Сюжеты двух последних произведений, очевидно, связаны с тем, что гавань Копенгагена часто посещали русские суда, моряки которых приходили в храм. В Первую мировую войну с русского корабля «Паллада» в церковь попала ныне чтимая в ней икона свт. Николая Чудотворца. Она всплыла после того, как судно было потоплено немцами и экипаж погиб в Балтийском море. Ее подарил архим. Антоний, служивший после революции в этом храме, который по-прежнему считался приписанным к российской миссии. От нее настоятель и получал жалованье. Храм заложил 22 июня 1881 в присутствии датской Королевской семьи его долголетний (1868–1894) настоятель о. Николай Волобуев, выпускник Петербургской Духовной академии. Освящение состоялось 28 августа 1883 в присутствии Императора Александра III с супругой и детьми: вел. кнн. Николаем и Ксенией Александровной, а также датской Королевской фамилии, греческого Короля, его супруги и принцессы Уэльской. Архитектор Гримм был за свои труды награжден датским орденом Даннеброг. Вместе с настоятелем освящал храм духовник Их Величеств — прот. Иоанн Янышев, ректор Петербургской Духовной академии. Через два дня, в именины Александра III, царственные особы молились в новой церкви. На торжестве освящения присутствовал также бывший российский посланник в Дании бар. А. П. Моренгейм, экипажи царской яхты «Держава» и русских военных кораблей. В 1911–1918 настоятелем церкви был о. Иоанн Иаковлевич Щелкунов, выпускник Копенгагенского университета. Окончив его в 1894, он шесть лет прослужил в церкви дьяконом, а затем вернулся в нее из Афин священником, сменив прот. Константина Силецкого, историка храма. Когда большевики захватили власть в России, Щелкунов проявил к ним симпатию, за что миссия и возмущенная община при содействии кн. Д. П. Мышецкого, будущего долголетнего старосты, постановили его уволить. В конечном итоге о. Иоанн сложил с себя сан и стал работать учителем на одном из датских островов. Летом 1920 храм был передан общине во главе с флотским архим. Антонием (Дашкевичем), будущим епископом, и в 1925 юридически закреплен за нею. В конце 1921 настоятельствовать из По приехал прот. Николай Попов. В это время в Копенгагене проживало две тысячи русских эмигрантов. Однако новый настоятель оставался в храме только два года, уступив место прот. Леониду Колчеву, прибывшему из России вместе с вдовствующей Императрицей Марией Феодоровной.

http://sobory.ru/article/?object=27426

Высота храма вместе с крестом составляет 96 метров. В 960 году родился святой равноапостольный великий князь Владимир, в честь которого освящен нижний храм. Диаметр барабана главного купола — 19 метров 45 сантиметров. На барабане находится 8 окон. Диаметр купола — 22 метра 43 сантиметра. 8 мая 1945 года в 22 часа 43 минуты был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Высота малых куполов — 14 метров 18 сантиметров — 1418 дней и ночей длилась Великая отечественная война. Высота звонницы — 75 метров, именно столько лет прошло со дня Победы. Площадь мозаики в интерьере 2644 квадратных метров, что соответствует числу полных кавалеров Ордена Славы. Высота мандорлы — 11 694 милиметра, ровно столько участников Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза. На фасаде храма установлено 29 скульптур. Из них 4 скульптуры евангелистов; 8 скульптур святых воинов-полководцев символизирует такое же число кампаний Великой Отечественной войны. Для чугунных плит крылец храма использовался сплав, в который включили металл из переплавленного оружия вермахта. Полы храма, так же как крыльца, выполнены из чугунного сплава с переплавленными оружием вермахта. Купол храма выполнен в виде шлема святого благоверного князя Александра Невского, с изображением на нем Архангела Михаила — предводителя небесного воинства. В куполе находится огромный сверкающий золотом мозаичный образ Спаса Нерукотворного, который копирует древнюю новгородскую икону — воинскую хоругвь XII века. В настоящее время икона находится в экспозиции Третьяковской галереи. Со времен Древней Руси этот образ традиционно помещался на знаменах и штандартах, символизируя духовную защиту русского воинства. Храмовый комплекс в совокупности представляет синтез современных видов искусства: мозаика, скульптура, керамика, живопись, витражи гармонично сочетаются в едином ансамбле. В его создании ключевая роль принадлежала главному архитектору и автору проекта Дмитрию Смирнову. По решению Художественного совета храма к работе были приглашены такие именитые деятели искусств, как академики Российской Академии художеств, народные художники России С.Н. Андрияка, С.А. Щербаков, В.И. Нестеренко, известные живописцы Дарья Шабалина и Михаил Леонтьев. У этих мастеров была особая миссия — в художественных образах рассказать об истории России. Керамическое убранство выполнено в мастерской «Паллада» под руководством К.В. Лихолата, предметы из металла — в литейной мастерской «Кавида» под руководством Ю.Е. Киреева, мозаичные композиции нижнего храма и крестильни исполнялись по эскизам М. Леонтьева и Д. Шабалиной.

