Летом 1422 г. турки осадили К-поль и Фессалонику, в 1423 г. разрушили восстановленный М. П. Гексамилион, вторглись на Пелопоннес и опустошили Морейский деспотат. Причиной агрессии султана стало вмешательство Византии в тур. дела: после смерти Мехмеда I М. П. поддержал в качестве кандидата на престол Мустафу, брата покойного правителя, к-рый потерпел в этой борьбе поражение от своего племянника Мурада II. 24 авг. 1422 г. турки предприняли штурм К-поля. Он оказался неудачным, а в 1424 г. Византия, будучи не в силах сопротивляться новому вторжению, заключила с Мурадом II договор, по которому вновь обязалась платить дань и признала свою вассальную зависимость. Вскоре решилась и судьба Фессалоники. Будучи не в состоянии обеспечить продовольствием ее жителей и защитить осажденный город, деспот Андроник передал Фессалонику в 1423 г. венецианцам, к-рые в 1430 г. вынуждены были сдать ее туркам. Политика вмешательства во внутренние распри турок завершилась неудачей. 1 окт. 1422 г. у М. П. произошел апоплексический удар; он отошел от дел, передав управление империей старшему сыну Иоанну VIII. За 2 дня до кончины М. П. принял постриг с именем Матфей. Он был погребен в церкви столичного мон-ря Пантократора . На похоронах императора молодой Виссарион , буд. кардинал католич. Церкви, произнес траурную речь, восхвалявшую труды и добродетели усопшего. М. П. был не только деятельным политиком, но и интеллектуалом; обладал лит. талантом, широкой эрудицией, глубокими познаниями в философии, богословии, риторике. Он по праву считается одним из образованнейших визант. императоров. По настоянию его матери учителем М. П. стал видный политический деятель и ученый Димитрий Кидонис . М. П. питал любовь к научным занятиям, собирал лит. салоны, участвовал в философских дискуссиях и обсуждении лит. сочинений современников. В его окружение входили известные ученые, богословы и философы: Димитрий Кидонис, Николай Кавасила , Мануил Хрисолор , Максим Хрисоверг, Мануил Калека, Иоанн Хортазмен , Иосиф Вриенний , Макарий Макр, Исидор Киевский, Георгий Гемист Плифон .

http://pravenc.ru/text/2561896.html

Соловьева и особенно Вяч. Иванова; срв. идею «соборности» у А. С. Хомякова, а также культ человечества у О. Конта). В более обычном словоупотреблении «П.» — Церковь как всемирная община верующих, «мистическое тело» (образ из посланий апостола Павла), в котором множество членов образует жизненное единство. Эта концепция оказала воздействие на религиозно–общественный идеал средневековья. Плифон ПЛИФОН Плетон (Πλθων) Георгий Гемист (ок. 1355, Константинополь, — 25 июля 1452, Мистра) — византийский философ–платоник, ученый и политический деятель. Преподавал философию в Мистре. Разработал проекты широких политических реформ, призванных вывести Грецию из кризиса византийской государственности и вернуть ее к исконным, античным началам (в рус. пер. см. «Речи о реформах» — «Византийский временник», 1953, т. 6). В1438–39 гг. Плифон, участвуя в работе Феррарско–флорентийского собора, сблизился с итальянскими гуманистами, активно пропагандировал греческую философию (платонизм) и науку. Его влияние породило замысел создания платоновской Академии во Флоренции. Оставаясь по типу своего мышления на почве схоластической методологии, Плифон стремился сконструировать новую, универсальную религиозную систему, которая противостояла бы существующим монотеистическим вероисповеданиям (прежде всего христианству) и в своих важнейших чертах совпадала бы с греко–римским язычеством; в его религиозно–политической утопии «Законы» предусматривались богослужения Зевсу и другим божествам греческого пантеона (в 1460 г. это сочинение было сожжено патриархом Георгием Схоларием как безбожное; сохранились фрагменты). Христианской концепции благодати Плифон противопоставил резко выраженный натурализм и детерминизм, доходящий до фатализма. Выступал с критикой Аристотеля («О проблемах, по которым Аристотель расходился с Платоном», 1540). Плифон доводил до предельного обострения вольнодумные тенденции обновленного Михаилом Пселлом византийского неоплатонизма. Вслед за Плифоном ряд мыслителей выдвигал переосмысленный платонизм в качестве альтернативы официальной религии (Фичино, Пико делла Мирандола и др., вплоть до Бруно и ГЕте).