иезуитов, с изъятием их из-под власти епархиальных архиереев. Иезуиты начали немедленно реформировать униатские галицко-русские монастыри в латинском, разумеется, духе. С этого времени деятельность галицко-русских монастырей значительно оживилась. В настоящее время они составляют очень важную боевую силу католицизма и полонизма, устремившегося в последние годы со всем фанатизмом на бедный галицко-русский народ. Иезуиты являются полными хозяевами в галицко-русских монастырях. В последнее время, по сообщениям галицко-русской периодической печати, иезуиты начали усиленно распродавать все недвижимые имения галицко-русских монастырей, под тем предлогом, что эти имения, будто бы, не приносят соответствующих доходов, а па самом деле затем, как думают, чтобы, лишив базилиан имений, совершенно поработить их себе. В то же самое время иезуиты стараются постепенно уничтожить порядок и самый дух русского богослужения в базилианских монастырях. Под влиянием иезуитов, реформованные монахи стали постепенно сокращать богослужение и в своих монастырях теперь совершенно не служат повечерия, полунощниц, сокращают наполовину утреню, вечерню и всенощное бдение, а вместо того вводят в своих монастырях чисто латинские службы, как-то: литании, корунки, набоженства в честь сердца Иисусова, майские службы и пр. Как некоторые думают, реформованные базилиане, руководимые о.о. иезуитами, скоро из всего русского богослужения намерены оставить одну только службу, именно литургию, да и то, по всей вероятности, шептанную, а все прочее заменить латинским. Нынешние базилиане в Галиции, особенно молодые, являются достойными последователями своих учителей – иезуитов. Они все заражены и всецело проникнуты страшною ненавистию к белому русскому духовенству. Базилиане часто устраивают миссии, вторгаются в сферу деятельности приходского духовенства и производят смуту, даже сектантство. При многих монастырях базилиане открыли училища, в которых совершенно католичат и колонизуют русских детей. Базилиане захватили в свое распоряжение издание шематизмов (адрес-календарей епархиальных), которые печатают фонетикою и всячески искажают их содержание в латинском духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Правительственное жалованье из так называемого «религийного» фонда, как сказано, находится в прямой зависимости от количества и доходности земельного церковного надела. В приходах, совсем не имеющих, или имеющих малый земельный надел, правительственное жалованье для священника равняется приблизительно 1200–1400 коронам (корона австрийская равняется приблизительно нашим 40 коп.). Среди галицко-русского духовенства раздаются совершенно справедливые жалобы на недостаточность такого казенного жалованья. Галицко-русское духовенство, как на основание своего домогательства увеличения казенного жалованья, указывает, прежде всего, на то, что «религийный» фонд, незаконно присвоенный правительством, дает возможность значительно увеличить казенную прибавку духовенству к тому доходу, какой получается им от пользования земельными наделами. Кроме того, «религийный» фонд незаконно эксплуатируется правительством совершенно для других целей, не имеющих ничего общего с греко-католическою галицко-русскою церковью. Ссылается, далее, галицко-русское духовенство на крайнее несоответствие получаемого им казенного жалованья с жалованьем, какое получают в Австрии светские чиновники. В то время, как чиновники самой низшей категории, напр., 11-го ранга, от которых не требуется даже среднего образования, получают в Австрии до 1600 кор., а учители средних школ – до 2800 кор., при чем как те, так и другие имеют еще прибавки за каждое пятилетие по 400 и 600 кор., священники, от которых требуется университетское образование, должны довольствоваться 1200–1400 кор., без всяких прибавок в течение последующей службы. Наконец, в своем домогательстве увеличения правительственного содержания себе галицко-русское духовенство совершенно резонно ссылается на то, что оно исполняет бесплатно многие такие функции, которые не входят в сферу его прямых обязанностей, но которые безусловно необходимы и важны для государства, края, поветов, сельских громад, суда и т. п. В особенности духовенство указывает на свою умелую и образцовую деятельность по ведению метрик. Метрики ведутся духовенством бесплатно, а между тем если бы правительство содержало особых чиновников даже самого низшего ранга для ведения метрик, то оно вынуждено было бы тратить на них несравненно больше, чем сколько оно теперь уплачивает из «религийного» фонда всему вообще греко-католическому галицко-русскому духовенству.