Святому Герману пришлось еще раз поехать с миссией в Британию для борьбы с возрожденной пелагианской ересью в 440 году. Вскоре после возвращения в Осер к нему прибыла делегация из Арморики с просьбой о помощи. Военачальник империи Аэций потребовал от свирепого Гоара, короля варварского племени аланов, утопить в крови бретонское восстание . Престарелый епископ спешно отправился к Гоару. Сначала он стал умолять короля через переводчика, но когда тот хотел оттолкнуть его с дороги, схватил поводья его лошади, остановив его и все следовавшее за ним войско. Гоар не рассердился, но, напротив, проникся к святому уважением, благосклонно выслушал просьбу и, развернув войско, вернулся к себе. Тем не менее святой Герман без промедления отправился в Равенну, столицу Западной империи, чтобы добиться у императора Валентиниана III и военачальника Аэция подтверждения милости, временно предоставленной Гоаром. Остановившись в Алезии у своего друга пресвитера Сенатора, он исцелил немую девушку, а затем трогательно попрощался с другом, зная, что не вернется живым из этого путешествия. Он пересек Альпы, неся на спине дорожный мешок хромого старика, которого встретил по дороге и которого на себе переносил через ущелья. Раздавая по пути щедрую милостыню, святой прибыл в Равенну, куда уже дошла слава о нем. Он был с честью принят святым епископом Петром Хрисологом . Императрица Галла Плацидия прислала ему большую серебряную вазу, полную изысканных блюд, которые Герман разделил со своими слугами. Он оставил вазу себе и вырученные за нее деньги раздал бедным, а императрице послал небольшое деревянное блюдо с ячменным хлебом, от которого потом происходили многочисленные исцеления. Проходя однажды мимо тюрьмы, в которой содержались приговоренные к смерти, святой исполнился жалости и, пав на землю, стал молить Господа. Тотчас же железные замки и засовы рассыпались, узники в цепях вышли из тюрьмы и направились в церковь возблагодарить Бога. Исцеления, совершенные святым Германом, вызвали восхищение во всем городе, и он легко добился бы у императора общей амнистии для Арморики, если бы новое восстание не вызвало гнева правителя и не сделало бесполезным все заступничество святого епископа.

http://pravoslavie.ru/55230.html

– Лучше умрем, – говорили мне русские монахи, – а нового стиля не примем. Нынче стиль, а завтра латинство появится. Когда в великолепной чистой и тихой зале с бесшумным ковром во всю комнату, светлыми окнами и балконом на синий залив, охваченный холмами, мы дожидались приема, что-то среднее мне показалось между Ассизи и гостиницею в Неаполе. Мы провели в Ватопеде очень приятный, несколько «итальянский» и «ренессансный» день. Конечно, как и в Лавре, посетили собор, прикладывались к многочисленным ватопедским святыням, слушали литургию, но из всех осмотров этого монастыря ярче всего осталось в памяти библиотека, а в самой библиотеке такая светская, но замечательная вещь, как Птолемеевы географические карты (если не ошибаюсь, XI beka). Лавра святого Афанасия одно время отпала в латинство (при Михаиле Палео логе). Ватопед, напротив, претерпел даже мученичество: за нежелание принять унию игумен Евфимий был утоплен, а двенадцать иеромонахов повешено. В Лавре предание указывает кладбище монахов-отступников. Ватопед мог бы показать могилы своих исповедников в борьбе с Западом. И все-таки Лавра – монастырь густо-восточный, Ватопед же несет легкий налет Запада. Даже легенды связывают его с Западом. Основан он будто бы на месте, где под кустом нашли выброшенного в кораблекрушении царевича Аркадия, будущего императора (брата Гонория), который плыл из Рима в Константинополь и здесь был застигнут бурей (V век). Далее, и сестра его, знаменитая Галла Плацидия, имеет к монастырю отношение. Кто бывал в Равенне, помнит удивительный ее мавзолей с саркофагами, синею полумглою, таинственным сиянием синефонных мозаик. В юности с увлечением читалось о красавице, черные глаза которой и сейчас смотрят с мозаичного портрета. Бури, драмы, любовь и политика, роскошь и бедствия, мужество и величие заполнили ее жизнь. Радостно было открыть в Ватопеде след героини. Легенда о Галле Плацидии довольно загадочна. В те времена женщинам не был еще закрыт доступ на Афон. Она пожелала проездом из Рима в Константинополь посетить Ватопед. Но когда входила боковыми вратами в храм Благовещения, таинственный голос Богоматери остановил ее, как бы ей запретил. Императрица пала на помост и принялась молиться, но не вошла. Позже на этом месте она приказала изобразить лик Богоматери. Икона существует и теперь, в нише у входа. Но что значит рассказ? Почему запретила ей Пречистая войти? Был ли остановлен Запад в лице ее? Или остановлена именно женщина – яркой выразительницей женского Плацидия была несомненно – и тогда это как бы предвозвестие запрещения женщин на Святой Горе, или, наконец, черта некой личной судьбы Галлы?

