Археологическая драгоценность В одном из последних заседаний Общества Древнерусского Искусства, что при Московском Публичном Музее, была представлена для рассмотрения серебряная вещь самого раннего периода христианского искусства, которая, по древности и высоким достоинствам первоначального церковного стиля, ничего не имеет себе равного в коллекциях Эрмитажа, Оружейной Палаты, Троицко-Сергиевой, Синодальной и других ризниц. Она замечательна и потому, что, будучи сделана вне России, и, без сомнения, до принятия русскими христианской веры, найдена в Сибири, на Березовых Островах, где она была вырыта из земли. В прошлом 1867 году на Ирбитской ярмарке она была продана на лом московскому купцу Корнилову вместе с другой серебряной утварью. Это – сассанидской формы блюдце, около четверти в диаметре, весом до полутора фунта. Вероятно, церковный дискос, без надписей, но с литыми и отчеканенными рельефными изображениями на внутренней стороне; внешняя – гладкая, с гладким же поддонышком. Рельеф имеет следующее содержание. По сторонам четыреугольного креста, водруженного на земном шаре, стоит по архангелу. В левых руках оба они держат по жезлу, а правые руки поднимают с открытыми ладонями, как бы в молитвенном благоговении ко кресту. Священное событие совершается в раю, на что указывают четыре райские реки, орошающие усыпанный цветами луг, на котором стоят архангелы по сторонам креста. Главные соображения о высоком достоинстве и древности этого произведения, предложенные в заседании Общества, следующие: Во-первых, крест. По самому древнему начертанию, он четвероконечный, а не позднейший, восьмиконечный. Сверх того, он без распятого Спасителя, и украшенный геммами и драгоценными каменьями (разумеется, в подражание, воспроизведенными из серебра). Изображение подобного креста встречается в IV веке на знаменитом саркофаге, известном под именем саркофага Проба и Пробы. В натуре такой же четвероконечный крест с камеями и драгоценными каменьями, принадлежавший Галле Плацидии, V века, доселе сохраняется в Брешинском музее. Впрочем, по некоторым подробностям, и именно по украшениям перлами, крест нашего дискоса сближается с крестом IX века, на миниатюре греческой рукописи Григория Богослова в Парижской публичной библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Период правления Л. совпал со временем распада Зап. Римской империи. Основные внешнеполитические усилия Вост. империи при Л. были направлены на попытки укрепить рим. власть на Западе и не допустить дальнейшего и окончательного распада империи. Л. взошел на престол в момент, когда на Западе императора не было, и т. о. он формально считался правителем и Востока и Запада. Военная власть в Италии принадлежала вождю германцев Рицимеру (Рекимеру). 28 февр. 457 г. Л. даровал ему сан патрикия, а близкого к нему доместика Майориана сделал магистром армии. Однако уже 1 апр. 457 г. в Равенне при поддержке Рицимера Майориан был провозглашен императором. Л. признал его титул как цезаря (т. е. подчиненного себе), но 28 дек. 457 г. Майориан был провозглашен августом, а рим. сенат предоставил ему консульство на 458 г. Эти перемены Л. отказался признать. В 459 г. также не был признан в К-поле и консулат Рицимера. Кроме того, в законодательных актах, изданных Л., не указывалось имени Майориана как соправителя. На Западе не признали консулат Л. в 458 г., однако Майориан в своих новеллах упоминал имя Л. на 2-м месте после себя. Позиция Л. не изменилась и в отношении преемника Майориана Либия Севера (461-465), находившегося под контролем Рицимера. Комит Далмации Марцеллин, признававший до 461 г. Майориана, отказался подчиняться Либию Северу и начал против него военные действия. В этих условиях Рицимер обратился за посредничеством к Л., и тот не отказал ему в дипломатической помощи. В 462 г. посол Л. Филарх совершил путешествие на Запад, убедил Марцеллина прекратить враждебные действия против Италии, а затем отправился в Карфаген, где встретился с королем вандалов Гейзерихом. Филарху не удалось добиться прекращения войны вандалов против Италии, однако он успешно решил важную для К-поля династическую проблему. С согласия Гейзериха из Карфагена вдова имп. Валентиниана III Евдоксия и ее младшая дочь Плацидия, с 455 г. находившиеся при дворе вандалов, переселились в К-поль. Тем самым был восстановлен династический брак Плацидии и жившего в К-поле сенатора Олибрия . Поддерживая эту знатную фамилию, Л. получил важный инструмент для дальнейших попыток укрепить влияние К-поля на Западе.

