Папа писал Феодосию и по поводу поставления на Константинопольскую кафедру Анатолия, выра­зив готовность признать его законным предстоятелем при усло­вии согласия его с православным учением, как оно изложено не только в определениях Вселенского Собора в Эфесе, на котором председательствовал святой Кирилл, но и в других авторитет­ных документах, в том числе и в томосе самого папы, адресован­ном его предшественнику Флавиану: «Пусть не презрит прочи­тать даже и мое послание, которое он найдет во всем согласным с благочестием отцов» 705 . Император однако был вполне удовлетворен результатами собора под председательством Диоскора и не желал пересмо­тра его решений. Папа обратился с посланием к августе Пульхерии, чьи православные убеждения были ему известны, про­ся ее умолить брата санкционировать созыв собора в Италии, но к успеху это ходатайство не привело. Лев Великий убедил соправителя Феодосия Валентиниана просить его о согласии на созыв Вселенского Собора в Италии. С аналогичными просьбами к нему обратились также императрица Галла Плацидия и даже дочь Феодосия и супруга Валентиниана Евдоксия, но Феодо­сий стоял на своем: в Эфесе «в присутствии досточтимейших епископов, – писал он в ответном послании Валентиниану, – с полною свободою и совершенною истиною, отлучены недостой­ные священства и восприняты те, которые признаны достойны­ми. И мы знаем, что ими ничего не сделано противного правилу веры и справедливости. Итак весь спор прекращен священным судом. АФлавиан, который признан виновником вредной новиз­ны, получил достойное наказание. И с удалением его царствует в церквах всякий мир и всякое согласие и процветает не иное что, как чистая истина» 706 . Относительно истины Феодосий мог искренне заблуждаться; что же касается мира в церквах, то ему не могла не быть известной буря негодования, возбужденная на Западе и в Сирии оправданием Евтихия и низложением свя­того Флавиана и других епископов, отвергших монофизитскую ересь. Поразительный пример высокомерного игнорирования реального положения дел, проистекающий, правда, в основ­ном не от характера Феодосия, но от принятой триумфальной стилистики императорских актов. Неизбежные перемены, ибо Бог поругаем не бывает, наступили только после смерти Фео­досия, сломавшего себе позвоночник при внезапном падении с коня на охоте. 8. Варварские королевства в пределах империи В V столетии запад Римской империи пришел в состояние смертельной опасности: он подвергся чреде атак со стороны варварского мира. В пределы империи вторглись разные наро­ды, в основном германцы, вместе с ними в великое переселение были вовлечены также гунны, аланы, славяне, а во вторжени­ях в римскую Британию участвовали племена пиктов и скоттов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 406 г. силами Стилихона было успешно отражено нападение варваров во главе с Радагайсом на Италию, они были блокированы у Фезул (совр. Фьезоле) и сдались. Однако одновременно с этим крупные силы вандалов, свевов, алан и др. народов, перейдя Рейн, вторглись в Галлию и беспрепятственно начали расселение по ее территории. В авг. 408 г. при дворе Г. произошел переворот. Значительная часть окружения императора была недовольна всевластием Стилихона, а также его политикой дипломатических контактов с вестготами Алариха. В придворных кругах и в армии сложился заговор, и при попустительстве Г. Стилихон и его жена были убиты. Новое правительство во главе с Олимпием отказалось от договоров с Аларихом. В это время основные силы Алариха находились в Сев. Италии, и он выдвинул требование к рим. сенату о новой контрибуции в 4 тыс. фунтов золота, к-рое было удовлетворено. Рассчитывая добиться у правительства дополнительных уступок, осенью 408 г. Аларих осадил Рим. В нач. 409 г. усилиями папы Иннокентия I, возглавившего посольство в лагерь Алариха, жителям города удалось, уплатив контрибуцию, убедить готов снять осаду и отойти на север. Аларих раскинул лагерь возле г. Аримин (совр. Римини) и начал переговоры с Г. После неск. месяцев обмена посольствами Г. отказался вести переговоры с Аларихом и объявил, что лишает его всех постов в империи. Аларих вновь двинулся на Рим. Вскоре он вступил в соглашение с горожанами, к-рые, не получив помощи от императора, попытались воспользоваться силами Алариха для давления на Г. В Риме был провозглашен императором некий Аттал, представитель сенаторского рода. Вместе с ним в нач. 410 г. Аларих двинулся на Равенну, однако вскоре вступил в контакт с Г., очевидно, был подкуплен и низложил Аттала. Дальнейшие переговоры Г. и Алариха, как и за год до этого, закончились разрывом. 24 авг. 410 г. Аларих овладел Римом. Город был разграблен и вскоре оставлен варварами, но христ. храмы не пострадали. Была захвачена в плен сестра Г. и Аркадия Галла Плацидия , впосл. выданная замуж за брата жены Алариха Атаульфа. Аларих умер в 410 г., передав Атаульфу власть над вестготами.

