Вскоре о. Германа вызвали в Сан–Франциско на последний допрос в резиденции архиеп. Антония. Он вышел после допроса с чувством, что больше не нужен церковному начальству. Что, может, и к лучшему. На крыльце собора он увидел Андрея — тот дожидался как раз его. «Вы не помните меня?» — спросил он. Ранее они с о. Германом уже встречались и уговорились побеседовать и пообедать именно в этот день. Отец Герман не знал еще, что Андрей возглавляет орден, хотя и догадывался, что тот связан с какой-то группой богоискателей. Андрей предложил о. Герману выбрать ресторан. Тому хотелось как можно скорее забыть о церковных делах, и он попросил: - Отведите меня в какое-нибудь артистическое кафе! - Что ж, я знаю такое место, — кивнул Андрей и привез о. Германа в маленький уютный ресторан, где готовили вегетарианские, «постные» блюда (шел Великий пост). «Истинно «христианский» ресторан», — подумал о. Герман. У входа сидела девушка в униформе как у стюардессы. Завидя случайно зашедшего оборванца, она не отогнала его, а приветливо пригласила войти. Подозвала высокого молодого человека в форме пастора, с крестом на груди, тот заботливо усадил бродягу, принес еду. Далее о. Герман приметил еще одного «пастора», тоже с крестом, он убирал тарелки. Оглядевшись, о. Герман сказал: - У вас тут, похоже, бывают богоискатели разных толков. Поместить бы иконку в уголке, да часовню, где помолиться можно, устроить. - Пойдемте, я Вам кое-что покажу, — и Андрей повел гостя по длинному, похожему на больничный, коридору. Открыл дверь в просторную, с высокими потолками библиотеку, и о. Герман сразу приметил «Православное Слово» и иные издания Братства. Большая застекленная дверь вела в следующую комнату — через стеклянный потолок лился яркий солнечный свет. Там была домашняя церковь. К своему изумлению, о. Герман на стене увидел икону Христа. «Так вот, значит, где они молятся!» — догадался о. Герман. - И Вы, очевидно, бываете здесь. Часто ли? А как Вы молитесь? Андрей подошел к алтарю, воздел руки и принялся вслух истово молиться о том, чтобы Господь свел их с о. Германом в молитвенном союзе. Слова шли из глубины души, и о. Герман увидел, сколь глубоко этот человек прочувствовал христианство. Удивительно открыть такое в англиканском или протестантском пасторе. Отец Герман подхватил конец молитвы: «Аминь!» Андрей подошел к нему и признался, что очень бы хотел принять Православие, но он отвечает за многочисленную паству, а потому не свободен. Сказал, что под его началом в ордене много братии и сестер и что он в ответе за это Братство полумонашеского толка. Спросил, нужно ли ему сразу креститься и принимать Православие, бросив всех, или подождать, пока к этому же решению придут и другие, вся его паства целиком.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Преподобный Герман родился под Москвой в городе Серпухове в купеческой семье. В шестнадцать лет он уехал в Валаамский монастырь. Все обстоятельства жизни Германа на Валааме, о которых известно из воспоминаний о нем братии монастыря, роднят его по духу с преподобным Серафимом. Он так же, как и Серафим, после тщательного испытания различными послушаниями уходит на постоянное жительство в лес и поселяется в пустынной келье за несколько километров от монастыря. Так же несет уединенные подвиги и труды, как его саровский современник. И даже иноческий постриг Герман и Серафим принимают в один и тот же год. Пятнадцать лет провел Герман в Валаамской обители. Но как бы ни любил Герман свое уединение, узнав, что из иноков Валаамского монастыря формируют миссию в далекую Америку, не раздумывая согласился войти в ее состав. Он пожелал служить делу проповеди Евангелия на другом конце земли среди язычников малообжитого и сурового края Аляски, обратить и крестить их в истинную веру. Этот подвиг апостольского служения преподобный Герман нес всю последующую жизнь. Он стал для местных жителей и школьным учителем, и врачом, и агрономом-земледельцем, и духовным наставником, и защитником от несправедливости и притеснений. Он выступал против тех, кто видел в коренных жителях Аляски только объект для жестокой эксплуатации. Из-за этого и сам Герман нес скорби и притеснения, порой не