Из сочинений по библеистике были распространены Шестодневы Св. Василия Великого и Иоанна, Экзарха Болгарского, толкования на Псалтырь Св. Афанасия Александрийского и блаженного Феодорита Кирского , толкования на книги пророков Ипполита Римского , толкование Икумения Триккского на послание св. апостола Павла и св. Андрея Кесарийского – на Апокалипсис Иоанна Богослова. Из нравственно-назидательных святоотеческих поучений широко были распространены и пользовались особой любовью читателей духовной литературы сочинения Св. Иоанна Златоустог о (сохранились списки более 250-ти сочинений святителя), преподобного Ефрема Сирина (более ста «Слов»), преподобного Феодора Студита . Из аскетических сочинений широко известны были на Руси «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника , «деятельные и созерцательные главы» преподобного Анастасия Синаита , «главы о молитве» преподобного Нила Синайскогг о, «Пандекты» и «Тактикон» преподобного Никона Черногорца и др. Из сочинений по Библейской и Церковной истории на Руси были известны: «Палея (т.е. изложение истории от сотворения мира) краткая и толковая», хронографы Георгия Амартола и Иоанна Малалы, которых библейская и церковная история дополнялись обзором истории античной и византийской. Пришла на Русь также весьма обширная греко-славянская житийная литература в виде Прологов, Синаксарий, кратких и пространных житий, включенных в богослужебные минеи. Произведения оригинальной, т.е. нашей отечественной духовной литературы, дошедшие до нас, включались в сборники назидательных поучений, наряду с творениями св. отцев. За два с небольшим столетия, прошедшие от Крещения Руси до нашествия монголо-татар, на Руси сменилось три поколения духовных писателей, творчество которых глубоко укоренено во вселенской православной традиции и взаимопреемственно. К первому поколению русских книжников Киевского периода следует отнести митрополита Илариона, епископа Новгородского ЛУКУ, преподобного ФЕОДОСИЯ Печерского , Иакова Мниха. Второе поколение – это преподобный Нестор Летописец , архиепископ Новгородский НИФОНТ, митрополит Климент Смолятич, диакон Кирик-Новгородец, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известные Вам братия наши здравствуют и мирствуют. Прошу Вас засвидетельствовать Вашему Отцу Игумену мое усерднейшее почтение, также почтеннейшим отцам: Отцу Иоанну, иеросхимонаху о. Иоанникию, о. Макарию Грузинову и прочим знающим и помнящим меня. Затем прошу Ваших Святейших молитв и, земно кланяясь, имею честь быть навсегда Вашего Преподобия преданнейшим послушником   многогрешный Арх Игнатий 1843 года Августа 20-го дня.   При сем книга Св. Иоанна Лествичника. О. Иосиф и о. Михаил свидетельствуют Вам усерднейшее почтение, равно как и о. Иоанникию и прочим знакомым. Еще смею Вас утруждать — почему замолкло второе издание писем Затворника, а если оное есть, то желаю быть из числа покупщиков и потому прошу Вас отписать мне, куда адресоваться с требованием. Ваше Преподобие, Возлюбленнейший о Господе О. Макарий!   Приятнейшее письмо Ваше от 15-го Декабря я получил. Приношу Вам искреннейшую благодарность за меня, грешного, равно и за благие Ваши мне желания. И я усерднейше поздравляю Вас с наступившим праздником, желаю Вам многих лет в совершенном благополучии. Благодарю Вас за назначение для меня ста экземпляров вновь издаваемой Вами книжки. Она по нынешнему времени может быть особенно полезна. Из жизни Старца Паисия видно, что в нынешние времена, по крайнему оскудению Старцев, должно с особенною тщательностию исследовать Отеческие деятельные писания и ими руководствоваться за неимением духоносных Старцев, что уже и Преподобный Нил Сорский советует. Сие самое находим и в предисловиях о молитве старца Василия; кроме сего, весьма хорошо он разделяет умную молитву на естественную и благодатную. Естественную всякий проходить может, лишь бы не принимал душевные действия за благодатные; а вторую Бог дарует достигшему умерщвления. А у нас ныне господствует повсеместно вторый образ, лишающий видения внутренней брани; третий же образ [ 2067 ] совсем заброшен из опасения прелести, о чем старец Василий говорит весьма основательно. Напечатанное в третьей части писем Затворника Георгия предисловие на книгу Пр Григория Синаита приносит многим значительную пользу; тем обильнее будет сия польза при издании всех предисловий. За сие Вам — мзда от Господа и благодарность от всех благомыслящих!