Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ДОБРЫЙ [молдав. Alexandru cel Bun] († 1432), молдав. господарь из династии Мушатов, правивший в 1400-1432 гг. А. Д. способствовал укреплению могущества Молдавского княжества, росту городов и развитию торговли. Уделял большое внимание устроению церковной жизни в княжестве. Выступил посредником в разрешении спорного вопроса об административно-каноническом устройстве Церкви в Молдавии, возникшего в ее взаимоотношениях с К-польским Патриархатом. 26 июля 1401 г. Вселенский Патриарх Матфей I (1397-1410) утвердил еп. Иосифа (Мушата) первым Молдавским митрополитом. Кафедру митрополии учредили в Сучаве - столице княжества. Были основаны 2 епархии: Рэдэуцкая (1402) и Романская (1408). А. Д. покровительствовал правосл. Церкви, был ктитором многих храмов и мон-рей, жаловал им земли и села. В митрополичьей грамоте от 7 янв. 1407 г. впервые упоминается Нямецкий Вознесения Господня мон-рь . В 1429 г. А. Д. даровал мон-рю имение с с. Загорным в Бессарабии. А. Д. основал мон-ри Молдовица (в 1402), Киприаны, Бистрица , в к-ром впосл. был захоронен. Укрепил и обустроил мон-ри Хумор, Пынгэраци, Бисерикани, Боготин, Тазлэу и др. В 1415 г. перенес в Сучаву из Четатя-Албэ (совр. Белгород-Днестровский) мощи мч. Иоанна Нового Сочавского , что стало знаменательным событием в духовной жизни Молдавской митрополии. В отношении инославных А. Д. проводил политику веротерпимости. Так, в 1401 г. в Сучаве была основана арм. епископия. В 1405-1413 гг. (по др. сведениям, в 1415 г.) в Бае основана католич. епископия для поселившихся в Молдавском княжестве поляков, венгров, немцев. Лит.: Istoria Moldovei în date/Elaborata: V. Sati. Chiinu, 1998; P curariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Bucureti, 1992. Vol. 1; idem. Basarabia: Aspecte din istoria Bisericii i a neamului românesc. Jai, 1993. В. П. Беспалко Рубрики: Ключевые слова: АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской

http://pravenc.ru/text/64356.html

Христианство в Б. Церковь во имя св. Гертруды в мон-ре Нивель. 1046 г. Фотография. ХХ в. Распад Зап. Римской империи в V в. привел к длительному упадку христианства в Б. В кон. V в. ее территория вошла в состав Франкского гос-ва. Между 359 и 533 гг. в диптихах Тунгрского еп-ства упоминается всего 7 предстоятелей; возможно, что эта кафедра в течение неск. лет пустовала, что скорее всего было связано с разрушением Тунгры вандалами (после 406); в последующие десятилетия Вост. Б. была захвачена рипуарскими франками. Но христианство на этих землях не исчезло, о чем свидетельствуют христ. эпитафии из окрестностей Тунгры. Здесь продолжала существовать община, хотя епископская кафедра была перенесена в г. Моза-Траект (совр. Маастрихт, Нидерланды). Новый этап был связан с обращением в христианство франк. кор. Хлодвига (ок. 498) и деятельностью св. Ремигия Реймсского , при к-ром было учреждено новое еп-ство в Торнаке (совр. Турне); первым епископом стал св. Елевферий . К нач. VII в. это еп-ство было объединено с кафедрой Новиомага (совр. Нуайон). Фактически территория Зап. Б. оказалась в сфере влияния еп-ства Камеракского (совр. Камбре), а ее юго-зап. часть - в сфере учрежденного ок. 639 г. еп-ства Тарвены (совр. Теруан). В VII-VIII вв. обращение в христианство населения бельг. земель было осуществлено миссионерами, преимущественно из Аквитании, Ирландии и Британии. В 627 г. из Аквитании для проповеди христианства прибыл св. Аманд , прозванный позднее «апостолом Б.», к-рый вместе со св. Баво Гентским основали на территории совр. Фландрии неск. мон-рей и церквей, в т. ч. аббатство Турне. В 40-х гг. VII в. Аманд был поставлен епископом Моза-Траектским. В районе совр. г. Брюгге проповедовал св. Элигий , еп. Нуайонский. На западе Б. активную миссионерскую деятельность вел выходец из Британии Виллиборд, еп. Утрехтский, а на востоке - еп. Маастрихтский сщмч. Ламберт и еп. Льежский св. Губерт . В Вост. Б. распространению христианства способствовали представители королевского рода Пипинидов: святые Идуберга Нивельская и Гертруда Нивельская основали мон-рь Невигелла (совр. Нивель), св. Бегга - мон-рь Анден.