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

Галла Плацидия–мать Валентиниана III, фактически правившая Римом до своей смерти в 450 г. 196 На самом деле Римом правили еще десять императоров, пока последний из них, Ромул Августул, не был свергнут в 476 г. вождем ругиев и скиров Одоакром. 197 На самом деле Римом правили еще десять императоров, пока последний из них, Ромул Августул, не был свергнут в 476 г. вождем ругиев и скиров Одоакром. 198 Далее автор много раз повторяет то же обвинение, к которому добавляются упреки о «еретических» взглядах бриттов в отношении празднования Пасхи и формы тонзуры. 199 Эта краткая глава–все, что Беда сообщает о «темном» периоде 493–596 гг. О положении Британии в это время можно узнать только из сочинения Гильдаса и отрывочных свидетельств англосаксонских, валлийских и ирландских хроник. По ним можно судить, что англосаксы продолжали медленно продвигаться в глубь страны, изгоняя или ассимилируя местное население. В это время бритты так и не смогли преодолеть свою раздробленность и в конце концов оказались оттесненными на запад–в Уэльс, Корнуолл и Камбрию. 200 Византийский император Маврикий правил в 582–602 гг. 201 Григорий I Великий–римский папа в 590–604 гг., последний из четырех западных отцов церкви (после Амвросия, Иеронима и Августина), канонизированный и в православии. Родился в семье сенатора, занимал важные административные посты в Риме, потом был папским нунцием в Константинополе. Григорий сумел значительно увеличить власть и авторитет папской власти, упорядочил организацию церкви, решительно боролся с ересями. Он создал большое количество сочинений, которые до конца Средневековья оказывали большое влияние на церковь и общество Запада (изданы в PL, vol. LXXV–LXXIX). 202 Это произошло в 596 г. В рассказе о принятии англами христианства Беда пользовался данными «Liber Pontificalis», а также копиями писем пап и других лиц, предоставленными ему Нотельмом. Августин был приором монастыря святого Андрея на Целианском холме в Риме, где жил св. Григорий до того, как сделаться папой. Близость его к Григорию доказывает то, что папа вопреки этикету во всех письмах обращается к нему на «ты». 203

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Основан он будто бы на месте, где под кустом нашли выброшенного в кораблекрушении царевича Аркадия, будущего императора (брата Гонория), который плыл из Рима в Константинополь и здесь был застигнут бурей (V-й век). Далее, и сестра его, знаменитая Галла Плацидия, имеет к монастырю отношение . Кто бывал в Равенне, помнит удивительный ее мавзолей с саркофагами, синею полумглою, таинственным сиянием синефонных мозаик. В юности с увлечением читалось о красавице, черные глаза которой и сейчас смотрят с мозаичного портрета. Бури, драмы, любовь и политика, роскошь и бедствия, мужество и величие заполнили ее жизнь. Радостно было открыть в Ватопеде след героини. Легенда о Галле Плацидии довольно загадочна. В те времена женщинам не был еще закрыт доступ на Афон. Она пожелала проездом из Рима в Константинополь посетить Ватопед. Но когда входила боковыми вратами в храм Благовещения, таинственный голос Богоматери остановил ее, как бы ей запретил. Императрица пала на помост и принялась молиться, но не вошла. Позже на этом месте она приказала изобразить лик Богоматери. Икона существует и теперь, в нише у входа. Но что значит рассказ? Почему запретила ей Пречистая войти? Был ли остановлен Запад в лице ее? Или остановлена именно женщина – яркой выразительницей женского Плацидия была несомненно, и тогда это как бы предвозвестие запрещения женщин на св. Горе – или, наконец, черта некой личной судьбы Галлы? Кто знает. Икона же в нише сохранила название Предвозвестительницы, а монастырь Ватопедский, со своею библиотекою, учеными монахами, комфортом и изяществом, хорошим столом, григорианским календарем, элегантными рясами монахов, великолепным винным погребом, удержал оттенок некоего православного бенедиктинизма . Пред закатом мы с о. Пинуфрием и молодым чешским поэтом Мастиком гуляем за монастырем по тропинке вдоль каменного желоба светлой горной воды, по склону ущелья, под гигантскими каштанами, платанами, среди кипарисов и оливок. Теплая, местами золотящаяся тень. Кое-где скамейки. Иногда встречаем монаха.