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Иконы Божия Матери Виленския. 15. Святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима (ок. 67). Мучениц Василиссы и Анастасии (I). Мучеников Месукевийских – Сухия и дружины его: Андрея, Анастасия, Талале, Феодорита, Ивхириона, Иордона, Кондрата, Лукиана, Мимненоса, Нерангиоса, Полиевкта, Иакова, Феки, Дементиана, Виктора, Зосимы (II) (груз.). Мученика Саввы Готфскаго (372). 16. Святых мучениц дев Агапии, Ирины и Хионии (304). Мученика Леонида и мучениц Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины и других (258). Икон Божия Матери: Ильинско-Черниговския (1658) и Тамбовския (1692). 17. Священномученика Симеона, епископа Персидскаго, и с ним мучеников Авделая и Анании пресвитеров, Хусдазата (Усфазана) евнуха, Фусика, Азата, мученицы Аскитреи и иных многих (344). Преподобнаго Акакия, епископа Мелитинскаго (ок. 433). Преподобнаго Зосимы, игумена Соловецкаго (1478). Преподобнаго Александра Свирскаго (обретение мощей, 1641). Мученика Адриана (251). Святителя Агапита, папы Римскаго (536). 18. Преподобнаго Иоанна, ученика святителя Григория Декаполита (IX). Мучеников Виктора, Зотика, Зинона, Акиндина и Севериана (303). Святителя Космы исповедника, епископа Халкидонскаго, и преподобнаго Авксентия (815–820). Мученика Иоанна Новаго из Янины (1526). Иконы Божия Матери Максимовския (1299). 19. Преподобнаго Иоанна Ветхопещерника (VIII). Мучеников Феоны, Христофора и Антонина (303). Священномученика Пафнутия, иерея Иерусалимскаго. Святителя Георгия исповедника, епископа Антиохии Писидийския (IX). Святителя Трифона, патриарха Константинопольскаго (933). Преподобнаго Никифора игумена. 20. Преподобнаго Феодора Трихины (IV–IX). Преподобнаго Александра Ошевенскаго (1479). Мученика младенца Гавриила Белостокскаго (1690). Святителей Григория (593) и Анастасия Синаита (599), патриархов Антиохийских. Преподобнаго Анастасия, игумена Синайския горы (695). Преподобнаго Иосафа Метеорскаго (XVI). Иконы Божия Матери Кипрския (392). 21. Священномученика Ианнуария и с ним мучеников Прокула, Соссия и Фавста диаконов, Дисидерия чтеца, Евтихия и Акутиона (ок. 305). Мученика Феодора, иже в Пергии, матери его Филиппин, Диоскора, Сократа и Дионисия (II).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как жизнь преподобного Нила была жизнь особенная, так и в пи­саниях своих он такой наставник, какого дотоле не было в Русской Церкви. Он учитель жизни созерцательной. «Устав скитского жития преподобного Нила» 558 , после предисловия о мысленном делании, предлагает наставления: 1) о различии мыс­ленной брани; 2) о борьбе с помыслами; 3) как укрепляться в подвиге против помыслов; 4) о содержании духовной брани; 5) об 8 помыс­лах; 6) о борьбе с каждым из них; 7) как важно памятование о смерти! 8) о слезах; 9) о хранении сокрушения; 10) о смерти для мира; 11) о том, что все должно делать в свое время. В заключении святой Нил говорит, с какими расположениями предложил он свой устав. «Умная молитва , – говорит он, – выше телесной: телесное дела­ние – лист, а внутреннее, умное – плод. Кто молится только устами, об уме же небрежет, тот молится воздуху. Ибо Бог внимает уму. Упраж­нение во внутренней молитве доводит человека до высшего духов­ного состояния, в котором дух даже не имеет молитвы, ни движения, ни самовластия, а наставляется силою иною». На этом пути, кроме молитвы, необходима