http://pravenc.ru/text/77978.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДА [Ида Херцфельдская; лат. Ida] († до 825), св. (пам. зап. 4 сент., 26 нояб.), супруга Экберта, герц. Саксонского, подвизалась в Хирутвельдуне (ныне Херцфельд, земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Единственным источником сведений о ее деятельности является Житие, составленное в 980-983 гг. бенедиктинским мон. из аббатства Верден (ныне в черте г. Эссен) Уффингом (Уффоном). Не имея письменных свидетельств, автор ссылается на рассказы об И. ее духовника пресв. Бертгера. Большая часть произведения посвящена описанию посмертных чудес святой. Согласно Житию, И. была дальней родственницей франк. имп. Карла Великого . Среди ее предков Уффинг называет св. Гертруду Нивельскую и св. Одилию . Наиболее вероятной представляется гипотеза, выдвинутая болландистом К. Сёйскенсом, к-рый полагал, что И.- дочь франк. герц. Теодориха и Теодрады († 845), впосл. аббатиссы мон-ря Богоматери в г. Свессиона (ныне Суасон, Франция). Поскольку Теодрада была дочерью Гундилинды, племянницы св. Одилии, и Бернарда, гр. Вироманда (ныне Верман), побочного сына франк. майордома Карла Мартелла, то И. действительно принадлежала к побочной линии рода Пипинидов-Каролингов. Агиограф рассказывает о походе Карла Великого в «западные пределы», во время к-рого императора сопровождал гр. Экберт. По пути Экберт заболел, и Карл оставил его лечиться в имении своего родственника, дочь к-рого, И., ухаживала за больным графом, а затем вышла за него замуж. Карл одобрил их брак и предоставил Экберту в управление часть Саксонии с резиденцией в Ховештадте. Во время поездки в Саксонию в местности Хирутвельдун И. во сне явился ангел и повелел построить здесь ц. во имя Богоматери и св. Германа (ок. 790?). Экберт подарил храму земельные угодья в Дрехене. Согласно более поздней легенде, И. в тех местах спасла от охотников оленя, к-рый впосл. не отходил от нее и помогал переправлять через р. Липпе камни для строительства церкви. После смерти мужа И. распорядилась похоронить его вблизи построенного ею храма, а над гробницей возвести «портик». Поселившись неподалеку, И. под рук. пресв. Бертгера вела благочестивую жизнь и помогала нуждающимся. Перед входом в «портик» И. установила мраморный саркофаг, к-рый дважды в день наполняла подарками для обездоленных. В этом саркофаге она впосл. была погребена.

