Мы должны когда-нибудь овладеть знанием особенностей стиля римского, равеннского, искусства Коптов, Сирии, Греции и стран Малой Азии, собственной Византии. Но если этими общими замечаниями мы считали нужным ограничить некоторые крайности в научных воззрениях проф. Стрыговского (который, впрочем, сам видит эти крайности, но полагает их своевременными, как ответ на крайности противоположных взглядов), то мы не можем не примкнуть всецело к заявленному им желанию видеть изучение христианского искусства на почве Египта, Сирии, Малой Азии, Греции и знать, не развивало ли оно в каждой стране Востока своеобразного направления. В этих видах, автор разбирает пять памятников. Подземная усыпальница Пальмиры показывает ему, что и сакральные архитектурные формы и некоторые типы декоративных росписей в византийском искусстве идут прямо с эллинистического Востока, представителем которого, за исчезновением Антиохии, Селевкии и древней Александрии, являются руины и памятники Пальмиры, несмотря на смешение греческого искусства с семитическими и персидскими элементами. Проф. Стрыговский совершенно верно заключает, что крестообразная форма пальмирской усыпальницы представляет нам, наряду с подобными же усыпальницами Александрии, прототип константиновской церкви Св. Апостолов, воспроизведенной отчасти в ц. Св. Марка в Венеции и послужившей также образцом для усыпальницы Галлы Плацидии в Равенне и Миланской ц. S. Nazaro. В настоящее время мы можем указать на развалины новооткрытой (1902 г.) крестообразной базилики Херсонеса, как на замечательное звено в этой цепи восточных образцов и западных копий. Базилика открыта вне херсонесских ограждающих стен, с пол-версты от них (что само по себе знаменательно, в виду известного по истории беспокойного состояния города от окружавших его варваров) на заметном и отовсюду открытом холме. Храм окружен различными мелкими постройками, также, по-видимому, относившимся к храмовым усыпальницам, и незначительною оградою. Вся окружающая местность, на значительное расстояние, покрыта могилами и составляла, видимо, часть Херсонского некрополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Готы были одним из германских племен, и они, конечно, не сразу оказались в Испании. При Таците они обитали в низовьях Вислы 623 . Затем они, будучи самыми опасными из первой волны вторжения германских народов, напали на Иллирик, но были разбиты Клавдием II и Аврелианом в 268–271 гг. Они же первыми из варварских народностей приняли христианство в его арианской форме, еще в конце III века, для чего готский епископ Вульфила сделал перевод Библии. В V веке это был самый многочисленный из северных народов, вторгшихся в пределы Империи, и одновременно самый культурный и романизированный. Готы делились на две различных народности – визиготы и остроготы (впоследствии по созвучию первые получили название вестготов, а вторые – остготов). Теснимые гуннами, визиготы во главе со своим вождем Фритигерном в 376 г. переправились через Дунай, разграбили Иллирик и Фракию и в 378 г. нанесли сокрушительной поражение римским войскам при Адрианополе, в котором погиб сам император Валент. Новый император, Феодосий, был вынужден заключить с ними мир в 379 г. и предоставить им право поселиться во Фракии как военным союзникам с целью обороны Империи от прочих германцев. На самом деле новый король визиготов Аларих, облеченный высоким званием magister militum Иллрика, просто занял позицию на границе Империй и мог нападать на обе. После смерти Феодосия в 395 г. визиготы вторглись сначала в Грецию, затем в Италию, но были разбиты талантливым полководцем Западной империи Стилихоном. Зато после убийства Стилихона, в 410 г., Аларих стал первым варваром, взявшим Рим после галлов Бренна. «Зрелище, когда император Гонорий сидит в своей крепости на болотах Равенны и ничего другого не делает, как только упрямо говорит «нет», вообще жалкое», – резюмирует Т. Моммзен. Аларих правил готами с 395 г. по 410 г. Продолжатель его дела, король Атаульф женился на дочери Феодосия и сестре Гонория, Галле Плацидии, и стал полновластным хозяином Италии. Затем Гонорий придумал, как спровадить его подальше. В это время Галлия была захвачена двумя узурпаторами, которых провозгласили императорами британские и германские легионы; подавить этот мятеж и предложили в 412 г. Атаульфу за хорошую мзду. Тот согласился, разогнал претендентов и сам захватил себе обширные земли в Аквитании и Нарбоннской Галии. Наконец, в 416 г. его преемник, Валлия, организовал королевство визиготов со столицей в Толосе (Тулузе), считаясь союзником и вассалом римлян, но не будучи таковым на деле. Еще в 415 г. визиготы начали освобождать Испанию от варваров 624 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Кроме визант. имп. Льва I Л. С. не признал комит Далмации Марцеллин. Уже в 461 г. комит получил поддержку имп. Льва I и начал военные действия против Рицимера. Однако в 462 г. дипломатические усилия Рицимера привели к тому, что Лев убедил Марцеллина прекратить на время боевые действия, хотя напряжение между ним и Рицимером сохранялось. С 462 г. вандалы возобновили морские набеги из Карфагена на побережье Италии, а в 463 г. захватили Сардинию и Корсику. Король вандалов Гейзерих поддерживал в качестве претендента на римский престол имп. Олибрия, женатого на Плацидии, дочери имп. Валентиниана III (425-455), и жившего в К-поле. В Галлии власть Л. С. не признал магистр армии Эгидий. Рицимер назначил вместо него лояльного к Л. С. Агриппина, однако Эгидий не смирился с тем, что его сместили с должности, и закрепился с войском на севере страны. Кроме того, могущественный комит и магистр Непоциан, имевший в империи ранг, равный с Рицимером, также не признал Л. С. и вступил в союз с вестготами в Испании. Галлия оказалась разделена между 3 лагерями враждующих полководцев, каждого из к-рых поддерживали группировки германцев. В течение последних 2 лет правления Л. С. происходило некоторое потепление в отношениях Италии и К-поля. С 464 г. консулы на Западе не провозглашались; это право было полностью передано имп. Льву. Вторая новелла Л. С. (от 25 сент. 465) была издана от имени его и имп. Льва. Остается неизвестным, давал ли Лев на это разрешение, или же Л. С. этим жестом пытался продемонстрировать свое согласие со Львом. Новелла касается вопросов о браке представителей куриалов с колонами и ужесточает положение последних, т. к. отныне дети от этих браков переходили в состояние колонов. Более ранняя новелла, от 20 февр. 463 г., подтверждала законодательство имп. Майориана о вдовах, которым запрещалось отчуждать имущество своих покойных мужей, но разрешалось свободно пользоваться правом узуфрукта. Л. С. умер в Риме; согласно указанию в «Старших Венских фастах» - 15 авг. (Chron. min.

