В марте 1945 года по поручению Патриарха архиепископ Псковский и Порховский, управляющий Ленинградской епархией, совершил поездку в Эстонскую и Рижскую епархии, где через покаяние воссоединил с Русской Православной Церковью клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви и автономной Латвийской Православной Церкви, неканонично перешедших в юрисдикцию Константинопольского Патриархата во время немецкой оккупации. В апреле 1945 года архиепископ Григорий возглавил первую заграничную делегацию Русской Православной Церкви – в Болгарию, на торжества примирения Болгарской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом . 7 сентября 1945 года он был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Священного Синода. В октябре 1945 года митрополит совершил поездку в Финляндию для переговоров с архиепископом Карельским и всей Финляндии Германом (Аавом) о восстановлении канонических связей между Московским Патриархатом и Финляндской Православной Церковью, а также для воссоединения с Русской Православной Церковью братии Спасо-Преображенского Валаамского и Коневецкого Рождества Пресвятой Богородицы мужских монастырей, и находившихся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) двух русских общин Хельсинки. Братия монастырей, настоятели общин и прихожане принесли покаяние и были приняты владыкой в общение с Русской Православной Церковью . Во время подготовки «Положения об уравлении РПЦ», принятого на Соборе 1945 года, архиепископ Григорий внес в него несколько дополнений и предложений, в том числе учредить при Священном Синоде отделы: Учебный, ОВЦС, Миссионерский и Хозяйственный. 5 апреля 1946 года митрополит Григорий был утвержден председателем Учебного отдела, а председателем отдела Внешних церковных сношений тогда же был утвержден митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). В мае 1946 года митрополит Григорий сопровождал Патриарха Алексия во время его визита в Болгарию. В августе 1946 года владыка готовил к открытию Ленинградскую Духовную Академии и как председатель учебного комитета – семинарии в епархиях. 8 августа 1946 года в Париже скончался митрополит Евлогий (Георгиевский). Митрополит Григорий писал в дневнике: «12 сентября. 1946 г. Не писал больше месяца, т.к. за это время успел неожиданно съездить в Париж, вернуться, поболев, и уже снова собираюсь в поездку. В ночь с 8 на 9 августа в 12 1/2 ночи по телефону из Москвы Л.Н.Парийский от имени Патриарха сообщил, что я должен выехать немедленно Москву и Париж во главе делегации на похороны только что скончавшегося Экзарха Митр[ополита] Евлогия. – А почему не М [итрополит] Николай? – «Он болен». Знаем мы эту болезнь: ведь он всех там знает, естественно ему и ехать. Значит, что-то не то... Так оно, конечно, и вышло...»

http://bogoslov.ru/article/2908919

В ответ на нее митрополит Николай передал протоиерею Михаилу Мииккола письмо, в котором упомянул «о весьма заинтересовавшем нас новом движении в среде православной молодежи в Финляндии и среди местных молодых священников в частности» . Свидетельством начала новой стадии переговоров было отправление в 1953 году в Финляндию двух делегаций: 1) митрополита Николая (Ярушевича) и 2) протоиерея Игоря Малюшицкого и священника Михаила Чуба. В качестве основной цели первой делегации была определена встреча с архиепископом Германом (Аавом), а также выяснение возможности канонического разрешения взаимоотношений обеих Церквей. Цель второй – встреча с инициаторами «Декларации» . Митрополиту Николаю поручалось: 1) узнать о юридическом статусе монастырей в Финляндии и выяснить возможности их перевода под управление Ленинградской епархией; 2) продумать возможность создания благочиния для старостильных приходов и монастырей Финляндии (благочинным предполагалось назначить настоятеля Валаамского монастыря); 3) продумать возможности создания новых приходов Московской Патриархии в Финляндии. Также нужно было: 1) посетить в Тампере протоиерея Михаила Мииккола для неофициального обсуждения с ним путей к восстановлению общения; 2) через прот. М. Мииккола встретиться с председателем «Союза православной молодежи» священником Илией Пийроненом, с членом Церковного Управления доктором Пааво Контконеном, ректором Духовной семинарии священником Иоанном Сухола и другими лицами в целях определения путей к восстановлению молитвенно-канонического общения РПЦ и ФПЦ . Митрополиту Николаю поручалось ознакомить сторонников воссоединения с особым предложением от Московской Патриархии, в котором говорилось, что Русская Православная Церковь принимает в молитвенно-каноническое общение Финляндскую Православную Церковь после ее выхода из временной юрисдикции Константинопольского Патриархата и как переходную ступень к автокефалии возвращает ей дарованную в 1921 г. Патриархом Тихоном автономию . Финляндской Церкви передаются Валаамский и Коневецкий монастыри (возвратившиеся в юрисдикцию Московской Патриархии в 1945 г.), предоставляется необходимое количество Св.

