Во второй раз Алексей приехал уже с женой и сынишкой. За чаем посетовал на свою учительскую долю – ему претило то, что он, как современный учитель, должен был насаждать в душах и умах детей. Отцы прониклись участием к Алексею и его семье – милым и совестливым людям. Оставшись наедине с отцом Серафимом, отец Герман воскликнул: «Мне они нравятся!» Перед отъездом Алексей зашел попрощаться. – Не торопись! – остановил отец Герман. – Поклонись иконам на дорогу. Ждите меня в церкви. Алексей вышел, а отец Герман обратился к отцу Серафиму: – Что мне сказать им? – Что на сердце, то и говори. Перекрестившись, отец Герман вошел в церковь и запел «Всех скорбящих Радосте», главный гимн собора архиепископа Иоанна, его подхватили и Алексей с женой (они выучили мелодию и слова по магнитофонной записи поминальной службы). Глядя на гостей и размышляя, с чего начать, отец Герман заговорил об отце Адриане из Ново-Дивеева, удивительном священнике: куда бы ни забрасывала его судьба – в Киев ли, Берлин, Вендлинген или штат Нью-Йорк, он собирал и сплачивал православные общины. Даже в тяжелейшее военное время в Германии отец Адриан сумел стяжать внутренний покой, утерянный было после православного детства, сумел создать условия и настрой, с которым он и его паства могли жить христианской жизнью во всей полноте ее благодати. И теперешняя его община на севере штата Нью-Йорк духовно процветает, потому что он воспитал в людях сознательную православную философию жизни. Находясь в миру, и он, и его паства были не от мира, как островок Православия в безбрежном океане Отец Герман указал, что движителем всей жизни общины отца Адриана был круг ежедневных богослужений, совершать который он посоветовал и Алексею с женой, даже дал им конкретное правило: из восьми ежедневных служб они должны совершать хотя бы одну – девятый час. Напутствие отца Германа глубоко тронуло Алексея. «Теперь у меня есть пример для подражания, – сказал он, – большего мне и не нужно». А вернувшись домой в Этну, он устроил пустынь у себя на заднем дворе. Ежевечерне он с женой и сыном шел в часовню, которую разместил в водокачке и назвал в честь святых Адриана и Наталии. 735 Там они вычитывали девятый час, к которому потом добавилась вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Но вскоре им пришлось расстаться с своим архимандритом. Стремясь постоянно к уединению, святой Герман через 2 года оставил Старицкий монастырь, чтобы снова в уединенной келлии Волоколамского монастыря подвизаться в молитве и посте. Он передал начальство в Старицком монастыре постриженному им иноку Иову, впоследствии знаменитому подвижнику и страдальцу за Русскую землю — патриарху Московскому. Прибыв в Волоколамский монастырь, святой Герман стал подвизаться, как простой инок. Но не долго ему было суждено проводить жизнь в уединении и тишине. В Москве тогда появился новый еретик Матвей Башкин, отрицавший веру во святую Троицу, не признававший Св. Таинств. В 1553 г. на него был созван собор в Москве. На соборные заседания был вызван и святой Герман вместе с своим родителем. Собор осудил ересь Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамский монастырь к святому Герману. Так была известна всем подвижническая и святая жизнь сего ревнителя Христовой веры. Особенно ревностно заботился Герман о распространении истинной веры Христовой между магометанами и язычниками. Строгая и подвижническая жизнь святого пастыря многих привлекала к нему. Одни приходили за советом, другие за благословением. Блаженный всех принимал с любовью, не делая различия между православными и неверующими, всем равно помогая, ко всем одинаково попечительно относясь. Такое обхождение святого мужа сильно действовало на язычников, так что те стали принимать истинную веру Христову. Святой Герман щедро помогал всем, кто обращался к нему с просьбой о помощи. Но щедрый и милостивый к другим, святой был строг и требователен к себе. Еще до сих пор сохраняется тесная и узкая келлия святого, длиной в 1,5 сажени, шириной около сажени. Помогая всем, он сам старался обходиться без посторонней помощи, сам себе чинил одежду. До сих пор сохраняются наперсток, иглы и нитки, которыми пользовался святой Герман. Заботясь о спасении своей души, сей добрый пастырь не менее заботился и об иноках Свияжской обители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Особенно ревностно заботился Герман о распространении истинной веры Христовой между магометанами и язычниками. Строгая и подвижническая жизнь святого пастыря многих привлекала к нему. Одни приходили за советом, другие за благословением. Блаженный всех