борьба с помыслами. «Если не можешь молить­ся в безмолвии, без помыслов, и даже видишь их умножающимися в уме твоем, – не малодушествуй, пребывай постоянно в молитве». На­ставления преподобного Нила о помыслах заключают в себе глубокие психологические наблюдения над действиями души. Он разлагает дело души на части самые тонкие, едва заметные; показывает, как помысел из безгрешного постепенно переходит в действие более и более пре­ступное и опасное. Относительно внешней деятельности преподобный Нил предписывает скитскую полную нестяжательность и простоту во всем. Необходимое для жизни велит приобретать только трудами рук своих, повторяя слова апостола: Аще кто не хочет делать, ниже да яст ( 2Сол. 3, 10 ). «Иноческая милостыня – помощь брату словом во время нужды, утешить в скорби духовным рассуждением: душевная милосты­ня настолько выше телесной, насколько душа выше тела. Если придет к нам странник, успокоим его по силе и, если требует хлеба, подадим ему и отпустим его». Преподобный Нил часто говорит словами отцов и чаще других приводит слова Григория Синаита и Симеона Нового Богослова . О первом говорит он: «Сей блаженный, обнимая содержание писаний всех духовных отцов, по их чину, повелевает иметь прилежную заботливость о молитве». Память святителя Георгия, митрополита Митиленского, исповедника

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кроме этого сборника, с благословения тогдашнего угро- валахского митрополита Стефана, в 1652 г. в Терговицах был издан другой румынский канонический сборник, переведенный с греческого языка одним паннонским монахом с помощью двух хиосских учителей, Игнатия Петрицы и Пантелеймона Лигарида, и сохранившийся в одном экземпляре у некоего Георгия Кариди де-ла-Трикис. Сборник этот носит название: Pravila cea mare, в отличие от Pravila mica, а иначе он называется Indreptarea legii 649 . После надлежащего предисловия, сборник разделяется на два главных отдела. Первый отдел имеет 417 глав и составлен из двух различных между собою сборников, а именно: из номоканона Мануила Малаксы и из сборника Василия Лупула, под заглавием: «Pravilele imperatesci». О номоканоне Малаксы мы уже говорили 650 ; этот же второй сборник был издан в 1646 г. в Молдавии и содержит в себе законы греко-римских императоров касательно земледелия, уголовного права и т. п. 651 . Из первого сборника в Indreptarea взято 314 глав, а из второго все числом 103, так что вместе они составляют число глав (417) первого отдела Indreptarea. Здесь говорится о различных предметах, как канонических, так и догматических, литургических, общественных и других. Второй отдел, с особым заглавием, содержит в сокращенной редакции канонический Синопсис с толкованиями Аристина 652 . После Синопсиса следует статья с заглавием «Теология», состоящая из пятидесяти четырёх вопросов и ответов Анастасия Синаита VII века 653 . Так как этот сборник (Indreptarea) был издан с разрешения подлежащей церковной власти, то он и служит официальным каноническим сборником для православной Румынской церкви. В 1722 г. Indreptarea был переведен на латинский язык Петром Добрым, а за несколько лет ранее напечатан в Бухаресте латинскими буквами первый его отдел 654 . Из Indreptarea и из общего основного канонического сборника румынским митрополитом Нифоном был составлен в 1853 г. особый канонический сборник, который теперь там в общем употреблении 655 . Наряду с Indreptarea в церковной практике румынской церкви употребляется и греческий Пидалион или в переводе 1844 г. 656 , или в издании 1871 г. митрополита Шагуны 657 . § 45. Издания источников и сборников церковного права

