В 1719 г. Питирим, по желанию Петра, назначен епископом Нижегородским. В видах еще большего успеха его противораскольнической деятельности, (в день самого посвящения, 23 марта 1719 г.), в его Нижегородской епархии оставлены были города Балахна, Юрьевец-Повольский с уездами и часть Галицкого уезда, но только по духовным делам, т. е. по миссионерству, поставлению священников, судным делам и т. п., по денежным делам балахнинские, юрьевец-повольские и галицкие приходы остались в ведении патриаршего Казенного Приказа. О том, что города Балахна, Юрьевец-Повольский и часть Галицкого уезда по духовным делам поступили в Нижегородскую епархию, были посланы указы в Москву Игнатию, м. Сарскому и Подонскому, управлявшему духовными делами Патриаршей области, а также в Казанскую и Архангелогородскую губернии. 115 К последней принадлежал г. Галич, а Балахна и Юрьевец-Повольский при первом разделении России на губернии и по упразднении временно существовавшей Нижегородской губернии, снова отнесены к Казанской губернии. Губернские власти интересовались денежными делами, почему и поставляются в известность о приписке городов по духовным делам к Нижегородской епархии, кроме того, в силу указа 1713 г., они должны были помогать миссионерам. Оставление Балахны, Юрьевца-Повольского, части Галицкого уезда по денежным делам в Патриаршем Казенном Приказе может свидетельствовать с одной стороны о том, что денежные интересы служили главным препятствием к уступке разбросанных патриарших городов в соседние епархии, с другой стороны еще о том, что урок донских казаков не прошел даром для администрации бывшей Патриашьей области, начавшей было, хотя и весьма скупо, раздавать свое наследство на далеких окраинах. Таким образом, после 1719 г. часть Патриаршей области между реками Лухом, Волгой, Унжей и Ветлугой, врезавшаяся почти четырехугольником между Суздальской и Казанской епархиями, весьма заметно расширила территорию Нижегородской епархии, сделавшейся к востоку соседкой Суздальской епархии, а на северо-западе дошедшей до естественных границ рр. Волги и Унжи. Для соединения двух окраинных восточных частей Патриаршей области осталась узкая полоса через г. Гороховец, и то ненадолго. 116