http://pravenc.ru/text/2463279.html

(б) Матфей, Иоанн, Лука, Марк (в) Матфей, Иоанн, Марк, Лука (г) Матфей, Марк, Иоанн, Лука (д) Матфей, Лука, Марк, Иоанн (е) Иоанн, Матфей, Марк, Лука (ж) Иоанн, Матфей, Лука, Марк (з) Марк, Матфей, Лука, Иоанн (и) Марк, Лука, Матфей, Иоанн Порядок (б) представлен в двух рукописях V века, кодексе Беза (Bezae) и Вашингтонском кодексе (codex Washingtoniensis – W), в рукописи X, в нескольких более древних греческих минускульных MSS, в готской рукописи, в нескольких древних сирийских рукописях версии Пешитто и в значительном количестве латинских рукописей. Видимо, он вызван стремлением поставить на первые места двух апостолов из числа двенадцати. Что же касается тех, кто считался спутниками апостолов, первенство отдается Луке, поскольку его Евангелие длиннее, чем Евангелие от Марка. Порядок (в) представлен в каталоге неизвестной датировки, связанном с Кларомонтанским кодексом (см. Приложение IV, 4), и в одном из поздних греческих кодексов Евангелий (MS 888) XIV или XV века. (г) обнаруживается в Куретонианской (Curetonian) древнесирийской рукописи, Челтнэмском каталоге (см. Приложение IV. 6) и в латинском переводе комментариев Феофила на Евангелия. Нам трудно судить, в какой степени версии (в) и (г) вызваны желанием поставить рядом две книги Луки. Порядка (д) придерживается так называемый Амброзиастер (ок. 380 г.). Его находят в списке библейских книг в минускуле 498 (XIV век; см. С. R. Gregory,Textkritik, i, p·196). Вариант (е) был известен в некоторых частях Египта. Его можно реконструировать по порядку цитирования в словаре саидского диалекта, описанном Войде 668 . Версия (ж) упоминается в Synopsis Veteris et Novi Testamenti (приписанномИоанну Златоусту); Migne, Patrologia Graeca, lvi, 317) а так же в Палатинской антологии, i, 8085 (Loeb Classical Library, i, p. 37), в MS 19 (XII век) и в MS 90 (XV век). Порядок (з) из рукописи Четвероевангелия на западносаксонском языке, датируемой XII веком (British Museum MS Royal I Α. xiv). Его же мог иметь в виду создатель мозаики в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, датируемой 440 г. Она изображает шкафчик с двумя полками, на которых лежат четыре Евангелия, располагаясь в таком порядке:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Клавдий II, Готский. Антониниан. Аверс. 268–270 гг. Клавдий II, Готский. Антониниан. Аверс. 268–270 гг. Вскоре после начала правления К. Г. добился капитуляции Авреола в Медиолане, затем узурпатор был убит. В кон. 268 г. крупные силы алеманнов прорвались через Альпы и начали опустошать Италию. К. Г. разгромил их у оз. Бенак (ныне Гарда в Сев. Италии). В 269 г. К. Г. предпринял широкомасштабную кампанию против готов, вторгавшихся в рим. владения на Балканах и захвативших значительную часть этого региона. Наступая с запада по территории Иллирика, римляне во главе с К. Г. уничтожили главные силы готов в сражении при Наиссе (ныне Ниш, Сербия). Готы были вынуждены отступить за Дунай; их последующие попытки нападений быстро отражались, хотя войны на Балканах продолжались еще неск. лет. После этой победы император получил титул Готский. Морские силы готов и герулов в Эгейском м. были уничтожены рим. флотом наместника Египта Тенагинона Проба. К. Г. успешно противостоял Галльской империи. Его полководец Юлий Плацидиан добился перехода под власть К. Г. всей Испании и Нарбонской Галлии. В это же время (вероятно, в кон. 269) восстание против Галльской империи поднял г. Августодун (ныне Отён, Франция). Горожане провозгласили себя подданными Рима и обратились за поддержкой к К. Г. Однако он не смог или не успел выслать помощь восставшим. Спустя неск. недель город был взят галльскими войсками имп. Викторина и разграблен. Отношения К. Г. с Пальмирской империей также были враждебными, хотя столкновения главных сил не произошло. В 269 г. пальмирцы попытались захватить Египет, но были разгромлены его наместником Тенагиноном Пробом. Краткость правления К. Г. и неполнота источников не дают оснований для характеристики религ. политики К. Г. О ней можно судить лишь по изображениям К. Г. на монетах, где император соседствовал с различными божествами традиц. рим. религии, в т. ч. известно изображение Sol Invictus (синкретическое божество Непобедимое Солнце), что указывает на интерес к этому культу нового верховного божества, к-рый при преемнике К. Г. Аврелиане превратился в офиц. культ империи. Также при К. Г. впервые на монетах появились изображения егип. богини Исиды. Редким проявлением религиозности К. Г. стали изображения Гефеста с надписью: «Regi artis» (Царю искусства). Согласно Аврелию Виктору, К. Г. обращался к Сивиллиным книгам для гаданий о будущем ( Aur. Vict. De Caes. 34. 3).

