Со своей стороны святитель Гурий оказывал святому Герману особенное во всем доверие. Он не только освободил Свияжский монастырь от своего суда, но и поручил суду святого Германа и все сельские причты Свияжского уезда. В таких неусыпных трудах по просвещению неверных, по устроению во всех отношениях монастыря и по сотрудничеству святителю Гурию в управлении епархией провел святой Герман свыше восьми лет. О деятельности святого Германа на пользу новоприсоединенного края знали царь и митрополит и высоко ценили ее. Эта апостольская деятельность открыла святому Герману путь к служению святой церкви в высшем Иерархическом звании – в звании святительском. В 8 часу вечера с 4 числа на 5 число декабря месяца 1564 года святитель Гурий Казанский мирно скончался. Когда донесено было об этом царю Иоанну Васильевичу Грозному и митрополиту Афанасию, – оба они, зная о трудах, понесенных святым Германом на пользу Казанской епархии, единодушно решили предоставить архипастырскую Казанскую кафедру ближайшему и полезнейшему сотруднику скончавшегося первосвятителя Казанского Гурия настоятелю Свияжского монастыря архимандриту Герману. Вызванный соборной грамотой в Москву, святой Герман, считая себя по смирению своему недостойным епископского сана, долго отклонял от себя честь быть преемником святителю Гурию. Но так как царь и митротрополит настойчиво желали, чтобы святой Герман возведен был на Казанскую кафедру, то он вынужден был подчиниться их воле. 12 марта 1564 2 года святой Герман рукоположен был в архиепископа Казанского и Свияжского. В том же 1564 году он возвратился из Москвы в Казань и вступил в управление Казанской епархией. В недолгое свое управление Казанской епархией святитель Герман во всем следовал примеру первосвятителя Казанского Гурия. Он всей душой заботился о том, чтобы пастыри свято исполняли свой долг, а пасомые, как дети, слушались их и повиновались им. Заботясь о том, чтобы новопросвещенные инородцы в большом количестве обучались в существовавших для них при монастырях школах, он учредил общежитие при Зилантовском монастыре, что дало возможность увеличить как число монашествующих, так и число обучаемых в монастырской школе инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В священных песнопениях, воспетых вчера на всенощном бдении в честь угодника Божия, преподобного Германа Соловецкого чудотворца, память которого ныне празднуется обителью, слышали вы, благочестивые поклонники святых мощей его, что он был сожитель и сподвижник преподобного Савватия, первого из иноков насельника сего пустынного острова, и сотрудник преподобного Зосимы в созидании основанной им здесь иноческой обители. Более 50 лет преподобный Герман прожил на этом острове в духовных подвигах и трудах на пользу общежития. Сперва он уединенно подвизался на поморском берегу, при устье реки Выга, y часовни. Здесь нашел его блаженный Савватий, искавший безмолвного места для молитвенных подвигов. Герман указал Савватию на Соловецкий остров, как на место самое безмолвное и удобное для иноческого пребывания. Оба вместе переплыли на малой ладье бурное море, построили келью под Секирной горою и прожили тут отшельниками шесть лет. По кончине преподобного Савватия, блаженный Герман скоро нашел другого такого же ревнителя безмолвной жизни, блаженного Зосиму, и вместе с ним опять поселился на том же острове. В двух верстах от нынешнего монастыря они поставили себе две кельи, – одну в полуверст от другой, – и жили в ненарушимом ничем безмолвии. Когда к ним стали приходить желающие жительствовать с ними и преподобный Зосима задумал основать обитель для собравшейся братии, то блаженный Герман был ревностным помощником его в этом богоугодном деле. Он много потрудился для новосозданной обители и, не взирая на свои старческие годы и долговременное пребывание на острове в сожительстве и духовном содружестве с великими подвижниками Зосимою и Савватием, исполнял по своему смирению самые низшие послушания. Не раз путешествовал авва Герман и на материк из-за нужд обители, стараясь, как можно более, быть полезным для нее. Скончался он в Новгородском монастыре преподобного Антония Римлянина, куда был послан при игумене Арсении, по нуждам обители. Почувствовав близость своей кончины, преподобный исповедался, приобщился Св. Таин и мирно предал дух свой Богу. Через пять лет после его блаженной кончины мощи его были найдены нетленными, привезены в Соловецкую обитель и с честью погребены на этом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sborni...

