Однажды ночевавший у него крестьянин Мелетий, проснувшись ночью, увидел его молящимся у церкви, с воздетыми руками, которые светились, как огненные свечи.  Так прожил он 15 лет, молясь за весь мир и ободряя себя словами: «Терпи, Филипп, мужайся и крепись!» Тогда пришел к нему инок Спасо-Каменного монастыря Герман и просил его позволить ему жить с собой. «Тяжка и прискорбна жизнь здесь, брате!» — ответил ему преподобный. Герман отвечал: «Терпение, отче, начало спасению, потерплю о Христе сколько возмогу!» Жили они вместе довольно долго, и Герман записывал рассказы прп. Филиппа о себе. Перед кончиной он сказал Герману: «Прошу тебя, брате, не оставляй меня, ибо недолго мне осталось быть с тобой!» Был поздний вечер. Преподобный лежал в полном изнеможении и шептал молитвы. Герман, стоя перед иконами, совершал правило. Вдруг он услышал голос: «Встань и смотри». Герман подошел к своему наставнику. Чудное благоухание пролилось по келье. Лицо только что усопшего подвижника сияло, как у ангела. Было это 14 ноября 1527 г. Почившему было 45 лет. На другой день пришел из Александро-Свирского монастыря иеромонах Иов и вместе с Германом похоронил его. Герман пробыл 40 дней на его могиле, совершая поминовения, а потом ушел в свой монастырь на Кубенском озере, где и написал житие его. А на месте подвигов прп. Филиппа возник Свято-Троицкий Ирапский монастырь, где и почивали его святые мощи до нашего времени. •  Место для обители быт указано преподобному на р. Андоге, в 45 верстах от Череповца. Местность эта называлась Красный Бор, обитель — Красноберской или Ирапской Филипповой пустынью и также Свято-Троицкой, по престольному празднику. Во времена подвижничества преподобного монастырь относился к Новгородской епархии, ныне — к Вологодской (Череповецкий р-н Вологодской обл.). Мученик Иоанн Казанский (+ 1529) Память его празднуется 24 янв. В 1529 г. во время набега на Кострому татары  увели в плен юношу Иоанна. В плену они тщетно старались совратить его в ислам — Иоанн все ночи проводил в молитве и был непоколебим. Тогда они отвели его на кладбище и там после жестоких пыток решили отрубить ему голову. Однако же это им не удалось, и они ушли, бросив его замертво в снегу. Когда он остался один, руки его сами развязались, а снег растаял вокруг него. Он встал, пошел к послу вел. князя Московского и рассказал ему все о себе. В ту же ночь он скончался, напутствованный Святыми Христовыми Тайнами. Погребли его на  русском кладбище.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Аминь. Слово по пострижении монаха Германа Архимандрит Герман (Борис Иванович Полянский; 1900–†ок. 1939) был сыном священника-миссионера. Его знакомство с епископом Варфоломеем произошло около 1924 г. Благодаря ему Борис Полянский покидает круг последователей обновленца Красницкого, идеями которого он был увлечен до тех пор, и становится ближайшим духовным сыном и помощником епископа Варфоломея. По воспоминаниям, он учился в подпольном церковном учебном заведении, организованном Владыкой в Высоко-Петровском монастыре 21 . В монашестве он получил имя Герман в память о своем духовном “дедушке”, игумене Зосимовой пустыни Германе (Гомзине). Постриг происходил, скорее всего, в Боголюбском соборе Высоко-Петровского монастыря. Вскоре после пострижения (дата в заголовке проповеди — по старому стилю) он был рукоположен в сан священника, стал одним из духовников Высоко-Петровского монастыря, был возведен в сан архимандрита. В январе 1933 г. отец Герман был арестован и приговорен к трем годам лагерей. Срок он отбывал в лагере под Мариинском (Ново­сибирская обл.; очевидно, — Сибирский ИТЛ). Узнав о смерти своего духовного отца, отец Герман написал два дошедших до нас заупокойных канона, посвященных памяти архиепископа Варфоломея. Его срок кончался в 1936 г., однако отца Германа не освободили; в Москве получили письмо, из намеков в котором стало ясно, что дело пересмотрено и отец Герман осужден на новый срок. Около 1939 г. архимандрит Герман был расстрелян. По воспоминаниям, поводом для расправы послужило совершенное им над одним из заключенных таинство крещения 22 . Публикуется впервые по списку из архива П. В. Протопоповой. Список находится в тетради с черной коленкоровой обложкой, в которой собраны пять проповедей архиепископа Варфоломея 23 . Публикуемая проповедь переписана на стр. 38–39, последней в их ряду. Принципы воспроизведения текста те же, что и при публикации Слова по пострижении монахини Евгении. † По пострижении монаха Германа 4. III26 г. Брат! Божественная Путеводительница привела тебя в свою Зосимовскую обитель.