http://pravenc.ru/text/1841219.html

Подобны сему и новейшие толкования. Так, по О. Вейнингеру, « голубой цвет есть цвет радости и блаженства высшей жизни. Красный цвет ада – противоположность голубого цвета неба» 905 . В виду такой символики голубого цвета, Созерцательное Богословие, единственная из семи фигур, олицетворяющих семь небесных наук, на фреске Симона Мемми в Испанской капелле в Santa Maria Novella во Флоренции, представлена в голубых и красных одеждах, тогда как Богословие Практическое – в зеленых, Мистическое в белых, Полемическое, равно как и Гражданское Право, – в красных, a Церковное Право – в золотых и белых 906 . Поэтому же, в той же церкви, на фреске Джотто (1276–1333 гг.), изображающей отречение от мира Франциска Ассизского, «гневный отец одет в красный цвет, изменчивый как страсть, a мантия, которой епископ накрывает св. Франциска, голубого цвета – символ небесного мира ». Добавим еще, что это распределение цветов – вовсе не случайность: Джотто – один из величайших красочных символистов и, притом, не просто пользовавшийся условною раскраской традиции, а создававший новые символы для каждой картины и, значит, лично переживавший их 907 . Опять же таки поэтому, цвет синей мозаики особенно подходит к украшению храма, приводя душу молящегося в неизъяснимый трепет. «Необычайно и как-то непостижно глубок очень темный синий цвет на потолке мавзолея Галлы Плацидии , – говорит один путешественник 908 , описывая равеннские мозаики V-ro века. – В зависимости от игры света, проникающего сюда сквозь маленькие оконца, он изумительно и неожиданно переливает то зеленоватыми, то лиловыми, то багряными оттенками. – При виде всего этого великолепия невольно думается, что человечество никогда не создавало лучшего художественного средства для убранства церковных стен. – Сияющий синим огнем воздух , которым окутан саркофаг, достоин быть мечтой пламенно-религиозного воображения. Не к этому ли стремились, другим только путем, художники цветных стекол в готических соборах?» Наиболее систематическое и подробное изучение символики цветов находим мы у Фр. Порталя 909 . Изложим вкратце мысли, им развиваемые. В основе их лежит признание, что религиозное сознание человечества постепенно вырождается и грубеет и что поэтому символы религиозные делаются все более и более плотскими. Принимая, далее, в расчет сообщение св. Климента Александрийского о трех видах письма у египтян и – Варрона – о трех богословиях, Порталь развивает мысль, что и в истории религии имеются три стадии, ознаменованные тремя различающимся между собою языками. Духовный мир распадается в человеческом рассудке на свои атрибуты, а эти последние, вырождаясь далее, получают значение как явления этого мира. Таков процесс духовного вырождения. Ему соответствует последовательность трех языков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

(38) Но Британию римляне уже не могли впредь вернуть под свою власть; она так и осталась под властью тиранов. (39) Готы, перейдя через Истр, заняли сначала Паннонию, а затем, с разрешения императора, заселили местности во Фракии. (40) Пробыв здесь недолгое время, они завоевали Запад. Но об этом я буду говорить, когда начну рассказ о войне с готами 18 . Глава III Вандалы прежде жили около Меотиды 19 . Страдая от голода, они направились к германцам, называемым теперь франками, и к реке Рейну, присоединив к себе готское племя аланов 20 . (2) Потом, двинувшись оттуда под предводительством Годигискла, они поселились в Испании 21 , которая является первой страной Римской державы со стороны океана. Тогда Гонорий заключил соглашение с Годигисклом о том, что вандалы будут жить там, не причиняя вреда стране. (3) Так как у римлян существовал закон, что те, которые сами не пользовались своей собственностью в течение тридцати лет, не могут требовать ее обратно от тех, кто ею завладел, и в силу давности теряют право выступать на суде с жалобой, Гонорий издал закон, чтобы в течение всего того времени, которое вандалы проведут в пределах Римской державы, не действовал пункт о применении тридцатилетней давности 22 . (4) Когда дела на Западе обстояли таким образом, Гонорий скончался от болезни. Еще до того, как это случилось, вместе с Гонорием царскую власть разделил Констанций, муж сестры Аркадия и Гонория Плацидии 23 ; однако, вступив на престол, он прожил только несколько дней, тяжко захворал и умер еще при жизни Гонория, не имев возможности ни сказать, на сделать чего-либо достойного: слишком коротко было время, в течение которого он был василевсом. (5) Сын этого Констанция, Валентиниан 24 , только что отнятый от груди, воспитывался при дворе Феодосия, и римские придворные избрали василевсом одного из дворцовых воинов по имени Иоанн 25 . (6) Это был человек кроткого нрава, одаренный разумом, во в то же время способный к решительным действиям. (7) Пять лет своей власти он провел в благоразумной умеренности, не слушал доносчиков, никого не умертвил по произволу, ни у кого не отобрал имущества; против же варваров ему не удалось сделать ничего значительного, так как с Византием он был во вражде.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

