Охранительные освятительные кресты устанавливались на древних языческих капищах Соловецкого архипелага. Оппозиция капища и православного креста создавала новое семантическое поле. В этом случае, древнее капище теряло свой первоначальный сакральный смысл и становилось памятником христианской истории. Крест, возвышавшийся над капищем, наглядно демонстрировал торжество христианства над язычеством. Деревянные освятительные кресты сохранились на мысе Колгуев острова Анзер; над древним капищем на горе Сигнальной Большого Заяцкого острова были выложены каменные кресты. В 1928–29 гг., во времена Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), тысячи крестов соловецких были уничтожены . Но в глухих уголках архипелага (мыс Колгуев) появлялись новые, наспех сколоченные узниками концлагеря, кресты. Традиция воздвижения многометровых Поклонных Крестов возродилась на Соловках в 1990 г., после восстановления Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря. В августе 1992 г., по благословению и при участии Святейшего Патриарха Алексия II, был освящен и воздвигнут поминальный Поклонный Крест в честь новомучеников Соловецких у подножия Секирной горы (где во времена СЛОН был штрафной изолятор). В июле 1994 г., в память о всех новомучениках был воздвигнут поминальный Поклонный Крест у горы Голгофа на острове Анзер. Знаменательное событие состоялось 3–4 февраля 2001 года. В Москве, на Соловецком подворье у храма великомученика Георгия в Ендове, был воздвигнут и освящен Святейшим Патриархом Алексием II еще один Соловецкий Поклонный Крест. Православный трехчастный крест с копием и тростью, высотой около 9 м изготовлен в Соловецкой обители по древним монастырским и поморским образцам из соловецкого дерева. Размах большой перекладины креста – 4 м. Кровля с причелинами завершается охлупнем, напоминающим форму ладьи – символа спасения. На свесе кровли – сквозные прорези: слева – солнце о двенадцати лучах – символ Иисуса Христа, справа – месяц – символ Пресвятой Богородицы. На причелинах вырезаны тексты оградительных молитв: «Огради нас, Господи...», «До воскреснет Бог...», «Непобедимая сила...». На лицевой части креста вырезаны традиционные клейма, с четырех сторон вертикальной части столпа приводятся выдержки из кондака Кресту Господню, творение прп. Григория Синаита . Крест укреплен в сруб, заполненный валунами, привезенными из Соловков. На табличке у креста надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Подобным образом Косьма отзывался и о белом духовенстве и даже о высшей иерархии. Он говорил, что «в лености живут правовернии Попове» (V, 83), что они грубы и невежественны, и если некоторые «прилежат почитанию книжному», то для того только, чтобы «брата препрети» (VIII, 417, 420), что они «упиваются, грабят и ино зло в тайне творят, и не в тайне точию согрешают, но яве по плоти живут (V, 84, 87), что «и сами епископи, не могуще въздержатися, въздерживали других токмо от молитвы и непретили от греха (V, 85), что из них многие «были ставимы по мзде, люди грубые и неведущие закона (VIII, 240), старались только млеко и волну взимать от стада, об овцах же не пеклись» (VIII, 419). Много было в Болгарии монастырей и в последующее время: но в них также было мало благоустроенного чина. Не даром же преп. Феодосий терновский переходил из монастыря в монастырь, чтоб найти себе доброго наставника и увидать образцы истинного благочестия, и едва нашел в лице Григория Синаита . За то немало было иноков грубых и невежественных, которые, не любя уединенной монастырской жизни, бродили из города в город, из села в село и распространяли между православными богомильство и всякую ложь, напр. Феодорит. Лазарь. Из болгарских монастырей одни находятся в самой Болгарии, а другие на Афоне. В самой Болгарии замечателен монастырь Рыльский, основанный в Македонии, на горе Рыле, преп. Иоанном Рыльским. Он пользуется правами ставропигии. Монашествующие в нем все болгары 472 . Из Афонских монастырей известен болгарский монастырь Зогршр, названный так потому, что когда, по преданию, в IX веке прибыли на Афон три брата, из рода царя Юстиниана и, устроив там обитель, не знали, кому ее посвятить, – то на доске, приготовленной ими для написания местной иконы, сам собою изобразился лик св. великомученика Георгия, и они посвяти ии монастырь его имени. В этом монастыре 10 октября 1284 г. сожжено было 26 православных иноков за то, что они не хотели принять унии. На внешней стене монастыря изображен папа