http://pravoslavie.ru/131854.html

458 Мы не в состоянии объяснить происхождение прозвища Боэмунда Саниск (ср. Leib, Alexiade, II, р. 238). 459 Т. е. варягов. 460 Вторая Паллада, хотя и не Афина ( Παλλας αλλη καν μη θνη). Смысл этого противопоставления двух имен одной и той же богини, по-видимому, заключается в следующем. Имя Паплада происходит от греческого глагола πλλω «потрясать», Афина – богиня мудрости. Таким образом Гаита – лишь «потрясающая» (копьем), но не Афина. Об участии Сигельгаиты в битве говорит также Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., IV, 425 sq.). 461 Ил., V, 529. 462 Малатерра говорит о храме св. Николая (Malat., III, 26). 463 О гибели Константина сообщает также Вильгельм Апулийский (Guil. Ар., IV, 432–433). Дандоло (Dandolo, р. 216) и Ромуальд Салернский (Rom. Salern., s. а. 1082) ошибочно полагают, что в этой битве пал не брат Михаила VII, а сын. 464 Ср. Zon., XVIII, 22: «Пало не только большое число простых воинов, но и много родственников императора». Луп Протоспафарий утверждает, что в битве погибло более 6 тысяч воинов Алексея (Lup. Protosp., s. а. 1082). 465 Получив смертельную рану в грудь, испустил дух Захарий, погибли Аспиет и многие отборные воины – πλττεται γαρ και о Ζαχαρος καιραν κατα το στρνου και την ψυχην αμα τη πληγη επαφ ησι και ο σπιτης και πολλοι των λογδων. Аспиет неожиданным образом оживает на страницах «Алексиады» (XII, 2, стр. 322). Может быть, в данном случае την ψυχην επαφησι («испустил дух») относится только к Захарию, а Аспиет лишь получил тяжелую рану, как об этом в дальнейшем сообщает сама Анна. Б. Лейб, судя по указателю к его изданию (Leib, Alexiade, III, р. 282), и Φ. Дэльгер (рец. на «Buckler, Anna Comnena " , S. 302) считают этого Аспиета и Аспиета из книги XII «Алексиады» разными лицами. Вряд ли это так, ибо сама Анна (XII, 2, стр. 323) говорит о том, что Аспиет участвовал в борьбе с Робертом. Как показал Ж. Лоран (Laurent, Arméniens de Cilicie..., pp. 159– 168), этот Аспиет – то же лицо, что и Осхин в армянских источниках, Ursinus в латинских хрониках. По мнению многих исследователей, имя σπιτης происходит от названия армянского титула asbed (Leib, Alexiade, III, р. 56). Возражая им, Лоран указывает на то, что имя Аспиет носили впоследствии многие другие византийцы. Но может быть, наш Аспиет стал основателем византийского рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В стамбульском районе Каракей, недалеко от пароходной пристани, расположены два афонские подворья – Ильинского скита и русской обители святого великомученика Пантелеимона. Каждое из них размещается на верхних этажах обычных жилых домов, и лишь небольшие купола с крестами на крышах зданий позволяют определить местонахождение монастырских представительств в шумном городе, лежащем на пути из Европы в Азию. Кресты на христианских храмах в Стамбуле стало разрешено ставить только в XIX в., благодаря влиянию православной России. Раньше здесь совершались ежедневные богослужения для паломников из России, отправлявшихся на Афон и в Святую землю. Но сегодня богослужения по воскресеньям и праздничным дням совершаются только в подворье Андреевского скита, а в остальных двух – всего лишь несколько раз в год. Так, в Пантелеимоновском подворье богослужение совершается на 2-й день Пасхи и 9 августа – в день памяти святого великомученика и целителя Пателеимона. Все три подворья, принадлежавшие ранее Русской Православной Церкви, после 1917 года перешли в другие юрисдикции – Андреевское принадлежит болгарскому Ватопедскому монастырю на Афоне, Ильинское находилось в ведении Русской Зарубежной Церкви, а Свято-Пантелеимоновское – в юрисдикции Константинопольского патриарха. А ведь до революции в Одессе тоже было три подворья этих русских афонских обителей, и паломники, отправлявшиеся в Святую землю, всегда чувствовали себя как дома на всем протяжении долгого путешествия. Несколько тысяч человек из России ежегодно посещали Палестину; вот названия только некоторых пароходов, перевозивших русских богомольцев: «Владимир», «Лазарев», «Олег», «Одесса»: «Константин», «Паллада», «Таврида», «Царь», «Цесаревич», «Чихачев» и др. ...