Так догмат Святой Троицы полагается блаженным патриархом как основной, начальный, краеугольный, необходимый для спасения человеков. С не меньшей заботой и любовью святитель Герман касается другого догмата — о ДВУХ ЕСТЕСТВАХ ХРИСТОВЫХ. В том же каноне святым отцам шести Вселенских Соборов мы можем найти свидетельства постоянных дум святого песнописца о том, чтобы сказать своей пастве о спасительном для нее таинстве двух естеств Господа нашего Иисуса Христа. Несозданныя Троицы Единаго Христа, — пишет святитель Герман уже в 1–й песни этого канона, — во двою естеству и хотению , Чистая, раждаеши. Святому патриарху было необходимо свидетельствовать не только о двух естествах Христовых, но и о двух хотениях, о двух волях, так как он жил в период, когда монофе–литская ересь пустила глубокие корни и обсуждалась (и была осуждена) на VI Вселенском Соборе. Поэтому в 4–й песни канона святитель Герман опять говорит о том же положении Святой Церкви: Егоже сугуба естеством , во Ипостаси же единей , отцы проповедаша. А в следующей, 5–й песни, упоминая о трисиянном сиянии, просветившем ум отцов, святитель Герман опять повторяет заботившую его мысль: Честнии отцы единаго проповедаша… Христа Господа , сугуба естествы и хотении . Ниже, в песни 6–й того же канона святитель Герман считает необходимым уже поименно запечатлеть имена еретиков, что важно было для переживаемого им смутного периода в жизни Святой Церкви и осталось важным и значимым и для наших дней. Стыд лица да покрыет Евтиха и Диоскора, — вещает святитель Герман, — слияние буесловивших естества Христова, не в привидении бо, но во обожении естество земнородных прият . В каноне святителя Германа на Перенесение Нерукотворенного образа Спаса нашего (16 августа) мы также находим много глубоких мыслей о спасительном догмате двух естеств Христовых . В 3–й песни святитель Герман излагает самую сущность догмата. Из корени всякаго отсещи праотца хотяй, —пишет он, — Твой Сын, Дево, прозябшее преслушание, из чрева Твоего, Чистая, приемлет все человеческое .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Незадолго до своей смерти, последовавшей в 1983 году, и епископ Нектарий предсказал платинской братии сугубые искушения, тайно оставил им запасной антиминс. Казалось, не очень понятно было это тогда: все шло хорошо, Братство выпускало довольно много душеполезных изданий, которые расходились по всему миру, отцы Герман и Серафим становились известными и уважаемыми. И отец Герман просил молитвенно Бога дать знак, все ли у них правильно на пути ко спасению - уж очень все хорошо, без искушений. ... И пришло - и сколько же раз отец Герман будет жалеть о той своей молитве... Вскоре тяжкая болезнь повергла отца Серафима. В мученических страданиях окончен был его земной путь. А отца Германа политики от веры лишили сана. Большой темной тучей надвинулось недоброе. Но это долгий рассказ - не теперь об этом. Скажем, что взор свой с того времени отец Герман сугубо обратил на Россию, благо пал вскоре железный занавес, и стало возможным приезжать и свидетельствовать о том опыте, который был накоплен в православном Русском Зарубежье. Споры о сане отца Германа разрешил для нас в 1991 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он пригласил сослужить ему Батюшку в сущем сане на праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля. И сослужил ему отец Герман, и был награжден им крестом с украшениями. Напомним, что это было до воссоединения двух ветвей Русской Церкви. А какое слово, какое свидетельство принес отец Герман в Россию? В 1991 году в Москве отец Герман открыл Российское Отделение Валаамского Общества Америки - во владениях митрополита Питирима (Нечаева), покровительствовавшего Американской Православной Миссии. Из Калифорнии приехали Ричард (в крещении Фома) Бэттс, монахиня Нектария (Мак-Лиз), Джеймс Паффаузен (будущий митрополит Иона, предстоятель Американской Православной Церкви), к ним присоединились русские православные Дмитрий Родионов (ныне директор Издательского Дома «Pycckiй Паломникъ»), Владимир Легойда (ныне председатель Синодального отдела Патриархии) и автор этих строк.