Скорее всего, Ультан принимал участие и в строительстве монастыря Фос недалеко от Нивельской обители (ныне это коммуна Фос-ла-Виль бельгийской провинции Намюр). Позднее, после мученической кончины святого Фойлана, которая была ему открыта в видении, Ультан стал его преемником по управлению Фосским монастырем. Он одновременно служил игуменом и Пероннского монастыря (нынешняя Франция). Преставился в конце VII века и был похоронен в Фосском монастыре. Святого Ультана почитают в Ирландии, на востоке Англии, во Франции и Бельгии.    Преподобномученик Фойлан (память 31 октября/13 ноября) управлял монастырем Бург-Касл в Англии, а около 640 года перебрался в Нейстрию, где был принят королем Хлодвигом. Далее он проследовал в Бельгию; святая Ита (также Ида, Идуберга), основательница Нивельского монастыря (мать святой Гертруды; † 652, память 8/21 мая), пожаловала ему земли в месте под названием Фос, где он основал монастырь, ставший центром евангелизации. В Европе Фойлан посещал монастыри Перонна и Ланьи и успешно просвещал бельгийскую провинцию Брабант. Около 655 года святой Фойлан вместе со своими двумя спутниками был убит разбойниками в лесу Сенеф недалеко от Нивеля. Святой был похоронен в Фосском монастыре и с тех пор почитался как мученик. В Фос-ля-Виле сохранилась исторически значимая церковь, посвященная святому Фойлану. Церковь св. Фойлана в Фос-ла-Виль, Бельгия Благодаря странствующим ирландским миссионерам, таким как Фурсей, Ультан и Фойлан, монастыри Ланьи, Фос и Перонна стали выдающимися монашескими центрами Западной Европы, и таких центров в регионе было много. В VII веке ирландские монахи принесли в континентальную Европу кельтскую аскезу, ученость, многочисленные предметы церковного обихода, мощи святых и священные книги. Многие из них построили и организовали в регионе монастыри по примеру ирландских общин, ставшие средоточием монашеского делания, образования, культуры и миссионерской деятельности. Преподобный отец Фурсей, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 457 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1  Вот что, в частности, Беда пишет о св.

http://pravoslavie.ru/97437.html

Святая Димфна учредила больницу для бедных, где трудилась сама и где проявился ее благодатный дар исцеления Ее отец, окончательно потерявший рассудок, вместе с несколькими воинами отправился на поиски святой. Наконец, выследив ее, он столкнулся лицом к лицу с Димфной и святым Гереберном. Когда последний упрекнул его в безнравственности, король Дамон приказал немедленно обезглавить пожилого священника. После мученической кончины святого Гереберна король продолжал настаивать на том, чтобы Димфна вышла за него замуж. Разгневанный ее твердым, решительным отказом, он отсек ей голову собственным мечом. Таким образом, мученица Димфна последовала за своим духовником, святым Гереберном, в Царство Небесное. Деве Димфне было всего 15–16 лет. Прп. Итта Нивельская Тела обоих мучеников были похоронены неподалеку. Со временем на месте мученической кончины святой Димфны произошло бесчисленное количество чудесных исцелений. Люди, страдавшие психическими заболеваниями, одержимостью и эпилепсией, получали здесь утешение, исцеление и душевную пользу. Со временем в Геле появился целый комплекс и пансионат для лечения душевнобольных, который был знаменит на всю Европу. Мощи святой Димфны в носящей ее имя красивой церкви городка Гел сохранились до наших дней. И сегодня она является небесной заступницей психически больных, жертв сексуального насилия, домашнего насилия, страдающих от стрессов, а также покровительницей психологов и психиатров. Есть много случаев чудес в наши дни. Примерно в то же время, когда пострадала мученица Димфна, целая семья святых жен основывала один из крупнейших монашеских центров этого региона Европы. Это была обитель Нивель в Бельгии. Преподобная Итта (Itta of Nivelles) занимала высочайшее общественное положение: была женой франкского майордома, но после смерти мужа оставила мир, сердцем чувствуя монашеское призвание. Ее брат, святитель Модоальд (Modoald; † ок.645; память: 12 мая), служил архиепископом Трира в Германии. Под духовным руководством святителя Аманда (о котором мы говорили ранее), вместе со своей дочерью Гертрудой преподобная Итта основала монастырь Нивель, в котором был введен строгий устав, составленный великим ирландским миссионером преподобным Колумбаном (Columbanus; † 615; память: 21 ноября). Здесь Итта подвизалась, до конца своих дней оставаясь простой монахиней, предоставив руководство обителью своей дочери Гертруде. Здесь же она и почила с миром.