О связях России с Оттоманской империей паломникам напомнит посещение мечети Сулеймана I. Построенная в 1555–1556 гг. на вершине холма, господствующего над Золотым Рогом, мечеть является вертикальной доминантой города, соперничая с, храмом Святой Софии. В саду за мечетью, среди многочисленных могил находится гробница, построенная в форме восьмиугольника и облицованная майоликовыми плитами. Здесь похоронена жена Сулеймана I – Роксолана. Взятая турками в плен с Подола или Волыни, она была славянского происхождения; есть сведения, что Роксолана была дочерью православного священника Лисовского. Став женой Сулеймана I, она оказывала немалое влияние на политические дела империи. Так, при Сулеймане I Украина была почти свободна от турецких набегов. После смерти Сулеймана I его трон занял сын Роксоланы Селим III.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Заявление Службы коммуникации ОВЦС Московского Патриархата относительно православного храма в КНДР 30 2007 р. 20:09 В марте 2007 года различные Интернет-ресурсы распространили информацию о появлении в Пхеньяне православного прихода Константинопольского Патриархата . Источником ее послужила публикация в миссионерском издании «Panta ta Ethni (Все народы)», откуда материал был заимствован газетой «To Vima», затем порталом RNN.GR и начал свое движение в электронных СМИ. В связи с этим Служба коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата уполномочена заявить, что данная информация не соответствует действительности. В настоящее время в Пхеньяне существует единственный православный приход храма в честь Живоначальной Троицы в районе Чонбек города Пхеньяна, находящийся в каноническом ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Для разъяснения данного вопроса уместно обратиться к истории российско-корейских связей и присутствия Православия в Корее. Исторически судьбы Православия в Корее были связаны с Россией. И ныне Русская Православная Церковь прилагает усилия к тому, чтобы возродить духовную близость наших народов, восстановить соединявшие их в прошлом духовные связи. История русско-корейских связей восходит к эпохе Киевской Руси. Известный европейский путешественник Плано Карпини, посетивший в XIII веке Монгольское государство, отмечал, что в ставке великого хана он видел много послов, в том числе русских и корейских: здесь был «знатный муж Ярослав, великий князь Руссии, а также … князь солангов (корейцев)». Первыми русскими, ступившими на землю Кореи, были моряки фрегата «Паллада», обследовавшие в 1854 году прибрежные воды Корейского полуострова. Среди них был корабельный священник — архимандрит Аввакум (Честной), ранее пребывавший в Пекине в составе -й Русской Духовной миссии (1830-1840 годы). По мере развития русско-корейских отношений возникла необходимость создания церковного представительства при Русской дипломатической миссии в Сеуле. Решением Святейшего Правительствующего Синода от 24 июля 1897 года была учреждена Российская духовная Миссия в Корее (РДМК), в задачу которой входило попечение о русских православных христианах, пребывающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного нехристианского населения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204949...