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Преподобный Герман Аляскинский родился в 1757 году в подмосковном Серпухове. Первоначально он поступил в Сергиеву пустынь Санкт-Петербургской епархии, но, желая полного уединения и безмолвия, вскоре удалился на Валаам под руководство многоопытного игумена Назария, принял монашеский постриг и подвизался в пустыни. Предположительно, он прибыл на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни на Валааме преподобного Германа напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно богоносному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием Священного Писания и творений святых отцов. Игумен Назарий ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Так благодатный строй саровского подвижничества, в котором возрастал святой Герман, сделал его удивительно близким к преподобному Серафиму. В 1793 году из монахов Валаамской обители была создана духовная миссия для проповеди Евангелия язычникам Северной Америки, в частности – Аляски. В ее состав вошел и святой Герман. К 1807 году по разным причинам из членов миссии отец Герман остался один, но посеянное евангельское семя уже давало обильный плод. Преподобный стал руководителем многочисленной общины новопросвещенных христиан, «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька» – так он выражался о своих пастырских трудах (18; стр. 197). Его хотели посвятить в священники, возвести в архимандриты, но смиренный инок отказывался и до конца своих дней пребыл простым монахом. Миссионерство отца Германа отличалось большой духовностью подлинного мистика, горящего апостольской ревностью. Его тайные подвиги и келейные молитвы оставались неведомыми миру, но народ ясно видел свет богоугодной жизни миссионера, которая была полным самоотречением ради Христа и Божьего народа. Божественная благодать, наполнявшая его душу, преображала сердца всех с ним соприкасавшихся. Молитва его стала чудотворной, а слова производили неизгладимое впечатление. Будучи учеником одного из советников при первом издании знаменитого «Добротолюбия» – игумена Назария, он с этой книгой прибыл в Америку, по ней жил и учил. Всем своим видом отец Герман живо напоминал древних отшельников. Это был дивный преподобный старец. Он блаженно почил о Господе на 81-м году своей многотрудной жизни 13 декабря 1837 года, оставив свои святые мощи, подобно драгоценному кладу, в американской земле. Уже в 1867 году было составлено его житие и описание чудес. 27 июля/9 августа празднуется день общецерковного прославления подвижника как всея Америки чудотворца. Преподобный Герман – первый канонизированный американский святой. На месте его подвигов устроен монастырь – Новый Валаам.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

Ep.38 des Basilius. – В кн.: Epektasis (Festschrift Cardinal Danielou), hrsg. von J. Fontaine und Ch. Kannengiesser. Paris. 1972, cc. 463–490. См.: Шёнборн К. Икона Христа. С. 23. Примечание 34. 46 Второй канон свт. Николаю на утрени, песнь 4-я//Минея праздничная, 6 декабря. – М.: Донской монастырь: Изд-кий отдел Моск. Патриархата: ТОО «Кузнецкий мост», 1993. Лист 129, оборот. 47 Mansi J.D. Sanctorum Conciliorum nova et amplissima collectio. – Florenz, 1759. 13, 101 AC. Цит. по: Шёнборн К. Икона Христа. С. 170. Рус. пер. см.: Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 463. Курсив наш. – В.Н. 55 Афиногенов Д.Е. Герман I//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: http://www.pravenc.ru/text/164781.html. Подробнее о жизни и деятельности свт. Германа см.: Андреев А.И., проф. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские: Очерки их жизни и деятельности в связи с ходом иконоборческих смут. Сергиев Посад, 1907. 239 с.; Сидоров А. Святитель Герман I Константинопольский//Православие.ру. 25 мая 2020. URL: http://pravoslavie.ru/131293.html. 56 Шёнборн К. Икона Христа: Богословские основы. Милан; М.: Христианская Россия, 1999. 231 с. С. 169. 57 См.: Деяние четвертое//Деяния Вселенских соборов: В 4 т. Т. 4. СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 462–475. Также см.: Epistole dogmatice//PG 98, col. 156–188. 59 Ср. прекрасные тексты Германа о священных изображениях: Mansi 13, 101 Е; 104 АВ; 130 С (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н.). 69 Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 463. PG 98, col. 157 C–D. 71 Герман, свт. Послание к Иоанну//Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 462–463. Курсив наш. – В.Н. 87 Афиногенов Д.Е. Герман I//Православная энциклопедия. Т. 11. С. 254–260. URL: http://www.pravenc.ru/text/164781.html. 90 ποδεκνυμι, 1) показывать; 2) предъявлять; 3) объявлять; 4) производить на свет, рождать; 5) делать; 6) воздвигать; 7) обнаруживать, доказывать (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