http://pravmir.ru/blagogoveynyiy-put/

Это обстоятельство привело к столкновению императора Феодора с патриархом Мануилом. «Возникла, – говорит Акрополит, – ссора между Феодором и патриархом Мануилом, который никак не соглашался на такой непозволительный брак ». 443 Отсюда видно, что Ефремий весьма усердно читал Акрополита и по возможности крепко держался за этот исторический авторитет. Гораздо больше имеем сведений о последующих патриархах в Никее. Мануилу I преемствовал в управлении Церковью Герман II (1222–1240). Он был родом из Навплии в Пропонтиде (Пелопоннесе) и, говорят, происходил из низшего сословия – был сын рыбака . 444 Такое происхождение не помешало Герману получить Достаточное образование, благодаря которому он делается выдающимся патриархом. Византийские историки очень скупы на известия о Германе. Однако же они единодушно отзываются о нем с самой лучшей стороны. Акрополит говорит только: «Герман свято жил и хорошо управлял паствою ». 445 И такой отзыв вполне подтверждается документами, имеющими полную ценность. Историки Ефремий и Григора говорят о Германе как человеке умном и не лишенном познаний, и эта характеристика также подтверждается документами. Ефремий говорит: «Великий Герман был велик и жизнью, и словом ». 446 Григора почти буквально повторяет слова Ефремия (хотя остается вопросом нерешенным: не Ефремий ли говорит в данном случае со слов Григоры?): «Герман был человек умный, украшавший свою жизнь и словом, и делом ». 447 Утверждаем: это не пустые слова – они подтверждаются фактами. Прежде всего известно, что Герман вел упорную и решительную борьбу с папским престолом. Папа Григорий IX домогался унии Восточной церкви с Римом и в этом направлении воздействовал на греческого императора и патриарха, посылая своих легатов в Никею. Но папские затеи не имели успеха благодаря замечательному мужеству Германа . 448 Герман написал внушительное письмо к папе, в котором прекрасно доказывал, что схизматики не греки, а латиняне, и что, следовательно, о соединении греков с латинянами и речи быть не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Как вспоминает монахиня Игнатия, иеромонах Герман был ближайшим и преданнейшим духовным сыном владыки Варфоломея. “Он был среди братии очень заметной фигурой, так как часто во время службы подходил по делам к Владыке и подолгу задерживался около его кресла. Он был высокого роста, ходил медленно, с раскачкой (из-за больных ног), постоянно держа ту или иную книгу под мышкой; вероятно, он помогал Владыке в делах Академии, — нам, чадам других старцев, не было ничего известно об этом делании Владыки” 44 . Очень скоро он становится одним из Высоко-Петровских духовников и в этом качестве приобретает некоторую известность в среде московских православных. Особая духовная близость связывала его с общинами храмов святителя Николая в Соломенной Сторожке и святителя Митрофания Воронежского в Петровском парке; в этих храмах отец Герман неоднократно служил, а после арестов священников этих храмов (ныне прославленных в лике священномучеников отца Владимира Амбарцумова и отца Владимира Медведюка) в конце 20-х—начале 30-х гг. часть прихожан перешла под его окормление в Высоко-Петровский монастырь. Преподобномученик Герман, как и все Высоко-Петровские отцы, последовательно и без колебаний пребывал под омофором Заместителя патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) во исполнение благословения зосимовского старца преподобного Алексия (Соловьева) 45 . В июне 1929 г. был закрыт последний из храмов Высоко-Петровского монастыря — Боголюбский собор. Клир переходит в храм преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке (не сохранился). Здесь духовническая деятельность отцов монастыря, в том числе и отца Германа, достигает своего расцвета. В 1932 г. иеромонах Герман был возведен в сан архимандрита. В январе 1933 г. отец Герман был арестован наряду с другими молодыми постриженниками Высоко-Петровского монастыря, среди которых был, в частности, преподобномученик Феодор (Богоявленский) 46 по групповому делу кружка христианской молодежи. В деле архимандрит Герман проходил как “член контрреволюционной организации христианской молодежи, участник нелегальных собраний” и был обвиняем в “антисоветской агитации”. Приговорен он был к пяти годам лагерей и отбывал срок в Кемеровской области.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

