Галицко-русское национальное движение в 1939-1940 годах советской властью было разгромлено: откуда-то были выявлены его связи (недоказанные, впрочем) с русской белоэмиграцией. Именно это и послужило поводом к разгрому. Подчеркну, что белоэмиграция в межвоенной Польше никогда не была союзником галицко-русского движения, ибо последнее стояло на позиции национально-консервативного, а отнюдь не буржуазно-демократического устройства возрождённого в будущем Русского государства. Как известно, деятели Белого движения в большинстве своём были буржуазными демократами-«февралистами». Руководители и актив русского движения в Галичине были репрессированы, галицко-русские организации разогнаны. С 1939 года началась тотальная советская «ykpaїhiзaцiя» населения Галичины и Западной Волыни, начавшаяся, впрочем ещё в польский период. Немногие выжившие русские галичане влачили в послевоенный советский период жалкое существование: на хорошую работу их, высокообразованных специалистов в различных областях науки, культуры и искусства, не принимали, в отличие от «ykpaїhцib» - как правило, малограмотных, но «карьеролюбивых» выходцев из прикарпатских сёл. Во Львове, опустевшем после выселения советской властью поляков и уничтожения бандеровцами евреев (польское и еврейское население составляло большинство межвоенного Львова) уделом русских галичан оставалась лишь работа в музеях, библиотеках и архивах. Например, виднейший галицко-русский литературный и общественно-политический деятель межвоенной эпохи Василий Романович Ваврик (1889-1970), о котором я уже писал, доживший до весьма преклонного возраста (91 год), после войны трудился старшим научным сотрудником Львовского исторического музея, а другие его бывшие соратники трудились в основном в музеях, библиотеках и архивах западных областей УССР. Часть коренного русского населения Галичины и Западной Волыни (современные Львовская, Ивано-Франковская, Тернопольская, Волынская и Ровенская области) в межвоенный период оказалась обманным путём втянута в «українство». Сначала австрийско-немецкие, а затем польские шовинисты сделали всё, чтобы отнять у подъяремных русских людей национальное имя, самосознание, историческую память и сделать из них сознательных врагов всего того, что веками связывало их с Русью, отравить их ядом воинствующей русофобии, которая лежит в основе идеологии «українства».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

е. галицко-русский пастырь должен иметь попечение приблизительно о 1131 – 1702 душах. Сколько у нас священников, вдвое столько церквей, а школ еще больше! Где же физические (другие оставляю в стороне) силы для удовлетворения таким великим и сложным обязанностям? То не штука – быть канонически поставленным настоятелем прихода в 2000 душ: но кто из нас в силах на самом деле пасти этих 2000 Христовою кровию искупленных людей, как учил и велел пасти Христос? Из этого следует, что мы должны всеми силами домогаться, чтобы в приходах с населением свыше 1200 душ назначались на счет «религийного фонда» сотрудники священникам и, кроме того, на счет того же фонда поставлены были при школах особые катихиты. Ибо требовать от пастыря, которому вверяются 2000 наших крестьян, или мещан, чтобы он исполнял среди них, как следует, апостольское и культурно- просветительное служение, положительно немыслимо». Затруднительное положение галицко-русских священников, в виду крайней малочисленности их сравнительно с обширностию приходов и общим числом русского населения в Галиции, увеличивается еще значительно в виду особенного положения галицко-русских приходов, в состав которых иногда входит несколько храмов. 8. Галицко-русские храмы, замечательные из них; общество « Ризница» Все русские церкви в Галиции разделяются па два разряда: 1) церкви матерные, т. е. самостоятельные, приходские и 2) церкви дочерные, т. е. приписные к самостоятельным. Количество дочерних церквей довольно значительно. Так, напр., во Львовской епархии в 1900 году матерных церквей числилось 751 и дочерных 496; в Перемышльской епархии к началу 1902 г. матерных церквей было 712 и дочерних 572 (относительно Станиславовской епархии точных сведений у нас не имеется; по можно думать, что и там отношение дочерних церквей к матерным такое же, как и в остальных двух епархиях). Кроме дочерних церквей, при некоторых матерных, церквах имеются каплицы; напр., во Львовской епархии в 1900 г. таковых каплиц было 28. Еще характернее в данном случае сведения об отношении матерных и дочерних церквей в отдельных приходах.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