принимал с любовью, не делая различия между православными и неверующими, всем равно помогая, ко всем одинаково попечительно относясь. Такое обхождение святого мужа сильно действовало на язычников, так что те стали принимать истинную веру Христову. Святой Герман щедро помогал всем, кто обращался к нему с просьбой о помощи. Но щедрый и милостивый к другим, святой был строг и требователен к себе. До сих пор сохраняется тесная и узкая келья святого длиной в полторы сажени, шириной около сажени. Помогая всем, он старался обходиться без посторонней помощи, сам себе чинил одежду. Сохранились наперсток, иглы и нитки, которыми пользовался святой Герман. Заботясь о спасении своей души, добрый пастырь не менее заботился и об иноках Свияжской обители. Подобно настоятелю, все иноки обязаны были проводить самую строгую жизнь. Из среды их святой Герман избирал достойных проповедовать слово Божие среди неверующих, сам подавая им в этом пример. Трудами святого было собрано большое количество рукописных книг, богослужебных и других, необходимых для великого дела проповеди. Свияжский Богородицкий монастырь был средоточием, откуда стал разливаться свет Христовой веры. Благодаря неусыпным попечениям святителя, сия обитель исполнила свое высокое назначение и долго еще оставалась просветительным центром на северо-востоке России. Узы братской любви связывали святого Германа с блаженным Гурием. Сей архипастырь ценил заслуги и труды такого ревностного сподвижника, каким был Герман. Они часто переписывались о различных предметах, касающихся церковного просвещения. Со своей стороны, святитель Гурий оказывал ревностному проповеднику Христовой веры доверие во всем. Он поручил суду и управлению самого Германа не только Свияжский монастырь, но и все церкви Свияжской области. Так более 8 лет подвизался святой Герман.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Герман Аляскинский родился в подмосковном городе Серпухове в 1757 году в купеческой семье. Его мирское имя и фамилия неизвестны. В 16 лет он уже насельник Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива, в 15 верстах от Петербурга (пустынь принадлежала Троице-Сергиевой Лавре). Здесь он подвизался около пяти лет. Желая более суровых подвигов, преподобный Герман удалился в уединенный Валаамский монастырь, расположенный на островах Ладожского озера. После тщательного испытания молодого подвижника игумен старец Назарий благословил его на постоянное жительство в лесу, в пустынном уединении. По праздникам преподобный Герман приходил в монастырь и нес клиросное послушание (у него был прекрасный тенор). Нередко во время пения слезы обильно лились из его глаз. В Преображенской Валаамской обители святой Герман принял монашеский постриг. Предполагается, что святой Герман пришел на Валаам в 1778 году. В том же году преподобный Серафим Саровский пришел в Саровскую обитель. Обстоятельства жизни преподобного Германа на Валааме напоминают об уединенных подвигах его великого современника – Саровского чудотворца. Подобно преподобному Серафиму, валаамский подвижник отличался исключительным и проникновенным знанием Священного Писания, творений святых отцов и учителей Церкви. Духовным наставником будущего миссионера был игумен Назарий, Саровский старец, который ввел на Валааме устав Саровской пустыни. Таким образом, благодатный строй Саровского подвижничества, в котором совершалось духовное возрастание преподобного Германа на Валааме, стал неотъемлемой частью его души и сделал его родным и исключительно близким по духу преподобному Серафиму, Саровскому чудотворцу. Известно, что и преподобный Серафим также пользовался наставлениями старца Назария во время его жительства в Сарове. В 1793 году из монахов Валаамского монастыря была создана духовная миссия для проповеди слова Божия язычникам малообжитого и сурового края Аляски и прилегающих к ней островов Северной Америки. Миссия называлась Кадьякской, так как центр ее располагался на острове Кадьяк. Руководителем Миссии был назначен архимандрит Иоасаф (Болотов). В числе прочих пяти сотрудников Миссии был и преподобный Герман, «Валаамского монастыря отрасль пречестная», и ему Господь благословил потрудиться в благовестии дольше и плодотворнее, чем кому-либо другому из членов Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Другой раз загорелся на острове лес. Прп. Герман вместе со своим учеником Игнатием провел длинную черту, вырывая на ней мох. Потом он сказал: «Успокойся, далее этой черты огонь не пойдег». И, приблизившись со страшной яростью к черте, огонь побежал вдоль нее и погас. Ни одно дерево за