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Галицко-русский митрополит занимает особенное, исключительное положение. Он есть не только начальник галицко-русской церкви, но и вместе с .тем влиятельный представитель своего народа пред высшим гражданским правительством. От его деятельности существенно зависит положение и благополучие галицко-русского народа в крае и в государстве. Нельзя не согласиться с теми галицко-русскими патриотами, которые находили и находят положение нового митрополита крайне неопределенным, двусмысленным и рискованным. С одной стороны, он – поляк, католик, иезуитский питомец, базилианин; а с другой стороны, он – униатский митрополит и, как таковой, должен постоянно, каждую минуту стоять па страже интересов русской церкви и русского парода, к которым крайне враждебно настроены как поляки, так и о.о. иезуиты. Двойственность положения нового митрополита весьма ярко отображается и па всей его деятельности, в качестве начальника русской церкви и представителя русского народа в Галиции. С одной стороны, он пишет послания, в которых намечает целый ряд мер, имеющих целию благо русского народа и его церкви; а с другой стороны, он не принимает никаких мер к пресечению весьма вредной деятельности базилианских монахов, искажающих униатское богослужение, колонизующих русских детей в содержимых ими школах, вводящих раскол своим вмешательством в сферу пастырской деятельности приходских священников, портящих церковно-богослужебные книги и т. п. С одной стороны, он при всяком случае показывает себя защитником чистоты восточного греко-католического обряда, возможно большей автономии галицко-русской церкви, а, с другой стороны, он пишет обширное и красноречивое послание в защиту сохранения status quo в деле подчинения галицко-русской церкви конгрегации propagandae de fide, против чего восставал он, в бытность свою Станиславовским епископом. С одной стороны, он усердно ревизует приходы и церкви Львовской епархии, «самоотверженно» поучает духовенство и народ своими красноречивыми речами, сближается с священниками и народом, обещает отстаивать их интересы, а, с другой стороны, он молчаливо и безучастно созерцает отвратительную картину происходящей ныне в Галиции польской экзекуции над крестьянами, взбунтовавшимися весною и летом минувшего года, вследствие решительной невозможности терпеть ненавистный гнет страшных податей и еврейской эксплуатации...

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Имея все это в виду, мы и намерены познакомить читателей с своими наблюдениями, между прочим, над жизнию, деятельностию и пастырскою практикою русского духовенства в Галиции, сделанными нами во время 3-х месячного пребывания в Галиции. В частности, мы имеем в виду обратить внимание на следующие стороны в жизни галицко-русского духовенства: а) приготовление кандидатов священства; б) определение священников на места и отношение их к своему начальству, патронам и пастве; в) особенности пастырской деятельности галицко-русского духовенства; г) положение дьяков в Галиции и д) состояние высшей иерархии и монашества в галицко-русской церкви. Глава вторая. Приготовление кандидатов священства в Галиции (Низшее, среднее и высшее образование, получаемое кандидатами священства в Галиции. Львовская генеральная семинария и ее устройство. Богословский факультет Львовского университета. Сецессия русских богословов из Львовского университета и временное закрытие Львовской духовной семинарии. Отношение м. Андрея Шептицкого к семинарии, замеченные им недостатки в устройстве и жизни Львовской духовной семинарии, предполагаемая реформа ее). 1. Низшее, среднее и высшее образование, получаемое кандидатами священства в Галиции Кандидаты греко-католического галицко-русского духовенства получают образование в особо предназначенных для того учебно-воспитательных заведениях. Таких заведений во всей галицко-русской митрополии существует три: греко-католическая генеральная духовная семинария во Львове, резиденции галицкого греко-католического митрополита, и епархиальные семинарии в Перемышле и Станиславове. Перемышльский и Станиславовский лицеи, учрежденные сравнительно не так давно, представляют собою закрытые духовно-учебные заведения. До некоторой степени они напоминают наши духовные семинарии, или правильнее училища. Они удовлетворяют потребностям собственно местных епархий. Кроме того, они не дают законченного образования, необходимого