п. В речах проповедников касательно применения евангельских событий и учения заметна особенная любовь к употреблению образов и примеров, выхваченных, так сказать, из текущей жизни, из привычной и хорошо знакомой слушателям житейской обстановки. Один проповедник, напр., слышанный нами, в пример того, как грех может укореняться в душе человека, указывал своим слушателям на «лопух», при чем он изложил историю сего растения, его особенности, остановившись больше всего на необыкновенной плодовитости его. Другой проповедник, заговорив о том, как грех бывает заразителен и какие средства употребляет диавол для того, чтобы соблазнить христианина, перешел к речи о порочных женщинах, которых, по словам проповедника, так много во Львове и которых он изобразил с такою реальностию, что в иных местах его речи слушатели и особенно слушательницы чувствовали себя, видимо, смущенными. В нравоучительной части заметно у галицко-русских проповедников стремление к обличительному тону. Есть основание думать, что страстию обличать своих пасомых в особенности отличаются молодые сельские галицко-русские священники. Так заставляет думать и митрополит Шептицкий, который в своем окружном послании к духовенству, по поводу вступления его на митрополичью кафедру, нашел нужным предостеречь духовенство от употребления резких обличений в проповеди . «Избегая проповедей обличающих и не затрагивая в них никаких личностей», говорит митрополит Шептицкий, «будем стараться, чтобы, по крайней мере, в каждые два года раз проходить в своих проповедях катихизис от первой и до последней страницы». Указание митрополита на катихизическое учение, как на главный предмет желательных для него проповедей духовенства дает некоторый повод предполагать, что галицко-русское духовенство уклоняется от этого рода проповедей. Наши наблюдения, правда, ограниченные, до некоторой степени подтверждают вероятность данного предположения. У галицко-русских проповедников подмечается особенность, склонность обсуждать в своих проповедях предметы современной жизни, не исключая, и политической.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Но против этой последней передачи галицко-русское греко-католическое духовенство решительно и совершенно справедливо возражает, что это было бы равносильно совершенному порабощению Церкви Христовой светскому иноверному и иноплеменному правительству, враждебно настроенному ко всему русскому. Остается тогда еще двоякий выход из ненормального положения, обусловленного существованием в галицко-русской церкви патронатского нрава: передача этого последнего в распоряжение духовных консисторий, или же епископов. Было высказано даже и в печати желание, чтобы патронатское право было передано духовным консисториям, впрочем, без серьезной мотивировки этого проекта, за исключением того полу-иронического замечания, что, священнику лучше исполнить рабское: «приидите, поклонимся» деятелям в вертограде Христовом, нежели мирским людям». Другие же не желали бы передачи патронатского права в распоряжение духовных консисторий па том основании, что галицко-русское греко-католическое духовенство, как заявляет о том печатию один священник, «не имеет никакого доверия к своим консисториям. В случае презентования приходов консисториями, необходимо бы оставить по меньшей мере по 10 самых лучших приходов для каждого референта (члена) консистории, чтобы он мог поделить ими своих сыновей, зятьев, шуринов до четвертой степени, а для владыки также следовало бы оставить, по крайней мере, до 20 лучших приходов в его распоряжение с тою же целию. Если теперь крылошанин (член «крылоса», капитулы), или консисторский референт старается для своего молоденького сына об одном из лучших приходов, то это еще простительно, ибо priina charitas ab ego, дело идет здесь о насущном хлебе; но чтобы крылошанин в дополнение к лучшему приходу старался выхлопотать для своего сына, едва шестилетнего священника, крылошанское отличие, это – больно, соблазнительно, даже смешно». Таким образом, остается один только выход из ненормального положения, именно: передача права презентации приходов архиереям. В пользу такого решения склоняется, кажется, большинство галицко-русского духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

