и И. Ф. Ланцони и ряд др. исследователей считают, что изначально Мученичество было посвящено только К., к-рый действительно пострадал в Таррацине, тогда как И., Евсевий и Феликс не имеют никакого отношения ни к К., ни к Таррацине и были включены в Мученичество позднее. Сомнительная историческая достоверность текста не позволяет определить точное время страданий К. Некоторые исследователи считают, что под имп. Клавдием, упомянутым в начале повествования, следует понимать Нерона Клавдия (54-68), тогда как другие полагают, что К. и И. пострадали при его предшественнике имп. Клавдии (41-54). Болландисты высказывают мнение, что К. и И. были казнены в 3-й год правления имп. Траяна (98-117) (ActaSS. Nov. T. 1. P. 86-88). Вслед за рассказом о Евсевии и Феликсе во многих рукописях приводится Сказание о чуде исцеления от мощей И. и К. и об их перенесении в Рим. Согласно повествованию, имп. Валентиниан взял в жены дочь Феодосия Евдоксию, от которой у него родились 2 дочери: старшая Евдоксия и младшая Галла (в нек-рых лат. рукописях и в греч. тексте названная Плацидией). Евдоксия скончалась в юном возрасте, а Галла была охвачена нечистым духом, после того как попыталась разрушить фундамент ц. св. Лаврентия, строительство которой начал в то время папа Римский Дамас. Родители Галлы узнали, что на о-ве Хиос хранятся мощи мч. Исидора (пам. 14 мая), от которых происходят исцеления, и решили отправить туда дочь. По дороге она остановилась в Таррацине, епископ которой Феликс привел страждущую в церковь, посвященную К. Здесь Феликс горячо молился Богу о выздоровлении Галлы. Через 3 дня она исцелилась и рассказала, что ночью ее посетил К. и помог ей избавиться от бесовского наваждения. Узнав о чуде, Валентиниан с супругой прибыли в Таррацину, взяли частицы мощей К. и И. и торжественно перенесли их в Рим, где в имп. дворце для них был построен ораторий, к-рый освятил папа Дамас. Сказание, которое обычно датируется не ранее VI в. ( Duchesne. 1900. P. 21-22), полностью лишено исторической достоверности, т.

http://pravenc.ru/text/1684269.html

Одно из основных правил гласит, что вход женщинам на Афон запрещен (здесь нет и животных женского пола). Даже теплоходам, на борту которых находятся женщины, разрешается стоянка у берегов Афона лишь на поч­тительном расстоянии, так что сами афонские монастыри, рас­положенные на берегу, можно хорошо рассмотреть только в би­нокль. Этот запрет действовал на Афоне, видимо, с самого на­чала его монашеской истории. В житии Петра Афонского это безусловное правило объясняется так: поскольку Христос даро­вал Афон Своей Пречистой Матери, другим женщинам нет мес­та на нем. Это правило не нарушалось даже для дочерей и жен византийских императоров. Предание рассказывает, что дочь им­ператора Феодосия I Галла Плацидия, прибыв на Афон, собира­лась совершить поклонение в храме Ватопедского монастыря, но у входа в собор была остановлена гласом свыше: «Стой, не иди далее, да не пострадаешь зло». Императрица в слезах взмо­лилась о прощении и покинула Афон. Другое правило категорически запрещает постригать на Афо­не безбородых юношей и евнухов. Кроме того, Трагос запрещалафонским монахам крестить детей и вступать в побратимство с мирянами, гостить у мирян, если они по каким-то причинам находились за пределами Афона. Монахи могли торговать толь­ко вещами, сделанными своими собственными руками. Они не должны были продавать свои участки земли, лес и вино. Кстати, лес на продажу запрещалось рубить на Афоне с древ­них времен. Как видим, все эти правила устанавливались для того, чтобы сохранить обособленность Афона от мира, а его иноков от искушений и тяжелых пороков. Эти афонские пра­вила впоследствии повторил в уставе своего скита преподоб­ный Нил.     Дохиар   Наблюдая, как безмолвствуют монахи Святой Горы, стар­цы Нил и Иннокентий учились уставу афонских скитов, образу умной молитвы. Их повседневную жизнь в афонских монасты­рях можно отчасти представить себе по русско-греческому раз­говорнику старца Паисия (Ярославова). Русский паломник, со­ставивший разговорник, долго жил в греческих монастырях, в келье со старцем-греком.