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Круг триодный постный, поскольку опять таки он тождественен во всех трех Уставах, состоит, кроме толковательных слов Златоуста, из двух слов Василия Великого (по Иерусалимскому Уставу на среду и пяток сыропустной седмицы), одного – Григория Богослова (по Иерусалимскому – на неделю сыропустную), одного – Григория Нисского (похвальное Феодору Тирону, в субботу 1-ой седмицы), одного – Златоуста (толковательное слово об усопших, по Иерусалимскому Уставу – в субботу мясопустную) и затем – одного Ефрема Сирина (на неделю мясопустную), одного Андрея Критского (на неделю Ваий), одного Анастасия Синаита (по Иерусалимскому – на четверг Сыропустной седмицы), да мучения Феодора Тирона (суббота 1-ой седмицы) и жития Марии Египетской (по Иерусалимскому Уставу – на четверг пятой седмицы). Все эти произведения должно признать за несомненные составные элементы первоначального иерусалимского круга. Как мы уже говорили, сюда же должно отнести толковательные слова Златоуста, положенные в Иерусалимском и Алексеевском Уставах на первые дни страстной седмицы и в одном Иерусалимском – на великие пяток и субботу; а равно потому же самому принципу – слово Григория Богослова о нищелюбии, положенное в Иерусалимском Уставе на неделю мясопустную, удерживаемое в Алексеевском (в понедельник – вторник сыропустной седмицы) и выброшенное в Евергетидском, наверное, за отсутствием непосредственного соответствия содержания этого слова понедельнику – вторнику сыропустной седмицы, куда оно было перенесено в первоначальной студийской практике, и за наличностью на самую неделю мясопустную более подходящих специальных слов с именем Златоуста 1054 . Студийская практика при первом же усвоении иерусалимской практики Уставных Чтений, приняв в себя это первоначальное иерусалимское ядро, сделала в нем тогда же свои дополнения и, соответственно этому, перестановки, сохранившиеся совершенно тождественно в обоих константинопольских Уставах. Изменения были нами уже указаны, а к дополнениям, общим обоим константинопольским Уставам и потому характерным для студийской практики вообще, принадлежат слова: Златоуста на неделю блудного сына, Ефрема Сирина на неделю мясопустную, Златоуста на пяток сыропустной седмицы, Андрея Критского и Иоанна Дамаскина на субботы мясопустную и сыропустную, послание Григория папы Римского на неделю первую поста, слова Феодора Студита и Иосифа Солунского на неделю крестопоклонную, Златоуста на пяток шестой седмицы (о злопомянии), Златоуста на великий четверг и Григория Антиохийского на великую субботу. Параллельно студийской практике, иерусалимская также усложняет свой состав новыми словами, из которых некоторые (отмеченные буквами Ев.) вошли и в позднейшую студийскую практику: Василия Великого на понедельник сыропустной седмицы – о еже внимай, Дорофея на пятницу и Ефрема Сирина на субботу той же седмицы, о неседальном на субботу пятой седмицы (Ев.), Георгия Никоиндийского на великий пяток (Ев.) и Епифания на великую субботу (Ев.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Механизм святого Иоанна Лествичника необходимо соблюдать и при способе, который изложен преподобным Нилом Сорским во 2-м Слове его Предания, или Устава Скитского. Преподобный Нил заимствовал способ свой у греческих Отцов, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита, и несколько упростил. Святой Нил говорит: «Сказанному этими святыми об удерживании дыхания, то есть чтобы не часто дышать, и опыт вскоре научит, что это очень полезно к собранию ума». Некоторые, не поняв этого механизма, придают ему излишнее значение, непомерно удерживают дыхание и тем повреждают легкие, вместе причиняя вред душе усвоением ей понятия неправильного. Все разгоряченные и излишне напряженные действия служат препятствием к преуспеянию в молитве, развивающейся единственно на лоне мирного, тихого, благоговейного настроения по душе и телу. «Все неумеренное — от демонов», — говорил Пимен Великий [ 597 ]. Начинающему обучаться молитве Иисусовой очень вспомоществует к обучению ей ежедневное келейное правило из известного числа земных и поясных поклонов, соответственно силам. Полагаются поклоны неспешно, с