Православная Европа. Статья 6 Бельгия: Православие в роли официальной Церкви. Часть 1 В свое время я ездил в Бельгию каждое воскресенье. В церковь. В голландском городе Маастрихте (где я учился в магистратуре местного университета) богослужения в православном приходе во имя святителей Иоанна Златоуста и Серватия совершались всего один раз в месяц. Да и то по субботам. Поэтому воскресным утром, когда на улицах было тихо и безлюдно, я спешил на железнодорожный вокзал. Оттуда начинался мой привычный путь до бельгийского города Льежа, расположенного недалеко от голландской границы. Неказистая с виду электричка, гордо именуемая «международной», добегала до пункта назначения всего за полчаса. А с льежского вокзала Гимэ можно было выбирать дальнейший путь, следуя в одну из русских церквей города. Да, был такой незабываемый период в моей жизни, когда приходилось ездить на литургии из одной европейской страны в другую. Но было это совсем не тягостно. Скорее наоборот: радостно и легко. И как-то по-особенному благодатно. Справка . Королевство Бельгия – небольшое европейское государство у побережья Северного моря. Площадь – 30,5 тыс. км 2 , население – 10,5 млн человек. Столица – Брюссель. Официальные языки – нидерландский (фламандский), французский и немецкий. Большинство верующих – католики. Бельгия по-своему уникальная страна. Вроде бы одно небольшое государство, но две его главные части – Валлония и Фландрия – имеют между собой мало общего. Фламандский (язык Фландрии) и французский (язык Валлонии) совсем не похожи друг на друга. Флегматичные фламандцы контрастируют с более живыми, открытыми валлонами. Меняется даже облик городов – от более аккуратных и строгих во фламандском регионе страны до менее презентабельных в ее валлонской части. Православное присутствие в Бельгии восходит к I веку от Рождества Христова, когда христианские миссионеры, исполняя свое высокое призвание, просвещали местных жителей истинами евангельской веры. В период неразделенной Церкви бельгийские земли подарили миру целую плеяду святых. Имена святителя Ламберта Льежского, святой Гертруды Нивельской, святого Ремакля, апостола Арденнского, и многих других близки и дороги сердцу православного христианина. И эти святые (подобно преподобному Сергию Радонежскому, преподобной Евфросинии Полоцкой, преподобному Антонию Печерскому, молящимся за славянские земли) предстоят пред Престолом Всевышнего, ходатайствуя за израненную, измученную грехом Европу.

http://pravoslavie.ru/30181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕГГА [Бекгана; лат. Becgana] († 17.12.693, мон-рь Анден на р. Маас, Бельгия), св. (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля). Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской . Б. была женой Ансегизела, сына св. Арнульфа Мецского. Отец и сын были доместиками (графами дворца) меровингских королей в Австразии. От брака Ансегизела и Б. род. Пипин II Геристальский, ставший в 687 г. единственным майордомом и фактическим правителем королевства франков. Согласно «Добродетели св. Гертруды» (Virtutes S. Gertrudis. X//MGH Scr. Mer. T. 2. P. 469), в 691 г. Б. обратилась к Агнессе, настоятельнице основанного св. Гертрудой мон-ря Невигеллы (совр. Нивель, Бельгия), с просьбой прислать к ней неск. сестер со святынями и церковными книгами для устройства мон-ря в мест. Анден. Через 2 года после основания мон-ря Б. умерла. По всей видимости, удалиться от мира Б. заставило убийство в 685 г. ее мужа (совершенное, по сообщениям средневек. хронистов (Ксантенские анналы, Мецские анналы), неким Гондуином (или Гундовином)). Мон-рь Анден стал одной из главных святынь рода Пипинидов (позже Каролингов ). Здесь род. и воспитывался внук Б. Карл Мартелл (714-741), а впосл. его младший сын Грифон († 753). В Андене умерла и была погребена жена Пипина III Короткого Бертранда, усыпальница к-рой находилась здесь до XIII в. Почитание Б. фиксируется не ранее XII в., хотя неск. гимнов в честь святой были составлены неким Гислибертом из мон-ря св. Лаврентия в Льеже еще в XI в. В нач. XII в. появилось анонимное житие Б. С XV в. святая почитается как покровительница зародившегося в Нидерландах в XII-XIII вв. мистико-аскетического движения бегинок и бегардов. К XVII в. формируется легенда, согласно к-рой движение бегинок было основано именно Б. Эта легенда утвердилась после издания «Жития св. Бегги», опубликованного под заглавием «Житие святой Бегги, герцогини Брабанта, основательницы Андена и родоначальницы бегинок и бегардов» (Vita S. Beggae, ducissae Brabantiae, Andennensium, Begginarum et Beggardorum fundatricis. Lovanii, 1631. P. 1-29). Однако это утверждение было поставлено под сомнение ( Coens P. Dusquisitio de origine beghinarum et beghinagiorum. Liege, 1629).

