К счастью, мы располагаем полным текстом протоколов споров на Флорентийском соборе; чтение их, однако, оставляет впечатление нереальности. Латинские делегаты на соборе представляли собой внушительную группу; они были обученными философами, хорошо начитанными в трудах св. отцов. Там было трое ученых доминиканцев, грек по происхождению Андрей Хрисоверг, архиепископ Родосский, Иоанн из Монтенеро, провинции Ломбардии, и представительный Иоанн Торквемада. Во главе их стоял кардинал Цезарини; за ними стоял сам папа Евгений IV, следивший за тем, чтобы их действия были согласованы. Императору Иоанну было труднее образовать делегацию на столь высоком уровне, которая бы согласилась поехать с ним в Италию. Многие из его епископов отказались принимать участие в соборе, а те, которые прибыли, разделяли восточный взгляд, близкий индивидуалистической точке зрения греков, что все епископы имеют равное право высказывать свое мнение. Между ними не было единодушия; император сам неоднократно подчеркивал, что его лучшие богословы были мирянами. На самом деле, три самых активных делегата были монахами, возведенными в епископский сан непосредственно перед собором. Это был Виссарион из Трапезунда, митрополит Никейский, Марк Евгеник, митрополит Ефесский, и Исидор, митрополит Киевский и всея Руси. Их сопровождал патриарх Иосиф II, благородный, болезненный старик без больших умственных способностей, незаконный сын болгарского царя и гречанки. Остальные греческие духовные лица были еще более посредственными. Из светских делегатов, кроме самого императора и его брата Димитрия, самыми выдающимися были четыре философа, все по имени Георгий: Георгий Схоларий, Георгий Амируцис, Георгий Трапезундский и уже отягощенный годами эксцентричный неоплатоник Георгий Гемист Плифон. По требованию императора патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский назначили делегатов, которые бы представляли их в числе присутствующего духовенства, но они ясно дали понять, что их делегаты не обязаны присоединяться к тому, что решат остальные члены собора. Со стороны Грузинской церкви присутствовали один епископ и один мирянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Г. А. и Георгий Трапезундский – разные лица. В специальной литературе их четко различают. Георгий Гемист Плифон (ок. 1360–1452 гг.) – выдающийся философ и теолог XV в., последователь неоплатонизма, создатель новой религии, культ и литургия которой были сходны с прежним язычеством. Родился в Константинополе, где получил блестящее образование, был учеником Димитрия Кидониса. Большую часть своей жизни прожил в Мистре, где занимался преподавательской деятельностью. Среди его учеников был один из последних византийских историков Лаоник Халкокондил, философ и богослов Виссарион Никейский. Г. Г. П. присутствовал на Ферраро-Флорентийском соборе по поводу унии, установил связь с итальянскими гуманистами, знакомил их с философией Платона. Он увлек своими идеями знаменитого флорентийского мецената Козимо Медичи и с его помощью организовал Платоновскую Академию во Флоренции. После окончания собора Г. Г П. вернулся в Мистру, где занял должность судьи, обязанности которого исполнял до конца своих дней. При жизни гонениям не подвергался, но после смерти его важнейшее философско-религиозное произведение «Законы» было сожжено как проповедь ереси. Георгий Кедрин – византийский историк конца XI – начала XII вв., автор всемирной хроники «Синопсис историон» (Обозрение истории) от сотворения мира до начала правления Исаака Комнина (1057 г.), пересказчик Феофана Исповедника и Иоанна Скилицы. Известно много моливдулов, принадлежавших вестарху Г. К., которые происходят с Балканского полуострова и Крыма. Возможно, этот чиновник широко рассылал письма во время написания своего исторического труда для сбора информации или выполнял какие-то дипломатические императорские поручения. См.: историки Византии. Георгий Маниак – вероятно, турок по происхождению. Отличался страшным видом, огромным ростом и невероятной силой. Служил на востоке Империи, стратиг города Телуха в горах Тавра, затем катепан Нижней Мидии и приевфратских городов с резиденцией в Самосате, отвоеватель у арабов Эдессы (1031 г.), выдающийся военачальник, сделавший свою военную карьеру в последние годы правления Василия II (976–1025 гг.) и при Романе III Аргире (1028–1034 гг).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высшее образование подверглось полной перестройке при императоре Андронике II, которого склонил к этому его ученый – великий логофет Феодор Метохит. Были восстановлены прежние предметы с отдельным преподавателем по каждому из них, но под верховным руководством великого логофета. Жалование преподавателям, как и прежде, платило государство, но в качестве нововведения родители учеников теперь должны были платить небольшую дополнительную сумму. Похоже, что у университета не было центрального здания; преподаватели вели обучение в различных частях города, причем некоторые из них, как, например, грамматик Максим Плануд, использовали монастырские здания. 