http://bogoslov.ru/article/4540972

В то же время они не препятствовали активным действиям священнослужителей и прихожан в разрешении сложившейся проблемы. События новой стадии переговоров стали разворачиваться с приезда в Загорск (Сергиев Посад) в 1952 г. на Конференцию всех Церквей и религиозных объединений в СССР в защиту мира протоиерея Финляндской Православной Церкви Михаила Мииккола , передавшего митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу) так называемую «Декларацию молодого духовенства Финляндской Православной Церкви». В ней обеспокоенные своей дальнейшей судьбой и неуверенные в правильном курсе своего руководства клирики высказали боязнь слияния Православной Церкви в Финляндии с Евангелическо-лютеранской церковью . В качестве подтверждения своих опасений они ссылались на большой процент смешанных православно-лютеранских браков и на имеющий место после 1905 г. переход значительного количества православных карелов в лютеранство. Единственным средством укрепления позиции Православия в Финляндии они видели воссоединение Финляндской Православной Церкви и Русской. В «Декларации» также упоминалось, что и старшее поколение священнослужителей считает, что «Московская Патриархия сможет помочь ликвидировать напряженность в современной обстановке, утвердив статус-кво ФПЦ» , но не повреждая ее положению на общеправославной мировой арене. Для воссоединения было предложено начать неофициальные переговоры, так как опыт официальных, имевших место во второй половине 40-х гг., вызвал громкий резонанс в финляндском обществе. Попытка воссоединения в 1945 году признавалась весьма неподготовленной и грубой, а формальное подписание архиепископом Германом (Аавом) и епископом Гельсингфорсским Александром (Карпиным) обязательства о воссоединении характеризовалось как «принесшее вред лишь им самим» . О недовольстве части духовенства непостоянством архиепископа Германа в Москве уже знали от протоиереев М. Славнитского и П. Цветкова, побывавших в Финляндии в конце марта 1952 г. , «Декларация» же послужила подтверждением идеи смены тактики переговоров.