http://pravenc.ru/text/293533.html

334-355 355-356 357-358 ГЕРМАН ФАРХАТ (1670 - 1732), маронитский церковный деятель, один из создателей и идейный вдохновитель ордена ливан. монахов, архиеп. Халебский, ученый-арабист 358-359 ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) 359-360 ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований 360-390 390-391 391-393 ГЕРМЕТИЗМ религиозно-философское течение в поздней античности, названное по имени Гермеса Трисмегиста 393-400 400-401 401-402 402-403 403-405 ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) 405-411 ГЕРОНТИЙ (XIV в.?), прп. (пам. 1 апр., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) 411-412 ГЕРОНТИЙ (Колпаков Герасим Исаевич, 1803 - 1868), 1-й архим. старообрядческого белокриницкого муж. мон-ря в честь Покрова Пресв. Богородицы (Белокриницкой иерархии) 412-413 413-414 ГЕРОНТИЙ (Лакомкин Григорий Иванович; 1872 - 1951), еп. Ярославский и Костромской Русской правосл. старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) 414-415 ГЕРОНТИЙ (Рязанов Григорий Иванович; † после 1674), иером. Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря, писатель, апологет старообрядчества 415-416 416-417 417-418 ГЕРСОНИД (1288 - 1344), еврейско-франц. философ, талмудист, комментатор Библии, астроном, математик, врач 418-419 ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) 419-420 ГЕРУЛЬФ († ок. 750), мч. в г. Трунхиний, совр. Дронген, Бельгия (пам. зап. 21 сент., 8 окт.- перенесение мощей) 420-421 422-423 421-422 422-423 423-424 424-425 425426 ГЕРЦМАН Евгений Владимирович (род. 22.01.1937), российский музыковед, исследователь античной и визант. музыки

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Монашество (Институты посвященной жизни) ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков ГЕДРОЙЦ Михаил (Благословенный; ок. 1425 - 1485), кн., сын кн. Юрия Гедройца, монах-августинец, блж. католич. Церкви (пам. 4 мая) ГЕНЕРАЛЬНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ обобщающее название для глав нек-рых монашеских орденов, конгрегаций, институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни в Римско-католической Церкви ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.) ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) ГИАКИНФ (ок. 1183 - 1257), один из основателей польск. провинции ордена доминиканцев, католич. св. (пам. 17 авг.) ГЛОТЕСИНДА († ок. 608), прп. (пам. зап. 25 июля, 14 марта - перенесение мощей), аббатиса жен. мон-ря близ г. Меттис (совр. Мец, Франция) ГОСПИТАЛИТЫ общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.) ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ (ок. 1300 - 1358), итал. средневек. богослов, философ и естествоиспытатель, член ордена братьев-отшельников блж. Августина ГРИМБАЛЬД (820/30-901 или 903), прп. (пам. зап. 8 июля), мон. и препозит аббатства Сен-Бертен (Франция), позднее аббат мон-ря Ньюминстер в Уинчестере (Англия) ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция) ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (1024 - 1109), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений

http://pravenc.ru/rubrics/130131_3.html

Прп. Амалия Мобёжская Другой выдающейся монахиней этого периода, также принадлежавшей к прославленному благочестивому роду, была преподобная Амалия (также Амельберга) Мобёжская (Amalia of Maubeuge). Ее отец, святой Геремар (Geremarus; † 658; память: 24 сентября), тоже прославлен во святых, как и ее сын, святитель Эмеберт (Emebert; † 710; память: 15 января), и четыре дочери: Эрмелинда, Рейнельда, Гудула и Фараильда. Амалия была знатной дамой и женой графа. Позднее, после рождения святой Гудулы, их младшего чада, они с мужем по обоюдному согласию расстались, и каждый из них удалился в монастырь. Преподобная Амалия провела остаток жизни в монастыре Мобёж, расположенном на севере нынешней Франции, недалеко от границы с Бельгией. Святую Рейнельду, дочь преподобной Амалии, издавна почитают как деву-мученицу, прославившуюся своей благотворительной деятельностью в городе Сент (Saintes) в регионе Брабант (ныне во Франции). Она приняла мученическую кончину во время нашествия гуннов, примерно в 700-м году. Праведная Гудула (Gudula), покровительница Брюсселя, была еще одной святой дочерью преподобной Амалии. Ее крестной матерью, под руководством которой она получила образование и развивалась духовно, была преподобная Гертруда Нивельская. Позже Гудула вернулась в свой родной Мурсель (Moorsel) в регионе Восточная Фландрия. Однажды ранним утром, когда святая шла в храм, еще до восхода солнца, бес, желая помешать святой деве, погасил свечу, которую она держала в руке; Гудула помолилась – и фонарь, который она тоже несла, чудесным образом зажегся сам собой. Цветок, известный как «фонарь святой Гудулы» (Sinte Goulds lampken), назван в ее честь – он цветет в начале января. Католический кафедральный собор Брюсселя освящен в честь Святых Архангела Михаила и Гудулы. Праведная Фараильда (Pharaildis) известна как небесная покровительница Гента (Бельгия). Она тоже была воспитана и наставлена в духовной жизни преподобной Гертрудой. Хотя святая желала прожить всю жизнь в девстве, ее принудили выйти замуж за знатного человека, который всю жизнь над ней издевался, но она сохранила девственность до конца своих дней, пережив мужа и скончавшись в возрасте примерно 90 лет. Один целебный источник носил ее имя; по преданию, однажды святая вернула к жизни приготовленного гуся. Из-за ее крайне непростой судьбы многие жертвы домашнего насилия считают святую Фараильду своей покровительницей и заступницей.