имея никакой поддержки, кроме своей пламеннойверы. Со слов знаменитого капитана, барона Врангеля: «Будучи пылкого нрава, отец Герман с горячностью вступался за права природных жителей, нарушаемые строптивостью, жестокостью и распутством начальников. И от того сам подвергался множеству неудовольствий». Сущность своего призвания преподобный Герман выразил удивительно простыми словами: «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька». Как истинный христианин, Герман всех любил и всех прощал. Такой же взаимной любовью и уважением отвечало ему все местное население Аляски. Из донесения в Синод о состоянии дел есть упоминание об этом: «Германа же большая часть жителей довольно выхвалить не может, называя его не иначе, как «наш апа», то есть «дедушка " ». Особенно же его любили дети. Стоило отцу Герману показаться на улице, как дети бежали к нему со всех сторон. Он угощал их сухариками, пек для них крендельки и всегда с умильной простотой рассказывал им сказку или какую-нибудь поучительную историю из жизни святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Миссионерская деятельность началась в феврале 1978 года в день именин Валентины Харви. Отец Серафим с несколькими паломниками поехал к ней в Рединг, чтобы поздравить с праздником. Тем же вечером к ней направился и о. Герман с двумя братиями отслужить в ее доме 9–й час и вечерню. За несколько миль до Рединга у них сломалась машина. «Опять козни дьявола! Значит, хочет помешать чему-то очень хорошему!» — подумал о. Герман. Остаток пути они решили пройти пешком. Однако вскоре их подобрал о. Серафим. Все были в духе. Отец Герман, уловив этот настрой, понял, что сейчас Господь тронул их души не просто так — настало время исполнить давнишнюю мечту и основать в Рединге православную миссию. До дома Валентины Харви доехали на грузовике. Отец Герман попросил хозяйку: «Проводите нас в комнату, где упокоилась Ваша матушка и где сейчас молитвенная келья». Зажгли свечи, пропели канон Богородице. Потом о. Герман обратился ко всем: сегодня их молитвенный вечер напоминает службу в древней катакомбной Церкви. Как и в стародавние времена, христиане сегодня должны духовно порвать с миром сим. Он напомнил собравшимся, что в этой самой комнате бывал архиеп. Иоанн. «Вы хотите, чтобы в Рединге была православная церковь?» — спросил он Валентину. Та кивнула. «Так вот, — продолжал о. Герман, — мы собрались здесь, чтобы открыть миссионерский центр, дабы неотмирное христианство, которое представлял архиеп. Иоанн, плодотворно служило мирянам». Отец Серафим с радостью сердца взирал на о. Германа. Он тоже чувствовал излияние Божественной благодати и был благодарен о. Герману, что тот сумел этим воспользоваться. И его не обманули предчувствия доброго и хорошего свершения. «Вы позволите расположиться в уголке гаража?» — спросил о. Герман у Валентины. Она дала ему ключи. «Принесите икону, которой Владыка Иоанн благословил Вас, и веник». Валентина залилась счастливыми слезами. Принесла крохотную бумажную иконку, которую архиеп. Иоанн подарил ей еще в Шанхае, когда она училась в церковной школе. Гараж представлял собою отдельный небольшой домик на заднем дворе. Валентина использовала его под сарай. Построен он был недавно — прежний сгорел в 1974 году. Отец Герман расчистил один угол, поставил икону и отслужил молебен. «Ну вот, мы и основали собор Богородицы «Споручницы грешных» в честь архиеп. Иоанна». Название это перекликалось с именем Собора Владыки Иоанна в Шанхае. Любопытно, что самую икону обнаружили лишь «благодаря» пожару, равно и теперь недавний пожар «помог» основать маленький миссионерский центр. Отец Герман назвал его «собором», памятуя о кафедральном соборе Владыки Иоанна во Франции — первоначальная церковь там тоже родилась в гараже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Дело с часовней устроилось совсем неожиданно, как в свое время с созданием Братства. В день именин Валентины Харви (в 1978 году) отец Серафим с несколькими паломниками поехал к ней в Рединг, чтобы поздравить с праздником. Тем же вечером к ней направился и отец Герман с двумя братиями отслужить в ее доме девятый час и вечерню. За несколько миль от Рединга у