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В эпоху Возрождения многие философы стали обращать свои взоры в сторону Платона, противопоставляя его Аристотелю, который ассоциировался с надоевшей схоластикой. Именно платонизму суждено было сыграть наиболее важную роль в философии эпохи Возрождения. В этом аспекте следует упомянуть прежде всего так называемую Флорентийскую платоновскую академию, среди представителей которой выделяются Георгий Гемист Плифон, Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Плифон (1355–1452) – православный священник из Константинополя, участвовал в знаменитом Флорентийском униатском соборе и после окончания его работы остался в Риме. Плифон отличался свободомыслием, несмотря на то что был православным священником, интересовался другими религиями, античной культурой (название его трактата «Законы» явно навеяно одноименной платоновской работой). Плифон отказывается от многих христианских положений в пользу платонических и неоплатонических. Так, креационизму он предпочитает эманационное видение мира (вневременное, вечное порождение мира из некоего первоначала путем мистического истечения энергии Божества). Свое учение Плифон именует эллинской теологией. Вселенная не может быть сотворена, ибо она божественна, следовательно, как и Бог, вечна; Бог всегда производит вселенную по принципу, описанному Плотином, а переход от Божественного единства к многообразию земного мира происходит через языческих богов. В «Законах» Плифона часто упоминаются имена этих богов, хотя сам он в них не верил и считал их всего лишь удобными именами: высшего бога он часто называет Зевсом (именно он является вневременным творцом природы и абсолютным бытием). Марсилио Фичино (1433–1499) был одним из лидеров платоновской академии. Он перевел на латынь работы Платона, Плотина и других платоников, трактаты «герметического корпуса» (т.е. работы, приписывавшиеся Гермесу Трисмегисту (Триждывеличавому) (вымышленному автору, якобы современнику Моисея, обладавшему магической мудростью богов). Фичино высказывает мысль о том, что существует некая всеобщая религия, а все остальные религии в той или иной мере причастны ей, христианство же является ее высшим и лучшим проявлением. Философию Фичино рассматривал как сестру религии, а о мире учил по образцу платоников, считая его иерархически упорядоченным. Иерархия мира насчитывает, по мнению Фичино, пять ступеней: Бог, ангелы, душа, качества и материя. Душа находится посередине этой иерархии и связывает все ее звенья. Таким образом, центром иерархии оказывается не Бог, а человек. Картина эта не пантеистическая, а скорее пенентеистическая, ибо все происходит из Бога и Бог объемлет Собою все. Качества – это ступень перехода от божественного единства к множественности мира, то, что дает качественное многообразие предметам мира. Божественную Троицу Фичино часто сравнивал с тремя ипостасями Плотина, считая, что обоснование трех ипостасей у Плотина – это и есть обоснование христианской Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

Иоанн Итал с его богословско-философскими воззрениями должен составить предмет особого исторического исследования. В XIV b. также была попытка воскресить в общественном сознании Византии философию Платона и примирить её с началами богословской науки. Попытка принадлежала Георгию Гемисту Плифону, одному из родоначальников итальянского гуманизма. Георгий Гемист, прозванный – по классическому обычаю – Πλθων’ οм за свою приверженность к платонизму, родился в Константинополе в 1355г., во время крайне тревожных политических обстоятельств в исторической судьбе Византии. Древняя слава Империи уже отлетала, – многовековое дерево потеряло свои листья, небо заволокли грозные тучи, повсюду были видны худые предзнаменования. Столица некогда могучего государства находилась уже в опасности: турки, утвердившиеся ранее в Прусе, теперь имели временной своей столицей Адрианополь. Но Византия по-прежнему служила центром просвещения, которому Палеологи неизменно покровительствовали, несмотря на тяжёлые условия времени. Гемист слушал лучших дидаскалов столицы и с особенной любовью изучал произведения классической древности. Он сроднился с идеалами Классического мира и, веря в могучую творческую силу эллинизма, пришёл к мысли о спасении своего отечества при помощи этих идеалов, путём восстановления и приведения в жизнь философских воззрений лучшего представителя классицизма – Платона и его последователей. Поставив себе эту задачу, Гемист познакомился и с мировоззрением турок. Он некоторое время жил в Адрианополе и слушал лекции у знаменитого местного мудреца Елисея. В 1393г. Плифон отправился в Пелопоннес, ещё не подвергавшийся нашествиям турок, поселился в Мистре, близ Спарты, и занялся осуществлением своей главной задачи – вдохнуть в эллинский город новую жизнь и мощь посредством забытой философии Платона. Он одновременно занимался и преподаванием философии, и общественной деятельностью. Как дидаскал, Плифон вполне следовал Платону и критически относился к Аристотелю, а как общественный деятель, он, по распоряжению пелопоннесского деспота Феодора Палеолога, получил почётный титул «покровителя законов ( προσττης τν νμων)» и был уполномочен наблюдать за справедливым отправлением правосудия в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