И отвечает народ: «Аминь. Да будет, да будет. Многая лета». И опять [архидиакон] возглашает: «Многолетие да соделает Бог боговенчанным и вернейшим нашим правителем (имя рек и имя рек) на престолах царства их, многая лета». И говорит (народ): «Аминь. Да будет, да будет». И [архидиакон] опять возглашает: «Многолетие да сотворит Господь предстоящему священному собору, всему клиру и христолюбивому народу, многая лета». И народ [отвечает]: «Аминь. Да будет, да будет. Многая лета». И опять [архидиакон] говорит громким голосом: «Да умножится вера христиан. Да умножится вера православных. Да умножится вера христиан. Будешь владеть престолом твоим, святейший отец, многая лета». И народ (возглашает): «Аминь. Да будет, да будет. Многая лета, многая лета, многая лета тебе, владыка». Потом протопсалт великим голосом произносит: «Δναιπς. Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный, помилуй нас» 180 . Что касается избрания Косьмы II на александрийский патриарший престол, то оно состоялось в Константинополе на соборе, при участии патриархов Иеремии III константинопольского, Афанасия антиохийского и Хрисанфа иерусалимского, пятнадцати митрополитов Константинопольской церкви, патриарших архонтов и народных представителей. Предшественник Косьмы II, патриарх Самуил, не объявил его своим диадохом, и в этом отношении избрание Косьмы II представляло уклонение от древней и священной александрийской прономии. Вообще же Косьма II, бывший архиепископ Синая и Клавдиополя и патриарх вселенский, отличался сильным умом и выдающимся образованием и являлся, несомненно, крупною личностью эпохи 181 . Когда он состоял архиепископом Синая (сентябрь 1702–2 февраля 1706), то хорошо сделался известен александрийскому патриарху Герасиму Паллада. Возможно, что в это именно время он и составил смелый план объявить себя преемником Герасима на александрийском престоле, а быть может, и получил какие либо неопределенные от него обещания относительно наследования патриаршей кафедры, которым впоследствии и придал реальное значение и на которые опирался в своих притязаниях па александрийский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Все, и Потоки, и Реки, кроме Океана седого; Самые нимфы явились, живущие в рощах прекрасных, И в источниках светлых, и в злачноцветущих долинах. 10 В дом олимпийский собравшися тучегонителя Зевса, Сели они в переходах блестящих, которые Зевсу Сам Гефест хромоногий по замыслам творческим создал. Так собиралися к Зевсу бессмертные; сам Посейдаон Не был Фемиде преслушен: из моря предстал он с другими, 15 Сел посредине бессмертных и Зевса выспрашивал волю: “Что, сребромолненный, паки богов на собор призываешь? Хощешь ли что рассудить о троянах или аргивянах? Брань между ними близка, и немедленно бой запылает”. Слово к нему обращая, вещал громовержец Кронион: 20 “Так, Посейдаон! проник ты мою сокровенную волю, Ради которой вас собрал: пекусь и о гибнущих смертных. Но останусь я здесь и, воссев на вершине Олимпа, Буду себя услаждать созерцанием. Вы же, о боги, Ныне шествуйте все к ополченьям троян и ахеян; 25 Тем и другим поборайте, которым желаете каждый. Если один Ахиллес на троян устремится, ни мига В поле не выдержать им Эакидова бурного сына. Трепет и прежде их всех обымал при одном его виде; Ныне ж, когда он и гневом за друга пылает ужасным, 30 Сам я страшусь, да, судьбе вопреки, не разрушит он Трои”. Так он вещал – и возжег неизбежную брань меж богами, К брани, душой несогласные, боги с небес понеслися. Гера к ахейским судам, и за нею Паллада Афина, Царь Посейдон многомощный, объемлющий землю, и Гермес, 35 Щедрый податель полезного, мыслей исполненный светлых. С ними к судам и Гефест, огромный и пышущий силой, Шел хромая; с трудом волочил он увечные ноги. К ратям троян устремился Арей, шеломом блестящий, Феб, не стригущий власов, Артемида, гордая луком, 40 Лета, стремительный Ксанф и с улыбкой прелестной Киприда. Все то время, пока божества не приближились к смертным, Бодро стояли ахеяне, гордые тем, что явился Храбрый Пелид, уклонявшийся долго от брани печальной. В рати ж троянской у каждого сердце в груди трепетало, 45 Страхом объемлясь, что видят опять Пелейона героя,

http://azbyka.ru/fiction/iliada-gomer/?f...