http://pravoslavie.ru/156201.html

Коллегиальная церковь Св. Гертруды в Нивеле Со святой настоятельницей Гертрудой было связано много чудес: например, во время молитвы ей было видение небесного света, а ее заступничеством спаслась группа моряков, оказавшихся в опасности в море. Изнуренная постоянными бдениями и строгими постами, она чувствовала скорый конец своей земной жизни. Святой Ультан предсказал Гертруде, что она покинет этот мир в день памяти святителя Патрика (Patrick; память: 17 марта), просветителя Ирландии, и его предсказание сбылось. Чудесный, неземной аромат стал исходить от мощей преподобной девы сразу же после ее блаженной кончины. Возможно, благодаря ее заступничеству во время чумы, переносчиками которой, как считалось, были крысы, преподобную Гертруду в народе стали считать покровительницей кошек, и на некоторых изображениях святая держит кошку на руках; поэтому любители кошек тоже стали считать ее своей покровительницей. Коллегиальная церковь Святой Гертруды в Нивеле считается одной из старейших в регионе и одним из великолепнейших шедевров романской архитектуры. Средневековый реликварий был уничтожен во время бомбежек Люфтваффе, и теперь мощи преподобной Гертруды хранятся в новом реликварии. Это место посещают паломники. Преподобную Гертруду в народе стали считать покровительницей кошек, и на некоторых изображениях святая держит кошку на руках Перед кончиной Гертруда назначила свою племянницу, преподобную Вульфетруду (Wulfetrude), своей преемницей на посту игуменьи нивельской. Вульфетруда умело управляла обителью около десяти лет, просияв святостью жизни, перейдя в вечность в 669-м году. Еще одной представительницей этого благочестивого рода, о которой следует упомянуть, была преподобная Бегга (Begga), сестра преподобной Гертруды. Она вышла замуж за Ангизиля, сына святого Арнульфа Мецского (Arnulf; † ок. 645; память: 18 июля; придворный, который, овдовев, стал епископом Меца и позднее отшельником); через своего сына, майордома Пипина Геристальского (645–714), она приходилась бабушкой майордому Карлу Мартеллу, который был фактическим правителем Франкского государства и защитником Европы от арабов. После смерти мужа Бегга приняла монашеский постриг. Хотя святая не была напрямую связана со знаменитым Нивельским монастырем, она прославилась храмостроительством, основав семь церквей в валлонском городе Анден (Andenne) на реке Маас, на территории нынешней Бельгии. В городе Анден сегодня действует коллегиальная (бывшая монастырская) церковь Святой Бегги, в которой хранятся ее мощи [считается, что незадолго до своей кончины святая основала здесь первый монастырь – примеч. перев.].