166  Возможно, что частные школы, такие, как основанная Никифором Григорой в здании, принадлежащем монастырю Хора, были както связаны с университетом. Они могли быть закрыты по приказу великого логофета; такова была судьба школы Григоры. 167 Патриаршая академия подверглась реорганизации немного раньше, при Михаиле VIII. Похоже, что в это время она давала образование такое же, как в университете, но с упором на богословие. Около 1400 г. император Мануил II придал университету его окончательный облик. Должность великого логофета пришла в упадок; высшее образование было подчинено четырем верховным судьям. При Иоанне VIII верховным судьей, который занимал этот пост, был Георгий Схоларий, который был также членом сената, секретарем императора и преподавателем философии. Университет теперь haзыbaлcя Camholicon Museion; Mahyuл сосредоточил его здания в одном месте, около монастыря Св. Иоанна Крестителя в Петре, где в распоряжении студентов была прекрасная библиотека. Такое перемещение стало, без сомнения, возможным благодаря тому, что число студентов сократилось пропорционально сокращению численности населения города. Примерно в то же время Мануил переместил Патриаршую академию в здания вокруг монастыря Св. Иоанна Крестителя в Студионе, где также была хорошая библиотека, и поставил во главе ее монаха-студита, Иосифа Вриенния . Оба учреждения, вероятно, сотрудничали между собой и обменивались преподавателями. Иосиф Вриенний , возглавлявший Патриаршую академию, был ее преподавателем по богословской экзегезе; возможно, он проводил занятия по философии и в университете, и в академии. Оба учреждения пользовались большим уважением даже в Италии; сюда приезжали учиться многие итальянцы. Именно в них получили образование последние византийские интеллектуалы. Виссарион Никейский и Георгий Схоларий – оба слушали лекции в университете, в то время как Марк Евгеник учился в академии.  168  Самая известная школа этого времени находилась, однако, не в Константинополе, но в Мистре, на Пелопоннесе, где Георгий Гемист Плифон преподавал свой собственный курс неоплатонизма, далеко от глаз церковной иерархии, которая не могла легко примириться с такой откровенной пропагандой язычества. Как Виссарион, так и Георгий Схоларий приезжали к нему из Константинополя для обучения. 169

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От византийского времени сохранились подборки для нужд управления, администрации, списки епископств (Notitia episcopatuum) и использованный еще Константином Багрянородным (913–959 гг.) «Путеводитель» (Синекдим) Иерокла (написан до 535 г.). С другой стороны, заслугой византийцев являются изготовленные в конце IX в. копии сочинений крупнейших греческих географов Страбона, Клавдия Птолемея и сборники небольших географических произведений античности, которые позже на латинском Западе заложили основу географических представлений эпохи Возрождения. Географические сведения содержались в энциклопедических работах, трактатах по навигации («Перипл Великого моря» Х в.) или путеводителях-итинерариях. Учение о шароообразности Земли в Византии представляли Михаил Пселл (XI в.) и Никифор Влеммид (XIII в.). В конце XIII в. Максим Плануд дал ценные картографические наблюдения для реконструкции карты «Географии» Птолемея. Но характерно, что даже такой известный интеллектуал как Георгий Гемист Плифон, имевший новую информацию о Скандинавии и северной Руси, ничего не знал о путешествии италийца Марко Поло на Дальний Восток, в Китай, в XIII в., и его сведения об этой части мира по-прежнему зиждились на наследии Птолемея. См.: Стефан Византиец, Анания Ширакаци, Симеон Сиф, Георгий Амирутци, Тактикон, Дитерих, Бородин. Геопоники – византийская сельскохозяйственная энциклопедия, составленная в правление Константина Багрянородного (913–959 гг.) на основе более ранних материалов, античных записей, собранных Виндианом Анатолием из Верита (Бейрута) в IV в. и повторенных затем Кассианом Бассом в VI в. О популярности этой работы свидетельствует ее перевод на арабский, сирийский, армянский языки и отчасти на латынь. Она стала основой для многих похожих анонимных сочинений. Комментированный перевод Г на рус. яз. выполнила Е. Э. Липшиц. Георг – византийский крестьянин, чаще всего свободный общинник, деревенский житель, хотя среди них были и приписные-энапографы. Ср.: агрикола. Георгий Акрополит (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Патриаршая