67 . Св. Исаака Сирина слова, в лист, на 205 листах писаны полу-уставом XVII века. Переплетены в коже. 68 . Сборник поучений Св. Отцев Подвижников, писан в ¼ листа, на 372 листах, полу-уставом XV–XVI столетия, скреплен Патриархом Никоном . Содержание его: а) до 71 стр. слова Преподобного Макария Египетского ; б) Исихия Пресвитера к Феодулу 2 сотницы словеса душеполезна о трезвении и доородетели: в) Св. Григория Синаита (краткие); г) Св. Диадоха краткие; д) от зерцала; е) Григория Синаита о молитве; ж) Филофея Синаита инока о хранении сердечнем зело красны; з) Преподобного Марка Подвижника ; и) того же о сонных искушениях Синаита вопрос; Симеона нового Богослова о молитве; к) слово от Патерика, весьма полезно. Прочие рукописи духовного содержания: 69 . Кормчая, в 1/8 д. листа, на 708 листах, писана мелким полу-уставом Русского письма XVI ст., рукою Даниила, Игумена Волоцкого монастыря (в последствии Всероссийского Митрополита) что видно из подписи, в конце основного списка: «Доселе (списано) с Суздальских правил, а се (т. е., далее следует) собрание и припис того же Даниила Игумена, потом же бывша Митрополита, лета 7030 (1522), месяца Февраля». Переплетена в досках, обложенных ветхим малиновым плисом. 70 . Законоправильник Матфея Властаря , в лист полу- уставом XV стол., на 341 листе, рукопись Сербского извода, за подписом Св. Патриарха Никона . В конце книги подпись: «Сие святые и божественные книгы списашесы повелением честного в инокых Игоумена Кур Арсения, севрьших Данииль, последний в инокых; да аще что согреших ведением, или неразоумием, или брат к мне прииде, простите ме грешного и благословите». Еще надпись на корешке: «Сия святая и божественная книга глаголема Законник, второе поведасе и оправисе в лето 7085 (1577) месяца Иоуния 13, при Игоуменоу Кур Симеоноу. Аз последны в иноких Григорие». Внизу по листам подпись: «Лета 7163 (1655) Июня в 25 день, прислал сию книгу, правила великие Афонские горы Монастыря Св. Павла и Великомученика Георгия Архимандрит Анания с братьею». Далее следует скрепа рукою Патриарха Никона 7169 (1661). Переплетен в коже.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Епитрахель же есть... Владыку Христа... – Толкование восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Епитрахил же есть,//по единому повести образу, воуже, имъже связавше злодеи Владыку, распяша» (ГС, л. 144 об.). Епитрахиль, присланная царем, имела следующий вид: «...бархат золотной травчатой, воротник отлас зеленой, опушка кружево серебряное, у кистей серебро с шолком, девять пугвиц серебряных, подложены киндяком желтым» (Р, с. 379). Пояс же назнаменует ангельское знамение... и скорое против врагов ополчение. – Первая часть толкования пояса восходит к сочинению Григория Синаита , согласно которому пояс «по образному же видению есть препоясание царское же и аггелское знамение» (ГС, л. 144 об.). Толкование же пояса как «против врагов ополчение» относится, скорее всего, к набедреннику – четырехугольному украшению на поясе, которое, по Симеону Солунскому , означает «на смерть победу, и нетление нашего естества, и величество Божией крепости, и лукаваго мучительство являет. Тем и образе оружия имать, и на чресле довешивается, идеже силе человека быти сказуют...» (СФ, с. 34). Пояс патриарха Никона , по расписке игумена Афанасия, был «бархатной червчатой, обложен» галунцом белым серебряным; четыре кисти шалк с золотом и серебром», пряжка серебряная» (Р, с. 379). Известны мастера, изготавливавшие пояс для патриарха Никона , и стоимость их работы: 28 января 1675 г. по указу царя дано государево жалованье Казенного двора портным мастерам Микишке Семенову с товарищами (по гривне человеку) за отделку пояса, «которой опшивали бархатом червчатым, в посылку к монаху Никону» – дела Тайного приказа, 381. ...нараквицы...