В Вене русских, соединенных с римской церковью, то есть униатов, назывались рутенами. Приобретенные Австрией рутены должны были сознавать себя прежде всего униатами, но не людьми, принадлежащими к какой-либо национальности. Но всё же, на первых порах австрийское правительство не только признало существование русского народа, но и поддерживало его, чтобы получить в нем противовес польским влиянию. В дальнейшем, по причине родства галичан с великороссами, правительство предпочо польский элемент русскому, к которому относилось подозрительно. Именно тогда впервые в Галиции были озвучены идеи малорусского сепаратизма. В 1846 году епископ Григорий Яхимович направил венскому правительству письмо, предлагая Австрии использовать вместо бунтующих поляков галицкую Русь в качестве политического орудия против России. По их мнению, в планах австрийской политики должна была быть учтена возможность с помощью галицкой Руси склонить на свою сторону и украинских малороссов. Но с другой стороны это же время отмечено первым проявлением возрождения русского национального самосознания. Маркиан Шашкевич, Яков Головацкий, Николай Устианович и Иван Вагилевич составляли в 1832-1833 годах в Львовской духовной семинарии кружок первых галицко-русских людей, имевших целью создание галицко-русской литературы на народной основе. В 1836 году они подготовили сборник песен под заглавием «Русалка Днестровская» - первую русскую книгу Галиции. Немецкая администрация была этим крайне недовольна, а авторы, заподозренные в подстрекательстве населения, были взяты под полицейский надзор. Но едва появилась зачатки галицко-русской литературы, тотчас произошла распря между литераторами, и ни о чем другом, как о языке. Одна группа - во главе ее стояли Я. Головацкий и И.Вагилевич - требовала писать так, как говорит галицко-русский народ, и брать себе за образец простонародную поэзию. Другая группа защищала церковнославянский язык, требуя, чтобы названия отвлеченных понятий и даже некоторые грамматические формы были заимствованы из него.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/25/...

Продолжали свою неутомимую работу среди русского населения «Галицко-русская Матица» и Ставропигийский институт. В 1922 году возобновляет свою деятельность Общество русских дам. В 1923 году во Львове было основано общество «Русская школа». В 1924 году возобновило свою деятельность Общество русских студентов «Друг». Издавались книги и периодика, как, например, «Справка о русском движении в Галичине» Василия Ваврика (1930), «Манифестация русского духа» (1938), «Галичане и всерусская культура» (1938), «Талергофский альманах» (1924-1932), орган Русской Селянской Организации еженедельник «Земля и Воля», орган Русского Ревизионного Союза «Кооперативный Вестник», «Временник Ставропигийского института», «Русский голос». Вот некоторые выдержки из книги современного русского историка, знатока галицко-русской культуры и истории Н.М.Пашаевой «Очерки истории русского движения в Галичине XIX-XX вв.» ( Москва , 2001): «С...того же 1921 года началось создание галицко-русской политической организации, начавшей свою деятельность под названием Русской Народной Организации (РНО), как скажет позднее В.Р. Ваврик, " в ужасных условиях: во всём галицко-русском крае... были австрийской властью закрыты и конфискованы (во время войны - прим. Г. Л. ) общества, народные дома, читальни, ученические пансионы, гимнастические дружины и библиотеки. Всё это было Австрией передано « украинц ам» как верным своим союзникам... " . Позднее, в 1928 году, РНО была переименована в Русскую Селянскую Организацию. Как писал В.Р.Ваврик (на страницах «Временника Ставропигийского института» и отдельной брошюрой) в 1929 году, РСО является союзом русского крестьянского населения, признающего национальное и культурное единство всех русских племён. Её целью является защита национально-культурных, экономических и социальных прав русского крестьянина в Польше. РСО входит в состав общерусской национальной организации Русское Народное Объединение, " чтобы общими силами добиваться в Польше всех гражданских прав: школ, равенства и свободы на родной земле " . Число членов РСО в 1928 году В.Р. Ваврик определяет примерно в 80.000 - 100.000 душ».