Академия была реорганизована немного раньше, во время правления Михаила VIII. По всей видимости, в ней преподавались примерно те же предметы, что и в университете, хотя, наверное, с большим богословским акцентом. Около 1400 г. император Мануил II придал университету его окончательную форму. К этому времени должность великого логофета пришла в упадок и высшее образование было передано в ведение одному из четырех генеральных судей. В правление Иоанна VIII таким генеральным судьей был Георгий Схоларий, который, кроме того, был членом Сената, имперским секретарем и профессором философии. Университет теперь назывался καθολικν μυσειον, и Мануил разместил его в одном месте - в зданиях близ монастыря св. Иоанна Крестителя в Петре, где была отличная библиотека, которую и отдали в распоряжение студентов. Этот переезд стал возможным благодаря тому, что число студентов сильно сократилось пропорционально уменьшению населения города. В то же самое время Мануил переселил патриаршую Академию в здания близ монастыря св. Иоанна Крестителя в Студионе, где также была хорошая библиотека, и поставил во главе ее студийского монаха Иосифа Вриенния. Два учебных заведения тесно сотрудничали друг с другом, и многие профессора преподавали в них обоих. Иосиф Вриенний, ректор Академии и профессор библейской экзегетики, также преподавал философию как в Академии, так и в университете. Оба учебных заведения пользовались высоким авторитетом в мире, и многие западноевропейцы приезжали в них учиться. Именно там получило образование последнее поколение византийских интеллектуалов. Такие видные церковные деятели, как Виссарион и Георгий Схоларий, получили свое образование в университете, а Марк Эфесский учился в академии. Однако самая знаменитая греческая школа в XV в. находилась на Пелопоннесе, в Мистре, где, вдали от официальной церковной иерархии, Георг Гемист Плифон преподавал собственную версию неоплатонизма. И Виссарион, и Георгий Схоларий ездили к нему из Константинополя, чтобы посидеть у его ног и почерпнуть от его мудрости.

http://sedmitza.ru/lib/text/434820/

322 . Исихий Иерусалимский . Слово на святую Пасху//ЖМП. – 1989. – 4. – С. 34–35. 323 . Исторические сказания инока Комнина и инока Прокла о разных деспотах Эпирских и о тиране Фоме Прелумбове Комнине, деспоте/Пер. с гр. Г Дестуниса. – СПб., 1858 [XIV в.]. 324 . История Армении Моисея Хоренского/Пер. Н. О. Эмина. – М.: Лазаревский Ин-т вост. языков, 1893. – XXXVI, 323 с. 325 . История Африки в древних и средневековых источниках: Хрестоматия/Под ред. О. К. Дрейера, сост. С. Я. Берзина, Л. Е. Куббель. 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 1990. – 468 с., илл. [Косьма Инидикоплов. Христианская топография; Прокопий Кесарийский. О войне персидской; Иоанн Малала. Всемирная хроника; Иоанн Эфесский. Церковная история; Феофилакт Симокатта. Вселенская история; Феофан Исповедник . Хронография]. 326 . История Византии. – Ч. 1. Историки Византии. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 15385 с. (CD-ROM) [Агафий Миринейский, Анна Комнина, Византийский Аноноим (Герон Младший), Полоркетика, Генесий. Книга царств (Мятеж Фомы), Георгий Пахимер, Захария Митиленский, Иоанн Камениата, Иоанн Кин- нам, Иоанн Малала, Иордан, Комнин и Приск (Эпирская летопись XIVb.), Константин Багрянородный, Лев Диакон, Маврикий, Малые византийские истории, Михаил Дука, Михаил Пселл , Никита Хониат , Никифор Вриенний, Никифор Григора, Олимпиодор Фиванский, Павел Диакон, Патриарх Никифор, Продолжатель Феофана, Прокопий Кесарийский, Феодосий, Феофан Исповедник , Феофилакт Симокатта, Юстиниан (законы)]. 327 . История Византии. – Ч. 2. Исторические документы и исследования. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 11745 с. (CD-ROM) [Анонимный византийский хронограф XIV в.; византийские законы – Книга Эпарха, Георгий Гемист Плифон. Речь о рефомах, Земледельческий закон, Эклога, законы Льва VI, Романа I, Константина VII Багрянородного, Никифора Фоки, Василия II Болгаробой- ца, Андроника II Палеолога, письма Михаила Акомината; Византия и Русь в документах – договоры IX-X вв., Монемвасийская хроника о славянах и аварах; Геопоники; «История» Иоанна Кантакузина ; Патмосская рукопись X в.; Сирийские хроники о Византии; Краткая неопубликованная хроника о турках; Хроника анонимного монаха Псамафийского монатыря; учебная литература – АА. Васильев. Лекции по истории Византии, Ф. И. Успенский. История Византийской империи; Хронология Византийской империи].