http://pravoslavie.ru/156201.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 27. «Аугсбурские анналы» (начало XII в.) Анналистические заметки с 973 по 1104 гг. Для третьей части, с 1074 по 1104 г., характерны самостоятельные известия. Издания: Ann. Aug. 4839. Р. 124–136. Литература: Loewe 1903. Кончина императрицы Берты 764 . Ряд смертей сторонников антикороля Херманна фон Зальма, который гибнет наконец и сам 765 . Экберт 766 нападает на лагерь императора 767 в Саксонии, после чего последний удаляется в Лотарингию.] 1089. Император взял себе в жены Пракседу (Praxedis), дочь короля Руси (Ruteni) 768 . [Разбойники, разорявшие в Нивеле земли, принадлежавшие монастырю св. Гертруды 769 , чудесным образом сгорели с оружием, лошадьми, слугами и скотом.] (Ann. Aug. 1839. Р. 133) 765 После смерти антикороля Рудольфа Швабского швабские и саксонские противники Генриха IV избрали на его (Рудольфа) место люксембургского графа Херманна фон Зальма, который, однако, был менее успешен, чем его предшественник, и, оставленный своими саксонскими союзниками, погиб в сентябре 1088 г. 768 Речь идет о Евпраксии, дочери киевского князя Всеволода Ярославича (см. 26, примеч. 756). В Германии она получила имя Адельхайды, имя же Пракседы, святой, поминаемой в Западной церкви под 21 июля, употреблено в данном случае, очевидно, по созвучию ввиду отсутствия имени Евпраксия в латинских святцах. Подобного рода краткие заметки о браке Генриха IV и Всеволодовны имеются и в других анналистических памятниках, включить которые в Хрестоматию не было возможности. В этом отношении «Аугсбургские анналы» могут служить показательным примером и приведены в качестве pars pro toto. Известие интересно еще и тем, что является, насколько можно судить, самым ранним случаем употребления по отношению к Руси «ученого» этнонима Rut(h)eni, который впоследствии получил чрезвычайное распространение в латинской письменности (Назаренко 2001а. С. 42–45). 769 Св. Гертруда Нивельская из династии Каролингов, основательница монастыря в Нивеле (в Брабанте, к югу от Брюсселя) – старейшей женской обители на территории Бельгии и Нидерландов (середина VII в.). Читать далее Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия/Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Религия: римо-католики – 75%; другие – 25%. Православие. На территории современной Бельгии христианская проповедь зазвучала уже в I веке от Рождества Христова. Согласно древнему преданию, после 95 года сюда прибыл священномученик Лукиан – первый просветитель этих мест. Однако распространение и укоренение Христовой веры здесь осуществилось намного позднее – трудами целого ряда замечательных святых. В VI веке здесь жил святитель Жери († 590), епископ Камбрэ и Арраса, который много путешествовал, проповедуя и основывая монастыри. Он построил церковь, вокруг которой выросло поселение, позднее превратившееся в город Брюссель. В следующем, VII веке, здесь просияло множество святых. Святитель Аманд († 651), следуя полученному в видении указанию апостола Петра, отправился в Бельгийскую Галлию, где сокрушал идолов и воздвигал храмы и монастыри среди враждебно настроенного населения. Святитель Ламберт Маастрихтский († 696) продолжил миссионерские труды, святитель Ромуальд принял смерть от разбойников, которых он обличал. Преподобный Бавон († 650) был главарем разбойников, но после того как его обратил к истине святитель Аманд, он построил монастырь, где и подвизался, под конец жизни прославившись многими чудесами. Преподобный Ремакль († 675) известен как «апостол Арденн», возвестивший христианство в глухих горных и лесных районах. Преподобная Гертруда Нивельская († 659), с детства посвятившая себя Христу, отличалась строгостью жизни и делами милосердия, которые заставили смягчиться суровых соседей Нивельской обители. Под ее руководством подвизалась святая Гудула († 712), которая считается покровительницей Брюсселя. Святая праведная Оде была вдовой, всю жизнь заботившейся о самых обездоленных. Святитель Губерт Льежский († 727), в молодости отказавшись от герцогства, вступил в монастырь под начало святого Ламберта и впоследствии стал его преемником на епископской кафедре, которую перенес в город Льеж. Церковь в этих краях подчинялась Римской кафедре, и вместе с ней в XI веке, к сожалению, отпала от Православия. Некоторое общение с православным миром имело место во время крестовых походов, впрочем, его нельзя назвать хорошим опытом. Во время IV крестового похода латинские рыцари в 1204 году захватили и разграбили Константинополь, из церкви Богородицы императорского дворца в Буколеоне был украден ковчег с кровью Христовой, который был переправлен в Бельгию и поныне хранится в церкви г. Брюгге. Таким же образом попали сюда и некоторые другие святыни.