(18) Когда Плацидия это услышала, ей показалось, что Аэций говорят верно, и она так и поступала. Аэций же, предупредив ее, тайно написал Бонифацию, что мать василевса злоумышляет против него и хочет его погубить. (19) Он утверждал, что есть у него и серьезное доказательство, а именно то, что очень скоро Бонифаций будет без всякой причины отозван в Рим. Вот что гласило письмо. (20) Бонифаций не пренебрег тем, что было в нем написано, и когда вскоре явились к нему посланники, чтобы позвать его к василевсу, он отказался повиноваться василевсу и его матери, никому не сказав о предупреждении Аэция. (21) Услышав такой ответ, Плацидия стала считать Аэция в высшей степени преданным государю, и начала обдумывать, как ей поступить с Бонифацием. (22) Тот же, понимая, что не может противиться василевсу и в то же время, если он вернется в Рим, ему не ждать пощады, стал размышлять, как бы ему заключить, насколько возможно, соглашение с вандалами, которые, как было сказано раньше, поселились в Испании, недалеко от Ливии. (23) В это время Годигискл уже умер, и власть перешла к его сыновьям, Гонтарису 30 , рожденному от законной его супруги, и Гизериху 31 – его побочному сыну. (24) Первый, однако, был еще мальчиком и не обладал большой мощью, Гизерих же прекрасно знал военное дело и был необыкновенным человеком. (25) И вот Бонифаций, послав в Испанию самых близких своих людей, пришел к соглашению и с тем, и с другим сыном Годигискла с условием полного равенства, т. е. чтобы каждый из них, получив треть Ливии, самостоятельно управлял своими подданными; если же кто пойдет на них войной, они должны были общими силами отражать нападающих. (26) На основании этого договора, вандалы, перейдя через переправу в Гадире, прибыли в Ливию 32 ; впоследствии на их месте в Испании поселились визиготы. (27) В Риме друзья Бонифация, зная его характер и видя странность этого поступка, оказались очень удивлены тем, что Бонифаций захотел стать тираном; некоторые из них по приказу Плацидии отправились в Карфаген.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-vand...

Римское – требовало прекращения грабежей побережья Италии вопреки существовавшему со времен Валентиниана договору, а константинопольское – поддерживало это требование и возобновило ходатайство насчет царственных пленниц, томившихся в Карфагене. В сознании своей силы, Гензерих не прекращал своих морских подвигов и удерживал у себя Евдоксию с обеими ее дочерьми. Когда ему удалось добиться того, что Евдокия-младшая вышла замуж за его второго сына, Гунериха, он отослал ее мать и сестру Плацидию в Константинополь. Это событие относится, по всей вероятности, к 462 году. 1033 Плацидия вышла замуж в Константинополе за римского сенатора Олибрия, с которым была помолвлена еще при жизни отца. На римском престоле с 17 ноября 461 года сидел, по воле Рехимера, знатный римский сенатор Либий Север, имевший огромные владения в южной Италии. Положение империи было весьма тяжко. Ей угрожала коалиция вандалов с властными представителями знати, отложившимися от империи после убийства Майориана, Марцеллином, занявшим самостоятельное положение в Далмации, и Эгидием – в Галлии. Гензерих имел теперь новый предлог продолжать свои грабежи. Он требовал от западного двора выдачи ему всего состояния императора Валентиниана, а также и Аэция, сын которого, Гауденций, находился у него. От имени своей невестки Евдокии он требовал также выдачи ему имуществ, принадлежавших императорскому дому в пределах Восточной империи. В лице Олибрия, мужа Плацидии, Гензерих имел своего кандидата на римский престол и оправдывал свои грабежи невниманием к своему родственнику. Римский сенат обратился к императору Льву с просьбой оказать воздействие на Марцеллина и вандалов. Посол Льва, Филарх, отправился сначала к Марцеллину, и ему удалось, по-видимому, содействовать делу мира. В Карфагене он не имел никакого успеха. 1034 В 464 году Лев отправил послом в Карфаген видного сановника Тациана. Но это посольство было также безуспешно. 