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В то же время, стоило какому-нибудь мыслителю начать проповедовать что-либо несогласное с учением Христовым, как его воззрения подвергались строгому церковному суду, а в случае осуждения на этом суде еретику грозил суд государства, стоящего на страже православия. Сюда же попадали и все еретические воззрения, строящиеся на античной философии, и вместе с еретиками неоднократно анафематствовались их античные учителя. Так, в V веке император Феодосии за критику христианства приказал сжечь все сочинения известного неоплатоника III века Порфирия. В VI веке Пятый Вселенский Собор, осуждая Оригена и его последователей, осудил и их античных предшественников. В XI веке Поместный собор осудил не только воззрения ученого Иоанна Итала, но и всех тех, кто бездумно вверяется потоку мыслей античных философов: «Обещавшихся быть благочестивыми и вводящим бесстыдно злочестивые эллинские учения в Церковь … – анафема… Проходящим эллинские учения и обучающимся им не ради обучения, но и… верующим в них как в истинные… – анафема!» В середине XIV века свои воззрения в Греции стал проповедовать высокоученый монах Варлаам. (До этого Варлаам жил в бывших итальянских владениях Византии и внес свой вклад в становление итальянского Ренессанса, будучи учителем великого Петрарки). Его попытки перевести богословие с твердой почвы Божественного Откровения в зыбкое болото античных философских рассуждений и вызвали вышецитированные слова св. Григория Паламы , в которых эллинская мудрость сравнивается со змием. Осудивший Варлаама и его последователей Собор 1352 года изрек, что они «дерзнули даже привнести в христианское учение платоновские идеи и эллинские мифы». Через 100 лет в погибающей под ударами турок Византии поднять на щит и принести в Церковь эллинскую ученость пытался «последний греческий философ» Георгий Гемист Плифон. Осудивший его патриарх Георгий Схоларий говорил, что взгляды Плифона были обусловлены недостатком Божественной благодати и участием демонов, и называл злым гением Плифона неоплатоника V века Прокла.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/gar...

Главная улица Мистры, достигавшая в ширину 3 м и в некоторых местах перекрытая сводами, называлась, как и в Константинополе, Месой. В палеологовскую эпоху город был окружен стенами с двумя входами через Железные ворота и ворота Навплии. В обстановке постоянной угрозы вражеского нашествия укреплялись не только городские стены, но и дворцы, монастыри, дома состоятельных горожан. Церковные сооружения Мистры были трех типов: здание с куполом на тромпах ( церковь св. Феодоров), крестово-купольные здания со свободно стоящими опорами ( церковь св. Софии и др.), здание с нижним этажом в форме базилики, а верхним – крестово-купольным (церкви Богоматери Периблентос и Богоматери Пантанассы). На рубеже XIVXV вв. Мистра стала одним из крупнейших византийских центров науки и искусства, осуществлявшим контакты с итальянскими гуманистами. С этим городом были связаны многие ученые, философы, историки и писатели: Иоанн VI Кантакузин , Георгий Сфрандзи, Георгий Гемист Плифон, Виссарион Никейский, Лаоник Халкокондил и др. В 1460 г. Мистра была завоевана турками. Этот город, «со всех сторон горами грозно стиснутый», с «башнями высокими» послужил прообразом фаустовского замка в сцене с Еленой (3-й акт второй части трагедии В. Гете «Фауст»). Михаил III (годы правления 842867) византийский император, в годы правления которого было восстановлено иконопочитание (843 г.). На монетах и печатях вновь появилось изображение Христа. При Михаиле III византийские полководцы совершили несколько удачных походов против арабов и одержали победу над эмиром Омаром в 863 г. Из арабских источников известно, что император находился с войсками. Византийское влияние усилилось в Далмации и Сербии. Михаил III содействовал миссионерской деятельности Кирилла и Мефодия по обращению в христианство славян Великой Моравии (863 г.) и Болгарии (864 г.). Попытки Рима вмешаться в дела византийского патриаршества не увенчались успехом. В письме к римскому папе Михаил III потребовал отменить решение римского собора 863 г., объявившего патриарха Фотия низложенным. Император отверг все претензии Рима на первенство в решении спорных богословских проблем. В годы его правления была открыта Высшая Магнаврская школа (университет, 863 г.), занимавшая часть Магнаврского дворца, от которого она и получила название.