http://pravenc.ru/text/166141.html

Юлии в Брешии. И доселе в Брешии, в Публичной библиотеке Квириниан. Согласно древнему обычаю, этот крест четвероконечный, и притом все четыре конца равной величины, только книзу протянута небольшая рукоятка, чтобы брать крест в руки для процессий, или вставлять в отверстие (как крест запрестольный). По серебру позолоченный; украшен драгоценными камнями и античными камеями с мифологическими сюжетами. С передней стороны на перекрестии в медальоне довольно грубое изваяние Христа, с бородой, сидящего на престоле (вероятно, позднейшее). Но самое лучшее и, можно сказать – бесценное украшение этого креста составляет стеклянный медальон, вставленный на передней части у самой рукоятки, с изображениями в золоте и серебре трех фигур почти по пояс: это Галла Плацидия, Гонория и Валентиниан III, портреты, оживленные необыкновенной натуральностью и запечатленные индивидуальностью характеров; работа тщательная и с большим вкусом; техника не оставляет ничего лучшего желать, как в одеяниях, так и в лицах. Это замечательное произведение делал некоторый Грек Вуннерий, лепщик или гончар, как свидетельствует подпись вверху этих портретов на самом медальоне. По одинаковости изображений этот медальон состоит в сродстве с двумя половинками диптиха, в соборе в Монце, на которых также изящно изображены портреты Галлы Плацидии, Валентиниана III и Аэция или Бонифация. Для истории креста необходимо упомянуть о кресте Ватиканском, который согласно с древними мозаиками, украшен в верхней оконечности грудным изображением Христа, а, сверх того – такое же изображение помещено и внизу, как три упомянутые портрета в кресте Брешианском. Наперсные кресты и тельники были сначала так же четвероконечные и без изображения распятия, как свидетельствует один из самых древних, найденный в могиле в римской базилике Св. Лаврентия за городскими стенами. Кроме латинских надписей, на нем помещена и греческая «Еммануил». 5) Ковчежец для реликвий, в виде маленького саркофага, четверти в две длиной и в четверть вышиной, из слоновой кости, кругом украшенный отличными рельефами, V века.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Пока шла война с персами, Феодосий вступил в брак. Когда ему исполнилось 19 лет, он сообщил о своем намере­нии жениться Пульхерии, и та подобрала ему невесту. Выбор пал на отличавшуюся поразительной красотой и незаурядным умом, прекрасно образованную юную гречанку по имени Афинаида, которая, впрочем, была на 9 лет старше Феодосия. Дочь известного философа Леонтия, одного из профессоров Афин­ской школы, она приехала в столицу с жалобой на своих бра­тьев, которые после смерти отца оставили ее без средств, разде­лив наследство между собой. В Константинополе она добилась приема у Пульхерии, и та, исполнившись к ней сочувствия, при­гласила ее пожить во дворце. Ее она и предложила в невесты брату. Свою невесту Феодосий увидел через занавеску, и она взволновала его своей красотой. Выросшая в семье язычни­ка, Афинаида не была крещена. Поэтому в преддверии бра­ка она приняла от руки Константинопольского архиепископа