в)  Но, делая добро, не будем выставлять напоказ свету наших добрых дел. «Скажут: как же тогда исполнится Христово слово: тако да прсоветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16)? – Не заботьтесь: слово Христово исполнится само собою и не потребует вашей помощи. Сказано: да просветится свет ваш сам собою, естественно, как светит всякий свет; а не сказано: выставляйте напоказ свет ваш. Добрые дела суть дела света по естеству: делайте тайно, – свет просияет, когда и сколько повелит Бог и Светодавец. Беда в том, если делаете дела темные, злые: от сих, конечно, нет и не будет света, и Бог не будет ими прославлен» (свт. Филарет, митрополит Московский). III. Молитвами святителя Епифания да дарует нам Господь благодатную помощь учить наших ближних не только словом, но и живым примером благочестивой жизни, дабы сподобиться со всеми святыми благ жизни вечной (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 2-е. Св. Герман Константинопольский (Почитать св. иконы необходимо) I. Cb. Герман, ныне воспоминаемый Церковью (VIII b.), родился в Константинополе и был сын сенатора Юстиниана. Император Константин Погонат убил Юстиниана; опасаясь мщения со стороны сына, он отдал его в церковные клирики. Герман, хотя не по своей воле вступивший на служение Церкви, строгой жизнью заслужил общее уважение и духовенства и мирян и достиг сана епископа города Кизика. За защиту православия против еретиков император Филипп сослал Германа в заточение; по смерти Филиппа он был возвращен и даже поставлен константинопольским патриархом, но ненадолго. Когда император Лев Исаврянин возбудил гонение на иконопочитание, св. Герман явился твердым защитником икон, стараясь вразумить императора и утешая невинно гонимых. Иконоборцы в 730 году свергли его с патриаршей кафедры и изгнали из Константинополя. В 740 году св. Герман скончался. На седьмом вселенском соборе Герман был причислен к лику святых. II. Св. Герман оставил много сочинений, из которых особенно важны три послания в защиту св. икон. В них он, между прочим, защищает иконопочитание указанием на древние изображения Иисуса Христа, на нерукотворенный образ Его, на икону Богоматери письма евагелиста Луки, на чудеса, совершающиеся при иконах, доказывая этими примерами как древность иконопочитания в Церкви, так и ту пользу, которую получают от икон верующие. Об этом будет и наше слово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Тем временем миссии Братства разрастались. Требовалось их объединить каким-то журналом или газетой, что задавало бы тон движению американских православных. Уже давно отцы замышляли газету святоотеческого толка для самого широкого круга, она бы рассказывала о значительных событиях православной жизни в Америке, позволяла бы всем американским православным (независимо от их убеждений) делиться своими мыслями и мечтами. Много лет о. Герман сетовал, что не хватает газеты, чтобы объединить православных всех «юрисдикцию», чтобы она привечала, а не отталкивала людей. Однажды некий новообращенный в Православие после тяжких побоев попал в больницу и находился при смерти. Монастырская братия уже принялись копать могилу, а о. Герман, Мария и Барбара поехали навестить умирающего. В пути несколько раз отказывала машина, с трудом и испытаниями всё же добрались до больницы. Болящий уже отходил. Начали молиться. Умирал он тяжело, в страданиях, но настроение у всех было сосредоточенно молитвенное. В эти минуты, по сути дела, и решалась судьба будущей газеты «Православная Америка». Позже о. Герман пояснил: «Всякое старание послужить Богу и людям рождается общими страданиями, ибо страждать — самое главное в жизни». На обратном пути мотор заглох окончательно (в городке подле горы Шаста). Пришлось звонить о. Алексию Янгу, просить, чтобы приехал и довез их, пока их машину будут ремонтировать. Отец Герман понял, что сейчас — самое время обговорить планы будущего издания. Он чувствовал, что его спутники и о. Алексий внутренне противятся. Значит, нужно уничтожить страх, засевший в их душах. Ясно, что им препятствует дьявол. Отец Герман помолился и начал рассказывать о том, что новая газета будет продолжать темы недавно закрытого «Никодима» (из-за пастырских забот о. Алексия), о том, что она принесет пользу всем юрисдикциям, ибо будет стоять выше групповых интересов. Платинский монастырь поддержит начинание и материально: оплатит аренду домика- прицепа, где разместится редакция. По просьбе о. Германа, заехали сначала к о. Алексию, отслужить молебен о начале нового дела. Зная, какие козни строит в таких случаях дьявол, о. Герман сказал, что лишь чудо спасло их от аварии на дороге. К концу молебна все уже готовы