1035 Когда в 465 году скончался император Либий Север, Рехимер, сознавая необходимость соглашения с восточным двором для противодействия Гензериху, не замещал от себя престола и предоставил сенату вступить в сношения с восточным двором.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Теперь в этот дворец к папе прибыли, находившиеся в столице двенадцать других епископов из Италии и Африки, и там они составили акт об отлучении от церковного общения патриарха Мины и о низложении Феодора Кесарийского. Обнародование этого акта решено было, однако, отложить. Император не мог долее терпеть столь очевидной обструкции, его дальнейшее бездействие могло уже восприниматься как проявление бессилия, что грозило подрывом его авторитета и могло спровоцировать мятеж. Он приказал претору с отрядом солдат принудительно возвратить папу в отведенную ему резиденцию. Исполняя приказ, команда вошла в дворцовый храм первоверховных апостолов. А. В. Карташёв рассказывает об этой акции, опираясь на описание происходившего, содержащееся в папской энциклике – послании ad universum populum Dei (всему народу Божию), составленном 9 февраля 552 г., вероятно, сгущая краски, чтобы подчеркнуть его драматизм: «Стрелы луков угрожающе приложены к тетивам. Епископы с клириками робко прижались к мраморному престолу. Клириков одного за другим хватали и отводили тут же в сторону. «Возложили руки» и на рослую, крупную фигуру папы, взялись за ноги и даже за бороду, но не могли сразу оторвать его от колонок – ножек престола, за которые он цепко ухватился. Колонки пошатнулись, и тяжелая мраморная доска престола раздробила бы папе голову, если бы… клирики не бросились дружной толпой и спасли папу от катастрофы. Видевшая все это толпа возмутилась и… фактически освободила арестованных» 292 . Попытка применить насилие закончилась провалом. Император не стал уже повторять столь рискованные и скандальные опыты. Справедливо не считая папу человеком стальной воли и непреоборимого упорства, зная о его гибкости, если не сказать больше, о его способности к уступкам и компромиссам, он предпочел вести с ним переговоры ради достижения церковного мира. Он послал к нему Велисария в сопровождении трех других сановников, которые клятвой на святых мощах гарантировали папе неприкосновенность и убедили его возвратиться в отведенный ему дворец Плацидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Запутанный во всей этой интриге Максим был провозглашен императором в Риме и насильно заставил выйти за себя замуж вдову Валентиниана, Евдоксию. Когда он открыл ей сам свою виновность в убийстве Валентиниана, объясняя это страстной любовью к ней, гордая дочь Феодосия обратилась к помощи варвара Гензериха. 980 Он отозвался немедленно на призыв. Весть о его приближении вызвала страшную тревогу и бунт, во время которого был убит Максим. Гензерих вступил в город и предал его грабежу. Через две недели он отплыл в Карфаген, увозя вместе с награбленными несметными сокровищами царицу Евдоксию и обеих ее дочерей, Евдокию и Плацидию, а также и Гауденция, сына Аэция. Скорбные вести о судьбе дочери и ее потомства дошли в Иерусалим к одинокой Евдокии, счастье которой, по гаданиям ее отца, должно было превзойти счастье всех женщин. Удерживая царственных пленниц, Гензерих хотел добиться брака между своим сыном Гунерихом и внучкой Феодосия, чтобы породниться с императорским домом. Он рассчитывал тем самым усилить свое положение в нарождавшихся международных отношениях, как возлагал на то надежды некогда Атаульф и как хотел того же великий воитель Аттила. В Риме была анархия. 9 июля того же 455 года в Толозе, по соглашению с вестготами, был провозглашен императором знатный и богатый сенатор, галл по крови, Марк Марцилий Авит. Из Толозы он отправился в Арелат, где был принят как император; римский сенат прислал ему свое признание. Осенью того же года Авит был в Риме, но императорский венец оказался ему не по силам. После ограбления Рима Гензерихом не было золота в казне, не было и хлеба в городе. Расплаты приходилось делать медью, кормить солдат было нечем. Авит вышел с войском на север, но в Плаценции был застигнут и низложен магистром армии, свевом Рехимером, который имел от него поручение отправиться с войсками в Сицилию, чтобы действовать против Гензериха (456 г.). 981 Маркиан, к которому Авит обратился с просьбой о помощи против Гензериха, ограничился тем, что отправил в Африку посла с требованием выдать царственных пленниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010