http://azbyka.ru/fiction/afon/

Ватопедская академия была основана в 753 году. Во главе ее встал греческий богослов Евгений Булгарис (1717-1800), впоследствии принявший русское подданство и окончивший жизнь в России в сане епископа Славянского и Херсонского. Он покинул Академию в 1758 году, после чего она быстро пришла в упадок, хотя и просуществовала до конца XVIII века. В Ватопедской библиотеке хранятся в рукописях сочинения Отцов Церкви – Исаака Сирина , Симеона Нового Богослова и других, упоминаемые далее Птолемеевы географические карты XI beka. (27 карт греческого геометра, астронома и физика Клавдия Птолемея (первая половина II beka), изображающие участки земной поверхности между 67° северной и 16° южной широты, и являющиеся приложением к его «Географии»). Новый стиль был введен Константинопольским патриархом Мелетием Метаксатисом в 1923 году. Он был принят в Греции и в части греческих монастырей Афона. Славянские монастыри и Руссик отказались принять его. Греческий император Михаил Палеолог, единоличный император Никейской империи (1261-1282) повсеместно вводил унию, которую Лавра приняла вместе с Ксиропотамом, после чего была разрушена и запустела. Также при Михаиле Палеологе. Галла Плацидия (389-450) – дочь Феодосия Великого. В 21 год взята в плен королем вестготов Аларихом и после его смерти вышла за короля Атаульфа. После смерти сына Феодосия и гибели мужа вернулась в Рим и против воли была выдана братом Гонорием за генерала Констанция, от которого родила двоих детей – Валентиниана и Гонорию. После внезапной смерти Констанция император Гонорий отослал сестру в Византию. Полагают, что именно по пути туда Плацидия посетила Афон. Вернувшись в Италию с войском, она возвела на Западный трон Валентиниана и 25 лет была регентшей Римского государства. Еп. Порфирий Успенский относит посещение Плацидией Ватопеда к 422 г. и предполагает, что ею был построен Димитриевский придел Ватопедскот о собора. Бенедиктинцы – монахи, принявшие устав Св. Бенедикта Нурсийского (480-543) – реформатора западноевропейского монашества. По сравнению с другими монашескими орденами, бенедиктинцы не придерживались чересчур строгих аскетических правил по отношению к одежде и телу, требовали наряду с духовными упражнениями усиленного физического труда, активно занимались науками. Как правило, в орден принимались люди из богатых и знатных семей.

http://azbyka.ru/fiction/afon/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАЛЕНТИНИАН III Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Валентиниан III, Галла Плацидия и Гонория (?). Миниатюра на позолоченном стекле. Редакция текста от: 27.12.2011 15:11:46 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/19320.html