Третий приводной ремень, без которого трудно понять церковную историю – верующий народ, христианское " стадо " . Движение к концу времён определяется не диадой, так обычно думают, а триадой: кесарь, Церковь, пасомые Церковью. А желанная " симфония " выглядит примерно так: кесарь создаёт условия для функционирования Церкви, Церковь спасает души верующих, которые проявляют полную лояльность по отношению к кесарю и добросовестно трудятся над укреплением государства, но в вопросах веры слушают только Церковь и отдают ей десятину из своих доходов. Такой тройственный союз в действительности оказывается лишь мечтой, которая остаётся недостижимой то по вине кесаря, то Церкви, то окормляемого ею народа. Прекрасной иллюстрацией того, как это бывает, служит IV век, вместивший земной путь святителя Иоанна Златоуста. Середина столетия... Ставшая с 313 года христианской Римская империя оказывается на краю гибели из-за распрей, вызванных распространением арианской ереси. Ариан, пресвитер из Александрии стал известен как пропагандист нового взгляда на Святую Троицу ещё в 319 году, за 6 лет до Первого (Никейского) Вселенского Собора. Его лжеучение состояло в том, что изначально был только Бог-Отец, а Бога-Сына не существовало до момента, пока задумавшему Сотворение мира Отцу не понадобился помощник, и он создал его в лице Сына, или Бога-Слова. Это сразу снижало статус Сына, делая Его тварным созданием, а оправданием этому было более твёрдое, как казалось Арию и его последователям, утверждение единобожия: настоящий Бог, дескать, только один – Первое Лицо Троицы, а Второе – бог второстепенный, производный. Уход от многобожия был мнимый, ибо при этом приходилось наблюдать возвращение к античному язычеству, где тоже есть главный бог, Зевс, а есть второстепенные божества – например, вышедшая из головы Зевса, то есть сотворённая им Афина Паллада. Тем не менее огромное число христиан, в том числе и клириков, попались на эту удочку. Правда, Никейский Собор осудил арианство, но не прошло и нескольких лет, как епископы один за другим начали переходить на его сторону. Дошло до того, что в 340-х гг. во всей Церкви остался фактически один православный правящий епископ – Афанасий Александрийский, остальные приняли лжеучение – кто искренне, по недомыслию, а кто из страха иудейска, ибо не хотели противоречить большинству. В обилии " перебежчиков " повинно и то, что после Константина Великого, поддержавшего Никейский Символ веры, правили сыновья Константина, которые впали в арианство и насаждали его, пользуясь, как сейчас выражаются, административным ресурсом. А после них вообще императором стал тайный язычник Юлиан Отступник. Но к концу 70-х годов положение внезапно улучшилось, и арианство было преодолено. Необходимо разобраться в том, какую роль в разрастании ереси играла каждая из выше названных трёх сил и какая из них содействовала духовному возрождению более других.