http://pravenc.ru/text/2463655.html

принес корпус исторических и агиографических сочинений, посвященных Монте-Кассино. Самым ранним из них стал обширный картулярий мон-ря (изд.: Registrum. 2015), составленный ок. 1131-1133 гг. при участии большой группы др. монахов (в кодексе с картулярием и в свитке с подготовительными материалами нет записей почерком П. Д.). Он указывал, что составил лишь предисловие к сборнику, и сообщал, что первоначально аббат Сениорект поручил ему собрать только копии привилегий пап Римских, но позднее по совету Роберта, князя Капуи (1127-1135, 1137, 1155-1156), распорядился добавить и копии привилегий светских правителей и дарений частных лиц. В предисловии П. Д. заявил, что сборник будет состоять из 6 разделов: привилегии, предписания (praeceptae), дарения (oblationes), а также акты - о передаче в аренду (libelli), об отказе от прав (renuncia) и о присяге (sacramenta). В действительности был реализован лишь план относительно первых 3 разделов, неск. актов об отказе от прав были включены в число дарений, а документов о передаче в аренду и о присяге в сборнике нет ( Chastang. 2009. P. 120). Всего в картулярий включено ок. 600 документов, значительная их часть представляет собой подделки, составленные гл. обр. П. Д. (для нек-рых из них он сфабриковал также предполагаемые «оригиналы» на отдельных листах пергамента с печатями; сохр. в монастырских архивах). Среди фальшивок выделяется неск. комплексов «документов»: о сицилийских владениях Монте-Кассино, начиная с грамоты, якобы данной св. Бенедикту (см. Венедикт Нурсийский ) отцом св. Плацида, патрицием Тертуллом; о дарениях лангобардского кор. Дезидерия (756-774), имп. Карла Великого (800-814) и имп. Генриха II (1014-1024). Весной 1133 г., когда работа над основной частью картулярия была уже завершена, в Монте-Кассино прибыл Дрогон, аббат мон-ря Гланфёй в Анжу (на месте совр. сел. Ле-Турей, деп. Мен и Луара). Основателем этого мон-ря с IX в. считался св. Мавр , ученик св. Бенедикта. По-видимому, Дрогон рассчитывал на то, что, укрепив связи с Монте-Кассино, он добьется независимости от епископов Анже.