Аттика Таинство крещения и получила новое имя Евдокия, ее восприемницей стала Пульхерия. Бракосочетание состоялось 7 июня 421 г. Год спустя у молодоженов родилась дочь, крещенная с име­нем своей бабушки Евдоксии. В 423 г. Евдокия, по совету Пуль­херии, была своим мужем удостоена титула августы, который сравнял ее по чести с золовкой. Евдокия искренне приняла хри­стианство. Обладая поэтическим талантом и начитанная в клас­сической греческой литературе, она писала поэмы, перелагая в стихах эпизоды из библейской истории. Между тем в 417 г. Галла Плацидия, овдовевшая после смер­ти своего первого мужа, короля готов Атаульфа, и вернувшаяся в Равенну, была выдана замуж за римского полководца иллирий­ского происхождения Констанция, нанесшего ряд сокруши­тельных ударов по претендовавшим на верховную власть узур­паторам, не по расположению сердца, но по политическим и династическим соображениям. Император Гонорий в этом году удостоил ее нового мужа во второй раз званием своего коллеги по консулату – сам он провозглашался консулом уже в 11-й раз, а также титулом патриция. В следующем году в семье Констан­ция и Плацидии родилась дочь Гонория, а в 418 г. сын Валенти­ниан, грудным младенцем награжденный титулом нобилиссима, который в иерархии отличий занимал следующее место после цезаря. В 421 г. Плацидия была провозглашена августой, а ее муж – августом и соправителем императора Гонория. В Кон­стантинополе этого возвышения Констанция не признали, но и особой проблемы из возникшего в результате такого непри­знания расхождения в отношении к рангу Констанция делать не стали, а полгода спустя зазор во взаимоотношениях двух дво­ров – Константинопольского и Равеннского – вовсе исчез вви­ду смерти Констанция.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

На войне с вандалами Маркиан попал в плен, но вскоре Гизерих отпустил его на свободу. После смерти Феодосия II Пульхерия и Аспар возвели его на трон как наиболее подходящего человека – неглупого, опытного и решительного. До наших дней в итальянском городе Барлетто сохранилась бронзовая статуя императора, его лицо поражает суровой красотой 16 . Став императором (коронация 25 августа 450 г.), Флавий Маркиан первым делом выпустил указ о сложении недоимок казне за десять лет, возвратил сосланных при Феодосии II u npukaзaл умертвить ненавистного Хрисафия, чем сразу расположил к себе многих. Человек сурового нрава, Маркиан с неудовольствием наблюдал порядки константинопольского двора и кое-что попытался изменить, например запретил продажу должностей. Интриганам и бездельникам, коими изобиловал дворец, при нем жилось несладко. При всех своих достоинствах Маркиан был необразован и почти не умел писать. В самом начале правления новый властитель оказался втянутым в неприятную и чреватую опасностями историю: томившаяся на полусвободном положении августа Гонория, страстно желая воли и власти, через одного из своих евнухов умудрилась послать Аттиле дорогие подарки и перстень, предлагая ему себя в жены. Таким образом у предводителя гуннов появилась возможность в случае заключения брака законным путем