[свернуть] Ключевыми словами в этой главе мне кажутся эти: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф 2:6). Здесь Христос называется и вождем и пастырем. Сразу же вспоминается 22-й псалом – «Господь Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим…» Мозаика северного люнета Мавзолея Галлы Плацидии (Равенна, Италия), вторая четверть V века В наши дни ощущение, что тебя кто-то ведет и как-то пасет, может вызывать протест. Поэтому я задалась вопросом: почему же это хорошо – когда Бог – пастырь? Когда Бог – пастырь, ты чувствуешь, что рядом всегда тот, кто любит тебя и заботится о тебе. Это полнота жизни. Поэтому такого состояния жаждешь. Летом я могла сказать, что у меня все прекрасно и наконец-то Бог покоит меня на злачных пажитях. Сейчас я иду долиною смертной тени и не очень вижу Бога и Его действие. Возможно, дело в том, что я не слушалась Его жезла, не обращала внимание на запретные и предостерегающие знаки. И теперь непонятно, куда идти. Остается надеяться, что Он как добрый Пастырь найдет меня, возьмет на плечи и вынесет из гиблого места. Или же я услышу Его голос и пойду на него. В любом случае даже просто вера в то, что Он рядом и Он ведет, делает ситуацию иной, в ней появляется свет и надежда. Израиль хорошо помнил время, когда его вождем был Господь. Это время выхода из египетского рабства. Бог вел Израиль в землю, где течет молоко и мед, защищал от египтян, посылал манну, дал заповеди… И дальше Бог руководил Израилем через судей, бывших пророками, знающих Бога. Вплоть до момента, когда Израиль захотел себе царя, чтобы «быть как прочие народы» (1 Цар 8:20). Бог предупредил их, что это чревато тем, что царь поработит их, и они восстенают, а Господь не будет им тогда отвечать. Потому что, захотев себе царя, как у прочих народов, они отвергли Бога как царя и вождя. И действительно, довольно быстро у Израиля начались неприятности. Только Давид был царем по сердцу Господа. И вот снова рождается истинный царь, который поведет Израиль на злачные пажити. Защитит от врагов и даст мир. Почему же эта перспектива совсем не радует Ирода?

http://blog.predanie.ru/article/chto-hor...

«Веспасиан меж тем, как побочное дело, предпринял поход против гарнизона на горе Итавирион, лежащей посредине между Болыпой равниной и Скифополисом. Она (Гора Фавор прим. П.Платонов) подымается на высоту 30 стадий и едва досягаема с северной стороны; на ее вершине расстилается равнина на 26 стадий, вся занятая укреплениями. Объемистую обводную стену Иосиф построил в 40 дней, в течение которых ему все необходимое, а также вода доставлялись снизу, так как наверху нет иной воды, кроме дождевой. Так как здесь сосредоточилась огромная толпа иудеев, то Веспасиан послал против них Плацида с 600 всадниками. Подняться на гору ему было невозможно. Ввиду этого он манил их к себе вниз обещанием мира и прощения. Они действительно пришли, но с тем, чтобы и ему подставить ловушку. Плацид только потому и завязал с ними мирные переговоры, чтобы завладеть ими в открытом поле, а они делали вид, что предаются добровольно — тоже с целью неожиданно напасть на него. Победила, однако, хитрость Плацида. Как только иудеи пустили в дело оружие, он для вида обратился в бегство и увлек за собой преследующих далеко в поле; здесь же он обратил на них всадников, большую часть уничтожил, а остальной массе отрезал путь на гору. Они покинули Итавирион и бежали в Иерусалим. Собственно же население горы, страдавшее уже от недостатка воды, передало себя вместе с горой в руки Остатки стены этого гарнизона, возведенной Иосифом Флавием с юго-восточной стороны горы Фавор, сохранились до наших дней. Православный храм Преображения Господня. Фото 26 января 2014 г. © Фотоархив Иерусалимского отделения ИППО В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в евангелии упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на горе Фавор не существует. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о «горе «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». (От Мф. 17, 1-5)

http://pravmir.ru/svyataya-gora-favor-me...