чувством покаяния, и при каждом поклоне произносится молитва Иисусова. Образец этого моления можно видеть в «Слове о Вере» преподобного Симеона Нового Богослова [ 598 ]. Описывая ежедневный вечерний молитвенный подвиг блаженного юноши Георгия, святой Симеон говорит: «Он помышлял, что предстоит Самому Господу и припадает к пречистым ногам Его; он молил Господа со слезами, чтоб Господь умилосердился над ним. Молясь, он стоял неподвижно, подобно некоему столбу, не дозволяя себе никакого движения ни ногами, ни другою какою частию тела, не дозволяя очам любопытно обращаться на стороны: он стоял с великим страхом и трепетом, не допуская себе дремания, уныния и лености». Число поклонов на первый раз может быть ограничено двенадцатью. Соображаясь с силами, с удобством, доставляемым обстоятельствами, это число может возрастать. При умножении числа поклонов должно строго наблюдать, чтоб качество молитвенного подвига сохранилось, чтоб нам не увлечься к бесплодному, вредному количеству, по причине плотского разгорячения.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

На это мы возражаем: “Не по плоти родила Дева, богоборец, но богоподобающе”». 1292 Схолия. Я нашел эту цитату в Александрии у пресвитера феодосианина Георгия по прозвищу Ключарь, составителя речей их церкви. Это нечестивые еретики [говорят] против богомудрого отца [Кирилла], мы же провозглашаем его светочем и столпом Церкви. Глава 23 1. О вере гайанитов. Схолия. Севир и Гайан прежде были единомысленны и 18 лет вместе пребывали в Александрии. И вот однажды Гайан спросил Севира: «Как нужно исповедовать тело Христа, тленным или нетленным?» Когда Севир сказал, что тело тленно до Воскресения на третий день от смерти, Гайан сразу прервал его: «Если ты говоришь, что тело тленно, то со всей необходимостью ты называешь и две природы во Христе». Это стало причиной разделения между ними. Гайаниты, юлианисты и аграниты имеют ту же самую веру, что и севириане, иаковиты, феодосиане и диоскориане. Однако они (то есть севириане и иаковиты) хотя и говорят, что Христос – именно одна природа, но исповедуют в Нем два свойства, божественное и человеческое, и говорят, что тело Его до страстей было тленно. А гайаниты говорят, что тело Христа от самого момента соединения совершенно нетленно и божественно и что Он имеет одно свойство – божественное и бесстрастное. Знайте: невозможно доказать, что признанные Отцы утверждали, что Христос от самого момента соединения существует совершенно в нетленности; и вот эти воры рассуждают, основываясь на собственных соображениях и своих учителях и, как я часто говорил, приводят вырванные куски из выражений [Отцов]. Поэтому против них и мы вооружились фактическими доказательствами сообразно со следующим изложением. Диспут гайанита и православного, бывший в Александрии. Православный: Вещи вернее слов или слова надежнее вещей? Гайанит: Очевидно, что вещи более заслуживают доверие, чем слова. Православный: Справедливо ты ответил по закону истины и благочестия. Тогда скажи мне, пожалуйста, что и Божество, и тело Христа от самого момента соединения существуют совершенно в нетленности; это Причастие, эта жертва пресвятого Тела и Крови Христа, которую ты возносишь и вкушаешь, является истинным Телом и Кровью Христа Сына Божия, или это простой хлеб, что продается и поедается у себя дома, или это образ Христова тела, как козел, которого иудеи приносят в жертву? 1293

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