http://isihazm.ru/?id=420

Когда равеннские делегаты в первый раз пришли к еп. Сиксту III, он долго смотрел на их кандидата и на членов делегации, но не мог узнать среди них мужа из видения, поэтому отказался рукополагать кого-либо. На следующий день Сикст III попросил епископа Имолы, к-рый в это время находился в Риме, привести к нему всех клириков этого небольшого города, подчиненного Равенне. Увидев входящего П. Х., Сикст III приветствовал его, пав на колени. Нек-рые жители Равенны сначала воспротивились выбору Римского епископа, говоря: «Мы не принимаем неофита. Он был не из нашей паствы, но вторгся вдруг на епископский трон как вор... Не принимаем, ибо не подобает переходить из подчиненной церкви в большую». Другие, напротив, хвалили П. Х. за добродетель и мудрость. Еп. Сикст рассказал присутствующим о своем видении, и все единодушно согласились на рукоположение П. Х., и «каждый начал почитать его как ангела Божия» (Ibid. 49). Агнелл отмечает приятную внешность П. Х. (Ibid. 47), особо подчеркивает его мудрость и лит. талант (Ibid. 51). Время епископского служения П. Х. «Книга Равеннских понтификов» относит к правлению имп. Валентиниана III (425-455) и Галлы Плацидии (424-450). Это подтверждается данными подлинных сочинений П. Х. Известно, что он поддерживал хорошие отношения с имп. двором в Равенне, в частности с Галлой Плацидией и ее сыновьями ( Petr. Chrysolog. Serm. 130. 35-45). Августа упоминается вместе с П. Х. в Житии свт. Германа , еп. г. Автиссиодура (ныне Осер, Франция). Свт. Герман в 448 г. прибыл ко двору для того, чтобы решить вопрос по поводу Арморики, региона на северо-западе Галлии, которому угрожало наказание со стороны императора за попытку отделиться от империи. В Равенне свт. Герман заболел и скончался. Галла Плацидия взяла себе на память ковчежец с мощами, принадлежавший свт. Герману, а П. Х.- его куколь и власяницу ( Const. Lugd. Vit. Germ. 42-43; о дате смерти свт. Германа см.: Mathisen R. W. The Last Year of St. Germanus of Auxerre//AnBoll. 1981. Vol. 99. N 1/2. P. 151-159).

http://pravenc.ru/text/2580428.html

В 457 г. он возведет на престол Льва I, но затем будет им казнен по обвинению в антиправительственном заговоре. 414 Равенна, город в Романье, области на северо-востоке Италии, на побережье Адриатического моря, являлась с конца IV в. резиденцией западно-римских императоров. 415 Равенна была захвачена в начале 425 г. солдаты Аспара устроили страшную резню и грабеж в павшем городе. 418 Валентиниан III был императором Западно-римской империи в 425– 455 гг. До своей смерти 27 ноября 450 г. за него фактически правила его мать Галла Плацидия. 420 Страбон ок.64 до н. э.-ок.24 н. э. – древнегреческий географ, автор «Географии» в 17 книгах. Николай Дамасский 64 до н. э.-нач. I в. н. э. – древнегреческий историк, автор «Истории» в 144 книгах и «Жизни Цезаря». Ксенофонт ок.430–354 до н. э. – древнегреческий писатель и историк. 423 Алкивиад ок.450–404 до н. э. – афинский политический деятель и полководец эпохи Пелопонесской войны. 426 Валентиниан III 419–455 был коронован в Риме 23 октября 425 г. Он правил Римской империей до 16 марта 455 г. 430 Несторий родился около 381 г. в военном поселении Германикея в Евфратской Сирии. Возможно, что по происхождению он был персом. Несторий учился в Антиохии, вероятно, под руководством знаменитого теолога того времени Феодора Мопсуэстского. Позже ушел в монастырь Эупрепиос за стенами Антиохии. Там он прославился своим аскетизмом и своим красноречием. Эти качества Нестория и сыграли основную роль в его избрании. Феодосий II надеялся, что антиохийский праведник сможет повысить нравственность столичных жителей. 432 Несторий получил законную основу для своей политики, когда Феодосий II 30 мая 428 г. издал эдикт, подтвердивший и увеличивший старые наказания за еретические взгляды и еретическое богослужение. 435 По свидетельству самого Нестория спор об именах Девы Марии начался еще до его рукоположения в константинопольские епископы. 436 Спор об именах Девы Марии имел очевидное христологическое значение: если кто-то подчеркивает божественную природу Христа, то он стремится называть его мать «Богородицей», если же кто-то акцентирует человеческое начало в Христе, то он предпочитает определять ее как «человекородицу».

http://azbyka.ru/otechnik/Sokrat_Sholast...