всякого зла удержанию. – Из сочинения Григория Синаита ; ср.: «Наруквице же к благочинию и съпрятанию тьчию умышлены бышя» (ГС, л. 144 об.). По расписке игумена Афанасия, поручи были «бархат золотной, пять пугвиц серебряных, обложены отласом червчатым» (Р, с. 379). ...крест сребряный и покатистый, в нем же водружены многих святых мощи. – В феврале 1675 г. стряпчий Кузьма Лопухин поднес патриарху Никону подарок от царя – животворящий напрестольный крест со святыми мощами: мчч. Андрея Стратилата, Федора Стратилата, Меркурия, Пантелеймона, Феодора Тирона, Антония, Евстратия; прпп. Георгия Хозевита, Михаила Синадского – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 80 – 99 (текст отчета К. Лопухина о поездке). В расписке игумена Афанасия крест охарактеризован кратко: «Крест на престоле обложен» серебром» гладким», золочен», с мощми» (Р, с. 379).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епитрахль же есть... Владыку Христа... – Толкование восходит к сочинению Григория Синаита ; ср.: «Епитрахил же есть,//по единому повсти образу, воуже, имже связавше злоди Владыку, распяша» (ГС, л. 144об.). Епитрахиль, присланная царём, имела следующий вид: «...бархатъ золотной травчатой, воротникъ отласъ зеленой, опушка кружево серебряное, у кистей серебро съ шолкомъ, девять пугвицъ серебряныхъ, подложены киндяком желтымъ» (Р, с. 379). Пояс же назнаменует ангельское знамение... и скорое против врагов ополчение. – Первая часть толкования пояса восходит к сочинению Григория Синаита , согласно которому пояс «по образному же видению есть прпоясание царское же и аггелское знамение» (ГС, л. 144об.). Толкование же пояса как «против врагов ополчение» относится, скорее всего, к набедреннику – четырёхугольному украшению на поясе, которое, по Симеону Солунскому , означает «на смерть побду, и нетлние нашего естества, и величество Божией крпости, и лукаваго мучительство являетъ. Тмъ и образъ оружия имать, и на чресл повшивается, идже сил человка быти сказуютъ...» (СФ, с. 34). Пояс патриарха Никона , по расписке игумена Афанасия, был «бархатной червчатай, обложенъ галунцомъ блымъ серебрянымъ; четыре кисти шолкъ съ золотомъ и серебромъ, пряжка серебряная» (Р, с. 379). Известны мастера, изготавливавшие пояс для патриарха Никона , и стоимость их работы: 28 января 1675 г. по указу царя дано государево жалованье Казённого двора портным мастерам Микишке Семёнову с товарищами (по гривне человеку) за отделку пояса, «которой опшивали бархатом червчатым, в посылку к монаху Никону» – Дела Тайного приказа, 381. ...нараквииы... всякого зла удержанию. – Из сочинения Григория Синаита ; ср.: «Наруквице же къ благочинию и съпрятанию тъчию умышлены бышя» (ГС, л. 144об.). По расписке игумена Афанасия, поручи были «бархатъ золотной, пять пугвиц серебряныхъ, обложены отласомъ червчатымъ» (Р, с. 379). ...крестъ сребряный и позлатистый, в нем же водружены многих святых мощи – В феврале 1675 г. стряпчий Кузьма Лопухин поднёс патриарху Никону подарок от царя – животворящий напрестольный крест со святыми мощами: мчч. Андрея Стратилата, Фёдора Стратилата, Меркурия, Пантелеймона, Феодора Тирона, Антония, Евстратия; прпп. Георгия Хозевита, Михаила Синадского – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 80–99 (текст отчёта К. Лопухина о поездке). В расписке игумена Афанасия крест охарактеризован кратко: «Крестъ на престолъ обложенъ серебромъ гладкимъ, золоченъ, съ мощми» (Р, с. 379).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Время за собою в след Неприметно всех влечет. Близка смерть! Страшно зреть; Да будет смерть – в веселье мне, Господь – просвещение мое!… Кто к чему готовится, тот к тому и приучается. Господь рече: будете готови! – и мы неизбежно все подлежим смерти; то и надобно приучаться на всяк день умирать. – Презирать себя и волю свою, чтобы творить волю Божью, и непрестанно славословить имя Божье. Любящим же Бога вся споспешествует во благое. 