претендовать на оба императорских престола, ибо Гонория приходилась внучкой Феодосию Великому (ее мать Галла Плацидия была сестрой Аркадия и Гонория). Аттила, ждавший только предлога для открытого конфликта, согласился и отправил Маркиану угрожающее послание, требуя Гонорию, с которой якобы давно сосватан, а также причитавшиеся ему по договору с Феодосием II деньги. Император немедленно выслал Гонорию из Константинополя в Равенну, относительно же дани наглому варвару ответил достойно и остроумно: «Золото у меня для друзей, для врагов – железо» ,т. XVIII, с. 652]. Аттила, рассудив, что расправиться с Маркианом он еще успеет, повел свою полумиллионную орду в Галлию, но в грандиозной битве на Каталаунских полях (в Шампани) западноримский полководец Флавий Аэций, «последний великий римлянин», нанес ему страшное поражение.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЛА ПЛАЦИДИЯ Галла Плацидия. Золотой медальон. V в. (Национальная б-ка. Париж) Галла Плацидия. Золотой медальон. V в. (Национальная б-ка. Париж) [лат. Aelia Galla Placidia] (ок. 390 - 450), рим. императрица, дочь имп. Феодосия I Великого и его 2-й жены Галлы, младшая сводная сестра императоров Аркадия и Гонория . Воспитывалась в обстановке христ. благочестия, с юности отличалась умом, образованностью и красотой. Ок. 410 г., во время похода Алариха на Рим, была захвачена в плен вестготами; в нач. 414 г. в Нарбоне состоялось бракосочетание Г. П. и Атаульфа, племянника и преемника Алариха ( Oros. Hist. adv. pag. VII 40. 2; 43. 2; Olympiod. 24). Несмотря на то что Атаульф, как и все готы, был арианином, бракосочетание проходило по рим. правосл. обряду. Более того, Атаульф заявил, что вынужден отказаться от попыток основать на месте Римской империи Готскую, убедившись в «неспособности готов повиноваться законам» ( Oros. Hist. adv. pag. VII 43. 3-7; Olympiod. 26). Г. П. пользовалась любовью и уважением мужа; их сын, названный в честь деда Феодосием, мог бы претендовать на имп. трон (ввиду бездетности Гонория), но умер в младенчестве. Вскоре Атаульф был убит Сигерихом (415), Г. П. оказалась пленницей и подверглась изгнанию из дворца и тяжким унижениям ( Oros. VII 43. 9; Olympiod. 26; Iord. Get. 31 sq). Через неделю был убит и Сигерих; новый вестготский вождь Валлия отнесся к ней с почетом и уважением и в 416 г. за выкуп вернул ее Гонорию, признав верховную власть империи. Император выдал сестру замуж за полководца Констанция (417); супружество было счастливым, в семье родились дети - Гонория и Валентиниан (буд. имп. Валентиниан III ). В 421 г. муж Г. П. был объявлен соправителем Гонория, что возвысило ее до статуса августы, но в том же году она вновь овдовела. Ее отношения с императором, проявлявшим к ней неродственный интерес, осложнились, и она отправилась с детьми в К-поль, где правил ее племянник имп. Феодосий II. Согласно преданию, по пути она посетила Афон , где собиралась совершить поклонение в храме, но у входа была остановлена гласом свыше и взмолилась о прощении ей греха дерзновения ( Порфирий (Успенский). История Афона. К., 1871. Ч. 2. С. 65-66, 151-152).