Ватопедская академия была основана в 753 году. Во главе ее встал греческий богослов Евгений Булгарис (1717-1800), впоследствии принявший русское подданство и окончивший жизнь в России в сане епископа Славянского и Херсонского. Он покинул Академию в 1758 году, после чего она быстро пришла в упадок, хотя и просуществовала до конца XVIII века. В Ватопедской библиотеке хранятся в рукописях сочинения Отцов Церкви - Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и других, упоминаемые далее Птолемеевы географические карты XI века. (27 карт греческого геометра, астронома и физика Клавдия Птолемея (первая половина II века), изображающие участки земной поверхности между 67° северной и 16° южной широты, и являющиеся приложением к его " Географии " ). Новый стиль был введен Константинопольским патриархом Мелетием Метаксатисом в 1923 году. Он был принят в Греции и в части греческих монастырей Афона. Славянские монастыри и Руссик отказались принять его. Греческий император Михаил Палеолог, единоличный император Никейской империи (1261-1282) повсеместно вводил унию, которую Лавра приняла вместе с Ксиропотамом, после чего была разрушена и запустела. Также при Михаиле Палеологе. Галла Плацидия (389-450) - дочь Феодосия Великого. В 21 год взята в плен королем вестготов Аларихом и после его смерти вышла за короля Атаульфа. После смерти сына Феодосия и гибели мужа вернулась в Рим и против воли была выдана братом Гонорием за генерала Констанция, от которого родила двоих детей - Валентиниана и Гонорию. После внезапной смерти Констанция император Гонорий отослал сестру в Византию. Полагают, что именно по пути туда Плацидия посетила Афон. Вернувшись в Италию с войском, она возвела на Западный трон Валентиниана и 25 лет была регентшей Римского государства. Еп. Порфирий Успенский относит посещение Плацидией Ватопеда к 422 г. и предполагает, что ею был построен Димитриевский придел Ватопедскот о собора. Бенедиктинцы - монахи, принявшие устав Св. Бенедикта Нурсийского (480-543) - реформатора западноевропейского монашества. По сравнению с другими монашескими орденами, бенедиктинцы не придерживались чересчур строгих аскетических правил по отношению к одежде и телу, требовали наряду с духовными упражнениями усиленного физического труда, активно занимались науками. Как правило, в орден принимались люди из богатых и знатных семей.

http://isihazm.ru/?id=824

Вернуться 80 В Ватопедской библиотеке хранятся в рукописях сочинения Отцов Церкви – Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова и других, упоминаемые далее Птолемеевы географические карты XI века (27 карт греческого геометра, астронома и физика Клавдия Птолемея (первая половина II века), изображающие участки земной поверхности между 67° северной и 16° южной широты, и являющиеся приложением к его «Географии») Вернуться 81 Новый стиль был введен Константинопольским патриархом Мелетием Метаксатисом в 1923 году. Он был принят в Греции и в части греческих монастырей Афона. Славянские монастыри и Руссик отказались принять его. Вернуться 82 Греческий император Михаил Палеолог, единоличный император Никейской империи (1261–1282) повсеместно вводил унию, которую Лавра приняла вместе с Ксиропотамом, после чего была разрушена и запустела. Вернуться 84 Галла Плацидия (389–450) – дочь Феодосия Великого. В 21 год взята в плен королем вестготов Аларихом и после его смерти вышла за короля Атаульфа. После смерти сына Феодосия и гибели мужа вернулась в Рим и против воли была выдана братом Гонорием за генерала Констанция, от которого родила двоих детей – Валентиниана и Гонорию. После внезапной смерти Констанция император Гонорий отослал сестру в Византию. Полагают, что именно по пути туда Плацидия посетила Афон. Вернувшись в Италию с войском, она возвела на Западный трон Валентиниана и 25 лет была регентшей Римского государства. Еп. Порфирий Успенский относит посещение Плацидией Ватопеда к 422 году и предполагает, что ею был построен Димитриевский придел Ватопедского собора. Вернуться 85 Бенедиктинцы – монахи, принявшие устав св. Бенедикта Нурсийского (480–543), реформатора западноевропейского монашества. По сравнению с другими монашескими орденами, бенедиктинцы не придерживались чересчур строгих аскетических правил по отношению к одежде и телу, требовали наряду с духовными упражнениями усиленного физического труда, активно занимались науками. Как правило, в орден принимались люди из богатых и знатных семей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