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

Галицко-русское духовенство составляет передовое, интеллигентное сословие в русском населении Галиции. Бесспорно образованное, независимое от прихода ни в деле определения на приход, ни даже в деле обеспечения, такт, как оно получает казенное жалованье, духовенство занимает руководящее, господствующее положение в среде русского населения в Галиции. Такое положение русского духовенства в Галиции весьма заметно отражается и на характере чисто пастырских отношений его к прихожанам. Отношения русского священника в Галиции к своим прихожанам напоминают до известной степени отношения пана-помещика к своим крестьянам. Панский дух галицко-русского духовенства, проникающий пастырское служение его, несомненно, поддерживается и питается в нем примером отношений римско-католических ксендзов к своим прихожанам и вообще господствующим в Галиции, напоминающей в миниатюре древнюю Польшу, духом аристократизма, пренебрежительного отношения правящего меньшинства к подчиненному большинству. Панский дух галицко-русского духовенства выражается преимущественно в легкомысленном отношении его к исполнению своих пастырских обязанностей, в открытой роскошной жизни, отчуждении от народа, стремлении к сближению с мелкою шляхтою и т. п. Митрополит Шеп- тицкий, хотя сам поляк по происхождению и аристократ по родственным связям, сильно и решительно порицает этот панский дух галицко-русского духовенства в своих посланиях к семинарии и всей вообще пастве своей. «Воспитанник семинарии», говорит он в одном из своих посланий, «который не дает себе ясного отчета относительно своего будущего назначения, у которого остался бы хотя один атом того убеждения, что его обязаны содержать, который бы, вообще, привык есть хлеб даром, мог бы со временем, будучи священником, также точно рассуждать, что вверенный ему народ существует для него, чтобы его кормить и на него работать. Такой священник умел бы доить и стричь овец, но не умел бы их пасти. Он был бы непременно священником жадным на деньги, а такой не может не быть наемником, будет не священником, а только ремесленником. «Всечестные отцы», обращается затем митрополит к ректору, префектам и профессорам семинарии, «знают лучше, нежели я, какой вид представляет село и как бедный народ страдает, имея подобного пастыря. Он не дает людям подступиться к нему! Он обходится с людьми, как со скотом, ибо в глубине души своей он, действительно, считает их настоящим скотом. В основных понятиях, на которых зиждется пастырство, он до такой степени далек от идеала христианского священника, что и народ не может смотреть на него, как на своего отца, и он сам не в состоянии по-христиански исполнить ни одного пастырского действия».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Укладник — мастер, делающий уклад (сталь, которой укладывают или наваривают лезвия столярных и других орудий), булат. К ювелирным изделиям ремесло укладника отношения не имеет. Укладник — это мастер, делающий уклад (сталь, которой укладывают или наваривают лезвия столярных и других орудий), булат. Сыновья и внуки какого знаменитого князя боролись за великокняжеский престол в землях Галицкого княжества? Всеволода Большое Гнездо Владимира Мономаха Александра Невского Дмитрия Донского История средневековых междоусобиц запутана и полна загадок. Потомки Дмитрия Донского Василий II Темный (сын Василия I, внук Дмитрия Донского), его дядя Юрий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), а затем двоюродные братья Василий Косой (двоюродный брат Василия II Темного, сын Юрия Галицкого) и Дмитрий Шемяка (сын Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского) боролись за великокняжеский Московский стол на Галицкой земле, на территории Северо-Восточной (Залесской) земли. Междоусобные войны и придворные интриги продолжались всю вторую четверть XV века. В ходе княжеских усобиц Галич Мерьский (современный Галич) стал основной базой династии местных князей, выступавших против великого князя Московского Василия II История средневековых междоусобиц запутана и полна загадок. Потомки Дмитрия Донского Василий II Темный (сын Василия I, внук Дмитрия Донского), его дядя Юрий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), а затем двоюродные братья Василий Косой (двоюродный брат Василия II Темного, сын Юрия Галицкого) и Дмитрий Шемяка (сын Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского) боролись за великокняжеский Московский стол на Галицкой земле, на территории Северо-Восточной (Залесской) земли. Междоусобные войны и придворные интриги продолжались всю вторую четверть XV века. В ходе княжеских усобиц Галич Мерьский (современный Галич) стал основной базой династии местных князей, выступавших против великого князя Московского Василия II. История средневековых междоусобиц запутана и полна загадок. Потомки Дмитрия Донского Василий II Темный (сын Василия I, внук Дмитрия Донского), его дядя Юрий Дмитриевич (сын Дмитрия Донского), а затем двоюродные братья Василий Косой (двоюродный брат Василия II Темного, сын Юрия Галицкого) и Дмитрий Шемяка (сын Юрия Дмитриевича, внук Дмитрия Донского) боролись за великокняжеский Московский стол на Галицкой земле, на территории Северо-Восточной (Залесской) земли. Междоусобные войны и придворные интриги продолжались всю вторую четверть XV века. В ходе княжеских усобиц Галич Мерьский (современный Галич) стал основной базой династии местных князей, выступавших против великого князя Московского Василия II.

http://sever.foma.ru/shemjakina-vojna-je...