http://pravenc.ru/text/161564.html

Этот брак должен был стать залогом предстоящей войны против Максима. ...Через год или немногим больше после первой встречи Галлы и Феодосия у них родилась дочь, которой дали имя Галла Плацидия. И ей суждено было стать последней правительницей Западной Римской империи, прожить жизнь, полную интересных и трагических событий, сопровождавших упадок великого Рима. Когда ей, красивой и знатной, исполнился 21 год, ее брат Гонорий бросил Рим на произвол судьбы, отсиживаясь в далекой и неприступной Равенне. Взявший и разграбивший вечный город Аларих, уходя, взял с собой Галлу Плацидию. Спустя некоторое время она стала женой нового вестготского короля Атаульфа. В 415 г. Атаульф был убит узурпатором Сингерихом, который приказал умертвить всех детей короля, а Галлу Плацидию выгнал из дворца в Барселоне, заставив ее идти пешком вместе с другими пленниками. После убийства Сингериха вождем вестготов стал Валлия, который обменял Галлу Плацидию на 600 тысяч мер пшеницы и вернул ее к брату в Равенну. Гонорий насильно выдал сестру замуж за своего полководца Констанция, но тот, успев произвести на свет двух детей, умер в 421 г., и Гонорий отослал Галлу Плацидию в Константинополь, чтобы избежать обвинений в кровосмесительной связи с ней. После смерти Гонория и правившего после него в течение двух лет узурпатора Иоанна Галла Плацидия вернулась в Италию и стала регентшей при своем семилетнем сыне Валентиниане III, коронованном в Риме в 425 г. На этом скитания и страдания прекрасной дочери великого Феодосия и обольстительной Галлы закончились: в течение 25 лет она была повелительницей трещавшей по всем швам и разваливающейся Западной Римской империи вплоть до своей смерти в 450 г., когда до низложения последнего римского императора оставалась лишь четверть века... А пока, женившись на дочери Юстины, Феодосии развернул широкомасштабную подготовку к походу на запад против Максима. Ввиду того, что Феодосии и Максим придерживались одной веры – христианства никейской ориентации, религиозные мотивы столкновения отсутствовали, и война была объявлена как средство для восстановления власти законного правителя, как месть за убийство императора Грациана, как наказание тирана и узурпатора, незаконно захватившего власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Ну а Галла Плацидия, чья судьба была озарена закатом огромной империи, на самом деле похоронена вдали от Равенны — в семейной усыпальнице императора Феодосия в Риме, неподалёку от Ватикана. Мавзолей, носящий её имя, скорее всего, был построен императрицей как часовня при дворцовой базилике, посвящённая великомученику Лаврентию. Известно, что Галла Плацидия много помогала Церкви и способствовала утверждению христианства, щедро одаривала храмы Равенны. Так что имя царицы недаром звучит на протяжении столетий в этих стенах. Баптистерий Второй древнейший памятник Равенны — так называемый баптистерий православных, созданный на рубеже IV и V веков. Его богатейшее мозаичное убранство, выполненное во второй половине V века, и сегодня производит поистине ошеломляющий эффект. «Мы очутились не то в волшебном саду, не то в каком-то лазурном гроте, — вспоминает паломник начала ХХ века. — Прекрасные, нигде и никогда не виданные орнаменты подымались по стенам и ползли по куполу сказочными стволами, листьями, плодами и цветами. Краски, свежие как в первый день, горели и переливались так многообразно и неистощимо, что не верилось, будто это богатство создано людьми. Только природа может дать такую богатую и изящную игру красок: в переливах моря, в вечерней заре, в лунной ночи. Изображения людей поразили нас своей жизненностью, свободой и правдивостью. Глаза блестят, как живые; в лице играет кровь; тело округляется здоровыми мускулами, кожа — здоровых, цветущих людей. Некоторые лица даже слишком правдивы, и в них несомненно чувствуется портрет.Впечатление тела, погружённого в чистую воду зеленоватого итальянского горного ручья (в изображении крещения Иисуса Христа), передано изумительно верно. Это была не каменная мозаика, а струящаяся, преломляющая предметы влага».      Для художника поздней античности было вполне естественно, что в сцене Крещения Господня участвует дух реки Иордан. Он изображён как типичное римское божество: седая борода, длинные волосы, в которых запутались клешни краба... И сегодня мы видим этого персонажа на иконах праздника Богоявления — он только уменьшился в размере.