В ПОСЛЕДУЮЩИЕ ГОДЫ будет немало подтверждений тому, что о. Серафим приобщился райского блаженства и предстоит перед троном Господним в молитвах о тех, кто остался пока в жизни земной. Некогда Братство собирало свидетельства заступничества и небесной помощи блаж. Иоанна, теперь же оно стало собирать подобные свидетельства небесного предстояния перед Господом основателя Братства. Мы приводим в хронологическом порядке запись этих свидетельств. Они красноречивее любых слов. 1. На 42–ю ночь после кончины о. Серафима, отслужив литургию (в честь архим. Герасима с Аляски, почившего в тот самый день в 1969 году), измученный о. Герман пошел отдохнуть в «Оптину» — келью своего собрата. Лишь к утру он забылся. Проснулся оттого, что ему привиделся в церкви подле иконостаса о. Серафим, серьезный и даже озабоченный. «Помоги Джеймсу, Джеймсу», — только и сказал он. «Какому? У нас не один», — вскинулся о. Герман и тут же вспомнил одного бедолагу, с кем Братство уже 16 лет не поддерживало связи. Это был тот самый человек, который познакомил о. Серафима с Православием. Отец Герман задремал и снова увидел церковный иконостас, икону Богородицы, но о. Серафима уже не было. Смекнув, что сон не простой, и памятуя о том, что о. Серафим всегда заботился о людях, о. Герман бросился разыскивать адрес Джеймса. Нашел, но без номера телефона. А Джеймс в ту пору был в Канаде. Мать его жила в приюте для стариков недалеко от Сан- Франциско. Но и до нее не удалось дозвониться. Он послал Джеймсу письмо, вложив 20 долларов, сам же поехал разыскивать его мать. Объехав несколько приютов, наконец нашел ее и узнал, что Джеймс без работы и положение у него отчаянное. Отец Герман созвонился с одним студентом (он жил в том же городе, что и Джеймс) и упросил навестить бедствующего. Через неделю от этого студента пришло письмо. Оказалось, что Джеймс, уже долго не ходивший в церковь, решил вдруг пойти на Успенскую литургию. Едва вошел в церковь, как ощутил присутствие о. Серафима, о коем не вспоминал уже много лет. Служба шла, и ощущение это всё усиливалось. Несколько дней спустя приснился ему сон: кто-то стучит в дверь. Открыл — на пороге о. Серафим. Только Джеймс не сразу признал его: с длинной седой бородой, в плаще, который носил в Сан–Франциско, когда жил в бедности, работая в книжной лавке. Он заговорил с Джеймсом по–русски: «Вот, брат Джеймс, в Платине я больше не живу, теперь здесь обитаю». О чём-то он предупредил, да только Джеймс не запомнил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Мятежные толпы, собравшись, провозгласили сотника Фоку экзархом, и поднявши на щиты, поздравляли его. При сем известии Петр бежал и донес обо всем царю, царь же в таком затруднительном положении старался скрыть сии известия от народа. На другой день сделал конские игры, чтобы скрыть свою опасность. Но партия прасинов кричала: Триавгустейший владыка Римлян! Константин и Коментиол стращают твой народ, что по грехам нашим будет управлять нами палач. Но Бог, сотворивший все, без кровопролития покорит всякого врага и противника и соплеменного и иноплеменного. Царь вооружил их, и успокоивши ласковыми словами, приказал им с начальниками своими охранять градские стены. В это время, когда царский сын с тестем своим Германом занимались псовою охотою в Каликратии, римляне прислали просьбы к Феодосию, чтоб он над ними царствовал, или провозгласил царем Германа: а под властью Маврикия они жить не хотят. Маврикий, узнавши о сем, призвал к себе сына; Коментиолу поручил охранение стен, а Германа и Феодосия сына обвинял как виновников несчастия. На оправдания Германа Маврикий сказал: Герман, я имею две причины подозревать тебя, просьбы к тебе от народа, и что народ пощадил табун лошадей твоих в предместьях города: все прочие увели, а твоих не тронули. Герман: пощади от многословия, лучше умереть от меча. Герман прибегнул в храм Богоматери у Кира. Царь тотчас послал евнуха Стефана взять Германа из церкви; как ни старался Стефан насильно вывесть его, но оруженосцы Германа противоставши вытолкали вон Стефана, и с Германом прибегли в великую церковь , между тем царь высек розгами сына своего Феодосия, думая, что Герман бежал по совету его, и послал телохранителей, взять Германа из великой церкви. Герман уже хотел выйти и отдаться, но толпы народа не согласились на то, но великими ругательствами поносили царя: шкуру долой, кто любит тебя Маврикий, маркионист. Вследствие сего охранявшие стены оставили охранение, и прасины сожгли часть дома Константинова, именуемую Лардом. Маврикий в глубокую полночь, сбросил с себя царскую одежду, оделся в простую, сел на легкий корабль и бежал с женою, с детьми, и с Константином.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Статья Святоотеческое богословие иконы. Часть 1 Свт. Герман занимал Константинопольскую кафедру в 715–730 гг. За это время на византийском престоле сменилось несколько императоров. В 717 г. святитель венчал на царство императора Льва III Исавра (717–741), а затем крестил и короновал соправителем его сына Константина V (741–775) – оба они стали иконоборцами. В 726 г. Лев III официально выступил против иконопочитания и безуспешно понуждал к тому же свт. Германа. В 730 г. император «публично потребовал от патриарха присоединиться к своей позиции и подписать соответствующий документ». Патриарх отказался, оставил кафедру и удалился в родовое имение Платанион, где и умер, вероятно еще до 741 г., но «во всяком случае до иконоборческого лже-Собора в Иерии (754)». На этом Соборе свт. Герман был анафематствован еретиками за иконопочитание (но в более мягкой форме, чем прп. Иоанн Дамаскин) . Свт. Герман был первым автором, который письменно выступил в защиту иконопочитания в условиях начавшегося государственного иконоборчества в Византийской империи . Три его догматических послания были зачитаны на заседании Седьмого Вселенского собора (787 г.) и опубликованы в его Деяниях: «Послание к Иоанну, епископу Синадскому», «Послание к Константину, епископу Наколийскому» и «Послание к Фоме, епископу Клавдиопольскому» . Наиболее объемным, подробным и содержательным является «Послание к Фоме». Свт. Герман стал единственным автором VIII века, которого цитируют материалы Собора. Учение святителя о священных изображениях отражает раннюю стадию развития православного богословия иконы. Кратко рассмотрим основные доводы патриарха Германа в защиту иконопочитания. 1. Христиане не почитают иконы как идолов и богов Для свт. Германа и «его последователей-богословов икона всегда поначалу есть образ лица. Если на картине представлен ложный бог, несуществующий божок, – то перед нами идол, изображение болвана . Если же речь идет об иконе Иисуса Христа, Богоматери или кого-либо из святых, то такие изображения заслуживают почитания, поскольку почитаемы и сами изображенные лица », – пишет К. Шёнборн .