для греко-католического священника, так что окончившие курс в них поступают затем для довершения своего образования в греко-католическую семинарию, находящуюся во Львове. Более подробных и точных сведений о Перемышльской и Станиславовской семинариях не можем сообщить, так как мы сами лично не видели их и не имели возможности ближайшим образом наблюдать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Но этот закон осуществлялся до последнего времени с большими затруднениями и придирками со стороны разных представителей местной польской администрации. Вследствие разных проволочек со стороны наместничества и старост, часто бывало так, что вдовы и сироты галицко-русского духовенства получали пенсию только через два, даже через 4 года после смерти мужа или отца. В 1901 году галицко-русские послы державной думы входили с соответствующим представлением по этому поводу к министру исповеданий и просвещения, который исходатайствовал у императора на этот счет особое распоряжение. Согласно сему распоряжению, если вдовы, или сироты галицко-русского духовенства подадут прошение о пенсии в течение трех месяцев после смерти мужа, или отца своего, то пенсия им будет назначена со дня смерти мужа или отца, а если после трех месяцев, то – со дня подачи прошения. В виду незначительности пенсии, полагающейся вдовам и сиротам галицко-русского духовенства, это последнее само принимает некоторые меры к облегчению тяжкой доли своих сирот и вдов. Для этой цели в каждой из трех епархий галицко-русской церкви существует особый «фонд вдов и сирот», которым управляет особая комиссия, состоящая под председательством во Львовской епархии – митрополита, в других епархиях – одного из крылошан. Фонд вдов и сирот Перемышльской епархии в 1900 г. равнялся 245.827 кор. 57 гел.; в 1901 г.=355.920 кор. и в 1902 г.=367.479 кор. 87 гел.; в Станиславовской епархии такой же фонд в 1900 г. равнялся 365.219 кор. 76 гел.; в 1902 г. немного более 251.000 кор. Наличность фонда вдов и сирот духовенства Львовской архиепархии неизвестна в точности. Известно только, что сборы с духовенства в этот фонд поступают весьма неисправно, напр., в 1899 г. поступило 15.598 кор., в 1900 г. 16.928 кор., в 1901 г. 16.252 кор., а в 1902 г. только 12.026 кор. Поэтому, Львовская консистория нашлась вынужденною обратиться к о.о. деканам с воззванием о более исправном представлении сборов с духовенства в кассу фонда; а несколько раньше о том же самом просил духовенство и митрополит Шептицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Долги же эти, без сомнения, весьма значительны, если галицко-русское духовенство ссылается на них, как на одну из причин своего обеднения и говорит о них даже в тех случаях, когда ищет у правительства увеличения своего казенного жалованья. Теперь понятно, почему и митрополит Шептицкий так сильно нападает в своем послании на долги, которые делают богословы во время своего обучения в семинарии. Само духовенство галицко-русское настолько озабочено этим печальным явлением в своей жизни, что придумывает разные способы к тому, чтобы совершенно уничтожить его в самом корне. Некоторые советуют для этого учредить в семинарии кассу, из которой воспитанники могли бы брать деньги для покрытия своих экстра-ординарных расходов, с уплатою даже % по 5–6 вместо 100–200%, какие они теперь платят своим частным кредиторам. Основной расходный капитал для этой кассы советуют инициаторы учреждения ее позаимствовать из фонда вдов и сирот духовенства, который существует во всех трех епархиях галицко-русской греко-католической церкви. Галицко-русское духовенство имеет некоторые специальные общества, или учреждения, назначенные для облегчения тяжелого материального положения его и возникшие благодаря заботам самого же духовенства преимущественно в самое последнее время. Так, в августе 1901 года учреждено в Галиции, во Львове, «Краевое кредитное общество чиновников и священников». В этом обществе священники участвуют наравне со всеми вообще русскими чиновниками. Цель общества состоит в том, чтобы дать возможность своим членам хранить свои сбережения в верном месте, выдавать ссуды за небольшие проценты и вообще оказывать материальную помощь в хозяйственных нуждах и затруднениях своих членов. Вопрос о пенсии галицко-русскому духовенству находится пока в неопределенном положении. На основании закона 3 июля 1898 года, разрешается просить, в виде милости, у правительства пенсии для вдов священнических до 400 кор., а для сирот, не достигших 24 лет, добавления в размере до 200 кор. на воспитание их, для неспособных же к труду сирот дозволялось ходатайствовать о пенсии наравне с сиротами всех вообще государственных чиновников.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