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Проповедь произносится с возвышенной, особо устроенной, кафедры. Предметом проповеди, по крайней мере, сколько нам приходилось слышать, бывает преимущественно евангельское рядовое чтение, а на вечернем богослужении – или событие праздника, или жизнь святого дня, или просто современная жизнь общества в религиозно-нравственном отношении. Галицко-русское духовенство проповедует всегда живою речью. Ни одного раза и нигде нам не приходилось слушать проповедника галицко-русского, читающего свою проповедь народу по тетрадке. Проповедники держат себя на церковной кафедре свободно и непринужденно, всем своим поведением и образом действий ясно показывая, что они совершают привычное, хорошо знакомое им дело. Каких-либо особенно экспрессивных действий, бьющих на эффект, а тем более действий резких, какие иногда дозволяют себе римско-католические ксендзы, нами нигде в галицко-русских храмах во время произнесения священниками проповедей не замечено. Все слышанные нами проповеди произносились на обыкновенном разговорном малороссийском языке. Только в двух случаях, в Св.-Юрской кафедральной и Успенской при Ставропигийском институте церквях было заметно стремление проповедников говорить на новом, т. н. русинском языке, с употреблением слов, видимо, искусственно придуманных и потому непонятных для слушателей. Скажем еще несколько слов о содержании проповедей, на основании собственных наших наблюдений, и приемах проповеднических. Всякая проповедь начиналась и оканчивалась произнесением слов: «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». За произнесением этих слов, следовало обыкновенно чтение Евангелия, положенного на литургии. Тема для проповеди бралась из прочитанного Евангелия и развивалась таким образом: объяснение, или истолкование события, или учения евангельского, приложение его к современной жизни и, наконец, правоучение. При изображении евангельских событий, или же при разъяснении евангельского учения заметно стремление представить то и другое слушателям как можно яснее, реальнее; отсюда подробные описания, изображение палестинских местностей, быта, обычаев народных во время земной жизни Спасителя и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Один из священников в таком виде представляет своим собратьям дело будущего распределения приходов владыкою. Консистория, по его мнению, должна иметь самые точные сведения о нравственном состоянии каждого отдельного прихода, о характере прихожан, о направлении их поведения, о добрых и дурных качествах. Она должна также иметь точные сведения о способностях, характере и поведении каждого священника, па основании истинных и справедливых, а не ложных донесений. Особенно архиерею следовало бы как можно ближе узнавать каждого священника в отдельности, путем непосредственного наблюдения и личной беседы убеждаться, что то за человек, каков его характер, способности и на месте ли он? Священник, в свою очередь, должен был бы вести точный список своих прихожан, с отметками о том, какого каждый из них духа и характера. Такую хронику прихода священник должен был бы представлять через каждые пять лет в консисторию, а эта последняя, по смерти того пли другого священника, должна бы представлять такой список с хроникою архиерею. В таком случае, архиерей мог бы знать, в каком священнике нуждается известный приход. Священники – также люди и с хорошими и с плохими характерами и качествами, так что священник, который, как нельзя более, может подходить и годиться для одного прихода, для другого прихода, имеющего совсем иные нужды, может оказаться совершенно неподходящим. С своей стороны, можем сказать, что на основании сделанных нами наблюдений, проектируемая и желательная для многих членов греко-католического галицко-русского духовенства передача патронатского права в распоряжение владык может оказаться совершенно пагубною для униатской, галицко-русской церкви, особенно если на архиерейских местах позасядут базилиане, руководимые иезуитами и движимые в своей деятельности одною только мыслию об окатоличении галицко-русского народа. Что это наше опасение не безосновательно, можно видеть из следующего. Тот же самый священник, который стоит за передачу права презентации в распоряжение владык и мнение которого по сему предмету мы привели выше, делает, между прочим, следующее характерное замечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Мы нарочито сравнительно долго остановились на изображении внешнего и внутреннего положения современной Галиции, чтобы тем ярче выяснить великое историческое значение духовно-просветительной деятельности покойного о. Наумовича, которую до конца своей жизни с таким самоотвержением и с такою плодотворностью нес на себе покойный отец протоиерей на благо своей родины и присных ей. Этот очерк может показать нам то, в чем должно было состоять это служение отца Наумовича своему пароду и объяснить те трудности и препятствия, которые пришлось испытывать ему на этом пути. Прежде же всего он объясняет нам собою то увлечение польщизной, которому поддался Наумович в дни своей юности: а узнавши положение дела, мы едва ли решимся осудить его за это увлечение. В самом деле, как молодому Наумовичу было не податься этому увлечению польщизной, когда галицко-русская интеллигенция не только ничего не знала из прошлого русского, а и сама отрекалась от своей солидарности с Россией, когда не только внешняя сила была на стороне всего католического и польского, а и культурное значение?!. Но юноша Наумович скоро, как сам говорил он, освободился от этого обаяния и благодаря воздействию на него людей, участвовавших в основании Русского народного дома во Львове и влиянию таких газет, как Слово, опознавшись в своем русском самосознании, вступил на службу галицко-русскому народу в качестве сельского униатского священника. IV. Положение и деятельность отца Наумовича, как сельского деятеля. – Характеристика этой деятельности по его книгам о сельском хозяйстве и новостям из сельской галицко-русской жизни. – Занятия отца Наумовича историей Галиции и унии Ставши сельским священником, отец Наумович прежде всего постарался сблизиться со своею паствой – познакомиться с ее положением и нуждами. Положение это даже с внешней стороны было крайне неприглядно и нужды народа даже материальные были ужасны. В силу своей бесправности и вместе крайнего невежества, селяне ни сельского хозяйства вести не умели, ни садоводством, ни огородничеством не занимались; от того непокрытая, безысходная бедность царила между прихожанами отца Наумовича и, невольно бросаясь в глаза, она не могла не отзываться болью в чутком сердце молодого священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