по делу «о срыве казенной печати и о ключах» он на соборе при всей братии был бит шелепами 656 . Скончался Герман 11 декабря 1682 г. На протяжении многих лет Герман был верен своему духовному учителю и наставнику, в своих трудах он воспевал духовный облик патриарха Никона и описывал его деяния. В 1679 г. старец Герман участвовал в составлении Устава церковного и Чина монастырского, которые сложились в обители при патриархе Никоне 657 . В 1680 г. он поставил свою подпись под челобитной братии Воскресенской обители о возвращении патриарха Никона из Кирилло-Белозерского монастыря в Новый Иерусалим 658 . 26 августа 1681 г. архимандрит Герман в Воскресенском монастыре облачил тело патриарха Никона в погребальные одежды и в присутствии царя Федора Алексеевича отпевал патриарха 659 . На гробницу патриарха Никона Герман написал две стихотворные эпитафии. Текст одной из них вырезан на белокаменной плите, поставленной у изножия гробницы патриарха Никона , и представляет собой краткое описание жизненного пути патриарха Никона 660 . В другой эпитафии (сохранился небольшой ее фрагмент) патриарх Никон предстает как небесный молитвенник за царя Федора Алексеевича 661 . Герман завершает стихотворный текст похвалой царю Федору, вернувшему патриарха Никона из ссылки; «Пресече святый царь предбывших дело,//Являя свое в благости цело,//Изрядный Божий дар тезоименит, Феодор, в любви к Богу не отменит.//Сам принес в место, еже яви Творец, Полож, целя вред, иже подъя отец» 662 . Автор сформулировал действия царя по отношению к патриарху Никону как искупление вины перед ним, подобно тому, как царь Алексей Михайлович признал вину за царя Ивана Грозного перед гробом святителя Филиппа устами патриарха Никона 663 . Прежде всего, это ученик патриарха Никона – старец Никанор. Постриженик патриарха Никона 665 , он впервые упомянут в монастырских документах в 1668 г. при передаче монастырской библиотеки «новому книгохранителю Никанору» 666 . В 1671 г. Никанор уже иеродьякон; в 1672 г. – послушник на Воскресенском подворье в Москве; в 1674 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только прияв плоть человеческую, волю человеческую, Сын Божий мог коренным образом отсечь преслушание праотца, ибо Христос, Великого Совета Ангел, пишет святитель Герман в 8–й песни, произволил носить плоть: Плоть произволивый носити Великаго Совета Отча Ангел, во утробе Твоей, Пречистая, совершенно действовася… и истлевшее обнови человеческое естество . Вот постоянная забота Святителя первопрестольного града — довести в песнях спасительные истины до слуха и понимания всех людей церковных, всех пасомых, всей великой Церкви Христовой, утвердить их в этой непоколебимой истине и ею, как и истиною Триединого Божества, привести ко спасению. Святитель Герман и в других своих песнотворческих трудах касается того же спасительного догмата, иногда даже неожиданно, будто бы не по ходу основного песнопения. Так, прославляя страдания святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября), святитель Герман пишет в литийной стихире: Прободен… быв в ребра… твоя, всечестне, подобяся на древе Прободенному на спасение всего мира . Отдавая много сил на борьбу с монофелитской ересью, святитель Герман отзывался всем своим существом и на возникновение иконоборчества. Его заботы о необходимости правильно поклоняться святым иконам проявились и в его каноне в честь Нерукотворенного образа Христа Спасителя (16 августа). Почти в каждой песни этого канона мы находим образное изложение православного взгляда на иконопочитание. Может быть, никакой иной труд святого патриарха не оправдывает так именование его ласточкой, как этот канон. Здесь ясность языка, его простота едины с выразительностью и силой изображаемого. Плотски изобразитися по нам, — пишет святитель Герман в 1–й песни канона, — Иже прежде безплотный, благоволением Отчим не отвергийся зрака , дарова нам Божественное изображение. В 3–й песни святитель Герман богословствует об образе и подобии Божием и говорит: Тебе, создавшему человека по образу первее, во еже вообразился еси абие за милосердие, тем приемша Тя воистинну подобие неизменное , со Ангелы, Христе, славим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Во вторник утром состояние о. Серафима вновь ухудшилось. Обзвонили всех знакомых, испрашивая еще более усердных молитв. Побыть со своим духовным сыном приехал еп. Нектарий. Он пробыл в больнице несколько дней, совершил не одну службу, моля о милости. Однако