них сломалась машина. «Опять козни диавола! Значит, хочет помешать чему-то очень хорошему!» – подумал отец Герман. Остаток пути они решили пройти пешком. Однако вскоре их подобрал отец Серафим, возвращавшийся с паломниками в монастырь. Все были в бодром духе. Отец Герман, уловив этот настрой, понял, что сейчас Господь тронул их души не просто так – настало время исполнить давнишнюю мечту и основать в Рединге православную миссию. До дома Валентины Харви доехали на грузовике. Отец Герман попросил хозяйку: «Проводите нас в молитвенную келью». Зажгли свечи, пропели канон Пресвятой Богородице. Потом отец Герман обратился ко всем: сегодня их молитвенный вечер напоминает службу в древней катакомбной Церкви. Как и в стародавние времена, христиане сегодня должны духовно порвать с духом мира сего. Он напомнил собравшимся, что в этой самой комнате бывал архиепископ Иоанн. «Вы хотите, чтобы в Рединге была православная часовня?» – спросил он Валентину. Та кивнула. «Так вот, – продолжал отец Герман, – давайте устроим здесь миссионерскую часовню, дабы неотмирное христианство, которое представлял архиепископ Иоанн, плодотворно служило мирянам». Отец Серафим с радостью сердца взирал на отца Германа. «Можно мне взять ключ от гаража?» – спросил отец Герман у Валентины. Она дала ему ключи. «Принесите икону, которой владыка Иоанн благословил вас, и веник». Валентина залилась счастливыми слезами. Принесла крохотную бумажную иконку, которую архиепископ Иоанн подарил ей еще в Шанхае, когда она училась в церковной школе. В тот вечер отец Герман расчистил один угол и поставил иконы. «Ну вот мы и основали собор Богородицы “Споручницы грешных” в честь архиепископа Иоанна». Он сказал это, потому что кафедральный собор в Шанхае, в котором служил владыка Иоанн, был тоже освящен в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Отец Герман назвал его «собором», памятуя о кафедральном соборе владыки Иоанна во Франции, – первоначальная церковь там тоже родилась в гараже.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Миссионер, монах Герман Монах Герман, из Серпуховских купцов, 16-ти лет от роду вступил в Сергиеву пустынь (под Петербургом). Во время пребывания в ней получил он чудесное от пресвятой Богородицы исцеление в постигшем его недуге. 21–22 лет он перешел на Валаам. Всею душою он привязался к этой обители и ее игумену Назарию. Удаленный от них, он писал, что память о Валааме “не изгладят из его сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, даже грозный океан не угасит чувств оных”. Несомненно, что о. Герман весьма скоро достиг высокой духовной степени, потому что мудрый игумен благословил ему жить в пустыне, в глухом лесу, в полутора верстах от обители; место это и поныне называется Германово. По праздникам о. Герман приходил в монастырь и со слезами певал на клиросе. В 1794 г. Св. Синод отправил десять валаамских монахов, и в числе их о. Германа, проповедывать Евангелие на новоприсоединенных к России Алеутских островах. Несколько тысяч были просвещены, заведена школа, выстроена церковь, но к 1800 году остался из миссии один о. Герман: иеромонах Ювеналий принял мученическую кончину; начальник миссии, архимандрит Иоасаф, удостоенный уже епископского сана, утонул со свитою. О. Герман жил на небольшом и живописном острове Еловом (названном им “Новым Валаамом”), отделенном проливом версты в две от острова Кадьяка, где устроен был деревянный монастырь и церковь. Выкопав себе пещеру в земле, о. Герман провел в ней лето. Когда американская компания выстроила для него келлию, он предназначил пещеру для своей могилы. У келлии был огород, а вблизи деревянная часовня и деревянный домик для училища и посетителей. На этом месте о. Герман подвизался более 40 лет. Жизнь его была в высшей степени сурова. Он таскал для топлива большие деревья, которые могли бы снести только четверо, возделывал огород, принося для удобрения его в громадном коробе морскую капусту; на зиму делал запасы грибов и соли, добывая ее из морской воды. Все добытое он употреблял на пищу, одежду и книги для своих воспитанников-сирот.