Каково соотношение возраста Москвы и Костромы? Кострома на 25 лет младше Москвы Москва на 5 лет старше Костромы Костроме столько же лет, сколько и Москве Москва на 5 лет младше Костромы Древний город Кострома всего на пять лет моложе Москвы. Он был основан по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году. Древний город Кострома всего на пять лет моложе Москвы. Он был основан по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году. Древний город Кострома всего на пять лет моложе Москвы. Он был основан по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году. Древний город Кострома всего на пять лет моложе Москвы. Он был основан по приказу Юрия Долгорукого в 1152 году. Какой Галич не существовал? Фото Ludvig14/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Галич Волынский Галич Червенский Галич Мерьский Галич Чухломской Галич Волынский был и есть. Галич Волынский и Галич Червенский — разные названия одного и того же древнего города в Северном Прикарпатье на правом берегу Днестра. Дата основания предположительно относится к 1140 году. Сто лет он был столицей Галицко-Волынского княжества. Возможно, именно от Галича Волынского через переселенцев из юго-западной Руси получил свое название Галич Мерьский (расположенный в земле народа меря). По летописным свидетельствам, он был основан в Костромских землях в 1159 году и долгое время был центром Галичского княжества. А вот Галича Чухломского не существует. Галич Червенский был и есть. Галич Волынский и Галич Червенский — разные названия одного и того же древнего города в Северном Прикарпатье на правом берегу Днестра. Дата основания предположительно относится к 1140 году. Сто лет он был столицей Галицко-Волынского княжества. Возможно, именно от Галича Волынского через переселенцев из юго-западной Руси получил свое название Галич Мерьский (расположенный в земле народа меря). По летописным свидетельствам, он был основан в Костромских землях в 1159 году и долгое время был центром Галичского княжества. А вот Галича Чухломского не существует. Галич Мерьский был и есть. Правда, сейчас он называется просто Галич. Галич Волынский и Галич Червенский — разные названия одного и того же древнего города в Северном Прикарпатье на правом берегу Днестра. Дата основания предположительно относится к 1140 году. Сто лет он был столицей Галицко-Волынского княжества. Возможно, именно от Галича Волынского через переселенцев из юго-западной Руси получил свое название Галич Мерьский (расположенный в земле народа меря). По летописным свидетельствам, он был основан в Костромских землях в 1159 году и долгое время был центром Галичского княжества. А вот Галича Чухломского не существует.

http://sever.foma.ru/shemjakina-vojna-je...

Судьба княжества в 40-60-х гг. определялась, как и почти всюду на Руси, новым внешнеполитическим фактором - необходимостью найти приемлемый способ сосуществования с возникшим на юж. рубежах Руси мощным гос. образованием кочевников - Золотой Ордой. Галицко-Волынское княжество весьма пострадало от монголо-татар. нашествия в 1241 г.: были взяты Владимир-Волынский, Галич «и ины грады многы, имже несть числа» (Там же. Стб. 786) (археологич. исследования установили, что монголо-татары захватили Теребовль, Перемышль, Звенигород, Колодяжин, Плеснеск, полностью уничтожен был Изяславль). В качестве уцелевших Галицко-Волынская летопись называет Холм и отдельные крепости: Кременец и Данилов (на волынско-галицком пограничье), но таковых несомненно было больше. В кон. 1245 - нач. 1246 г. Даниил отправился в ставку хана Орды Батыя, где вынужден был признать свою зависимость от последнего. Особенно ярко она проявилась при преемнике Батыя хане Берке (1256-1266), когда Василько Романович и сыновья Даниила участвовали в военных предприятиях ордынцев против Литвы (1258) и Польши (зима 1259/60); кроме того, в 1259 г. Романовичи должны были подчиниться требованию Бурундая (монг. предводителя на правобережье Днепра) и срыть укрепления своих городов (уцелел Холм). Вместе с тем источники не дают возможности определенно судить о том, в какой мере Галицко-Волынское княжество было (и было ли) захвачено такими государственно-организационными и фискальными мероприятиями ордынских властей, как баскачество или «число» (перепись податного населения), о к-рых хорошо известно для этого времени применительно к Сев.-Вост. Руси, хотя смутное упоминание о городах на юго-востоке Волыни, «седящих за татары» в 50-х гг. XIII в., имеется (Там же. Стб. 838). Так или иначе Даниил имел возможность проводить активную самостоятельную внешнюю политику и не терял надежды на организацию отпора Орде. Это проявилось прежде всего во взаимоотношениях с папством, в к-ром галицкий князь видел силу, способную взять на себя такую организацию,- очевидно, в связи с тем, что тема обсуждалась в 1245 г.