http://pravenc.ru/text/77760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДА [Ида Херцфельдская; лат. Ida] († до 825), св. (пам. зап. 4 сент., 26 нояб.), супруга Экберта, герц. Саксонского, подвизалась в Хирутвельдуне (ныне Херцфельд, земля Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Единственным источником сведений о ее деятельности является Житие, составленное в 980-983 гг. бенедиктинским мон. из аббатства Верден (ныне в черте г. Эссен) Уффингом (Уффоном). Не имея письменных свидетельств, автор ссылается на рассказы об И. ее духовника пресв. Бертгера. Большая часть произведения посвящена описанию посмертных чудес святой. Согласно Житию, И. была дальней родственницей франк. имп. Карла Великого . Среди ее предков Уффинг называет св. Гертруду Нивельскую и св. Одилию . Наиболее вероятной представляется гипотеза, выдвинутая болландистом К. Сёйскенсом, к-рый полагал, что И.- дочь франк. герц. Теодориха и Теодрады († 845), впосл. аббатиссы мон-ря Богоматери в г. Свессиона (ныне Суасон, Франция). Поскольку Теодрада была дочерью Гундилинды, племянницы св. Одилии, и Бернарда, гр. Вироманда (ныне Верман), побочного сына франк. майордома Карла Мартелла, то И. действительно принадлежала к побочной линии рода Пипинидов-Каролингов. Агиограф рассказывает о походе Карла Великого в «западные пределы», во время к-рого императора сопровождал гр. Экберт. По пути Экберт заболел, и Карл оставил его лечиться в имении своего родственника, дочь к-рого, И., ухаживала за больным графом, а затем вышла за него замуж. Карл одобрил их брак и предоставил Экберту в управление часть Саксонии с резиденцией в Ховештадте. Во время поездки в Саксонию в местности Хирутвельдун И. во сне явился ангел и повелел построить здесь ц. во имя Богоматери и св. Германа (ок. 790?). Экберт подарил храму земельные угодья в Дрехене. Согласно более поздней легенде, И. в тех местах спасла от охотников оленя, к-рый впосл. не отходил от нее и помогал переправлять через р. Липпе камни для строительства церкви. После смерти мужа И. распорядилась похоронить его вблизи построенного ею храма, а над гробницей возвести «портик». Поселившись неподалеку, И. под рук. пресв. Бертгера вела благочестивую жизнь и помогала нуждающимся. Перед входом в «портик» И. установила мраморный саркофаг, к-рый дважды в день наполняла подарками для обездоленных. В этом саркофаге она впосл. была погребена.