Подведем итоги. 1. Понятие «Русская земля» в Галицко-Волынской летописи является хоронимом, обозначающим Киевщину, Киевскую землю. 2. Этот хороним может в ряде контекстов относиться также к Галицкой и Волынской земле, а также и к другим русским княжествам, например Козельскому. 3. Понятие «русский» является этнонимом. «Русские» в ряде позиций противопоставляются ляхам, половцам, уграм и т.д 4. Понятие «Русь, русский» является политонимом и культуронимом, обозначающим всё пространство древней домонгольской Руси. 5. В связи с тем, что князь Роман Мстиславович именуется царем, можно утверждать, что Русь мыслится как некое царство и как царство священное, коль скоро измена Даниилу Романовичу осмысляется как безбожное деяние, подобное каинову или иудину греху. 6.В ГВЛ встречается прямая аналогия между Русью (точнее – Галицко-Волынской землей) и Израилем. Соответственно Русь является святой землей, и ее судьбы во многом соответствуют путям древнего Израиля, соотносясь с концептами Божественного водительства, а также народного преступления и Божественного наказания. Один из примеров – сопоставление короля Белы с Синахерибом и Фараоном. 7. В похвале Владимиру Васильковичу, а также рассказах о построении Холма и Каменца ощущается влияние концепта «Святой Града – Новый Иерусалим».  Полную библиографию см.: Галицко-Волынская летопись. СПб., 2005. С. 412–421 (далее – ГВЛ, страница, затем в скобках – номер столбца по Ипатьевской летописи).  См. в частности:  Седов В.В.  Древнерусская народность//  Седов В.В.  Славяне. М., 2005. С. 576–580.  Там же. С. 240.  ГВЛ. С. 89 (Кол. 640). – «Мстислав же был со всеми князьями русскими и черниговскими. Когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: “Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете”».  ГВЛ. С. 103 (Кол. 664). – « Половцы же пришли к Киеву и захватили Русскую землю. Даниил обессилел».  ГВЛ. С. 107 (Кол. 671). – «Взяв Козельск, Батый пошел в Половецкую землю. Оттуда стал посылать на русские города, и взял приступом город Переяславль и разрушил весь…»

http://pravoslavie.ru/64352.html

Со времени же присоединения Галиции к Австро-Венгрии, когда польско-католическое население первой совершенно наравне с русско-униатским населением ее подпало под власть немцев, надолго прекратились в Галиции всякие вообще религиозные ограничения и стеснения, направленные к окатоличению русских униатов. Благодаря всем этим историческим условиям, уния, не смотря на свое 200-летнее существование в Галиции, не успела пустить особенно крепких корней здесь, не завоевала себе среди русского населения ее особенной симпатии и тем более любви, вообще оказала сравнительно ничтожное влияние на религиозное миросозерцание русских галичан, у которых древле-православная церковность и обрядность сохранились до последнего времени в сравнительно неповрежденном виде. Даже мало того: у них доселе остается сильною внутренняя любовь к православной вере, которая имеет нечто сродное, близкое, дорогое русскому сердцу. Поэтому, среди старейшего поколения галицко-русских униатов и доселе еще живы симпатии к православной России, равно как в жизни и быте галицко-русских униатов и доселе еще нередко во всей свежести и чистоте сохранились старинные русские православные религиозно-церковные обряды. С этой стороны наблюдение над жизнию и бытом галицко-русского духовенства и народа представляет несомненный интерес и для нас, православных. Не интересно ли и не поучительно ли, в самом деле, для нас, православных священников, познакомиться с жизнию, деятельностию и пастырскою практикою таких галицко-русских священников, как приснопамятный страдалец за веру и народность галицкий патриот Иоанн Наумович? Наши наблюдения привели нас к твердому убеждению в том, что дух Наумовича не умер и доселе среди русского духовенства в Галиции. Но, с другой стороны, те же наблюдения привели нас и к тому заключению, что в последнее время наступили для Галиции такие тяжкие – и внешние и внутренние – условия, которые угрожают серьезною опасностию той сравнительной целости и неповрежденности древле-православной церковности и той внутренней симпатии к православию, какие доселе сохранялись среди русских галичан.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010