http://pravenc.ru/text/2580386.html

22 сент. 415 г. в Барциноне (совр. Барселона) был убит кор. вестготов Атаульф, что привело к кризису внутри вестготского сообщества. В 416 г. вестготы, возглавляемые новым кор. Валлией, заключили мир с империей, затем в Испании успешно вели войну против вандалов, свевов и алан и получили земли для расселения как союзники Рима в Аквитании. Валлия возвратил в Равенну вдову Атаульфа Галлу Плацидию, а также утратившего для вестготов значение Аттала. Вскоре состоялась свадьба Галлы Плацидии с патрикием Констанцием, наиболее влиятельным военачальником Г. Констанций был возведен в ранг цезаря; 3 июля 419 г. у четы род. сын, буд. имп. Валентиниан III , а 8 февр. 421 г. Констанций и его супруга были провозглашены августами. Однако уже 2 сент. того же года Констанций III умер (так и не получив признания со стороны правившего Востоком Феодосия II). Между Г. и Галлой Плацидией произошел разрыв, и в 423 г. сестра императора уехала с детьми в К-поль. После смерти Г. власть в Равенне захватил придворный протонотарий Иоанн. Однако вскоре он был побежден войском, отправленным в Италию вост. имп. Феодосием II, и на престол был возведен племянник Г. Валентиниан III. Основным направлением имперской политики Г. была борьба с вторжениями варваров. Катастрофическая нехватка финансовых и военных средств привела к падению Рима и распаду Зап. Римской империи как единой адм. системы. К концу правления Г. под его контролем оставались диоцезы Италия и Африка, Юж. Галлия и Далмация, сохранялись отдельные разрозненные укрепленные пункты на верхнем Дунае. Религ. политика Г. отличалась решительным наступлением на язычество. В нач. V в. в Риме были запрещены гладиаторские бои (впервые осуждены в 325, при имп. Константине Великом). 15 нояб. 408 г. на Западе и Востоке империи вступил в действие совместный эдикт Г. и Феодосия II, окончательно лишавший языческие храмы права иметь имущество. Языческие алтари и изображения богов подлежали уничтожению. Храмы разрушать запрещалось и рекомендовалось использовать их в качестве общественных зданий. Аттал, в 408-409 гг. управлявший Римом, был язычником, но, став императором, принял крещение. Тем не менее при нем языческие храмы в Риме были вновь открыты. На своих монетах он поместил изображение богини Победы вместо монограммы Христа. Однако эта попытка возрождения язычества пресеклась после низложения Аттала.

http://pravenc.ru/text/166141.html

Зап. Римская империя в те же годы переживала тяжелейший кризис. М. известил о своем восшествии на престол зап. имп. Валентиниана III и папу Римского Льва I и стал включать имя Валентиниана как соправителя в свои офиц. документы. На Западе же имя М. вносить в эдикты не торопились. Т. о. зап. правительство, вероятно, выражало недовольство тем, что М. был избран императором без согласия Равенны. М. как соправитель Валентиниана впервые упомянут только в новелле от 29 июня 452 г. (Novell. Val. 36). 30 марта 452 г. изображение М. было установлено в Риме. В отношениях с Гуннской державой Аттилы М. занял более жесткую позицию, нежели Феодосий II. М. согласился посылать Аттиле ежегодные дары как плату за спокойствие на границах Восточной империи, но отказывался выдавать гуннам огромные откупные суммы, которые им выплачивал Феодосий II с 447 г. В кон. 450 - нач. 451 г., чтобы добиться новых условий соглашения, послом к Аттиле был отправлен Аполлоний, к-рого также сопровождал Приск. Однако Аттила посчитал, что Аполлоний не имеет необходимого статуса как посол, и не принял его. Весной 451 г. Аттила вторгся в Галлию, но потерпел поражение на Каталаунских полях. В 452 г. он разорил Сев. Италию, через год планировал вторжение на Балканы, но скоропостижно скончался в нач. 453 г. ( Priscus Panites. 1851. P. 98-99). С его смертью держава гуннов распалась; мн. подвластные им племена стали независимы. Часть варварских племен с согласия М. переселились в дунайские провинции М. Скифия и Прибрежная Дакия. 16 марта 455 г. в Риме был убит имп. Валентиниан III, и власть захватил сенатор Петроний Максим, женившийся на вдове Валентиниана Евдоксии, дочери Феодосия II. В июне 455 г. в качестве мстителя за покойного императора под стенами Рима появился флот короля вандалов Гейзериха. По общему мнению, вандалы были призваны Евдоксией. В начавшейся панике Петроний Максим погиб; вандалы взяли Рим, грабили его 2 недели и вернулись в Карфаген, взяв в плен семью Валентиниана III: Евдоксию, сына Гауденция и дочерей Евдоксию и Плацидию. 9 июля 455 г. в Галлии императором был провозглашен местный аристократ Авит, однако его правление завершилось спустя год. Имп. власть в Зап. империи была окончательно дезорганизована, в Италии правил главнокомандующий Рецимер (Рекимер), к-рый ставил императоров из числа своих приближенных. Рецимер признавал формальный сюзеренитет М., а также его преемника Льва I. Официально взаимоотношения между обеими частями империи оставались дружескими. В кон. 455 г. Авит отправил посольство к М. Кроме признания его соправителем он просил также содействия в войне с вандалами. Однако М. ограничился 2 посольствами к Гейзериху и предпочел не вмешиваться в войну. Послы М. просили Гейзериха отпустить в К-поль имп. Евдоксию и ее детей, но пленных не отпустили.