http://pravoslavie.ru/76383.html

О точном составе участников этого собора судить достаточно трудно. Лев сообщает, что в соборе принимали участие его «сосвященники» 45 , «все священ- ники наших мест» 46 . В письме диакона Илара данный собор также именуется «весь западный собор» 47 . Известие о другом Римском соборе, собравшемся для празднования дня св. Петра в базилике его имени в феврале 450 г., также не сохранило имен его участников. Сведения о нем содержатся в письмах императора Валентиниана III (425–455) и его матери Галлы Плацидии, обращенных к их восточному коллеге Феодосию II и также содержащих просьбу о проведении в Италии Вселенского собора. В письме Валентиниана сообщается, что вместе с римским понтификом в базилике присутствовали епископы, «собравшиеся из различных провинций» 48 , в то время как Галла Плацидия уточняет, что Лев собрал их «из бесчисленных го- родов Италии благодаря главенству или чести собственного места» 49 . Сопоставляя эти данные и делая предположение о том, что состав этих двух соборов едва ли был слишком различен, можно сделать очевидный вывод, что в указанных письмах содержатся сведения о соборах, в которых приняли участие епископы некоторого количества городов Италии. Информация Галлы Плацидии однозначно ограничивает состав участников италийскими епископами, в то время как выражение Валентиниана «ex diversis provinciis» следует понимать, что лишь некоторые, но далеко не все провинции Италии были представлены. В свою очередь, информация из писем Валентиниана и Галлы Плацидии дает возможность толковать слова папы Льва «omnes partium nostrarum sacerdotes», относящиеся к собору 449 г., как отражающие факт присутствия на соборе некоторого количества италийских епископов, а следовательно, диакон Илар, называя собор 449 г. «omne concilium occidentale», имел в виду собор италийских епископов во главе с папой, противопоставленный Эфесскому собору восточных епископов, состоявшемуся в том же году. Представляется, таким образом, невозможным сделать точное заключение о составе участвовавших в Римском соборе 449 г. италийских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/vl...

В Равенне (Италия) сохранились прекрасные древние мозаики V века. Практически все изображенные персонажи не имеют надписаний и потому идентифицируются по иконографическим признакам и известным историческим сведениям о заказчиках. Например, Мавзолей Галлы Плацидии украшен самыми ранними из сохранившихся в Равенне мозаик, датируемых второй четвертью V b. В южном нижнем люнете помещена мозаика, на которой изображен человек с большим крестом в правой и книгой в левой руке, идущий к решетке, под которой разведен огонь. Святой Лаврентий, идущий на костер (?). Мавзолей Галлы Плацидии. Италия. Равенна, V в. Поскольку образ не надписан, исследователи выдвигают разные гипотезы о сюжете и изображенном лице: а) Христос во Втором пришествии, держащий книгу, по которой будут судимы живые и мертвые (Отк. 20:12), огонь — знак геенны огненной; б) Ангел с «книгой раскрытой» (Отк. 10:1), объявляющий день Страшного суда; в) один из Отцов Церкви, готовый бросить в огонь еретические писания ; г) святой Лаврентий, идущий принять смерть за Христа на костре . За последнюю версию говорит то, что «Лаврентий принадлежал к числу популярнейших святых среди членов династии Феодосия, чьей дочерью... являлась Галла» . Так же невозможно идентифицировать изображенных апостолов, хотя все они наделены портретными чертами. В порядке исключения апостола Петра можно узнать по изображенным ключам, а Павла – по специфически высокому «еврейскому» лбу . Мозаика «Христос – Добрый Пастырь» Образ Христа на мозаике также не надписан, но узнается по сюжету, который часто встречается в христианских катакомбах: Иисус изображен в образе доброго Пастыря – молодого безбородого юноши с большим крестом в руке в окружении овец, пасущихся на зеленом лугу . Из приведенных примеров видно, что надписание имени изображенной ипостаси в первую очередь нужно верующим для надежного узнавания того, к кому они могут обратиться в своей молитве перед данным конкретным образом (иконой, фреской, мозаикой и т. д.). Поэтому в одном из важнейших документов Православной Церкви говорится: «О том только мы должны стараться, чтобы всякая икона имела свое надписание, которое бы означало, кто именно из Святых изображен на ней: и сие для того, чтобы скорее мог удовлетвориться дух молящегося» . С.В. Троицкий, приведя эти слова поясняет, что на месте «духа» в греческом тексте стоит γνμη – познавательная способность, ум, разум . Таким образом, имя надписывается «для распознания иконы», а не для освящения .

http://bogoslov.ru/article/6192821

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010