117 . Георгий Александрийский, архиеп. Житие св. Иоанна Златоуста . – Б. М.; Б. Г – 516 с. 118 . Георгий Гемист Плифон. О законах: Пер. И. П. Медведева//Медведев И. П. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского города. – Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1973. – 163 с. 119 . Георгий Гемист Плифон. Речи о реформах: Пер., вступ. ст. Б. Т. Горянова//ВВ. – 1953. – Т 4. – С. 386–414. 120 . Георгий Кодин. Деяний церковные и гражданские от Рождества Христова до половины пятаго на десять столетия, собранных Георгием Кодином и другими, перевод с еллиногреческого на российский язык/Пер. И. Иванова . – М., 1794. – Ч. 1. – 202 с. 121 . Георгий Мерчули. Житие Георгия Хандзтийского (Отрывки): Пер. Н. Марра//Грузинская проза. Избранные романы, повести и рассказы: В 3 т. – М.: Гослитиздат, 1955. – Т. 1: V в. – первая половина XIX в. – С. 23–28. 122 . Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах 13 книг Книга 1. Царствование Михаила Палеолога. 1255–1282./Пер. под ред. А. Карпова – СПб.,1862. – 528 с. (ВИПДА. – Т 7). 123 . Георгий Пахимер. История о Михаиле и Андронике Палеологах. Тринадцать книг Т 1. Царствование Михаила Палеолога (1255–1282)/Подг. к изд. А. И. Цепковым; Патриарх Фотий. Сокращение церковной истории Филосторгия/Подг к изд. А. И. Цепковым. – Рязань: Александрия, 2004. – 568 с. 124 . Георгий Сфрандзи. Хроника/Предисл., пер., и прим. Е. Д. Джагацпаняна//Кавказ и Византия. – Ереван, 1987. – Т 5. – С. 156–261. 125 . Главы из «Церковной истории» Иоанна Эфесского//Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография. Исследования и переводы. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. – С. 477–543. 126 . Гливинский В. Св. Николай Мистик . Письмо 10 Симеону, правителю Болгарии//Проблемы теологии. – Екатеринбург, 2006. – Вып. 3. – Ч. 1. – С. 60–65. 127 . Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы Х века. – М.; Иерусалим, 1997. 128 . Горянов Б. Т Неизданный анонимный византийский хронограф XIV в.//ВВ. – 1949. – Т 2 (27). – С. 276–293. 129 . Греков И. А. Памятники государственности и права на территории УССР. Первое тысячелетие нашей эры. – Одесса, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поклонявшийся же на протяжении всей своей жизни томизму и сам, на свой собственный манер, богослов–томист Георгий Схоларий — это интеллектуальная загадка, еще ожидающая исследователей, вооруженных новейшим научным инструментарием. «О несравненный Фома! — пишет он в предисловии к одному из своих трактатов, — почему небеса дали тебе родиться на Западе? [Родись ты на Востоке], тебе не было бы нужды защищать уклонения Западной Церкви относительно исхождения Духа Святого и о различении между сущностью Божией и Его энергией, и ты был бы для нас столь же безукоризненным наставником в учении, сколь ты остаешься учителем нашим на ниве этики»  . Вот с такими, похожими на те, что были у Нила Кавасилы, убеждениями — приятием томизма, за исключением мест об исхождении и о паламизме, — он прибыл во Флоренцию незадолго до завершения Собора и действовал в пользу унии, всячески поддерживая ее заключение. Затем он уехал в Константинополь, но избегал какого–либо заметного положения до тех пор, пока в 1444 г. Марк Эфесский на смертном одре не доверил ему главенство в Православной партии. Он согласился, затем постригся в монахи, приняв имя Геннадия, и был утвержден патриархом Мухаммедом II (Мехмедом Фатихом) в 1453 г., после падения Константинополя. Вполне возможно, что такие люди, как Схоларий, не погибни Византийская Церковь насильственной смертью в 1453 г., смогли бы подготовить действительно углубленный и всеобъемлющий диалог, который так и не удался во Флоренции, но который один лишь мог привести к истинному единству. Георгий Гемист (ок. 1360—1452), мирянин, как и Схоларий, более известный своим прозвищем или фамилией «Плифон» — благодаря созвучию с именем «Платон», — был среди ораторов, избранных греками на роль главных глашатаев византийской позиции на Соборе в Ферраре и Флоренции. Плифон не выказывал особенного рвения в пользовании этой привилегией на открытых заседаниях, зато проявил бурную активность в