http://pravoslavie.ru/4137.html

Православная Европа. Статья 6 Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 1 В свое время я ездил в Бельгию каждое воскресенье. В церковь. В голландском городе Маастрихте (где я учился в магистратуре местного университета) богослужения в православном приходе во имя святителей Иоанна Златоуста и Серватия совершались всего один раз в месяц. Да и то по субботам. Поэтому воскресным утром, когда на улицах было тихо и безлюдно, я спешил на железнодорожный вокзал. Оттуда начинался мой привычный путь до бельгийского города Льежа, расположенного недалеко от голландской границы. Неказистая с виду электричка, гордо именуемая «международной», добегала до пункта назначения всего за полчаса. А с льежского вокзала Гимэ можно было выбирать дальнейший путь, следуя в одну из русских церквей города. Да, был такой незабываемый период в моей жизни, когда приходилось ездить на литургии из одной европейской страны в другую. Но было это совсем не тягостно. Скорее наоборот: радостно и легко. И как-то по-особенному благодатно. Справка . Королевство Бельгия – небольшое европейское государство у побережья Северного моря. Площадь – 30,5 тыс. км 2 , население – 10,5 млн человек. Столица – Брюссель. Официальные языки – нидерландский (фламандский), французский и немецкий. Большинство верующих – католики. Бельгия по-своему уникальная страна. Вроде бы одно небольшое государство, но две его главные части – Валлония и Фландрия – имеют между собой мало общего. Фламандский (язык Фландрии) и французский (язык Валлонии) совсем не похожи друг на друга. Флегматичные фламандцы контрастируют с более живыми, открытыми валлонами. Меняется даже облик городов – от более аккуратных и строгих во фламандском регионе страны до менее презентабельных в ее валлонской части. Православное присутствие в Бельгии восходит к I веку от Рождества Христова, когда христианские миссионеры, исполняя свое высокое призвание, просвещали местных жителей истинами евангельской веры. В период неразделенной Церкви бельгийские земли подарили миру целую плеяду святых. Имена святителя Ламберта Льежского, святой Гертруды Нивельской, святого Ремакля, апостола Арденнского, и многих других близки и дороги сердцу православного христианина. И эти святые (подобно преподобному Сергию Радонежскому, преподобной Евфросинии Полоцкой, преподобному Антонию Печерскому, молящимся за славянские земли) предстоят пред Престолом Всевышнего, ходатайствуя за израненную, измученную грехом Европу.

http://pravoslavie.ru/30181.html

Такие деятели, как святители Мартин и Серватий (а также их современники и предшественники), свидетельствуют о существовании раннего христианства в этом регионе Северной Европы с довольно устоявшейся церковной организацией. Однако язычество пока оставалось глубоко укоренившимся и широко распространенным явлением. Длительная и повсеместная христианизация Нидерландов произойдет несколько столетий спустя. Миссионеры и просветители Свт. Аманд Хотя христианство и церковная структура существовали на территории стран Бенилюкс со времен Римской Империи (возможно, еще с I века), полноценная христианизация этих земель проходила главным образом в VII–VIII веках. Некоторые из просиявших в эту эпоху просветителей по праву можно назвать великими равноапостольными мужами. Им мы и посвятим этот раздел. Начнем со святителя Аманда (Amandus) – великого миссионера, Архипастыря и чудотворца. Он родился в регионе Пуату на западе Франции и был благородного происхождения. Принял монашество вопреки желанию своей семьи, впоследствии став епископом-миссионером. Прибыл на территорию нынешней Бельгии по указу франкского короля Хлотаря II (Clotaire; 584–629) и проповедовал Евангелие в регионе Фландрия (сегодня это северная Бельгия). Здесь он просиял великой святостью, претерпев много гонений и поношений за свои труды. Однако совершенные им чудеса, такие как воскрешение из мертвых повешенного преступника, поспособствовали успеху его миссионерских трудов и привели множество людей в лоно Христовой Церкви. Совершенные им чудеса, такие как воскрешение повешенного, привели множество людей в лоно Христовой Церкви После многих поездок, во время которых святитель Аманд сотворил новые чудеса, продолжал свою миссионерскую деятельность и основывал монастыри (в том числе несколько обителей в Генте), он вернулся в эти земли и служил в 647–650 годы епископом маастрихтским. Святитель оказал неоценимую помощь преподобным Ите и Гертруде (о них мы поговорим позже) в создании прославленного Нивельского монастыря. Уйдя на покой, он вернулся в свою родную Францию, где преставился ко Господу в глубокой старости в возрасте около 90 лет в монастыре, позже названном в его честь Сент-Аман (Saint Amand) близ местечка Эльнон (Elnon); в момент смерти святителя видели, как его праведная душа возносилась на Небеса.