http://bogoslov.ru/article/6192676

Получив утвержденный проект и планы, матушка немедленно приступила к заготовке материалов для строительства каменной церкви с келиями на месте, которое для этого освятил архиепископ Макарий еще 17 августа 1863 г. К началу 1870 г. строительство завершили, церковь снабдили всей необходимой для богослужения утварью. А 6 августа того же года она была освящена в честь Живоначальной Троицы. Освящение совершил настоятель Святогорской Успенской пустыни архимандрит Герман (Клица), прославленный в лике Святогорских святых 8 мая 2008 г. 30 августа 1872 г. было освящено место под строительство нового соборного храма с тремя престолами: главный - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», правый придел - в честь Архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, левый же - в честь Всех святых. План и фасад этого храма по образцу Успенского собора Святогорского монастыря были утверждены 30 января 1864 г., а построение - резолюцией Высокопреосвященнейшего архиепископа Нектария от 10 февраля 1872 г. Освящение места и закладку престолов совершил благочинный общины, настоятель Святогорской Успенской пустыни архимандрит Герман, принимавший самое активное участие в становлении Скорбященской общины. Он был для нее не только духовным наставником, но и истинным отцом и благодетелем. При его мудром отеческом руководстве община благоустраивалась и росла, превратившись, наконец, в цветущий многолюдный монастырь. Матушка Ангелина всегда находила в отце Германе духовную поддержку для осуществления своей многотрудной, но столь необходимой для людей деятельности. Он был первым помощником и советником во всех ее делах, больших и малых. Отец Герман неоднократно посещал общину, а затем и монастырь, тщательно вникая во все вопросы, и наставляя своим опытным советом общинную деятельность на благой путь духовного преуспеяния. Он не уставал подчеркивать, что учреждение Старобельской общины, а позже обители, стало проявлением дивных путей Промысла Божия, которыми почти из ничего, при самом скудном материальном обеспечении, была воздвигнута в маленьком уездном городке столь славная обитель. «Я удивлялся тогда Преосвященному Макарию, - говорил архимандрит Герман, - как он решился исполнить просьбу Булич и открыть общину без всяких средств к ее поддержанию, однако, вижу в этом явно Руку Божию, которая все устроила во спасение многих человеческих душ, обеспечив Старобельскую обитель и землей, и капиталами, и всем нужным, вопреки опасениям человеческим». Благочинным Скорбященской женской общины отец Герман оставался двадцать семь лет, до конца своей жизни.