в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Почему молим утробу милосердия Твоего, благоволи, Господи! спасти создание Твое» (3:39–40). «Хотящим чести святого Григория Синаита »: «Песненное моление за немощь и младенчество ума нашего предаша нам Отцы на время, яко да помалу обучающеся восходим на степень умного делания, а не до кончины на том пребудем. Настоит нужда уму бежати от чувств в час молитвы внутрь до сердца, и стояти там глуху и нему от всех помыслов. Тогда удалит ум свой от пяти чувств внешних, затворяя той во внутренней и естественной клети или пустыне, насладится покоя от злых помысл и вкусит радости духовныя, пребывающий умной молитвой и вниманием сердечным. Не мни же, благочестивый читатель, яко отводяще нас святии Отцы от многого внешнего пения и повелевающе умному деланию обучатися, наносят порок псалмом и канонам. Не буди то. Подобает бо очищати ум и сердце, глаголющи присно во глубине сердечной: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Несть бо крепчайшего оружия на Небеси и на земле, паче имени Иисус Христова» (3:1, 4, 5–6, 7). 2) Святые Отцы Русской Православной Церкви «Прошу вас, – пишет Старец, – повторять сии строки святого Димитрия»: «Когда сердце жаждет Небесного Царствия, тогда все мирское, все земное очень сделается тягостно, и противно, и отвратительно» (3:163). «Где бо моей душе имать бытии непрестанное опочивание? Где уму пристанище? Где сердцу непреложная тишина и покой, аще не в Тебе, Господи. Ты Един да будеши радость и веселие и вечное присносущное наслаждение!» (3:163). – Старец поясняет: «Святой Димитрий Ростовский пишет, что всяко наслаждение земное есть горесть и тяжесть души – и потому умоляет Господа, да будет Он Един ему радостью и веселием и вечным присносущным наслаждением» (3:542). «Приятно вспоминается, – замечает Подвижник, – писанное святителем Тихоном»: «Делайте руками и молитеся: тако ум и сердце ваше занято будет, и не будет квартиры или места диаволу, и убежит он. Обращайтесь умом и сердцем вашим в Небеса и в вечность и не будете уловлены от» злой силы. «Птица чем выше летает, тем безопаснейшая бывает, а когда вниз на землю опустится, то или уловлена, или устрелена бывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Прп. Феофан предлагает свое объяснение пророческих притязаний Мухаммеда: он первым из христианских авторов указывает на заболевание эпилепсией как на ключевой момент в возникновении ислама. Это отлично от взглядов прп. Иоанна Дамаскина , который, по-видимому, полагал, что тот сознательно вводил в обман своих последователей, и от взгляда Феодора Абу Курры , который объяснял появление ислама одержимостью его основателя. Указанные три варианта – эпилептик, обманщик и одержимый – стали основными точками восприятия Мухаммеда в христианском мире на многие века, вплоть до нового времени. Впоследствии они нередко сочетались в умах христиан 787 , хотя изначально это были три разные концепции. Прп. Феофан, как мы уже говорили, был знаком с сочинением прп. Иоанна Дамаскина и сведения о влиянии на Мухаммеда некоего монаха-еретика у них совпадают 788 . Однако несмотря на то, что ему было известно, что Дамаскин назвал этого монаха арианином, сам прп. Феофан воздерживается от такого определения. —321— Это расхождение было очевидно уже для Георгия Амартола, который, цитируя текст при. Феофана, дополняет его эпитетом Дамаскина: «монах-арианин». Почему же сам преподобный избегает этого, столь соблазнительного для последующих византийских авторов, определения? Возможно, ему было известно мнение прп. Анастасия Синаита о влиянии монофизитов на религию арабов 789 . На наш взгляд, столь существенное расхождение в трактовках двух авторитетных писателей вполне могло бы послужить основанием для опущения подробности такого рода: монах-еретик не мог ведь одновременно быть и арианином и монофизитом! Прп. Феофан указывает, что иудеи вначале приняли Мухаммеда за Мессию (здесь видна зависимость от мусульманских источников, которые постоянно включали подобные истории, чтобы обосновать вселенскую миссию «пророка»). Говорит о переходе десяти выдающихся иудеев в ислам , косвенно упоминаются споры Мухаммеда с иудеями по вопросу о исполнении Моисеева закона. Обращенные иудеи, разочаровавшись в Мухаммеде, но боясь оставить его религию, научили его различным нечестивым мыслям о христианах и христианстве. Среди мусульманских авторов точной параллели этому рассказу нельзя найти, если не считать сообщения Ибн Исхака о восьми (!) иудеях, которые приняли