http://pravoslavie.ru/156192.html

Петра и Павла в Бург-Касле, Норфолк Святой Фурсей изображен на витражах некоторых других храмов восточной Англии. Неподалеку в Столхэме действует маленький православный приход во имя святого Фурсея, относящийся к юрисдикции Антиохийского Патриархата. Церковь св. Фурсея в Ланьи-сюр-Марн, Франция Фурсей является покровителем французских городов Перонна и Ланьи-сюр-Марн. Одна из главных улиц Перонны называется rue Saint-Fursy; там же расположены фонтан в честь святого Фурсея и еще одна улица под названием rue de la Fontaine Saint Fursy. В Ланьи-сюр-Марн сохранились памятники, тесно связанные с бывшим монастырем святого Фурсея. Они включают бывшую монастырскую церковь в честь Богородицы, здание городской администрации – на его месте ранее располагались крытые галереи монастыря, а также фонтан святого Фурсея. Жители городка верят, что вода фонтана питается от святого родника, забившего по молитвам Фурсея. В Ланьи также действует современная церковь во имя святого Фурсея. Одна из улиц Ланьи-сюр-Марна тоже носит название Rue Saint Fursy в честь святого; его именем названа площадь.    Св. Гертруда Нивельская (витраж) Скажем несколько слов о святых братьях преподобного Фурсея. Святой Ультан (память 2/15 мая) вместе с другим братом, святым Фойланом, принял монашество в Ратмате и подвизался под руководством Фурсея. В 630-е годы Ультан трудился миссионером в Восточной Англии, а около 640 года, когда Мерсия объявила войну Восточной Англии, переехал с прочими в Галлию, где продолжал ревностно проповедовать Евангелие. По приглашению великой святой — преподобной Гертруды, игумении Нивельской (ок. 626 –659; память 17/30 марта; покровительница путешественников) — Ультан поселился на землях, составляющих нынешнюю Бельгию, и служил духовником в женском Нивельском монастыре недалеко от Брюсселя (ныне в черте провинции Валлонский Брабант). Святой Ультан преподавал сестрам, воспитанницам святой Гертруды, Священное Писание, церковное пение и литургику. Святой заранее предсказал Гертруде день ее смерти.

http://pravoslavie.ru/97437.html

Г. Н. прославилась мн. добродетелями: при крайне слабом здоровье она вела строгий образ жизни, пребывая в посте и молитве. Никому не отказывая, принимала в мон-ре многочисленных путников, паломников, больных, нищих. После смерти матери (652) Г. Н. поручила управление мон-рем неск. благочестивым монахам, с тем, чтобы больше времени уделять молитве и изучению Свящ. Писания. Большое имущество, оставленное матерью, Г. Н. использовала на строительство храмов и богаделен. Аббатиса мон-ря Нивелла пользовалась большим почитанием уже при жизни. По молитвенному обращению к Г. Н. посланные ею в отдаленную местность монахи были избавлены от морского чудовища, угрожавшего опрокинуть судно (возможно, это чудо связано с отправкой монахов в Рим для приобретения священных книг). В возрасте ок. 32 лет по состоянию здоровья Г. Н. оставила должность настоятельницы и в дек. 658 г., после совета с братией и сестрами мон-ря, назначила своей преемницей племянницу Вульфтруду . За день до смерти Г. Н. послала к настоятелю мон-ря Фос св. Ультану спросить, откроет ли ей Бог час ее кончины. Пророчество св. Ультана о том, что она умрет на следующий день во время литургии, после причастия, исполнилось. Г. Н. была похоронена в ц. св. Петра, в одном из 3 существовавших тогда храмов мон-ря Нивелла. Почитание Г. Н. началось сразу после ее кончины. У ее смертного одра и на могиле совершалось множество чудес: исцеления, воскрешение утонувшего мальчика, о к-ром сообщается в соч. «Virtutes S. Gertrudis» (Добродетели св. Гертруды), написанном ок. 691 г. и дополненном в VIII в. Празднование церковной памяти Г. Н. было установлено при 3-й аббатисе Нивеллы Агнессе после 669 г. Ок. 670 г. монахом Нивельского мон-ря, вероятно знавшим Г. Н. лично, было составлено ее Житие, самый древний список к-рого, датируемый IX в., хранился в университетской б-ке г. Монпелье. Мощи Г. Н., вероятно, были обретены в VIII в. Рака св. Гертруды в ц. св. Гертруды. Нивель. Фотография. 2004 г. Рака св. Гертруды в ц. св. Гертруды. Нивель. Фотография. 2004 г.

