и Нижнем Новгороде 700-летия со дня рождения св. Георгия. Рассматривавший эту рукопись член Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета архимандрит Тихон 7 февраля 1889 года доносил комитету, что акафист св. благоверному и великому князю Георгию, Владимирскому чудотворцу, «по мыслям и составу соответствует своему назначению и может быть одобрен к печати, но не иначе, как со сделанными исправлениями». Духовно-цензурный комитет согласился с отзывом архимандрита Тихона, о чем и сделал Св. Синоду доношение от 7 февраля 1889 года за Святейшим Синодом 14 марта 1889 года за 920 рассмотрение акафиста св. князю Георгию Владимирскому было поручено преосвященному Герману, который 20 марта 1889 года дал отзыв, что акафист можно дозволить напечатать в исправленном виде. Святейший Синод 14 марта/8 апреля 1889 года за 536 определил: «Представленный Санкт-Петербургским духовно-цензурным комитетом в рукописи акафист св. князю Георгию, Владимирскому чудотворцу, разрешить к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самой рукописи исправлениями». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 13 апреля 1888 года за 1301 265 . 99 Акафист прп. Арсению Великому 21 сентября 1868 года за 695 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет представил в Святейший Синод донесение с одобрительным отзывом об акафисте с молитвой прп. Арсению Великому , составленным губернским секретарем Андреем Ковалевским. По рассмотрении настоящего акафиста Св. Синод нашел, что акафист не представляет никаких особенных указаний, приложимых собственно к святому, имени коего посвящен, а содержит общие выражения, заимствованные из других акафистов, уже обнародованных прежде, скудные по содержанию. Не находя удобным разрешать напечатание акафиста и молитвы прп. Арсению Великому , Святейший Синод 4/11 октября 1868 года за 2009 отклонил ходатайство цензурного комитета о напечатании рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

129 Собр. мнен. и отз. 4, стр. 387. См. сочинения митр. Филарета т. 4, изд. 1882 г., М., стр. 135, и т. 5 изд. 1885 г., М., стр. 376–378. 130 Чтен. общ. люб. дух. просвещ. 1877, 11 кн., 129–130 стр. По свидетельству покойного о. архимандрита Павла (Прусского), среди единоверцев находятся и такие, которые, не имея обрядоверия и признавая новоисправленные книги несомненно православными, не считают их «исправнее старопечатных» („Вера и Церковь “ 1902 г., 1, стр. 88). 132 „Раздор в единоверии“. изд. журнала „Истина“. Псков. 1877 г., л. 5. – Здесь подробно указаны разности чинопоследований в единоверческих церквах разных местностей России на основании и, 3 правил 27 октября 1800 г. 135 Указ Св. Синода от 27 марта 1900 г., за 2. Сн. „Обзор деятельности в. православн. исповед. за время царств, ими. Александра 3“, стр. 307. 137 Напр. многие из присоединившихся в 1901 г. к единоверию в дер. Голубове (порховского уезда псковской епархии) готовы были ходить и в общеправославную церковь пог. Заклинья (см. „Псковск. Епарх. Вед.“ 1902 г., 5, стр. 125); но конечно весьма желательно продолжительное оставление таких православных старообрядцев среди массы (до 250 чел.) новых единоверцев, в качестве искреннего и вполне благонадежного ядра их, посредством предположенного устроения в селении их единоверческого храма и прихода. 146 Беликов. Деятельность моск. митр. Филарета по отношению к расколу. Казань, 1896 г., стр. 409–422. 156 «Из истории раскола на Ветке и в Стародубье в 17–18 вв.» вып. 1, изд. 1895 г., Киев,. стр. 169. сн. Истор. о бегств. свящ. Ив. Алексеева (Братское Слово 1889 г., 1, стр. 439–440; 432; 514–515). 157 Дело 1889 г. о курских единоверцах (Церк. Вид. 1889 г., 34) и намерение Болтуновских (Хвалынского уезда) единоверцев во главе с их свящевником преобразовать свой храм и приход в общеправославный (Церк. Вест. 1889 г. 32, стр. 561; 1890 г., 26, стр. 437–438). 158 Церк. Вед. 1889 г.. 35, сн. «Нов. Вр.» 4837 (курский факт назван присоединением единоверцев к православию); «Моск. Вед.» 1889 г. 224.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/edinover...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010