Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАЛЛЫ ПЛАЦИДИИ МАВЗОЛЕЙ Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Между 425 и 430 гг. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне. Между 425 и 430 гг. памятник раннехрист. искусства в Равенне (Италия), возведен в правление Галлы Плацидии , между 425 и 430 гг., на территории имп. резиденции. Маловероятно, что здание предназначалось для погребения Галлы Плацидии, скончавшейся в Риме. Первоначально являлся капеллой ц. Санта-Кроче и был посвящен св. Лаврентию; в 1602 г. при прокладке ул. Галлы Плацидии часть церкви была разобрана и укорочена, капелла стала изолированным сооружением. Мавзолей, сложенный из широкого рим. кирпича, относится к распространенному в IV-V вв. типу крестообразных сооружений, тяготевших к центрическим постройкам. План имеет форму укороченного лат. креста (12,75 ´ 10,25 м), с квадратом на перекрестии, перекрытым купольным сводом на парусах, не выявленным снаружи, а перекрытым 4-скатной кровлей; рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами и 2-скатными кровлями с фронтонами. Профилированный карниз простого рисунка и одинаковые глухие аркады на фасадах придают единство ясной архитектурной композиции. Центральная возвышающаяся часть здания, средние прясла аркад фасадов и фронтоны имеют небольшие окна. Христос Добрый Пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии Христос Добрый Пастырь. Мозаика мавзолея Галлы Плацидии Простота внешнего декора сооружения контрастирует с великолепием интерьера, где сохранился наиболее древний и полный мозаичный цикл. Нижняя часть стен до карниза облицована светлым мрамором, мозаики покрывают верхнюю зону. Размещение мозаик выявляет архитектонику мавзолея. Особенностью их колористического решения является преобладание голубых и синих тонов. На центральном своде на темно-синем фоне среди звезд помещен золотой крест, основанием ориентированный на восток; в парусах - символы 4 евангелистов, окруженные тонкими перистыми облаками. Иллюзорный эффект глубины неба создается благодаря своеобразной перспективе в изображении звезд: от более крупных, расположенных вокруг символов евангелистов, до мелких, окружающих крест на своде.

http://pravenc.ru/text/161595.html

Добрый Пастырь. Мозаика. V в. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне С IV века, со времени правления Константина, живопись, и прежде всего та, которая оформляла интерьеры храмов, стала основным видом изобразительного искусства. С этого момента устанавливается ее преобладание над скульптурой, которую постепенно все более отвергали как напоминавшую о языческих богах. В монументальной живописи в этот период были созданы большие повествовательные циклы. В мавзолее св. Констанции в Риме мозаика еще в основном орнаментальна. Сцены сбора, винограда, повторяющиеся мотивы виноградной лозы, павлинов, декоративных веток можно даже, если забыть о символизме христианского искусства, принять за языческие сюжеты. Между тем виноград – символ Христа, а виноградное вино – символ его крови, пролитой им ради искупления грехов людей. Павлин – символ вечности, то есть загробной жизни, уготованной христианам. Ветки, цветы, павлины в мавзолее св. Констанции свободно размещены на синем фоне, который напоминает о небесной сущности всего изображенного. Мозаика свода, V в. Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне Символика стала пронизывать собой не только византийское, но и все европейское искусство. С течением веков она сложилась в систему, строго обоснованную теологами. Но впервые язык новых символов возник еще тогда, когда христианство было гонимой религией. Тайные его приверженцы, помещая на стенах своих погребальных камер – катакомб изображения, должны были скрыть их смысл от язычников. Художники в катакомбах начали изображать символы Христа – пастуха, виноградную лозу, рыбу. О присутствии Христа напоминал крест. Язык символов оказался универсальным, с его помощью можно было придать изображению многозначность, выразить глубокий смысл. Именно поэтому он сохранился и продолжал развиваться после объявления христианства господствующей религией. В V веке, через столетие после выполнения мозаик в мавзолее св. Констанции в Риме, в другом мавзолее – Галлы Плацидии в Равенне – уже появились большие сюжетные композиции. Среди них – изображение Христа как Доброго Пастыря. Образ молодого пастуха в свободной короткой тунике часто встречался среди памятников античного искусства. Его заимствовали первые христианские художники, когда они стали изображать на стенах катакомб Христа в виде пастуха. Язычники, преследовавшие христиан, могли принять такое изображение за бога Гермеса. Но христиане видели в этом образе напоминание об одной из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ. Тип Христа – Доброго Пастыря оставался основным и после официального признания христианства. Так изображали Христа в скульптуре, таким он появился в мозаичной композиции в мавзолее Галлы Плацидии.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