http://pravenc.ru/text/164883.html

Святая обычно изображается в облачении аббатисы с крестом, часто с крысами и мышами, бегающими у ее ног или взбирающимися по ее посоху или одежде, иногда увенчанной княжеской короной (Нидерланды, прирейнские области, Испания); как монахиня - с веретеном и грызунами (Эльзас, Центр. и Юж. Германия); как знатная дева - в короне, с книгой, символическим храмом или больницей (Сев. Германия, Скандинавия). Ц. св. Петра в Нивеле, где была похоронена Г. Н., во имя к-рой впосл. была освящена, неск. раз перестраивалась. Совр. ц. св. Г. Н., одна из крупнейших среди древних церквей Европы, является приходским храмом. Построенная в рейнском романском стиле оттоновской традиции, она была освящена в 1046 г. еп. Льежским Вазоном в присутствии герм. имп. Генриха III . Ее реконструкция после разрушения во время второй мировой войны завершилась в 1984 г. (см. также ст. Бельгия ). В 1272-1298 гг. для мощей Г. Н. была изготовлена серебряная рака (Brux. Arch. générales du Royaume. Arch. ecclés. N 1417. Vol. 493-494), на к-рой сохранялись самые древние изображения святой. Рака была уничтожена при бомбардировке Нивеля в мае 1940 г. В 80-х гг. была сделана новая рака. Среди святынь храма - повозка, изготовленная в 1460-1470 гг., на к-рой во время крестных ходов перевозилась рака с мощами Г., а также алебастровый алтарь (1629). Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 590-602; Vita s. Gertrudis/Ed. B. Krusch//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 447-474; BHL, N 3490-3504. Лит.: Stocq A. F. Vie critique de S. Gertrude de Nivelles en Brabant (631-664). Nivelles, 1931; Hoebanx J. J. L " abbaye de Nivelles dès origines au XIVe s. Brux., 1952. P. 22-63; Vincennes J. , de. Gertrude, dame de Nivelles. Brux.; P., 1954; Hanon de Louvet R. L " inspection des ossements de s. Gertrude eut-elle lieu en 1292 ou en 1293?//Annales de la Société archéol. de Nivelles. Nivelles, 1957. Vol. 17. Pt. 2. P. 249-254; Sainte-Gertrude de Nivelles: Histoire et folklore. Liège, 1974; Madou M. J. H. De hl. Gertrudis van Nijvel: 1. Bijdrage tot een iconografische studie: 2. Inventaris van de Gertrudis voorstellingen. Brux., 1975. 2 vol.; Collet E. S. Gertrude de Nivelles: Culte, histore, tradition. Nivelles, 1985; Petraschka E. Fränkischer Adel und irische Peregrini im 7. Jh.: Die Vita der hl. Gertrude v. Nivelles: ein Zeugnis d. hagiographischen Kreises um den Iren Foillan. Bern, 1999.

http://pravenc.ru/text/164883.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРТРУДА [лат. Gertrudis] († 649), св. (пам. зап. 6 дек.), аббатиса мон-ря Хаматик (совр. Вандиньи-Амаж, Франция). О жизни Г. известно из Житий ее дочерей святых Евсевии (BHL, N 2736) и Риктруды (BHL, N 7247). Дочь знатного франка Теобальда, владевшего землями в окрестностях совр. Дуэ. Вышла замуж за знатного франка Ригомара. Оставшись вдовой, основала мон-рь Хаматик, где стала первой настоятельницей. Перед смертью передала управление мон-рем дочери Евсевии. Г. отличалась особо строгой аскезой. Мощи Г. между 686 и 691 гг. были перенесены вместе с мощами св. Евсевии в Мархианы (совр. Маршьен). В 1164 г. мощи Г. были помещены в новую раку. Ист.: Vita Esebii. 7, 13//ActaSS. Mart. T. 2. P. 453, 455; Virtutes S. Eusebiae. Eleuatio et translatio prima corporis. Miracula. 1-2, 4-5//ibid. P. 457-458; Hucbaldus Elnonensis. Vita Rictrudis. 25//ActaSS. Maii. T. 3. P. 87. Лит.: Mathon G. Gertrude di Hamay//BiblSS. Vol. 6. Col. 277; Rycke J. Hertrude de Hamay//DHGE. Vol. 20. Col. 1062-1063. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/164881.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010