http://sobory.ru/article/?object=26580

Кроме о. Германа в монастыре больше не было рукоположенных монахов, он был единственным священником. А какие были черты его духовного руководства? Я уже поняла про торты, но может быть, ты вспомнишь что-нибудь еще, характерное именно для него? О. Герман (Подмошенский). Личный архив Т. Халберта.      О. Герман был проповедником для мира. Он был очень силен в гомилетике, в произнесении проповедей, прекрасно служил литургию. Он говорил с людьми на их языке, приноравливаясь к их уровню. Он не говорил о свт. Иоанне Златоусте и других, подобных вещах, потому что никто не знал, кто такой Иоанн Златоуст. Он говорил об Америке, какая она великая страна. Он любил Америку! Он был иммигрантом, приехал в США еще подростком и тогда еще не говорил на английском языке. Он родился в Латвии, и его семья испытала гонения от коммунистов, конфисковавших имущество. Его отец, благотворитель Спасо-Казанского монастыря в Псковской области, был тогда убит. Его дед, Александр Михайлович Фокин, создатель Троицкого театра в Санкт-Петербурге, в свое время был удостоен личной благодарности от Царя Николая II. Кстати, когда дед после этого вернулся домой, он пожал руку своему внуку, сказав при этом, что его руку только что пожал Царь. Потом, когда о. Герман стал священником, он полушутя говорил, что возлагает руку на своих духовных чад, и через то передает благословение Царя-мученика. После гонений семья приехала в Германию, но их отправили в лагерь для перемещенных лиц, это была зона со строгими правилами, не тюрьма, конечно, но все-таки, что-то в этом роде. Через Францию семья сумела добраться до США. В Нью-Йорк о. Герман (тогда Глеб Подмошенский) прибыл после Второй мировой войны, с матерью и сестрой Ией. Потом, именно благодаря стараниям его сестры, была написана знаменитая мироточивая икона Царя Николая II. Ее написал по благословению о. Германа иконописец П.Н. Тихомиров, потом этот образ побывал во многих странах, в том числе в России. Глеб Подмошенский пошел в американскую школу и выучил английский язык.

http://pravoslavie.ru/123354.html

Кто-то пожмет плечами: «Молитва невоцерковленного человека. И святым он быть не собирается, и про какую-то невыносимость отдельных святых вдруг заговорил». Конечно, слово «святой» используется здесь не в том церковном значении, какое нам обычно. Не о святых речь, вряд ли при жизни Герман близко общался с канонизированными святыми. В его словоупотреблении «иные из святых» – это люди «слащавые». Им противопоставляются «люди кислого нрава». Сам Герман был, по-видимому, «человек острый». Молитва кинорежиссера не является воплощением высшего совершенства христианской духовности. Однако в ней есть живое обращение к Богу, просьба человека хранить его от греховного недовольства и занудства, от страсти всех поучать и деспотически вторгаться в чужую жизнь... В молитве есть признание своих ошибок и радость о талантах ближних, стремление к доброму отношению между людьми. Что еще? Да примет Господь наши немощные молитвы и помилует раба Своего Алексия. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии о.А. 21 января 2015, 12:59 Почитайте, дорогие братья и сестры книгу интервью с Германом Антона Долина. Это не то что сложный, очень непонятный человек, у которого возле кровати стояли иконы и статуи будды,и в реинкарнацию он верил. Посмотрите его поздние интервью, где он показывая крестик, говорит, что, если и есть Бог, то религия вещь условная, каждой нации своя, чтобы воевать легче было. Фильмы сложные, шедевры, но нужны ли они нам? Сквернословие, глумление над страной. В какой народ ушел Кленский- сброд, да и жил среди психопатов-интеллигентов. Сравните какое завещание оставил нам Герман и какое Тарковский - небо и земля, т.е. преисподняя, что выбрать? д. Павел 16 декабря 2014, 11:19 Добрался наконец посмотреть " Трудно быть богом " . Выдержал лишь несколько минут. Еще более жесткое и депрессивное кино, чем " Хрусталев, машину " . Психическая атака в полный рост. Для себя решил: есть Герман-ранний ( " Проверка " и " Мой друг " ), которого я очень ценю, - и Герман-поздний ( " Хрусталев " и " Трудно " ), который не для меня, дипломатично выражаясь.