http://religare.ru/2_45684_1_21.html

Вернуться 27 Порт-Артур – имеется в виду город, незамерзающий порт и военно-морская база Китая на юго-западе Ляодунского полуострова, у входа в заливы Ляодунский и Бохайванъ. Китайское название Люйшунь. Порт и крепость построены в 80-х годах XIX века на месте деревни. В ходе японо-китайской войны 1894–1895 гг. взят японскими войсками, отошел к Японии по Симоносекскому договору. В 1898 г. был передан в аренду России на 25 лет. В 1903 г. вошел в состав России. В ходе русско-японской войны после 11-месячной обороны был сдан противнику 20 декабря 1904 г. Арендные права на Порт-Артур перешли к Японии. В 1945 г. освобожден советскими войсками. По распоряжению Н. С. Хрущева город в 1955 г. передан Китаю. Вернуться 28 «Цесаревич» – русский эскадренный броненосец, флагманский корабль 1-й Тихоокеанской эскадры. Построен в САСШ, обладал четырьмя 12-дюймовыми орудиями и скоростью хода до 22 узлов. В ходе морского боя 14/28 июля 1904 г. вел русскую эскадру; получив значительные повреждения, вынужден был отойти в нейтральный порт Циндао, где был разоружен и интернирован до конца войны. «Ретвизан» – эскадренный броненосец, построен во Франции. Один из наиболее мощных кораблей эскадры. После боя 28 июля вернулся в Порт-Артур, где был захвачен японцами после взятия ими крепости и порта. «Паллада» – крейсер 1-го ранга. Участвовал в морском сражении 28 июля, по окончании которого вернулся в Порт-Артур, где был впоследствии также захвачен японцами. Вернуться 30 Мраморный дворец – петербургская резиденция Великого Князя Константина Константиновича Романова (1858–1915), двоюродного дяди Императора Николая II. Вернуться 31 Греческий Ники. – Имеется в виду греческий принц Николай, сын Великой Княгини Ольги Константиновны и греческого короля Георга I. Оля – Великая Княгиня Ольга Константиновна, сестра Великого Князя Константина Константиновича (1851–1926), греческая королева. Жена. – Имеется в виду Великая Княгиня Елисавета Маврикиевна (1865–1927). Вернуться 32 Бабушка – Великая Княгиня Александра Иосифовна, мать Великого Князя Константина Константиновича (1830–1911).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

А на следующий день на борт «Паллады» пожаловал новый гость: «Вечером английский священник с фрегата был у нас, я дал ему Новый Завет » 71 , – отмечал отец Аввакум. Простояв некоторое время в гонконгской гавани, «Паллада» снялась с якоря и взяла курс на Японию. И отцу Аввакуму предстояло продолжить нелегкое пастырское служение. Вот фрагменты из дневника корабельного священника. «5 июля. Воскресенье. Неделя 4-я по Пятидесятнице. Обедня. Панихида по матросе Федоте Алексееве. Молебен преподобному Сергию (Радонежскому)» 72 . «7 июля. Вторник. 1853 г. В 6 часов подошли к островам манильским. Справа виден был остров Баши; на нем есть католический монастырь» 73 . «20 июля. Понедельник. В 8 часов обедница и молебен Илье пророку» 74 . «29 августа. Суббота. В 6 часов обедня и панихида по убиенным воинам» 75 . (По православным воинам, за веру и отечество на поле брани убиенным). Члены экипажа мужественно переносили все тяготы долгого путешествия с его неизбежными лишениями. 6 сентября, в воскресный день, отец Аввакум занес в свой дневник скорбные строки: «В 6 часов обедня. По окончании оной при подъеме стеньги один матрос Борисов Адриан свалился с салинга на палубу, ушибся ужасно, поднят без чувств; пущена кровь, пришел в чувства, приобщен Святой Тайне. В 1 1/3 часов умер» 76 . «7 сентября. Понедельник. В 5 часов утра обедня и отпевание матроса; все это кончилось в 7 часов» 77 . Если смертельной опасности не избегали даже опытные матросы, то что говорить о корабельных священниках! Ведь недаром в корабельном уставе с петровских времен круг обязанностей пастыря был точно ограничен с твердым указанием: «ни в какие (корабельные) дела не вступать, ниже что по воле и пристрастию своему затевать». Келейное правило он должен был читать тихо в своей каюте, не привлекая к этому никого из членов экипажа, «дабы чтением партикулярным помешки и препятия в делах общих корабельных не делать». Но рамки инструкции были для отца Аввакума слишком тесными, что иногда приводило к непредвиденным последствиям. Об одном из таких эпизодов рассказывает И. А. Гончаров. «Где-то в поясах сплошного лета, при безветрии, мы прохаживались с отцом Аввакумом по шканцам. Вдруг ему вздумалось взобраться по трехступенной лесенке на площадку, с которой обыкновенно, стоя, командует вахтенный офицер. Отец Аввакум обозрел море и потом, обернувшись спиной к нему, вдруг… сел на эту самую площадку «отдохнуть», как он говаривал.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010