http://pravenc.ru/text/2562352.html

В сем году Валентиниан, император римский, хотя держался православного учения Церкви, но в жизни своей показывал большое беззаконие. Несмотря на то, что жена его, Евдоксия, дочь царя Феодосия, была красавица, он дьявольски умел пользоваться и чужими женами. Беседу его составляли всегда люди праздные, пустые, а потому и был наказан он самою постыдною смертью. Максим, внук Максима, жившего при Феодосии великом, и соименный ему, имея, как римский патриций, вход во дворец его, убил Валентиниана, насильственно соединился с Евдоксиею, и овладел императорским престолом; ибо чем кто грешит, тем и наказывается. Пораженная этим Евдоксия, не ожидая никакой помощи из Византии, потому что отец ее, Феодосий, и Пульхерия уже скончались, обратилась с просьбой к Гизериху, избавить ее от Максима и призвала его в Рим. Максим, слыша о приближении Гизериха с огромным флотом, бежал из Рима, но спутники его убили его под конец первого года его правления. Гизерих вошел в Рим без всякого сопротивления, на третий день по убиении Максима, и захватив все сокровища и лучшие украшения города, нагрузил ими корабли, в том числе церковную утварь из чистого литого золота с драгоценными камнями и сосуды еврейские, которые Веспасианов сын Тит, по взятии Иерусалима, принес в Рим, и отправился в Африку, взяв с собою императрицу Евдоксию и дочерей ее. Евдокию выдал он за старшего сына своего Онориха, а Плацидию, узнав, что она уже замужем за патрицием Оливрием, посадил под стражу с матерью ее, Евдоксиею. После смерти Максима два года царствовал Майорин, а после него столько же времени владел Римским царством Авит, за ним три года Север, а потом не было уже более императоров, но Рецимер, предводитель войска, облеченный великою властью, управлял всеми делами. В том же году в Иерусалиме скончалась Евдокия, оставившая великие приношения церквам. л. м. 5948, Р. Х. 448. Первый год епископства Мартирия в Антиохии. В сем году сгорела Равенна, а через несколько дней убит патриций Рамит в Класах, затем, спустя девятнадцать дней, Авит побежден был Ремиком и сделался епископом в Галльском городе Плаценции. л. м. 5949, Р. Х. 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

1910. Т. I. 2. С. 249–269. 8 Впервые опубликовано в журнале «Богословский вестник». 1910. Т. I. 3. С. 347–380. 9 Впервые опубликовано в журнале «Богословский Вестник». 1910. Т. I. 4. С. 555–574; Т. II. 5. С. 78–98. 10 С именем Атаульфа связывается не лишенная интереса романтическая история. При взятии Рима Аларихом готами была захвачена в плен Плацидия, сестра римского императора из дома Феодосия Великого. Атаульф горячо полюбил Плацидию, но гордая красавица отвергла все искательства варварского вождя; наконец, убежденная одним римским патриотом, она из любви к родине согласилась стать женой красивого готского короля. Этот брак был пышно отпразднован в 414 г., и между прочим, капельмейстером и запевалой на этом браке был тот самый Аттал, который при Аларихе состоял римским императором; теперь он был уже в отставке. 11 Впервые опубликовано в журнале «Богословский Вестник». 1910. Т. II. 6. С. 237–263. 12 Впервые опубликовано в журнале «Богословский Вестник». 1910. тИ. С. 440–468. 13 Ввиду недоумений, вызываемых у некоторых читателей, каким обра зом я, будучи профессором церковной истории, печатаю статьи не по сво ей специальности, и уж не перешел ли я на кафедру новой гражданской истории, я должен заявить, что первоначально я приглашен был в Акаде мию на кафедру новой гражданской истории, на которой и оставался в течение трех лет, причем первую половину учебного года преподавал историю западно–европейского Средневековья с кратким очерком развития королевской власти во Франции за Средние века, во второе — историю Византийского государства. Печатаемые по истории западно–европейского Средневековья статьи и являются результатом этих занятий. — Автор. 14 Впервые опубликовано в журнале «Богословский Вестник». 1910. Т. III. 11. С. 431–445; 12. С. 583–598. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