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Основание Соловецкой обители относится к 1429 г., когда преподобные Савватий и Герман на утлой ладье приплыли к безлюдному острову и высадились в Сосновой губе. Возле близлежащего озера они поставили крест и срубили келию. Преподобный Савватий к тому времени прошел монашеское послушание в Кирилло-Белозерском и Спасо-Преображенском Валаамском монастырях. Шесть лет подвижничества на Соловках, где в суровых испытаниях и лишениях приходилось добывать пропитание, отшельникам дались с великим трудом. Однажды Герман отправился на материк для пополнения провизии, а Савватий остался в одиночестве, усердно молясь и борясь с одолевавшими его нечистыми духами. Герман долго не возвращался, и скоро Савватий «получил весть от Бога», что скоро умрет. Желая перед кончиной причаститься Святых Даров, он тоже отправляется на материк, где уд. Сороки, что на реке Выг, преподобный причащается и 27 сентября 1435 г. умирает. Там же он и был погребен. Но недолго пустовал Соловецкий остров. Через год преподобный Герман встречает новгородца Зосиму, который перебрался на далекое побережье Белого моря в поисках духовных подвигов и рассказывает ему об отшельнической жизни на Соловках. Охваченный жаждой подвижничества, Зосима отправляется туда, а с ним и старец Герман. Они высадились на берег в 1436 г. в удобной бухте, построили шалаши и совершили всенощное бдение, моля Господа благословить их начинание. Именно эта дата считается официальным основанием Соловецкой обители. При приближении зимы Герман отправляется вновь на материк, а Зосима в одиночестве борется с голодом и холодом. Но весной старец Герман возвращается с рыбаком Марком, принявшим позднее постриг, а за ними на остров пришли другие подвижники. Началось строительство деревянной церкви во имя Преображения и монашеских келий. Новгородский архиепископ Иона, под чьим попечением находились эти земли, присылает первого игумена – Павла, освятившего церковь. Но тяжелые условия существования вынудили его скоро покинуть остров, как и двух последующих настоятелей. Тогда братия упросила архиепископа рукоположить в священство и игуменство Зосиму, который принял сан в 1452 г. Он определяет окончательное устройство монашеской жизни в монастыре. При нем нетленные мощи преподобного Савватия переносятся в монастырскую церковь Успения Пресвятой Богородицы, где был позднее погребен в 1458 г. и сам Зосима. Преподобный Герман умер глубоким старцем в 1479 г., когда отправился по делам монастыря в Новгород и скончался в пути. Был погребен на берегу реки Свирь, откуда через пять лет его мощи перенесут в родную обитель, с которой он был связан большую часть жизни. Монастырь становится значительным духовным центром Поморья, которому передается исключительное владение всеми соловецкими островами.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Монах Герман Монах Герман (?–1682) – поэт, композитор. Одна из наиболее значительных фигур среди поэтов-монахов второй половины XVII века. В юности келейник патриарха Никона , остался при нем и после 1658 года, когда Никон, покинув Патриарший престол, поселился в келье Воскресенского монастыря на Истре, где Герман был уставщиком (регентом хора), строителем (настоятелем), а с 1681 года, после ссылки и смерти опального Никона, – архимандритом. Все эти годы, вместе с Никоном и после Никона, принимал активное участие в строительстве Нового Иерусалима как зримого архитектурного воплощения грандиозных никоновских церковных реформ, касавшихся не только «исправления» богослужебных книг и троеперстия. Регент патриаршего хора Герман, будучи в одном лице и поэтом и композитором, создавал новые формы русских гимнов, молитв. В рукописных сборниках того времени сохранилось его переложение 140 псалма, покаянное песнопение («Память предложити смерти...»), гимны Рождеству Христову («Христос рождается...»), Воскресению Христову («Ангельскую днесь ти радости...», «Веселия день...», «Радуйся зело, дщи Сиона...»), Преображению Господню («Да восприимут ныне горы радость...»), Пресвятой Богородице («Богородице Дево и пречистое чрево...», «Радости ходатаице...»), Николаю Чудотворцу («Небо радуется согласно...», «Вси земнороднии...»), Феодору Стратилату и другие. Его преемник архимандрит Никанор напишет в эпитафии архимандриту Герману: ...