http://pravenc.ru/text/161541.html

Скачать epub pdf 7.02 Служба священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому На велицей вечерне Б лажен муж: 1-й антифон На Г осподи, воззвах: стихиры на 6, глас 4: Отче святителю Владимире,/измлада Христу поработати пламенне вожделел еси/и сего ради во градех Тамбове и Киеве богомудрию неленостно поучался еси,/идеже слово Евангелия сердцем чистым восприим,/и на нем все житие твое утверждая, Христу верен явился еси даже до смерти. (Дважды) Божественное смотрение о тебе исполнися, святителю,/егда к пастырскому деланию призва тя Бог,/таже и святительством увенча/и души словесных овец твоему попечению предаде,/да соблюдеши я во единем стаде//Единаго Пастыря Христа Бога нашего. Чистоту душевную вкупе и телесную/призывал еси хранити,/блудником и винопийцем был еси обличитель нелицеприятный,/тии бо, якоже рече апостол,/Царствия Божия не наследуют./Сего ради смиренно молим тя, досточудне,/людем, страждущим грехи сими,//помощник буди непостыдный. Пастырь добрый, милосердия исполнен,/явился еси пастве твоей, святителю Христов:/егда мор жесток и глад велий землю самарскую постиже,/о людех страждущих и алчущих/попечение непрестанное полагая,/многая от смерти избавил еси.//Темже моли от бед и глада душевнаго нас избавити. Да радуется земля Московская,/прославляющи богомудраго святителя Владимира,/той бо во дни распрей и нестроений/дух мятежный века сего обличи,/к благоустроению и миру призывая,/о согрешивших братоубийством ходатай быв,/и ныне престолу Божию предстоит,/моляся о всех выну Господу,//спасти и просветити души наша. Слава, глас 8: Боголюбивому отцу твоему, иерею Никифору,/яко истинный сын, святе Владимире,/в служении Богу уподобился еси./Ныне же вкупе с лики исповедников Российских//престолу Отца Небеснаго предстоиши, выну моляся о душах наших. И ныне, Богородичен, глас тойже: Царь Небесный за человеколюбие на земли явися,/и с человеки поживе,/от Девы бо Чистыя плоть приемый/из Нея прошедый с восприятием,/Един есть Сын, сугуб естеством,/но не Ипостасию,/Темже, совершенна Того Бога и совершенна Человека/воистину проповедающе,/исповедуем Христа Бога нашего:/ егоже моли, Мати Безневестная,//помиловатися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть Бандерштат: миф или реальность? 25.05.2014 2835 Время на чтение 6 минут Планы, которые Запад (прежде всего США и НАТО) вынашивал с начала горбачёвской «сдачи» Великого Советского Союза в отношении бывшей Украинской ССР, ныне открыто осуществляются уже на территории «независимого государства Украина », особенно после захвата власти в этом «государстве» необандеровской фашистской хунтой. Попытки создания на землях Юго-Западной Руси этакого буферного псевдогосударства между Россией и Центральной Европой предпринимались ещё с начала I Mipoboй войны, то есть ровно 100 лет назад. Именно тогда австро-германские стратеги сделали ставку на взращённый ими и польскими реваншистами в австрийском Королевстве Галиции и Лодомерии «украинский» национализм как на идею, целью которой являлся тогда и является сейчас полный отрыв Юго-Западной Руси от остальной России. Показательно, что эта сначала идея, а затем идеология формировалась на землях Прикарпатской (Галицкой) Руси с главным городом Лембергом (он же изначально Львов, затем Lwów, а с 1939 г. Льbib). Напомню, что жители Прикарпатской Руси (Галичины и Буковины) до I Mipoboй войны в основной своей массе называли и считали себя русинами, а русины Подкарпатской Руси (Закарпатья) и поныне являются таковыми. Карпаторусский народ крепко держится своей исконной древней Русскости, отвергая галицко-польско-немецкое «украинство». В Галичине же малая часть отщепенцев от галицко-русского народа возомнила из себя новоявленных «украинцев», отрёкшись от Русского имени. Именно сей «малый народ» (по И. Шафаревичу) и стал базой для создания искусственной «украинской нации» с её тухлым, провонявшим салом и дёгтем, а сейчас ещё и «коктейлем Молотова», сельско-местечковым «национализмом». Сформированный австрийскими немцами из этого «малого народа» легион «Украинские сечевые стрельцы» (УСС, «усусы», по-просту «сечевики, синежупанники») с самого начала нёс скорее карательные, нежели боевые функции на австро-русском направлении I Mipoboй войны. «Воюя» таким образом со своими российскими соплеменниками-малороссами из Русской Императорской армии (а главное - с ненавистными «москалями»), галичане-сечевики, благодаря октябрьскому перевороту в России, добрались-таки до Киева - Матери городов русских.

http://ruskline.ru/analitika/2014/05/26/...