8. Это описание не имеет, впрочем, целью хвалить римлян, а утешать побежденных и падких к возмущениям людей наводить на другие размышления. С другой стороны, организация римского войска может служить образцом для тех, которые умеют ценить совершенство, но не вполне с ним знакомы. Однако после этого уклонения я опять возобновляю нить моего рассказа. ГЛАВА ШЕСТАЯ Плацид отбит от Иотапаты. Веспасиан вторгается в Галилею. 1. Веспасиан со своим сыном Титом оставались некоторое время в Птолемаиде и приводили в порядок свои войска, между тем как Плацид рыскал по Галилее, захватывал в плен множество жителей и убивал их; в его руки попадалась, однако, слабая и малодушная часть населения, ратный же люд, как Плацид хорошо замечал, каждый раз убегал от него в укрепленные Иосифом города. Он двинулся поэтому против сильнейшего из последних, Иотапаты, надеясь легко покорить ее внезапным нападением и этим прославить себя в глазах полководцев, а им самим облегчить дальнейшее ведение войны, ибо он думал, что другие города после падения сильнейшего из них со страха сдадутся без борьбы. Но он жестоко ошибся в своих надеждах. Иотапатцы узнали о его приближении и ожидали его у города. Неожиданно они напали на римлян в большом числе, вооруженные и воодушевленные к бою, сознавая, что они сражаются за угрожаемое отечество и за жен и детей. Спустя короткое время они отбросили назад римлян, причем ранили многих, но убили лишь семь человек, ибо они отступали не в беспорядке, удары неглубоко врезывались в хорошо защищенные со всех сторон тела римлян, а иудеи, будучи сами легко вооружены, не осмеливались нападать на тяжеловооруженных врагов на близком расстоянии и метали в них стрелы большей частью издали. Со стороны же иудеев пали трое и несколько было ранено. Плацид счел себя слишком слабым для нападения на город и обратился в бегство. 2. Решившись, наконец, сам вторгнуться в Галилею, Веспасиан выступил из Птолемаиды и двинул свое войско в поход в принятом по римскому обычаю порядке. Легкие вспомогательные отряды и стрелков он выслал вперед для отражения непредвиденных неприятельских нападений и осмотра подозрительных лесов, удобных для засад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1879...

В люнетах центрального пространства попарно размещены фигуры апостолов в белых гиматиях и бледно-голубых хитонах, между ними - пара голубей, пьющих воду из чаши; в левом люнете узнаются апостолы Петр и Павел. В торце свода, в люнете над входом, помещена мозаика с образом Доброго Пастыря. Христос изображен безбородым юношей с нимбом, облачен в золотую тунику с 2 синими клавами и пурпурно-лиловый плащ, левой рукой придерживает крест на высоком древке, вокруг - изображения пасущихся овец. Выполнявшие этот люнет мастера были продолжателями эллинистической традиции. В противоположном люнете представлен архидиак. сщмч. Лаврентий, восходящий на раскаленную решетку - орудие его мучения; слева - шкафчик, на полках к-рого 4 Евангелия. Эту деталь композиции интерпретируют как принятие св. Лаврентием учения Христа и подражание Его мученичеству ( Лазарев. С. 34). Своды 4 рукавов креста покрыты многоцветными геометрическими и растительными орнаментами. Свод зап. рукава креста украшен мозаиками с орнаментом в виде кругов из стилизованных звезд и венков, чередующихся с изображениями белых маргариток на синем фоне. Эти мозаики имитируют разноцветные драгоценные ткани, использовавшиеся в рим. традиции оформления светских и культовых сооружений. Орнаментальные полосы с изображением виноградных лоз, лент «серпантина», разных типов меандра разделяют изображения и подчеркивают сочленения архитектурных поверхностей. Сюжеты мозаик (пьющие голуби, припадающие к источнику олени, Христос Добрый Пастырь) известны по росписям катакомб и традиционны для погребального сооружения. Посвящение основного храма Св. Кресту (Санта-Кроче) отразилось в декоре капеллы св. Лаврентия: крест на своде, на древко креста опирается Христос Добрый Пастырь, такой же крест несет сщмч. Лаврентий. Мозаики вост. рукава мавзолея. Саркофаг Галлы Плацидии Мозаики вост. рукава мавзолея. Саркофаг Галлы Плацидии Мозаический ансамбль Г. П. м. стилистически выделяется среди др. памятников Равенны. Мозаики основных частей цикла выполнены мастером, принадлежавшим классической римско-эллинистической традиции.