кулуарных внутригреческих прениях. Чего, по–видимому, тогда многие не знали и что открылось лишь впоследствии, особенно благодаря разоблачениям Схолария, так это обстоятельство, что Плифон, по сути, отказался от верности христианской религии и заменил ее для себя и группы учеников язычеством в духе платонизма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Из последних Палеологов со стороны образованности заслуживает особенного внимания император Мануил, его признают человеком просвещенным и, в особенности, ученым богословом. Ему принадлежит несколько сочинений богословского характера 917 . Из наставников византийских школ самых последних времен самостоятельного существования царства с особенным отличием может быть упомянут Геннадий Схоларий 918 . Одну из выдающихся черт в образованности того времени, о котором мы говорим, т. е. при Палеологах, составляет то, что и теперь, как и в эпоху Комниных, встречаем лиц, слишком увлеченных идеями греческой философии, вообще близких к язычеству. Это было важным делом, которого Церковь не должна была оставлять без внимания. В чем состояло это увлечение классической древностью, к чему вело оно, как смотрели и держали себя при этом представители церковного сознания – все это можно наблюдать на спорах, в начале XV в., ученого Георгия Гемиста Плифона и его приверженцев с Геннадием, впоследствии патриархом, и его сторонниками. Эти споры притом показывают, что философия древности в это время серьезно изучалась и что представители церковного сознания, со своей стороны, сочувственнее относились к Аристотелю и неприязненно – к Платону. Передадим некоторые черты этих небезынтересных споров. Названный нами Георгий Гемист Плифон был жарким поборником платонизма 919 , родился в Константинополе около 1355 года и получил свое образование частью здесь, частью в других городах Византийской империи. Большую часть своей жизни он проводит в Пелопоннесе; некоторое время остается во Флоренции, где по просьбе Косьмы Медичи читает лекции по философии; остаток жизни он проводит опять в Пелопоннесе. Плифон умер столетним стариком 920 . Он пользовался почетной славой со стороны своих немалых по числу почитателей. А во главе его друзей стоял некто Михаил Апостолий. Плифон имел могущественных покровителей и из числа лиц царственных. Феодор Палеолог, деспот Пелопоннесский, подарил Плифону в потомственное владение земли в Пелопоннесе, а император Иоанн Палеолог (1428 г.) подтвердил этот дар за философом 921 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Эта регионализация византийской культурной жизни проявилась в складывании в XIV-XV вв. пяти центров культуры: столичного, в Мистре на Пелопоннесе, в Трапезунде, который называли «вершиной и оком всей Азии», а также в Македонии и на Крите. Так, загадочный Плифон, или, точнее, Георгий Гемист Плифон (ок. 1360–1452 гг.), широко известный как «второй Платон», возродитель античной философии, неоплатонизма, критик доктрин православия и ислама , удалился из Константинополя, сдержанно встретившего его, в город Мистру – столицу пелопоннеской провинции Мореи. Здесь он собрал ученый кружок, своего рода «Академию», где проповедовал довольно смелые, по сути дела языческие взгляды. На основе языческого Пантеона он разработал новую иерархию богов, каждый из которых был олицетворением какой-либо идеи: громовержец Зевс соотвествовал Богу Отцу, Бог Сын – богу морей Посейдону, идее мирового разума, супруга Зевса, Гера, стала олицетворением материи, бог света и солнца Аполлон – идеи тождества, богиня плодородия Артемида – идеи различия, бог подземного царства Плутон – идеи бессмертия души, богиня любви Афродита – идеи продления рода, а значит, идеи бесмертия человечества. Едва ли все это было доступно пониманию широкого круга даже образованных людей. Новая религия Плифона была рассчитана на отдельные, избранные личности, озабоченные совершенством и высотой духа и стоящих над обществом. Это была своего рода тайная каста верующих, которая имела особый символ веры , литургию и даже календарь, подражавший античному греко-римскому календарю, построенный на руководствах из еврейской астрономии. Кроме того, Плифон предложил правителям Мореи провести коренные реформы государственного устройства и, по образцу, предложенному знаменитым древнегреческим философом Платоном, создать идеальное, справедливое государство. В этом государстве должны были быть налоги, уплачиваемые только натурой, народная регулярная армия взамен продажных наемников, жесткий протекционизм в отношении товаров, например, отказ от покупки тканей у италийцев, запрет на монашество. Привлекательность этих утопических идей Плифона состояла в том, что он стремился дать людям блаженство не в потустороннем мире, как учила христианская Церковь , а здесь, на земле, в обществе, перестроенном на основе новых законов морали.