были поддержать начинание с газетой. Однако они и не представляли, какие силы будут противостоять этому. Силы эти хорошо знал о. Серафим за годы служения Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Он распустил слух, что послан царем для того, чтобы давать управу обиженным воинам и наказывать зачинщиков обиды. Слыша об этом, воины мало-помалу начали переходить на сторону Германа. Герман же принимал их весьма любезно и, заверив честным словом, держал в почете и выдавал им царское жалованье. Когда же разнесшаяся молва об этом дошла до всех воинов, то они, оставив узурпатора, пришли в Корхидон. Между тем Чоча, чувствуя, что дело неладно, воодушевил оставшихся при нем сообщников и повел их для нападения на Корхидон. Герман, приготовив войско к битве, выступил против Чочи, и воины Германа, выражая большое усердие, уверяли полководца в своей преданности императору. Видя это и объятые страхом, сообщники Чочи отступили по направлению к Нумидии. Герман со всем войском после недолгого преследования настиг их, но нашел, что с ними соединились многие тысячи маврусийских варваров под предводительством Иуды и Артайя. Противники сошлись на бой, началась сильная сеча и один из врагов убил коня Германова. Герман, упав на землю, подвергался большой опасности, если бы копьеносцы, тотчас же подняв коня на копья, не освободили из-под него Германа; тем не менее враги обращают тыл, и Чоча во время этого смятения едва мог спастись бегством с немногими. Герман же, дав приказание окружающим, тотчас устремился на вражеский лагерь и взял его приступом. Но воины начали здесь без толку грабить вражеское имущество, не обращая внимания на приказание полководца. Герман, опасаясь, чтобы неприятели образумившись не опрокинулись на него, стоял в скорби, всячески приглашая своих воинов к порядку. Между тем маврусии, когда увидали бегство мятежников, и сами бросились на них и преследовали их вместе с царским войском. А Чоча, который надеялся на варваров, видя, что они делают, с сотнею своих приверженцев предался бегству и скрылся во внутренней Мавритании; тем и кончился мятеж. Император вызвал обратно в Византию Германа с Домником и Симмахом, опять поручил Соломону дела ливийские, придав ему на помощь и других начальников, Руфина и Левития, и Иоанна, сына Сисинниева (а было тогда 13-е 116 лето царствования Юстинианова).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

Преподобный Герман (1844–1923) В молодости отец Герман провел три с половиной года в Гефсиманском скиту в послушании у старца Тихона и семь лет – у старца Александра. Отец Герман был иконописцем. Ему выпало счастье расписывать пещерный храм и реставрировать Черниговский образ Божией Матери, так дивно прославившийся. Написанные старцем иконы внушали особенное молитвенное чувство. Старец сам рассказывал: «Был я однажды в Киеве. Захожу по пути в часовню и спрашиваю: „Какая у вас здесь святыня“ – „А вот чудотворный Черниговский образ Божией Матери“. Подхожу и вижу, что он писан моей грешной рукой, гляжу, а на нем уже много различных привесок – ручек, ножек, глаз и других эмблем исцелений, полученных болящими в разное время». Отец Герман в течение всей своей подвижнической жизни искал молитву Иисусову. Он не успел ей научиться у своего наставника, вследствие его скорой кончины, а еще более потому, что этот старец по смирению не брался обучать других. Господь, видя со стороны отца Германа искреннее и усердное искание, внушил ему обратиться за разъяснениями к святителю Феофану. Завязавшаяся между ними по этому поводу переписка издана отдельной брошюрой под заглавием: «Ответы епископа Феофана, затворника Вышенской пустыни, на вопросы инока о молитве». В последующее время отец Герман так утвердился в мыслях Вышенского затворника о молитве, что не иначе говорил о ней, как словами своего великого наставника, перед памятью которого весьма благоговел. Свою любовь к нему он засвидетельствовал потом сооружением неугасимой лампады на его гробнице. Тихо, мирно проходила иноческая жизнь отца Германа в Гефсиманском скиту. Он успел стать монахом, иеродиаконом, иеромонахом и даже братским духовником. Узнала о нем Московская Духовная академия. И вот келья его сделалась уютным уголком, где многие ученые иноки находили себе окормление и утешение. Такие видные деятели того времени, как ректор академии Антоний Храповицкий (впоследствии митрополит Киевский и Галицкий; был первым кандидатом на патриаршество на Всероссийском Поместном соборе 1917–1918 годов; с 1919 года – в эмиграции, возглавлял Русскую