ислам, но лицемерно 790 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. исповедника, епископа Антиохии Писидийской. Он жил при Льве Армянине (813–820 г.) и мужественно стоял за почитание св. икон. Святитель обличил самого императора в отступлении от церковного предания, за что и был послан в заточение, где он и скончался. Св. Трфна, патриарха Константинопольского. Имп. Роман, желавший вручить управление Церковью своему сыну Феофилакту, низвергнул в 931 году св. Трифона, и старец с незлобным сердцем удалился в монастырь, где подвизался раньше. Он мирно скончался в 933 году. Святые мощи его были положены в Великой церкви с патриархами. Мучч. ены и Воины и копьеносцы императора Диоклетиана, видя твердость св. великомученика Георгия (см. 23 апр.), они уверовали во Христа, и после жестоких истязаний были преданы огню, в 303 году. Пр. игумена монастыря, называемая Катавада. Родом из Константинополя, раздавши по смерти своих родителей имущество бедным, он прибыл в Халкидон и здесь подвизался иноком в обители св. Андрея. Посланный игуменом в один монастырь в Финикии, он обратил ко Христу многих неверных и прославился чудесами. Скончался он после 33 лет управления обителью, на пути в Халкидон. 20 . В. Пр. отца нашего еодра трихины (т.е., власяничника). Сын богатых родителей, из Константинополя, он рано удалился во Фракию и предался подвигам отшельничества. Он шел «к широте вышняго Сиона» «жестоким и скорбным путем», был «воздержник и смиренномудр, и долготерпелив, и милостив воистину». Преподобный носил одну только власяницу и строгим постоянным постом изнурял свою плоть. При жизни и по смерти он сотворил много чудес. Время жизни пр. Феодора полагают между IV и IX в., но точно неизвестно. Кондак, гл. 4. Явился еси предивен житием, Феодоре мудре отче, власяными рубы изменив, паче царских сокровищ яже на земли: сего ради небесную одежду восприял еси, присно моли о нас преподобне. Пр. Синаита, игумена Синайской горы. После высокого христианского образования, он, желая иночества, прибыл на гору Синай к пр. Иоанну Лествичнику (см. 30 мар.). По смерти последнего он был избран настоятелем. Св. Анастасий не постоянно пребывал в обители: пламенная любовь к чистой вере и спасению ближних побудила его путешествовать по Египту, Аравии и Сирии, с тем, чтобы обличать и обращать к истине волновавших тогда Церковь еретиков (акефалитов и других евтихиан). Скончался он в глубокой старости, ок. 685 г. (по другим – при Ираклии, 610–611 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Симеона в Пидне вместо священномуч. в Персиде, 18 Георгия еп. (антиох.) вместо Иоанна, ученика Григория декаполита , 19 Лонгина исаврянина вместо Иоанна ветхие лавры, 20 Анастасия синаита вместо Феодора Трихины, 21 Максима патр. вместо Ианнуария и дружины, 24 пр. Тимофея вместо Саввы Стратилата, (29 Андрея Критского , вероятно, ошибочно вместо 29, а 29 Иакова Зеведеева вместо 30). В мае 4 муч. Афродисия вместо Пелагии, а Пелагии 5 вместо Ирины, 13 муч. Александра вместо Гликерии, а 14 Гликерии, 15 Пахомия и Феодора освящ., 16 св. Захарии (отца Крестителя), 17 Патрикия вместо 19, 18 муч. Филетера и дружины вместо Феодота, 19 муч. Солона, 25 Ферапонта вместо обретения главы Крестителя, 26 ап. Иуды вместо ап. Карпа, 31 муч. Ермия вместо ал. Ермы. В июне полное согласие, но под 6, 7, 13, 20 и 22 имен нет. В июле 23 прор. Иезекииля вместо Трофима и Феофила. Прочее согласно. Числ 5, 6, 7, 16 и 29 нет. В августе 4 Катидия и Катодиана вместо 7 отроков. Прочее согласно. Числ 11, 23 и 30 нет. Хотя этот месяцеслов большею частию сходствует с общепринятым, но в феврале, марте, апреле и мае в нем столько разностей, что его следует отнести к оригинальным. Происхождения он константинопольского. Последняя по времени память 42 мучч. в Аммории относится к 847 году. Музейный 13, XI-XII в Сей месяцеслов находится при греч. пергаменном евангелии в москов. музее под 13 и по письму может быть отнесен к XI-XII в. Он наиболее сходствует с нанианским 2, но весьма много и различествует от всех известных месяцесловов. Особенности его: 17 окт. св. пророка Захарии, св. отца Игнатия22 окт. вместо 23. память великого труса дек. 15 вместо 14, св. Льва еп. катанского 19 февр. вместо 20, св. Агапита еп. синадского 20 февраля вместо 18, св. Поликарпа еп. смирнского 25 февр. вместо 23, священномуч. Василия анкирского 21 марта вместо 22, мучч. Феодула и Агафопода 3 апр., Иосифа песнописца 3 и 4 апр. сряду, с 5 до 18 числа апреля упреждает днем в показании памятей: св. Евтихия патр. 5, а не 6 апр. и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Состав: 1) начало малыя вечерни по вся субботы (1–2 об.); 2) службы 1–4 гласов (3–468); 3) столпы утренних воскресных евангелий (469–470); 4) светильны воскресные и евангельские стихиры (471–476 об.); 5) троичны гласа (477–480); 6) светильны дневные во всю седмицу (480–481); 7) молитва Святей Троице творение инока Марка (481 об.