http://pravenc.ru/text/293533.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИДУБЕРГА [лат. Iduberga] (592 - 8.05.652, мон-рь Нивелла (Невигелла), ныне Нивель, Бельгия), св. (пам. зап. 8 мая и 5 нояб.), основательница мон-ря Нивелла, жена майордома Австразии Пипина Старшего (580-640), мать святых Гертруды Нивельской и Бегги Анденской. И., как и нек-рые др. вдовы могущественных аристократов и королей, является основательницей жен. монашества, получившего распространение в кон. VI - нач. VIII в. Почиталась как одна из покровительниц династии Каролингов . Важнейшими источниками сведений о святой является Первое Житие св. Гертруды (BHL, N 3490, составлено после 670), «Нивельское дополнение» к Житию св. Фурсы о кончине и погребении св. Фоллиана (BHL, N 3211, составлено после 657) и Житие св. Модоальда († ок. 649), архиеп. г. Треверы (ныне Трир, Германия), составленное в XII в. аббатом Стефаном из Льежа (BHL, N 5984). Еще 2 Жития И., также, вероятно, относящиеся к XII в. (BHL, N 4499, 4500), были написаны на основе извлечений из жизнеописаний ее дочери св. Гертруды. Согласно Житию св. Модоальда и Третьему Житию св. Гертруды (наиболее пространному - BHL, N 3493), И. принадлежала к меровингской знати. Ее отцом был герцог Аквитанский. Она и св. Севера († ок. 680) были сестрами архиеп. Треверского Модоальда. Муж И., Пипин I Старший, имевший обширные владения в долине среднего течения р. Моза (ныне Маас), был майордомом Австразии (624/5-629, 639-640), опекуном и приближенным советником кор. Дагоберта I . Неизвестно, когда И. стала женой Пипина, однако к 640 г., когда Пипин умер, у них было трое взрослых детей: сын Гримоальд, к-рый стал преемником отца в должности майордома Австразии, св. Бегга, жена Анзегизила, сына св. Арнульфа , и св. Гертруда. Овдовев, И. вместе с младшей дочерью Гертрудой, к-рая разделяла стремление матери посвятить себя Богу, удалилась в семейное владение в Нивелле. По совету епископа-миссионера св. Аманда († 679 или 684) И. приняла постриг и основала там мон-рь. Точно датировать это событие не представляется возможным. Вероятно, основание мон-ря следует отнести к 647-650 гг., когда св. Аманд проповедовал в междуречье Скальда (ныне Шельда) и Мозы. В «Хронике» Сигиберта из Жамблу сообщается об основании мон-ря в 650 г. (Chronica Sigiberti Gemblacensis. Ап. 650//MGH. SS. T. 6. P. 324). Решение И. поставить во главе основанной обители юную Гертруду, принятое якобы под давлением родственников и претендентов на руку девушки, может свидетельствовать о том, что святая основала мон-рь сразу после смерти Пипина в 640 г.

http://pravenc.ru/text/293553.html

Преподобные и покаявшиеся грешники Теперь вспомним нескольких великих отцов монашества в странах Бенилюкс. Как ангелы являются светом для монахов, так и монахи в идеале являются светом для людей, объяснял преподобный Иоанн Лествичник. Преподобные мужи этих земель явили собой яркие примеры, подтверждающие эту истину. Фреска с изображением прп. Бавона (слева) и прп. Бегги (в центре) Одним из самых выдающихся деятелей монашества этого региона является преподобный Бавон Гентский (Bavo of Ghent; ему посвящен кафедральный собор в Генте). Он родился в знатной семье в Австразии (Австразия была северо-восточной частью Франкского королевства). Его семья отличалась благочестием: матерью Бавона была преподобная Итта, а сестрами – преподобные Бегга и Гертруда. Однако в молодости святой Бавон не искал святости, напротив, любил роскошь и светскую жизнь. Бавон вступил в выгодный брак, но смерть жены некоторое время спустя заставила его изменить свою жизнь. Став учеником святителя Аманда, Бавон отказался от всего мирского имущества, раздав накопленные деньги бедным. Некоторое время он сопровождал святителя Аманда в его миссионерских поездках, а затем удалился в обитель, построенную на ранее принадлежавших ему землях. Там он вел отшельническую жизнь в лесу до конца своих дней. Преставился преподобный Бавон мирно. Некоторые из святых, включенных в наш рассказ, были родом с Британских островов и Ирландии. Ирландец преподобномученик Фойлан Фосский (Foillan of Fosses) был одним из них. Он тоже имел святых сродников: его братья Ультан Фосский (Ultan; память: 2 мая) и Фурсей (Fursey, Fursa; † ок. 650; память: 16 января) прославлены во святых. Фойлан и Ультан сопровождали преподобного Фурсея во время его миссионерских трудов в Восточной Англии, где он некоторое время служил настоятелем монастыря Бург-Касл (Burgh Castle); однако позднее они были вынуждены покинуть эти земли из-за вторжения язычников. Братья отправились в Нейстрию – западную часть Королевства франков. Но вскоре были изгнаны и оттуда. Тогда они прибыли в Нивель (Nivelles) в регионе Валлония. Здесь святые братья были тепло приняты преподобными Иттой и Гертрудой, о которых подробнее поговорим ниже. Святой Фойлан подарил Нивельскому монастырю многочисленные драгоценные святыни, которые привез с собой из монастыря в Восточной Англии. Святые Итта и Гертруда помогли ему основать неподалеку новый монастырь в Фосс-ла-Виль (Fosses-la-Ville). Однажды, отправившись в Нивель отслужить литургию в день памяти святого мученика Квинтина, Фойлан и его спутники на обратном пути попали в засаду, устроенную в лесу бандитами, и были убиты. Говорили, что святой Фойлан какое-то время не переставал произносить молитвы даже после того, как ему отсекли голову. Позже преподобная Гертруда обрела и похоронила его святые мощи. В городе Фосс-ла-Виль в Бельгии действует коллегиальная церковь Святого Фойлана.