http://pravoslavie.ru/156201.html

Жертвы домашнего насилия считают святую Фараильду своей покровительницей и заступницей Из Эрана (Oeren; ныне город Алверингем) бельгийской провинции Западная Фландрия была родом еще одна великая основательница монастырей и настоятельница – преподобная Ирмина (Irmina). Хотя точных сведений о ее происхождении не сохранилось, несомненно, что Ирмина происходила из знатного рода Меровингов. Если, как полагают некоторые историки, она действительно была сестрой преподобной Модесты Трирской (Modesta; † ок. 680; память: 4 ноября), то ее тетей была преподобная Итта, а двоюродной сестрой – преподобная Гертруда Нивельская. В ранней юности Ирмина была помолвлена, но ее жених, граф Герман, был убит из ревности перед самой свадьбой своим слугой, который был тайно влюблен в Ирмину. Впоследствии она вышла замуж за другого графа и родила от него несколько детей, которые впоследствии стали влиятельными политическими и церковными деятелями этого региона. После смерти мужа Ирмина приняла монашество, став настоятельницей женского монастыря в Трире. Она особенно прославилась своим гостеприимством по отношению к миссионерам и странствующим монахам, которых финансово поддерживала. Все средства, оставшиеся у нее из прошлой жизни в миру, Ирмина употребила на благо Церкви. Особо следует отметить ее роль как соосновательницы монастыря в Эхтернахе (Люксембурге) вместе со святителем Виллибрордом; именно преподобная Ирмина выделила Виллиброрду земли для учреждения этого великого центра монашеской жизни. Это произошло примерно в 698-м году. Преподобная Ирмина преставилась мирно. Ее издавна считали покровительницей Трира и Трирской епархии в Германии. Одна из церквей города Трир называется «аббатство Святой Ирмины». Еще одной преподобной женой благородного происхождения (и родственницей святителя Аманда) была Берлинда Мербекская (Berlindis of Meerbeke), подвизавшаяся в регионе Восточная Фландрия, на территории нынешней Бельгии. Большую часть своей жизни она была пустынницей и много помогала больным. В деревне Мербек действует церковь Святых Петра и Берлинды.

http://pravoslavie.ru/156201.html

Достоверные сведения об И. скудны. Титул аббатисы (без указания монастыря) упоминается во всех выданных ею грамотах. Согласно агиографической традиции, И. считается 2-й настоятельницей мон-ря Хоррей (мон-рь был основан в здании рим. гос. складов (horrea) и получил по ним название Хоррей (Horreum, Ad Horreum), более распространено германизированное название Эрен; впосл. именовался Санкт-Ирминен) в Треверах после св. Модесты (упом. как аббатиса жен. мон-ря в Треверах в приложении к Житию св. Гертруды Нивельской, сост. в 90-х гг. VII в.- MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 465). В новейших исследованиях ( Schneider. 2010) тезис об идентичности И., аббатисы Хоррея, и И., автора дарственных грамот, ставится учеными под сомнение. На основании датировки грамот можно предполагать, что деятельность святой пришлась на рубеж VII и VIII вв. И. сотрудничала со св. Виллибрордом , к-рый впосл. проповедовал христианство среди фризов. Неизвестно, участвовала ли она в основании мон-ря Эхтернах, однако ее вклад в первоначальное развитие обители очевиден. Согласно 1-й грамоте (1 нояб. 697/8), И. передала Виллиброрду владение Эхтернах вместе со всеми постройками, среди которых упоминаются церкви и небольшой мон-рь (monasteriolum). Возможно, основательницей этих церквей была сама И. ( Verbist G. H. Saint Willibrord, apôtre des Pays-Bas et fondateur d " Echternach. Louvain, 1939. P. 158). Согласно др. грамотам, в 699 г. И. передала Эхтернаху поместье близ Тольбиака (ныне Цюльпих, Германия), а в 704 г.- поместье Станехейм (ныне Штайнхайм) и виноградник в окрестностях Тревер. В Житии сказано, что святая скончалась 24 дек., вероятно, между 704 и 710 гг. (под 710 упом. о преемнице И. Анастасии). Церковь бывш. мон-ря Вайсенбург в г. Висамбур. XII, XIV вв. Церковь бывш. мон-ря Вайсенбург в г. Висамбур. XII, XIV вв. Из Жития известно, что И. была помолвлена с неким франк. гр. Германом, однако тот скончался за несколько дней до свадьбы. И. восприняла это как знамение и решила принять монашеские обеты. Убедившись в серьезности намерений дочери, родители позволили ей вступить в бенедиктинский мон-рь Хоррей. Вскоре И. стала аббатисой (о предшественнице И. Модесте в Житии не упом.). Автор Жития Теофрид пишет о многочисленных добродетелях И. (благочестии, трудолюбии, щедрости и др.), в числе ее заслуг он называет дружбу со св. Виллибрордом и помощь ему, строительство церкви в монастыре. В Житии рассказывается о чуде, совершенном Виллибрордом по просьбе И. Когда в мон-ре Эрен началась эпидемия, от к-рой погибли мн. монахини, аббатиса попросила святого о помощи. Тот отслужил мессу в монастырской церкви и освятил воду, которую дали больным и которой окропили стены зданий в обители, после чего больные излечились. Повествование о чуде заимствовано Теофридом из Жития Виллиброрда, написанного Алкуином († 804), где рассказывается об избавлении святым некоего жен. мон-ря в Треверах от чумы (MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 132).