– 482); 8) припевы Григория Синаита , певаемы по вся воскресения по троичном каноне вместо достойна (482 об.–484); 9) утреннее воскресное евангелие и апостольския и евангельския чтения по вся воскресения, по вся дни и по вся субботы (484–488); 10) указ о днех седмицы, како поются каноны во охтаи с минеем (488 об.–489). 200. Октоих (5–8 гласы), в лист, 415 л.л., полууставом XVII в., в кожаном переплете; некоторые листы подклеены. Послесловие на 414–415 листах буквально сходно с послесловием рукописи 201, отличие лишь в тех данных, которые определяют время и место написания рукописи: «И повеле в Богохранимом и царствующем своем граде Москве писати святыя и богодухновеныя книги Охтай на осмь гласов и со богородичны каноны имьже гласы вопием и возводим разумы к Безначальному Божеству и к Пресвятей Богородицы и ко святым безплотным небесным силам и ко всем святым. И по его благочестивого царя и государя великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца велению и по благословению отца его и богомолца святейшаго пахриарха Иова московского и всея Русии начата бысть песменая сия святая книга Охтай в лето 7113 месяца декабря в день на память святаго и славного … стия Анны матере святыя Богородица егда зачат … Совершена же бысть сия книга Охтай, сиречь осмогласник, в лето 7 в томже году априле 23 дня на память святаго великомученика Георгия в похвалу Пресвятие Троицы и Пречистей Богородицы и всем святым аминь. Сия святыя и богодухновенныя книги Охтай написана быша труды и тщанием мастера Семиона Троецкого попа Иванова сына и п(ро)звище Макар и прочих сработников о Господе». На полях внизу листов 1–12 приписка скорописью: «Положил в дом Пречистой Богородицы Риз положения и преподобных чудотворцев Сергия и Арсения Арееньевы пустыни игумен Деонисей на то место взял а в то место взял игумен Деонисей свою ж вкладную книгу Шестоднев а принял четверть ржи записал вкладчик Иван». Состав рукописи тот Иже, что и в рукописи за 201.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сохранилась ещё на арабском языке одна церковная история Х-го века, принадлежащая александрийскому патриарху Евтихию. Это – краткая, сухая и весьма поверхностная история, но сравнительно с другими она подробнее описывает состояние восточных патриаршеств, подпавших власти Арабов. Кроме этих трудов, для ознакомления с греческой христианской историей средних веков, можно указать также на много дополнительных источников. Ряд их представляет вся средневековая церковная литература, очень обширная. Она, главным образом, находится в уже упомянутом собрании Migne’a. В ряду памятников византийской литературы видное место занимают памятники догматико-политические. Первые века истории Византии прошли в спорах православия с ересями; поэтому написана была масса богословских сочинений по поводу ересей, возникавших в византийской империи с V-ro до IX-ro века. Затем, в IX-oм веке начинается ряд политических отношений к западной церкви. Споры с ересями прежде всего встречаются в произведениях знаменитых учителей греческой церкви IV-V вв.: Афанасия Великого , Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , Кирилла Иерусалимского (IV в.), Кирилла Александрийского и Феодорита Кирского (V в.). Главным образом, они дают материал для истории борьбы с арианством и несторианством, а также для истории развития самого христианского богословия. В следующие века, когда византийская литература уже становится беднее и слабее, всё-таки появляются новые политические сочинения: в VII в. – Максима Исповедника , Софрония Иерусалимского , Анастасия Синаита ; в VIII в. – Иоанна Дамаскина , Феодора Студита , патриархов: Германа, Тарасия и Никифора; в IX в. – патриарха Фотия. С IX в. идёт ряд писаний против церкви латинской. К XI-XII вв. относятся труды Никиты Пектората, Евставтия Никейского; к XIV в. – Григория Паламы  и  Николая Кавасилы ; к XV в. – Марка Ефресского, Схолария Геннадия, Сильвестра Саратулы. Но в греческой литературе существует также такое богословское направление, которое хотело не только смягчить, но и оправдать