(за 1900 год 1 ). Преимущественное, подавляющее большинство в среде русского населения Галиции составляет именно крестьянство, простой народ, живущий по селам; незначительный процент его приходится па долю мещанства и вообще мелко-торгового населения, проживающего в городах; наконец, еще меньший, сравнительно с общим числом всего русского населения Галиции ничтожный процент, составляет интеллигенция, образованный класс к которому принадлежат: духовенство, мелкое чиновничество и учители гимназий. Так как чиновники и учители гимназий живут в городах, где русское население сравнительно немногочисленно, то, следов., главными образованными представителями русского народа в Галиции, руководителями его в религиозной, умственной, нравственной и социально-экономической жизни являются священники. Таким образом, самое положение священников, как единственно образованных представителей русского (преимущественно) сельского населения Галиции, призывает их к широкой общественной деятельности. Кроме того, положение русского населения в Галиции было и есть боевое в буквальном смысле этого слова. С одной стороны, польская администрация и польское панство, а с другой стороны, жидовство силятся завладеть галицко-русским крестьянином, поработить его себе умственно и в экономическом отношении, убить в нем все русское, родное... И у крестьян галицко-русских нет решительно ни кого, кроме духовенства, кто бы мог поддержать, ободрить, утешить и поруководить их в этой неравной, исключительной культурной борьбе. И должно правду сказать, что галицко-русское духовенство до последнего времени сознавало всю важность и величайшую ответственность положения, какое указано ему самим Провидением в многострадальной истории родного народа. В большинстве случаев галицко-русские священники всегда стояли на высоте своего призвания пастырей русского населения Галиции в самом широком смысле этого слова. Как искренние, убежденные патриоты, галицко-русские священники всегда были и духовными руководителями-пастырями и вместе с тем советниками, учителями своей паствы в социально- экономической жизни ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Кроме того, в последнее время, так же как и прежде, дьяки, помимо прямых своих обязанностей, исполняют и другие должности, являясь весьма полезными деятелями общественной русской жизни в Галиции. Благодаря тому, что дьяки выходят из среды самого же народа и очень часто являются в селах единственно грамотными людьми, галицко-русские дьяки очень часто исполняют в селах обязанности сельских господарей, громадских писарей, заведующих общественными лавками, нередко даже начальниками сельских громад. Благодаря всему этому, дьяки галицко-русские находятся в ближайшей и теснейшей связи с народом, знают его нужды, потребности, недостатки, прекрасно понимают дух и настроение народной массы. Таким образом, дьяки, при умелом и хорошем руководстве ими, могли бы являться и быть весьма полезными помощниками галицко-русских священников в их пастырской и общественной деятельности. К сожалению, этого нет в действительности. Зависит это, кажется, больше всего от неправильных отношений, существующих между священниками и дьяками. Галицко-русские священники, сколько позволяют нам судить о том наши наблюдения, и теперь относятся к дьякам очень пренебрежительно, глядя па них не столько как па своих помощников, при совершении богослужения и требоисправлений, сколько как па церковных и своих служителей. Галицко-русский дьяк и теперь, как прежде, является не штатным, постоянным членом церковного причта, а вольнонаемным церковником. Впрочем, в последнее время в Галиции обращено серьезное внимание па прискорбное положение дьяков. Прежде всего, принимаются меры к тому, чтобы хоть сколько-нибудь возвысить умственный уровень дьяковского сословия. С этого целию во Львове, Перемышле и Станиславове устроены специальные дьяковские школы. В этих школах обращается особенное внимание на обучение кандидатов дьяковства церковному чтению и пению и знанию церковного устава. Сколько можно судить по печатным сведениям о том, нынешние дьяковские школы в Галиции имеют много существенных недостатков в своей организации. Па это теперь обращено внимание и заявляются настойчивын требования открытия новых дьяковских школ, или же, по крайней мере, радикального реформирования ныне существующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