http://pravoslavie.ru/156201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ Св. Гертруда Нивельская. Статуя. 1725 г. (церковь мон-ря Арока. Португалия) Св. Гертруда Нивельская. Статуя. 1725 г. (церковь мон-ря Арока. Португалия) [лат. Gertrudis Nivellensis; нем. Gertrud von Nivelles; франц. Gertrude de Nivelles] (ок. 626 - 17.03.659, мон-рь Нивелла (Невигелла), совр. Нивель, Бельгия), св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.), аббатиса мон-ря Нивелла. Дочь майордома Австразии Пипина I Старшего и св. Идуберги Нивельской , младшая сестра майордома Гримоальда и св. Бегги , аббатисы мон-ря Анден. Г. Н. в юном возрасте (приблизительно в 10 лет) отвергла навязываемый отцом брак, решив посвятить жизнь Богу. После смерти Пипина (ок. 640) Идуберга по благословению св. Аманда , еп. Тонгерен-Маастрихтского, «апостола Бельгии», между 647 и 650 гг. основала в одном из своих родовых поместий двойной - одновременно муж. и жен.- мон-рь Нивелла. Вероятно, еще при жизни Идуберга назначила Г., к-рой было ок. 21 года, настоятельницей обители. Сама Идуберга жила в мон-ре как монахиня, помогая дочери в управлении. Св. Гертруда Нивельская. Начальная страница кодекса братства Св. Гертруды в Кюрингене. XVI в. Св. Гертруда Нивельская. Начальная страница кодекса братства Св. Гертруды в Кюрингене. XVI в. Ок. 650 г. мон-рь посетили шедшие из Перона (совр. Франция) ирл. монахи во главе с братьями - епископом-миссионером св. Фоллианом и св. Ультаном (братьями св. Фурсея ). Г. Н. и Идуберга предоставили им земельный надел недалеко от Нивеллы, где те основали мон-рь Фос. Благодаря тому что св. Фоллиан стал устроителем богослужебной жизни не только в мон-ре Фос, но, вероятно, и в Нивелле, а также благодаря принесенным ирл. монахами священным книгам и реликвиям в Нивелле утвердилась ирл. традиция организации монашеской жизни. В окт. 655 (?) г. на пути из Нивеллы в Фос св. Фоллиан со спутниками принял мученическую кончину от рук разбойников. Г. Н., чудесным образом осведомленная об обстоятельствах их гибели, разыскала тела мучеников и похоронила в Нивелле.

http://pravenc.ru/text/164883.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР ДОБРЫЙ [молдав. Alexandru cel Bun] († 1432), молдав. господарь из династии Мушатов, правивший в 1400-1432 гг. А. Д. способствовал укреплению могущества Молдавского княжества, росту городов и развитию торговли. Уделял большое внимание устроению церковной жизни в княжестве. Выступил посредником в разрешении спорного вопроса об административно-каноническом устройстве Церкви в Молдавии, возникшего в ее взаимоотношениях с К-польским Патриархатом. 26 июля 1401 г. Вселенский Патриарх Матфей I (1397-1410) утвердил еп. Иосифа (Мушата) первым Молдавским митрополитом. Кафедру митрополии учредили в Сучаве - столице княжества. Были основаны 2 епархии: Рэдэуцкая (1402) и Романская (1408). А. Д. покровительствовал правосл. Церкви, был ктитором многих храмов и мон-рей, жаловал им земли и села. В митрополичьей грамоте от 7 янв. 1407 г. впервые упоминается Нямецкий Вознесения Господня мон-рь . В 1429 г. А. Д. даровал мон-рю имение с с. Загорным в Бессарабии. А. Д. основал мон-ри Молдовица (в 1402), Киприаны, Бистрица , в к-ром впосл. был захоронен. Укрепил и обустроил мон-ри Хумор, Пынгэраци, Бисерикани, Боготин, Тазлэу и др. В 1415 г. перенес в Сучаву из Четатя-Албэ (совр. Белгород-Днестровский) мощи мч. Иоанна Нового Сочавского , что стало знаменательным событием в духовной жизни Молдавской митрополии. В отношении инославных А. Д. проводил политику веротерпимости. Так, в 1401 г. в Сучаве была основана арм. епископия. В 1405-1413 гг. (по др. сведениям, в 1415 г.) в Бае основана католич. епископия для поселившихся в Молдавском княжестве поляков, венгров, немцев. Лит.: Istoria Moldovei în date/Elaborata: V. Sati. Chiinu, 1998; P curariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Bucureti, 1992. Vol. 1; idem. Basarabia: Aspecte din istoria Bisericii i a neamului românesc. Jai, 1993. В. П. Беспалко Рубрики: Ключевые слова: АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) БЕГГА († 693), св., (пам. зап. 17 дек., перенесение мощей 7 июля) Дочь св. Идуберги (Итты) Нивельской и майордома Австразии Пипина I Старшего, сестра св. Гертруды Нивельской