http://pravenc.ru/text/161595.html

Но сам Гонорий смотрел иначе на свое положение. На 417 год он объявил консулом себя в 11-й раз и полководца Констанция – во 2-й. В январе он отпраздновал бракосочетание Констанция с Галлой Плацидией и в том же году совершил триумфальный въезд в Рим в честь своих побед над врагами. Попавший в плен к Констанцию во время бегства от готов Аттал украсил этот триумф и был затем сослан на остров Липару. 745 Гонорий вернулся в Равенну, и между сестрой и братом установились очень близкие отношения. В 418 году у Плацидии родилась дочь, получившая имя Гонории, а 3 июля 419 года – сын, названный Валентинианом. По настоянию Плацидии он получил новый титул нобилиссима. 746 В 421 году Гонорий объявил Констанция августом и соправителем, а Плацидию – августой. Но византийский двор отказался признать третьего августа, и в Константинополе не приняли портретов Констанция, присланных по обычаю Гонорием для водворения их в главнейших городах империи. Привыкший к свободе военной жизни, Констанций тяготился стеснениями придворного этикета; он вскоре заболел и на седьмом месяце своего царствования умер. Отношения между Плацидией и Гонорием из слишком нежных, вызывавших дурные толки в обществе, превратились скоро во враждебные, и дело доходило до резких столкновений. Не обошлось даже без кровавой борьбы между солдатами Гонория и готской охраной Плацидии. Правитель Африки Бонифаций поддерживал добрые отношения с Плацидией и ссужал ее деньгами. 747 Раздор Плацидии с Гонорием завершился тем, что в июле 423 года она покинула Равенну и отправилась с детьми в Константинополь. Ее встретили с должным почетом в соответствии с ее саном. А 15 августа скончался в Равенне Гонорий. Когда эта весть дошла до Константинополя, был объявлен семидневный траур. 748 Иоанн, занимавший пост первого нотария при дворе умершего императора, по соглашению с военными людьми, захватил верховную власть и был провозглашен императором. Он обратился к Феодосию с просьбой о признании, но в Константинополе, вместо ответа, заточили его послов. Законным преемником Гонория, умершего бездетным, Феодосий признал сына Плацидии Валентиниана, которому тогда было пять лет. В эту пору он находился вместе с матерью в Фессалонике. Предвидя необходимость защищать достигнутое положение, Иоанн стал готовиться к войне. Поддерживавший его молодой и талантливый военачальник Аэций, сын генерала Гауденция и готской княжны, бывший в детские годы заложником у Алариха, а потом у гуннов, отправился к этим последним, чтобы вызвать их на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Ясно, что в половине V в. на Балканском полуострове совершался живой обмен между варварами и культурной империей. В этом обмене обе стороны настойчиво предъявляли требования, которые долго не могли быть взаимно поняты и применены к жизни. Рядом с проявлениями полного упадка, дезинтеграции и распадения изредка обнаруживаются признаки созидания и строения фундамента, на котором должно возникнуть новое здание Восточной Римской, или Византийской, империи. В занимающую нас эпоху преобладают еще элементы разрушения, за которыми и последуем на некоторое время. Не может быть сомнения, что против разрушительных элементов, внесенных варварами, менее было противодействия в Западной империи, чем в Восточной. Аттила получил наименование «бича Божия» среди германских народов. Его попытки распространить завоевания на Востоке встретили упорное сопротивление, с которым он не мог не считаться. С подобным же сопротивлением должны были иметь дело и другие варвары и завоеватели, вследствие чего Восточная империя продолжала существовать в средние века, когда на место Западной явились уже новые народы, образовавшие новые государства. Последним императором из дома Феодосия на Западе был Валентиниан III, рожденный от дочери его Галлы Плацидии и Констанция. Он получил императорский престол вследствие сильной поддержки, оказанной ему из Константинополя, и в его царствование (425–455) влияние восточного императора не ослабевало на Западе. С именем императрицы Галлы Плацидии, которая управляла империей за малолетством сына своего Валентиниана III и вообще имела большое влияние на современные дела, соединяется память о прекрасных художественных сооружениях и памятниках искусства в Равенне. Мавзолей, или усыпальница, Галлы Плацидии с мозаичной росписью, исполненной по обету за спасение от бури на море, представляет собой один из лучших памятников Равенны. Сын ее Валентиниан оказался далеко ниже предлежавших ему государственных задач. Не он направлял дела империи, а военные лица, стоявшие во главе войска. Несчастное соперничество двух наиболее способных генералов, Аэция и Бонифация, было причиной неимоверных бедствий и сопровождалось окончательной потерей провинции Африки, завоеванной вандалами (431–432).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Их отличает ясность композиционного замысла, изысканность колорита, типизированно-иерархические, но незастывшие позы персонажей с классически правильными чертами лиц, живописная трактовка воздушной среды, внимание к эффектам освещения. Более схематична манера др. мастера, создавшего декор боковых частей интерьера и орнаменты. Уникальность мозаик Г. П. м. определяется и техникой кладки, позволившей добиться впечатления импрессионистичности живописи, передающей игру света и воздушность пространства. Мастера использовали смальту разного модуля и неправильной формы, укладывая ее под разным углом с небольшими зазорами между модулем набора, что позволило расширить палитру оттенков цвета за счет оптических эффектов преломления света. Скудное освещение интерьера сквозь небольшие окна, забранные пластинами полупрозрачного золотисто-коричневого агата, придает мозаикам качество мерцающего драгоценного материала, что усиливает контраст между суровым обликом мавзолея и великолепием мозаичного убранства интерьера, символизирующего Горний мир. У торцовых стен зап., сев. и юж. рукавов размещены 3 саркофага. Напротив входа - саркофаг Галлы Плацидии, незавершенность отделки к-рого можно объяснить его вероятным языческим происхождением. На передней и задней стенках находятся 2 поля, подготовленные для надписи, но оставленные пустыми, а также глубокие отверстия, к-рые могли служить для крепления мраморной отделки и драгоценных украшений. Останки погребенной и деревянное убранство внутри саркофага сгорели в XVI в., когда, по одной из версий, неизвестный пробил отверстие в нижней части задней стенки саркофага, желая осмотреть его содержимое с помощью свечи. Саркофаг, расположенный в сев. рукаве, считается погребением имп. Констанция III, супруга Галлы Плацидии. На передней стенке высечен рельеф с изображением 2 агнцев, смотрящих вверх, где на горе, с к-рой сбегают 4 источника, стоит Агнец Божий. Композицию фланкируют изображения финиковых пальм. Саркофаг в юж. рукаве связывают с именем имп.