http://bogoslov.ru/article/4540972

Финская Автономная Православная Церковь в юрисдикции Вселенского Патриархата При этом с 2 по 13 июля 1923 года в Константинополе находилась финская делегация, которая и обратилась к Константинопольскому Патриархату с просьбой об автокефалии; несмотря на протесты как Московской Патриархии, так и Русской Зарубежной Церкви, 6 июля 1923 года последовал Томос о даровании автономии Финляндской православной Церкви в юрисдикции Константинопольского патриархата, а 8 июля того же года Патриарх Мелетий Метаксакис совершил епископскую хиротонию эстонского протоиерея Германа Аава, который был хиротонисан в викарного епископа Карельского. Чрезвычайный Собор Финляндской Церкви в Сердоболе (13 — 20 ноября 1923 года) под председательством архиепископа Выборгского и всея Финляндии Серафима (Лукьянова) единогласно принял переход под юрисдикцию Константинопольского Патриархата, каковое решение было наделено силой закона правительством Финляндии. На основании пар.3 Указа Президента Финляндии К. И. Стольберга от 29 декабря 1923 г. архиепископ Выборгский и всея Финляндии Серафим (Лукьянов) с 1 января 1924 года был отстранён от управления Церковью ввиду его несоответствия требованиям закона об официальном языке. Местом его пребывания был определен Коневский монастырь. Исполняющим должность Архиепископа назначался епископ Карельский Герман (Аав). Высланный Финляндскому Церковному Управлению Патриархом Тихоном указ от 28 ноября 1923 года, предписывавший «выяснить, в сношении с правительством Финляндской Республики, возможность возвращения церковных дел в Финляндии в их прежде занимаемое положение», был оставлен правительством без последствий. В начале октября 1945 года переговоры с целью возвращения Финляндской Православной Церкви в юрисдикцию Московсковского Патриархата вёл митрополит Ленинградский Григорий (Чуков), о чём 3 октября была достигнута предварительная договорённость с архиепископом Карельским Германом (Аавом) (для принятия решения о «воссоединении» предусматривалось проведение Собора Финской Церкви). Но 30 апреля 1957 года Синод Русской Православной Церкви принял решение признать Финляндскую Архиепископию в сущем статусе, т.е. как автономную Церковь в составе Константинопольского Патриархата и передать в её юрисдикцию Ново-Валаамский монастырь. 7 мая 1957 года между Русской Православной Церковь и Финляндской Архиепископией было восстановлено молитвенно-каноническое общение.

http://pravmir.ru/pravoslavie-v-finlyand...

Мира и оказывается разнообразная помощь в дальнейшей деятельности; 3) в целях достижения взаимопонимания пригласить вышеупоминаемых деятелей ФПЦ посетить Советский Союз и познакомиться с жизнью РПЦ. В качестве официальной цели поездки сам митрополит Николай называл следующее: «Сделать в гор. Хельсинки и ряде городов Финляндии, по просьбе Общества (Общество «Финляндия – Советский Союз». – Прим. автора), доклады о свободе религии в СССР, о жизни и деятельности Русской Православной Церкви и ее участии в борьбе за мир во всем мире» . Кроме того владыка должен был совершать богослужения в Покровской и Никольской общинах г. Хельсинки, рукоположить в сан священника Д.Н. Фринсдтета и встретиться с архиеп. Германом (Аавом). Поездка митрополита Николая длилась с 26 июля по 11 августа. Всего им было сделано 60 выступлений, в том числе по финскому радио (27 июля), 29 июля состоялась лекция в Высшей Торговой школе в г. Хельсинки, 30 – лекция в Тампере, 31 – лекция в Хямеенлинне, 3 августа – лекция в Турку, 6 – лекция в Куопио, 8 – также в Куопио прошла лекция для православных священников, 9 августа – лекция в Йоэнсуу. Таким образом, митрополит Николай посетил Хельсинки, Турку, Тампере, Хямеенлинну, Куопио и Ново-Валаамский монастырь. В Хельсинки он был принят президентом Юхо Кусти Паасикиви и министром народного просвещения Йоханнесом Виролайненом. В Турку состоялась его встреча с архиепископом Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии Илмари Саломиесом, в Тампере – с лютеранским епископом Элиасом Гулином. Эта поездка имела большое значение в изменении отношений Русской Православной Церкви и Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии, она послужила предпосылкой к началу православно-лютеранского богословского диалога «Синнапи», который продолжается до сих пор. В Куопио состоялась встреча митрополита Николая с архиепископом Карельским и всей Финляндии Германом (Аавом). Владыка Герман сразу же заявил о своей поддержке «Декларации». «Дай Бог нам скорее молиться вместе, – говорил он митрополиту Николаю.