http://pravenc.ru/text/64356.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь. Монашество (Институты посвященной жизни) ГАГАРИН Иван Сергеевич (Иоанн Ксаверий); 1814 - 1882, кн., пресвитер-иезуит, видный деятель рус. католицизма ГАЛАТИНО Пьетро (ок. 1460 - после 1539), францисканец, провинциал ордена, богослов, знаток древних и вост. языков ГЕДРОЙЦ Михаил (Благословенный; ок. 1425 - 1485), кн., сын кн. Юрия Гедройца, монах-августинец, блж. католич. Церкви (пам. 4 мая) ГЕНЕРАЛЬНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ обобщающее название для глав нек-рых монашеских орденов, конгрегаций, институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни в Римско-католической Церкви ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.) ГЕРБЕРТ Мартин (крестильное имя - Франц Доминик Бернхард), барон фон Хорнау (1720 - 1793), кн.-аббат мон-ря Санкт-Блазиен, нем. теолог, историк, музыковед ГЕРМАН ФОН ЗАЛЬЦА (ок. 1179 - 1239), 4-й вел. магистр (гроссмейстер) Тевтонского (Немецкого) ордена св. Девы Марии (1209-1239) ГЕРТРУДА НИВЕЛЬСКАЯ (ок. 626 - 659), аббатиса мон-ря Нивелла, св. (пам. зап. 17 марта и в воскресенье после 28 сент.) ГИАКИНФ (ок. 1183 - 1257), один из основателей польск. провинции ордена доминиканцев, католич. св. (пам. 17 авг.) ГЛОТЕСИНДА († ок. 608), прп. (пам. зап. 25 июля, 14 марта - перенесение мощей), аббатиса жен. мон-ря близ г. Меттис (совр. Мец, Франция) ГОСПИТАЛИТЫ общее название ряда монашеских орденов и конгрегаций, занимающихся опекой нуждающихся в помощи (больные, сироты, престарелые, неимущие, паломники и т. д.) ГРИГОРИЙ РИМИНИЙСКИЙ (ок. 1300 - 1358), итал. средневек. богослов, философ и естествоиспытатель, член ордена братьев-отшельников блж. Августина ГРИМБАЛЬД (820/30-901 или 903), прп. (пам. зап. 8 июля), мон. и препозит аббатства Сен-Бертен (Франция), позднее аббат мон-ря Ньюминстер в Уинчестере (Англия) ГУГО (нач. X в.), св. (пам. зап. 20 апр., открытие мощей - 13 дек.), приор Анзи (совр. Анзи-ле-Дюк, Франция) ГУГО [Гуго Великий, Гуго де Семюр] (1024 - 1109), св. (пам. зап. 29 апр.), 4-й (с 1049), последний, из «святых клюнийских аббатов» ДАВИД АУГСБУРГСКИЙ Давид Аугсбургский (ок. 1200 или 1210 - 1272, там же), нем. францисканец, автор мистико-аскетических сочинений