42 . Смиренная молитва. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь. Смиренномудрие состоит: жить по заповедям Божиим. Делать добрые дела, и почитать себя всех хуже и грешнее. Целомудрие: быть чисту мыслью, душею и телом. Любовь состоит в отвержении своей воли, и в совершенном послушании слову Божью. Выписки из собственноручных записок Георгия Алексеевича Предисловие или предпутие хотящим читать книгу иже во святых отца нашего Григория Синаита , и не погрешать разума в ней лежащего. Многие поистине читающие эту святую книжицу Св. Григория Синаита , и не зная искуса (испытания) умному деланию, погрешают правого разума (истинного познания), думая, что единственных бесстрастных и Святых мужей это есть дело; и отсюда держащиеся, по нынешнему обычаю единого псалмопения, тропарей же и канонов, препочивают (останавливаются) на едином внешнем своем молении, и не понимают того, что такое песенное моление о немощи и незрелости ума нашего предали нам Отцы на время, так как помалу обучаясь, восходим на степень умного делания, а не до кончины на том пребудем. Что же есть (Григ. Син. гл. 19) младенчественнейшее больше этого, когда внешнее наше моление устами прочитав, радостным мнением обольщаемся, думая, что великое нечто творим, единым количеством утешаясь и этим питая внутреннего фарисея. От таковой поистине болезни младенческой отводят нас Святые Отцы, как младенцев от сосцов млекопитательных, показывают нам грубость делания этого, сравнивая гласное языком пение язычником: должно (Макарий Егип. гл. 6), говорит этот Святой, Ангельскому быть и пению нашему духовным, а не плотским, да не говорю языческим.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Размышления на обсуждаемую тему встречаются и в записках выдающегося подвижника XIX века Георгия Затворника под заглавием «Предпутие хотящим чести книгу иже во святых отца нашего Григория     Синаита и не погрешати разума в ней лежащаго». Обращаем внимание на самое начало сего труда: «Мнози убо чтуще сию святую книжицу св. Григория Синаита, и не ведуще искуса умному деланию, погрешают праваго разума, мняще, яко единых безстрастных и святых мужей сие бе дело; и отсюду держащеся, по нынешнему обычаю, единаго псалмопения, тропарей же и канонов, препочивают на едином внешнем своем молении, и не разумеют сего, яко таковое песненное моление за немощь и младенчество ума нашего предаша нам отцы на время, яко да помалу обучающеся восходим на степень умнаго делания, а не до кончины на том пребудем. Что бо есть младенчественнейшее паче сего, егда внешнее наше моление устнами прочетши, радостным мнением повлачаемся, мняще; яко, велико нечто творим, единым количеством утешаяся и сим питающе внутренняго фарисея… Аще ли не могут внешния чувства ума от помысл уставити, прочее настоит нужда уму бежати от чувств в час молитвы внутрь до сердца, и стояти тамо глуху и нему от всех помысл. Аще же кто внешно точию удалится зрения, слышания и глаголания, получает некую тишину от страстей и помысл злых; много паче множае, егда удалит ум свой от пути чувств внешних, затворяя той во внутренней и естественной клети, или пустыни, насладится покоя от злых помысл, и вкусит радости духовныя, прибывающия умною молитвою и вниманием сердечным» .   5. Наставник (К стр. 51)   «Молитвами и слезами умоли Бога показать тебе человека, который мог бы хорошо упасти тебя. Лучше называться учеником ученика, а не жить самочинно и обирать бесполезные плоды своей воли», — говорит Симеон Новый Богослов, преподобный отец X века. Проблема старческого руководства одна из самых тяжелых. Понятно, что наставником в умном делании может быть только тот, кто сам уже прошел деятельный (покаянный) период подвижничества, то есть обрел благодатную молитву и начальное бесстрастие, или, иными словами, достиг периода созерцания. Подвижник, не прошедший до конца деятельный период, как подчеркивает владыка Антоний, «руководить другими не может. Это было бы крайне опасно, ибо таковой еще только шествует в покаянии. А тот, кто на пути покаяния, тот еще не достиг спасения. Кто сам в пути, тот еще ошибается и нередко истину обращает в ложь… Он сам находится под влиянием страстей, полностью им владеющих, как же может он кого-либо избавить от страстей? Не разумеющий истины вместо пользы творит ученику великое препятствие».