В настоящее время, по поводу устрояемого паломничества в Рим для поздравления папы с 25-летпим юбилеем его служения, галицко-русское греко-католическое духовенство в числе многих других желаний намерено возбудить чрез своего митрополита также ходатайство и об уничтожении патронатского права. Неизвестно и трудно предвидеть, чем может закончиться все это движение, направленное к отмене патронатского права. Любопытно при этом отметить, что само духовенство галицко-русское доселе еще не согласилось между собою в решении вопроса о том, чем лучше всего заменить право патроната, в случае его уничтожения, и кому должно быть предоставлено тогда право решающего голоса в выборе священника для того или другого прихода. Казалось бы, что естественнее всего эго право следовало бы передать самим прихожанам, «громадам», так как они наиболее заинтересованы в этом деле и им ближе и дороже, чем кому-либо другому, интересы приходской церкви и жизни. Однако же, духовенство галицко-русское, по-видимому, единодушно не желает, чтобы право выбора священников было предоставлено «громадам», боясь, что эти последние будут слепым орудием в руках представителей польской администрации в крае, или что в этом случае могут возникнуть такие злоупотребления, как подкупы «громад» водкою и т. п. «Чтобы селяне – громадяне давали священнику презенту на приход», говорит один из галицко-русских греко-католических священников, «о том не может быть и речи. Они еще не доросли до достоинства колляторов; тогда, наверное, выдача презенты происходила бы в корчме. Тогда при каждой смене священника возобновлялись бы торги за церковные требы, при чем дошло бы до того, что мы видим теперь с церковными дьяками, которые при каждой смене сбавляют цену, и там, где лет 30 – 40 тому назад дьяк получал в год по четверти ржи с каждого хозяина в селе, там он теперь, благодаря конкуренции, соглашается служить за 10 кр. в год». «Известно», замечает другой галицко-русский священник по тому же предмету, «что наши «громады», особенно старшина – слепое орудие в руках не только старост, но даже и Громадских писарей». Таким образом, передача права патроната в руки «громад» сельских, вообще прихожан, была бы равносильна передаче его правительству.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

При таком порядке подготовления кандидатов на должности «приходников», сельские «громады», разумеется, имеют полную возможность присмотреться к деятельности этих кандидатов в то время, когда они еще исполняют обязанности «заступников» и «заведывателей». А для того, чтобы не было злоупотреблений, чтобы на места «приходников» не проходили лица недостойные, церковная власть может, разумеется, определить ясно и точно требования со стороны образовательного ценза и нравственных качеств, каким должны удовлетворять кандидаты, желающие получить от «громады» презенту на место «приходиика». Более серьезного внимания заслуживает то соображение, что сельские «громады» легко могут сделаться слепым орудием в руках представителей польской администрации в крае, или же самих русских, принадлежащих к так называемой радикальной партии, враждебно относящейся ко всему религиозному, церковному. Но если бы даже и так было, то все таки это было бы несравненно лучше нынешнего порядка, ибо со стороны русской «громады», насчитывающей в себе 500 – 1000 человек, скорее можно ожидать и справедливого и – главное – внимательного отношения к интересам своей родной церкви, нежели от какого-либо польского шляхтича, пропитанного до мозга костей ненавистию ко всему русскому. Что же касается боязни возбуждения вопроса о плате за требоисправления, в случае передачи презентацийного права в руки прихожан, то, хотя это опасение и справедливо, но едва ли его можно выдвигать на первый план в таком важном деле, как защита и спасение галицко-русской церкви от страшно вредного для нее патроната. А между тем галицко-русское греко-католическое духовенство, как нам кажется, потому именно и противится передаче презентацийного права в руки прихожан, что оно серьезно боится коренной перемены во взаимных отношениях между священниками и прихожанами, установившихся (отношениях) в Галиции. К речи об этих взаимных отношениях между галицко-русским духовенством и прихожанами мы и переходим. 2. Отношения галицко-русского духовенства к прихожанам и материальное обеспечение галицко-русского духовенства

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010