чертой не пострадало. Прп. Герман предсказал, что в Америке будег свой епископ. «Тридцать лет пройдет после моей смерти, — говорил он, — и тогда вспомнят обо мне!» Ровно через 30 лет, в 1867 г., валаамский игумен о. Дамаскин нашел его письма к игумену Назарию, и так память о прп. Германе воскресла. Он говорил, что на Еловом острове будет жить монах, подобно ему бегающий мира. И действительно, в келье его прожил 40 лет инок калужского Тихонова монастыря Герасим, который скончался в сане архимандрита в 1969 г. Прп. Герман предсказал, что хоронить его будут его ученики, жители Елового острова, без священника. Сбылось и это. Наступил день, когда он велел ученику своему Герасиму зажечь свечи и читать Деяния апостольские. Вдруг лицо его осветилось улыбкой, и он сказал, что Господь продлит его жизнь еще на неделю. Ровно через неделю опять по его приказанию свечи были зажжены, и Герасим стал читать Деяния. Тихо склонил прп. Герман голову свою на грудь Герасима, лик его сиял от радости, и он тихо отошел к Господу 13 декабря 1837 г., на 81-м году жизни. Месяц его не погребали: управитель колонии Кашеваров велел ждать, пока он не приедет со священником и не привезет гроб. Но разразилась такая буря, что ни Кашеваров, ни священник приехать не могли, а только через месяц с трудом привезли гроб. Так и погребли алеуты сами преподобного, по его предсказанию. Осталось еще сбыться его предсказанию об основании на Кадьяке монастыря. В 1841 г. будущий митрополит Московский Иннокентий, тогда еще миссионер, был застигнут бурей на пути на Кадьяк. Взглянув в направлении Елового, он сказал: «Если ты, отче Герман, обрел благодать у Бога, измени направление ветра». Через четверть часа на море наступила тишина. На могиле старца Германа благодарный путник отслужил панихиду. 27 июля (9 авг.) 1970 г. состоялось открытие мощей и прославление преподобного Германа, Аляскинского чудотворца. • Исцеления, связанные с молитвенным заступничеством старца Германа, записывались в течение долгого времени (со времени его жизни и до 1970 г.). В марте 1969 г. Собор епископов Русской Православной Греко-кафолической Церкви в Америке под председательством архиепископа Нью-Йоркского, митрополита всей Америки и Канады Иринея совершил прославление преподобного Аляскинского чудотворца. 9 авг. (27 июля ст. ст.) 1970 г. состоялось открытие мощей преподобного. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437972/

  Много и других слепых приводили к святому. Святой же, взяв только вино с водой, помазывал им глаза во имя Христово, и они прозревали и возвращались к себе домой, славя и благодаря Бога и его угодника Кирилла, творящего такие чудеса.   ИНОЕ ЧУДО СВЯТОГО   Был у святого Кирилла ученик Герман. И, посылая его ловить рыбу для пропитания братьев, святой говорил Герману, какую рыбу ему ловить, поясняя: «Потому, чадо, что ту или иную рыбу просят братья». И Герман уходил ловить, и при Божьей тому Герману помощи, благодаря благословению святого, ту рыбу он и ловил, какую святой повелевал ему, и ничем иным, как одной только удочкой. И этого оказывалось достаточно для пропитания всей братии. Тогда ведь неводом не ловили, только когда наступал праздник Успения Пречистой.   А этот Герман, которого мы выше упомянули, много лет прожил в том монастыре во всяческом послушании и целомудрии, так что многие, видя его безмерное смирение и труды, удивлялись и хвалили его. Дни проводил он в трудах, занимаясь ловлей рыбы, и молитва никогда не сходила с его уст, ночи же в бдениях и коленопреклонениях, в церкви же на пении стоя, никогда к стене не прислонялся.   Имел он духовную любовь к некоему Димитрию, ученику Христофора, который впоследствии был игуменом той обители. А тот Димитрий вел великую по Богу жизнь. И когда Герман занедужил, часто приходил к нему его духовный друг Димитрий, навещая его в болезни. Но пришло время, и Герман мирно отошел к Господу в тот нескончаемый век. По преставлении же Германа прошло какое-то время, и случилось упомянутому Димитрию впасть в телесный недуг. И когда был он так одолеваем недугом, вышеупомянутый Герман явился ему и сказал: «Не скорби, брат Димитрий! Ибо по втором дне, каковой понедельник, ты к нам перейдешь». Тогда тот Димитрий исполнился великой радости от посещения любимого им духовного брата Германа. Поведал тот Димитрий оказавшимся там братьям о явлении своего духовного брата Германа. И когда пришел тот названный Германом день, Димитрий с надеждой перешел к Господу, к вечным обителям, оставив как память о своих добродетелях труд.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=804...