405 При Исходе израильтян из Египта Красное море расступилось перед ними, но сомкнулось над преследовавшим их войском фараона. 406 То есть Красное море. 407 Западно-римский император Гонорий умер в Равенне в августе 423 г. от водянки на сороковом году жизни. 408 Иоанн был главой императорских нотариев. 409 Узурпация Иоанна продолжалась с 423 г. по 425 г. 410 Гонорий также возвел Галлу Плацидию, сестру Гонория, в ранг августы, а ее сына Флавия Плацида Валентиниана род. 2 июля 419 г . в ранг цезаря. Это произошло в 423 г. 411 Военная экспедиция в Италию была отправлена в следующем, 424 г. 412 Ардавурий был аланом по происхождению. 413 Аспар, прославившийся захватом Равенны, в будущем станет военным магистром Востока, консулом, «первым из патрициев». В 457 г. он возведет на престол Льва I, но затем будет им казнен по обвинению в антиправительственном заговоре. 414 Равенна, город в Романье, области на северо-востоке Италии, на побережье Адриатического моря, являлась с конца IV в. резиденцией западно-римских императоров. 415 Равенна была захвачена в начале 425 г. солдаты Аспара устроили страшную резню и грабеж в павшем городе. 416 Узурпатор Иоанн был подвергнут позорной казни на ипподроме в Аквилее. 417 Август Констанций был соправителем Гонория в течение нескольких месяцев 421 г. 418 Валентиниан II был императором Западно-римской империи в 425— 455 гг. До своей смерти 27 ноября 450 г. за него фактически правила его мать Галла Плацидия. 419 Возможно, это произошло около 415 г. В письме к Кириллу Александрийскому Аттик оправдан свой поступок настояниями Феодосия II, симпатизировавшего Иоанну Златоусту, и народа. В свете непримиримости иоаннитов он считал это единственным способом прекратить раскол в столичной церкви. 420 Страбон ок.64 до н. э.-ок.24 н. э . — древнегреческий географ, автор «Географии» в 17 книгах. Николай Дамасский 64 до н. э.-нач. I в. н. э . — древнегреческий историк, автор «Истории» в 144 книгах и «Жизни Цезаря». Ксенофонт ок.430—354 до н. э . — древнегреческий писатель и историк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Ипполита написанные мученические страдания этого епископа. В сочинениях римского епископа Григория Великого , который защищает иконы против Серена, епископа Марсельского, часто говорится об изображениях, исполненных в его время: и уже гораздо раньше епископы соперничали в изобретении более прочного и более изящного способа украшения церквей, и потому мозаика часто заступала место живописи красками. Особенно отличались этим римские епископы. Сикст III (431–440) приказал исполнить мозаики в капелле его имени. Его преемник Лев Великий приказал в разрушенной огнем базилике св. Павла на Остийской дороге самый большой свод выложить мозаикой. Иларий повелел в 462 году украсить изображениями из мелких камней церковь Иоанна Крестителя и евангелиста Иоанна в Латеране, а Симплиций (467–483) церковь св. Марии Маджиоре. Их примеру следовали папы VI и VII века, равно как об украшении храмов изображениями заботились и царственные особы, напр. Галла Плацидия заботилась о мозаиках в церкви святых Назария и Кельсия. Средоточие всех христианских художественных представлений на Западе, как и на Востоке, составляет образ Христа Спасителя. Конечно, о внешнем сходстве изображений с первообразом не могло быть и речи после того, как века протекли со времени явления Его на землю; подлинного предания о наружности Богочеловека не сохранилось; сохранившееся же предание, равно как образы Его, не признавались безусловно подлинными. Рядом с представлением Иисуса Христа в конкретно-индивидуальном виде еще держалось в церкви символическое представление Его под образом доброго пастыря, который, впрочем, только один раз встречается перед серединой V века в Равенне, в церкви свв. Назария и Кельсия (надгробная церковь императрицы Галлы Плацидии), где видим его сидящим между овцами на ландшафте. Но совершенно обычное явление представляет агнец Божий, который один представлен в Риме в середине купола двух ораторий из второй половины того же века. Обыкновенно же, он встречается вместе с личным образом Иисуса Христа, в возвышенной и полной мысли композиции, которая является господствующей в эту эпоху в церквах Рима: древнейшая между ними и наиболее замечательная в этом отношении церковь свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Основан он будто бы на месте, где под кустом нашли выброшенного в кораблекрушении царевича Аркадия, будущего императора (брата Гонория), который плыл из Рима в Константинополь и здесь был застигнут бурей (V-й век). Далее, и сестра его, знаменитая Галла Плацидия, имеет к монастырю отношение Кто бывал в Равенне, помнит удивительный ее мавзолей с саркофагами, синею полумглою, таинственным сиянием синефонных мозаик. В юности с увлечением читалось о красавице, черные глаза которой и сейчас смотрят с мозаичного портрета. Бури, драмы, любовь и политика, роскошь и бедствия, мужество и величие заполнили ее жизнь. Радостно было открыть в Ватопеде след героини. Легенда о Галле Плацидии довольно загадочна. В те времена женщинам не был еще закрыт доступ на Афон. Она пожелала проездом из Рима в Константинополь посетить Ватопед. Но когда входила боковыми вратами в храм Благовещения, таинственный голос Богоматери остановил ее, как бы ей запретил. Императрица пала на помост и принялась молиться, но не вошла. Позже на этом месте она приказала изобразить лик Богоматери. Икона существует и теперь, в нише у входа. Но что значит рассказ? Почему запретила ей Пречистая войти? Был ли остановлен Запад в лице ее? Или остановлена именно женщина — яркой выразительницей женского Плацидия была несомненно, и тогда это как бы предвозвестие запрещения женщин на св. Горе — или, наконец, черта некой личной судьбы Галлы? Кто знает. Икона же в нише сохранила название Предвозвестительницы, а монастырь Ватопедский, со своею библиотекою, учеными монахами, комфортом и изяществом, хорошим столом, григорианским календарем, элегантными рясами монахов, великолепным винным погребом, удержал оттенок некоего православного бенедиктинизма Пред закатом мы с о. Пинуфрием и молодым чешским поэтом Мастиком гуляем за монастырем по тропинке вдоль каменного желоба светлой горной воды, по склону ущелья, под гигантскими каштанами, платанами, среди кипарисов и оливок. Теплая, местами золотящаяся тень. Кое-где скамейки. Иногда встречаем монаха.