http://bogoslov.ru/article/4540972

«В чудном Валаамском монастыре внутренняя жизнь раздвоилась, прокрался в нее дух несогласия и тяжбы»,– писал в своих воспоминаниях митрополит Евлогий [v] . В 1926 г. в Выборге возникла небольшая община, пожелавшая войти в юрисдикцию митрополита Евлогия (Гергиевского) и просившая его о разрешении праздновать Пасху по старому стилю; митрополит просьбу исполнил. Так возникла Покровская община, которую возглавил о. Григорий Светловский. Никольская – вторая русская община – организовалась в 1927 г. в Хельсинки. Эти частные общины, состоявшие главным образом из русских эмигрантов, в ФПЦ не входили, но были включены в реестр религиозных организаций Финляндии с правом совершать богослужение. Данная уступка правительства Финляндии имела влияние на судьбу Валаама и Коневца– обителям было позволено праздновать Пасхалию по старому стилю, что не вызвало положительной реакции у архиеп. Германа. Во время советско-финской войны оба монастыря попали в зону боевых действий, и монахи покинули острова, увезя с собою на материк святыни и всё ценное, включая колокола. Валаамцы по льду Ладожского озера на груженых санях эвакуировались 20 декабря 1939 г. [vi] Покровская община перебралась в Хельсинки, а архиерейская кафедра – в г. Куопио. В 1945 г. в ФПЦ существовали две епархии в юрисдикции Константинопольского Патриарха, возглавляемые архиеп. Германом Аавом (Куопиосская с 16 приходами) и еп. Александром Карпиным (Гельсингфорская с 13 приходами). В Куопио находилось и Церковное управление, а также валаамские (в18 км. от Куопио – Новый Валаам) и коневские (в 4 км. от Куопио) монахи [vii] . Перед окончанием Великой Отечественной войны, когда исход ее уже был ясен, часть братии Валаамского монастыря и ряд клириков и мирян ФПЦ направили прошения о принятии их в лоно РПЦ. В высокой оценке русского православия на Московском Поместном Соборе 1945 г., его организационной налаженности и широком практическом выявлении сошлись патриархи православного Востока, Автокефальной Грузии, главы Церквей Болгарии, Сербии, Румынии. Своего представителя прислал Митрополичий округ в Северной Америке. Одна лишь Финляндская Церковь, оторвавшаяся от своей Матери-Церкви Российской, на Соборе не присутствовала.