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Автор занимается выявлением новых текстуальных источников для исследуемых текстов Артемия, для воссоздания книжного контекста привлекает корпус славянской переводной патристики. По словам автора, учение Артемия о естественных добродетелях рассматривается им впервые в исследовательской литературе. Кроме этого, автор исследует учение Артемия об «истинном разуме», предлагает выделять философский, мистический и христологический способы понимания «истинного разума»; в этой связи автор полагает, что среди источников, которые использовал Артемий, были Ареопагитский корпус и творения Григория Синаита. Наконец, автор описывает иерархию трех состояний человека (плотское, душевное и духовное) в воззрениях Артемия Троицкого. Современная православная литература Андрей (Чудинов А. В.), иером., Баталов Ю. В . Особенности неопатристического подхода к богословию протоиерея Георгия Флоровского//Вестник Кузбасской православной духовной семинарии. 2023. 2 (13). С. 24–29. В статье иером. Андрея (Чудинова) и Ю. В. Баталова описывается неопатристический подход к богословию прот. Георгия Флоровского, обозначаются его основные характеристики, выявляется связь между неопатристикой и экклезиологией о. Георгия, обозначается актуальность неопатристики для православного богословия XXI века. Согласно выводам авторов статьи, неопатристическое богословие, основоположником и основным представителем которого является о. Георгий Флоровский, первостепенное внимание уделяет византийской богословской традиции с опорой на святоотеческое наследие; неопатристический подход предлагает решать современные богословские проблемы через усвоение метода и духа святых отцов. Антипина Ю.Н . Границы Церкви и церковной власти в трудах прот. Сергия Булгакова//Христианское чтение. 2023. С.139–146. Статья Ю. Н. Антипиной посвящена изучению экклезиологии прот. Сергия Булгакова. Как отмечает автор статьи, о. Сергий понимал Церковь двояким образом: онтологически — как Богочеловечество, соединение Божественного начала и тварного, и эмпирически — как человеческую общность в ее историческом развитии.

http://bogoslov.ru/article/6195747

На грузинский язык тексты Священного Писания и творения отцов переводить начали рано, и притом в нескольких переводческих центрах – прежде всего на Синае, в Палестине, на Черной горе, в монастырях Святого Симеона и Калипос, несколько поздней на Афоне, в монастыре Иверцев, а также в самой Грузии – в обителях Тао-Кларджети, в двух Академиях – в Гелати и Икалто. Переведенные творения многократно копировались, так как одной из целей была отправка этих рукописей на родину; некоторые из них также неоднократно переводились. Этот факт нельзя считать случайным, хотя, возможно, из-за большой удаленности друг от друга грузинских духовных центров переведенное произведение иногда не сразу получало распространение. Но практика возвращения к однажды уже переведенным текстам свидетельствует скорее об общем высоком уровне литературы, а также о повышенных требованиях к переводам и о стремлении достигать в этой деятельности наибольшей точности. Например, такое основополагающее произведение, как Лествица 150 Иоанна Синаита, переведено было сначала (в краткой версии) на Синае, а затем (до 983 г.) на Афоне преподобным Евфимием