http://pravenc.ru/text/161595.html

Повествование начинается в верхнем ярусе сценой «Благовещения»: Богоматерь представлена сидящей на престоле в расшитом драгоценными камнями платье, с ожерельем и серьгами, прическа убрана жемчугом, в руках красная пряжа, конец к-рой спускается в высокую корзину. С небес к Ней слетают арх. Гавриил и Св. Дух в виде голубя (архангел в этой сцене изображен еще трижды). Далее следуют композиции «Благовестие прав. Иосифу» и «Сретение», где голова Младенца Христа окружена нимбом с крестиком над челом. Ярусом ниже - «Поклонение волхвов»: Младенец представлен сидящим на широком царском троне, за высокой спинкой к-рого стоят 4 ангела и сияет вифлеемская звезда; по сторонам трона 2 жен. фигуры, одну из них по аналогии с росписью ц. Санта-Сабина истолковывают как персонификацию Церкви; волхвы, держащие большие блюда с дарами, одеты в причудливые костюмы, расшитые драгоценными камнями, и фригийские шапки. Повествование продолжается апокрифическим рассказом о правителе Афродитиане, встретившем св. семейство по пути в Египет и исповедавшим Младенца Христа Богом. В нижнем ярусе - «Избиение вифлеемских младенцев» и «Беседа волхвов с Иродом». Роспись триумфальной арки заканчивается изображениями Вифлеема и Небесного Иерусалима, перед их воротами стоят по 6 овец (символ Церкви). Эллинистическое искусство в росписи ц. Санта-Мария Маджоре пережило подлинное возрождение. Христос Добрый Пастырь. Мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Ок. 25 г. Фрагмент Христос Добрый Пастырь. Мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Ок. 25 г. Фрагмент Характерное для эпохи триумфальное настроение проявилось и в мозаиках мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (ок. 425). Кирпичное здание мавзолея, практически лишенное внешнего декора, поражает богатством внутренней отделки. Нижние части стен облицованы светлым мрамором, свет, проникая сквозь затянутые прозрачным камнем окна, создает эффект внутреннего свечения. На темно-синем фоне центрального свода среди золотых звезд сияет золотой крест, своды 4 рукавов креста покрыты многоцветными ковровыми орнаментами, в парусах - символы евангелистов, на стенах - попарно фигуры апостолов в белых одеждах, между ними фонтаны и птицы.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Преследование христиан послужило причиной войны меж­ду Римской империей и Ираном, которая закончилась для Рима в 422 г. победой. Шах Бахрам в мирном договоре взял на себя обя­зательство не преследовать христиан. Прямые гонения действи­тельно прекратились, но христиане оставались в Иране дискри­минируемой общиной. Никогда уже они не пользовались в этой стране такой свободой, какая существовала для них в царство­вание Йездигерда. 5. Правление Феодосия II и Валентиниана III В 423 г. в Константинополь вслед за печальной вестью о кон­чине императора Гонория пришло тревожное сообщение о том, что притязания на императорский престол выдвинул один из санов­ников примикерий нотариев Иоанн, получивший поддержку со стороны многих военачальников Запада, и среди них одного из самых блестящих полководцев Аэция. С их помощью Иоанну уда­лось овладеть властью над Римом, Равенной и большей частью Италии. Но в Новом Риме узурпатора не признали. Феодосий II удостоил Валентиниана – младенца, родившегося в 419 г. от Гал­лы Плацидии и Констанция, титулом цезаря, а его мать и свою тетку Плацидию, гостившую тогда при дворе в Константинопо­ле, провозгласил августой. Тогда же состоялась помолвка Вален­тиниана с малолетней дочерью Феодосия Евдоксией. Плацидия с сыном выехали на Запад, в Аквилею, в сопровождении военноморского флота. В Италию были переброшены войска под коман­дованием полководцев Ардабурия и его сына Аспара, и в 425 г. они одержали победу над узурпатором. Взятый в плен, он был доставлен в Аквилею и там казнен после мучительных истяза­ний. Известие о поражении тирана Феодосий получил, находясь на ипподроме; он прервал скачки и возглавил крестный ход по улицам столицы. При отъезде Плацидии с сыном на Запад было решено, что впредь императоры Запада и Востока будут править с большей самостоятельностью. При этом издаваемые ими законодательные акты будут действовать не во всей империи, а лишь на той тер­ритории, которая подведомственна правителю, издавшему акт. Возможность подписания закона, изданного одним императо­ром, другим и соответственно введения его в действие в другой половине империи сохранялась, но это была лишь возможность, в то время как ранее законодательные акты, принимаемые одним из императоров, принципиально должны были действовать на всем пространстве империи. Перед отъездом Плацидии в Равен­ну договорились также и об окончательной передаче префекту­ры Иллирик, изначально входившей в состав владений западного императора и впоследствии служившей предметом споров меж­ду Римом и Константинополем, в ведение Константинопольско­го правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