Изрядная сочини псалмопения, Разумностию та и расположения Сложно писание над гробом положи, Известно о бытии отчи сотвори. Как и многие из виршевиков, он был мастером акростиха. Известный современный исследователь А.М.Панченко пишет по этому поводу: «Герман и поэты его круга отвели акростиху роль передатчика информации об авторе гимна. Наряду с рифмованными фразами Герман сообщает о себе различные сведения прозой – о монастырской карьере («типикарь», «уставщик», «Убоги чернец», «иеромонах», «строитель»), о принадлежности к братии новоиерусалимской обители («Воскресенский»), наконец, о состоянии здоровья («майя месяца болезнен»). Это разнообразие сведений стало возможным благодаря техническому совершенству акростиха, который содержал до трех фраз, стихотворных и прозаических. Для примера укажу на гимн в честь Богородицы «Радуйся, Благодатная, ангел царю дарованная». В рукописи текст, снабженный нотами, написан в 7 столбцов, так что повторяющийся акростих-рефрен читается слева направо вниз под прямым углом, снизу вверх налево так же под прямым углом, зигзагом и т.д. Внизу по трем строкам слева направо – дополнительное акростишное двустишие: «Господь с тобою//Герман пою».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Блаж. Герман 859 сперва уединенно подвизался на р. Выге, у часовни. Здесь нашел его блаж. Савватий, искавший безмолвного места. Герман указал Савватию на соловецкий остров, как на место самое безмолвное. В 1429 г. он и Савватий, переплыл Белое море, на ладье, построили келью под Секирною горою и жили здесь отшельниками шесть лет. По кончине Савватия, Герман нашел другого ревнителя безмолвной жизни и вместе с блаж. Зосимою (в 1436 г.) опять поселился на суровом острове. В 2 верстах от нынешнего монастыря построил себе келью блаж. Зосима, а в полуверсте от него стал жить в куще Герман. Более 50 лет прожил он на холодном острове. Он не был человеком книжным, но подвигами приобрел духовную опытность, различавшую духовные явления от естественных. Убежденный в том, что жизнь великих подвижников доставляет назидание многим; Герман, как пишет современник его, «не умея писать по-книжному, но вразумляемый Божиим промыслом, приказал клирикам записать для памяти все, что видел он при жизни блаженного Савватия, как пришел он с ним на соловецкий остров, разные события при жизни блаженных отцов; таких записок составилось не мало». 860 Блаж. Герман любил чтение назидательное и собирал книги. Еще цел в соловецкой библиотеке сборник, по надписи принадлежавший пр. Герману. Эта любовь к назидательным книгам передана им и ученику его Досифею: достойный ученик обогатил обитель самыми полезными книгами, выбирая в Новгороде лучшие книги и по содержанию и по письму и нанимая лучших писцов списывать их для обители. 861 Бл. Герман старался как можно более быть полезным для обители. И при жизни пр. Зосимы и после него не раз он путешествовал на твердую землю для выполнения нужд обители. Святая любовь его не взирала при том ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, не лёгкие особенно для дряхлой старости. Он и скончался на службе обители. При игумене Арсении, преемнике св. Зосимы, авва Герман, быв послан в Новгород по нуждам обители, в обители пр. Антония римлянина почувствовал близость кончины своей, исповедовался, приобщился св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1898 году отец Герман принял к себе в обитель отца Феодора Соловьева, пресвитера Большого Успенского собора Кремля. После пострига отец Феодор стал иеромонахом Алексием. Их общими трудами Зосимова пустынь процвела, яко крин в Преподобный Герман Зосимовский пустыни, и сделалась известна не только в Москве, но и во всей России. Преподобный Герман проявил себя прекрасным организатором и хозяйственником. Его усилиями в обители было закончено строительство и налажено образцовое хозяйство. В основу своей деятельности отец Герман положил такое правило: внеш- нее созидание монастыря направлять так, чтобы оно способст- вовало внутреннему устроению братии. В воспитании иноков отец Герман употреблял и чисто духовные средства. Так, прежде всего, потребовал он