Иверским, и именно его перевод принят в Грузинской Церкви. Несколько позднее появился еще один перевод, осуществленный Иоанном Петрици в Петрицонском монастыре в Болгарии. А в XIII веке, несмотря на достоинства перевода, выполненного Евфимием Святогорцем, за новый взялся Петр Гелатский. Другая характерная черта грузинской переводной литературы заключается в том, что многие ранние переводы были впоследствии отредактированы. Необходимо отметить преемственную переводческую работу великих грузинских святых – Иоанна, Евфимия и Георгия Иверских. Преп. Георгий отредактировал немало текстов своего предшественника, несмотря на то, что они оценивались им высоко. Георгий Мцире (Малый), автор жития Георгия Святогорца, отзывается о них в самых превосходных степенях: «Таких переводов [как у Георгия Афонского], кроме святого отца нашего Эптвими, других не появлялось на нашем языке, и думаю, что и не появится» 151 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

(ibid., стр. 5). Среди этих вновь появившихся в Московской Руси литературных произведений, значительное место принадлежит произведениям аскетического характера (ibid., стр. 5. Приложение I, стр. 15–19; Приложение II, стр. 25); в числе последних встречаем некоторые произведения Исаака Сирина , Григория Синаита , Симеона нового Богослова , Кассиана Римлянина , Василия Великого (ibid. Приложение I, стр. 15–19), оказавших особенно сильное влияние на преп. Нила Сорского (Отчет профессорского стипендиата Георгия Левицкого о занятиях в 1889–90 году. Христианск. Чтен. 1895 г. Март-Апрель. Приложение, стр. 288, 299), а также – и некоторые произведения Исихия Иерусалимского , Петра Дамаскина , Максима Исповедника , Никиты Стифата , Феодора Студита , Германа Константинопольского (А. И. Соболевский, цитов. сочин., приложение I, стр. 15–19), влияния которых на Сорского подвижника было не столь значительно (Отчет професс. стипендиата Георгия Левицкого, стр. 299). См. также: А. Н. Пыпин, История Русской Литературы, т. I, СПБ. 1898 г., стр. 87–90; 128–136. Н. С. Тихонравов, цитов. сочни., стр. 344–346. 1261 Последние распространялись главным образом чрез паломников, пользовавшихся большим уважением, а следовательно и влиянием в древней Руси; в церковном уставе св. Владимира паломники или странники, ходившие «по святым местам» поставляются в число «церковных людей». А. Н. Пыпин, цитов. сочин., стр. 364–366. Н. С. Тихонравов, цитов. сочин., стр. 331–332 1262 В. С. Иконников, Опыт русской историографии, т. I, кн. I, Киев, 1891 г., стр. 595–596. Преосвященный Макарий, История русской церкви, т. VII, стр. 113–120. 1264 За сто лет с 1340 г. по 1440 г. возникло до 150 новых обителей, тогда как за весь протекший перед этим период со времени появления на Руси монастырей их известно около 100. С. И. Смирнов, Как служили миру подвижники Древней Руси? Богосл. Вестн. 1903 г. Март, стр. 536. Сравн. Преосвящ. Макарий, цитов. сочин., т. IV, 1866 г., стр. 209–210. 1265 В послании к «во отоцех скорбящему брату», т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Б-ка Е. в. м. имеет богатейшую коллекцию греч. Евхологиев, наиболее ранние из к-рых датируются рубежом IX-X вв. Весьма подробное описание 42 синайских Евхологиев впервые было выполнено и опубликовано А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. Описание. Т. 2). Они содержат древние чины к-польской кафедральной песенной вечерни и утрени, а также древнейшие к-польские последования литургий святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого (Sinait. gr. 958 и 959), древние чины крещения и венчания, редкие службы, включающие только прошения диакона без молитв священника, литургии ап. Иакова (Sinait. gr. 1040), уникальный чин освящения вод Нила (Sinait. gr. 974) и являются важнейшими источниками для изучения истории визант. богослужения. В 1975 