Здесь между иноками был великий подвижник, преподоб. Гурий, сделавшийся потом игуменом. Все это и было дорого преподобному Герману, давно жаждавшему такого общества, в котором бы он, при собственном стремлении духа к иноческом подвигам, был окружен лицами, способными возбуждать его к большим подвигам. Как инок юный, Герман считал себя ниже всех, а потому он охотно исполнял все послушания, возлагавшиеся на него. Как человек книжный, пр. Герман особенно много трудился над списыванием богослужебных книг. К службе Божией он приходил первым, а оставлял храм последним. Св. Гурий примером светлых добродетелей своих предходил Герману, а Герман ревностно следовал ему. Так продолжалось около 20 лет, и потому они сделались единонравными и сблизились настолько, что последующая взаимная просветительная деятельность их в Казанском крае была для них взаимных духовным утешением. Около 1550 года смиренный Герман был приглашен в игумены Старицкого Успенского монастыря. На это приглашение он отвечал присланным от старцев: «Господие мои, кто я убогий добрыми делами и немощный в подвигах, чтобы мог принять на себя бремя управления обителью и попечения о спасении братии. И вещественные корабли не вверяются неопытным; а мне ли униженнейшему паче всех и немощному принять в управление корабль Христов, руководство ко спасению искупленных кровью Христовой?» Но, по неотступность просьбы братии, он принял приглашение и был посвящен в архимандрита тем же прозорливым святителем Акакием, который предсказывал о святительстве в Твери св. Варсонофию, Чудотворцу Казанскому. Свое пребывание в новооснованном монастыре родного города пр. Герман ознаменовал общим устроением обители, благолепным украшением монастырских храмов, а более всего благоговейным священнослужением и упорядочением жизни братии по тем правилам, по коим научился святым подвигам он сам. Приготовив себе преемника в лице препод. Иова (бывшего потом Всероссийским патриархом), Герман возвратился в прежнюю свою обитель, чтобы здесь предаваться безмолвной жизни о Господе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

К прискорбию, в последнее время любовь к славянскому языку, а вместе и к церковно-богослужебным книгам стала заметно ослабевать среди православного нашего народа. Славянские буквари, составленные в духе наших первоучителей, повсеместно выходили из употребления и заменялись по немецким образцам. Православный народ отвыкал понимать священныя песни своего родного богослужения, утрачивал одно из самых надежных средств к своему духовному самообразованию и стал обнаруживать равнодушие к правилам и обрядам церковным. Помолимся нашим просветителям святым Кириллу и Мефодию, да непоколебимо сохранит Господь в нас насажденную ими святую веру православную и да озарит светом истины тех из братий наших, которые удалены были от нея различными неправославными нововведениями. (Из слова в день тысячилетия 6-го апр. 1886 г.). Память св. Германа Константинопольскаго (12 мая) 41. Почитать святыя иконы необходимо Святый Герман, ныне воспоминаемый Церковью (8-го в.), родился в Константинополе и был сын сенатора Юстиниана. Император Константин Погонат убил Юстиниана; опасаясь мщения со стороны сына, он отдал его в церковные клирики. Герман, хотя не по своей воле вступил на служение Церкви, строгою жизнью заслужил общее уважение и духовенства и мирян и достиг сана епископа города Кизика. За защиту православия против еретиков император Филипп сослал Германа в заточение; по смерти Филиппа он был возвращен и даже поставлен константинопольским патриархом, но не надолго. Когда император Лев Исаврянин возбудил гонение на иконопочитание, св. Герман явился твердым защитником икон, стараясь вразумить императора и утешая невинно гонимых. Иконоборцы в 730 году свергли его с патриаршей кафедры и изгнали из Константинополя. В 740 году св. Герман скончался. На седьмом Вселенском Соборе Герман был причислен к лику святых. Святый Герман оставил много сочинений, из которых особенно важны три послания в защиту св. икон. В них он, между прочим, защищает иконопочитание указанием на древния изображения Иисуса Христа, на нерукотворенный образ Его, на икону Богоматери письма евангелиста Луки, на чудеса, совершающияся при иконах, доказывая этими примерами как древность иконопочитания в Церкви, так и ту пользу, которую получают от икон верующие. Об этом будет и наше слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Однажды ночевавший у него крестьянин Мелетий, проснувшись