http://bogoslov.ru/article/4748559

Разработанная им система богословского образования выдержала испытание временем и позволила подготовить большое количество священно- и церковнослужителей». Церковный дипломат Неоднократно возглавлял церковные делегации, посещавших зарубежные страны. В апреле 1945 года посетил Болгарию, где занимался вопросами возобновления общения с Болгарской православной церковью по снятии ранее в том же году схизмы. В октябре того же года посетил Финляндию для переговоров с архиепископом Карельским Германом (Аавом) (Православная церковь Финляндии), пытаясь вернуть ушедшие в Константинопольский патриархат финские православные приходы в юрисдикцию Московской патриархии. Однако финская сторона от немедленного решения вопроса уклонилась. По оценке историка Максима Каиля, его поездки 1945 года имели особое значение, поскольку сформировали протокол, а также своего рода традицию подобных визитов. В августе 1946 года возглавил делегацию РПЦ, направленную в Париж в связи с кончиной 8 августа митрополита Евлогия (Георгиевского), за год до того присоединившегося к Московскому патриархату вопреки желанию большинства своей паствы и клира; возглавил его отпевание. Попытка закрепить евлогианские приходы в юрисдикции Московского Патриархата закончилась тогда провалом. В конце 1946 года возглавлял делегацию РПЦ, совершившую поездку на Ближний Восток, встречался с патриархами Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским, а также с коптским патриархом Иосифом II. В 1947 году сопровождал патриарха Алексия I во время его визита в Румынию. С 18 июля до ноября 1947 года находился в США как полномочный представитель патриарха для обсуждения с митрополитом Феофилом (Пашковским) «условий воссоединения возглавляемой им ориентации» (Северо-Американской митрополии) с РПЦ, но не сумел добиться личной с ним встречи и отвёрг предложенный ему митрополией проект автономии Русской православной церкви в Северной Америке и Канаде. Перед отъездом из Нью-Йорка в Москву обратился ко «всем верным чадам Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде» с посланием, в котором призвал «объединиться до времени полного общего единения вокруг его [Патриарха Московского и всея Руси Алексия] законного в Северной Америке представителя Преосвященного Макария, Архиепископа Нью-Йоркского».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Гельсингфорсская епархия состояла из 12 приходов (Хельсинки, Котка, Лаппенранта, Хяменлинна, Лахти, Тампере, Турку, Лапландия, Оулу, Васса и Хамина). Число прихожан (по данным на 1950 г.) составляло около 26 000 человек. В ведении епископа Александра находились и два монастыря: Линтульская Свято-Троицкая женская обитель и братия Коневского монастыря, в жизни которых владыка принимал самое активное участие. Возглавляя православную епархию с центром в столице, владыка Александр вынужден был общаться с разного рода правительственными чиновниками, а также представлять Финляндскую Православную Церковь на государственных мероприятиях. О его взаимоотношениях с духовенством Евангелическо-Лютеранской церкви можно сказать словами епископа Киприана (Зернова), посетившего Финляндию в 1961 г.: «отношения корректные, но далекие» . Это, однако, не исключало личной дружбы или, напротив, обиды. Так, епископ Александр (Карпин) был очень удивлен, когда новоизбранный лютеранский епископ Хельсинки Ааре Лауха не нанес ему визита. «Мы с этим епископом даже на “ты”, но то, что он не сделал мне визита, говорит само за себя» , – недоумевал владыка. Как складывались отношение у владыки Александра и архиепископа Германа (Аава), судить очень сложно. С одной стороны, нельзя отрицать, что у них были очень доверительные отношения: в общей сложности им совместно пришлось прослужить в епископском сане 25 лет. С другой стороны, есть свидетельства, по которым мы узнаем, что «Хельсинская епархия считает себя автономной от епархии, центр которой находится в Куопио. Епископ Александр даже не допускает Герману служить в Соборе» . К вопросу объединения Финляндской Православной Церкви с Московской Патриархией епископ Александр относился осторожно, но полностью поддерживал восстановление молитвенно-евхаристического общения. Когда в октябре 1945 г. в Финляндию с целью воссоединения прибыл митрополит Григорий (Чуков), епископ Александр (Карпин) 7 октября в Хельсинки подписался под актом о воссоединении, составленным 4 октября в Куопио и уже подписанным архиепископом Германом (Аавом). Сразу же после этого в Москву была отправлена телеграмма, где говорилось, что епископат Финляндской Православной Церкви согласился на воссоединение, и что «они письменно заявили о своем намерении всячески содействовать делу объединения церквей на предстоящем церковном Соборе согласно законам страны, если Московская Патриархия не ускорит разрешения вопроса о возвращении их в лоно Матери Церкви путем непосредственного сношения с Вселенским Патриархом» .

http://bogoslov.ru/article/4466982

26 мая назначен архиеп. Псковским и Порховским, с поручением управления Ленинградской, Новгородской и Боровичской епархиями; с 5 сентября 1944 г. временно управлял Олонецкой и Вологодской епархиями, с декабря 1944 до июня 1945 г. – Рижской. Активно участвовал в подготовке (на сессиях Св. Синода 14-18 июля и 3-9 октября 1944 г.) и проведении Архиерейского Собора РПЦ 21–23 ноября 1944 г. В марте 1945 г. по поручению Патриарха Алексия Ι совершил поездку в Эстонскую и Рижскую епархии, где воссоединил с РПЦ клириков Эстонской Апостольской Православной Церкви и автономной Латвийской Православной Церкви, неканонично перешедших в юрисдикцию Константинопольского Патриархата во время немецкой оккупации. 7 сентября 1945 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским, постоянным членом Свящ. Синода, с оставлением временного управления Псковской и Олонецкой епархиями. 5 апреля 1946 г. утвержден председателем Учебного комитета при Свящ. Синоде. 15 апр. 1949 г. по представлению совета ЛДА Патриархом Алексием удостоен ученой степени д-ра богословия honoris causa. 4 марта 1949 г. митрополиту вторично было поручено управление Олонецкой епархией, с 21 октября – Псковской; с 20 декабря – Эстонской епархиями. Помимо управления Ленинградской и др. епархиями, а также руководства Учебным комитетом при Св. Синоде, митрополит активно участвовал во внешнецерковной деятельности: в апреле 1945 г. возглавил первую заграничную делегацию РПЦ – в Болгарию, на торжества примирения Болгарской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом. В октябре 1945 г. совершил поездку в Финляндию для переговоров с архиепископом Карельским и всей Финляндии Германом (Аавом) о восстановлении канонических связей между Московским Патриархатом и Финляндской Православной Церковью, а также для воссоединения с РПЦ братии Спасо-Преображенского Валаамского и Коневецкого Рождества Пресвятой Богородицы мужских монастырей и находившихся в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) 2 русских общин Хельсинки. 27 февр. 1946 г. митрополиту Григорию было поручено управление Эстонской епархией и присоединившимися приходами и монастырями Финляндии.