г. были найдены еще неск. древних греч. Евхологиев, к-рые пока не введены в научный оборот. Исследователи обращали внимание на большое число свитков - 150 (из них 97 новонайденных), содержащих гл. обр. текст литургий свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, ап. Иакова, ап. Марка, Преждеосвященных Даров (Σιν. 1990. Σ. 352; Τ να ερματα το Σιν. 1998. Σ. 86-87). В наст. время синайские литургические рукописи активно привлекаются для изучения истории богослужебных текстов (напр., литургии ап. Иакова: Καζαμας Α. Κ. Η Θεα λειτουργεα το Αγου Ιακβου το Αδελφοθου κα τ να σινατικ χειργραφα. Θεσσαλονκη, 2006). Не столь многочисленны в б-ке Е. в. м. сочинения отцов Церкви и др. визант. писателей: «Ареопагитики», творения свт. Афанасия Великого, прп. Ефрема Сирина, свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова, прп. Макария Великого (Египетского), свт. Григория Нисского, свт. Иоанна Златоуста, Нила Анкирского, Василия, архиеп. Селевкии Исаврийской, аввы Дорофея, свт. Модеста Иерусалимского, прп. Максима Исповедника, Исаака Сирина, Георгия Писиды, прп. Анастасия Синаита, прп. Иоанна Дамаскина, Феодора, еп. Харранского, Георгия, еп. Никомидийского, прп. Симеона Нового Богослова, Филагафа Керамевса и др.). Еще меньше среди синайских рукописей юридических сборников, но есть такая рукопись, как Sinait. gr. M 153, X-XI вв., включающая Частную распространенную эклогу, «Прохирон» и Аппендикс эклоги. Входящий в состав этой рукописи воинский закон (Νμος Στρατιωτικς) Македонской династии был опубликован С. Трояносом ( Simon D., Troianos S. EPA Sinaitica//FM. T. 3. P. 168-177).

http://pravenc.ru/text/189637.html

Папирусное собрание включает 42 папируса и 12 фрагментов старого собрания и 83 папируса и 10 фрагментов нового собрания. Древнейшие греческие документы на папирусе датируются 6 в. К ним относятся фрагменты Псалтири и отрывки двуязычных, латино–греческих текстов канонического характера, написанных в форме вопросов (по–латыни) и ответов (по–гречески). Папирусные фрагменты к. 6 – н. 7 в. представляют собой деловые документы, большей частью счета, созданные в первые 50 лет истории монастыря. Папирусные вклейки с фрагментами текстов имеются также в переплетах арабских и греческих рукописных книг. 744 кодекса написаны на пергамене. Собрание унциальных рукописей монастыря, датированных 8–9 вв., является одним из крупнейших в мире (более 173 единиц). Значительную часть греческого рукописного собрания составляют тексты Св. Писания, литургические и гимнографические рукописи. Библиотека имеет богатейшую коллекцию греческих Евхологиев (наиболее ранние – рубежа 9–10 вв.). Они содержат древние чины константинопольского кафедрального богослужения (Sinait. gr. 958 и 959), древние чины крещения и венчания, редкие службы, включающие только прошения диакона без молитв священника, литургии ап. Иакова (Sinait. gr. 1040), уникальный чин освящения вод Нила (Sinait. gr. 974) и активно привлекаются для изучения истории богослужебных текстов (см., например: Καζαμας .Κ. Θεα λειτουργεα το γου ακβου το δελφοθου κατ ωα σινατικ χειργραφα. Θεσσαλονκη, 2006). В 1975 г. были найдены еще несколько древних Евхологиев, которые пока не введены в научный оборот. Не столь многочисленны в библиотеке сочинения отцов Церкви и византийских писателей («Ареопагитики», творения Афанасия Великого , Ефрема Сирина , Василия Великого , Григория Богослова , Макария Великого (Египетского), Григория Нисского , Иоанна Златоуста , Нила Анкирского , Василия, архиепископа Селевкии Исаврийской, аввы Дорофея , Модеста Иерусалимского, Максима Исповедника , Исаака Сирина , Георгия Писиды, Анастасия Синаита , Иоанна Дамаскина , Феодора, епископа Харранского, Георгия, епископа Никомидийского, Симеона Нового Богослова , Филагафа Керамевса и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010