ночью, увидел его молящимся у церкви, с воздетыми руками, которые светились, как огненные свечи. Так прожил он 15 лет, молясь за весь мир и ободряя себя словами: «Терпи, Филипп, мужайся и крепись!» Тогда пришел к нему инок Спасо-Каменного монастыря Герман и просил его позволить ему жить с собой. «Тяжка и прискорбна жизнь здесь, брате!» — ответил ему преподобный. Герман отвечал: «Терпение, отче, начало спасению, потерплю о Христе сколько возмогу!» Жили они вместе довольно долго, и Герман записывал рассказы прп. Филиппа о себе. Перед кончиной он сказал Герману: «Прошу тебя, брате, не оставляй меня, ибо недолго мне осталось быть с тобой!» Был поздний вечер. Преподобный лежал в полном изнеможении и шептал молитвы. Герман, стоя перед иконами, совершал правило. Вдруг он услышал голос: «Встань и смотри». Герман подошел к своему наставнику. Чудное благоухание пролилось по келье. Лицо только что усопшего подвижника сияло, как у ангела. Было это 14 ноября 1527 г. Почившему было 45 лет. На другой день пришел из Александро-Свирского монастыря иеромонах Иов и вместе с Германом похоронил его. Герман пробыл 40 дней на его могиле, совершая поминовения, а потом ушел в свой монастырь на Кубенском озере, где и написал житие его. А на месте подвигов прп. Филиппа возник Свято-Троицкий Ирапский монастырь, где и почивали его святые мощи до нашего времени. • Место для обители быт указано преподобному на р. Андоге, в 45 верстах от Череповца. Местность эта называлась Красный Бор, обитель — Красноберской или Ирапской Филипповой пустынью и также Свято-Троицкой, по престольному празднику. Во времена подвижничества преподобного монастырь относился к Новгородской епархии, ныне — к Вологодской (Череповецкий р-н Вологодской обл.). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437876/

Понимал ли тогда Алексей, почему люди в здравом уме предпочли жить в столь «невыносимых» условиях: на горе, кишащей змеями, без воды, в лачугах с худыми крышами? Чуял ли, что христианство, выросшее в катакомбах, в тех же «невыносимых» условиях по плечу лишь немногим? Но, как стало ясно позже, Алексея привлекала жизнь в борении, избранная отцами. Он правильно воспринял их слова о том, что христианство подобно айсбергу, и почти все судят о нем лишь по видимой верхушке, которая возвышается над водой и так легко истаивает под солнцем. Отцы рассказали ему о силе христианского вероисповедания, когда в самых «невыносимых» условиях, как, например, в Советском Союзе, человек всё же остается с Богом, сокрыв свою веру от сторонних глаз. Во второй раз Алексей приехал уже с женой и сынишкой. За чаем посетовал на свою учительскую долю — ему претило то, что он, как современный учитель, должен был насаждать в душах и умах детей. Отцы прониклись участием к Алексею и его семье — милым и совестливым людям. Оставшись наедине с о. Серафимом, о. Герман воскликнул: «Мне они нравятся!» Перед отъездом Алексей зашел попрощаться. - Не торопись! — остановил о. Герман. — Поклонись иконам на дорогу. Ждите меня в церкви. Алексей вышел, а о. Герман обратился к о. Серафиму. - Что мне сказать им? - Что на сердце, то и говори. Перекрестившись, о. Герман вошел в церковь и запел: «Всех скорбящих Радосте», главный гимн собора архиеп. Иоанна, его подхватили и Алексей с женой (они выучили мелодию и слова по магнитофонной записи службы). Глядя на гостей и размышляя, с чего начать, о. Герман заговорил об о. Адриане, удивительном священнике: куда бы ни забрасывала его судьба — в Киев ли, Берлин, Вендлинген или штат Нью- Йорк, — он собирал и сплачивал православные общины. Даже в тяжелейшее военное время в Германии о. Адриан сумел стяжать внутренний покой, утерянный было после православного детства, сумел создать условия и настрой, с которым он и его паства могли жить христианской жизнью во всей полноте ее благодати. И теперешняя его община на севере штата Нью–Йорк духовно процветает, потому что он воспитал в людях сознательную православную философию жизни. Находясь в миру, и он и его паства были свободны от организации и бюрократии, он сам создал островок Православия в мирском океане. Церковные организации пытались использовать его в своих целях, однако о. Адриан работал в основном вне установлений. Он не любил мертвящую чиновничью атмосферу, в которой задыхалось большинство приходов. Всё это казалось ему ненастоящим, поддельным, истинное он находил только в жизни, напитанной учением Христа, неподвластным мирской логике.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010