Непосредственным «толчком к переориентации» И. В. Помяловского как ученого, по-видимому, послужило основание в 1882 г. Православного Палестинского общества, 829 «душой и секретарем» которого стал В. Н. Хитрово , умевший привлекать в ряды его выдающихся ученых для издания текстов старых паломников и памятников археологии Палестины; 830 одним из первых им был, очевидно, «завербован» И. В. Помяловский, который обогатил византиноведение многочисленными публикациями в области христианской агиологии и палестиноведения. 831 Он издал описание средневековых монет из собрания Палестинского общества; им был задуман и за 15 лет (с 1885 по 1900 г.) осуществлен «небывалый еще у нас» (Лопарев) полный корпус житий святых палестинских подвижников в русском переводе с греческого и латинского, с примечаниями и указателями, под общим заглавием «Палестинский патерик» (11 выпусков, включающих в себя жития свв. Саввы Освященного, Евфимия Великого, Иоанна епископа и молчальника, Илариона Великого, Порфирия Газского, Герасима Иорданского, Кириака Отшельника, Феодосия Киновиарха, Георгия Кипрского-Хузевита, Харитона Исповедника, Стефана Чудотворца); Помяловским «образцово» (по мнению Е. К. Редина), с обширными комментариями, в переводе на русский язык, с указателями, изданы наиболее важные памятники паломнической литературы, в частности: анонимное «Паломничество по святым местам конца IV в.», сочинение диакона Феодосия «О местоположении святой земли» начала VI в., епископа Кесарии Палестинской Евсевия Памфилов а «Ономастикон» и его латинское переложение пресвитера Страдонского Иеронима Блаженного (колоссальный труд объемом в 546 с.), Путник Антония Плацентинского из Плезанса и т. д. Чрезвычайно важную роль также сыграли в науке его первоиздания (по рукописям Московской Синодальной библиотеки) греческих текстов житий Феодора Эдесского (1892), Афанасия Афонского (1895), Паисия Великого (1900), Тимофея патриарха Александрийского (1900) и Григория Синаита , из которых последнее – важнейший источник по истории исихазма в XIII–XIV вв. – до сих пор является единственным изданием и широко используется в науке. 832

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но не только эти женщины присутствовали и смотрели, как погребают Господа, а еще и другие, как повествует Лука, говоря: «последовали также и женщины, пришедшие с Ним из Галилеи и смотрели «гроб, и как полагалось тело Его»; (XXIII, 55) «и была то Мария Магдалина, и Иоанна, и Мария Иаковлева, и другие с ними». (XXIV, 10). Возвратившись же, как повествует Лука, они купили ароматы и миро (XXIII. 56), ибо они точно не знали, что Он Сам поистине благоухание жизни для тех, кто к Нему верно приходит, как и запах смерти для тех, кто неверен до конца; и что благоухание одежд Его, т. е. Его тела выше всех благоуханий, и что имя Его – излиянное миро, наполнившее и вселенную божественным благоуханием. Но они приготовляют миро и ароматы; первое в честь покойника, второе же для ослабления зловония гниющего тела, и в целях этого помазания они намереваются наблюдать то, что должно произойти.Итак, приготовивши миро и ароматы, они остались по заповеди в покое, т. к. еще не настала настоящая суббота и не познали они ту преблагословенную субботу, которая переводит наше естество из адских ущелий на всесветлую, божественную и небесную высоту. «В первый же день недели очень рано, как говорит Лука (XXIV,        (Ср. Златоуста, Севира, Анастасия Синаита , Феофилакта, Феофана Керамевса и Никифора Каллиста Ксантопула, согласно утверждающих то же. Особняком стоит, как мы видели, мнение Георгия Никомидийского ).                   (ср: 2Kop. II, 15–16 ).   (Песнь Песн. 1, 2 ). (Феофилакт 123, 676 В: «Миро покупается женами, чтобы по иудейскому обычаю помазать; чтобы оно осталось благоуханным и не претерпело бы от зловония разложения. Миро имеет некую силу, высушивать, впитывая в себя влажность тела»).   ( Феофан Керамевс 132, 620 ? «Творческий Логос при создании мира, уснул в субботу...» и (621 С). «По восстании же Христа, души заключенных во мраке ада больше не скрываются там». (Сравни и Фотия, 101, 988 С): «Смерть умерщвлена и побеждена. Ад отдал мертвецов, которые были в нем от века, и лишен теперь тиранической власти».

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/j...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010