о. Герману шепнул: «Готовьтесь, отец Серафим видимо приспел для Царства Небесного». В полночь в больничной часовне неподалеку от реанимационного корпуса отслужили литургию. Тесная клетушка без окон, низкий потолок — обстановка почти катакомбной церкви. В часовню набилось много народа, в основном американцы–новообращенные — они помнили всю литургию наизусть. Сердечная общая молитва прибавляла духовных сил, сплачивала людей, объединенных общей целью. Отец Герман сказал: «Будто потолок церкви раздвинулся, и мы предстояли перед Небесами». А собрат его тем временем уже стоял у врат смерти. Отец Герман как мог сдерживал душевную боль, окунувшись с головой в хлопоты, молитвенные бдения, богослужения. Но когда он утешал рыдающих посетителей, некоторые чувствовали, что и у него что-то надломилось в душе. Ведь о. Серафим для него и друг, и собрат, и критик, и советчик, и вместе с тем духовный сын; их связывали мечты, безграничное доверие, ведь сказал же ему о. Серафим некогда судьбоносные слова: «Доверяю тебе». Однажды он также сказал ему, что надеется умереть раньше отца Германа, потому что не представляет, как жить без собрата. Теперь же сокрушался о. Герман: как-то выстоит Братство без о. Серафима. Отец Герман также исповедал умирающего друга, напомнил ему о греховных помыслах, словах и делах. Говорить о. Серафим уже не мог, он лишь кивнул, когда о. Герман спросил, раскаивается ли он. За неделю предсмертных мучений о. Серафима его собрату и всем прочим стало очевидно, как очищается душа отходящего, как побеждается самость и пепел ее приносится в жертву Богу. Ни злобы, ни бунтливости в о. Серафиме сейчас не было, лишь верность Богу, любовь, сокрушенное сердце и покаяние. Раз, причащая умирающего, о. Герман поднял над его головой Евангелие, благословляя. Собрав последние силы, о. Серафим вдруг приподнялся и поцеловал книгу. Откинулся на подушки — и на глаза навернулись слезы. Бывшие рядом тоже зарыдали. Один из них, Марк, готовившийся в ту пору ко крещению, но не решавшийся сделать самый важный шаг к Церкви, сказал потом, что увидел последнее героическое усилие о. Серафима — и все сомнения отлетели прочь, он убедился в силе Иисуса Христа, вера в Него побеждала действительность земного бытия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Впоследствии могила Иоанна была забыта, но она указана была в откровении одной благочестивой женщине, и с тех пор от мощей св. Иоанна, обретённых нетленными и прославленных чудотворной силой, происходили исцеления. В Константинополе праздник в память его совершался в церкви св. Апост. Иоанна Богослова близ Софии. В Киево-Софийском соборе находится икона св. Иоанна воина с молитвой следующего содержания: – «О, великий заступник и угодник Христов, Иоанне Воинственниче! помилуй раба твоего сущего в бедах и скорбях и во всякой злой напасти, и сохрани от всякого зла, заступи от обидящего человека: тебе бо дана бысть таковая благодать от Бога». † Обретение мощей преп. Германа Соловецкого Блаж. Герман 412 сперва уединённо подвизался на р. Выге, у часовни. Здесь нашёл его блаж. Савватий, искавший безмолвного места. Герман указал Савватию на Соловецкий остров, как на место самое безмолвное. В 1429 г. он и Савватий переплыли Белое море на ладье, построили келью под Секирной горой и жили здесь отшельниками шесть лет. По кончине Савватия, Герман нашёл другого ровнителя безмолвной жизни и вместе с блаж. Зосимой (в 1436 г.) опять поселился на суровом острове. В 2 верстах от нынешнего монастыря построил себе келью блаж. Зосима, а в полверсте от него стал жить в куще Герман. Более 50 лет прожил он на холодном острове. Он не был человеком книжным, но подвигами приобрёл духовную опытность, различавшую духовные явления от естественных. Убеждённый в том, что жизнь великих подвижников доставляет назидание многим, Герман, как пишет современник его, «не умея писать по книжному, но вразумляемый Божиим промыслом, приказал клирикам записать для памяти всё, что видел он при жизни блаженного Савватия, как пришёл он с ним на Соловецкий остров, разные события при жизни блаженных отцов; таких записок составилось немало» 413 . Блаж. Герман любил чтение назидательное и собирал книги. Ещё цел в Соловецкой библиотеке сборник, по надписи принадлежавший пр. Герману. Эта любовь к назидательным книгам передана им и ученику его Досифею: достойный ученик обогатил обитель самыми полезными книгами, выбирая в Новгороде лучшие книги и по