Государь принял участие в торжественном молебне, на который помимо Свиты Государя также прибыли председатель Государственной Думы М.В.Родзянко, член Государственного Совета князь Д.П.Голицын-Муравлин, депутаты Госдумы от фракции русских националистов В.А.Бобринский, Д.Н.Чихачев и др. «Огромный храм был переполнен до тесноты, свидетельствует владыка Евлогий, генералы, офицеры, солдаты, русские, служащие в разных ведомствах (среди присутствующих я увидал Председателя Государственной думы Родзянко), местное галицкое население - все слилось воедино; длинная вереница священнослужителей, в золотистых облачениях, с о. протопресвитером Шавельским впереди, - и все это шествие возглавлялось мною. Момент был не только торжественный, но и волнующий, захватывающий душу...» Приветствуя Государя, архиепископ Евлогий произнес торжественную речь, в которой были такие слова: «Невыразимым восторгом бьются наши сердца при мысли о том, что наш Державный Венценосец, Самодержец Всероссийский, вступает, наконец, в этот древний Галицкий удел, в этот старый русский Львов, столицы славных князей русско-галицких, в эту историческую вотчину св. князя Владимира, хоть и отторженную некогда от единой Державной Руси, но никогда не прерывавшую своей родственной духовной связи с нею. ...Обагренная кровью, облитая слезами Галичина, быть может, еще не в состоянии устроить тебе, Великий Государь, достойной встречи; но сердца доброго галицкого народа широко открыты тебе и в них глубоко запечатлелся светлый и обаятельный образ Белого Русского Царя-Освободителя и Благодетеля Галицкого народа». Посетив после молебна госпиталь, в котором трудились его сестры - Великие княгини Ксения и Ольга, Государь отбыл в резиденцию генерал-губернатора, с балкона которой обратился к собравшемуся народу с кратким приветствием: «Спасибо за сердечный прием, да будет единая, могучая, нераздельная Русь, " ура " » . Царские слова были покрыты дружным несмолкающим «ура!». «Восторг тысячной толпы, сообщала пресса , достиг апогея во время манифестации у дворца генерал-губернатора, когда Государь вышел на балкон.

http://ruskline.ru/history/2015/04/23/ch...

К сер. XIII в. Городенское княжество было разделено на ряд владений, из них Волковысское, Свислочское и Слонимское княжества с 40-х гг. XIII в. были подчинены Литовскому вел. кн. Миндовгу, к-рый вел борьбу с Галицким вел. кн. Даниилом Романовичем за обладание Понеманьем, в первую очередь Новогородком (совр. Новогрудок), Городно и ятвяжскими землями. В 1252 и 1258 гг. Романовичи захватывали Городно, но не смогли его удержать. После неудачных походов 1260, 1275 и 1278 гг. галицко-волынским князьям пришлось отказаться от попыток завладеть крепостью. С сер. XIII в. среди сев.-зап. владений вел. кн. Даниила Галицкого известен г. Турийск (совр. дер. Турейск Щучинского р-на), ранее входивший в состав Городенского княжества. В 1252 г. Турийск выдержал нападение литов. кн. Войшелка , разорившего его окрестности (Войшелк был послан Миндовгом в отместку за потерю литовцами Городно и др. мест). Др. центром, за к-рый шла борьба между галицко-волынскими и литов. князьями, был Волковыск. Впервые он упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 г. По результатам археологических раскопок возникновение Волковыска можно отнести к сер. или 2-й пол. X в. Первоначально это было укрепленное валом поселение на Шведской горе на р. Рось. На рубеже XI и XII вв. в 0,5 км от него возникли поселения на городище Муравельник и на Замчище. В сер. XII в. Волковыск был разрушен, по-видимому, в ходе борьбы за киевское наследие между ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и владимиро-волынским кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем , в числе сторонников последнего были правители Городенского княжества. В посл. трети XII в. в Волковыске на Замчище началось возведение 3-нефного 6-столпного храма, по особенностям плана и строительному материалу близкого к Нижней церкви в Городно. Можно предположить, что оба храма строились одной артелью по заказу городенского князя. Строительство церкви в Волковыске остановилось после закладки фундамента ( Каргер. 1968. С. 427-428). В ходе археологических раскопок на Шведской горе в Волковыске в слое XII в. обнаружены части хороса, небольшие иконы, застежки от книг, писалы-стили, значительное количество предметов с надписями, что свидетельствует о широком распространении грамотности среди горожан.

http://pravenc.ru/text/168161.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010