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Литературным же языком того времени был язык классических авторов. Увлечение образованных слоев империи древнегреческим языком сочеталось с повышением интереса к античной истории, культуре, литературе. Это выражалось в усиленном чтении античных, авторов, в составлении к ним комментариев, в переводе латинских авторов на греческий язык и греческих на латинский. Многие писатели старались подражать стилю древнегреческих авторов: например, Геродоту и Фукидиду подражал Лаоник Халкокондил в своей «Истории», его современник Критовул – Фукидиду. Причина повышенного по сравнению с прежними веками интереса к античности заключалась в первый период (1204– 1261 гг.) в стремлении греков духовно противопоставить себя латинским завоевателям. Во второй период (1261–1453 гг.) духовное тяготение к далекому прошлому Греции выражалось в восстановлении Византийской империи в границах древнего эллинского государства. Теперь Византия была заселена только греками (напомним, что в IV–XII вв. этнический состав Византийской империи был весьма пестрым), отсюда – усиление эллинских тенденций и настроений. Реакция против латинского завоевания привела к тому, что византийцы стали чувствовать себя настоящими греками; они уже называли себя не «ромеями», а эллинами. Так, Никифор Влеммид (XIII в.) в автобиографии пишет об «эллинском владычестве» 407 . Никейский император Иоанн III Ватац (1222–1254 гг.) с гордостью говорит о своем эллинском происхождении 408 , а его преемник Феодор II Ласкарис (1254–1258 гг.) считает свою империю эллинской землей 409 . Увлечение древним эллинством доходило до того, что один из видных культурных деятелей XV в., Георгий Гемист, заменил свое обычное в то время греческое имя Гемист (от среднегреческого γεμζω «наполняю») на более эллинское Плифон с тем же значением (древнегреческое πλθω). Приведенные примеры свидетельствуют пока более всего о внешнем увлечении древнегреческим языком и древнегреческой литературой. Но интерес к древнему эллинству выражался и в прямом усвоении византийцами многих не только практических, но и теоретических знаний, добытых великими умами древней Эллады.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Григория Паламы - напр., св. Николаем Кавасилой, Феофаном Никейским, Геннадием Схоларием. Многие др. правосл. авторы, начиная со свт. Нила Кавасилы и Каллиста Ангеликуда, взялись за перо для опровержения томизма, пользуясь исключительно переводами К. Именно К. сыграл определяющую роль в обращении многих знатных византийцев в католичество. Если в XIII в. лишь двое (Николай из Отранто и Мануил (Максим) Оловол) знали лат. литературу и склонялись к католич. богословию, а в XIV в. - всего лишь четверо (Максим Плануд, Варлаам Калабрийский, Димитрий и Прохор Кидонисы; первые 3 перешли в католичество), то в XV в. таких людей насчитывалось уже 11. Всего же греч. интеллектуалов, посещавших в XIV-XV вв. Италию и писавших трактаты о разделении Церквей, Дж. Монфазани насчитывает 43 ( Monfasani J. The Pro-Latin Apologetics of the Greek Émigrés to Quattrocento Italy//Byzantine Theology and Its Philosophical Background/Ed. A. Rigo. Turnhout, 2012. P. 160-186. (Byzantios: Studies in Byzantine History and Civilization; 4); здесь: p. 161-162, 182-186). Помимо христианских авторов среди учеников К. был и Георгий Гемист Плифон, ставший затем платонизирующим язычником. Он заимствовал у К. некоторые положения томистского учения, в частности аксиоматическую богословскую эпистемологию Фомы и К., приспособив их к своим целям ( Demetracopoulos J. Georgios Gemistos-Plethon " s Dependence on Thomas Aquinas " Summa contra gentiles and Summa theologiae//Archive for Medieval Philosophy and Culture. 2006. Vol. 12. P. 276-341; здесь: 324-329). В «Законах» Плифон использовал также утверждение прав человеческого разума в исследовании божественных вещей, имеющееся в Апологии 2. Критика паламизма (см.: Russell N. Palamism and the Circle of Demetrios Cydones//Porphyrogenita: Essays on the History and Literature of Byzantium and the Latin East in Honour of Julian Chrysostomides/Ed. Ch. Dendrinos et al. Ashgate, 2003. P. 153-174). Отрицательное отношение к невежественным монахам-исихастам проскальзывает во многих письмах К.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010