латинские нововведения. Это – особенно писания греческих богословов XIV в. после так называемой Лионской унии: Иоанна Векха, Иоанна Калики, Георгия Метохита и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Традиции средневековой болгарской культуры сохранялись последователями Патриарха Евфимия, эмигрировавшими в Сербию, на Афон, а также в Восточную Европу: митрополитом Киприаном († 1406), Григорием Цамблаком († 1420), диаконом Андреем († после 1425), Константином Костенецким († после 1433) и другими. В самой Болгарии оживление культурной деятельности происходило в 50–80-е годы XV века. Культурный подъем охватил запад бывшие территории страны, центром стал Рильский монастырь. Он был восстановлен в середине XV века стараниями монахов Иоасафа, Давида и Феофана при покровительстве и щедрой финансовой поддержке вдовы султана Мурада II Мары Бранкович (дочери сербского деспота Георгия). С перенесением туда мощей преподобного Иоанна Рыльского в 1469 году обитель становится одним из духовных центров не только Болгарии, но и славянских Балкан в целом; сюда стали прибывать тысячи паломников. В 1466 году между Рильской обителью и русским монастырем Святого Пантелеимона на Афоне (населенном в то время сербами — см. ст. Афон) был заключен договор об оказании взаимной помощи. Постепенно в Рильском монастыре возобновилась деятельность книжников, иконописцев и странствующих проповедников. В монастырях Западной Болгарии и Македонии работали книжники Димитрий Кратовский, Владислав Грамматик, монахи Мардарий, Давид, Пахомий и другие. В Сборник 1469 года, написанный Владиславом Грамматиком, был включен ряд сочинений, связанных с историей болгарского народа: «Пространное житие св. Кирилла Философа», «Похвальное слово святым Кириллу и Мефодию» и другие, основу «Рильского панегирика» 1479 года составляют лучшие произведения балканских писателей-исихастов 2-й половины XI- начала XV века: («Житие св. Иоанна Рыльского», послания и другие сочинения Евфимия Тырновского, «Житие Стефана Дечанского» Григория Цамблака, «Похвальное слово св. Филофее» Иосафа Бдинского, «Житие Григория Синаита» и «Житие св. Феодосия Тырновского» Патриарха Каллиста), а также новые сочинения («Рильская повесть» Владислава Грамматика и «Житие св. Иоанна Рыльского с малой похвалой» Димитрия Кантакузина).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ты очень быстро хочешь лететь на небо: «когда примешь образ пострижения, то уже нельзя будет ни лишнее посмеяться, ни даже слова сказать, сугубый грех.» Так! но избежишь ли тогда о себе высокого мнения и других за сии грехи суждения? а они-то гораздо важнее всех оных внешних поползновений: теми смиряемся, а сими надмеваемся, и куда низводимся? Может быть, того ради и попускаются падения, да смиримся. Теперь же кто тебе дал право празднословить или смеяться? Когда Господь говорит: горе вам смеющимся ныне ( Лук.6:36 ) и о едином праздном слове датят человецы Богу ответ в день судный ( Мф.12:25 ): не к монахам, а ко всем сказано. Теперь будто ты и свободна от ответа, а тогда только будешь связана: совсем нет; помни, оный образ – есть образ смирения; где сие будет, там и при всех немощах покой обрящешь; а при исполнении всех благих дел и подвигов монашества, которого даже святым считали, велено было душу исторгнуть трезубцем; за что же? за возношение. На сие вооружись, сему противляйся; исторгни корень, ветви сами отпадут; а немощь-то наша невольно нас смиряет. У Георгия Синаита гл 17. Мир тебе! Многогрешный И. Макарий. 9 апреля. 1849г. 258 Ты, описывая свое смущение и сильное от того томление, спрашиваешь: почему тебе стоило много труда умиротворить себя? Такова-то дружба страстей! а что нескоро умиротворилась, потому что нескоро смирилась, а все помыслы плелись с укоризною на ближнего, от того и помощи скоро не получала, что не смирялась. Все же это тебе на пользу; ты познаешь искусом, как должно бороться со страстями и наклонять сердце свое к смирению и самоукорению. Враг завидует вашему согласию, из коего проистекает душевная польза, и старается потрясать вас вашими же страстями, влагая друг на друга противные помыслы; но вы бодрствуйте, стойте; и аще и тысячу язв примете от врага, не отступайте от подвига вашего. Премилосердный наш Подвигоположник смотрит на нас и не допускает до конца пасть, но подает Свою помощь взыскующим ее и смиряющимся. А когда бы получили без труда свободу, то могли бы возгордится и приписать победу себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010