http://pravoslavie.ru/60525.html

Собором 1555 г. блаж. Гурий избран и посвящен был в архиепископа Казанского, а блаж. Герману поручено было устроить обитель в Свияжске, чтобы была она рассадником благочестия и веры св. в стране магометанской. Получив богатые пособия от царя и святителей, блаж. Герман ревностно занялся исполнением возложенного на него поручения: он построил каменный храм успения Богоматери с колокольнею и келии для монашествующих. По переписке его с св. Гурием, работы по построению монастыря производились поденщиками, которым платилось по денежке за день работы, и однако преподобный жаловался святителю, что цена работе очень высока. – Это показывает, как дороги были тогда деньги! Недавно еще цела была келья, где св. Герман проводил время в молитве и трудах. Келья под колокольнею не более трех квадратных аршин. На этом нешироком пространстве помещалась и печка; одно окно, менее аршина в вышину. В переднем углу икона Богоматери и пред нею фонарь из слюды. Иглы, нитки, наперсток, которые употреблял он при келейном занятии, оставались при его гробнице 113 . Так была проста жизнь Свияжского настоятеля! Так был строг к себе преподобный! Слух о добродетельной жизни его разнесся по окрестностям Свияжска и вдали от него. В новую обитель, к ее подвижнику-настоятелю, приходили многие: одни, чтобы принять благословение человека Божия, другие принимали иночество от рук его. Строгий к себе самому, преподобный был милостив и щедр ко всем нуждающимся. Христианская благотворительность его, не различавшая ни своего, ни чужого, ни верного, ни неверного, ни друга, ни врага, сама собою показывала неверным, каков дух христианского закона. А для того, чтобы благотворениями проповедовать о вере детям природы, блаженному Герману даны были достаточные средства 114 : ни блаженный Герман, ни другие не думали тогда, что не иначе, как наставлениями, надобно преобразовывать души дикие; напротив, хорошо понимали тогда, что нельзя учить детей философии Платоновой, им нужна азбука. «Иноки должны уподобляться Апостолам, которых послал Господь учить и крестить», писал царь архиепископу Гурию. Блаж. Герман вполне был таким иноком. Слушатель наставлений мудрого Максима был в состоянии предлагать с отчетливую проповедь о св. вере и магометанам и язычникам. Свияжская обитель была средоточием, откуда распространялась проповедь св. веры по правому берегу Волги, и в ней преимущественно принимали крещение оглашаемые чада веры. Такое значение за обителию Германа осталось на долгое время и после Германа. По писцовой книге 1568 г. видим, что заботливостию блаж. Германа собрано было в его обители до 152 книг разного содержания; из них 8 были нисаны на пергаменте: Псалтирь, книга Антиоха, пролог и пр. 115 . Блажен. Герман был усердным помощником святому архипастырю своему по делам веры и усердно выполнял поручения его по епархии. С своей стороны св. Гурий оказывал ему особенное доверие свое, – поручал суду его все сельские церковные причты Свияжского уезда, а монастырь его освободил от своего суда 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Герман Аляскинский родился в городе Серпухове, под Москвой, в 1757 году в купеческой семье. Его мирское имя и фамилия неизвестны. С самых юных лет имел отрок Герман великую ревность к благочестию и в шестнадцать лет от рождения пошел в монахи. Вначале преподобный нес послушание в Троице-Сергиевой пустыни, расположенной в окрестностях Петербурга, на берегу Финского залива (пустынь принадлежала Троице-Сергиевой Лавре). В обители будущий миссионер подвизался около пяти лет. Желая полного уединения и безмолвия, преподобный Герман удалился на Валаам. Валаамский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера, бывал отрезан от внешнего мира до 8 месяцев в году. После тщательного испытания различными послушаниями игумен Назарий благословил молодого подвижника на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам, приходя в монастырь, преподобный нес клиросное послушание. В Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг. Есть мнение, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно преподобному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием духа и буквы Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви. Духовным руководителем и наставником будущего миссионера был игумен Назарий, Саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Таким образом, благодатный строй Саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Есть сведения, что преподобный Серафим пользовался, в свою очередь, наставлениями старца Назария во время его жительства в Сарове. Это было время расширения пределов России на север: деятельностью русских промышленников были открыты Алеутские острова. С открытием островов обнаружилась необходимость просветить Евангельским светом и их обитателей. Для этого святого дела по благословению Святейшего Синода высокопреосвященный митрополит Гавриил поручил старцу Назарию избрать способных людей из Валаамской братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010