http://isihazm.ru/?id=824

Папа писал Феодосию и по поводу поставления на Константинопольскую кафедру Анатолия, выразив готовность признать его законным предстоятелем при условии согласия его с православным учением, как оно изложено не только в определениях Вселенского собора в Эфесе, на котором председательствовал святой Кирилл, но и в других авторитетных документах, в том числе и в томосе самого папы, адресованном его предшественнику Флавиану: «Пусть не презрит прочитать даже и мое послание, которое он найдет во всем согласным с благочестием отцов» . Император, однако, был вполне удовлетворен результатами собора под председательством Диоскора и нисколько не желал пересмотра его решений. Папа обратился с посланием к августе Пульхерии, чьи православные убеждения были ему известны, прося ее умолить брата санкционировать созыв собора в Италии, но к успеху это ходатайство не привело. Лев Великий убедил соправителя Феодосия Валентиниана просить его о согласии на созыв Вселенского собора в Италии. С аналогичными просьбами к нему обратились также императрица Галла Плацидия и даже дочь Феодосия и супруга Валентиниана Евдоксия, но Феодосий стоял на своем: в Эфесе «в присутствии досточтимейших епископов, – писал он в ответном послании Валентиниану, – с полною свободою и совершенною истиною отлучены недостойные священства и восприняты те, которые признаны достойными. И мы знаем, что ими ничего не сделано противного правилу веры и справедливости. Итак, весь спор прекращен священным судом. А Флавиан, который признан виновником вредной новизны, получил достойное наказание. И с удалением его царствует в Церквях всякий мир и всякое согласие и процветает не иное что, как чистая истина» . Относительно истины Феодосий мог искренне заблуждаться; что же касается мира в Церквях, то ему не могла не быть известной буря негодования, возбужденная на Западе и в Сирии оправданием Евтихия и низложением святого Флавиана и других епископов, отвергших монофизитскую ересь. Поразительный пример высокомерного игнорирования реального положения дел, проистекающий, правда, в основном не от характера Феодосия Малого, но от принятой триумфальной стилистики императорских актов.

http://pravoslavie.ru/50695.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010