содержанию, и по письму и нанимая лучших писцов списывать их для обители 414 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Как-то - это был 1990-й год - подошли к отцу Герману его духовные дети и говорят: «Отец Герман, в России теперь свобода, можно говорить о вере, но туда хлынул протестантизм, католичество, разные секты, буддисты. Надо нам прийти в Россию и принести то русское Православие, которое мы получили оттуда». Отец Герман не сомневался, что журнал «Pycckiй Паломникъ» был возобновлен по молитвам отца Серафима. Появилась возможность бывать в России. В России Батюшку очень хорошо принял митрополит Питирим (Нечаев), сам Святейший Патриарх Алексий II благословил на миссионерство. Бывало, Святейший собственными руками раздавал «Pycckiй Паломникъ», полученный им от отца Германа, сотрудникам Патриархии. Учеников отца Германа монахов Герасима (Элиэла) и Дамаскина (Христенсена) в священный сан рукоположил митрополит Санкт-Петербургский Иоанн (Снычев) - в Платине появились новые священноиноки. Отцу Герману удалось опубликовать в России, кроме многого иного, уникальные материалы из архива Царского духовника архиепископа Феофана (Быстрова), в котором было свидетельство Владыки о чистой жизни Царской Четы. Этот архив отец Герман получил от Елены Юрьевны Концевич. Член синодальной Комиссии Московской Патриархии по канонизации святых архимандрит Георгий (Тертышников) рассказывал автору этих строк, что Комиссия приняла окончательное решение о прославлении в лике святых Царской Семьи по ознакомлении со свидетельством владыки Феофана. Добавим, что на известной российской православной радиостанции «Радонеж» ни один год выходила в эфир программа «Pycckiй Паломникъ», в которой отец Герман постоянно принимал участие. Сам отец Герман, русский паломник, совершил многочисленные паломничества по России, почтил многие святыни, собрал многие новые материалы о новомучениках российских, многое и сам вернул в Россию, забытого в ней за годы богоборческой власти - книгами, статьями и беседами, при личном общении и на радио. И говорил отец Герман, что он часто чувствовал, даже видел, что в паломничествах его сопровождал отец Серафим - бывал рядом, молился.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/02/...

– Св. Епифаний, иудеянин из Палестины, по смерти родителей познакомившись с одним пустынником – Лукианом, принял св. крещение, раздал все свое имущество нищим, оставив себе лишь несколько золотых монет, для покупки божественных книг, и стал вести подвижническую жизнь. Чтобы видеть образцы пустынного благочестия, он отправился в Египет и там долгое время подвизался под руководством старца Илариона. Около 367 года св. Еипфаний, по указанию Божьему, был избран на епископскую кафедру г. Саламина (бывшего митрополией всего о. Кипра). Приняв в управление церковь Саламинскую, он «зарями огненных словес» призывал к «благоутешному пристанищу благоразумия» «сущих в бури неведения», отличался любовью к бедным, простотой пустынника, ревностью к вере, пользовался уважением за строгость жизни и имел дар чудотворений и пророчеств. Св. Епифаний скончался в 403 г. (на 96 г. своей жизни) и погребен на о. Кипре (12 мая). – Св. Герман был сын одного из первых Константинопольских сенаторов. Его отец убит был имп. Константином Пагонатом, а сам Герман отдан, по приказанию того же императора, в церковные клирики. Здесь Герман вел столь святую жизнь, что его избрали епископом в г. Кизик. Как епископ, св. Герман явил себя ревностным защитником веры Христовой против еретиков, за что и сослан был в заточение. В 715 г. св. Герман избран был патриархом Константинопольским. И как патриарх, св. Герман ревностно стоял за правую веру Христову и твердо боролся с неистовствами иконоборцев, понуждающих его «отрещися пречестных Христовых изображений». За свою ревность по вере он претерпел много страдати, был заушаем по ланитам и лишен престола (в 730 г.). Удостоенный: дара прозрения и пророчеству последние годы своей жизни святитель провел в монастыре Хоре (на северной стороне Царьграда), где и скончался, в 740 г. Мощи св. Германа во время и после погребения прославлены были многими исцелениями. Но сказаниям западных писателей, они после были перенесены по Францию. Ему принадлежит «Созерцание предметов церковных», или толкование на литургию, представляющее собой соединение богословско-спекулятивного изъяснения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010