http://pravenc.ru/rubrics/130131_3.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 27. «Аугсбурские анналы» (начало XII в.) Анналистические заметки с 973 по 1104 гг. Для третьей части, с 1074 по 1104 г., характерны самостоятельные известия. Издания: Ann. Aug. 4839. Р. 124–136. Литература: Loewe 1903. Кончина императрицы Берты 764 . Ряд смертей сторонников антикороля Херманна фон Зальма, который гибнет наконец и сам 765 . Экберт 766 нападает на лагерь императора 767 в Саксонии, после чего последний удаляется в Лотарингию.] 1089. Император взял себе в жены Пракседу (Praxedis), дочь короля Руси (Ruteni) 768 . [Разбойники, разорявшие в Нивеле земли, принадлежавшие монастырю св. Гертруды 769 , чудесным образом сгорели с оружием, лошадьми, слугами и скотом.] (Ann. Aug. 1839. Р. 133) 765 После смерти антикороля Рудольфа Швабского швабские и саксонские противники Генриха IV избрали на его (Рудольфа) место люксембургского графа Херманна фон Зальма, который, однако, был менее успешен, чем его предшественник, и, оставленный своими саксонскими союзниками, погиб в сентябре 1088 г. 768 Речь идет о Евпраксии, дочери киевского князя Всеволода Ярославича (см. 26, примеч. 756). В Германии она получила имя Адельхайды, имя же Пракседы, святой, поминаемой в Западной церкви под 21 июля, употреблено в данном случае, очевидно, по созвучию ввиду отсутствия имени Евпраксия в латинских святцах. Подобного рода краткие заметки о браке Генриха IV и Всеволодовны имеются и в других анналистических памятниках, включить которые в Хрестоматию не было возможности. В этом отношении «Аугсбургские анналы» могут служить показательным примером и приведены в качестве pars pro toto. Известие интересно еще и тем, что является, насколько можно судить, самым ранним случаем употребления по отношению к Руси «ученого» этнонима Rut(h)eni, который впоследствии получил чрезвычайное распространение в латинской письменности (Назаренко 2001а. С. 42–45). 769 Св. Гертруда Нивельская из династии Каролингов, основательница монастыря в Нивеле (в Брабанте, к югу от Брюсселя) – старейшей женской обители на территории Бельгии и Нидерландов (середина VII в.). Читать далее Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия/Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Христианство в Б. Церковь во имя св. Гертруды в мон-ре Нивель. 1046 г. Фотография. ХХ в. Распад Зап. Римской империи в V в. привел к длительному упадку христианства в Б. В кон. V в. ее территория вошла в состав Франкского гос-ва. Между 359 и 533 гг. в диптихах Тунгрского еп-ства упоминается всего 7 предстоятелей; возможно, что эта кафедра в течение неск. лет пустовала, что скорее всего было связано с разрушением Тунгры вандалами (после 406); в последующие десятилетия Вост. Б. была захвачена рипуарскими франками. Но христианство на этих землях не исчезло, о чем свидетельствуют христ. эпитафии из окрестностей Тунгры. Здесь продолжала существовать община, хотя епископская кафедра была перенесена в г. Моза-Траект (совр. Маастрихт, Нидерланды). Новый этап был связан с обращением в христианство франк. кор. Хлодвига (ок. 498) и деятельностью св. Ремигия Реймсского , при к-ром было учреждено новое еп-ство в Торнаке (совр. Турне); первым епископом стал св. Елевферий . К нач. VII в. это еп-ство было объединено с кафедрой Новиомага (совр. Нуайон). Фактически территория Зап. Б. оказалась в сфере влияния еп-ства Камеракского (совр. Камбре), а ее юго-зап. часть - в сфере учрежденного ок. 639 г. еп-ства Тарвены (совр. Теруан). В VII-VIII вв. обращение в христианство населения бельг. земель было осуществлено миссионерами, преимущественно из Аквитании, Ирландии и Британии. В 627 г. из Аквитании для проповеди христианства прибыл св. Аманд , прозванный позднее «апостолом Б.», к-рый вместе со св. Баво Гентским основали на территории совр. Фландрии неск. мон-рей и церквей, в т. ч. аббатство Турне. В 40-х гг. VII в. Аманд был поставлен епископом Моза-Траектским. В районе совр. г. Брюгге проповедовал св. Элигий , еп. Нуайонский. На западе Б. активную миссионерскую деятельность вел выходец из Британии Виллиборд, еп. Утрехтский, а на востоке - еп. Маастрихтский сщмч. Ламберт и еп. Льежский св. Губерт . В Вост. Б. распространению христианства способствовали представители королевского рода Пипинидов: святые Идуберга Нивельская и Гертруда Нивельская основали мон-рь Невигелла (совр. Нивель), св. Бегга - мон-рь Анден.

http://pravenc.ru/text/77978.html

  001     002    003