(8) Сын Аркадия Феодосий послал против этого Иоанна большое войско под начальством Аспара 26 и Ардавурия 27 , сына Аспара; он лишил Иоанна власти и передал царскую власть Валентиниану, совсем еще мальчику. (9) Валентиниан, захватив Иоанна живым, велел отправить его на ипподром Аквилеи, отрубить ему одну руку, провезти его перед народом посаженным на осла и, заставив испытать множество оскорблений от слов и действий мимов казнил. Так Валентиниан получил власть над Западом. (10) Его мать Плацидия вырастила и воспитала этого василевса в распущенной неге и роскоши, и поэтому он с детства предавался всяким порокам. (11) Он по большей части общался со знахарями и с теми,кто гадает по звездам; он безумно предавался любовным связям с чужими женами, ведя беззаконный образ жизни, хотя жена его была исключительной красавицей. (12) Поэтому он не только не вернул державе что-либо из того, что было раньше отторгнуто, но и потерял Ливию, да и сам погиб. (13) Когда же он умер, то его жена и дети оказались пленниками. Несчастие, постигшее Ливию, произошло следующим образом. (14) Было два римских полководца, Аэций 28 и Бонифаций 29 , оба исключительной доблести и по опытности в военном деле не уступавшие никому из своих современников. (15) Хотя они не имели согласия в том, как вести государственные дела, оба они были одарены таким величием духа и такими выдающимися качествами, что если бы кто назвал того или другого «последним из римлян», он бы не ошибся. Ибо вся римская доблесть оказалась сокрытой в этих мужах. (16) Одного из них, Бонифация, Плацидия назначила главнокомандующим всеми военными силами в Ливии. Это было не по душе Аэцию, однако, он не подал виду, что ему это не нравится. Их вражда еще не обнаруживалась, но была скрыта под личиной приязни. (17) Когда Бонифаций оказался уже далеко, Аэций оклеветал его перед Плацидией, говоря, что он хочет незаконно захватить власть над Ливией, отняв у нее и у василевса всю эту область; он говорил, что ей самой нетрудно убедиться в справедливости его слов: если она вызовет Бонифация в Рим, он ни в коем случае к ней не явится.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

После сцены неверия Фомы мотив закрытой двери возвращается ( Ин 20:19. 26 ). Настойчивое подчеркивание этой мнимо реалистической детали указывает на символику епифании и божественности Воскресшего, так как. по древнему» представлению, о котором уже шла речь в связи с ложными дверями египетских гробниц, лишь бог может входить через закрытые двери. Тексты Откровения и Евангелия от Иоанна с их отчетливыми пространственными представлениями о путях Спасения и епифании. вступая во взаимодействие с другими текстами и архитектурными формами, давали существенный импульс формированию пространственно-символического устройства христианского храма. Здесь образ двери обсуждавшихся текстов мог бы находим, соответствие на одном из подступов к «райским» пределам алтаря – в главном входе храма или в главном проходе алтарной преграды. 3.1 В самом деле, текст Евангелия от Иоанна мог вовлекаться в иконографию входа в храм. Показательна в этом смысле уникальная по разработанности символика царских дверей константинопольской Св. Софии, которые считались главными из многочисленных дверей этого храма и вели из нартскса в наос. Перед ними патриарх произносил молитву входа, сопровождаемый пением тропаря «Единородный Сыне», и с этого образа Воплощения начиналась литургия как путь Спасения. Напутствием входящим в наос патриарху, императору и народу служили слов;» из притчи, о которой только что шла речь. – о Пастыре Добром и овцах: «Я еемь дверь: кто войдет мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» ( Ин. 10:9 ). На них раскрыто Евангелие на рельефном изображении етимасии в центре верхней панели Царских врат. Этот текст обетования, синонимичный образу пастыря в люнетах катакомбных арко- солиев или над входом в мавзолей Галлы Плацидии (Равенна. V в.) 1127 , дополняется текстом епифании и просвещения, помещенным в тимпане над царскими дверями 1128 . В этой контаминации ( Ин. 20:19. 26 и 8:12) – «Мир вам. Я свет миру» – первую часть составляют слова Воскресшего ученикам, интересовавшие меня в связи с символикой закрытой двери. В литургии Св. Софии с се акцептом на теологеме Воплощения актуальной становится христологическая перспектива образа «крытых дверей в Ин. 20 . раскрывающаяся на фоне текста о видении Храма пророку Иезекиилю: «И привел он меня обратно ко внешним воронит святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел 1129 ими, и они будет затворены. Что до князя, он, как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем выйдет» ( Иез. 44:1–3 )

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010