5. Главное стремление Плацида состояло в том, чтобы преградить им бегство в деревню. Он поэтому каждый раз устремлялся в ту сторону, поворачивал назад, беспрерывно поддерживал стрельбу, которой поражал приближавшихся, и удерживал натиск отдаленных. В конце, однако, храбрейшие силой пробились до самой стены. Стражи не знали, что им делать; с одной стороны, им было тяжело не впускать гадарян из-за своих собственных людей; с другой же стороны, они боялись, что если примут их, то погибнут вместе с ними. Это, действительно, и случилось. Римские всадники едва не вторглись вместе с преследуемыми, стеснившимися у стены. Однако осажденным удалось еще запереть перед ними ворота. Плацид был вынужден идти на приступ и, храбро сражаясь до вечера, получил в свою власть стену и обитателей деревни. Праздная масса была уничтожена; более знатные бежали; дома были ограблены солдатами, а деревня сожжена. Обратившиеся в бегство увлекли за собой и население окрестных деревень и повсюду распространяли панику, преувеличивая свое собственное поражение и распуская молву, что вся римская армия находится на ходу. Многочисленными толпами они стремились к Иерихону, ибо город этот, сильный своими укреплениями и огромной численностью населения, еще твердо надеялся на свое собственное спасение. Плацид, опираясь на своих всадников и сопровождавшее его до сих пор счастье, следовал за ними по стопам до самого Иордана и на ходу убивал всех, кого догонял. Достигнув реки, они всю массу стеснили к берегу и, так как быстрое течение реки, разлившейся от дождей и сделавшейся поэтому непроходимой, лишало их возможности переправы, выстроился против них в боевом порядке. Со своей стороны, иудеи, не находя исхода в бегстве, вынуждены были вступить в битву. Они растянулись по берегу в очень длинную линию и в этом положении выдержали стрельбу и набег всадников, которые, врубившись в неприятельские ряды, многих загнали в реку. Пятнадцать тысяч человек пало от меча, а загнанных силой в реку было бесчисленное множество. Пленено было две тысячи двести и, кроме того, захвачена была очень богатая добыча, состоявшая из ослов, овец, верблюдов и рогатого скота.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1880...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010