По просьбе близких к нему людей, опасавшихся насилия толпы над патриархом, он исполнил это поздно вечером, а ночью Македония перевезли на азиатский берег Босфора. 1344 Не считая удобным оставить дело Македония без формального суда, Анастасий послал в город Клавдиополь в провинции Гонориаде префекта и несколько других сановников. Здесь, при участии епископа города Кизика, произошел суд, окончившийся формальным постановлением о низложении Македония. Подсудимый протестовал, называя своих судей севастианами и македонианами. 1345 Приговор был приведен в исполнение и Македоний отправлен в ссылку. Преемником его был поставлен скевофилак Софийского храма Тимофей, который действовал по указаниям императора и удержался на престоле до самой своей смерти. Он относился с большой нетерпимостью к памяти своего предшественника и, являясь в храмы столицы на церковные службы, не приступал к началу богослужения раньше, как убедившись в том, что устранен со своего почетного места портрет Македония. 1346 По аналогии с давним обычаем рассылать по всей империи изображения императора при вступлении его во власть возник обычай ставить портреты патриарха в церквах его епархии, которые затем оставались в храме. Тимофею принадлежит одно нововведение в церковном обиходе. Раньше Символ веры читался только раз в год, в пятницу перед Пасхой, когда епископ наставлял крещаемых. Тимофей установил чтение Символа во время каждой службы (σναξις). 1347 В Константинополе продолжалась ожесточенная борьба между врагами и приверженцами Халкидонского собора. В ней принимали участие и некоторые благочестивые знатные женщины. Такова была Юлиана, дочь кратковременного римского императора Олибрия и Плацидии, внучки Феодосия. Она была в замужестве с Ареобиндом, сыном Дагалайфа и внуком того Ареобинда, который положил начало своей карьеры единоборством с персидским витязем во время войны с персами в 422 году. Юлиана отличалась большой преданностью православию и высоким благочестием. 1348 Административные преследования, к которым был вынужден император, простирались прежде всего на монахов. Много акимитов было сослано в оазис в Фиваиде, другие бежали и рассеялись по Финикии, а некоторые направились в Рим. В течение 512 года в Константинополе нередко случались кровавые столкновения на улицах и происходили пожары.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Взят город, который взял целый мир. Муки голода довели людей до ужасной пищи, пожирали взаимно члены друг друга, и мать не давала пощады сосущему ее младенцу». 631 Епископ Иппоны, блаженный Августин , сказал своей пастве проповедь на тему «о гибели города». Более холодный, чем Иероним, он не нашел горячих слов скорби в своем сердце, напоминал слушателям о гибели Содома и Гоморры, угрожал гневом Божьим за грехи мира. 632 От Рима Аларих отошел на юг Италии. Забота об обеспечении пропитания войска создавала необходимость подчинения Африки. Он снарядил флот, но буря разбила корабли у берегов Сицилии. Вскоре Аларих захворал и умер. Готы стояли тогда близ города Консенции в Бруттии. Сподвижники воителя устроили ему великолепное погребение: они отвели течение реки Бузента, вырыли в ее русле глубокую могилу, положили в ней своего царя с его сокровищами, а затем пустили реку на прежнее русло. Все рабы, трудившиеся над этим сооружением, были перебиты, чтобы никто впоследствии не мог потревожить прах героя. 633 Зять Алариха, Атаульф, был провозглашен царем. В его руках была Плацидия, и он держал ее с почетом в лагере, питая надежду на возможность достигнуть через нее соглашения с Гонорием. Но император оставался непреклонен, пока готы находились в Италии, и в 412 году Атаульф вывел свои дружины за Альпы в Галлию, чтобы найти поприще для проявления боевого духа своих соплеменников в разыгрывавшихся там событиях. Более трех лет пробыли готы в Италии, и тяжкие следы того разорения, которое они внесли в эту страну, видел своими глазами Прокопий, когда участвовал в походе Велизария более ста лет после того времени. По его словам, «города, которыми овладевали готы, они подвергали такому разрушению, что, кроме какой-нибудь одной уцелевшей башни, ворот или чего другого, не осталось никаких следов, особенно около Ионийского залива (т. е. Адриатического моря). Попадавшихся им навстречу людей готы избивали всех, как старых, так и молодых, не давая пощады ни женщинам, ни детям. Отсюда и эта теперешняя малонаселенность Италии».

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010