неопустительного посещения церковных служб, особенно полунощницы и утрени. Ввел отец Герман и строгое уставное богослужение с умилительными пустынными напевами. Устроителем монастырского пения был один из его учеников иеромонах Нафанаил. Зосимовские Блажен муж, Хвалите имя Господне, ектении и другие молитвенные песнопения глубоко проникают в сердце и никогда не забываются. Далее, он установил порядок и дисциплину везде и во всем: в храме, на клиросе, в трапезе, на послушаниях и в домашнем быту; искоренил такие пороки, как своеволие, пристрастие к вину, табаку, скитание по миру, а главное, насадил духовное окормление братии. Особенно большой приток богомольцев в пустынь начался в 1906 году, когда умер Гефсиманский старец отец Варнава. Его осиротевшие духовные чада, студенты и преподаватели Московской Духовной Академии, стали ездить в Зосимову пустынь к отцам Герману и Алексию, ища духовного руководства. Летом 1909 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся Первый Всероссийский иноческий съезд, в котором принимали участие старцы Герман и Алексий. На пути своего служения отец Герман, как и подобает истинному подвижнику, претерпел много искушений и скорбей, по временам весьма тяжких. Один из учеников, перешедших вместе с отцом Германом из Гефсиманского скита в Зосимову пустынь, восстал на своего авву: клеветал на него, писал доносы лаврскому начальству. В итоге старца перевели из обустроенной им обители в Махрищский монастырь во Владимирской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Герман, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Садырев-Полев Григорий Федорович) († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1505 года в городе Старице Тверской губернии в семье боярина Федора Афанасьевича Садырева-Полева. В конце 30-х годов XVI столетия удалился в Иосифо-Волоколамскую обитель, где вскоре принял монашеский постриг от игумена Гурия († 1563, память 20 июня/З июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством. В 1551 году епископ Тверской Акакий вызвал Германа к себе и рукоположил его во иеромонаха; затем возвел его в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкого Успенского монастыря. В Старицкой обители архимандрит Герман ввел устав преподобного Иосифа Волоколамского. В обители в это время жил в заключении Максим Грек († 1556, память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля), с которым отец Герман часто беседовал. В 1553 году был вызван в Москву на Собор по поводу еретических учений Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря. После учреждения Казанской епархии в 1555 году игумен Гурий был посвящен в архиепископа Казанского. Для создания в Свияжске обители в честь Успения Богородицы и проповеди христианства он взял с собой отца Германа. Новоустроенный монастырь за 8 лет управления архимандритом Германом стал центром просвещения Казанского края. Несколько тысяч магометан и язычников были обращены в христианство. Отец Герман заботился об обучении новокрещенных. Воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовом монастыре устроил школу для детей. 12 марта 1564 года архимандрит Герман был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. В 1566 году, когда ушел на покой митрополит Московский и всея Руси Афанасий, царь Иван IV пожелал видеть на митрополичьей кафедре святителя Германа. По приказу царя он был вызван в Москву и помещен в митрополичьем доме. Архиепископ Герман настойчиво отказывался занять столь высокий пост, указывая на свое недостоинство. В то же время он «кроткими словесы» начал увещевать царя и обличал бесчинства опричников. Святитель Герман откровенно высказал царю, что если он будет митрополитом, то по долгу своего сана не станет молчать и скрывать творившиеся злодеяния, но будет обличать их пред всем народом. За это он был удален из митрополичьего дома и в течение двух лет жил в Москве, находясь в опале, а митрополитом был избран Филипп (впоследствии митрополит Московский и всея Руси; † 1569, память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября), который также вскоре попал в немилость за обличение царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010