http://bogoslov.ru/person/482393

5. Временное управление означенными церквами поручить настоятелю русской православной церкви в Лондоне, вр. испол. должность 1-го викария Западно-Европейской епархии Высокопреосвященному Серафиму, Архиепископу Финляндскому и Выборгскому, к мерности которого должны отныне обращаться русские православные церкви в Западной Европе, и к которому они обращались и раньше, до назначения в 1921 году Высшим Церковным Управлением заграницей Митрополита Евлогия управляющим сими церквами. Митрополит Евлогий, по получении этого указа, обратился с жалобой на Архиерейский Синод к Главам других православных Церквей. При этом он унизил себя обращением к эстонцу Герману Ааву, именовавшему себя незаконно архиепископом Финляндским. О позорном его обращении к Герману Ааве так изложено в брошюре «Итоги политики митрополитов Сергия и Евлогия» (вып.2, 1930 г.) «Указом Патриарха Тихона и Священного Синода от 28 дек. 1923 г. за на имя архиепископа Финляндского Серафима, Финляндская епархия признана состоящей в ведении Патриарха Всеросийского («Церк. Вед. и 4 1924 г.). Управляющим Петроградской епархией, преосвященным Иннокентием, епископом Ладожским 27 окт. (9 ноября) 1925 г. разъяснено монахам Валаамской обители, что Первосвятителем Финляндской церкви должен почитаться архиепископ Серафим и что Герман Аава не может почитаться, согласно прав. 6 Первого Вселенского Собора «епископом вообще и тем более епископом Финляндским, как его именуют некоторые» («Церковные Ведомости» и 24, 1926 г.). С постановлением этим были согласны епископы-исповедники: Григорий, Венедикт и Николай («Церк. Вед.» 7 и 8). Того же мнения придерживался Местоблюститель Патриаршего Престола, Митрополит Петр. Сам митр. Евлогий участвовал в постановлениях Архиерейских Соборов 1922, 23 и 24 годов, считавших возглавителем Финляндской Церкви архиеп. Серафима. Митрополиту Евлогию отлично были известны те гонения, которым подвергались Германом Аавом монахи Валаамской и Коневской обителей за их верность Русской Церкви, за соблюдение канонов, поругаемых этим финляндским живоцерковцем. И к этому лжеепископу, живоцерковцу митр. Евлогий обратился с жалобой на Архиерейский Собор. Текст обращения его был напечатан в 1927 г., сердобольской газеты «Утренняя Заря». Именуя Авву «Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь», он говорит о «бесправных епископах-эмигрантах» и пишет, что находится «в твердом уповании услышать Ваш справедливый голос в защиту истины» и питает «твердую надежду, что на основании вышеизложенного и прилагаемых документов, Ваше Высокопреосвященство не откажете высказать свое беспристрастное суждение о том, что я имею все бесспорные права на управление русскими церквами в Западной Европе».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010