http://pravenc.ru/text/674071.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДУБЕРГА [лат. Iduberga] (592 - 8.05.652, мон-рь Нивелла (Невигелла), ныне Нивель, Бельгия), св. (пам. зап. 8 мая и 5 нояб.), основательница мон-ря Нивелла, жена майордома Австразии Пипина Старшего (580-640), мать святых Гертруды Нивельской и Бегги Анденской. И., как и нек-рые др. вдовы могущественных аристократов и королей, является основательницей жен. монашества, получившего распространение в кон. VI - нач. VIII в. Почиталась как одна из покровительниц династии Каролингов . Важнейшими источниками сведений о святой является Первое Житие св. Гертруды (BHL, N 3490, составлено после 670), «Нивельское дополнение» к Житию св. Фурсы о кончине и погребении св. Фоллиана (BHL, N 3211, составлено после 657) и Житие св. Модоальда († ок. 649), архиеп. г. Треверы (ныне Трир, Германия), составленное в XII в. аббатом Стефаном из Льежа (BHL, N 5984). Еще 2 Жития И., также, вероятно, относящиеся к XII в. (BHL, N 4499, 4500), были написаны на основе извлечений из жизнеописаний ее дочери св. Гертруды. Согласно Житию св. Модоальда и Третьему Житию св. Гертруды (наиболее пространному - BHL, N 3493), И. принадлежала к меровингской знати. Ее отцом был герцог Аквитанский. Она и св. Севера († ок. 680) были сестрами архиеп. Треверского Модоальда. Муж И., Пипин I Старший, имевший обширные владения в долине среднего течения р. Моза (ныне Маас), был майордомом Австразии (624/5-629, 639-640), опекуном и приближенным советником кор. Дагоберта I . Неизвестно, когда И. стала женой Пипина, однако к 640 г., когда Пипин умер, у них было трое взрослых детей: сын Гримоальд, к-рый стал преемником отца в должности майордома Австразии, св. Бегга, жена Анзегизила, сына св. Арнульфа , и св. Гертруда. Овдовев, И. вместе с младшей дочерью Гертрудой, к-рая разделяла стремление матери посвятить себя Богу, удалилась в семейное владение в Нивелле. По совету епископа-миссионера св. Аманда († 679 или 684) И. приняла постриг и основала там мон-рь. Точно датировать это событие не представляется возможным. Вероятно, основание мон-ря следует отнести к 647-650 гг., когда св. Аманд проповедовал в междуречье Скальда (ныне Шельда) и Мозы. В «Хронике» Сигиберта из Жамблу сообщается об основании мон-ря в 650 г. (Chronica Sigiberti Gemblacensis. Ап. 650//MGH. SS. T. 6. P. 324). Решение И. поставить во главе основанной обители юную Гертруду, принятое якобы под давлением родственников и претендентов на руку девушки, может свидетельствовать о том, что святая основала мон-рь сразу после смерти Пипина в 640 г.

http://pravenc.ru/text/293553.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010