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Казалось, открылась возможность для столь желанной грекам полноценной дискуссии, в ходе которой можно было бы спокойно и взвешенно обсудить спорные вопросы. Папа не только согласился допустить свободную дискуссию по ключевым спорным проблемам, но и взял на себя финансовую сторону мероприятия – оплатить все расходы греков во время их путешествия в Италию, пребывания в Италии и на пути обратно (в период собора папа каждый месяц выделял тридцать флоринов императору, двадцать пять – патриарху, по четыре – каждому из прелатов и по три – каждому из прочих членов делегации), так как византийская казна была пуста. Католические историки без особого энтузиазма описывают бессмысленные достижения Евгения: греки действовали не по религиозным соображениям, а исключительно из желания получить помощь Запада в борьбе против турецкого вторжения. В то же время и латиняне, «несмотря на улыбки и церемониальные поклоны, относились к грекам как к раскольникам и еретикам, пока они не подчинятся Риму». Равноправного диалога сразу же не получилось. В итоге, как отмечают православные исследователи, «византийцы не смогли извлечь выгоду из противостояния латинян – папы и собора». Император Иоанн VIII Палеолог прибыл в Феррару 6 марта 1438 г. во главе делегации в составе 700 человек, включая патриарха Константинопольского болгарина Иосифа II (1416–1439), представителей патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского и грузинского католикоса, двадцать митрополитов, в том числе киевского Исидора (1436–1441; с 1439 г. – кардинал Римской церкви), архиепископов, епископов и богословов (в том числе блестящих богословов Марка Евгеника Эфесского и Виссариона Никейского – оба, несмотря на относительно молодой возраст, пользовались особым доверием императора и незадолго до этого получили митрополичьи кафедры), афонских монахов из Великой лавры, монастырей св. Павла и Ватопед. Был в составе делегации и образованный мирянин Георгий Схоларий, которому вскоре предстоит стать первым Вселенским патриархом в захваченном турками Константинополе, и философ-эллинист Георгий Гемист Плифон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, в Ферраре вначале тоже возникли протокольные сложности. Однако в общем и целом здесь учитывались и уважались требования православных о подобающем к ним отношении. Даже чисто теоретическое верховенство императора в христианском мире не игнорировалось и не отвергалось. 4. Вероучительные дискуссии на Флорентийском соборе: «непогрешимая» вера? С другой стороны, православные сознавали, что собор стал определенным поворотным пунктом в папской политике. Как мы уже говорили, все предложения Кантакузина были приняты. Собор действительно собрался по всем правилам для проведения серьезного диалога без каких–либо предварительных условий. Более того, учли просьбу византийцев провести собор в Италии. Наконец, папство признало справедливость заявлений греков; что подбор участников Должен быть действительно представительным. Вновь нужно отметить, что церковь Византии в XIV веке (как и Кантакузин столетием раньше) отдавала себе полный отчет в том, что соглашение, достигнутое без участия, скажем, грузин или русских, имело мало шансов на длительный успех. Так или иначе, к моменту прибытия в Феррару византийская делегация насчитывала 700 человек 885 . Как и ожидалось, на собор прибыли император Иоанн VIII и патриарх Константинопольский Иосиф II. Другие члены пентархии – Александрия, Антиохия, Иерусалим, – хотя уже давно и не пользовались особым влиянием, однако также были представлены пленипотенциариями (вероятно, по решению патриархата Византии). В целом уважительное отношение православных к этим древним кафедрам нередко преувеличивают. Несомненно, присутствие полномочных представителей этих церквей на заседаниях в Ферраре и Флоренции служило не просто для украшения собрания, но, как и присутствие римского епископа, было необходимым условием, подтверждающим вселенский статус собора. Однако это не означало, что система пентархии признавалась неотъемлемой частью экклезиологии. Как и следовало ожидать, делегация церкви Константинополя стала самой большой и включала множество архиереев, священников и монахов. Пролатинское крыло византийского богословия того времени было представлено прежде всего гуманистом Виссарионом, епископом Никейским. Его оппонентом, представлявшим паламитов, был Марк Евгения, митрополит Эфесский. Вместе с ним этот круг составляли афонские монахи из Великой Лавры, обители Св. Павла и монастыря Ватопед. Что касается мирян, то в состав византийской делегации входило несколько крупных интеллектуалов, в том числе Георгий Схоларий, который впоследствии стал первым патриархом после падения Константинополя и установления турецкого владычества, и философ Георгий Гемист Плифон. Наконец, грузинский католикос, как и церковь Молдовлахии, прислали собственных уполномоченных. Далекую Русскую церковь представлял митрополит Киевский и всея Руси Исидор, который до своего поставления долгое время служил императорским послом. Как видим, географически православное содружество было представлено достаточно полно 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010