Православную Церковь за границей), инспектор Григорий Борисоглебский , и другие были духовными детьми отца Германа. Но Господь готовил старца к иному деланию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К нам в Холм, на обратном пути из Японии, заехал архимандрит Сергий (Страгородский) . Он был назначен в Японскую миссию к известному апостолу православия архиепископу Николаю, не выдержал сурового режима и должен был вернуться в Россию. Епископ Герман и архимандрит Сергий были приятелями; они одновременно приняли постриг и были названы «Сергием» и «Германом» в память преподобных Сергия и Германа, подвижников Валаамских. Я тоже был с архимандритом Сергием добрых отношениях. Пригласил его служить в нашем семинарском храме вместе с епископом Германом; богослужение, помню, совершалось на греческом языке, в котором все мы были не очень сильны: «Ходили, как по тонкому льду», по остроумному замечанию присутствовавшей на богослужении м.игуменьи Екатерины. Настроение у архимандрита Сергия было невеселое — он был в большом смущении от своей неудавшейся миссии в Японии. В другой раз архимандрит Сергий посетил Холм будучи уже епископом и ректором Петербургской Академии. Епископ Герман увез своего друга в Яблочинскии монастырь. Однажды они решили съездить на монастырское Белое озеро — поудить рыбу. Сели в шарабан: епископ Герман — за кучера. Дорогой лошадь понесла, шарабанчик опрокинулся, вожжи запутались… — и оба седока чувствительно пострадали: Сергий вывихнул руку, а у Германа все лицо — в ссадинах. Беда была бы все же не столь серьезна, если бы не извещение, что через неделю в Холм прибудет Государь и что архиепископ Иероним, по преклонности возраста и недомоганию, из Варшавы не приедет. Это значило, что встречать Государя должен епископ Герман. А как в таком виде встречать? Сергия увезли в Брест — вправлять руку, епископ Герман стал спешно залечивать обезображенное лицо. С помощью всяких присыпок и примочек он, к счастью, приобрел через неделю сравнительно благообразный вид — и отлично, красивою речью, встретил Государя. Все обошлось так хорошо (Государь пробыл два дня), что епископ Герман удостоился «высочайшей» награды — ему пожаловали огромную дорогую панагию, тем самым отметив неудовольствие, вызванное отсутствием архиепископа Иеронима.

http://azbyka.ru/fiction/put-moej-zhizni...

В стихире на стиховне святитель Герман пишет, что святитель Афанасий “пищу сладкую плододая, высоким боговещанием Троицы Нераздельней державе учит поклонятися” 19 . То же видим мы и в стихире святителя Германа святому Павлу, патриарху Константинопольскому: святой исповедник Павел, посрамив мнения Ария и Македония, уяснил православную веру, “пострадав за безначальную и единосущную Троицу” 20 . Даже и в стихире святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову святитель Герман находит уместным лишний раз — в слух людям — возвысить догмат о Святой Троице, сказав, что реками богословия святого Апостола напаяется святая Церковь и потому “поклоняется православно Троице Единосущней” 21 . В каноне святым Отцам шести Вселенских соборов славословие Святой Троицы достигает своей вершины. “Солнца солнцы сугубо озариша, — восклицает святой песнопевец в 4-й песни канона, — Сын и Дух от Отца, несоздани, собезначальни обоим Отец един виновен веруется”. “О Троице! — опять в восторге духа вопиет святитель Герман в 5-й песни. — Церковь онебесися, Трисвятую песнь присно Тебе поюще собирает Тройческое Твое Едино Божество”. Здесь высота исповедания святого патриарха-исповедника: Церковь, которую он так воспевает и превозносит, онебесилась, стала небесною через воспевание тайны Святой Троицы. Это постигает сердце Святителя. Но он хочет сказать это всем людям, так как жаждет их спасения во Христе и Единосущней Троице! Дальше в каноне святитель Герман прославляет святых Отцов Вселенских соборов за то, что они, будучи просвещены “бо­жественным Трисиянным сиянием”, “Единаго проповедаша Честныя Троицы Христа Господа”. Таинство Троицы и таинство пришествия в мир Христа-Господа наиболее вожделенны для сердца Святителя. В 8-й песни канона святым Отцам, как бы завершая свое воспевание, святитель Герман опять раздельно прославляет Лица Святой Троицы, чтобы тем отчетливее говорить о Их едином корне, Их единой славе. “Якоже единаго корене отрасли богосадны, — возвещает он, — Сын и Дух возсиявше, ибо Отец единовиновен есть, безлетный, безлетным Лицам единочестен”.

http://pravmir.ru/svyatitel-german-patri...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010